Факультет теологии Старого университета Левена
Старый университет Левена был основан в 1425 году с факультетами искусств, медицины и права; однако изначально в университете не было богословского факультета . В 1426 году был добавлен факультет канонического права , и в то время оба юридических факультета функционировали вместе в одной Collegium utriusque iuris .
История
[ редактировать ]В средние века Studium Generale часто завершался через короткое время основанием теологического факультета. После неоднократных запросов муниципального правительства, герцога Брабанта и Филиппа Доброго университет получил разрешение на присвоение богословских степеней от Папы Евгения IV , 7 марта 1432 года .Профессора для нового факультета сначала были набраны из уже существующих богословских факультетов, особенно из Парижского и Кельнского университетов . Таким образом, обучение на старом теологическом факультете во многом основывалось на богословских разработках этих родственных факультетов. Студентов, желающих получить степень Sacrae Theologiae Licentiatus, обучали и требовали комментировать Священное Писание и Питера Ломбардса , Книгу предложений и они принимали участие в диспутах, которые были типичной частью средневекового университетского образования. Самым известным теологом факультета XV века был Адриан Флорисзон из Утрехта. Он преподавал в Левене с 1491 по 1515 год, а позже стал Папа Адриан VI .
На протяжении шестнадцатого и семнадцатого веков преемники Адриана сделали себе имя, снабжая теологией новыми исследованиями Августина . Левенский факультет и его магистры предвосхитили некоторые богословские тенденции, возникшие в их время. Пример этого можно увидеть в книге Якоба Латомуса « De trium linguarum et studii theologici Rone Dialogus» , которая была опубликована в 1519 году как ответ на вызов, поставленный работой Дезидериуса Эразма , который был активным членом Коллегиума Трилингве в Левене. Более поздние богословы, такие как Йоханнес Дридо, также решительно выступали против идеи Эразма, говоря, что это современная разновидность пелагианства . В то же время преподаватели также выступили против идеи Мартина Лютера , опровергнув его ранние сочинения в порицании, опубликованном 7 ноября 1519 года. Руард Таппер , другой левенский теолог, возглавил полемику, составив краткое изложение католической позиции в 59 г. статей, позже сокращенное до 39 статей.
Помимо этого, теологический факультет Левена также играл активную роль во время Тридентского собора . Среди делегатов совета было несколько его профессоров, в том числе такие богословы, как Таппер, Иоганнес Гесселиус и Михаил Байус . Кроме того, работы Йоханнеса Дриедо пользовались влиянием и распространялись среди отцов Тридентского собора.
подарил факультету две королевские кафедры В 1546 году Карл V в дополнение к пяти уже существовавшим кафедрам. Одна из этих новых кафедр была посвящена изучению Священного Писания. Характерной чертой этого периода был переход левенского факультета от схоластического богословия к более позитивному богословию, основанному на Священном Писании и отцах церкви . В этом контексте развилась особая разновидность левенского августинианства, которая характеризовала факультет и его теологию на протяжении восемнадцатого века, что позволило факультету занять свою собственную позицию в рамках Контрреформации . Здесь факультет задал тон, опубликовав « Указатель запрещенных книг» (1546 г., переработанный в 1550 г.). Этот Индекс был первым в своем роде и послужил моделью для более позднего Римского Индекса librorum запреторум, опубликованного в 1559 году Папой Павлом IV .
В 1547 году факультет опубликовал новую версию Вульгаты , которая была подвергнута лучшей доработке. Этот новый перевод использовался комитетом, которому было поручено подготовить официальное издание Вульгаты в семнадцатом веке под руководством Папы Павла V. Растущая научная специализация факультета проявилась в публикации двух крупных работ: шестиязычной Biblia Polyglotta (1568–1572) и нового издания полного собрания сочинений Августина, вышедшего под руководством Йоханнеса Молана (1576–1577) и опубликованного Кристоффелем Плантейном. (издатель «Полиглотской Библии», экспонирующейся в музее Плантайна-Моретуса в Антверпене).
Акцент на Августина в богословии принял наиболее крайнюю форму в Левене, в учении Михаила Бая . Это богословие сосредоточилось на мысли Августина о благодати и творении и породило крайне негативный взгляд на человечество в его падшем состоянии. В этом отношении Баюс разделял идеи Реформации, категорически выступая против идеи сакраментального восстановления человечества из этого состояния. Работа Бая была осуждена теологическими факультетами Саламанки (1565 г.) и Алькалы (1567 г.), а 97 его тезисов были впоследствии осуждены Папой Пием V в булле Ex omnibus afflictionibus от 1 октября 1567 г. Новое осуждение было дано в 1580 г. Папа Григорий XIII в своей булле Provisionis Nostrae . Работа Бая позже также оспаривалась богословами-иезуитами, такими как Леонард Лессий и Роберт Беллармин . Однако, несмотря на всю эту оппозицию баянству , левенский королевский профессор стал генеральным инквизитором . Позже, в двадцатом веке, такие богословы, как Анри де Любак , в своей знаменитой книге Сюрнатурель 1946 г. - возобновил дискуссию о ценности богословских взглядов Бая.
Другим известным представителем левенского августинизма был Корнелиус Янсен , в честь которого янсенизм назван . После учебы в университетах Утрехта и Левена Янсениус уехал во Францию, где посвятил себя интенсивному изучению Священного Писания и отцов церкви. Он работал вместе со своим другом Жаном Дювержье де Оранном, который позже стал аббатом Сен-Сирана. Янсениус изучал первоисточники, а не концентрировался на схоластических тонкостях в дебатах об основании и действенности благодати, как того Папа Климент VIII требовал . Исследование Янсениусом мысли Августина Гиппопотама стоило многих лет работы, что отражено в его книге «Августин», которая была опубликована посмертно в 1640 году. Работа Янсениуса подвергалась нападкам, в частности, со стороны Societas Jesu , но у нее были и другие противники, такие как протестантский богослов Гисберт Воэций .
Усилиями иезуита Августин был осужден в 1642 году. Тем не менее, работа имела своих защитников, среди которых был французский монастырь в Пор-Рояль-де-Шан . Блез Паскаль и Антуан Арно были самыми известными из защитников творчества Янсениуса, которые также внесли в дискуссию моральные вопросы. Пять тезисов Янсениуса Августина были осуждены Папой Иннокентием X в 1653 году. Но в ответ Арно cum suis оспорил идею о том, что эти тезисы как таковые можно найти в трудах Янсениуса. В 1656 году папа Александр VII заявил, что тезисы в том виде, в каком они были осуждены, на самом деле были именно тем, что имел в виду Янсениус. был достигнут компромисс Затем, только после смерти Александра VII, при папе Клименте IX .
Напряженность между Левенским факультетом и Орденом иезуитов накалилась отчасти из-за того, что Левенский факультет в 1653 и 1657 годах представил список предложений для осуждения, направленных против иезуитов, утверждая, что они представляют собой богословский лаксизм . Между 1677 и 1679 годами факультет добился осуждения через Папу Иннокентия XI 65 тезисов, взятых из сочинений иезуитских теологов-моралистов. Иезуиты , в свою очередь, добились осуждения 31 ригористского положения, предположительно преподававшегося левенскими профессорами в 1713 году. Споры янсенистов наконец закончились обнародованием папской буллы Unigenitus в 1713 году. После того, как такие профессора, как Мартин Стейерт, обратились к римской точке зрения, весь факультет подчинился этой позиции. Факультет стал более примирительным по отношению к центральной доктринальной власти в восемнадцатом веке, став центром ультрамонтанизма благодаря отвержению галликанизма и фебронианства . Репутация факультета была укреплена его противодействием Иосиф II о религиозной политике Австрии и обетах, наложенных на священнослужителей Французской Республикой .
После французских революционных войн по Кампо-Формионскому договору , подписанному 17 октября 1797 года, Австрийские Нидерланды были навечно переданы Французской Республике. [1] императором Священной Римской империи Франциском II в обмен на Венецианскую республику . После интеграции во Французскую Республику вступил в силу закон 1793 года, предписывающий закрыть все университеты во Франции. [2] Левенский университет был упразднен указом департамента Диль от 25 октября 1797 года. [3]
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Х. Де Йонг, Древний богословский факультет Лувена в первом веке его истории, 1432–1540 (Париж, 1911).
- Х. Де Вохт, История основания и возникновения Collegium Trilingue Lovaniense 1517–1550 (Лёвен, 1951–55).
- Р. Гуэллюи, «Эволюция богословских методов в Лувене от Эразма до Янсениуса», Revue d'Histoire Ecclesiastique 37 (1941) 31–144.
- Эдмон Ройсенс , Документы, относящиеся к истории Лувенского университета (1425–1797) (Лёвен, 1881–1903).
- Ж. Этьен, Эразмовский спиритуализм и луванистские богословы. Изменение проблем в начале XVI века (Leuven, Gembloux, 1956).
- М. Ламберигтс, Л. Кенис, Августинизм на старом богословском факультете Лувена (Лёвен, 1994; BETL 111) 455 стр.
- Э.Дж.М. ван Эйл, Facultas S. Theologiae Lovaniensis 1432–1797. Вклад в его историю (Leuven, 1977; BETL, 45) 569 стр.
- К. Блоккс, Осуждение Мартина Лютера богословским факультетом Левена в 1519 году (Брюссель, 1958).
- Дж. Вильс, «Профессора старого факультета теологии Лувенского университета, 1432–1789», Ephemerides theologicae Louvanienses 4 (1927): 338–358.
- П.Ф.К. де Рам , Мемуары о той части, которую духовенство Бельгии и особенно доктора Лувенского университета приняли на Тридентском соборе (Брюссель, 1841).
- Т. Квагебер, Pro aris et focis. Богословие и власть на богословском факультете Левена 1617–1730 [неопубликованная докторская диссертация, К.У. Левен, факультет искусств] (Лёвен, 2004).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Жюль Делэз , Французское господство в Бельгии , Брюссель, 1909, том III, с. 171: «Статьи 3 и 4 Кампо-Формиоского договора окончательно установили, с международной точки зрения, воссоединение Бельгии с Францией. Вот эти статьи. Искусство. 3 — Его Величество Император, король Венгрии и Богемии, отказывается за себя и своих преемников в пользу Французской Республики от всех своих прав и титулов над бывшими бельгийскими провинциями, известными под именем нидерландских австрийцев. Французская Республика будет владеть этими странами навечно, под полным суверенитетом и собственностью, со всеми территориальными благами, которые от них зависят.
- ↑ Закон от 15 сентября 1793 года постановил о закрытии всех колледжей и университетов во Франции, но университеты оставались де-факто до принятия нового закона от 7 летнего года III (25 февраля 1795 года), создавшего Écoles Centrales . Лувенский университет был упразднен указом Департамента Тигра. Луи Тренар, От Дуэ до Лилля, университет и его история , Septentrion University Press, 1978, стр.37, примечание 6.
- ^ Ян Рогирс и др., Левенский университет , Левен, Leuven University Press, 1990, стр. 31: « В соответствии с Законом 3 брюмера IV года, который реорганизовал высшее образование во Французской Республике, не было места для Лувенского университета, и он был упразднен Указом департамента Дийле от 25 октября (1797 г.) ".
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с теологическим факультетом Старого Левенского университета, на Викискладе?
- Теологические исследования
- Старый университет Левена
- Образование в Левене
- История Левена
- Школы религии
- Бывшие католические семинарии
- 1426 заведений в Европе
- Учебные заведения, основанные в 15 веке
- Закрытие 1797 года в Европе
- Разрушения XVIII века в Южных Нидерландах
- Учебные заведения, упраздненные в 1790-х годах.