Кхем Сингх Беди
Кхем Сингх Беди KCIE (21 февраля 1832 — 10 апреля 1905) был заявленным прямым потомком Гуру Нанака , лидера и основателя Амритсар Сингх Сабхи в 1873 году. [ 1 ] [ 2 ] Он учредил множество благотворительных акций для сикхов, был землевладельцем и политиком в Пенджабе во время британского владычества .
Жизнь
[ редактировать ]Беди родился в Каллар-Сиедане в округе Равалпинди в 1832 году. Он утверждал, что является тринадцатым прямым потомком Гуру Нанака Дева , основателя сикхизма . [ 3 ] Его отец Баба Аттар Сингх был убит в ходе семейной распри 25 ноября 1839 года, а Беди и его старший брат Сампуран Сингх унаследовали джагиры в регионе Доаба вместе с 41 деревней в Депалпур-Техсиле . Беди проводил свои джагиры в 4 деревнях Дипалпурского тахсила , а его старшему брату давали джагиры в 22 деревнях того же тахсила. [ 4 ] После аннексии Пенджаба Ост-Индской компанией в 1849 году 14 из этих деревень были присвоены новой администрацией. [ 5 ]
В 1855 году администрация Пенджаба учредила Департамент народного образования с целью открыть 30 начальных школ с одним учителем по всему Пенджабу. Беди полностью поддержал эту схему, а также открыл свои собственные школы в Равалпинди. При его содействии в Пенджабе было открыто не менее пятидесяти школ для мальчиков и девочек. [ 5 ]
Во время индийского восстания 1857 года Беди помог британским войскам подавить восстание в Гугере . [ 4 ] [ 5 ] Он отличился в кавалерийской атаке 21 сентября 1857 года, а на следующий день едва избежал засады, в которой погиб дополнительный помощник комиссара Гогеры Леопольд Фитцхардинг Беркли. После восстания ему дали почетное одеяние и двуствольную винтовку. [ 5 ]
1 октября 1873 года он стал соучредителем Амритсар Сингх Сабхи , первого из многих конкурирующих Сингх Сабха во время Движения Сингх Сабха , созданного в ответ на растущую христианскую , мусульманскую , Арью Самадж и Брахмо Самадж, обращающуюся в свою веру в регионе Пенджаба. Они выступали за инклюзивную интерпретацию, учитывающую широкий спектр убеждений, заимствованных из индуизма и ислама . [ 1 ]
Беди был санатан-сикхом (букв. «Традиционный сикх»), [ 6 ] который утверждал, что «между сикхами и индуистами не было существенных различий». Вместо того, чтобы относиться к Гуру Грантху Сахибу как к единственному гуру, Беди выступал за приемлемость человеческих гуру для руководства сикхами, в результате чего Кхем Сингх Беди считал себя Гуру. [ 7 ] Основным текстом Санатана сикхов был Дасам Грантх, созданный в 19 веке. [ 8 ] Спор усилился, и к началу десятилетий 20-го века влияние панта перешло к Тат Хальса («чистая, истинная Хальса»). [ 9 ] что привело к упадку санатан-сикхов. [ 1 ] [ 7 ] [ 10 ]
Кхем Сингх Беди затаил обиду на непримиримых пионеров движения Сингх Сабха. Одна из причин этого заключается в том, что они удалили его гадди (высокое место) из Золотого храма в Амритсаре, что Беди воспринял как оскорбление. [ 11 ]
[Они убрали] его гадди подушки в паркарме Золотого Храма из-под него, чтобы показать, что использование маснада , высокого сиденья, не может быть разрешено на территории святого Дарбар-Сахиба, как Золотой Храм называется сикхов любому человеку, каким бы высоким положением он ни занимал, и что они не признавали его гуру сикхов.
- Лакшман Сингх, Автобиография, стр. 39, 58–9, 89–91.
Он был назначен мировым судьей в 1877 году и стал компаньоном Индийской империи в 1879 году. По случаю свадьбы своей дочери в 1893 году он пожертвовал 3 000 000 рупий на религиозные и благотворительные цели. Он был номинирован в Имперский законодательный совет в 1893 году и стал кавалером Индийской империи в 1898 году. [ 3 ] На протяжении всей своей жизни он увеличивал унаследованную им землю и стал крупным землевладельцем в Пенджабе. К концу жизни его земельные владения только в округе Монтгомери составляли 28 272 акра. [ 5 ] Он умер в Монтгомери 10 апреля 1905 года.
Хавели
[ редактировать ]Хавели Каллар - (традиционный индийский дом) был построен Кхемом Сингхом Беди в Сиедане (расположенном в современном районе Равалпинди , Пакистан). [ 12 ] Он содержит множество фресок, изображающих различные религиозные и светские темы. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Луи Э. Фенек; WH Маклеод (11 июня 2014 г.). Исторический словарь сикхизма . п. 273. ИСБН 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Луи Э. Фенек; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. п. 183. ИСБН 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Бобби Сингх Бансал, Остатки сикхской империи: исторические сикхские памятники в Индии и Пакистане, Hay House, Inc, 1 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Справочник округа Пенджаб - округ Монтгомери, часть A (изд. 1933 г.). Государственный архив Пенджаба. п. 107 . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Харбанс Сингх, Том «Энциклопедия сикхизма», Пенджабский университет Патиала
- ^ Луи Э. Фенек; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. п. 273. ИСБН 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 28–29, 73–76. ISBN 978-0-19-969930-8 .
- ^ Стэнли Дж. Тамбия (3 января 1997 г.). Выравнивание толпы: этнонационалистические конфликты и коллективное насилие в Южной Азии (сравнительные исследования религии и общества) . п. 154. ИСБН 978-0520206427 .
- ^ Британская энциклопедия, Inc. (2009). Британский путеводитель по Индии . Британская энциклопедия, Inc., стр. 187. ИСБН 978-1-59339-847-7 .
- ^ Харджот Оберой (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Издательство Чикагского университета. стр. 382–. ISBN 978-0-226-61593-6 .
- ^ Гревал, Дж. С. (март 2018 г.). «2 - Колониальное правление и сикхи: (1849–1919)». Мастер Тара Сингх в истории Индии: колониализм, национализм и политика сикхской идентичности (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 36–61. ISBN 9780199089840 .
- ^ Перейти обратно: а б Шах, Музаммил (6 сентября 2015 г.). «Сикхский дворец Каллар Седан» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 10 августа 2023 г.