Тутилина
Тутилина (также Тутелина , Тутулина ) [ 2 ] В римской религии была богиней -покровительницей , по-видимому, ответственной за защиту урожая, собранного во время сбора урожая.
Этимология
[ редактировать ]Значение имени иногда переводится как «защитница». [ 3 ] но неуверенность в отношении длины гласных (которая, более того, могла быть разной у разных писателей) оставляет этимологию имени предметом споров. [ 4 ] [ 5 ]
Роль в республиканской римской вере
[ редактировать ]Марка Теренция Варрона В фрагментарном тексте «De lingua Latina» упоминается, что некий Порций сказал, что более ранний римский поэт Энний «coluisse Tutilinae loca» («жил в местности Тутилина»). [ 6 ] Это указывает на то, что Тутилина дала свое имя части Рима; Отто Скутч, в частности, посредством тщательного анализа отрывка, утверждал, что были Porta Tutilinae («Ворота Тутилины»), в стенах Рима [ 4 ] и что это имя, возможно, было более ранним названием Порта Капена . [ 7 ] В другой работе Варрона, фрагментарной Satirae Menippeae , упоминается, что Тутилину можно было призывать и во время осады. [ 3 ] [ 8 ] Плиния Старшего « Естественная история» , Тертуллиана » «De spectaculis и — » Макробия «Сатурналии все они свидетельствуют о статуях трех богинь, включая Тутилину, в Большом цирке . Тертуллиан (ок. 155–220 гг. н.э.) был христианином, и в его «De spectaculis» исследовалось, следует ли христианам посещать такие зрелища, а также цирк или театр. В его описании Большого цирка говорится:
Каждое украшение цирка само по себе является храмом. Яйца считаются священными для Кастора и Поллукса людьми, которые не стыдятся верить в историю их происхождения из яйца, оплодотворенного лебедем Юпитером. Дельфины извергают воду в честь Нептуна; на колоннах возвышаются изображения Сейи, названной так от sementatio («посев»); Мессии, так называемого божества мессиса («жатвы»); и Тутулина, так называемая «дух-хранитель» посевов. [ 9 ]
Прием
[ редактировать ]Августин из » «De civitate Dei Гиппопотама упоминает Тутилину наряду с другими богами и богинями в отрывке, жалуясь на количество языческих божеств:
как можно в одном отрывке этой книги записать все имена богов и богинь, для которых они едва могли найти место в огромных томах, в которых они распределяли служение божествам по отделам, назначая каждому свое место? его собственный? Они не пришли к выводу, что следует поставить какого-нибудь бога управлять всей своей землей, но отдали поля богине Русине, горные вершины богу Югатину, холмы богине Коллатине и долины Валлонии. Они не смогли найти даже ни одной Сегетии, которая была бы достойна того, чтобы раз и навсегда доверить ей зерно на полях (сегетес), но пока семя находилось под землей, они предпочитали поручить управление богине Сейе, а затем, когда оно было над землей и двигаясь к жатве, богиня Сегетия, а когда зерно было собрано и складировано, они поручили богине Тутулине охранять его. [ 10 ]
В своем Summa predicantium , составленном в 1360-х годах, Джон Бромярд назвал демона, который с тринадцатого века, как считалось, вносил ошибки в пение псалмов, как Титивиллус (и который позже стал рассматриваться как демон, вызывающий ошибки писцов ). Другие источники включают такие варианты написания, как Tintillus , Tantillus , Tintinillus , Titivilarius и Titivilitarius . Андре Верне утверждал, что это имя возникло как мужской вариант Тутилинус от Тутилины , изобретенный средневековыми учеными на основе их знаний об этой языческой богине через « Город Божий» Августина . [ 11 ]
Мельница Тутелина, Грейт-Уэлнетам , построенная в девятнадцатом веке, носит свое имя в честь богини.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эдит Эпплтон Стэнден, Европейские постсредневековые гобелены и связанные с ними драпировки в Метрополитен-музее , 2 тома (Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1985), I 50.
- ^ Тертуллиан, Дисциплинарные, моральные и аскетические произведения , пер. Рудольф Арбесманн, Эмили Джозеф Дейли и Эдвин А. Куэйн, «Отцы церкви: новый перевод», 40 (Вашингтон, округ Колумбия: The Catholic University of America Press, 1959), стр. 67 (сн. 8).
- ^ Jump up to: а б Жорж Дюмезиль, Камилл: исследование индоевропейской религии как римской истории (Беркли: University of California Press, 1980), стр. 248 (цитата по De spectaculis, гл. 8.3), ISBN 9780520028418 .
- ^ Jump up to: а б О. Скуч, « О трех фрагментах Порция Лицина и о воротах Тутилине », Бюллетень Института классических исследований , 17 (1970), 120–23.
- ^ Ж. Лойк, обзор Г. Дюмезиля (Г.), Римские фестивали лета и осени, за которыми следуют Десять римских вопросов , Revue Belge de Philologie et d'Histoire Année , 55 (1977), 524–27 (стр.527) ).
- ^ https://www.loebclassics.com/view/varro-latin_language/1938/pb_LCL333.153.xml?readMode=reader, стр. 152-53.
- ^ Отто Скутч, HD Джоселин, Ян Хендрик Васцинк, Энниус (Fondation Hardt, 1972), стр. 165; ISBN 9782600044103
- ^ Роджер Д. Вудард, Миф, ритуал и воин в римской и индоевропейской древности (Кембридж: Cambridge University Press, 2013), стр. 212; ISBN 9781107022409 .
- ^ Тертуллиан, Дисциплинарные, моральные и аскетические произведения , пер. Рудольф Арбесманн, Эмили Джозеф Дейли и Эдвин А. Куэйн, «Отцы церкви: новый перевод», 40 (Вашингтон, округ Колумбия: The Catholic University of America Press, 1959), стр. 67 (цитируется Тертуллиан, глава 8, стих 3, Плиний 18.2.8 и Макробий 1.16.8); ISBN 9780813211404 .
- ^ Цитируется из Валентины Арены, « Бог Либер и республиканские представления о Либертас в Поздней Римской республике », в «Либертас» и «Res Publica» в Римской республике: идеи свободы и римская политика , изд. Каталина Бальмаседа, Влияние Империи, 37 (Лейден: Брилл, 2021), стр. 55–83 (стр. 57, со ссылкой на De civitate Dei IV.8) ISBN 9789004441699 дои : 10.1163/9789004441699_005 .
- ^ Андре Верне, « Титвиллус, «Демон переписчиков» , Бюллетень Национального общества антикваров Франции (1958–59), 155–157.