Jump to content

Байдья

Статья с расширенной защитой
(Перенаправлено с Vaidya (каста) )

Бенгальский Байдья
Регионы со значительной численностью населения
Западная Бенгалия , Трипура , Бангладеш
Языки
Бенгальский
Религия
индуизм

Байдья [ 1 ] или Вайдья [ 2 ] бенгальская индуистская община, расположенная в Бенгальском регионе Индийского субконтинента . Каста аюрведических ( джати ) и главенствующее положение в обществе наряду с браминами врачей, байдия издавна занимала каястхами . В колониальную эпоху бхадралоки были в основном, но не исключительно, представителями этих трех высших каст, которые продолжают поддерживать коллективную гегемонию в Западной Бенгалии . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Этимология

Термин Байдья означает врач на бенгальском и санскритском языках. Бенгалия — единственное место, где образовалась каста или, скорее, джати . [ 6 ]

Происхождение

Происхождение байдьи по-прежнему окружено множеством пересекающихся, а иногда и противоречивых мифов и вызывает серьезные споры. За исключением упапуран и двух генеалогий (куладжи), досовременная бенгальская литература не обсуждает детали происхождения касты. [ 7 ] ни один старый и подлинный Смрити . [ 8 ] Сообщество заявляет о своем происхождении от полулегендарных амбштхов , которые в индуистских писаниях обычно считаются кшатрийскими . [ а ] но такие связи непрочны. [ 9 ] [ б ]

Вполне вероятно, что байдья имели некоторую связь с вайдьями Южной Индии; в надписях династии Сена упоминаются миграции из Карната и других мест. [ 9 ] Таблички Таламанчи Викрамадитьи I (ок. 660 г. н. э.) были составлены неким Ваджраварманом, которого называли «прославленным вайдьей»; кроме того, в трех южно-индийских надписях Пандьев ( около конца VIII века) Вайдьякула (перевод «Клан Вайдья» / «Семья Вайдья») отмечены как брахманы , известные своими знаниями в области музыки и Шастр, и один из них Было отмечено, что он выполнял двойную роль военного генерала и премьер-министра. [ 8 ]

Библейские повествования

Упапураны Арьяварты сыграли значительную роль в истории Бенгалии: они пропагандировали и утверждали брахманические идеалы на доселе нечистых окраинах и внедряли элементы народной культуры, чтобы получить признание среди масс. [ 13 ] В процессе они стали свидетельством социокультурных переговоров, которые происходили в Бенгалии позднего Средневековья. [ с ]

Брихаддхарма Пурана (Бриха П.; ок. 13 век). [ д ] ) был самым ранним документом, описывающим иерархию каст в Бенгалии. [ 7 ] [ 11 ] [ и ] и он стал стандартным текстом народных переговоров о кастовом статусе. [ 14 ] В нем байдия упоминались как профессиональная каста, эквивалентная амбастхам, происходящая от хорошо известного [ ж ] мифический эпизод, в котором брахманы посвятили их в высшие шудры и предоставили монополию на практику Аюрведы. [ 11 ] [ 16 ] [ 17 ] [ г ] Напротив, Брахма Вайварта Пурана (Bv. P.), известная очень поздней бенгальской редакцией (ок. 14–15 веков), рассматривает байдья как отдельные амбастхи. [ ч ] но отмечает, что оба являются Сасудрасами . [ 9 ] [ 16 ] [ 19 ]

Согласно Рёсукэ Фуруи, миф о Варнасамкаре и последующее посвящение Шанкар в Брх. П. отразил и укрепил существующую социальную иерархию древней Бенгалии — то есть даже в добрахманизированной Бенгалии байдья занимали выдающееся положение и практиковали медицину — одновременно позволяя авторам-браминам привести чужеродное общество в соответствие с ортодоксальными стандартами и утвердиться наверху. [ 16 ] [ я ] [ Дж ] По словам Сиркара, община Байдья, упомянутая в Bv. П. представлял собой группу деградировавших брахманов, называемых Вайдья или Пандита, которые проживали в районе Ганджам в Одише и, возможно, служили связующим звеном между Вайдьями Южной Индии и Байдьями Бенгалии. [ 20 ]

Куладжис

Куладжи — форма литературы, эндемичная для Бенгалии, — были, по сути, неизменными генеалогическими реестрами, но на самом деле это были постоянно меняющиеся тексты, отражающие потребности и тревоги современного общества; в первую очередь они служили для установления социальной иерархии по отношению к другим. [ 7 ] Из двух дошедших до наших дней генеалогий байдья Чандрапрабха (CP; ок. конец 17 века) ведет свое происхождение от полулегендарного Амбастхи. [ 12 ] тогда как немного более старый Садвайдьякулапника (СВ) этого не сделал. [ 11 ] [ к ] Кроме того, они оба считают Ади Суру и Баллалу Сену своими предками; с этим согласны некоторые брахманы- куланджи , но отвергают каястхи. [ 8 ] [ л ]

История

Гупта Бенгал (ок. 400 г. н.э. – 550 г. н.э.)

Оседлые аграрные общества сформировались в западных регионах Бенгалии ок. 1000 г. до н.э. Рост государств происходил примерно одновременно с возникновением империи Гуптов , и к тому времени культурные контакты с Северной Индией постепенно процветали. [ м ] Письменные записи, предшествовавшие Гуптам, не сохранились. [ 21 ]

Надписи на медных пластинах эпохи Гуптов указывают на сложное общество с различными профессиональными классами, имеющими небольшую социально-экономическую однородность. Многие из этих классов имели свою собственную иерархию, соответствующую различным геопространственным уровням или экономическим условиям, но свидетельств межклассовой иерархии не существует; скорее, на местном уровне часто наблюдалось сотрудничество в бюрократических делах. Не похоже, чтобы варна играла какую-либо роль в обществе — брахманы были единственной группой, которую называли по кастовой принадлежности, и их почитали, но все же причисляли к классу крестьян-землевладельцев. [ 21 ]

Одна надпись Гунайгара, датированная Вайньягуптой (507 г. н. э.), разграничивала сельскохозяйственные участки, которые должны были находиться в коллективной собственности байдья. [ 14 ] Речь, по всей вероятности, шла о профессии врачей, которые, вероятно, привлекали людей из разных варн, в том числе и брахманов. [ 22 ] [ 23 ] [ 12 ] [ 9 ]

Средневековая Бенгалия (ок. 600 г. н.э. – ок. 1400 г. н.э.)

С возникновением суверенных царств, сосредоточенных вокруг Ванги , Радхи и Пундравардханы , относительно зажиточные слои класса землевладельцев получили известность и разделились на несколько подклассов в зависимости от экономической мощи. Надписи относились к людям из этих классов наряду с деревнями, которыми они владели, и над другими профессиональными классами — таким образом, экономическое процветание, а не варна экономической нормой в этих обществах, по-видимому, было . Северо-восточная Бенгалия, где наблюдалось агрессивное посягательство на племенные территории через королевские поселения брахманов, стала свидетелем менее эгалитарного общества; тем не менее, несмотря на то, что правители заявляли о брахманском происхождении и т. д., социальные группы в надписях не имели ничего общего с варной . [ 21 ]

С ростом урбанизации на территориях Пала расслоение укоренилось в социальной структуре, и брахманы - вероятно, под покровительством государства - поднялись на вершину, затмив земельных магнатов. Гранты Палы часто предусматривают детальную социальную иерархию от брахманов до чандалов, охватывающую множество профессиональных классов. Напротив, преимущественно аграрные общества на востоке, которыми правили Чандры, не продемонстрировали таких радикальных изменений, хотя рудиментарные представления о рангах находились в стадии разработки. Надпись Шри Чандры на медной пластине Пашимбхаг отводила байдиям самую большую долю земли как таковую - даже превосходя брахманов - указывая на пока еще незначительную роль, которую играли варны. [ 21 ]

Начиная с XI века, организация, основанная на родстве, становилась все более очевидной во всех классах — секты брахманов претендовали на больший авторитет, проистекающий из величия их предков, и объединялись в сети, грамотные классы начали практиковать эндогамию и т. д. Надписи все чаще указывают на наследственную природу широкий спектр профессий от купцов до граверов и писцов. По словам Фуруи, на протяжении этих периодов формировались протоджати , которые упапураны и т. д. узаконили брахманический социальный порядок. [ 21 ] Бхатера Медные пластины [ н ] упомяните аксапаталику царя Исандевы (ок. 1050 г.) как представителя линии Байдья , по совету которого участок земли был пожалован семье умершего принца. [ 14 ] [ о ] Кумкум Чаттерджи считает, что байдия, вероятно, сформировались в джати задолго до правления султаната , примерно в это время. [ 24 ] [ 7 ] [ п ]

Султанат и Великие Моголов Бенгалия

В Султанате, Великих Моголов и Наваби Бенгалии байдия часто занимались не только медициной, но и составляли значительный процент элиты. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Они славились своим знанием санскрита, который им был необходим для чтения медицинских трактатов. [ 24 ] К концу шестнадцатого века байдьи занимали главенствующее положение в бенгальской социальной иерархии наряду с браминами и каястхами ; браки между байдиями и каястхами были обычным явлением. [ 24 ] [ 7 ] [ 12 ]

Примерно в конце пятнадцатого века байдьи стали тесно связаны с культом Чайтаньи наряду с браминами. [ 7 ] Мурари Гупта , друг детства Чайтаньи, был знаменитым врачом из Навадвипы и впоследствии написал «Кришна Чайтанья-чаритамриту» , свою старейшую из дошедших до нас биографий на санскрите. Нарахари Саркара , еще один преданный Байдьи, составил «Кришна Бхаджанамриту» , богословский комментарий. [ 27 ] Шивананда Сена , чрезвычайно богатый байдья, организует ежегодную поездку преданных Чайтаньи в Пури, а его сын написал несколько религиозных произведений на санскрите. [ 27 ] [ 28 ] Поскольку после его смерти культ Чайтаньи избегал доктрин равенства, связанные с ним байдья начали пользоваться квазибрахманическим статусом гуру Гаудия Васихнава . [ q ]

разделяли многочисленные авторы байдья Традицию Мангалкавья , самым выдающимся из которых был Биджая Гупта (конец 15 в.). [ 29 ] Кроме того, две Чанди Мангалкавьи были написаны Джайнараяной Сеном (ок. 1750 г.) и Муктарамой Сеном (1774 г.), две Манаса Мангалкавьи - Састибарой Даттой (конец 17 в.) и одна - Дбариком Дасом. [ 13 ] Бхаратамаллика (1650 г.), врач и инструктор тола , написал многочисленные комментарии к санскритским текстам, таким как Амаракоша , и написал различные работы по грамматике и лексикографии. [ 10 ]

Кастовый статус и оспаривание

Валлал Чарита Ананды Бхатты [ р ] причислил Байдьев к Сасудрам , из которых Каястхи считались высшими. Чандимангал . Мукундарама Чакрабарти (около середины 16 века н.э.) поместил байдьев ниже вайшьев, но выше каястх, что снова указывает на статус шудр [ 18 ] [ 30 ] [ с ] В работах Рагхунанданы (ок. середины 16 века) байдья также считаются шудрами. [ 12 ] В 1653 году Рамаканта Дас написал старейшую из доступных Байдья куланджи — Садвайдьякулапнджика . [ 9 ] [ 10 ] Несколько лет спустя Бхаратамаллика напишет «Чандрапрабху» (1675 г. н. э.) и «Ратнапрабху» , краткое изложение предыдущего текста. [ 10 ] [ т ] Бхарата утверждал, что байдьи принадлежат к смешанной касте / вайшьям, тогда как Дас избегал таких обсуждений. [ 2 ] [ 9 ] В «Чайтанья-чаритамрите» Байдья Кришнадаса Кавираджа один Чандрашекхара по-разному упоминается как байдья и шудра. [ 31 ] [ в ]

Колониальная Бенгалия

В восемнадцатом, девятнадцатом и двадцатом веках разрастались ожесточенные дебаты о кастовом статусе байдия. [ 7 ] [ 10 ] [ 32 ] Около 1750 года Раджа Баллабх пожелал, чтобы брахманы совершали его ритуалы; он добивался статуса вайшья и требовал права носить священный шнур для байдьев своего самаджа. [ v ] [ 12 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 24 ] Столкнувшись с противодействием со стороны других заминдаров байдья , которые считали это попыткой добиться признания транс-самаджа в качестве лидера байдья, и ученых-брахманов Викрампура, которые возмущались потерей монополии, Баллабх пригласил 131 брамина из Бенараса , Канауджа , Навадвипа , и другие регионы с опытом работы в Ньяя Шастре . Все они вынесли решение в его пользу, церемониальные расходы составили пять лакхов . [ 33 ] [ 34 ]

Вскоре байдья стали добиваться равенства с браминами и провозгласили себя «гауна (вторичными) браминами», воспользовавшись недавно предоставленным правом на упанаяну . [ 12 ] [ 24 ] [ 7 ] Кроме того, Калькуттский санскритский колледж запретил прием шудрам, первоначально разрешая поступать только браминам и байдиям, пока Ишвар Чандра Видьясагар не ввел прием для каястхов. [ 36 ] В то же время они приложили усилия, чтобы не допустить проникновения касты низшего ранга в свои ряды и подчеркнуть свою социальную чистоту; [ В ] во время эпидемии оспы в 1840-х годах в Дакке байдия отказывались делать прививки массам и перепоручивали такую ​​черную работу парикмахерам более низкого ранга и мастерам по изготовлению гирлянд. [ 37 ] Начиная с 1822 года ученые-брамины и байдья выпустили серию полемических памфлетов друг против друга, а в 1831 году Худирамом Бишарадом , преподавателем местного медицинского института, было создано Байдья самадж (Общество байдья) для защиты классовых интересов. [ 7 ] Гангадхар Рэй , член этого общества, выпустил объемистую литературу, в которой выдвигались партийные претензии на байдья, происходящих от брахманов. [ 7 ] Позже Бинодлал Сен опубликовал в печати генеалогию Бхаратамаллики. [ 7 ] [ 10 ] Соперничество с каястхами, которые отныне будут считаться низшими, стало неотъемлемой частью этого дискурса; [ х ] супружеские союзы не поощрялись, что способствовало возникновению жесткой эндогамной кастовой группы. [ 12 ] [ 9 ] [ и ]

В 1893 году Джнянендрамохан Сенгупта написал «Байдьяджатир Байшишта», пытаясь доказать, что амбастхи имели библейскую санкцию на посвящение в санньясу , как брахманы; Сенгупта оставался плодовитым автором движения Байдья на протяжении первой четверти двадцатого века. [ 38 ] В 1901 году колониальный этнограф Герберт Хоуп Рисли отметил, что байдьи стоят выше шудр, но ниже брахманов. [ 39 ] Социальные историки байдья, такие как Умеш Чандра Гупта и Динеш Чандра Сен, с умеренным скептицизмом поддержали наблюдение Рисли о статусе нешудр и продолжили создавать выдающиеся истории сообщества, основанные на куланджи . [ С ] В начале двадцатого века Гананатх Сен , первый декан факультета Аюрведы в индуистском университете Банарас , открыл «Байдья Брахман Самити» в Калькутте ; теперь байдия были не просто равны браминам, но и идентичны им. [ 7 ] Также было предложено всем байдяям сменить свои фамилии на Шарма, отчество брамина. [ 7 ] В 1915 и 1916 годах Куладакинкара Рэй опубликовал «Вайдьякулапанджику», в которой доказывал, что байдья не просто такие же, как брахманы, но и высшие из них. [ 10 ] [ аб ] В 1922 году Басантакумар Сен написал «Байдья Джатир Итихас» на те же темы. [ 38 ] Паскаль Хааг отмечает, что эти усилия по обретению мобильности не увенчались бы частичным успехом без признания обществом брахманов. [ 10 ]

Эти попытки достичь мобильности были тесно связаны с модернизацией Аюрведы, которая происходила на протяжении девятнадцатого века. [ 7 ] Бинодлал Сен объявил генеалогические работы бесплатными для всех, кто купил лекарства на сумму выше определенной, а дистрибьюторы лекарств Байдья часто продавали ревизионистские истории каст. [ 7 ] По словам Мухарджи, элементы колониальной современности — западные представления о физиологии и медицинских инструментах — были «переплетены» с Аюрведой, чтобы превратить байдий в современных брахманов. [ 41 ] Несмотря на эти споры о библейском ранге, материальное доминирование байдья не ослабевало и в период колониального правления, когда они активно переходили к западным формам образования и занимали непропорционально большую долю государственных должностей, элитных профессий и землевладения. [ 7 ] [ и ] Уровень грамотности как мужчин, так и женщин среди байдья был значительно выше, чем среди всех других каст Бенгалии, как зафиксировано в переписи 1881 года, которая была первой, в которой были зафиксированы данные о кастовой грамотности, и с тех пор. В частности, по данным переписи 1931 года, женщины байдья имели в два и три раза более высокий уровень грамотности (на местном и английском языках соответственно) по сравнению с общим мужским населением Бенгалии. [ 43 ] [ 44 ]

К середине девятнадцатого века байдия, несомненно, утвердились в качестве одной из «высших каст»; они впоследствии составят Бхадралок Самадж — высший «светский ранг» в современной Бенгалии — наряду с браминами и каястхами и станут глазами и ушами британского правительства. [ 1 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ объявление ] Бхадралоки сыграли важную роль в требовании демократических реформ в начале двадцатого века; большинство «революционных террористов» из Бенгалии, принимавших участие в движении за независимость Индии, принадлежали к этому классу. [ 46 ] [ 48 ]

Современная Бенгалия

В современной Бенгалии место байдьев в кастовой иерархии следует за браминами — они носят священный шнур и имеют доступ к Священным Писаниям, но не могут проводить священнические службы. [ 49 ] [ 50 ] Их ритуальный ранг - шудры или нет - обсуждается. [ но ] и претензии на статус брамина сохраняются. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] Однако их социально-экономический статус соперничает с статусом брахманов. [ 55 ] По состоянию на 1960 год смешанные браки между браминами, байдиями и каястхами были обычным явлением и их число росло. [ 56 ] [ 57 ]

Байдья обладают значительной социально-экономической властью в современной Бенгалии как часть Бхадралоков; хотя из-за отсутствия точных данных точные масштабы определить трудно. [ 45 ] Паримал Гош отмечает, что эта гегемония Бхадралока фактически лишила остальную часть Бенгалии права претендовать на социальный капитал. [ 58 ]

Известные люди

Примечания

  1. ^ Пураны, а также Махабхарата считают их кшатриями. [ 7 ] Тексты Смрити и Шастры рассматривают их как смешанную касту - отца-брамина и жены из низшей касты. [ 7 ] Джатаки называют их вайшьями. Амбастха Сутта, буддийский текст, рассматривает их как брахманов. [ 7 ] Также смотрите следующий раздел об Упапуранах.
  2. ^ Нрипендра К. Датт, Паскаль Хааг, а также Пунам Бала согласны с тем, что эти термины были синонимами. [ 10 ] Джьотирмойи Сарма предполагает, что обе группы могли заниматься одной и той же профессией и в конечном итоге слиться в одну. [ 11 ] Динешчандра Сиркар и Аннапурна Чаттопадхья выражают скептицизм по поводу этой связи, но считают гипотезу Сармы правдоподобной. [ 12 ] Проджит Бихари Мухарджи, однако, отвергает такую ​​эквивалентность и отмечает, что «Амбастха» означало разные вещи в разных контекстах истории Индии; это всегда был ярлык постфактум , на который претендовали различные группы, переосмысливающие себя. [ 7 ] Р.Ц. Маджумдар также отверг такую ​​идентификацию. [ 7 ] [ нужна цитата для проверки ]
  3. ^ См. Чакрабарти, Кунал (2001). Религиозный процесс: Пураны и создание региональной традиции . Издательство Оксфордского университета. для обзора. Заключение стоит отметить: «Брахманизация Бенгалии… кажется, охватила большинство коренных местных культур к тому времени, когда были сделаны последние редакции Пуран, и ей удалось создать общую религиозную культурную традицию, достаточно гибкую, чтобы приспособиться к ней. субрегиональные различия и безразличие к формирующемуся консенсусу относительно доминирующего культурного образа среди некоторых социальных групп, достаточно сильному, чтобы спокойно относиться к инакомыслию».
  4. Людо Роше, однако, отмечает, что текст содержит несколько слоев (как и все другие Пураны), что делает невозможным любую датировку. Однако он согласен с Р.Ц. Хазрой в том, что значительная часть была составлена ​​как ответ на исламское завоевание Бенгалии.
  5. ^ Более старые источники о социальной структуре включают надписи периодов Гупта и Пала, но байдия не упоминаются. [ 11 ]
  6. ^ Этот миф очень популярен во многих индийских писаниях. Вероятно, оно имеет индоевропейское происхождение. [ 15 ]
  7. ^ В мифе, центральное событие которого происходит во время правления Вену , Амбастхи произошли от запрещенных союзов отцов-брахманов с матерями-вайшьями и были классифицированы как Уттама-шамкары (высший из смешанных классов). [ 18 ] [ 16 ] [ 19 ] Вену приказал этим смешанным кастам далее воспроизводиться с другими смешанными кастами и четырьмя чистыми варнами, рожая сварнакаров от матерей- вайшьев . После того, как Вену был свергнут богами, Притху стал реинкарнацией Вишну , и он стремился объединить Шанкары в четыре изначальные варны, чтобы восстановить дхарму . [ 16 ]
    Таким образом, амбастхи были подчинены шудрам (как и все другие касты) и были назначены и синонимичны байдиям (врачам) в свете «существующих способностей» и с помощью Ашвина . [ 16 ] [ 19 ] Затем их заставили пережить второе рождение в качестве покаяния за рождение сварнакаров - это перерождение считается их отличительной чертой. [ 16 ] [ 19 ] До завершения этих ритуалов их заклеймили как Сасудр в полной преданности браминам и в отсутствие материальной зависти — и, таким образом, наделили правом приглашать шротрия-брахманов и принимать услуги от низших шудр; в одной строфе даже отмечается, что они — Шанкароттамы (лучшие из Шанкар ). [ 16 ]
  8. История происхождения гласит: Ашвин , кшатрий, изнасиловал паломника-брамина, и она вместе с внебрачным сыном была изгнана мужем. Этот сын, которого воспитывал Ашвин и обучался Аюрведе, впоследствии стал прародителем Байдья. [ 8 ]
  9. ^ Фуруи считает, что явные запреты Амбастхе/Байдьям читать Пураны, несмотря на предоставление им Аюрведы, свидетельствуют о страхе посягательства на интеллектуальную сферу браминов и молчаливом признании групп, обученных альтернативным формам знаний; признание Амбастхи/Байдьи Самкароттамой было концессионной сделкой, когда брахманы заключали соглашения о сотрудничестве с другими группами, но обладали номинальной властью. [ 16 ]
  10. ^ В любом случае, сомнительно, удалось ли «Брихадхарма-пуране» материализовать и поддержать брахманические взгляды бенгальского общества; Средневековый юридический комментарий «Даябхага» имеет мало общего с «Брихаддхарма-пураной». [ 16 ]
  11. ^ Садвайдьякулапнджика не ссылается на такую ​​связь. [ 12 ] Чандрапрабха упоминает, что отец Бхаратамаллики был вайдьей и амбастхой; он также цитирует индуистские писания, чтобы доказать, почему амбастхи и байдья равны. [ 10 ] Аннапурна Чаттопадхьяя отметила, что «подлинность и историческое значение» этих отрывков «сомнительны». [ 7 ] Р. К. Маджумдар, Д. К. Гангули и Р. К. Хазра вновь выражают обеспокоенность по поводу подлинности, но отмечают, что Бхаратамаллика, должно быть, отражал современные взгляды.
  12. ^ Подробности присвоения различаются - CP считала, что байдяи получили статус Кулина за свое садачара (хорошее поведение), в то время как SV подтвердил популярную традицию Баллала Сена, присуждающую статус Кулина. со временем [ 2 ] [ 9 ]
  13. ^ Этот регион долгое время оставался вне влияния брахманизма, и еще ок. 200 г. до н.э. [ 21 ]
  14. ^ См. Митра, Раджендралал (август 1880 г.). «Надписи на медных пластинах из Силхета» . Труды Азиатского общества Бенгалии . ЛИВ : 141–151. для более подробной информации. Никаких сведений об этой династии (?) не существует, кроме тех, которые можно почерпнуть из этих двух пластин; они, вероятно, были потомками Дэвов . [ 14 ]
  15. ^ Надпись храма Гая Нарасимха была составлена ​​неким «Вайдьей Баджрапани» во время правления Наяпалы , как и надпись храма Гая Акшайбата «Вайдья Дхармапани» во время правления Виграхапалы III . Неразумно размышлять о том, были ли они (Б)вайдьями — надпись Раджьяпалы на каменном столбе Наланда прямо указывает на то, что один вайдьянатха принадлежал к ваник-куле (торговому сообществу).
  16. Однако Р. К. Маджумдар отмечает , что семья карана служила королевскими врачами в Бенгалии 11 и 12 веков. [ 8 ]
  17. ^ Однако следует иметь в виду, что байдья- джати не была однородной единицей. Сообщество было разделено на многочисленные эндогамные самаджи (общества), которые демонстрировали строгое соответствие в ритуалах и социальном поведении. Были шиваитские байдья самаджи , испытывавшие выраженную антипатию к культу вайшнавов. Часто эти самадже делились на станы (места), которые имели разную степень автономии. [ 7 ]
  18. ^ В тексте повторяется другая версия Бр. Миф П., в котором Вайдьи считаются сынами отца-амбастхи и матери-вайшьи. Амбастха родился от отца-маулы и матери-вайшьи. Маула был создан от отца-брамина и матери-кшатрии.
  19. ^ Кунал Чакрабарти и Судипта Кувайрадж, примечание гл. М. продемонстрировать слияние брахманических и местных народных традиций; их взгляды на кастовое общество отличались от традиционной брахманской литературы. [ 30 ]
  20. И Кавикантахара, и Бхаратамаллика упомянули о нескольких старых генеалогиях, которые сейчас утеряны или (маловероятно) еще предстоит найти.
  21. ^ Этот Чандрасекхара жил в Банарасе и, возможно, был придворным поэтом Рао Сурджана Сингха .
  22. ^ Считается, что Сена разделил байдья на многочисленные подкасты, в зависимости от места их проживания, что привело к самадж -эсу. [ 9 ]
  23. Мухарджи отмечает, что движения за социальную мобильность активно стремились защитить заработанное доминирование, следя за тем, чтобы касты более низкого ранга оставались таковыми. Вайдьи не были исключением.
  24. ^ Каястхи отвергли притязания байдьев на мобильность вплоть до подкупа брахманов и вместо этого предпочли заявить о себе как кшатриях. [ 9 ]
  25. Однако байдия продолжали жениться на каястхах в Восточной Бенгалии, что привело к снижению их статуса. [ 9 ]
  26. ^ Эти усилия встретили большое сопротивление со стороны историков-позитивистов. Джадунатх Саркар, Р. К. Маджумдар и другие историки отвергли идею о том, что куланджи приемлемы в качестве свидетельства истории. Гупта также упрекнул каястхов в фабрикации доказательств, «очерняющих» вайдьев как низшую касту. [ 40 ]
  27. ^ Было подчеркнуто, что байдьи обучали Ведам, в отличие от браминов, которым «по-видимому» разрешалось только декламировать их. Кроме того, байдьи проявляли жертвенные качества при приготовлении пакаяджны и произнесении мантр во время приготовления медицинского лекарства.
  28. ^ В тексте предлагается, чтобы слово Вайдья было построено либо из Веды, либо из Видья, слово Амбастха переопределено как означающее отца (пациентов, включая браминов), цитируется из пушки Дхармашастры о кастовых группах, демонстрирующих социальную мобильность в результате добродетельных поступков, [ аа ] и подчеркнул из Вед и Смритис о том, что продукты смешанных браков имеют право нести свою отцовскую касту. [ 10 ]
  29. ^ По словам Дэвида Л. Керли, байдия «служили в местных налоговых управлениях, управляли арендной платой и сбором доходов для заминдаров, получали или предоставляли краткосрочные аграрные и торговые кредиты, занимались торговлей в качестве агентов или партнеров английской и французской Ост-Индии. Компании и приобретение поместий заминдари». [ 42 ]
  30. Джйотирмойи Сарма отмечает, что Байдьи уже имели ( бхадралок ), но стремились (к восхищению внешних наблюдателей) к высшему «церемониальному / библейскому рангу» ( брамину ).
  31. В 1960 году Чаттопдхьяй отметил, что к байдиям по-прежнему относятся как к шудрам во всех ортодоксальных религиозных мероприятиях. [ 9 ] Однако Сарма в 1980 году постулировал, что ранг байдьев в ритуальных мероприятиях выше, чем ранг шудр. [ 11 ]

Ссылки

  1. ^ Перейти обратно: а б Бандйопадхьяна, Шекхара (2004). Каста, культура и гегемония: социальное доминирование в колониальной Бенгалии . МУДРЕЦ. п. 24,25, 240. ISBN  978-0-76199-849-5 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Датт, Нрипендра Кумар (1968). Происхождение и рост каст в Индии, Том 2 . Фирма КЛ Мухопадхьяй. стр. 69–70.
  3. ^ Макдермотт, Рэйчел Фелл (28 июня 2001 г.). Мать моего сердца, дочь моей мечты: Кали и Ума в религиозной поэзии Бенгалии . Издательство Оксфордского университета. п. 132. ИСБН  978-0-19-803071-3 .
  4. ^ Бандиопадхьяй, Сехар (1 июля 2004 г.). Каста, культура и гегемония: социальное доминирование в колониальной Бенгалии . Публикации SAGE Индия. п. 20. ISBN  978-81-321-0407-0 .
  5. ^ Мухарджи, Проджит Бихари (2011). Национализация тела: медицинский рынок, печать и докторская медицина . Гимн Пресс. п. 4. ISBN  978-0-85728-935-3 .
  6. ^ Сил, Анил (1968), «Глоссарий» , «Появление индийского национализма: конкуренция и сотрудничество в конце девятнадцатого века» , издательство Cambridge University Press, стр. 374, ISBN  978-0-521-09652-2 , получено 30 июля 2021 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Мухарджи, Проджит Бихари (14 октября 2016 г.). «Байдия-буржуазный мир: социология плетеных наук». Традиции врачевания: Аюрведа, малые технологии и плетеные науки . Издательство Чикагского университета. doi : 10.7208/9780226381824-003 (неактивен 31 января 2024 г.). ISBN  978-0-226-38182-4 . {{cite book}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и МАЖУМДАР, RC (1971). ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ БЕНГАЛИИ . Г. БХАРАДВАДЖ, КАЛЬКУТТА. стр. 420–421, 435–437.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Чаттопадхьяя, Аннапурна (1960). Народ и культура Бенгалии: исследование истоков . Том. 2. Калькутта: Фирма KLM. стр. 868–908.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хааг, Паскаль (2012). «Я тоже хочу быть брахманом. Грамматика, традиции и мифология как средства социальной легитимации среди вайдьев в Бенгалии». В Ватанабэ, Чикафуми; Хонда, Йошичика (ред.). Санскрит Садхута: Доброта санскрита: Исследования в честь профессора Ашока Аклужкара . Дели: ДК Printworld. стр. 273–296. ISBN  9788124606315 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сарма, Джьотирмойи (1987). Кастовая динамика среди бенгальских индуистов . Фирма КЛМ. стр. 14, 20, 111.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Сиркар, округ Колумбия (1959). Исследования общества и управления древней и средневековой Индии . Том. 1. Фирма КЛМ. стр. 19, 115.
  13. ^ Перейти обратно: а б Сенгупта, Сасвати (2021). «Вызов Богинь». Мутирующие богини: бенгальский лаукика-индуизм и гендерные права . Издательство Оксфордского университета.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Фуруи, Рёске (04 июля 2019 г.). Земля и общество в ранней Южной Азии: Восточная Индия, 400-1250 гг . н.э. Рутледж. стр. 73, 199, 236, 256. ISBN.  978-1-138-49843-3 .
  15. ^ О'Флаэрти, Венди Донигер (1976). «РАЗДЕЛЕННЫЙ РЕБЕНОК: Добро и зло внутри людей». Происхождение зла в индуистской мифологии . Герменевтика: исследования по истории религий. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 321–369.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Фуруи, Рёске (2013). «Обнаружение напряженности в социальном порядке: чтение раздела Варнасанкара Брихаддхармапураны». В Гоше, Сучандра; Бандиопадьяй, Судипа Рэй; Маджумдар, Сушмита Басу; Пал, Саянтани (ред.). Возвращение к ранней Индии: очерки в честь DC Сиркара . Калькутта: Р. Н. Бхаттачарья.
  17. ^ Малакара, Калипада (1979). Межобщинные отношения через касты, ритуалы и браки . Примечательно, что Брихаддхармапурана рассматривал байдья и амбастху как отдельные подкасты (упабарны), имеющие отдельную историю.
  18. ^ Перейти обратно: а б Саньял, Хитесранджан (1971). «Преемственность социальной мобильности в традиционном и современном обществе в Индии: два тематических исследования кастовой мобильности в Бенгалии» . Журнал азиатских исследований . 30 (2): 315–339. дои : 10.2307/2942917 . ISSN   0021-9118 . JSTOR   2942917 . S2CID   163001574 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Николас, Ральф В. (1995). «Эффективность индуистского таинства (самскары): каста, брак и развод в бенгальской культуре». В Харлане, Линдси; Кортрайт, Пол Б. (ред.). На пороге индуистского брака: очерки гендера, религии и культуры . Издательство Оксфордского университета. стр. 145–152.
  20. ^ Сиркар, округ Колумбия (1972–73). Журнал древней индийской истории, Том 6 . Центр перспективных исследований AIHC, CU, стр. 173–175.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фуруи, Рёске (2018). «Социальная жизнь: проблемы системы Варна-Джати». В Чоудхури — Абдул Момин; Чакраварти, Ранабир (ред.). История Бангладеш: Ранняя Бенгалия в региональных перспективах (до 1200 г. н.э.) . Том. 2: Общество, экономика и культура. Дакка: Азиатское общество Бангладеш.
  22. ^ Нрипендра Кумар Датт (1965). Происхождение и рост каст в Индии: Том. II: Касты в Бенгалии . Фирма КЛ Мухопадхьяй.
  23. ^ Шарма, Тедж Рам (1978). Личные и географические имена в империи Гуптов . Нью-Дели: Издательская компания Concept. п. 115.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Чаттерджи, Кумкум (1 октября 2010 г.). «Элиты писцов в Султанате и Великих Моголов Бенгалии» . Обзор экономической и социальной истории Индии . 47 (4): 445–472. дои : 10.1177/001946461004700402 . ISSN   0019-4646 . S2CID   143802267 .
  25. ^ Инден, Рональд Б. (1976). Брак и ранг в бенгальской культуре: история каст и кланов в Бенгалии среднего периода . Издательство Калифорнийского университета. стр. 28–29. ISBN  978-0-52002-569-1 .
  26. ^ Мукерджи, С.Н. (1970). «Каста, класс и политика в Калькутте, 1815-1838» . В Личе, Эдмунд; Мукерджи, С.Н. (ред.). Элиты Южной Азии . Издательство Кембриджского университета. стр. 55–56.
  27. ^ Перейти обратно: а б Димок, Эдвард К. «Персоны». В Стюарте, Тони К. (ред.). Чайтанья-чаритамрита Кришнадаса Кавираджа: перевод и комментарии . Гарвардская восточная серия: 56. Кембридж.
  28. ^ Лутьехармс, Ремберт (2018). «О Кавикарнапуре» Поэт-вайшнав в Бенгалии раннего Нового времени: великолепие речи Кавикарнапуры . Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN  9780198827108 .
  29. ^ Смит, Уильям Л. (1980). Одноглазая богиня: исследование Манаса Мангала . Стокгольм: Альмквист и Wiksell International. п. 35. ISBN  978-91-22-00408-0 .
  30. ^ Перейти обратно: а б Язиджян, Эдвард М. (2007). От спектакля к литературе: «Чандимангала» Кавиканканы Мукундарамы Чакраварти (Диссертация). Чикагский университет. стр. 25, 27, 233–234.
  31. ^ Димок, Эдвард К. «Ади Лила». В Стюарте, Тони К. (ред.). Чайтанья-чаритамрита Кришнадаса Кавираджа: перевод и комментарии . Гарвардская восточная серия: 56. Кембридж. п. 239.
  32. ^ Кочхар, Раджеш (2008). «Соблазнительный ориентализм: английское образование и современная наука в колониальной Индии» . Социолог . 36 (3/4): 49–50. ISSN   0970-0293 . JSTOR   27644269 .
  33. ^ Перейти обратно: а б Дасгупта, Ратан (1 декабря 2011 г.). «Махараджа Кришначандра: Религия, каста и государственное устройство в Бенгалии восемнадцатого века». Индийский исторический обзор . 38 (2): 225–242. дои : 10.1177/037698361103800204 . ISSN   0376-9836 . S2CID   144331664 .
  34. ^ Перейти обратно: а б Райт, Сэмюэл (01 апреля 2021 г.). «Сети ученых и рукописная экономика в Ньяя-шастре в ранней колониальной Бенгалии» . Журнал индийской философии . 49 (2): 323–359. дои : 10.1007/s10781-020-09449-8 . ISSN   1573-0395 . S2CID   225131874 .
  35. ^ Керли, Дэвид Л. (2008). Поэзия и история: бенгальский мангал-кабья и социальные изменения в доколониальной Бенгалии . Коллекция книг и монографий открытого доступа. КЕДР, Вашингтонский университет. стр. 33–34.
  36. ^ Бэйли, Калифорния (10 ноября 2011 г.). Восстановление свобод: индийская мысль в эпоху либерализма и империи . Издательство Кембриджского университета. стр. 144–145. ISBN  9781139505185 .
  37. ^ Николас, Ральф В. (1981). «Богиня Ситала и эпидемия оспы в Бенгалии» . Журнал азиатских исследований . 41 (1): 28. дои : 10.2307/2055600 . ISSN   0021-9118 . JSTOR   2055600 . ПМИД   11614704 . S2CID   8709682 .
  38. ^ Перейти обратно: а б Басу, Хена (2004). Касты в Бенгалии: некоторые бенгальские публикации: 1840–1940 гг . Калькутта: Служба исследований и документации Басу. стр. 1–3.
  39. ^ Митра, А. (1953). «Вайдья». Племена и касты Западной Бенгалии (Отчет). Перепись 1951 года. Департамент земли и земельных доходов правительства Западной Бенгалии. п. 37.
  40. ^ Бхаттачарья, Ритвик (2016). Homo Ahistoricus: чтение отрицаний истории в колониальной письменности Южной Азии (тезис). Принстонский университет. п. 165, 184, 187.
  41. ^ Рай, Саурав Кумар (2018). «Обзор врачебных традиций: Аюрведа, малые технологии и плетеные науки, МухарджиПроджит Бихари» . Социолог . 46 (7–8): 79–80. ISSN   0970-0293 . JSTOR   26530819 .
  42. ^ Керли, Дэвид Л. (январь 2020 г.). «Стили мастерства семьи калькуттских брахманов: паломничество Кришначандры Гошала в Гаю, Каши и Праяг, 1769 год, в Ти-ртхаман.гале Виджайрама Сена» . Обзор экономической и социальной истории Индии . 57 (1): 80. дои : 10.1177/0019464619892893 . ISSN   0019-4646 .
  43. ^ Бхаттачарья, Сабьясачи (27 мая 2014 г.). Определяющие моменты в Бенгалии: 1920–1947 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-908934-5 .
  44. ^ Чандра, Удай; Хейерстад, Гейр; Нильсен, Кеннет Бо (25 сентября 2015 г.). Политика каст в Западной Бенгалии . Рутледж. ISBN  978-1-317-41477-3 .
  45. ^ Перейти обратно: а б Чаттерджи, Парта (25 сентября 2015 г.). «Раскол и загадочное исчезновение каст в Бенгалии» . В Удае Чандре; Гейр Хейерстад; Кеннет Бо Нильсен (ред.). Политика каст в Западной Бенгалии . Рутледж Индия. дои : 10.4324/9781315686318 . ISBN  978-1-315-68631-8 . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 г. Проверено 23 июля 2021 г.
  46. ^ Перейти обратно: а б О'Делл, Бенджамин Д. (2014). «За пределами Бенгалии: гендер, образование и написание колониальной истории Индии» . Викторианская литература и культура . 42 (3): 547. дои : 10.1017/S1060150314000138 . ISSN   1060-1503 . JSTOR   24575896 . S2CID   96476257 .
  47. ^ Чакрабарти, Сумит (2017). «Пространство лишений: бенгальский Керани XIX века в среде Бхадролок в Калькутте» . Азиатский журнал социальных наук . 45 (1/2): 56. дои : 10.1163/15685314-04501003 . ISSN   1568-4849 . JSTOR   44508277 .
  48. ^ Хис, Питер (2009), «Революционный терроризм в Британской Бенгалии» , «Террор и постколониализм» , John Wiley & Sons, Ltd, стр. 165, номер домена : 10.1002/9781444310085.ch6 , ISBN  978-1-4443-1008-5 , получено 29 июля 2021 г.
  49. ^ Рой Чоудхури, Сунандан (2017), Рой Чоудхури, Сунандан (редактор), «Западный университет, индийский национализм» , Политика, политика и высшее образование в Индии , Сингапур: Springer, стр. 48, номер домена : 10.1007/978-981-10-5056-5_3 , ISBN  978-981-10-5056-5 , получено 28 июля 2021 г.
  50. ^ Рэй, Саумьяджит (2009). «Понимание индийского мультикультурализма». В Радже, Кристофер С.; МакЭндрю, Мари (ред.). Мультикультурализм: государственная политика и проблемные области в Канаде и Индии . Канада: Публикации Манака. п. 90.
  51. ^ Малкольм Маклин (1998). Посвященный богине: жизнь и творчество Рампрасада . СУНИ Пресс. стр. 163–. ISBN  978-1-4384-1258-0 . среди коренного населения Бенгалии нет элементов кшатриев или вайшьев. В ритуальном отношении байдьи и каястхи имеют тот же ранг, что и ранг набасахов, вместе с которыми они составляют высший слой бенгальских шудр, известный как сацудра [сат, что означает чистый]. Их также называют джалачарания-шудрами из-за их права предлагать питьевую воду чистым брахманам, которые могут служить им, не оскверняя себя. Однако в светском контексте байдьи и каястхи, которые в основном были землевладельцами и профессионалами, занимают гораздо более высокий ранг, чем набхасакши, которые в основном являются торговцами, производителями и земледельцами. Именно по этой причине брахманы, байдьи и каястхи обычно объединяются и называются уччаджати, то есть высшими кастами.
  52. ^ Марио Молитва (1 июля 2009 г.). «Социальный контекст политики в сельской местности Западной Бенгалии (1947-92)» . В Элизабетте Базиле; Ишита Мукхопадхьяй (ред.). Меняющаяся идентичность сельской Индии: социально-исторический анализ . Гимн Пресс. стр. 203–. ISBN  978-1-84331-823-1 . [В сельской Бенгалии] В тех случаях, когда профессия была более значимой, чем ритуальная чистота, каястхи, байдия и набхасакхи считались вместе шудрами, чья вода приемлема для брахманов (джалачарания шудры).
  53. ^ Гейр Хейерстад (2 января 2017 г.). Каста, предпринимательство и иллюзии традиций: брендинг гончаров Калькутты . Гимн Пресс. стр. 45–46. ISBN  978-1-78308-519-4 . Таким образом, чтобы еще больше усложнить картину, байдьи и каястхи часто группируются вместе с брахманами, образуя высшую кастовую группу или учча джати. Известно, что некоторые байдьи и каястхи начали использовать священный шнур как знак второго рождения.
  54. ^ Д. Шьям Бабу и Р.С. Кхаре (2010). Каста в жизни: неравенство . ПИРСОН ИНДИЯ. п. 175. ИСБН  978-93-325-0655-8 . Вайдья Каста шудр в Бенгалии. Также известен как Байдья.
  55. ^ Лочан, Канжив (2003). Лекарства ранней Индии: с приложением к редкому древнему тексту . Чаухамбха санскрит Бхаван. п. 110. ИСБН  978-81-86937-66-2 .
  56. ^ Липнер, Юлиус (2 октября 2012 г.). Индусы: их религиозные верования и обычаи . Рутледж. п. 133. ИСБН  978-1-135-24061-5 .
  57. ^ Ллойд И. Рудольф; Сюзанна Хобер Рудольф (15 июля 1984 г.). Современность традиций: политическое развитие в Индии . Издательство Чикагского университета. стр. 124–. ISBN  978-0-226-73137-7 . А Рональд Инден, проведя 1964 и часть 1965 года в Бенгалии, готовя диссертацию о каястхах, подтверждает, что смешанные браки становятся все более частыми среди городских слоев каястхов, брахманов и вайдьев, то есть среди тех, кто прозападен и дважды образован. Касты, родившиеся в Калькутте, доминируют в современных, более высокооплачиваемых и престижных профессиях и составляют, возможно, половину население города
  58. ^ Гош, Паримал (2016). Что случилось с Бхадралоком? . Дели: Primus Books. ISBN  9789384082994 .
  59. ^ Саркар, Сумит (27 декабря 2018 г.). Очерки всей жизни: реформаторы, националисты, субалтерны . СУНИ Пресс. ISBN  978-1-4384-7431-1 .
  60. ^ Проджит Бихари Мухарджи (14 октября 2016 г.). Традиции врачевания: Аюрведа, малые технологии и плетеные науки . Издательство Чикагского университета. стр. 255–. ISBN  978-0-226-38182-4 .
  61. ^ Мухарджи, Проджит Бихари (14 октября 2016 г.). Традиции врачевания: Аюрведа, малые технологии и плетеные науки . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-38313-2 .
  62. ^ Падмини Сатьянадхан Сенгупта (1968). Дешаприя Джатиндра Мохан Сенгупта . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии.
  63. ^ «Годовщина смерти Джибанананды Даса: воспоминания о его жизни и наследии» . 22 октября 2021 г.
  64. ^ Саутард, Барбара (1971). Неоиндуизм и воинствующая политика в Бенгалии, 1875-1910 гг . Гавайский университет. п. 76.
  65. ^ Кочхар, Раджеш (2021). Санскрит и Британская империя . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1000435535 .
  66. ^ «Кинорежиссер из Ганаманушера Мринал Сен | The Daily Star Bangla» (на бенгали). 14.06.2021. Архивировано из оригинала 14 июня 2021 г. Проверено 14 февраля 2022 г. Мринал Сен родился 14 мая 1923 года в семье Вайдьябрахмана в махалле Джилтули города Фаридпур.
  67. ^ Сен, Амия П. (28 февраля 2001 г.). Индуистское возрождение в Бенгалии, 1872–1905: некоторые очерки интерпретации . Издательство Оксфордского университета. п. 136. ИСБН  978-0-19-908770-9 .
  68. ^ Перейти обратно: а б Дутта-Рэй, Сунанда К. «Опросы Всемирного банка: триумф Маматы, победа класса над кастой» .
  69. ^ jagonews24.com. «Сегодня 107 лет со дня рождения Притилаты Ваддедар» . jagonews24.com . Проверено 29 января 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  70. ^ Мукерджи, Сумьендра Нат (1977). Калькутта: мифы и история . Субарнареха. ISBN  978-0-8364-0202-5 .
  71. ^ Макдэниел, июнь (2004 г.). Подношение цветов, кормление черепов . Издательство Оксфордского университета
  72. ^ Бхарати: Бюллетень колледжа индологии . Колледж. 1985. Он родился в традиционной и известной семье вайдья (каста врачей).
  73. ^ «Фильмография Сучитры сен | Биография Сучитры сен» . www.indianfilmhistory.com . Проверено 1 февраля 2022 г.
  74. ^ «Сурья Сен» . abhipedia.abhimanu.com .
  75. ^ «Биография Сурендранатха Дасгупты» . www.tititudorancea.com . Проверено 1 февраля 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9323739fc748063d3c66c4badd1a7569__1719325860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/69/9323739fc748063d3c66c4badd1a7569.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baidya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)