Jump to content

Сурендранатх Дасгупта

(Перенаправлено с С. Н. Дасгупта )

Сурендранатх Дасгупта
Рожденный ( 1887-10-18 ) 18 октября 1887 г.
Умер 18 декабря 1952 г. ( 1952-12-18 ) (65 лет)
Национальность Индийский
Образование Санскритский колледж
Университет Калькутты
Альма-матер Кембриджский университет
Занятие Профессор
Супруг Химани Деви
Дети 6, включая Майтрейи Сен

Философская карьера
Докторантура ДжейМЭ МакТаггарт
Докторанты Дебипрасад Чаттопадхьяй

Сурендранатх Дасгупта (18 октября 1887 — 18 декабря 1952) — индийский знаток санскрита и индийской философии .

Семья и образование

[ редактировать ]

Сурендранатх Дасгупта родился в семье Вайдьи в Куштии , Бенгалия (ныне Бангладеш ), в воскресенье, 18 октября 1885 года, что соответствует Дашами Шукла (т. е. десятому дню) месяца Ашвин. [1] [2] и совпадает с фестивалями Душера и Дурга Висарджан. [3] Родина его предков находилась в селе Гойла Барисальского района . Он учился в колледже Рипон в Калькутте и окончил его с отличием по санскриту . Позже, в 1908 году, он получил степень магистра в Санскритском колледже в Калькутте. В 1910 году он получил вторую степень магистра западной философии в Калькуттском университете .

Профессор Дасгупта женился на Химани Деви, младшей сестре Химаншу Рая , новаторского кинорежиссера Индии и основателя Bombay Talkies киностудии . У них было шестеро детей: три дочери: Майтрейи Деви (Сен) (1914–1989), Читрита Деви (Гупта) (1919–2006), обе из которых стали известными писательницами, и Сумитра Маджумдар; и трое сыновей, Субхаю Дасгупта, Сугата Дасгупта и профессор Субхачари Дасгупта, которые также оставили после себя произведения, ценные для государственного строительства. Сумитра Маджумдар, самый младший и последний выживший ребенок, умер в Гоа в сентябре 2008 года. Одна из его внучек (дочь Читриты Деви), профессор Лали Чаттерджи, известный астрофизик из США.

Дасгупта получил премию Гриффита в 1916 году и докторскую степень по индийской философии в 1920 году. Махараджа сэр Маниндра Чандра Нанди теперь убеждал его поехать в Европу, чтобы изучать европейскую философию у ее истоков, и щедро взял на себя все расходы на его исследовательскую поездку (1920–22). ). Дасгупта уехал в Англию и отличился в Кембридже, будучи студентом-исследователем философии под руководством доктора Дж. М. Мак-Таггарта . За это время издательство Кембриджского университета опубликовало первый том «Истории индийской философии» (1921). Он также был назначен преподавателем в Кембридже и номинирован представлять Кембриджский университет на Международном философском конгрессе в Париже.

Его участие в дебатах Аристотелевского общества в Лондоне, ведущего философского общества Англии, и Клуба моральных наук в Кембридже снискало ему репутацию почти непобедимого полемиста. Великие преподаватели философии, такие как Уорд и Мак-Таггарт, у которых он учился, смотрели на него не как на своего ученика, а как на коллегу. Он получил докторскую степень в Кембридже за сложную диссертацию по современной европейской философии.

Впечатления, которые он произвел своими речами и дебатами на Парижском конгрессе, обеспечили ему приглашение на Международный конгресс в Неаполе в 1924 г., куда он был направлен в качестве представителя Бенгальского отдела образования и Калькуттского университета; позже он был направлен делегацией правительства Бенгалии на Международный конгресс в Гарварде в 1926 году. В связи с этим он прочитал лекции Фонда Харриса в Чикаго, а также серию лекций примерно в дюжине других университетов Соединенных Штатов и США. в Вене, где ему подарили иллюминированный адрес и его бронзовый бюст. В 1925 году его пригласили на второе столетие Академии наук в Ленинграде, но он не смог присутствовать из-за отсутствия санкции правительства. В 1935, 1936 и 1939 годах его приглашали в качестве приглашенного профессора в Рим, Милан, Бреслау, Кенигсберг, Берлин, Бонн, Кёльн, Цюрих, Париж, Варшаву и Англию.

Его карьера преподавателя началась с непродолжительной работы преподавателем в колледже Раджшахи . Позже он стал профессором санскрита и бенгали в колледже Читтагонг . Через некоторое время он вернулся в аспирантуру и получил докторскую степень в Калькуттском университете, а позже отправился в Англию, чтобы работать над своей второй докторской степенью в Кембриджском университете. После своего возвращения в 1924 году Дасгупта поступил в Президентский колледж в качестве профессора философии. Позже он стал директором Санскритского колледжа, а позже поступил на работу в Калькуттский университет в качестве профессора.

В 1932 году он занимал пост президента Индийского философского конгресса . Его собственная философия была известна как Теория зависимого возникновения . В список его знаменитых учеников входят такие учёные, как Мирча Элиаде и Дебипрасад Чаттопадхьяя .

К 1941 году отношения Дасгупты с его женой Химани Мадхури Дасгупта разорвались, и в 1945 году он женился на Сураме Митре (10 сентября 1907 г. - 12 июня 1998 г.), своем коллеге и бывшем ученике. Сурама Дасгупта поступила в аспирантуру Кембриджского университета, получив докторскую степень по философии в Кембридже в 1948 году. Затем она стала преподавателем на философском факультете Университета Лакхнау . Бывшая жена Дасгупты была расстроена его повторным браком, утверждая, что они с Сурендранатом не развелись.

Варшавский университет сделал его почетным членом Академии наук. Он был избран членом Королевского литературного общества. Парижское общество друзей мира оказало ему особый прием, а знаменитый Луи Рену , профессор санскрита Парижского университета , написал ему впоследствии: «Пока вы были среди нас, мы чувствовали себя как Шанкара или Патанджали. родился свыше и жил среди нас».

Каким бы добрым, простым и мягким он ни был, Дасгупта всегда не боялся бросать вызов ученым и философам. На втором Международном философском конгрессе в Неаполе тезис доклада Дасгупты заключался в том, что философия Бенедетто Кроче (1866–1952) во многом предвосхищалась Дхармакирти и Дхармоттарой. [4] и что там, где Кроче не согласен, он (Кроче) сам заблуждается. Из-за внутренних разногласий Кроче не собирался вступать в Конгресс, но тот факт, что Дасгупта собирался бросить вызов его философии и доказать ее несостоятельность на открытом конгрессе, побудил его сделать это.

Таким же образом он бросил вызов Луи де Ла Валле-Пуссену , великому буддийскому учёному, перед небольшим собранием под председательством Дж. М. Э. Мактаггарта. На собраниях Аристотелевского общества Дасгупта наводил ужас на своих оппонентов, его метод подхода заключался в том, чтобы всегда указывать на их ошибки. Такое обращение он подверг и многим другим ученым, в частности Федору Щербацкому (Щербацкому) (1866–1942) и Сильвену Леви (1863–1935).

История индийской философии

[ редактировать ]

Когда лорд Рональдшай , губернатор Бенгалии, приехал посетить Читтагонгский колледж, он долго беседовал с профессором Дасгуптой в его классе и был настолько впечатлен этим, что выразил желание, чтобы первый том «Истории индийской философии» быть посвященным ему.

Первоначально план Дасгупты состоял в том, чтобы описать историю индийских систем мысли в одном томе. Поэтому он попытался сжать доступные материалы в одну книгу. Но по мере того, как он продолжал собирать материалы со всех частей Индии, на свет обнаружилась огромная масса опубликованных и неопубликованных текстов, и план работы все больше и больше расширялся по мере того, как он пытался их использовать.

Это была первая и единственная попытка систематически изложить историю индийской мысли непосредственно на основе первоисточников на санскрите, пали и пракрите. В работе четырнадцатого века нашей эры, «Сарва-даршана-самграхе» Мадхавачарьи, мы находим небольшую попытку дать обзор различных философских школ Индии.

Но изложение, данное там, очень кратко, и работа не дает исчерпывающего обзора всех различных систем философии. В настоящей серии автор в исторической и критической манере проследил развитие индийской мысли в различных ее отраслях на основе различных источников, значительная часть которых находится в неопубликованных рукописях. Он не жалел усилий и претерпел огромную тяжелую работу, чтобы раскопать священные, погребенные сокровища индийской мысли.

Он пересмотрел свой первоначальный план написания только одного тома и задумал выполнить задачу пятью последовательными томами, составляющими серию. Он взял на себя эту гигантскую задачу в одиночку, с искренней преданностью, беспримерным энтузиазмом и рвением.

В 1942 году он ушел из санскритского колледжа и был назначен королем Георгом V профессором ментальных и моральных наук в Калькуттском университете. Он проработал там три года и читал Стефаносу Нирмаленду лекции по истории религий. Он страдал от болезни сердца с 1940 года, но продолжал заниматься разнообразной деятельностью и исследовательской работой.

В 1945 году он ушел из Калькуттского университета, и ему предложили должность профессора санскрита в Эдинбурге, которая стала вакантной после смерти профессора Кейта. Врачи также посоветовали поездку в Англию. По прибытии в Англию он снова заболел.

В ноябре 1945 года он прочитал свою последнюю публичную лекцию по индуизму в Тринити-колледже Кембриджа. С тех пор он был прикован к постели из-за острой болезни сердца. Несмотря на плохое здоровье во время пребывания в Англии, он постоянно поддерживал связь со своими близкими учениками. [5] Он пробыл в Англии пять лет (1945–50). Уже тогда он опубликовал четвертый том своей « Истории индийской философии» в издательстве Кембриджского университета, « Историю санскритской литературы» в Калькуттском университете, «Рабиндраната-поэта и философа» в своих калькуттских издательствах и книгу по эстетике на бенгали. В 1950 году он вернулся в Лакхнау.

В 1951 году благодаря дружеской помощи пандита Джавахарлала Неру он приступил к написанию пятого и последнего тома «Истории индийской философии» . Он также планировал написать свою собственную систему философии в двух томах. Его друзья и ученики несколько раз просили его сначала закончить написание собственной книги. И все же он считал свою работу по индийской философии священной миссией своей жизни и считал себя приверженным этой цели.

С твердой решимостью и непоколебимой преданностью он почти довел миссию своей жизни до завершения. До конца своей жизни он работал для этого и завершил один полный раздел всего за несколько часов до своей кончины, 18 декабря 1952 года. Даже в этот последний день своей жизни он работал утром и днем ​​на последняя глава раздела южного шиваизма . Он мирно скончался в восемь вечера, обсуждая проблемы современной психологии. [1]

Избранные произведения

[ редактировать ]
  • Дасгупта, Сурендранатх (1922–1955). История индийской философии . Том. 1–5. Лондон: Издательство Кембриджского университета . Том. 1 | Том. 2 | Том. 3 | Том. 4 | Том. 5.
  • Общее введение в философию Тантры
  • Естественные науки древних индусов (под редакцией Д. П. Чаттопадхьяя, Индийский совет философских исследований)
  • Исследование Патанджали
  • Философия йоги по отношению к другим системам индийской мысли
  • История санскритской литературы
  • Рабиндранат: поэт и философ
  • Индуистский мистицизм (1927)
  • Поэзия
  • Саундариаттва
  • Рабидипика
  1. ^ Jump up to: а б Сурама Дасгупта, «Сурендранатх Дасгупта: Мемуары», 19 июня 1954 г., стр. v – xii в «Истории индийской философии», Vol. 5: Южные школы шиваизма, 1955: Кембриджский университет. Нажимать. Проверено 12 ноября 2020 г.
  2. ^ «Биография Сурендранатха Дасгупты» . tititudorancea.com . Проверено 1 февраля 2022 г.
  3. ^ Индуистский календарь Дрик Панчанг, Ашвина - Картика, 1942 г. (октябрь 1885 г.). Доступ: 12 ноября 2020 г.
  4. ^ Дасгупта, Дасгупта (1941). Философские очерки . Университет Калькутты. п. 222 .
  5. ^ Личное письмо доктора С.Н.Дасгупты от 2 августа 1948 года из Тринити-колледжа в Кембридже , адресованное Катьяяниду Бхаттачарье, опубликованное в «Дути Патра, Дути Чаритра-прасанга: Сурендранатх О Катьяянидас» - статья (на бенгали) Амитабхи и Бхаттачарьи о государственном деятеле. Дайникском 16 декабря 2018 г. (страница 3 воскресного приложения – Бичитра) ( http://epaper.thestatesman.com/m5/1935715/Bichitra/16th-DECEMBER-2018#dual/4/1 )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8be64367c63ed5676f0a38381ac48fb2__1717346040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/b2/8be64367c63ed5676f0a38381ac48fb2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Surendranath Dasgupta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)