Лахми Дас
Лахми Дас | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 12 февраля 1497 г. Султанпур Лодхи, Пенджаб, Делийский султанат |
Умер | 9 апреля 1555 г. Картарпур (на Рави), Пенджаб |
Религия | сикхизм |
Супруг | Дханванти |
Дети | Дхарам Дас (сын) |
Родители) | Гуру Нанак (отец) Мата Сулахни (мать) |
Секта | Ягиаси |
Родственники | Шри Чанд (старший брат) |
Лахми Дас (12 февраля 1497 г. - 9 апреля 1555 г.) [ примечание 1 ] ), также известный как Лакхми Чанд , был младшим сыном Гуру Нанака и Маты Сулакни и основателем секты сикхизма Джагиаси . [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Он родился в семье Гуру Нанака и Маты Сулахни в Султанпур Лодхи 12 февраля 1497 года. [ 2 ] [ 3 ] По своему жизненному пути он отличался от своего старшего брата Шри Чанда, поскольку последний стал аскетом-отшельником, в то время как Лакхми Дас женился и имел детей, ведя жизнь домохозяина. [ 2 ] Он женился на женщине по имени Дханванти и поселился в Дера Баба Нанаке . [ 4 ] Лакхми Дас обрабатывал землю как фермер. [ 5 ] Лахми Дас также любил охоту и был заядлым охотником. [ 6 ] В конце концов в 1515 году его жена родила ему сына по имени Дхарам Дас (также пишется как Дхарам Чанд). [ 4 ] [ 7 ]
Кандидатура гуру
[ редактировать ]По мнению Хариша Диллона, Гуру Нанак, возможно, не учел Лакхми Даса, решая, кто будет его преемником, потому что он был слишком поглощен материализмом . [ 1 ] Сакхи , чтобы получить рассказывает о времени, когда Гуру Нанак попросил двух своих сыновей залезть на кикар дерево фрукты, чтобы накормить гостей, но Лакхми Дас и его брат отказались подчиниться его просьбе, в то время как Бхаи Лена с радостью подчинился и получил обильное количество фруктов, демонстрируя свою набожность. и преданность Гуру. [ 8 ] Другой сакхи рассказывает о времени, когда Гуру Нанак попросил двух своих сыновей нести связку палок, но они отказались, в то время как Бхаи Лена смиренно выполнил это указание. [ 8 ] Другой анекдот из теста, проведенного Нанаком, произошел, когда он попросил Лакхми Даса и его старшего брата подобрать кувшин, упавший в грязную канаву, и принести ему. [ 9 ] Лакхми Дас отказался, так как считал эту задачу ниже своего достоинства. Он был очень высокого мнения о себе, поскольку был сыном Гуру Нанака. [ 9 ] Тем временем Бхаи Лена без колебаний подчинился и выполнил задание, принеся Гуру свежую, чистую воду в кувшине, который он достал из канавы. [ 9 ] Когда его отец умер, он и его старший брат сначала отвергли реальность передачи гуру Бхаи Лене, который стал Гуру Ангадом . [ 7 ] Возможно, они сами хотели претендовать на звание гуру, но, согласно сикхской легенде, когда они попросили Гуру Ангада дать им плащ их отца (символ гуру), ни Лахми Дас, ни его сын Дхарам Дас не смогли его поднять. [ 7 ] Это удовлетворило их сердца тем, что Гуру Ангад был законным преемником их отца, и подавило их стремление занять место лидера. [ 7 ]
Духовная карьера
[ редактировать ]Лакхми Дас был предполагаемым основателем сикхской секты Джагиаси (также известной как Джагиасу или Джиджнасу; от санскритского слова jijñāsā, означающего «желание знать»). [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Это была сестринская секта Удаси и имела много общего с ней, с той важной разницей, что Удаси ведут образ жизни, основанный на целомудрии , затворничестве и аскетизме , следуя по стопам старшего брата Лахми, Шри Чанда, секты Джагиасу. который, с другой стороны, основал Лахми, продвигал и жил жизнью домохозяина, известной как Grist Marg . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Существует мнение, что Лакхми Чанд мог быть писцом Гуру Харсахай Поти . [ 15 ] Балвант Сингх Диллон считает эту связь маловероятной. [ 15 ]
Смерть
[ редактировать ]Лакхми Дас умер 9 апреля 1555 года в возрасте 58 лет в Картарпуре недалеко от реки Рави . [ 2 ] [ 3 ]
Наследие
[ редактировать ]Его сын, Дхарам Дас, женился в 1527 году на женщине из клана Пасси Кхатри , которая была дочерью Дивана Уттам Даса и Биби Ладжванти. [ 4 ] [ 7 ] У Дхарам Даса было два сына: Манак Дас и Мехр Дас. [ 4 ] Потомки Гуру Нанака-беди, такие как Сахиб Сингх Беди и Кхем Сингх Беди , в конечном итоге ведут свою родословную от него. [ 2 ] [ 4 ] [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Диллон, Хариш (2015). Сикхские гуру . Хэй Хаус. ISBN 9789384544454 .
Гуру Нанаку было около двадцати семи лет, когда он переехал в Султанпур. Он женился в 1487 году и был благословлен двумя сыновьями. Его тестем был Мулчанд Хатри, который жил в городе Батала в Пенджабе. У него была дочь Сулахни, о которой говорили, что она была вежливой и тихой. И Джайрам, и Нанки считали, что она станет хорошей парой для Нанака. Именно во время его пребывания в Султанпуре в 1494 и 1496 годах родились его сыновья Шри Чанд и Лакхми Дас. ... С тех пор, как он вернулся домой из своих путешествий, Нанак знал, что ни один из его сыновей не может быть его преемником - Шри Чанд жил жизнью отречения, в то время как Лакхми Дас был слишком материалистичным.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сингх, Харбанс (2011). Энциклопедия сикхизма (3-е изд.). Пенджабский университет, Патиала. п. 553.
- ^ Перейти обратно: а б Сингх, Бхупиндер (октябрь – декабрь 2019 г.). «Генеалогия Гуру Нанака» . Тезисы сикхских исследований . 21 (4). Институт сикхских исследований, Чандигарх.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сингх, Бхупиндер (октябрь 2019 г.). «Генеалогия Гуру Нанака» . Тезисы сикхских исследований . XXI (4).
- ^ Сибал, Раджни Сехри (2022). Гуру – Сакхи Гуру Нанака . п. 146. ИСБН 9789392661099 .
- ^ Сикхское обозрение, том 37, выпуски 421–432 . Сикхский культурный центр, Калькутта. 1989. с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гревал, Дж. С. (2004). Хальса: сикхские и несикхские перспективы . Манохар. п. 64. ИСБН 9788173045806 .
- ^ Перейти обратно: а б Маколифф, Макс Артур (1909). Религия сикхов: ее гуру, священные писания и авторы . Религия сикхов: ее гуру, священные писания и авторы. Том. 1. Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 4–10.
- ^ Перейти обратно: а б с Холт, Джеймс Д. (2022). Понимание сикхизма: Руководство для учителей . Преподавание религий и мировоззрений. Издательство Блумсбери. ISBN 9781350263192 .
Многие в то время, возможно, ожидали, что один из двух сыновей Гуру Нанака, Шри Чанд и Лакшми Дас, станет его преемником на посту Гуру, но рассказывают несколько историй о том, почему Гуру Нанак выбрал Лену своим вторым Гуру, Гуру. Ангад. Первая история рассказывает о кувшине, упавшем в грязную канаву. Когда Шри Чанда попросили забрать его, он почувствовал, что кувшин слишком грязный и что эта грязь, возможно, осквернит его самого. Лакхми Дас отказался, сославшись на то, что это слишком черная задача для сына Гуру. С другой стороны, Лена взяла его, очистила и принесла Гуру Нанаку, наполненную чистой водой.
- ^ Перейти обратно: а б Сингх, Харбанс (2011). Энциклопедия сикхизма . Том. 2: ЭЛ (3-е изд.). Пенджабский университет, Патиала. п. 318.
- ^ Перейти обратно: а б Сингх, Бхупиндер (октябрь – декабрь 2020 г.). «Нанакпантис» . Тезисы сикхских исследований . XXII (4). Институт сикхских исследований.
- ^ Перейти обратно: а б Сингх, Бхупендер (2022). Баба Нанак Шах Факир . стр. 14–15. ISBN 9789357046602 .
- ^ Перейти обратно: а б Фенек, Луи Э.; Маклеод, штат Вашингтон (2014). Исторический словарь сикхизма . Серия Исторических словарей религий, философий и движений (3-е изд.). Роуман и Литтлфилд. п. 161. ИСБН 9781442236011 .
- ^ Малкани, Дада Кевалрам Ратанмал. История Синда: отличный отчет о Синде . Сани Хусейн Панхвар. п. 123.
Два сына Гуру Нанака, Баба Лакхмичанд и Баба Шричанд, дали начало школам проповедников Джагиасу и Удаси. Они также основали множество храмов. Главой из них был Бава Гурпат Сахеб, потомок Гуру Нанака в двенадцатом поколении. Он сыграл заметную роль в обществе синдхов. Неудивительно, что синдхи хорошо знакомы с сикхскими писаниями. Сегодня даже важные мусульманские лидеры синдхов, такие как Г.М. Сайед, считают, что учение Гуру Нанака будет полезно для всех синдхов и пенджабцев.
- ^ Перейти обратно: а б Балвант Сингх, Диллон (1999). Ранняя сикхская библейская традиция: миф и реальность . Братья Сингх, с. 79. ИСБН 9788172052393 .
XII. ПИСЬЦ - 12.1. В Поти не обнаружено колофона с указанием писца, даты и места написания. Иногда к его написанию причастен Лакхми Чанд, младший сын Гуру Нанака. Но никакие внутренние и внешние доказательства не подтверждают вышеизложенную точку зрения.
- ^ Гревал, Дж.С.; Банга, Индия (2016). Пенджаб начала девятнадцатого века . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781317336945 .
Все потомки Гуру Нанака были счастливыми людьми. В настоящее время Баба Факир Бахш, Сант Бахш, Хар Бахш и Картар Бахш, сыновья Бхуп Чанда, отличились своими похвальными манерами, а также внешними и внутренними качествами. Они принадлежат к 11-му поколению от Гуру Нанака. У Бабы Нанака было два сына: Шри Чанд и Лакхми Чанд. Шри Чанд отрекся от мира и не женился. Баба Лакхми Чанд приехал, чтобы обзавестись семьей. Его сыном был Дхарм Дас, у которого было двое сыновей: Манак Чанд и Мехар Чанд. У Манака Чанда было три сына: Датар Чанд, Джагат Чанд и Инайят Чанд. В доме Датар Чанда родились пятеро сыновей: Гурдитта, ставший эмансипированным человеком, Бахар Чанд, Тара Чанд, Удай Чанд и Фатех Чанд. У Бабы Бахар Чанда было четыре сына: Аса Чанд, Манса Чанд, Харкаран Чанд и Сурадж Сингх. У Асы Чанда было три сына: Гурсахай, Пураб Чанд и Карам Шах. В доме Карам Шаха родились два сына: Баба Майя Дхари и Баба Гурчаран Дас. Последний умер без ребенка. У Бабы Майи Дхари было трое сыновей: Баба Бхуп Чанд, Милап Чанд и Джамиат Чанд. Бог дал Бабе Бхуп Чанду четырех сыновей, и все они стали учеными: Баба Факир Бахш, Баба Сант Бахш, Баба Хар Бахш и Баба Картар Бахш, упомянутые выше. Считается, что эмансипированный дарвеш по имени Таваккул Шах пришел в дом Бабы Бхуп Чанда в Дера Баба Нанаке и оставался там долгое время. Он был удаси, принадлежавшим к ордену Шри Чанда, сына Нанак Шаха, и хорошо разбирался во всех отраслях знания. Именно благодаря общению с ним сыновья Бабы Бхуп Чанда обрели хорошие манеры и образованность.