Jump to content

Догматический факт

Термин «догматический факт» используется в учении Католической Церкви для обозначения любого факта, связанного с догмой , при этом применение догмы само по себе составляет или, точнее, канонизирует факт.

Например, если определенный церковный собор является вселенским собором , то это связано с догмой, ибо всякий вселенский собор наделен непогрешимостью и юрисдикцией над Католической Церковью; если церковный собор является вселенским, то составление ими документов будет каноном этого документа, а естественное провидение вторично по отношению к божественному провидению. Вселенские соборы могут констатировать догматические факты.

В более строгом смысле термин «догматический факт» применим только к книгам и устным беседам. Таким образом, пример Вселенского собора может стать более понятным. Если Вселенский собор объявил какое-либо письмо неортодоксальным, даже если бы это не было намерением автора и действительно автор не привел никаких аргументов против ортодоксальности, или даже если бы более поздние книги, содержащие то же самое учение, не были объявлены таковыми, более ранняя работа, тем не менее, может оставаться неортодоксальной из-за как работа была понята (или неправильно понята) в более широких интерпретациях.

Католическая церковь использует догматические факты, чтобы вынести решение о том, какие другие церкви она считает католическими, независимо от того, что утверждают или во что верят сами эти церкви. Точно так же догматические факты могут быть использованы для того, чтобы заклеймить писателя как человека, подрывающего канон, без учета его собственного мнения.

Католическое учение

[ редактировать ]

Профессия веры

[ редактировать ]

Католическая церковь заявила, что догматические факты должны преподаваться безошибочно в письме Конгрегации доктрины веры (CDF), написанном в июне 1998 года, которую тогда возглавлял Йозеф кардинал Ратцингер, впоследствии Папа Бенедикт XVI:

Такие доктрины неизменно преподаются обычным и универсальным Магистериумом Церкви как «sententia definitive tenenda» . Поэтому от каждого верующего требуется твердое и окончательное согласие с этими истинами, основанное на вере в помощь Святого Духа Магистериуму Церкви и на католическом учении о непогрешимости Магистериума в этих вопросах. Тот, кто отрицает эти истины, будет в состоянии отвергнуть истину католической доктрины и, следовательно, больше не будет в полном общении с католической церковью.

CDF пояснил, что догматические факты подпадают под второй параграф Церковного исповедания веры, который гласит:

«Я также твердо принимаю и придерживаюсь всего, что определенно предлагает Церковь относительно учения о вере и морали». Объект, которому учит эта формула, включает в себя все те учения, принадлежащие к догматической или моральной области, которые необходимы для верного сохранения и объяснения залога веры, даже если они не были предложены Учительством Церкви как формально раскрытые.

Обсуждая «истины, связанные с откровением по исторической необходимости и которые следует соблюдать окончательно, но которые нельзя объявить богооткровенными», в письме в качестве примера упоминаются догматические факты: «легитимность избрания Верховного Понтифика или празднования Вселенского собора, канонизации святых ( догматические факты ), [и] заявления Папы Льва XIII в Апостольском послании Apostolicae Curae о недействительность англиканских рукоположений».

В своем предложении защитить веру в мае 1998 года Папа Иоанн Павел II заявил:

Этот второй абзац Исповедания веры имеет первостепенное значение, поскольку он относится к истинам, которые обязательно связаны с божественным откровением. Эти истины в исследовании католического учения иллюстрируют особое вдохновение Божественного Духа для более глубокого понимания Церковью истины о вере и морали, с которой они связаны либо по историческим причинам, либо логическим соотношением. [ 1 ]

Рассуждение

[ редактировать ]

В письме 1998 года CDF предложил следующее объяснение того, почему догматические факты подпадают под второй параграф «Исповедания веры»: [ 1 ]

«Истины, относящиеся к этому второму абзацу, могут иметь различную природу, что придает различное качество их взаимоотношениям с откровением. Есть истины, которые необходимо связаны с откровением в силу исторического отношения , в то время как другие истины обнаруживают логическую связь , выражающую Этап созревания понимания откровения, который призвана предпринять Церковь. Тот факт, что эти доктрины не могут быть предложены как формально открытые, поскольку они добавляют к данным веры элементы, которые не открыты или еще не признаны явно. как таковой , никоим образом не умаляет их окончательного характера, которого требует хотя бы их внутренняя связь с открываемой истиной. Более того, нельзя исключить, что на определенном этапе догматического развития понимание действительности и слова становится залогом веры. могут прогрессировать в жизни Церкви, и Магистериум может провозглашать некоторые из этих доктрин также догмами божественной и католической веры. ... Такое учение может быть подтверждено или подтверждено Римским Понтификом, даже не прибегая к торжественному определению , открыто заявив, что оно принадлежит учению обычного и универсального Магистериума... как истина католического учения (второй абзац). Следовательно, когда не было вынесено суждения по поводу доктрины в торжественной форме определения, но эта доктрина, принадлежащая к наследию депозита веры, преподается обычным и универсальным Магистериумом, который обязательно включает Папу, такой доктрину следует понимать как изложенную безошибочно. Заявление о подтверждении или подтверждении Римским Понтификом в данном случае является не новым догматическим определением, а формальным свидетельством истины, которой уже обладает и безошибочно передает Церковь».

Подразумеваемое

[ редактировать ]

В то время как Католическая церковь проводит различие между истинами, изложенными как божественно открытые (doctrines de fide credenda ) или подлежащими окончательному соблюдению (doctrines de fide tenenda ), как и догматические факты, Церковь подчеркивает:

«[T]нет никакой разницы относительно полного и безотзывного характера согласия с этими учениями. Разница касается сверхъестественной добродетели веры: в случае истин первого параграфа согласие основано непосредственно на вере в авторитет слова Божьего (доктрины de fide credenda ); в случае истин второго параграфа согласие основано на вере в помощь Святого Духа Магистериуму; и о католическом учении о непогрешимости Магистериума (doctrines de fide tenenda ) ... Поэтому каждый верующий должен дать твердое и окончательное согласие с этими истинами, основанное на вере в помощь Святого Духа Магистериуму Церкви). и о католической доктрине о непогрешимости Учительства в этих вопросах. Тот, кто отрицает эти истины, будет в состоянии отвергнуть истину католической доктрины и, следовательно, больше не будет в полной мере. общение с католической церковью». [ 1 ]

Исторические взгляды

[ редактировать ]

Католическая церковь всегда претендовала на право авторитетно высказываться по поводу догматических фактов. Однако до разъяснений, выпущенных в 1998 году Папой Иоанном Павлом II и Конгрегацией доктрины веры, исторически существовала путаница и споры о том, как понимать догматические факты.

Янсенизм

[ редактировать ]

Янсенисты различали «факт» и «догму». Они считали, что католическая церковь непогрешима в определении истины откровения и в осуждении ошибок, противоположных истине откровения, но что церковь не является непогрешимой в определении фактов, которые не содержатся в божественном откровении. Следовательно, они считали, что Церковь не была непогрешимой, заявляя, что определенное учение в определенном смысле содержится в Августине Янсениусе. Более крайние янсенисты, проводя различие между догмой и фактом, учили, что догма является надлежащим объектом веры, но что определению факта необходимо лишь уважительное молчание. Они отказались подписать формулу осуждения янсенизма или подписались бы лишь с оговоркой на том основании, что подписка подразумевала внутреннее согласие и молчаливое согласие. Менее крайняя партия, хотя и ограничивала непогрешимость Церкви вопросом догмы, считала, что формулу можно подписать абсолютно и без оговорок на том основании, что, по общему употреблению, подписка подразумевает согласие с догмой, но в отношении на самом деле, только внешнее почтение.

Например, Папа Иннокентий X осудил пять положений Янсениуса посмертного Августина . Янсенисты и ортодоксальные католики согласились, что папа не имел полномочий определять, что Янсениус действительно был автором Августина , поскольку авторство книги считалось вопросом личного характера и находящимся вне власти папы. Они также согласились, что папа имел право осудить пять предложений как еретические; это считалось особым фактом доктрины и находилось в пределах власти Папы. Однако янсенисты отрицали, что осуждаемые положения присутствовали в « Августине» , и не соглашались с ортодоксальными католиками по поводу того, имел ли папа полномочия определять их наличие.

Другие взгляды

[ редактировать ]

Некоторые богословы считают, что определения догматических фактов, особенно догматических фактов в более широком понимании этого термина, основаны на божественной вере. Например, утверждение «каждый должным образом избранный папа является преемником Петра» считается формально раскрытым. Другие богословы считают, что определения догматических фактов в более широком и строгом понимании принимаются не божественной верой, а церковной верой , которую некоторые называют опосредующей божественной верой. Они считают, что в таких силлогизмах, как этот: «Каждый должным образом избранный понтифик является преемником Петра; но Пий X, например, является должным образом избранным понтификом; следовательно, он является преемником Петра», вывод не формально открыт Богом, но выводится из явленного и нераскрытого положения, и, следовательно, в него верят не божественной, а церковной верой. Они могут соответствовать, а могут и не соответствовать тому, как католическая церковь в конечном итоге разъяснила учение, а именно, что догматические факты являются доктринами de fide tenenda, сформулированы безошибочно и должны быть окончательно поддержаны всеми верными католиками.

  1. ^ Jump up to: а б с «ПРОФЕССИЯ ВЕРЫ» . www.vatican.va . Проверено 16 апреля 2022 г.

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Догматические факты ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 11e87be15f0c53b27913344f46919c72__1698339300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/72/11e87be15f0c53b27913344f46919c72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dogmatic fact - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)