Jump to content

Stempenyu

Berdychiv Old Synagogue

Стемпеню ( идиш : Стемпеню , 1822-79) — народное имя Друкера Иосифа Бердичева , клезмерского скрипача-виртуоза, руководителя оркестра и композитора из , Российская империя . [ 1 ] [ 2 ] Он был одним из немногих знаменитых еврейских народных скрипачей девятнадцатого века из Украины; Среди других были Арон-Мойше Холоденко « Педоцер » (тоже из Бердичева) и Ечиэль Гойзман « Альтер Чудновер » из Чуднова . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Шолом-Алейхем основал свой роман 1888 года «Стемпенью: еврейский роман» на основе реального Стемпенью; в двадцатом веке он был адаптирован в различные театральные и киноверсии. [ 6 ]

Биография

[ редактировать ]

Иосиф (Йосселе) Друкер родился в Бердичеве Киевской губернии Российской империи в 1822 году (ныне находится в Житомирской области , Украина). [ 2 ] Его отец, Шолом Друкер, был музыкально грамотным клезмерским кларнетистом и руководителем оркестра; по словам Иоахима Штучевского, их семья могла быть откуда-то из Киевской губернии, возможно, из Горностайполя или Радомышля . [ 7 ] [ 2 ] [ 1 ] отправили в Киев учиться игре на скрипке. Иосифа в юности [ 2 ] Затем он вернулся в Бердичев и в возрасте двенадцати лет снова присоединился к клезмерскому оркестру своего отца, хотя считается, что в пятнадцать лет он ушел и провел несколько лет, развивая свое ремесло в других городах. [ 2 ] [ 1 ] Вернувшись в Бердичев, он в конце концов возглавил оркестр своего отца. [ 2 ] Говорят, что он мастерски владел скрипкой и умел передавать в своих выступлениях широкий спектр эмоций и интерпретаций. [ 1 ] Бердичев был достаточно большим городом, чтобы в конце девятнадцатого века здесь существовало несколько конкурирующих клезмерских ансамблей, все с высоким уровнем музыкальности: Стемпенью, Педоцера и еще одного руководителя оркестра по имени Мойше-Абе. [ 4 ] [ 1 ]

Обычно говорят, что Стемпеню умер в 1879 году, хотя подробности нигде не уточняются.

Наследие

[ редактировать ]

Самым узнаваемым наследием Стемпенью, сделавшим его именем нарицательным в прошлом столетии, является то, что он был изображен в романе Шолом-Алейхема « Стемпенью: еврейский роман» , произведении, богатом этнографическими подробностями о клезмерском мире. [ 8 ] [ 9 ] Шолом-Алейхем отправился в Бердичев в 1880-х годах (уже после смерти Стемпенью), чтобы собрать информацию для своего романа. [ 10 ] [ 11 ] Он утверждал, что в основном верен фактам, которые он собрал о Стемпенью от пожилых людей и коллег-музыкантов в Бердичеве. [ 12 ] Однако Стучевский и другие заявили, что трудно определить, какие части романа были верны исторической фигуре, а какие были художественной вольностью. [ 1 ] [ 13 ] Даже Моисей Береговский , посетивший Бердичев в советский период, обнаружил, что внуки Друкера восприняли роман как фактическое описание жизни своего предка. [ 14 ]

После смерти Друкера его клезмерский ансамбль возглавил его родственник Вольф Чернявский (сам родственник Иосифа Чернявского и других американских музыкантов). [ 1 ] Хотя его композиции при его жизни так и не были опубликованы, а Друкер умер до того, как появилась звукозапись, некоторые из его произведений были переданы и записаны другими музыкантами. [ 1 ] Ряд этих рукописей попали в коллекцию Национальной библиотеки Украины имени Вернадского .

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Штутчевский, Иоахим (1959). Клезмеры: их история, образ жизни и труды (на иврите). Иерусалим: Институт Бялика. стр. 113–6.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Береговский, Моше; Ротштейн, Роберт; Бьёрлинг, Курт; Альперт, Майкл; Слобин, Марк (2020). Еврейская инструментальная народная музыка: сборники и сочинения Моше Береговского (Второе изд.). Эванстон, Иллинойс. п. И7. ISBN  978-1-73261-810-7 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Фельдман, Уолтер Зев. «Музыка: традиционная и инструментальная музыка» . Энциклопедия YIVO . ЙИВО . Проверено 25 мая 2021 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Береговский, Моше; Слобин, Марк (1982). Старая еврейская народная музыка: сборники и сочинения Моше Береговского . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 536–7. ISBN  081227833X .
  5. ^ Гойзман, Шимон (2018). "2". Воспоминания незнаменитого. Живу, как хочется (in Russian). ЛитРес. ISBN  9785041227975 .
  6. ^ Уолден, Джошуа С. (2014). «Идише Паганини»: «Стемпенью» Шолом-Алейхема, музыка идишского театра и характер скрипача из «Штетла». Журнал Королевской музыкальной ассоциации . 139 (1): 89–136. дои : 10.1080/02690403.2014.886428 . JSTOR   43303359 . S2CID   162236197 .
  7. ^ Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале двадцатого века: музыка Нафтула Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер: Издательство Рочестерского университета. п. 23. ISBN  978-1-78744-831-5 . Книга проекта МУЗА   77384 .
  8. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 4. ISBN  978-0-19-024451-4 .
  9. ^ Воллок, Джеффри (декабрь 2000 г.). «Советский клезмерский оркестр». Восточноевропейские еврейские дела . 30 (2): 1–36. дои : 10.1080/13501670008577918 . S2CID   162298144 .
  10. ^ Фриден, Кен (1995). «4. Внук: Суды над идишским юмористом». Классическая художественная литература на идише: Абрамович, Шолом-Алейхем и Перец . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 112. ИСБН  978-1-4384-0333-5 .
  11. ^ Кобен, Лоуренс А. (2007). Штетл Анны . Издательство Университета Алабамы. п. 185. ИСБН  978-0-8173-8131-8 . Проект МУЗА   книга 6463 .
  12. ^ Брим фан Шолом-Алейхем (на идиш). Тель-Авив: Бет Шалом-Алекхем. 1995.стр. 204–22.
  13. ^ Рубин, Джоэл (2009). «9. «Как нитка жемчуга»: размышления о роли духовых инструменталистов в еврейской инструментальной клезмерской музыке и образе «еврейского джаза» . В Вайнер, Ховард Т. (ред.). Идиомы духовых инструментов начала двадцатого века: искусство, джаз и другие популярные традиции: материалы международной конференции, представленной Институтом джазовых исследований Университета Рутгерса и Историческим духовым обществом, 4-5 ноября 2005 г. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 92. ИСБН  978-0-8108-6245-6 .
  14. ^ Шолохова, Людмила (2013). «Йехиэль Гойзман (Альтер Чудновер, 1849–1913): клезмерский скрипач в переходе от народной музыки к исполнению в классическом стиле». У Немцова, Яша (ред.). Еврейская музыка как диалог культур (Еврейская музыка, том 12) (PDF) . Вайсбаден: Harraswitz Verlag. п. 2.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5a0f06025f58dbfc9d7dd3a3e9628664__1700306400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/64/5a0f06025f58dbfc9d7dd3a3e9628664.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stempenyu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)