Сейм Великого Княжества Литовского
Сейм польский ( литовский : Seimas , русинский : Соймъ, Литовском : Sejm ) был первым парламентом в Великом Княжестве . Он действовал с 1445 по 1569 год, когда был официально упразднен Люблинской унией . [ 1 ] Сейм представлял собой нерегулярное собрание литовской знати , созывавшееся по мере необходимости великим князем или во время междуцарствия Литовским советом лордов (ранним правительством). Встречи обычно длились одну или две недели. Сейм постепенно превратился из собрания самых могущественных магнатов в полноценный законодательный институт, представляющий всю знать. [ 2 ] Сейм не был главным политическим игроком, поскольку его затмевал Совет лордов. Люблинская уния создала новое государство — Речь Посполитую — и объединила Сейм Литвы с Сеймом Польши в один Сейм Речи Посполитой . Однако Сейм продолжал собираться под названием Литовского созыва. Всего было 40 сеймов и 37 созывов. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Количество заседаний Сейма [ 1 ] | ||
---|---|---|
Царствование | Расположение | Время |
Казимир IV Ягеллон (1440–1492) |
Вильнюс | 7 |
Брест | 4 | |
Гродно | 2 | |
Новоградак | 1 | |
Александр Ягеллон (1492–1506) |
Вильнюс | 3 |
Сигизмунд I Старый (1506–1548) |
Вильнюс | 13 |
Брест | 4 | |
Гродно | 1 | |
Новоградак | 1 | |
Сигизмунд II Август I (1548–1564) |
Вильнюс | 3 |
Минск | 1 | |
Общий | 40 |
Первые следы крупных дворянских собраний можно найти в Салинском договоре 1398 г. и Городловской унии 1413 г. Считается, что первый сейм собрался в Гродно в 1445 г. во время переговоров Казимира IV Ягеллона с Советом лордов. [ 1 ] Вскоре влияние дворянства возросло, поскольку привилегии Казимира освободили вельдамов , зависимых крестьян, от налогов государству. Это означало значительное увеличение доходов дворянства. Поскольку между 1492 и 1582 годами в стране почти непрерывно бушевали московско-литовские войны , великому князю требовалось больше налоговых поступлений для финансирования армии, и ему приходилось чаще созывать Сейм. [ 1 ] В обмен на сотрудничество дворянство требовало различных привилегий, в том числе усиления Сейма.
Сначала сейм не обладал законодательной властью. На нем будут обсуждаться внешние и внутренние дела, налоги, войны, государственный бюджет. [ 1 ] В начале 16 века Сейм приобрел некоторые законодательные полномочия. Сейм мог ходатайствовать перед великим князем о принятии определенных законов. [ 1 ] Герцог обычно удовлетворял эту просьбу, поскольку нуждался в поддержке и сотрудничестве знати. Сначала членами Сейма были члены Совета лордов и высшие государственные чиновники. Лишь постепенно на собраниях могли присутствовать все желающие дворяне. [ 2 ] Для участия не требовалось приглашение. [ 1 ] По мере роста значения Сейма дворяне из более отдаленных регионов начали выбирать представителей от своих округов и отправлять их на собрание. Однако в Сейме доминировали магнаты, поскольку они были гораздо более политически активными, а меньшая знать была более пассивными наблюдателями. [ 3 ] Однако постепенно мелкая знать поняла, что Сейм дал им право блокировать новые налоги, и к середине 16 века они начали требовать для себя больше привилегий. Таким образом, Сейм превратился из политического инструмента, контролируемого магнатами, в представительство всей знати. [ 3 ] На этот сдвиг повлияло аналогичное движение в Польше.
Основные реформы были проведены между 1564 и 1566 годами, незадолго до Люблинской унии. Согласно Второму статуту Литвы , Сейм приобрел полную законодательную власть. Он состоял из двух палат: верхняя палата, называемая Сенатом, была эквивалентом бывшего Совета лордов, а нижняя палата состояла из представителей каждого округа штата. [ 1 ] Ни один дворянин больше не мог участвовать: каждый из 28 повятов мог прислать только двух делегатов. [ 2 ] Это положило начало традиции местного сейма (называемого сеймелисом ) выбирать представителей.
Когда отдельный сейм Литвы был официально упразднен в 1569 году, он принял название Литовских созывов и продолжал собираться до раздела Речи Посполитой в 1795 году. Он обсуждал вопросы, касающиеся Великого княжества Литовского, или пытался создать общий сейм. положение среди литовских делегатов перед отъездом в сейм Речи Посполитой. [ 1 ] Созывы сохранили основные структуры (верхнюю и нижнюю палаты) и процедуры Сейма: каждый повят мог отправить только двух представителей. Созывы созвал великий князь, который также утвердил его решения и включил их в официальные своды законов. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Парламент Великого княжества Литовского (15-18 века)» (на литовском языке). Сейм . Проверено 2 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Андрюлис, Витаутас; Максимайтис, Миндаугас; Пакальнишкис, Витаутас; Печкайтис, Юстинас Сигитас; Шенавичюс, Антанас (2002). История литовского права (на литовском языке). Вильнюс: Юстиция. стр. 128–129. ISBN 9986-567-81-5 .
- ^ Jump up to: а б Киаупа, Зигмант; Кяупене, Юрате; Кунцявичюс, Альбинас (2000). История Литвы до 1795 года . Вильнюс: Литовский институт истории. стр. 227–228. ISBN 9986-810-13-2 .
- ^ Зинкус, Джон; и др., ред. (1985-1988). «Основные литовские конвенции». Энциклопедия Советской Литвы (на литовском языке). Том. IV. Вильнюс: Главная редакция энциклопедий. Мистер. 574. OCLC 20017802 .