Сурендранатх Дасгупта
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
Сурендранатх Дасгупта | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 18 декабря 1952 г. Лакхнау , Уттар-Прадеш , Индия | (65 лет)
Национальность | Индийский |
Образование | Санскритский колледж Университет Калькутты |
Альма-матер | Кембриджский университет |
Занятие | Профессор |
Супруг | Химани Деви |
Дети | 6, включая Майтрейи Сен |
Философская карьера | |
Докторантура | ДжейМЭ МакТаггарт |
Докторанты | Дебипрасад Чаттопадхьяй |
Сурендранатх Дасгупта (18 октября 1887 — 18 декабря 1952) — индийский знаток санскрита и индийской философии .
Семья и образование
[ редактировать ]Сурендранатх Дасгупта родился в семье Вайдьи в Куштии , Бенгалия (ныне Бангладеш ), в воскресенье, 18 октября 1885 года, что соответствует Дашами Шукла (т. е. десятому дню) месяца Ашвин. [1] [2] и совпадает с фестивалями Душера и Дурга Висарджан. [3] Родина его предков находилась в селе Гойла Барисальского района . Он учился в колледже Рипон в Калькутте и окончил его с отличием по санскриту . Позже, в 1908 году, он получил степень магистра в Санскритском колледже в Калькутте. В 1910 году он получил вторую степень магистра западной философии в Калькуттском университете .
Профессор Дасгупта женился на Химани Деви, младшей сестре Химаншу Рая , новаторского кинорежиссера Индии и основателя Bombay Talkies киностудии . У них было шестеро детей: три дочери: Майтрейи Деви (Сен) (1914–1989), Читрита Деви (Гупта) (1919–2006), обе из которых стали известными писательницами, и Сумитра Маджумдар; и трое сыновей, Субхаю Дасгупта, Сугата Дасгупта и профессор Субхачари Дасгупта, которые также оставили после себя произведения, ценные для государственного строительства. Сумитра Маджумдар, самый младший и последний выживший ребенок, умер в Гоа в сентябре 2008 года. Одна из его внучек (дочь Читриты Деви), профессор Лали Чаттерджи, известный астрофизик из США.
Дасгупта получил премию Гриффита в 1916 году и докторскую степень по индийской философии в 1920 году. Махараджа сэр Маниндра Чандра Нанди теперь убеждал его поехать в Европу, чтобы изучать европейскую философию у ее истоков, и щедро взял на себя все расходы на его исследовательскую поездку (1920–22). ). Дасгупта уехал в Англию и отличился в Кембридже, будучи студентом-исследователем философии под руководством доктора Дж. М. Мак-Таггарта . За это время издательство Кембриджского университета опубликовало первый том «Истории индийской философии» (1921). Он также был назначен преподавателем в Кембридже и номинирован представлять Кембриджский университет на Международном философском конгрессе в Париже.
Его участие в дебатах Аристотелевского общества в Лондоне, ведущего философского общества Англии, и Клуба моральных наук в Кембридже снискало ему репутацию почти непобедимого полемиста. Великие преподаватели философии, такие как Уорд и Мак-Таггарт, у которых он учился, смотрели на него не как на своего ученика, а как на коллегу. Он получил докторскую степень в Кембридже за сложную диссертацию по современной европейской философии.
Впечатления, которые он произвел своими речами и дебатами на Парижском конгрессе, обеспечили ему приглашение на Международный конгресс в Неаполе в 1924 г., куда он был направлен в качестве представителя Бенгальского отдела образования и Калькуттского университета; позже он был направлен делегацией правительства Бенгалии на Международный конгресс в Гарварде в 1926 году. В связи с этим он прочитал лекции Фонда Харриса в Чикаго, а также серию лекций примерно в дюжине других университетов Соединенных Штатов и США. в Вене, где ему подарили иллюминированный адрес и его бронзовый бюст. В 1925 году его пригласили на второе столетие Академии наук в Ленинграде, но он не смог присутствовать из-за отсутствия санкции правительства. В 1935, 1936 и 1939 годах его приглашали в качестве приглашенного профессора в Рим, Милан, Бреслау, Кенигсберг, Берлин, Бонн, Кёльн, Цюрих, Париж, Варшаву и Англию.
Карьера
[ редактировать ]Его карьера преподавателя началась с непродолжительной работы преподавателем в колледже Раджшахи . Позже он стал профессором санскрита и бенгали в колледже Читтагонг . Через некоторое время он вернулся в аспирантуру и получил докторскую степень в Калькуттском университете, а позже отправился в Англию, чтобы работать над своей второй докторской степенью в Кембриджском университете. После своего возвращения в 1924 году Дасгупта поступил в Президентский колледж в качестве профессора философии. Позже он стал директором Санскритского колледжа, а позже поступил на работу в Калькуттский университет в качестве профессора.
В 1932 году он занимал пост президента Индийского философского конгресса . Его собственная философия была известна как Теория зависимого возникновения . В список его знаменитых учеников входят такие учёные, как Мирча Элиаде и Дебипрасад Чаттопадхьяя .
К 1941 году отношения Дасгупты с его женой Химани Мадхури Дасгупта разорвались, и в 1945 году он женился на Сураме Митре (10 сентября 1907 г. - 12 июня 1998 г.), своем коллеге и бывшем ученике. Сурама Дасгупта поступила в аспирантуру Кембриджского университета, получив докторскую степень по философии в Кембридже в 1948 году. Затем она стала преподавателем на философском факультете Университета Лакхнау . Бывшая жена Дасгупты была расстроена его повторным браком, утверждая, что они с Сурендранатом не развелись.
Варшавский университет сделал его почетным членом Академии наук. Он был избран членом Королевского литературного общества. Парижское общество друзей мира оказало ему особый прием, а знаменитый Луи Рену , профессор санскрита Парижского университета , написал ему впоследствии: «Пока вы были среди нас, мы чувствовали себя как Шанкара или Патанджали. родился свыше и жил среди нас».
Каким бы добрым, простым и мягким он ни был, Дасгупта всегда не боялся бросать вызов ученым и философам. На втором Международном философском конгрессе в Неаполе тезис доклада Дасгупты заключался в том, что философия Бенедетто Кроче (1866–1952) во многом предвосхищалась Дхармакирти и Дхармоттарой. [4] и что там, где Кроче не согласен, он (Кроче) сам заблуждается. Из-за внутренних разногласий Кроче не собирался вступать в Конгресс, но тот факт, что Дасгупта собирался бросить вызов его философии и доказать ее несостоятельность на открытом конгрессе, побудил его сделать это.
Таким же образом он бросил вызов Луи де Ла Валле-Пуссену , великому буддийскому учёному, перед небольшим собранием под председательством Дж. М. Э. Мактаггарта. На собраниях Аристотелевского общества Дасгупта наводил ужас на своих оппонентов, его метод подхода заключался в том, чтобы всегда указывать на их ошибки. Такое обращение он подверг и многим другим ученым, в частности Федору Щербацкому (Щербацкому) (1866–1942) и Сильвену Леви (1863–1935).
История индийской философии
[ редактировать ]Когда лорд Рональдшай , губернатор Бенгалии, приехал посетить Читтагонгский колледж, он долго беседовал с профессором Дасгуптой в его классе и был настолько впечатлен этим, что выразил желание, чтобы первый том «Истории индийской философии» быть посвященным ему.
Первоначально план Дасгупты состоял в том, чтобы описать историю индийских систем мысли в одном томе. Поэтому он попытался сжать доступные материалы в одну книгу. Но по мере того, как он продолжал собирать материалы со всех частей Индии, на свет обнаружилась огромная масса опубликованных и неопубликованных текстов, и план работы все больше и больше расширялся по мере того, как он пытался их использовать.
Это была первая и единственная попытка систематически изложить историю индийской мысли непосредственно на основе первоисточников на санскрите, пали и пракрите. В работе четырнадцатого века нашей эры, «Сарва-даршана-самграхе» Мадхавачарьи, мы находим небольшую попытку дать обзор различных философских школ Индии.
Но изложение, данное там, очень кратко, и работа не дает исчерпывающего обзора всех различных систем философии. В настоящей серии автор в исторической и критической манере проследил развитие индийской мысли в различных ее отраслях на основе различных источников, значительная часть которых находится в неопубликованных рукописях. Он не жалел усилий и претерпел огромную тяжелую работу, чтобы раскопать священные, погребенные сокровища индийской мысли.
Он пересмотрел свой первоначальный план написания только одного тома и задумал выполнить задачу пятью последовательными томами, составляющими серию. Он взял на себя эту гигантскую задачу в одиночку, с искренней преданностью, беспримерным энтузиазмом и рвением.
В 1942 году он ушел из санскритского колледжа и был назначен королем Георгом V профессором ментальных и моральных наук в Калькуттском университете. Он проработал там три года и читал Стефаносу Нирмаленду лекции по истории религий. Он страдал от болезни сердца с 1940 года, но продолжал заниматься разнообразной деятельностью и исследовательской работой.
В 1945 году он ушел из Калькуттского университета, и ему предложили должность профессора санскрита в Эдинбурге, которая стала вакантной после смерти профессора Кейта. Врачи также посоветовали поездку в Англию. По прибытии в Англию он снова заболел.
В ноябре 1945 года он прочитал свою последнюю публичную лекцию по индуизму в Тринити-колледже Кембриджа. С тех пор он был прикован к постели из-за острой болезни сердца. Несмотря на плохое здоровье во время пребывания в Англии, он постоянно поддерживал связь со своими близкими учениками. [5] Он пробыл в Англии пять лет (1945–50). Уже тогда он опубликовал четвертый том своей « Истории индийской философии» в издательстве Кембриджского университета, « Историю санскритской литературы» в Калькуттском университете, «Рабиндраната-поэта и философа» в своих калькуттских издательствах и книгу по эстетике на бенгали. В 1950 году он вернулся в Лакхнау.
В 1951 году благодаря дружеской помощи пандита Джавахарлала Неру он приступил к написанию пятого и последнего тома «Истории индийской философии» . Он также планировал написать свою собственную систему философии в двух томах. Его друзья и ученики несколько раз просили его сначала закончить написание собственной книги. И все же он считал свою работу по индийской философии священной миссией своей жизни и считал себя приверженным этой цели.
С твердой решимостью и непоколебимой преданностью он почти довел миссию своей жизни до завершения. До конца своей жизни он работал для этого и завершил один полный раздел всего за несколько часов до своей кончины, 18 декабря 1952 года. Даже в этот последний день своей жизни он работал утром и днем на последняя глава раздела южного шиваизма . Он мирно скончался в восемь вечера, обсуждая проблемы современной психологии. [1]
Избранные произведения
[ редактировать ]- Дасгупта, Сурендранатх (1922–1955). История индийской философии . Том. 1–5. Лондон: Издательство Кембриджского университета . Том. 1 | Том. 2 | Том. 3 | Том. 4 | Том. 5.
- Общее введение в философию Тантры
- Естественные науки древних индусов (под редакцией Д. П. Чаттопадхьяя, Индийский совет философских исследований)
- Исследование Патанджали
- Философия йоги по отношению к другим системам индийской мысли
- История санскритской литературы
- Рабиндранат: поэт и философ
- Индуистский мистицизм (1927)
- Поэзия
- Саундариаттва
- Рабидипика
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сурама Дасгупта, «Сурендранатх Дасгупта: Мемуары», 19 июня 1954 г., стр. v – xii в «Истории индийской философии», Vol. 5: Южные школы шиваизма, 1955: Кембриджский университет. Нажимать. Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ «Биография Сурендранатха Дасгупты» . tititudorancea.com . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Индуистский календарь Дрик Панчанг, Ашвина - Картика, 1942 г. (октябрь 1885 г.). Доступ: 12 ноября 2020 г.
- ^ Дасгупта, Дасгупта (1941). Философские очерки . Университет Калькутты. п. 222 .
- ^ Личное письмо доктора С.Н.Дасгупты от 2 августа 1948 года из Тринити-колледжа в Кембридже , адресованное Катьяяниду Бхаттачарье, опубликованное в «Дути Патра, Дути Чаритра-прасанга: Сурендранатх О Катьяянидас» - статья (на бенгали) Амитабхи и Бхаттачарьи о государственном деятеле. Дайникском 16 декабря 2018 г. (страница 3 воскресного приложения – Бичитра) ( http://epaper.thestatesman.com/m5/1935715/Bichitra/16th-DECEMBER-2018#dual/4/1 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Сурендранатха Дасгупты в Project Gutenberg
- Работы Сурендранатха Дасгупты или о нем в Internet Archive
- История индийской философии. Том. 1 | Том. 2 | Том. 3 | Том. 4 | Том. 5 на archive.org
- История индийской философии | Электронная книга в формате HTML (том 1) | (т. 2) | (том 3) | (т. 4) | (том 5)
- Философские эссе на archive.org
- Йога - как философия и религия на archive.org
- Индийский идеализм на archive.org
- 1887 рождений
- 1952 смерти
- Индийские философы XX века
- Бенгальские философы
- Жители Куштийского района
- Ученые из Калькутты
- Выпускники Сурендранатского колледжа
- Выпускники санскритского колледжа и университета
- Выпускники Калькуттского университета
- Историки философии
- Академический состав Президентского университета, Калькутта
- Академический состав Калькуттского университета
- Академический состав Читтагонгского колледжа