Антонио Риццо (архитектор)
Антонио Риццо | |
---|---|
Рожденный | около 1430 г. |
Умер | около 1499 г. Чезена |
Известный | Скульптура, архитектура |
Заметная работа | Лестница Гигантов ( Дворец Дожей , Венеция) |
Движение | Ренессанс |
Антонио Риццо ( Остено , ок. 1430 – Чезена , ок. 1499) был итальянским архитектором и скульптором, одним из величайших деятелей Венеции во второй половине пятнадцатого века. Среди его проектов — Scala dei Giganti ( Лестница гигантов ), лестница, ведущая в парадные покои Дворца дожей .
Жизнь
[ редактировать ]Антонио Риццо был сыном Риццо ди сер Джованни Остено. [ 1 ] Он завершил свое обучение на месте Чертоза-ди-Павия . С 1457 года работал в Венеции, в Антонио Бреньо . мастерской [ 2 ]
Около 1469 года Риццо жил в доме, принадлежавшем бенедиктинскому женскому монастырю Санта-Заккария, после женитьбы на Марии, дочери администратора женского монастыря. Есть также свидетельства о сыне Симпличио, который, вероятно, был венецианским ювелиром, который, как документально подтверждено, работал в Риме в начале 16 века. [ 3 ]
В 1474 и 1478 годах Риццо был отправлен в Скутари в качестве военного инженера. [ 4 ] Оба раза (во время Первой венецианско-османской войны ) город осаждали турки-османы. Он должен был улучшить там укрепления. Его хвалили за постоянное выполнение своего патриотического долга , и он получил травмы. Хотя цитадель была потеряна, Риццо назначили ежемесячную пенсию в размере 1 дуката в течение двадцати лет для себя и своей семьи. [ 5 ] [ 3 ]
В 1484 году Риццо был назначен прото или главным архитектором по восстановлению Дворца дожей . Его успешная карьера внезапно оборвалась в 1498 году, когда он был признан виновным в растрате от 10 000 до 80 000 дукатов. [ 4 ] Он продал свой дом и бежал сначала в Анкону , затем в Фолиньо и, наконец, в Чезену , где, как полагают, вскоре после этого умер. [ 6 ] [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]До 1960-х годов общепризнанной историей ранних лет Риццо было то, что он был поставщиком колонн, капителей и оснований для большого монастыря Чертоза-ди-Павия, что привело к приписыванию ему аркад монастыря, и это в 1460-х годах на него повлияла ломбардская скульптура. Этот консенсус был основан на платежном документе магистру Ричио де Верона , датированном 1465-1467 годами, но был отменен в 1970-х годах, когда стало понятно, что Ричио, скорее всего, был отцом Риццо (хотя никаких доказательств кровного родства не было найдено). . [ 7 ]
Главным покровителем Риццо в Венеции был дож Кристофоро Моро , который поручил ему создать алтари для базилики Сан-Марко, после чего он стал избранным скульптором и архитектором венецианской Синьории . Это говорит о том, что к моменту прибытия в Венецию Риццо уже имел значительную репутацию. Вполне вероятно, что Грегорио Коррер , венецианский дворянин, который был его покровителем, а также покровителем Мантеньи в Вероне, рекомендовал Риццо Моро, чтобы тот привнес в базилику новый стиль Возрождения. [ 8 ]
Под влиянием готической чувствительности Бреньо примерно в 1464 году Риццо вылепил фигуры Благовещения , Аллегорий и Добродетелей для погребального памятника дожа Франческо Фоскари , расположенного в церкви Санта-Мария-деи-Фрари . [ 9 ]
К 1467 году Риццо украсил портал церкви Сант-Елена работой Витторе Каппелло, преклоняющего колени перед Святой Еленой . приписал это Хотя Франческо Сансовино Антонио Дентоне , существует мнение, что Дентоне - это не кто иной, как Риццо. [ 10 ] Эта работа отличается ярким реализмом: лицо Каппелло изображает напряженную мольбу, а шея искажена и напряжена. Однако фигура Святой Елены, заметно отличающаяся по материалу и стилю, приписывается скорее коллеге Риццо, чем скульптору. [ 11 ]
Многообещающий стиль Возрождения проявляется в его статуях (таких как Марс ) для короны Арко Фоскари во Дворце дожей, над которыми он работал с начала до середины 1460-х годов. [ 12 ]
Риццо выполнил винтовую лестницу с кафедрой, украшенной фигуративными рельефами, в Скуоле Гранде ди Сан-Марко в 1476 году. Ее проект разработал Джентиле Беллини . Пожар 1485 года уничтожил эти произведения. [ 9 ]
Под влиянием Антонелло да Мессина стиль Риццо эволюционировал в сторону геометризации форм и более четких объемов. Выдающимися являются статуи Адама и Евы в Арко Фоскари и памятник Дожу Трону . [ 5 ] Риццо основывал свои статуи на обнаженных моделях, работая в натуралистической манере, при этом ни мускулистый Адам, ни широкобедрая Ева не придерживались классических представлений о человеческих пропорциях. [ 13 ] Риццо Адам и Ева , возможно, повлияли на Альбрехта Дюрера , который присутствовал в Венеции между 1490-1495 годами. Например, мотив ниши Дюрера с изображением Фортуны был вдохновлен узкими нишами венецианских погребальных памятников. [ 14 ] хотя этот вывод был подвергнут сомнению. [ 15 ]
Последний стиль Риццо представлен скульптурами на внутреннем фасаде Дворца дожей. После повреждения пожаром 14 сентября 1483 года он перепроектировал новое восточное крыло внутреннего двора, спланировал новую квартиру для дожа и построил Скала деи Гиганти . Это произошло из-за его назначения прото или главным архитектором Дворца дожей, работы на полный рабочий день, но с очень низкой оплатой, на что он горько жаловался, поскольку не мог взять на себя какое-либо другое поручение. [ 16 ] Эти работы занимали его между 1484 и 1498 годами.
Венецианский сенат распорядился провести реконструкцию апартаментов дожа и назначил Риццо архитектором. [ 17 ] На данный момент нет никаких свидетельств каких-либо предыдущих архитектурных работ Риццо, хотя его скульптурные работы были хорошо известны, поэтому не сразу понятно, почему он был выбран на престижную роль прото , за исключением, возможно, из-за его выдающихся подвигов в Скутари. [ 5 ]
Восточное крыло Риццо было первым законченным элементом стиля Ренессанс во Дворце дожей. [ 18 ] Его впечатляющая визуально лестница Scala dei Giganti ведет к платформе, под которой появляются рельефы Побед . Их назвали высшими достижениями его последней карьеры, и они примечательны имитацией сфумато , живописной техники, а также эффектами отраженного света от сломанных поверхностей. [ 19 ]
Также утверждалось, что бронзовые статуи мавров Часовой башни Святого Марка на площади Сан-Марко , отлитые в 1497 году, могут быть отнесены к Риццо. [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джобби 1971 , с. 90.
- ^ Шеард 1987 , стр. 477–478.
- ^ Перейти обратно: а б с Сериана 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б Шеард 1987 , с. 476.
- ^ Перейти обратно: а б с Goy 2006 , p. 219.
- ^ Goy 2006 , p. 228.
- ^ Шеард 1987 , стр. 474–475.
- ^ Шеард 1987 , с. 475.
- ^ Перейти обратно: а б Хаус и Уолтерс 1993 , стр. 137.
- ^ Мунман 1971 , с. 138.
- ^ Мунман 1971 , с. 141.
- ^ Шеард 1987 , с. 475 477.
- ^ Хьюз и Уолтерс 1993 , с. 139.
- ^ Бегеманн 1999 , с. 39.
- ^ Руджери 1979 , с. 44.
- ^ Хьюз и Уолтерс 1993 , с. 140.
- ^ Goy 2006 , p. 180.
- ^ Goy 2006 , p. 179.
- ^ Шеард 1987 , с. 477.
- ^ Мураро 1984 , с. 608.
Библиография
[ редактировать ]- Сериана, Маттео (2016). «Риццо, Антонио» . Биографический словарь итальянцев . Том 87.
- Бегеманн, Эгберт Хаверкамп (1999). Европейские рисунки пятнадцатого-восемнадцатого веков: Центральная Европа, Нидерланды, Франция, Англия . Метрополитен-музей. ISBN 978-0-87099-918-5 .
- Хьюз, Норберт; Вольтерс, Вольфганг (1993). Искусство Венеции эпохи Возрождения: архитектура, скульптура и живопись, 1460-1590 гг . Чикагский университет. ISBN 978-0-226-36109-3 .
- Джобби, Алессандро (1971). Свидетельства истории и новостей муниципалитета Клайно с Остено: провинция Комо, Миланская епархия . Остено.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гой, Ричард Джон (2006). Строительство Венеции эпохи Возрождения: Меценаты, архитекторы и строители, ок. 1430-1500 гг . Йельский университет. ISBN 0-300-11292-0 .
- Мураро, Микеланджело (1984). «Мавры Венецианской часовой башни и их скульптор». Художественный вестник . 66 (4): 603–609. дои : 10.1080/00043079.1984.10788212 .
- Манман, Роберт (1971). «Памятник Витторе Каппелло Антонио Риццо». Журнал Берлингтон . 113 (816): 138–145. JSTOR 876580 .
- Руджери, Уго (1979). Дюрер . Бэрронс. ISBN 9780812021608 .
- Шеард, Венди Стедман (1987). «АНН-МАРКХЭМ ШУЛЬЦ, Антонио Риццо, скульптор и архитектор , Принстон, Princeton University Press, 1983. Стр. xix + 238; 240 черно-белых картин». Художественный вестник . 69 (3). JSTOR 3051072 .