Богословские заметки
В богословских заметках обозначена классификация достоверности верований в католическом богословии . [ 1 ]
В то время как богословские заметки квалифицируют верования и доктрины положительно, эти верования и доктрины квалифицируются отрицательно в результате богословских порицаний . [ 2 ]
«Перечисление, разделение и оценка» богословских заметок различаются у разных авторов. [ 3 ]
Авторитет заметок
[ редактировать ]«Высшими органами для [теологических] замечаний и порицаний (и исключительно для непогрешимых дел) являются Папа и Вселенские соборы . Ограниченные полномочия принадлежат римским конгрегациям , провинциальным синодам ( епископским конференциям ), а также отдельным епископам и главным настоятели . религиозных орденов Весь народ Божий призван защищать истинную веру. Теологи несут особую ответственность и, таким образом, имеют особую право делать богословские заметки [и порицания] [...], хотя их авторитет не является одним из. Их заметки [и порицания] имеют вес «профессиональных» мнений и часто оказывают влияние на магистратуру ». [ 4 ]
Различные классификации
[ редактировать ]Людвиг Отт
[ редактировать ]Сразу открылись истины
[ редактировать ]Католический богослов Людвиг Отт считает, что истины, открытые сразу, обладают «высшей степенью достоверности». «Вера, причитающаяся им, основана на авторитете Бога -Откровения (fides divina), и если Церковь своим учением ручается за то, что в Откровении содержится истина, тогда уверенность человека также основывается на авторитете Непогрешимый учительный авторитет Церкви (fides catholica). Если истины определяются торжественным суждением веры (определением) Папы или Генерального совета , они являются «de fide definita » . [ 5 ]
Католические истины
[ редактировать ]Католические истины относятся к католическим верованиям, которые представляют собой церковные учения, окончательно утвержденные Магистериумом , но (пока) не являющиеся божественными откровениями, собственно говоря. Людвиг Отт называет убеждения этого уровня католическими истинами и заявляет, что убеждения этого уровня «столь же безошибочно надежны, как и собственно догмы ». [ 5 ]
Католические истины — это «доктрины и истины, определенные Церковью не как немедленно открытые, но как неразрывно связанные с истинами Откровения, так что их отрицание подорвет открытые истины [...]. Они предлагаются для веры в силу непогрешимости Церкви в преподавании учений веры и морали (fides ecclesiastica)». Их называют « Католическими Истинами (veritates catholicae) или Церковными Учениями (doctrinae ecclesiasticae), чтобы отличить их от Божественных Истин или Божественных Доктрин Откровения (veritates vel doctrinae divinae)». Отт продолжает: [ 6 ]
К этим католическим истинам относятся:
1. Богословские заключения (conclusiones theologicae), собственно так называемые. Под ними понимаются религиозные истины, вытекающие из двух предпосылок, одна из которых есть непосредственно открывающаяся истина, а другая — истина естественного разума. Поскольку одна посылка является истиной Откровения, о богословских заключениях говорят как опосредованно или виртуально (виртуалитерно) раскрытых. Если же обе посылки суть непосредственно открытые истины, то и заключение следует рассматривать как непосредственно раскрывающееся и как объект непосредственной божественной веры (Fides Immediate Divina).
2. Догматические факты (facta догматика). Под ними понимаются исторические факты, которые не раскрыты, но которые внутренне связаны с явленной истиной, например законность Папы или Генерального Собора , или факт римского епископата Св . Петра . Тот факт, что определенный текст согласуется или не согласуется с доктриной католической веры, также является, в более узком смысле, «догматическим фактом». Решая смысл текста, Церковь выносит суждение не о субъективном замысле автора, а об объективном смысле текста ( D 1350; sensum quem verba prae seferunt).
3. Истины Разума, которые не были открыты, но которые внутренне связаны с открытой истиной, например те философские истины, которые являются предпосылками актов Веры (познание сверхчувственного, возможность доказательства Бога, духовность душа, свобода воли), или философские концепции, в терминах которых пропагандируются догмы (человек, субстанция , пресуществление и т. д.). Церковь имеет право и обязанность для защиты наследия Веры запрещать философские учения, которые прямо или косвенно ставят под угрозу догму. [ Первый ] Ватиканский Собор провозглашает: Ius etiam et offidum divinitus habet falsi nominis scientiam proscribendi ["{Церковь} исходит от Бога право и обязанность запрещать лженауку" – Dei Filius ] (D 1798).
Чувство веры близко
[ редактировать ]Sententia fidei proxima («учение, близкое к вере») относится к учениям, которые обычно принимаются католическими богословами как божественное откровение, но не определяются как таковые Магистериумом . [ 5 ]
Учение о вере
[ редактировать ]Учение, относящееся к вере ( sententia ad fidem pertinens ) или богословски достоверное ( theologice certa ), относится к богословским выводам; это учения, не имеющие окончательного одобрения со стороны Католической церкви, но «[чья] истина гарантирована [их] внутренней связью с доктриной откровения». [ 7 ]
Общее мнение
[ редактировать ]Сентентиа коммунис («общее учение») относится к убеждениям, которые общеприняты богословами, но не утверждаются догматически. [ 8 ]
Примеры убеждений sendentia communis , которые цитирует Людвиг Отт, включают:
• Святые на небесах могут помочь душам в чистилище своим ходатайством. [ 9 ]
• Мертвые не могут принимать причастия [ 10 ]
Богословские заключения младших степеней
[ редактировать ]В нем говорится: [ 11 ]
Богословские мнения меньшей степени достоверности называются вероятными, более вероятными, обоснованными (sententia probabilis, probabilior, benefundata). Те мнения, которые считаются согласующимися с сознанием веры Церкви, называются благочестивыми мнениями (sententia pia). Наименьшей степенью уверенности обладает терпимое мнение (opinio tolerata), слабо обоснованное, но терпимое Церковью.
Краткое изложение догматического богословия
[ редактировать ]В « Кратком догматическом богословии» предлагаются следующие богословские заметки: [ 12 ]
- Католической веры ( De Fide ): когда религиозная истина «открыта Богом , содержится в Священном Писании или Предании и торжественно определена как таковая Верховным Понтификом или Вселенским Собором , определяющим EX CATHEDRA – то есть с намерение определения – при условии, что все необходимые условия соблюдены – или если истина представлена как таковая обычным и универсальным Магистериумом Церкви ( I Ватиканский собор ) .
- О божественной вере ( De Fide divina ): когда религиозная истина «наверняка содержится в Священном Писании , но не была торжественно определена Церковью. Например: рождение Христа в Вифлееме . То же самое относится и к истинам, открытым Богом в частном порядке . человеку , но только для этого человека».
- Определенное католическое учение ( Certum est ): «Когда это истина, логически выведенная из двух предпосылок , одна из которых формально открыта Богом, а другая известна только разуму и не раскрывается где-либо еще и не содержится имплицитно в открытой предпосылке. Выведенная таким образом истина называется ТЕОЛОГИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ. Многие формально, но неявно открытые истины считаются ДОСТОВЕРНЫМИ до тех пор, пока они не будут торжественно определены».
- Распространенный ( Sententia communis ): «Это истина, которой учат почти все богословы, и которой противостоят лишь немногие из посредственных авторитетов, но которая, тем не менее, не отрекается от Церкви».
- Вероятное, более вероятное ( Probabilis ): «Это предложение поддерживается выдающимися богословами, одобренными церковной властью, — и против которого в то же время выступают другие столь же выдающиеся богословы. Степень вероятности может быть основана либо на количестве и авторитета богословов, поддерживающих это утверждение (внешняя вероятность), или от ценности приведенных аргументов (внутренняя вероятность)».
Джон Хардон
[ редактировать ]Католический богослов Джон Хардон утверждает: [ 1 ]
Высшая степень уверенности придается непосредственно открытым истинам. В них следует верить с божественной верой ( fides divina ), а если они также определены Церковью, то с определенной божественной верой ( fides divina definita ). Если Церковь определяет доктрину, которая не открывается сразу, в нее следует верить с церковной верой ( fides ecclesiastica ). Учение, которое богословы обычно считают истиной откровения, но которое не было окончательно обнародовано Церковью, считается близким к вере ( proxima fidei ), и если такая истина гарантирована как логическое заключение из богооткровенного учения. это называется теологически достоверным ( theologice certa ). Ниже этого уровня находятся многие степени уверенности, начиная от общего учения ( sententia communis ), когда католические богословы, реагирующие на авторитет Церкви, соглашаются на какую-то позицию, до терпимых мнений, которые слабо обоснованы, но терпимы Церковью.
Эдвард Н. Питерс
[ редактировать ]Эдвард Н. Питерс утверждает, что «многие из утверждений, которые до сих пор теологи с избытком сдержанности перечисляли просто как, скажем, «sententia communis», при более внимательном исследовании в свете критериев, изложенных в Ad tuendam и его потомках, могут быть обнаружены в конце концов, пользоваться безошибочной уверенностью либо как первичный, либо, как я думаю, квалифицируется безнравственность смертной казни , как второстепенный объект непогрешимости». [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хардон, Джон А. (1980). «ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ». Современный католический словарь . Интернет-архив. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. п. 537. ИСБН 978-0-385-12162-0 .
- ^ Финистерхёльцль, Иоганн (1975). «Богословские записки» . В Ранере, Карл (ред.). Энциклопедия богословия: Краткое Sacramentum Mundi . Сибери Пресс. п. 1678. ISBN 978-0-86012-006-3 .
- ^ Финистерхёльцль, Иоганн (1975). «Богословские записки» . В Ранере, Карл (ред.). Энциклопедия богословия: Краткое Sacramentum Mundi . Сибери Пресс. п. 1681. ISBN 978-0-86012-006-3 .
- ^ Финистерхёльцль, Иоганн (1975). «Богословские записки» . В Ранере, Карл (ред.). Энциклопедия богословия: Краткое Sacramentum Mundi . Сибери Пресс. п. 1682. ISBN 978-0-86012-006-3 .
- ^ Jump up to: а б с Отт, Людвиг (nd) [195X]. «ВВЕДЕНИЕ — §8. Богословские степени уверенности». В Бастибле, Джеймс (ред.). Основы католической догмы . Перевод Линча, Патрика. Форт-Коллинз, Колорадо: Римско-католические книги. п. 9. ISBN 978-1-929291-85-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - ^ Отт, Людвиг (nd) [195X]. «ВВЕДЕНИЕ — §6. Католические истины». В Бастибле, Джеймс (ред.). Основы католической догмы . Перевод Линча, Патрика. Форт-Коллинз, Колорадо: Римско-католические книги. стр. 8–9. ISBN 978-1-929291-85-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - ^ Отт, Людвиг (nd) [195X]. «ВВЕДЕНИЕ — §8. Богословские степени уверенности». В Бастибле, Джеймс (ред.). Основы католической догмы . Перевод Линча, Патрика. Форт-Коллинз, Колорадо: Римско-католические книги. стр. 9–10. ISBN 978-1-929291-85-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - ^ Отт, Людвиг (nd) [195X]. «ВВЕДЕНИЕ — §8. Богословские степени уверенности». В Бастибле, Джеймс (ред.). Основы католической догмы . Перевод Линча, Патрика. Форт-Коллинз, Колорадо: Римско-католические книги. п. 10. ISBN 978-1-929291-85-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - ^ Отт, Людвиг. Основы католической догмы . п. 322.
- ^ Отт, Людвиг. Основы католической догмы . п. 344.
- ^ Отт, Людвиг (nd) [195X]. «ВВЕДЕНИЕ — §8. Богословские степени уверенности». В Бастибле, Джеймс (ред.). Основы католической догмы . Перевод Линча, Патрика. Форт-Коллинз, Колорадо: Римско-католические книги. п. 10. ISBN 978-1-929291-85-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - ^ Команда католических богословов (1969). «Богословские записки». В Паннетоне, Жорж; Карл Великий, Буржуа (ред.). богословия Краткое изложение догматического (на французском языке). Рекомендательное письмо Альфредо Оттавиани от 21 июля 1969 года . Труа-Ривьер: Les Éditions du Bien Public. стр. 18–19. OCLC 301544953 .
- ^ Питерс, Эдвард Н. (26 октября 2017 г.). — Здравый смысл? Просто «здравый смысл»? . Католический всемирный доклад Проверено 13 июня 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эрнст, Гарольд (1 декабря 2002 г.). «Богословские заметки и толкование доктрины» (PDF) . Богословские исследования . 63 (4): 813–825. дои : 10.1177/004056390206300407 . S2CID 55180868 .
- Картехини, Сикст (1951). богословских заметок и критериях различения . О ценности их Рим: Григорианский папский университет.