Баяти (макам)


Баяти ( араб. بياتي ), также известный как Баят и Ушак (Ушак), — это название макама ( музыкального лада) в арабском , турецком и родственных музыкальных системах. Баяти похож на натуральный минор , за исключением полубемоль второй ступени. Макам чрезвычайно популярен в арабском мире, особенно в Леванте . В светской обстановке его предпочитают в дабке и поп-музыке .
Баяти также очень часто используется в религиозных литургиях Ближнего Востока. Это излюбленный макам для азана в Медине , Саудовская Аравия . Сирийские евреи множество пицмонимов содержат в этом макаме и обычно применяют его ко всем бар-мицвам и субботним вечерним службам. По мнению Ассирийской Церкви Востока , этот модус называется Кадмойо (первый).
Родственными макаматами являются Хусейни и Баяти Шури. [ 1 ]
Ядро
[ редактировать ]Центральные тона макама создаются из двух разных интервалов. Одиннадцать центральных тонов макама, использованных в приведенном выше примере последовательности фаз, можно сократить до трех, которые составляют «ядро» макама:
Ряды тонов макамата могут быть идентичными, например, макам баяти и макам ушшак тюрки:
Но различаются разными ядрами. Баяти показано в приведенном выше примере, а ушшак тюрки:
- Макам Баят на А: А/Си (Полубемоль)/До/Ре/Ми/Ф/Соль/Ля.
- Макам Баят B: B/C (Полудиез)/D/E/F диез/G/A/B.
- Макам Баят До: ДО / Ре (Полубемоль) / Ми-бемоль / Фа / Соль / Ля-бемоль / Си-бемоль / До.
- Макам Баят Ре: Ре / Ми (Полубемоль) / фа / Соль / Ла / Си-бемоль / До / Ре.
- Макам Баят Ми: E/F (полудиез)/G/A/B/C/D/E.
- Макам Баят Фа: Фа / Соль (полубемоль) / А-бемоль / Си-бемоль / До / Ре-бемоль / Ми-бемоль / Фа.
- Макам Баят Соль: Соль / Ла (Полубемоль) / Си-бемоль / До / Ре / Ми-бемоль / Фа / Соль.
- Макам Баят Си-Бемоль: Си-бемоль / До (Полу-бемоль) / Ре-бемоль / Ми-бемоль / Фа / / Фа-диез / Ля-бемоль / Си-бемоль.
- Макам Баят До-диез: До-диез / Ре (полу-диез) / Ми / Фа-диез / Ля-бемоль / Ля / Си / До-диез.
- Макам Баят Ми-бемоль: Ми-бемоль / Фа (Полу-бемоль) / Фа-диез / Ля-бемоль / Си-бемоль / Си / До-бемоль / Ре-бемоль.
- Макам Баят Фа Диез: Фа Диез / Соль (Полудиез) / А / B / До Диез / Ре / Ми / Фа Диез.
- Макам Баят Сол Шарп: Сол Шарп / Ла (Полудиез) / Си / До Шарп / Ре Шарп / Ми / Фа Шарп / Сол Шарп.
(HF) — полубемоль (имейте в виду, что бемоль понижает ноту на полтона вниз, полубемоль означает, что нота понижается на 1/4 ступени вниз). (HS) — полудиез (диез поднимает ноту на полтона вверх, полудиез — на 1/4 ступени вверх). Интервалы в четвертьтона не фиксированы. Общее правило: они имеют тенденцию быть менее плоскими при воспроизведении восходящей фразы и визави. Эти интервалы также различаются от региона к региону. В турецко-османской музыке четвертьтон беяти обычно звучит немного менее ровно, чем «более темный» тон Уссака.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фаррадж, Джонни. «Семья Макам Баяти » www.maqamworld.com . Проверено 0 декабря 2018 г.
- ^ Тома, Хабиб Хасан (1996). Музыка арабов , стр.42. Пер. Лори Шварц. Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0-931340-88-8 .