Корнелиус Янсен
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2022 г. ) |
Корнелиус Янсен | |
---|---|
Епископ Ипра | |
Церковь | Католическая церковь |
епархия | Ипрская епархия |
Установлено | 1635 |
Срок закончился | 1638 |
Предшественник | Жорж Чемберлен |
Преемник | Жосс Букерт |
Личные данные | |
Рожденный | 28 октября 1585 г. |
Умер | 6 мая 1638 г. Ипр , Испанские Нидерланды |
Образование | Университет Левена |
Подпись |
Корнелиус Янсен ( / ˈ dʒ æ n s ə n / , Голландский: [ˈjɑnsə(n)] ; Латинизированное имя Корнелиус Янсениус ; также Корнель Янсен ; 28 октября 1585 — 6 мая 1638) — голландский католический епископ Ипра во Фландрии и отец богословского движения, известного как янсенизм .
Биография
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2022 г. ) |
Он родился в скромной католической семье в Аквойе (тогда в провинции Голландия , ныне в Гелдерланде ), Нидерланды. В 1602 году он поступил в Левенский университет , находясь тогда в агонии идеологического конфликта между иезуитской (или схоластической ) партией и последователями Михаила Бая , присягнувшими святому Августину . В конце концов Янсен прочно примкнул к последней «августинской» партии и вскоре завязал важную дружбу с однокурсником-единомышленником Жаном дю Вержье де Оранном , впоследствии аббатом де Сен-Сиран . [ 1 ]
После получения ученой степени он поехал в Париж, отчасти для того, чтобы поправить свое здоровье путем смены обстановки, отчасти для изучения греческого языка. В конце концов он присоединился к Дю Вержье в своем загородном доме недалеко от Байонны и несколько лет преподавал в епископском колледже. Все свое свободное время он проводил вместе с дю Вержье, изучая ранних отцов и разрабатывая планы реформы церкви. [ 1 ]
В 1616 году он вернулся в Левен , чтобы возглавить колледж Святой Пульхерии, общежитие для голландских студентов-богословов. Ученики находили его несколько холеричным и требовательным мастером и большим отшельником от академического общества. Однако он принял активное участие в сопротивлении университета иезуитам, поскольку они основали в Левене собственную богословскую школу, которая оказалась грозным соперником официального университетского факультета богословия . В надежде пресечь их посягательства Янсен дважды отправлялся в Мадрид , в 1624 и 1626 годах; во второй раз он чудом избежал инквизиции . Он горячо поддерживал католического миссионерского архиепископа ( апостольского викария ) Католической Голландской миссии в республике Голландской Филиппа Ровениуса в его состязаниях с иезуитами, пытавшимися евангелизировать эту страну без учета желания архиепископа. Он также не раз пересекал голландского кальвинистско - пресвитерианского чемпиона Гисберта Воэция , которого до сих пор помнят за его нападки на Рене Декарт . [ 1 ]
Антипатия к иезуитам не приблизила Янсена к протестантизму ; напротив, он стремился победить их их собственным оружием, главным образом, показывая им, что католики могут интерпретировать Библию столь же мистически и пиетистически. Это стало главной целью его лекций, когда он был назначен королевским профессором толкования Священных Писаний в Левене в 1630 году. Еще более это было целью его «Августина» , объемистого трактата по богословию св. его смерть. [ 1 ]
Его подготовка была его главным занятием с момента возвращения в Левен. Он внес в этот договор длительное развитие, благоприятное для раскаяния (часть III, De gratia Christi salvatoris , книга V, гл. XXI-XXV). В своем приложении, озаглавленном «Erroris Massiliani, et opinio some Moderniam Parallon et Balance» , он резко осудил иезуитов , в частности Луиса де Молину , Габриэля Васкеса и Леонарда Лессиуса .
Но Янсен, по его словам, не собирался всю жизнь оставаться школьным педантом; и были моменты, когда он питал политические амбиции. Он с нетерпением ждал того времени, когда Фландрия сбросит испанское иго и станет независимой католической республикой, возможно, даже управляемой фламандцами по модели протестантских объединенных провинций . Эти идеи стали известны его испанским правителям, и, чтобы успокоить их, он написал филиппику под названием « Марс галликус» (1635 г.), яростную атаку на французские амбиции в целом и на кардинала Ришелье безразличие к международным католическим интересам в частности.
Mars Gallicus мало что сделал, чтобы помочь преследуемым теологическим друзьям Янсена во Франции, но он обратил вспять гнев Мадрида на Янсена; году он был назначен епископом Ипра (Ипра) в Западной Фландрии Папой в 1636 и испанским двором. Однако через два года в возрасте 52 лет он скончался из-за внезапной болезни; « Августин » , книга его жизни, была опубликована посмертно в 1640 году. [ 1 ]
В противовес янсенизму небольшая группа докторов-теологов из Сорбонны Янсениуса 8 положений извлекла из «Августина» , позже сокращенных до 5, касающихся проблем, касающихся отношения между природой и благодатью . Они обвинили Янсениуса в том, что он неправильно истолковал святого Августина, отождествив янсенистов с лютеранами . Это побудило Папу Иннокентия X осудить в 1653 году эти пять положений папской буллы «Cum Causee» , не приписывая их конкретно Янсениусу. эти 5 предложений были снова осуждены Папой Александром VII Три года спустя в апостольской конституции Ad Sancam Beati Petri Sedem . Иезуиты, которые тогда пользовались преобладающей политической и теологической властью (включая личного духовника короля Франции), затем убедили Папу заставить всех янсенистов подписать формуляр, призывающий их признать папскую буллу и признаться в своих ошибках. Формулярный спор побудил Паскаля написать знаменитую «Lettres provinciales» (1657), в которой он резко напал на иезуитов и их мораль, в частности на их мораль. казуистика .
После этой анонимной публикации король повсюду рассылал шпионов, осудил библиотекарей и успешно попытался обнаружить автора « Провинциальных писем» . Янсенисты Пор-Рояля , Антуан Арно , Пьер Николь , Мера Анжелика , Сер Аньес и др. были вынуждены подписать формуляр. Хотя они якобы подчинялись папской власти, они добавили, что осуждение было бы разумным только в том случае, если пять якобы еретических положений действительно были найдены у Августина Янсениуса , и заявили, что они там не фигурируют. Аргументация янсенистов заключалась в том, что Папа, конечно, имел власть осуждать еретические предложения, но не мог сделать так, чтобы то, чего не было в «Августине » Янсениуса , действительно присутствовало. Эта стратегия приведет к десятилетиям богословских споров и дебатов.
С другой стороны, Паскаль и некоторые другие янсенисты приняли радикальную стратегию, утверждая, что осуждение Янсениуса равносильно осуждению Отца Церкви, самого святого Августина, и категорически отказывались подписывать формуляр, с оговорками или без них. Это, в свою очередь, привело к дальнейшей радикализации короля и иезуитов, и в 1661 году монастырь Пор-Рояль был закрыт, а община янсенистов распалась – в конечном итоге она была снесена с лица земли в 1710 году по приказу Людовика XIV . Споры касались не только папского авторитета, но и его авторитета в отношении библейской экзегезы .
Дальнейшие разногласия привели к булле Unigenitus , изданной Климентом XI в 1713 году, которая ознаменовала конец католической терпимости к доктрине янсенистов. Булла Unigenitus , датированная 8 сентября 1713 года, была создана при участии Грегорио Селлери , лектора Колледжа Святого Фомы, будущего Папского университета Святого Фомы Аквинского, Ангеликум , [ 2 ] способствовал осуждению янсенизма , осудив 101 положение из «Моральных размышлений» как Кенеля еретические и идентичные положениям, уже осужденным в трудах Янсена.
Вплоть до Французской революции янсенизм продолжал существовать как политическая сила во Франции, поддерживаемая некоторыми председателями парижских парламентов. Анонимные янсенисты издавали журнал Nouvelles ecclésiastiques , в котором часто публиковалась антииезуитская пропаганда. В конце концов, янсенисты стали сотрудничать с независимо мыслящими галликанистами в содействии изгнанию иезуитов из Франции в 1764 году. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Норткот, 1911 год .
- ^ Кардиналы Священной Римской церкви . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Дейл Ван Клей, Янсенисты и изгнание иезуитов из Франции 1757–1765 гг.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Норткот, Стаффорд Генри (1911). « Янсен, Корнелиус ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 153. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Сент-Бев, Шарль Огюстен , Пор-Рояль (5 томов, 1840–1859).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шем, Александр Якоб (1879). . Американская Циклопедия .