Абсолютно это
Absolute Jest — концерт для струнного квартета и оркестра американского композитора Джона Адамса . Работа была заказана Симфоническим оркестром Сан-Франциско к столетнему юбилею оркестра. Его мировая премьера состоялась в Симфоническом зале Луизы М. Дэвис 15 марта 2012 года и была исполнена Струнным квартетом Св. Лаврентия и Симфоническим оркестром Сан-Франциско под руководством Майкла Тилсона Томаса . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Однако после премьеры Адамс сильно переписал начало пьесы; эта переработанная версия Absolute Jest была впервые исполнена в Майами-Бич 1 декабря 2012 года струнным квартетом Святого Лаврентия и Симфоническим оркестром Нового Света под руководством композитора. [ 1 ]
Состав
[ редактировать ]«Абсолютная шутка» состоит из одной части и длится около 25 минут. Концерт включает музыку Людвига ван Бетховена (в частности, его поздние струнные квартеты и другие произведения) в оригинальный материал Адамса. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Адамсу впервые пришла в голову идея «Абсолютной шутки» во время исполнения » Игоря Стравинского Майклом «Пульчинеллы Тилсоном Томасом и Симфоническим оркестром Сан-Франциско. [ 4 ] Адамс писал: «Услышав это (и зная, что я уже намеревался сочинить что-нибудь к 100-летнему юбилею Симфонического оркестра Сан-Франциско), меня внезапно вдохновило то, как Стравинский впитал музыкальные артефакты прошлого и переработал их в свой очень личный язык. " Он продолжил: «Но на этом сравнение, по сути, и заканчивается. Стравинский, очевидно, не был знаком с Перголези и другими неаполитанскими мелодиями, когда Дягилев принес их ему. Я, с другой стороны, любил струнные квартеты Бетховена с тех пор, как был подростком, и создание чего-то из фрагментов Opus 131 , Opus 135 и Große Fuge (плюс еще нескольких знакомых «татуировок» из его симфонических скерцо ) было для меня совершенно спонтанным поступком».
Композитор счел задачу объединить «напряженную манеру и звучание» струнного квартета и «массовую и менее точную фактуру» оркестра весьма сложной. Он заметил: «Если композитор и исполнители не будут очень умело обращаться с ними, объединение этих двух ансамблей может привести к ощущению сенсорной и выразительной перегрузки».
Адамс был недоволен оригинальной версией произведения, премьера которой состоялась в Симфоническом оркестре Сан-Франциско в марте 2012 года. Он описал первую треть произведения как «в значительной степени отсылку к скерцо Opus 131 C ♯ минорного квартета» и сказал, что оно «пострадало». именно от этой проблемы». Адамс заметил: «Это оригинальное начало меня никогда не удовлетворяло. Ясность роли сольного квартета часто была похоронена под оркестровой деятельностью, в результате чего это звучало для меня слишком похоже на «болтовню». А необходимость замедлить темп Бетховена в скерцо Opus 131, чтобы сделать некоторые оркестровые отрывки приемлемыми, умаляла его яркость и захватывающую энергию». Таким образом, композитор начал переписывать вступление «Абсолютной шутки» через шесть месяцев после его мировой премьеры, в результате чего получилось 400 тактов совершенно нового материала.
Позже Адамс описал сочинение этой работы как «самый обширный опыт чистого «изобретения»», который он когда-либо предпринимал. Он добавил: «Его создание стало для меня захватывающим уроком контрапункта, тематической трансформации и формального дизайна». Что касается названия пьесы, он написал: «Шутку названия следует понимать в терминах его латинского значения, «gesta»: дела, поступки, подвиги. Мне нравится думать о «шуте» как о значении проявление ума посредством воображения и изобретательности». [ 1 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение озвучено для усиленного струнного квартета и оркестра, состоящего из пикколо , двух флейт , двух гобоев , английского рожка , двух кларнетов , бас-кларнета , двух фаготов , контрафагота , четырех валторн , двух труб , двух тромбонов , литавр , двух перкуссионистов, арфа (специальная настройка), фортепиано (специальная настройка), челеста и струнные . [ 1 ]
Прием
[ редактировать ]Мировая премьера
[ редактировать ]Оригинальная версия Absolute Jest получила неоднозначную реакцию музыкальных критиков. Джошуа Косман из San Francisco Chronicle во многом отразил собственную критику произведения со стороны Адамса, отметив музыкальные аллюзии: «Некоторые из этих материалов оказываются полезными. Тема из скерцо квартета Бетховена, соч. 131, например, с ее безудержное движение к пяти заикающимся повторяющимся нотам служит повторяющимся ритмическим двигателем, и Адамс создает несколько интересных вариаций на музыку из квартета соч. 135. Но общий характер пьесы настолько гиперактивен, а текстуры настолько спутаны, что они. баллы часто не учитываются, а нехватка пьес для оркестра и струнного квартета - одной большой и внушительной, другой интимной и тонально однородной - снова оказывается вполне обоснованной». Косман добавил: «Мой любимый момент в «Абсолютной шутке» наступил где-то через восемь минут, когда Бетховен на мгновение замолчал, а оркестр погрузился в нежную задумчивость в безошибочном голосе Адамса: прохладный, вкрадчивый сказочный пейзаж с резкими тональными гранями, которые удерживают вас сосредоточился. Затем он вернулся к музыкальной гимнастике». [ 2 ]
Тем не менее, Марк Свед из Los Angeles Times дал этому произведению более положительную рецензию, написав: «Поскольку фрагменты Бетховена отскакивают от стен, Absolute Jest обладает всей пыхтящей ритмической и контрапунктической сложностью, ожидаемой от Адамса. Ошеломляющая Grosse Fuge Бетховена была еще одним ориентиром и, казалось, был настоящей отправной точкой для Адамса. Его использование оркестра было всегда творческим и удивительным. Фортепиано, арфа и колокольчики были настроены с чистой, или справедливой, интонацией, что помогло связать Бетховена с индивидуальным звучанием Лу. Харрисон и Терри Райли ». [ 3 ] Ричард Шейнин из San Jose Mercury News также назвал это «произведением потрясающего воображения и необыкновенной энергии». Он продолжил:
Как и многое из Бетховена, Адамс действует здесь одновременно мотивационно (построение структур из этих клеточных мотивов ) и моторно (ощетинившись импульсом). Это дань уважения, но это еще не все. В некоторых из его самых очаровательных моментов бетховенское ликование сочетается с драйвовыми фольклорными ритмами, напоминающими Стравинского. «Шутка» также напоминает Чарльза Айвза , «индивидуального» героя Тилсона Томаса, своей тернистостью, преследующим американским чувством ностальгии и многомерностью. Перемещая свои материалы через зеркальный зал, сталкивая их друг с другом, Адамс пульсирует и погружается сквозь одновременные слои пространства и времени. [ 5 ]
Пересмотренная версия
[ редактировать ]Пересмотренная версия Absolute Jest получила более высокую оценку критиков. Том Хьюзенга из The Washington Post писал: «От зловещих вступительных мелодий до ветхих финальных тактов « Абсолютная шутка» , написанная для невероятного сочетания струнного квартета и оркестра, представляет собой дом веселья, наполненный вспышками Бетховена. Встряски из Девятой и Четвертой симфоний. появляются внезапно, и возникает особая фиксация на поздних струнных квартетах. Эти музыкальные «татуировки», как их называет Адамс, растягиваются, сдавливаются и накапливаются». [ 6 ] Энди Гилл из The Independent оркестра высказал аналогичное мнение: «Поначалу кажется, что остинато мешают ловкому взаимодействию струнного квартета, но к концу вступительной части квартет кажется внезапно освобожденным, весело танцуя в последующем Престо. Это легкость духа с которое Адамс напоминает скерцо, создавая кипучее очарование, которое продолжается до заключительного «Prestissimo». [ 7 ] Музыку также похвалил Эрик Симпсон из New York Classical Review , который заметил: «В любом случае, намеренно или нет, Absolute Jest должен быть невероятно забавным для любого слушателя, который хорошо разбирается в творчестве Бетховена». [ 8 ] Лиза МакКинни из Limelight сказала: «Это очень игриво, в буквальном смысле скерцо как шутка/шутка, но ни в коем случае не легкомысленное, легкомысленное или ироничное. Скорее, это живое, живое почтение, недавний пример в длинном ряду». композиторов (включая Брамса и Стравинского, если назвать лишь двоих), оглядывающихся назад и «сэмплирующих» произведения своих предшественников, чтобы создать новые и захватывающие композиции». [ 9 ] В отличие от своей первоначальной критики произведения, Джошуа Косман более благосклонно написал: «Гармонии и текстуры основаны на постминималистской жилке Адамса, в то время как тематические материалы принадлежат Бетховену — за исключением того, что очень часто эти два понятия сливаются настолько соблазнительно, что их трудно различить». сказать, где заканчивается одно и начинается другое, однако, заслуга, безусловно, принадлежит Адамсу за остроумный и поразительно изобретательный финал». [ 10 ]
Однако эта версия концерта не обошлась без недоброжелателей. Рецензируя запись произведения, Эндрю Клементс из The Guardian Адамса сравнил ее с «Grand Pianola Music» , написав: « Однако Absolute Jest гораздо труднее восхищаться. В записи присутствует сольный струнный квартет (Квартет Святого Лаврентия, для которого написано) очень далеко вперед, что лишь подчеркивает изобретательность всего произведения; без пронесенных сквозь текстуры осколков Бетховена оно действительно казалось бы очень скучным, но это сохраняет дискографию Адамса актуальной, даже если это ни в коем случае не так. самая успешная из его последних работ, а Grand Pianola Music остается такой же великолепной, как и прежде». [ 11 ] Филип Кларк из Gramophone заметил: «Бетховен, вновь появляющийся в «Абсолютной шутке» Девятой симфонии , не похож на шутливую карикатуру. Нервное ритмическое тиканье скерцо , вечно зацикливающееся и акцентирующее, обрамляет вступительную часть. Но нежелание Адамса усвоить эта ссылка на сырой композиционный материал сводит Бетховена к звуковому фрагменту, который в конечном итоге подвергается фотобомбе Седьмой симфонии . Смесь тем фуги из Grosse Fuge и Op 131 приводит к финалу, который преобразует сияющую последовательность вступительных аккордов Вальдштейна . Соната в фанк-давке». В заключение он сказал: «Эта пьеса представляет собой занимательное развлечение, и SO Сан-Франциско прекрасно реагирует на индивидуальную, хотя порой и разочаровывающую общую оркестровку Адамса». [ 12 ]
Запись
[ редактировать ]Запись переработанной версии Absolute Jest в исполнении Струнного квартета Св. Лаврентия и Симфонического оркестра Сан-Франциско под управлением Майкла Тилсона Томаса была выпущена на звукозаписывающем лейбле оркестра 14 августа 2015 года. В альбом также входит запись Grand Фортепианная музыка . [ 6 ] [ 7 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Адамс, Джон (2012). «Абсолютная шутка» для струнного квартета и оркестра . Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Косман, Джошуа (17 марта 2012 г.). «Обзор SF Symphony:« Абсолютная шутка » Джона Адамса » . Хроники Сан-Франциско . Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Швед, Марк (16 марта 2012 г.). «Музыкальный обзор:« Абсолютная шутка » Джона Адамса в Сан-Франциско» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ «Джон Адамс копает мысли Бетховена» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 10 ноября 2015 г. Проверено 1 июля 2016 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Шейнин, Ричард (16 марта 2012 г.). «Обзор: мировая премьера «Абсолютной шутки» Джона Адамса под руководством Тилсона Томаса в American Mavericks» . Сан-Хосе Меркьюри Ньюс . Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хьюзенга, Том (6 ноября 2015 г.). «Обзоры компакт-дисков: музыкальные шутки Джона Адамса» . Вашингтон Пост . Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гилл, Энди (24 июля 2015 г.). «Майкл Тилсон Томас, Симфонический оркестр Сан-Франциско, Джон Адамс: Абсолютная шутка, Grand Pianola Music — обзор альбома» . Независимый . Архивировано из оригинала 25 декабря 2015 г. Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ Симпсон, Эрик К. (20 октября 2014 г.). «Джон Адамс объединяется с Йельской филармонией, квартетом Брентано» . Нью-Йоркский классический обзор . Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ МакКинни, Лиза (19 ноября 2015 г.). «Джон Адамс: Абсолютная шутка (Симфонический оркестр Сан-Франциско)» . Всеобщее внимание . Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ Косман, Джошуа (6 августа 2015 г.). «Обзор компакт-диска: Джон Адамс, 'Absolute Jest' » . Хроники Сан-Франциско . Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Клементс, Эндрю (29 июля 2015 г.). «Адамс: Абсолютная шутка; обзор компакт-диска Grand Pianola Music - музыкально серьезно, но все равно очень весело» . Хранитель . Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, Филип (сентябрь 2015 г.). «АДАМС Абсолютная шутка. Музыка для рояля» . Граммофон . Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ Фэрман, Ричард (11 сентября 2015 г.). «Адамс: Абсолютная шутка — обзор» . Файнэншл Таймс . Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ Дерван, Майкл (11 сентября 2015 г.). «Джон Адамс: Абсолютная шутка – Обзор альбома» . Ирландские Таймс . Проверено 1 июля 2016 г.