Доктор Атомик
Доктор Атомик | |
---|---|
Опера Джона Адамса | |
Либреттист | Питер Селларс |
Язык | Английский |
Премьера | 1 октября 2005 г. |
«Доктор Атомик» — опера современного американского композитора Джона Адамса на либретто Питера Селларса . Премьера состоялась 1 октября 2005 года в Опере Сан-Франциско. Работа посвящена тому, как ведущие деятели Лос-Аламоса справились с огромным стрессом и тревогой, связанными с подготовкой к испытанию первой атомной бомбы (« Тринити »).
снял документальный фильм В 2007 году Джон Х. Элс о создании оперы и сотрудничестве Адамса и Селларса под названием « Чудес много» . [1]
История состава
[ редактировать ]Действие первого акта происходит примерно за месяц до испытания бомбы, а действие второго акта происходит ранним утром 16 июля 1945 года (день испытания). Во втором акте время для персонажей замедляется, а затем возвращается к часам. Опера заканчивается в последний, продолжительный момент перед взрывом бомбы.
Хотя первоначальный заказ на оперу предлагал, чтобы американский физик Дж. Роберт Оппенгеймер , «отец атомной бомбы», был изображен в образе доктора Фауста 20-го века , Адамс и Селларс сознательно старались избежать этой характеристики. Элис Гудман два года работала с Адамсом над проектом, прежде чем уйти. Она возражала против характеристики Эдварда Теллера , продиктованной первоначальной комиссией. [2]
Работа сосредоточена на ключевых участниках Манхэттенского проекта , особенно на Роберте Оппенгеймере и генерале Лесли Гроувзе . В фильме также фигурирует Китти Оппенгеймер , жена Роберта. Селларс адаптировал либретто из первоисточников. [ нужна ссылка ]
«Доктор Атомик» по стилю похож на предыдущие оперы Адамса «Никсон в Китае» и «Смерть Клингхоффера» , обе из которых исследовали характеры и личности фигур, причастных к историческим событиям, а не инсценировали сами события. [3]
Либретто
[ редактировать ]Селларс адаптировал большую часть текста оперы из рассекреченных правительственных документов США и сообщений ученых, правительственных чиновников и военных, участвовавших в проекте. [ нужна ссылка ] Он также включил стихи Шарля Бодлера и Мюриэль Рукейсер , Священные сонеты Джона Донна , цитаты из Бхагавад-гиты и традиционную песню туземцев Тева . [4]
Вступительный припев
[ редактировать ]Марвин Коэн , профессор физики Калифорнийского университета в Беркли и в то время президент Американского физического общества , раскритиковал некоторые части либретто за то, что они не являются строго научно правильными. [5] В частности, он не согласился с первоначальными вступительными строками, взятыми из отчета Смита 1945 года :
- «Материя не может быть ни создана, ни уничтожена, а только изменена по форме.
- Энергию нельзя ни создать, ни уничтожить, а только изменить ее форму».
После критики Коэна Адамс переписал вступительный припев: [ нужна ссылка ] который теперь гласит:
Мы верили, что
«Материя не может быть ни
создано и не уничтожено
но изменился только по форме».
Мы верили, что
«Энергия не может быть ни
создано и не уничтожено
но изменился только по форме».
Но теперь мы знаем, что
энергия может стать материей,
и теперь мы это знаем
материя может стать энергией
и таким образом измениться по форме.
Заключение акта 1
[ редактировать ]» Донна В арии, исполненной Оппенгеймером, использован текст из « Священного сонета XIV :
Разбей мое сердце, трехличный Бог; Для тебя
Пока еще, но стучите, дышите, стучите, дышите, стучите, дышите
Сияй и стремись исправиться;
Разбей мое сердце, трехличный Бог;
Чтобы я мог подняться и встать, свергнуть меня и согнуться
Ваша сила, чтобы сломать, взорвать, сломать, взорвать, сломать, взорвать
сожги и обнови меня.
Я, как город-узурпатор, другому долгу,
Трудись признать тебя, но, ох, без конца,
Разум твой наместник во мне, меня должен защищать,
Но находится в плену и оказывается слабым или неверным,
И все же я очень люблю тебя и очень хочу, чтобы меня любили,
Но я обручен с твоим врагом,
Разводись со мной, развяжи или снова разорви этот узел,
Возьми меня к себе, заключи меня в тюрьму, потому что я
Если ты не очаруешь меня, я никогда не буду свободен,
И никогда не целомудренным, если только ты не восхитишь меня.
Акт 2, сцена 3, припев
[ редактировать ]Это было заимствовано из Бхагавад-гиты (переведенной на английский Свами Прабхаванандой и Кристофером Ишервудом ). [ нужна ссылка ] и читает:
При виде этого твой облик изумительный,
Полные ртов и глаз, ног, бедер и животов,
Ужасный с клыками, о хозяин,
Все миры охвачены страхом, как и я.
Когда я вижу тебя, Вишну, вездесущий,
На плечах небо в цветах радуги,
С разинутыми ртами и пылающими глазами —
Весь мой покой исчез; мое сердце обеспокоено.
Акт 2, традиционная песня Тева
[ редактировать ]Это выступление приправлено повторяющимся припевом Паскуалиты, горничной из племени Тева, коренной американки Оппенгеймеров. Текст взят из традиционной песни Тева, и последующие повторения повторяют текст с изменением направления на запад , восток и юг : [4]
На севере цветет облачный цветок
И теперь сверкает молния
И теперь грохот грома
И вот дождь пошел! Аа-ага, аа-ага, мой малыш.
История выступлений
[ редактировать ]Последующие постановки
[ редактировать ]В июне 2007 года состоялась европейская премьера этой постановки в Nederlandse Opera в Амстердаме. Затем он открылся в декабре 2007 года в Лирической опере Чикаго под руководством Селларса, где Финли и Оуэнс повторили свои роли. Адамс и Селларс внесли «некоторые существенные изменения» в оперу и постановку в ответ на отзывы постановок в Сан-Франциско, Амстердаме и Чикаго. [6]
Новая постановка оперы, поставленная кинорежиссером Пенни Вулкок и дирижером Аланом Гилбертом , была показана в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. [7] в октябре 2008 года и был частью сериала «Метрополитен-опера Live in HD» 8 ноября 2008 года. Помощником дирижера в этой постановке также был Донато Кабрера . HD - видео постановки позже транслировалось по национальному телевидению на канале PBS также в серии Great Performances at the Met в декабре 2008 года. 17 января 2009 года постановка оперы Met была услышана на NPR в рамках субботнего дневного шоу Metropolitan. Радио «Опера» вещает . Спектакль Пенни Вулкок был повторно поставлен Английской национальной оперой в Лондоне с 25 февраля по 20 марта 2009 года, где Джеральд Финли повторил свою роль в главной роли. [8] Производство Met 2008 года транслировалось онлайн бесплатно 23 июня и 8 декабря 2020 года. [9] В июле 2023 года опера была исполнена на заброшенном железнодорожном складе в Утрехте в рамках фестиваля науки и музыки. [10] Спектакль имеет поддержку как композитора, так и либреттиста. [11]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 1 октября 2005 г. Дирижер: Дональд Ранниклс |
---|---|---|
Дж. Роберт Оппенгеймер | баритон | Джеральд Финли |
Китти Оппенгеймер | меццо-сопрано или сопрано | Кристина Джепсон |
Генерал Лесли Гроувс | бас | Эрик Оуэнс |
Эдвард Теллер | драматический баритон | Ричард Пол Финк |
Роберт Р. Уилсон | тенор | Томас Дж. Гленн |
Фрэнк Хаббард [n 1] | баритон | Джеймс Маддалена |
капитан Джеймс Нолан | тенор | Джей Хантер Моррис |
Паскуалита | меццо-сопрано или контральто | Бет Клейтон |
- ↑ В некоторых источниках имя Хаббарда также упоминается как «Джек».
Адамс написал роль Китти Оппенгеймер для меццо-сопрано Лоррейн Хант Либерсон . Однако она не смогла принять участие в проекте по состоянию здоровья (умерла вскоре после премьеры работы). На мировой премьере произведение исполнила меццо Кристин Джепсон . [12] Для второй крупной постановки в De Nederlandse Opera Адамс переработал роль сопрано Риверы Джессики . [13] На премьере Метрополитен-опера роль снова исполнила меццо Саша Кук . [3]
Доктор Атомная Симфония
[ редактировать ]В 2007 году Адамс адаптировал оперу для «Доктора Атомной симфонии» . Музыка была взята из увертюры, различные интермедии и оркестровые постановки были составлены из арий вроде фирменного Оппенгеймера «Batter My Heart». Премьера произведения впервые была представлена Симфоническим оркестром BBC под управлением композитора 21 августа 2007 года на концерте BBC Proms . Позже произведение было исполнено в Карнеги-холле весной 2008 года. Первоначально симфония состояла из четырех частей и длилась 45 минут, но Адамс переработал ее до трех частей (исполняемых без перерыва) и продолжительностью 25 минут. Эта версия была записана в 2008 году Симфоническим оркестром Сент-Луиса под управлением Дэвида Робертсона и выпущена на лейбле Nonesuch Records 20 июля 2009 года. [14] [15]
Записи
[ редактировать ]- 2008: DVD с широкоэкранным звуком DTS; или широкоэкранный звук Blu-ray в формате Dolby True HD с Джеральдом Финли в роли Дж. Роберта Оппенгеймера; дирижер: Лоуренс Ренес ; Нидерландский филармонический оркестр и хор; Студия: Опус Арте
- 2008 года HD-видео : производство Пенни Вулкок , дирижер Алан Гилберт , с Джеральдом Финли в роли Дж. Роберта Оппенгеймера, Сашей Кук в роли Китти Оппенгеймер, Ричардом Полом Финком в роли Эдварда Теллера и Томасом Гленном в роли Роберта Уилсона. Записано вживую 8 ноября 2008 года в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. [16]
- 2012: Премия Грэмми за лучшую оперную запись - аудиозапись с Гилбертом, Финли, Куком, Финком, Гленном, Метрополитен-опера, Sony, 2008 г.
- 2018: премию Грэмми за лучшую оперную запись Официальная аудиозапись, номинированная на , с Джеральдом Финли, Джулией Баллок , Дженнифер Джонстон , Бриндли Шерраттом, Эндрю Стейплсом , Маркусом Фарнсвортом, Обри Алликоком, певцами BBC , Симфоническим оркестром BBC , Джоном Адамсом, 2018 None such Records
См. также
[ редактировать ]- Копенгаген , пьеса Михаэля Фрейна о встрече Нильса Бора и Вернера Гейзенберга в Копенгагене в 1941 году.
- Оппенгеймер , фильм режиссера Кристофера Нолана , выпущенный в июле 2023 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Смешение искусства и науки, чтобы получить Судный день» , The New York Times , Стивен Холден , 30 мая 2008 г.
- ^ Сервис, Том (29 сентября 2005 г.). « Это было начало новой эпохи в истории человечества » . Хранитель . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «The Met in HD, Doctor Atomic , 2008» , Тимоти Робсон, Bachtrack , 1 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Песни Тева Герберта Дж. Спиндена , 1933 г., перепечатано Sunstone Press, Санта-Фе, Нью-Мексико, 1997 г.
- ^ «Либретто допускает вольности с фундаментальной физикой: технические проблемы профессора остаются без внимания» , The Berkeleyan , 22 сентября 2005 г.
- ↑ Томмазини, Энтони , « Доктор Атомик : изменение решающего момента в истории» , The New York Times , 17 декабря 2007 г. (получено 9 февраля 2009 г.)
- ↑ Вестфаль, Мэтью, Адамса «Met и ENO будут сотрудничать в постановках «Доктора Атомика» , Новая опера Голиёва» , Playbill Arts , 15 августа 2007 г.
- ↑ Эндрю Клементс, « Доктор Атомик » , The Guardian (Лондон), 26 февраля 2009 г. (Проверено 4 марта 2014 г.)
- ^ «15 неделя» . www.metopera.org . Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ « Доктор Атомик » . Doctoratomic.nl (на голландском языке) . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Интервью с композитором Джоном Адамсом на YouTube.
- ^ Алекс Росс (3 октября 2005 г.). « Доктор Атомик – Обратный отсчёт» . Житель Нью-Йорка . стр. 60–71 – через therestisnoise.com.
- ↑ Doctor Atomic , запись Нидерландской оперы
- ↑ Doctor Atomic Symphony на веб-сайте Адамса. Архивировано 6 июня 2010 г., в Wayback Machine.
- ↑ Doctor Atomic. Архивировано 17 февраля 2010 года в Wayback Machine , подробности оперы на сайте Адамса.
- ^ Потоковое HD-видео: Doctor Atomic (8 ноября 2008 г.) , Met Opera по запросу; «CID:352679» , Архив Met Opera; DVD: Sony, 2011 г. ( OCLC 698771636 ).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Доктор Атомик , сайт Джона Адамса
- Синопсис , Метрополитен-опера
- Создание Доктора Атомика либретто с подробным описанием источников и цитат в либретто.
- Подробный обзор
- Поэтапный сюжет
- Персонажи
- Исторические личности Доктора Атомика
- Манхэттенский проект
- Doctor Atomic Обзоры Каррен Л. Аленье, 1 октября 2005 г., блог ionarts
- « Доктор Атомик : комментарий к опере», Сан-Франциско. Эксплораториум
- Чудес много (документальный фильм 2007 г.), создание оперы и подготовка к ее дебюту в Сан-Франциско ( Чудес много (2007) на IMDb )
- «Голоса Манхэттенского проекта» , The New York Times , 28 октября 2008 г.
- Оперы
- Оперы Джона Адамса (композитор)
- Минималистические оперы
- Англоязычные оперы
- 2005 оперы
- Ядерная война и оружие в массовой культуре
- Действие оперы происходит в США.
- Оперы, действие которых происходит в XX веке
- Оперы, основанные на реальных людях
- Мировые премьеры оперы в Опере Сан-Франциско
- Культурные изображения Дж. Роберта Оппенгеймера
- Манхэттенский проект в популярной культуре