Прозерпина
Прозерпина | |
---|---|
Королева подземного мира, богиня женского и сельскохозяйственного плодородия, а также весеннего роста. | |
![]() Мраморная статуя Прозерпины, II век нашей эры. Она изображена держащей факел, освещающий ей путь, и сноп зерна, символизирующий изобилие. | |
Обитель | Оркус зимой (римское название подземного мира и его правящего божества, эквивалент греческого Аида) |
Символ | факел, сноп, гранат |
Храмы | Авентинский холм (с Либером и Церерой) |
Фестивали | либеральный (неопределенный) |
Генеалогия | |
Родители | Церера |
Братья и сестры | Либер (различные традиции) |
Супруга | Liber , Dis Pater или Orcus (различные традиции) |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Персефона , Ариадна |
Прозерпина ( / pr oʊ ˈ ; s ɜːr p ɪ n ə / proh- SUR -pih- nə [ 1 ] Латинский: [proːˈsɛrpɪna] ) или Прозерпина ( / ˈ ɒ p r s ər p aɪ n / PROSS -ər -pyne [ 1 ] ) — древнеримская богиня , чья иконография, функции и мифы практически идентичны таковым у греческой Персефоны . Прозерпина заменила или была объединена с древнеримской богиней плодородия Либерой , основной культ которой находился в авентинском храме богини зерна Цереры вместе с богом вина Либером .
свою келлу Каждое из этих трех божеств занимало в храме . Их культы обслуживались или контролировались мужским общественным духовенством . Церера была безусловно старшей из троих, одной из dii согласия , примерного римского эквивалента греческих Двенадцати олимпийцев . Ее отождествляли с греческой Деметрой , а Либер — с Вакхом и Дионисом . Либеру иногда называют женской версией Liber Pater, связанной с женской фертильностью. В противном случае римские источники не дают ей четкой идентичности или мифологии, а также не дают ей греческого эквивалента. О ее родной иконографии ничего не известно: ее имя переводится как женская форма Liber, «свободная». Имя Прозерпины представляет собой латинизацию слова «Персефона», возможно, под влиянием латинского proserpere («появляться, выползать»), имея в виду выращивание зерна.
Прозерпина была импортирована из южной Италии в рамках официальной религиозной стратегии ближе к концу второй Пунической войны , когда антагонизм между низшими и высшими социальными классами Рима, неурожаи и периодический голод считались признаками божественного гнева, спровоцированного римлянами. нечестие. Новый культ был установлен около 205 г. до н.э. в Авентинском храме Цереры. Этнически греческие жрицы были наняты, чтобы служить Церере и Прозерпине как «Матери и Девы». Это нововведение могло представлять собой попытку правящего класса Рима угодить богам и плебеям; последний разделял прочные культурные связи с итальянской великой Грекой . Реформированный культ был основан на греческой Фесмофории , предназначенной только для женщин , и пропагандировался как морально желательный для респектабельных римских женщин, как в качестве последователей, так и жриц. Почти наверняка им руководил римский Flamen Cerealis , мужское духовенство, обычно предназначенное для плебеев. Новый культ, возможно, частично подчинил себе старые местные культы Авентинского храма Церере, Либеру и Либере, но он также функционировал наряду с ними. Либер не играл никакой роли в реформированном культе. Известно, что Церера, Прозерпина/Либера и Либер сами по себе получили культ в своем авентинском храме и в других местах, хотя подробности отсутствуют.
Римский культ Матери и Девы называл Прозерпину царицей подземного мира, супругой римского царя подземного мира Дипатера и дочерью Цереры. Функции культа, структура мифов и ролей включали сельскохозяйственный цикл, сезонную смерть и возрождение, послушное дочерство и материнскую заботу. Они включали тайные посвящения и ночные факельные шествия, а также культовые объекты, скрытые от непосвященных. Прозерпины Насильственное похищение богом подземного мира , поиски ее матерью и ее возможное, но временное возвращение в верхний мир являются предметом произведений римского и более позднего искусства и литературы. В частности, ее захват богом подземного мира, обычно описываемый как «Похищение Прозерпины или Персефоны», стал драматической темой для эпохи Возрождения скульпторов и художников , а затем и более поздних.
Культ и мифы
[ редактировать ]Происхождение имени Либера
[ редактировать ]В ранней римской религии Либера была женским эквивалентом Liber Pater , защитницы плебейских прав, бога вина, мужского плодородия и свободы, эквивалентного греческому Вакху или Дионису . Либера изначально была италийской богиней, в паре с Либером как «этимологической двойственности» в какой-то момент во времена Царствования Рима или в очень раннюю республиканскую эпоху. [ 2 ] Она входит в римскую историю как часть так называемого триадического культа наряду с и в храме, основанном около 493 Церерой Либером г. угрожал отделением. В совокупности эти три божества были божественными покровителями и защитниками граждан Рима, а также хранителями сенаторских протоколов и письменных законов Рима, размещенных в храме вскоре после его основания. Культ Либеры мог быть предложен 17 марта во время фестиваля Либера, Либералия , или в какое-то время в течение семи дней Цереалии , проходивших в середине-конце апреля; на последнем празднике она была бы подчинена Церере; Имена Либера и Либеры были позже добавлены к фестивалю Цереры. В противном случае функциональные отношения Либеры с ее партнерами по авентинскому культу остаются неопределенными. У нее нет известной местной иконографии или мифологии. [ 3 ]
Либера и Прозерпина
[ редактировать ]Либера была официально идентифицирована как Прозерпина с 205 г. до н.э., когда она и Церера приобрели романизированную форму греческого мистериального обряда, ritus graecia cereris . Это было частью религиозной вербовки божеств Римом в качестве божественных союзников против Карфагена ближе к концу Второй Пунической войны . В позднюю республиканскую эпоху Цицерон называл Либера и Либеру детьми Цереры. Примерно в то же время Гигин приравнял Либеру к греческой Ариадне . [ 4 ] [ 5 ] Старые и новые формы ее имен, культов и обрядов, а также их разнообразные ассоциации сохранялись вплоть до поздней имперской эпохи. Св. Августин (354–430 гг. н. э.) писал, что Либера была богиней женского плодородия, так же как Либер был богом мужского плодородия. [ 6 ]
Прозерпина
[ редактировать ]Прозерпина была официально представлена Риму как дочь Цереры в недавно романизированном культе «Матери и дочери». Истоки культа лежат в южной Италии, которая была политически союзницей Рима, но в культурном отношении была частью Великой Греции . Культ был основан на греческой Фесмофории , предназначенной только для женщин, которая была частично общественным, а частично мистическим культом Деметры и Персефоны как «Матери и Девы». Оно прибыло в Рим вместе со своими греческими жрицами, которым было предоставлено римское гражданство , чтобы они могли молиться богам «с иностранным и внешним знанием, но с внутренним и гражданским намерением». [ 7 ] В комментарии к Вергилию пишет , Сервий что небесное имя Прозерпины — Луна, а земное имя — Диана . [ 8 ]
Ожидалось , что исключительно женщины-посвященные и жрицы новых мистерий Цереры и Прозерпины в « греческом стиле Рима, в которой доминируют патриции » будут поддерживать традиционную социальную иерархию , и традиционную мораль . Ожидалось, что незамужние девушки будут подражать целомудрию девушки Прозерпины; Ожидалось, что замужние женщины будут стремиться подражать Церере, преданной и плодотворной Матери. Их обряды были предназначены для обеспечения хорошего урожая и увеличения плодовитости тех, кто участвовал в мистериях. [ 9 ] Каждое из божеств авентинской триады продолжало пользоваться своим собственным культом. Открытый, смешанный по признаку пола культ и фестивали Либера продолжали существовать, хотя, вероятно, примерно двадцать лет спустя они были вовлечены в подавление вакханалии . [ 10 ] Индивидуальный культ Прозерпины и ее совместный культ с Церерой получили широкое распространение по всей Республике и Империи. Храм Прозерпины находился в пригороде Мелите , в современной Мтарфе , Мальта . Руины храма были раскопаны между 17 и 18 веками; сохранились лишь несколько фрагментов. [ 11 ]
Мифы
[ редактировать ]

Самый известный миф о Прозерпине связан с ее похищением богом подземного мира, безумными поисками ее матери Церерой и ее возможным, но временным возвращением в верхний мир. В латинской литературе известно несколько версий, все во многом сходных с мифами о похищении греческой Персефоны царем подземного мира, названной по-разному в латинских источниках как Дис или Плутон , а в греческих источниках как Аид или Плутон. «Аид» может означать как скрытый Подземный мир, так и его царя («скрытый»), который в ранних греческих версиях мифа представляет собой темную, неприятную фигуру; Персефона — это «Кора» («девица»), взятая против ее воли; [ 12 ] в греческих Элевсинских мистериях ее похититель известен как Аид; они образуют божественную пару, которая вместе правит подземным миром и принимает элевсинских посвященных в некую форму лучшей загробной жизни. Переименованный в Плутон, король подземного мира дистанцировался от насильственного похищения своей супруги. [ 13 ] В 27 г. до н.э. Вергилий представил свою версию мифа в своей «Георгике» . В начале I века нашей эры Овидий дает две поэтические версии: одну в пятой книге своих «Метаморфоз» и другую в четвертой книге « Фасти». [ 14 ] Латинская версия того же мифа, датируемая началом V века нашей эры, представляет собой « » Клавдиана De raptu Proserpinae ; в большинстве случаев в этих латинских работах похитителем и более поздним супругом Прозерпины из преступного мира называют Диса .


В версии Клавдиана невзрачный Дис жаждет радостей супружеской любви и отцовства и грозит начать войну с другими богами, если останется один в Эребе . Судьбы ( Parcae ), определяющие судьбы всех, устраивают Дису будущий брак, чтобы предотвратить начало войны. Во исполнение пророчества Юпитер приказывает Венере принести Дису любовь. Церера уже попыталась скрыть невинную Прозерпину, отправив ее в безопасное место на Сицилии , земном доме и святилище Цереры; но Дис выходит из вулкана на горе Этна на своей колеснице, хватает Прозерпину у озера Пергуза близ Энны и уносит ее в подземный мир. На этом стихотворение заканчивается. [ 15 ]
Мать Прозерпины, Церера, ищет дочь по всему миру, но тщетно. Солнце садится и наступает тьма, пока Церера ходит по земле, останавливая рост сельскохозяйственных культур и создавая пустыню с каждым шагом . Юпитер посылает Меркурия приказать Дису освободить Прозерпину; но Прозерпина растопила жестокое сердце Диса и съела «несколько» зерен граната , которые он ей предлагает; [ 16 ] те, кто съел пищу мертвых, не могут вернуться в мир живых. Плутон настаивает, что она охотно съела его зерна граната и взамен должна остаться с ним на полгода. Вергилий утверждает, что Прозерпина согласна на это и не желает подниматься из подземного мира и воссоединяться со своей матерью. Когда Церера приветствует возвращение своей дочери в мир живых, урожай растет, цветут цветы, а летом расцветают все растущие посевы, которые можно собрать осенью. В то время, пока Прозерпина находится рядом с Плутоном, мир переживает зиму, когда земля не дает урожая. [ 17 ] Земля может быть плодородной только тогда, когда она находится наверху. [ 18 ]
Орфей и Эвридика
[ редактировать ]Самый обширный миф о Прозерпине на латыни — миф Клавдиана (4 век нашей эры). Оно тесно связано с историей Орфея и Эвридики . В «Георгиках» Вергилия любимая жена Орфея Эвридика умерла от укуса змеи; Прозерпина впустила Орфея в Аид, не потеряв при этом жизни; очарованная его музыкой, она позволила ему увести жену обратно в страну живых, при условии, что он во время путешествия не оглядывался назад. Но Орфей не удержался от оглядки назад, поэтому Эвридика навсегда потерялась для него. [ 19 ] [ 20 ]
В произведениях искусства
[ редактировать ]Фигура Прозерпины вдохновила множество художественных композиций, особенно в скульптуре ( Бернини , [ 21 ] см. «Похищение Прозерпины» (Бернини ) в живописи (Д.Г.Россетти, [ 22 ] фреска Помаранчо , Дж. Хайнца, [ 23 ] Рубенс , [ 24 ] А. Дюрер , [ 25 ] Дель Аббате , [ 26 ] Пэрриш [ 27 ] ) и в литературе ( Гете [ 28 ] Прозерпина и Гимн Суинберна Прозерпине и Сад Прозерпины ) Статую Похищения Прозепины Плутоном, которая стоит в Большом саду Дрездена , Германия , также называют «Время разрушает красоту». Песня Кейт МакГарригл о легенде была одной из последних вещей, которые она написала перед своей смертью, и ее единственное исполнение состоялось на ее последнем концерте в Королевском Альберт-Холле в декабре 2009 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Прозерпина» . Американский словарь английского языка . ХарперКоллинз . Проверено 15 июля 2013 г.
- ^ Соединение Libera и Liber идентифицирует оба как аспекты «этимологической двойственности» - ср. Римский Фавн и Фауна . См. Спэт, Барбетт Стэнли , Римская богиня Церера , Издательство Техасского университета, 1996, с. 8
- ^ Т. П. Уайзман , «Сатиры в Риме? Предыстория Ars Poetica Горация», Журнал римских исследований , Vol. 78 (1988), стр. 7, примечание 52.
- ^ Уайзман, Т.П. (1988). «Сатиры в Риме? Предыстория Ars Poetica Горация» . Журнал римских исследований . 78 :7 n54. дои : 10.2307/301447 . ISSN 0075-4358 . JSTOR 301447 . S2CID 161849654 .
- ^ Гигин Басни (на латыни). 224.
Сделавшиеся бессмертными из смертных... Ариадна, отец Либера, прозванная Либерой, дочь Миноса и Пасифаи;
- ^ Шпет, 1996, с. 131, цитируя Цицерона , De Natura Deorum 2.62, и Святого Августина , De Civitate Dei , 4.11; позднереспубликанского эрудита Варрона . оба из них, скорее всего, использовали в качестве источника
- ^ Spaeth, 1996, стр. 4, 6–13, цитируется Цицерон, про Бальбо , 55. Арнобиус ошибочно принимает это введение за первый римский культ Цереры. Его вера может отражать ее высокий статус и повсеместное распространение в поздний имперский период, а также, возможно, угасание старых, отчетливо авентинских форм ее культа.
- ^ Сервий, Комментарий к «Энеиде» Вергилия 6.118.
- ^ Шпет, 1996, стр. 13, 15, 60, 94–97
- ^ Уайзман, Т.П., Ремус: римский миф , Cambridge University Press, 1995, стр.133.
- ^ Кардона, Дэвид (2008–2009). «Известное неизвестное: идентификация, происхождение и перемещение предметов декоративной архитектуры из римских общественных зданий и других частных построек на Мальте» . Мальтийский археологический обзор (9): 43.
- ↑ Гесиода Как в «Теогонии» и « Гомеровском гимне Деметре »; см. Рэйор, Дайан (2004). Гомеровские гимны . Издательство Калифорнийского университета. стр. 107–109.
- ^ Как в греческой Библиотеке (Псевдо-Аполлодор) , так и на латыни: HyginusГигин Басни 146.
- ^ Для рассмотрения двух версий Овидия и сравнения с его вероятными греческими источниками см . Хиндс, Стивен (1987). Метаморфоза Персефоны: Овидий и застенчивая муза . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Клавдиан . «Книга I» . Похищение Прозерпины . Penelope.uchicago.edu . Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ «Несколько» в Spaeth, Римская богиня Церера , стр. 130-131; Трое у Овидия, Фасти 526, транс Фрейзера; семь у Овидия, Метаморфозы , 535–539, транс Хамфриса
- ^ Вергилий , Георгика 1.38
- ^ Майлз, с. 68
- ^ Вирджил (2002). «Английский перевод онлайн» . Георгики . Перевод Клайна, AS, Книга 4, 453–527 . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ Клавдий Клавдиан «онлайн» . Вознесение Прозерпины - Via Divus Angelus.
- ^ «Бернини – Плутон и Прозерпина» . Thais.it . Проверено 27 марта 2013 г.
- ^ «Прозерпина» Данте Габриэля Россетти . artmagick.com. 31 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2013 г. Проверено 27 марта 2013 г.
- ^ "галенуг288" . ОКАЙВ. Архивировано из оригинала 22 августа 2002 г. Проверено 27 марта 2013 г.
- ^ «Гении живописи – карта Похищение Прозерпины» . История искусств. Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 г. Проверено 27 марта 2013 г.
- ^ «Гении живописи – карта Похищение Прозерпины» . История искусства. Архивировано из оригинала 10 марта 2007 г. Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ «Похищение Прозерпины» . Веб-страницы.ursinus.edu. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ «Прозерпина, она же Морские нимфы – Галерея Максфилда Пэрриша» . Maxfieldparrish.info. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 г. Проверено 27 марта 2013 г.
- ^ Иоганн Вольфганг Гете (26 апреля 2006 г.). «Проект Гутенберг-DE – SPIEGEL ONLINE – Новости – Культура» . Гутенберг.spiegel.de . Проверено 5 сентября 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрейзер, Джеймс Джордж (1911). . Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). стр. 456–457.
- Марк Туллий Цицерон О природе богов (на латыни). II, 66
... Оно посвящено богатому отцу, который так же богат, как Плутон у греков, потому что обе вещи падают в землю и возникают из земли, которому Прозерпина (так зовут греков, ибо она называется Персефона по-гречески) — семя, из которого хотят быть семенем зерна и искать сокрытое. Они образованы своей матерью .
[ С Dis Pater связан с Прозерпиной (чье имя греческого происхождения, поскольку это та богиня, которую греки называют Персефоной), которая символизирует семя пшеницы и чья мать искала ее после ее исчезновения... ]- Марк Туллий Цицерон , De natura deorum II, 66.
- Валериус Максимус «книга 9». Памятные дела и высказывания (на латыни). II 4, 5
- Святой Августин Гиппопотамский. De Civitate Dei [ Город Божий ] (на латыни). IV, 8.
- Клавдий Клавдиан «полный текст онлайн» . Вознесение Прозерпины (на латыни) – через DivusAngelus.it.
- Клаудиано, Клаудио (2010). Похищение Прозерпины (на итальянском языке). Перевод де Анжелиса, Майло. Паб Энрико Казачча.
- Джон Раскин (1886). Прозерпина .
Исследования придорожных цветов, когда воздух был еще чист в Альпах, Шотландии и Англии, которые знал мой отец.
- Майлз, Гэри Б. (1980), «Георгика Вергилия: новая интерпретация» , University of California Press , ISBN 0-520-03789-8 . Гугл книги .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Клавдиан , De raptu Proserpinae («Похищение Прозерпины»), три книги на латыни и английском языке , издание Билла Тэйера текста классической библиотеки Леба в LacusCurtius
- «Прозерпина» в Путеводителе по мифологии
- Прозерпина , Proserpina.net. По состоянию на 27 января 2012 г.
- Похищение Прозерпины (на итальянском языке)
- Иконографическая база данных Института Варбурга (изображения Прозерпины)