Духовная наука
Гуманитарные науки ( Немецкое произношение: [ˈɡaɪstəsˌvɪsənʃaftən] , «науки о разуме», букв. «духовная наука») — совокупность гуманитарных наук, таких как философия , история , филология , музыковедение , лингвистика , театроведение , литературоведение , медиаведение , религиоведение и иногда даже юриспруденция , которые являются традиционными в немецких университетах . Большая часть его предметов будет относиться к гуманитарным наукам в типичном англоязычном университете .
История
[ редактировать ]Понятие Geist восходит к немецкому идеализму восемнадцатого и девятнадцатого веков , в частности, к и Гегеля , концепции Volksgeist Гердера предполагаемому общему «духу» или, скорее, разуму народа. Чтобы понять термин Geisteswissenschaften , следует иметь в виду, что континентальный факультет философии унаследовал средневековый факультет искусств . Помимо самой философии, она охватывала естественные науки с математикой, а также филологические и исторические дисциплины, а затем психологию и социальные науки. Термин Geisteswissenschaften впервые был использован как перевод термина Джона Стюарта Милля « моральные науки ». Историк, философ и социолог Вильгельм Дильтей популяризировал этот термин, утверждая, что психологию и развивающуюся область социологии – как и филологические и исторические дисциплины – следует рассматривать как Geisteswissenschaft, а не как Naturwissenschaft ( естественные науки ), и что их методология должна отражать это. классификация. Его аргументы оказали большое влияние на теории выдающегося немецкого социолога. Макса Вебера , хотя Вебер предпочитал термин Kulturwissenschaft , который продвигали его коллеги- неокантианцы ( Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт ).
Текущее использование
[ редактировать ]Со времен Дилььтея стало обычным говорить о Naturwissenschaften , с одной стороны, и Geisteswissenschaften , с другой, не принимая во внимание статус математики и самой философии. После выделения естественных наук и математики в отдельный факультет (в некоторых университетах только в 1950-х годах) Geisteswissenschaften остались одни на философском факультете, и даже философия часто была отнесена к термину Geisteswissenschaften . Между тем, многие немецкие университеты разделили эти факультеты на более мелкие кафедры, так что старые общие интересы и старые границы стали менее заметными.
Сейчас этот термин используется нерегулярно. В административном контексте он широко используется для обсуждения того, как организовать академические учреждения и описать культуру академических дискуссий, так что факультеты теологии и права добавляются к Geisteswissenschaften. В некоторых контекстах научной политики Geisteswissenschaften описываются как неэмпирические науки, приближая их к философии и исключая социальные науки из их области. [1]
В контексте методологии, напротив, подчеркивалось, что Geisteswissenschaften , такие как история и филологические дисциплины, опирающиеся на эмпирические данные (документы, книги и высказывания), наряду с психологией и социальными науками , имеют общий эмпирический характер , который по существу основано на понимании ( Verstehen ) или понимании выражений смысла. [2]
Другие авторы, такие как Рудольф Штайнер , использовали термин Geisteswissenschaft в исторически совершенно отчетливом смысле для обозначения предложенной «Науки о духе».
Пример использования
[ редактировать ]Из истории культуры Франции , Суханек-Фрёлих, с. 633: [3]
Тэна, главной целью которого было внедрение научных методов в гуманитарные науки, обвиняли в том, что он действовал не индуктивно, а скорее дедуктивно.
Перевод:
Некоторые упрекают Тэна в том, что он сам, целью которого было введение методов естествознания в Geisteswissenschaften , исходил из методов, которые были не индуктивными, а скорее дедуктивными.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карл Фридрих Гетманн, Дитер Лангевише, Юрген Миттельштрасс, Дитер Симон, Гюнтер Шток, Манифест духовной науки , изд. Берлинско-Бранденбургской академии наук, Берлин, 2005 г. Какая религия нужна обществу? Архивировано 24 июня 2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Бернвард Грюневальд: Дух - Культура - Общество. Попытка принципиальной теории гуманитарных наук на трансцендентальной философской основе . Берлин: Дункер и Хамблот, 2009.
- ^ История культуры Франции Суханек-Фрёлих, Стефан Крёнер Верлаг, Штутгарт, 1966
Библиография
[ редактировать ]- Гюнтер Шольц, Между научными требованиями и необходимостью ориентации. Об основах и изменении гуманитарных наук Франкфурт-на-Майне, Зуркамп, 1991 г., ISBN 3-518-28566-1
- Бернвард Грюневальд, Дух – Культура – Общество. Попытка создания принципиальной теории гуманитарных наук на трансцендентальной философской основе , Берлин, Данкер и Хамблот, 2009, ISBN 978-3-428-13160-0 .
- Альбрехт Бемель , успешный в изучении гуманитарных наук , Франке, Тюбинген, 2005 г., ISBN 3-7720-3371-7