Габриэль Васкес
Габриэль Васкес | |
---|---|
![]() Портрет Габриэля Васкеса | |
Рожденный | 1549 |
Умер | 23 сентября 1604 г. | ( 1604-09-23 )
Альма-матер | Университет Алькалы |
Эра | |
Область | |
Школа | Схоластика Средневековый реализм Школа Саламанки |
Известные студенты | Мэтью Келлисон [ 1 ] |
Основные интересы | Теология , метафизика , философия права |
Габриэль Васкес ( Бельмонте, Куэнка , 1549 или 1551 — Алькала-де-Энарес , 23 сентября 1604), известный как Белломонтан , был испанским теологом- иезуитом и философом-схоластом . Васкес был главным академическим соперником своего товарища-иезуита Франсиско Суареса , чьи философские взгляды он часто и открыто критиковал. [ 2 ] Отношение Суареса к jus gentium , как и к естественному праву , было частично направлено на борьбу с аргументами Васкеса. [ 3 ]
Васкес основал Школу, и споры между его учениками и учениками доминикана Иоанна Святого Фомы относительно Божественного знания и Божественной идеи были известны в то время. [ 4 ] Луис де Торрес и Диего де Аларкон были наиболее известными учениками Школы, и, хотя она просуществовала недолго, современные богословы часто цитируют его. [ 5 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Молодежь и учеба в Алькале
[ редактировать ]Габриэль Васкес родился в испанском городе Вильяэскуса-де-Аро , входящем в состав более крупного города Бельмонте, который некоторые историки называют местом его рождения. Точная дата его рождения сомнительна; некоторые называют это 1549 годом, другие — 1551 годом, причем первое является более общепринятым.
Он посещал начальную школу в Бельмонте, затем иезуитский колледж в том же городе, а затем поступил в университет Алькалы . Университет Алькала, основанный в 1498 году кардиналом Хименесом и прославившийся своим многоязычным изданием Священного Писания , будучи еще более живым, чем Саламанка , приверженцем Нового учения , боролся со своим соперником в стремлении к схоластике, схоластике, не игнорирующей драгоценная ценность и правильное использование гуманитарных наук . В университете Васкес был «студентом искусств» - должность, полученная на конкурсе и строгих экзаменах. Следуя профессии своего отца, он занялся изучением права, но, чувствуя себя более склонным к философии, отказался от первого ради второго.
На четвертом курсе философии, где профессором был знаменитый Доминго Баньес , он вступил в Общество Иисуса (9 апреля 1569 г.). После послушничества прохождения в Алькале, Толедо и Сигуэнсе он продолжил изучение теологии в Алькале. Некоторые богословские курсы он прошел в иезуитском колледже университета, другие — в самом университете, где посещал лекции знаменитого Алонсо Деса, заведующего кафедрой премьер-министра университета. На четвертом курсе он выступил с публичной защитой по теологии сначала в Алькале, а затем в Толедо 2 октября 1572 года. В этот же период он прошел курс иврита в университете и приобрел большие навыки в его использовании.
Из его комментариев мы узнаем, что в 1572 году, на втором курсе богословия, он читал своим собратьям-иезуитам лекции по « De Anima Аристотеля » . Завершив свое богословское обучение, он начал преподавать моральное богословие в колледже Оканьи . Два года спустя он начал читать лекции по схоластическому богословию в Мадриде. В конце второго года обучения он вернулся, чтобы преподавать богословие в Алькале.
Академическая карьера
[ редактировать ]30 июля 1585 года Клаудио Аквавива , тогдашний генерал иезуитов, вызвал его в Рим, чтобы заменить Франсиско Суареса на посту профессора теологии в Римском колледже, ныне Григорианском университете. Перед отъездом он сделал свою карьеру в Бельмонте. Васкес преподавал там с таким успехом, что после его отъезда в Испанию в 1591 году его ученики подняли крик: «Si Vásquez abit, tota schola perit – Если Васкес уйдет, уйдет вся школа». Вернувшись в Алькалу, он по совету Аквавивы начал готовить свои работы к публикации. После выхода на пенсию Суареса в Алькале он возобновил там преподавание богословия. Он продолжал выполнять эту задачу до своей безвременной смерти 30 сентября 1604 года.
Однако Васкес не посвящал все свое время преподаванию и писательству. Он предоставил свою помощь, свое время и свои таланты другим проектам. Вместе с Суаресом и Бласом Диего он был членом комиссии, созданной провинциальной конгрегацией Толедо в колледже Алькала в 1593 году для оценки богословских и философских разделов Ratio Studiorum 1586 года. Мы узнаем из письма Луис де Молина Аквавиве сообщил, что Васкес был членом комиссии, созданной для изучения Испанского указателя запрещенных книг и указания необходимых поправки. Хотя он был признан пристальным наблюдателем спора о Грейс , известного как дебаты о « Де Ауксилии », он не принимал в нем никакого официального участия. Васкес противопоставил конгруизму Суареса и Беллармина строго молинистскую позицию. Эрнандо Лусеро, его религиозный наставник, поручил ему ходатайствовать перед доминиканским провинциалом Томасом де Гусманом в обвинении, выдвинутом против De Mysteriis Vitae Christi Франсиско Суареса.
Наследие
[ редактировать ]Васкес в свое время пользовался большим уважением как ученый богослов. В нем, по мнению немецкого писателя-редемпториста XIX века Михаэля Харингера, добродетель конкурировала с доктриной, послушание — с гениальностью, а благочестие — с ученостью. Николас Антонио называл его vir acerrimo ingenio . [ 5 ] Герцог Лерма , фаворит Филиппа III Испанского , часто советовался с ним по важнейшим вопросам, а Бенедикт XIV называл его светилом богословия.
Он был известен своим точным знанием мнений и теорий различных школ и авторов, заслуживал похвалы за ясность выражения и строгий философский метод. Он полностью изучил сочинения св. Августина , которому он выражал большую преданность, а также сочинения других отцов церкви и св. Фомы .
Чрезвычайно влиятельный философ, Васкес был вероятным источником Декарта дуализма разума и тела и аргумента Иммануила Канта , основанного на морали . [ 6 ]
Богословская мысль
[ редактировать ]Васкес отстаивал ряд мнений, отличающихся от основных схоластических взглядов. В их число вошли:
- Естественный закон состоит в разумной природе, рассматриваемой самой по себе, и в признании того, что одни действия необходимо согласуются с ней, а другие ей противоречат. Тем не менее он не отрицает, что естественный закон может также знать то, что предписывает Божественный закон, и что, следовательно, он может быть принципом Божественного обязательства. В этом он находится в оппозиции Канту, который считает, что вся обязательная сила морального закона должна исходить от человека и только от человека.
- Божественные идеи не являются сущностью Бога, поскольку эта сущность или природа известны как подражаемые или подлежащие подражанию, а лишь постольку, поскольку они являются знанием, словом, видом, выражающим возможные и будущие творения. Таким образом, эти идеи отдаленно совпадают в создании существ; их непосредственным принципом является Божественная активная энергия, с помощью которой Бог действительно и эффективно творит.
- В разделе, посвященном обсуждению существования Бога, он цитирует онтологическое доказательство св. Ансельма , законность и доказательную ценность которого он, по-видимому, абсолютно принимает. Вечность, по его мнению, есть duratio permanens, Uniformis, sine principio et Fine, mensura carens — определение, несколько отличающееся от того, которое принял Боэций и которому следовали в школах.
- Благодать необходима для совершения всех добрых дел и преодоления искушений. Под благодатью он понимает все хорошие побуждения, которые действенно побуждают к правильным действиям. Оно может происходить по естественным причинам, но, поскольку они регулируются Божественным Провидением , если они регулируются так, что производят действенные добрые импульсы, то это благодать, потому что человек сам не заслуживает ее, и многим в ней отказано. Его следует рассматривать как дар Божий, поскольку он дарован благодаря заслугам Христа и для сверхъестественной цели. Поэтому это называется благодатью.
- Предопределение , утверждает он, есть post praevisa merita , но дети, которые умирают, не имея никакой возможности принять крещение, после того, как был предсказан первородный грех, не были включены в спасительную волю Бога.
- В христологии он придерживался следующих мнений: адопционисты не несториане ; что Христа нельзя назвать слугой Божьим; что Христу было приказано умереть, но Он был свободен выбирать обстоятельства своей смерти; что регулярное или формальное достоинство священства Христова будет длиться вечно, потому что Христос есть Священник по Своей сущности, и это остается неизменным.
- Ratio formalis Жертвоприношения Мессы заключается в мистическом разделении Тела и Крови Христовых , осуществляемом словами посвящения .
- Вероятно, в новом рождении крещения вина за грех не прощается ex opereoperato , а только наказание. Со времени смерти Христа крещение является для детей единственным средством спасения; для них мученичество имеет силу оправдания в крещении; но у взрослых оно оправдывается только актом благотворительности.
- Епископское посвящение не запечатлевает нового характера и в действительности не расширяет и не усиливает священнический характер; Тем самым дается новая и особая власть, которая есть не что иное, как Божественное назначение на новое служение.
- В Таинстве Бракосочетания тела договаривающихся сторон составляют материю, а их согласие, выраженное устно или знаками, — форму.
- Говоря о существовании Бога, он отмечает число атеистов , живших в его время, и приписывает это влиянию протестантизма. Он также упоминает политических атеистов, которые рассматривают Бога и религию только как правительственные средства, позволяющие держать людей под контролем.
Работает
[ редактировать ]Самая важная работа Васкеса - его комментарий ( Commentarii ac Disputationes ) к Summa Theologica Фомы Аквинского (8 томов; 1598–1615), в деталях направленный в основном против тезисов Суареса. Его основные работы:
- «Третья книга о культе обожания и вторая дискуссия против ошибок Феликса и Элипанди», Алькала, 1594 г.; Майнц, 1601, 1604 гг.
- «Комментарии и диспуты о (partes) святом Фоме», Алькала, 8 томов, 1598–1615. Позднее сокращенные издания были опубликованы в Алькале, Ингольштадте, Вене, а более полные — в Лионе в 1620 году и Антверпене в 1621 году.
- «Перефразы и краткое объяснение некоторых посланий Павла», Алькала, 1612 г.; Ингольштадт, 1613 г.; Лион, 1630 г. Вивес взялся напечатать все свои произведения, но дошел только до первого тома (Париж, 1905 г.).
- «Disputationes метафизика desumptae ex variis locis suorum operum» (Мадрид, 1617; Антверпен, 1618), составленная Франсиско Мурсией де ла Льяной, включает в себя философские вопросы, разбросанные по всем его произведениям, и представляет собой редкую и исключительно ценную книгу.
Некоторые из его рукописей хранятся в Национальной библиотеке Мадрида .
Его первый том по первой части «Св. Цензоры Общества задерживали Томаса на два года. Среди вопросов, которые он обсуждал, были: «Может ли Бог находиться вне неба, или в пустоте внутри неба, или был он где-то до сотворения мира».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Соммервилл, Дж. (2006). «Келлисон, Мэтью» . В AC Grayling; Наоми Гулдер; Эндрю Пайл (ред.). Энциклопедия континуума британской философии . Континуум . ISBN 978-0-19-975469-4 . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ ДеМёз, Эрик Дж. (2022). Единство и соборность во Христе. Экклезиология Франсиско Суареса, SJ . Издательство Оксфордского университета . п. 63. ИСБН 9780197638637 .
- ^ О разнице между Суаресом и Васкесом в отношении jus gentium см. Джон П. Дойл, Франсиско Суарес о праве народов , в книге Марка В. Джениса и Кэролин Эванс, ред., «Религия и международное право» (Гаага: Мартинус Нийхофф, 1999). ), 103-20; Аннабель С. Бретт, Изменения государства. Природа и границы города в естественном праве раннего Нового времени (Принстон: Princeton University Press, 201), гл. 3.
- ^ Менендес-и-Пелайо 1884 , с. 207.
- ^ Jump up to: а б Гойена, Антонио Перес (1912). Католическая энциклопедия . Том 15. .
- ^ Бурк 1967 , с. 236.
Источники
[ редактировать ]- Ниремберг и Оттин, Хуан Эусебио (1891). Прославленные люди Общества Иисуса . Том VIII. Бильбао. п. 355.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гильерми, Элесбан (1902). Менология Общества Иисуса, Помощь Испании . Полет. III. Париж. п. 111.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бэкон, Натаниэль (1676). Библиотека Священных Писаний Общества Иисуса Рим п. 271
- Гонсалес, Зеферино (1866). История философии . Том III. Мадрид. п. 140.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Менендес-и-Пелайо, Марселино (1884 г.). История эстетических идей в Испании . Том II. Мадрид. п. 207.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Зоммерфогель, Карлос (1898). Библиотека Общества Иисуса . Полет. VIII. Брюссель. п. 513.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Фридрих Стегмюллер, «О теории предопределения молодого Васкеса», в A. Lang et al. (ред.), Из духовного мира Средневековья: исследования и тексты Мартина Грабмана о достижении 60-летнего возраста (BGPM, дополнительный том 3 (1935), 2: 1287–311).
- Лучано Перенья Висенте, изд. (1956). «Важные неопубликованные документы Габриэля Васкеса». Испанский богословский журнал . 16 : 193–213.
- Аро, Режис (1967). «Этап в истории трактата о моральной совести; «Трактат о совести» Г. Васкеса». Религиозно-научные смеси . 24 :3–48 и 113–52.
- Бальдини, Уго. 2004. «Онтология и механика в иезуитской схоластике: случай Габриэля Васкеса». В Scientiae et Artes. Связь старых и новых знаний в литературе, искусстве и музыке. Том I , под редакцией Мальманна-Бауэра, Барбара, 99–142. Висбаден: Харрасовиц.
- Изабель Мандрелла, «Габриэль Васкес über das Naturrecht», в книге К. Бунге, М. Дж. Фукса, Д. Зиммермахера и А. Шпиндлера (редакторы), « Понятие права (lex) в моральной и политической мысли «школы Саламанки» ( Исследования средневековых и реформаторских традиций, 203; Лейден и Бостон, 2016), 129–49.
Внешние ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гойена, Антонио Перес (1912). « Габриэль Васкес ». Католическая энциклопедия . Том 15.
- Бурк, Вернон Дж . (1967). «Васкес, Габриэль (1549–1604)» . Эдвардс , Пол (ред.). Энциклопедия философии . Том. 8. С. 235–236 . Проверено 12 октября 2023 г.
- Кэмпбелл, Гордон (2005). «Васкес, Габриэль» . Оксфордский словарь эпохи Возрождения . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-860175-3 . Проверено 22 октября 2023 г.
- Гейн, Саймон (2022). «Васкес, Габриэль» . В Эндрю Лауте (ред.). Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-964246-5 . Проверено 22 октября 2023 г.