Stempenyu

Стемпеню ( идиш : Стемпеню , 1822-79) — народное имя Друкера Иосифа Бердичева , клезмерского скрипача-виртуоза, руководителя оркестра и композитора из , Российская империя . [ 1 ] [ 2 ] Он был одним из немногих знаменитых еврейских народных скрипачей девятнадцатого века из Украины; Среди других были Арон-Мойше Холоденко « Педоцер » (тоже из Бердичева) и Ечиэль Гойзман « Альтер Чудновер » из Чуднова . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Шолом-Алейхем основал свой роман 1888 года «Стемпенью: еврейский роман» на основе реального Стемпенью; в двадцатом веке он был адаптирован в различные театральные и киноверсии. [ 6 ]
Биография
[ редактировать ]Иосиф (Йосселе) Друкер родился в Бердичеве Киевской губернии Российской империи в 1822 году (ныне находится в Житомирской области , Украина). [ 2 ] Его отец, Шолом Друкер, был музыкально грамотным клезмерским кларнетистом и руководителем оркестра; по словам Иоахима Штучевского, их семья могла быть откуда-то из Киевской губернии, возможно, из Горностайполя или Радомышля . [ 7 ] [ 2 ] [ 1 ] отправили в Киев учиться игре на скрипке. Иосифа в юности [ 2 ] Затем он вернулся в Бердичев и в возрасте двенадцати лет снова присоединился к клезмерскому оркестру своего отца, хотя считается, что в пятнадцать лет он ушел и провел несколько лет, развивая свое ремесло в других городах. [ 2 ] [ 1 ] Вернувшись в Бердичев, он в конце концов возглавил оркестр своего отца. [ 2 ] Говорят, что он мастерски владел скрипкой и умел передавать в своих выступлениях широкий спектр эмоций и интерпретаций. [ 1 ] Бердичев был достаточно большим городом, чтобы в конце девятнадцатого века здесь существовало несколько конкурирующих клезмерских ансамблей, все с высоким уровнем музыкальности: Стемпенью, Педоцера и еще одного руководителя оркестра по имени Мойше-Абе. [ 4 ] [ 1 ]
Обычно говорят, что Стемпеню умер в 1879 году, хотя подробности нигде не уточняются.
Наследие
[ редактировать ]Самым узнаваемым наследием Стемпенью, сделавшим его именем нарицательным в прошлом столетии, является то, что он был изображен в романе Шолом-Алейхема « Стемпенью: еврейский роман» , произведении, богатом этнографическими подробностями о клезмерском мире. [ 8 ] [ 9 ] Шолом-Алейхем отправился в Бердичев в 1880-х годах (уже после смерти Стемпенью), чтобы собрать информацию для своего романа. [ 10 ] [ 11 ] Он утверждал, что в основном верен фактам, которые он собрал о Стемпенью от пожилых людей и коллег-музыкантов в Бердичеве. [ 12 ] Однако Стучевский и другие заявили, что трудно определить, какие части романа были верны исторической фигуре, а какие были художественной вольностью. [ 1 ] [ 13 ] Даже Моисей Береговский , посетивший Бердичев в советский период, обнаружил, что внуки Друкера восприняли роман как фактическое описание жизни своего предка. [ 14 ]
После смерти Друкера его клезмерский ансамбль возглавил его родственник Вольф Чернявский (сам родственник Иосифа Чернявского и других американских музыкантов). [ 1 ] Хотя его композиции при его жизни так и не были опубликованы, а Друкер умер до того, как появилась звукозапись, некоторые из его произведений были переданы и записаны другими музыкантами. [ 1 ] Ряд этих рукописей попали в коллекцию Национальной библиотеки Украины имени Вернадского .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Штутчевский, Иоахим (1959). Клезмеры: их история, образ жизни и труды (на иврите). Иерусалим: Институт Бялика. стр. 113–6.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Береговский, Моше; Ротштейн, Роберт; Бьёрлинг, Курт; Альперт, Майкл; Слобин, Марк (2020). Еврейская инструментальная народная музыка: сборники и сочинения Моше Береговского (Второе изд.). Эванстон, Иллинойс. п. И7. ISBN 978-1-73261-810-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фельдман, Уолтер Зев. «Музыка: традиционная и инструментальная музыка» . Энциклопедия YIVO . ЙИВО . Проверено 25 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Береговский, Моше; Слобин, Марк (1982). Старая еврейская народная музыка: сборники и сочинения Моше Береговского . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 536–7. ISBN 081227833X .
- ^ Гойзман, Шимон (2018). "2". Воспоминания незнаменитого. Живу, как хочется (in Russian). ЛитРес. ISBN 9785041227975 .
- ^ Уолден, Джошуа С. (2014). «Идише Паганини»: «Стемпенью» Шолом-Алейхема, музыка идишского театра и характер скрипача из «Штетла». Журнал Королевской музыкальной ассоциации . 139 (1): 89–136. дои : 10.1080/02690403.2014.886428 . JSTOR 43303359 . S2CID 162236197 .
- ^ Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале двадцатого века: музыка Нафтула Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер: Издательство Рочестерского университета. п. 23. ISBN 978-1-78744-831-5 . Книга проекта МУЗА 77384 .
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 4. ISBN 978-0-19-024451-4 .
- ^ Воллок, Джеффри (декабрь 2000 г.). «Советский клезмерский оркестр». Восточноевропейские еврейские дела . 30 (2): 1–36. дои : 10.1080/13501670008577918 . S2CID 162298144 .
- ^ Фриден, Кен (1995). «4. Внук: Суды над идишским юмористом». Классическая художественная литература на идише: Абрамович, Шолом-Алейхем и Перец . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 112. ИСБН 978-1-4384-0333-5 .
- ^ Кобен, Лоуренс А. (2007). Штетл Анны . Издательство Университета Алабамы. п. 185. ИСБН 978-0-8173-8131-8 . Проект МУЗА книга 6463 .
- ^ Брим фан Шолом-Алейхем (на идиш). Тель-Авив: Бет Шалом-Алекхем. 1995.стр. 204–22.
- ^ Рубин, Джоэл (2009). «9. «Как нитка жемчуга»: размышления о роли духовых инструменталистов в еврейской инструментальной клезмерской музыке и образе «еврейского джаза» . В Вайнер, Ховард Т. (ред.). Идиомы духовых инструментов начала двадцатого века: искусство, джаз и другие популярные традиции: материалы международной конференции, представленной Институтом джазовых исследований Университета Рутгерса и Историческим духовым обществом, 4-5 ноября 2005 г. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 92. ИСБН 978-0-8108-6245-6 .
- ^ Шолохова, Людмила (2013). «Йехиэль Гойзман (Альтер Чудновер, 1849–1913): клезмерский скрипач в переходе от народной музыки к исполнению в классическом стиле». У Немцова, Яша (ред.). Еврейская музыка как диалог культур (Еврейская музыка, том 12) (PDF) . Вайсбаден: Harraswitz Verlag. п. 2.