Мюнхенская феноменология
Мюнхенская феноменология (также Мюнхенская феноменологическая школа ) — философское направление группы философов и психологов , учившихся и работавших в Мюнхене на рубеже ХХ века. Их взгляды группируются под названиями реалистической (также реалистической ) феноменологии или феноменологии сущностей . Мюнхенская феноменология представляет собой одну из ветвей так называемой ранней феноменологии . Одним из их вкладов была теория о том, что существуют разные виды интенциональности. [1]
История
[ редактировать ]В 1895 году несколько студентов, работавших с психологом Теодором Липпсом в Мюнхенском университете, основали Psychologische Verein («Психологическая ассоциация»). В отчете говорилось, что эта ассоциация возникла из группы читателей, которая занималась произведениями школы Брентано . [2] В результате этого развития возникла идея, что Эдмунд Гуссерль стал преемником Франца Брентано австрийской философии . [2] Говорят, что австрийская феноменология отличалась от всего феноменологического движения, такого как немецкое и французское направления, но имела заметные исторические связи с мюнхенской феноменологической школой. [3] Эти отношения также частично приписываются Гуссерлю и Гансу Корнелиусу . [3]
Ряд участников студенческой ассоциации, в частности Иоганнес Добер , Мориц Гейгер , Александр Пфендер и Адольф Рейнах , были вдохновлены «Логическими исследованиями» Эдмунда Гуссерля (1900/01). Книга критиковала психологизм их учителя (Липпса) и представляла новый подход к философии, известный как « феноменология ». Решив присоединиться к Гуссерлю, они стали Мюнхенским кружком феноменологов. Хотя ранние работы Корнелиуса были отвергнуты феноменологами, его последующие эссе были приняты за обсуждение Брентано, Карла Штумпфа и Алексиуса Мейнонга . работ [4]
Примечательным аспектом мюнхенской феноменологии было распространение реалистического анализа априорного знания на различные виды сущностей и областей, таких как психология воли и мотивации. [5] Именно Пфендер, ведущий представитель мюнхенской феноменологии, написал в 1911 году эссе на эту тему, озаглавленное « Мотив и мотивация» . [6] Гуссерль считал эту работу важной, и она вдохновила его на публикацию серии анализов волевого сознания. [6] Ранее Гуссерль сосредоточился на «конкретном» анализе, основанном на арифметике и логике. Лишь позже он расширил свою феноменологию, когда начал обращаться к априорным структурам сознания. [7]
Примерно в 1905 году многие ученики Липпса (следуя примеру Даубера) временно покинули Мюнхен и направились в Геттингенский университет , чтобы напрямую учиться у Гуссерля. Это называется « мюнхенским вторжением в Геттинген » и обычно считается отправной точкой собственно феноменологического движения. Приезд студентов из Мюнхена в конечном итоге привел к созданию примерно в 1910 году аналогичной студенческой группы в Геттингене, известной как « Геттингенский кружок ».
В 1912 году был основан Ежегодник философии и феноменологических исследований, Гуссерль, Гейгер, Райнах, Пфендер и Макс Шелер редакторами которого были . После публикации Гуссерлем идей о чистой феноменологии и феноменологической философии. В первой книге ( «Идеи I» ) в первом издании « Ярбуха » ряд его последователей заняли критическую позицию по отношению к новому видению феноменологии Гуссерля. Многие члены мюнхенской группы дистанцировались от идеализма Гуссерля и его трансцендентальной феноменологии , отдавая предпочтение более ранней реалистической феноменологии первого издания « Логических исследований» .
Мюнхенские феноменологи
[ редактировать ]Другие члены Мюнхенского кружка и Psychologische Verein.
[ редактировать ]- Эрнст фон Астер
- Маттиас Баумгартнер
- Хедвиг Конрад-Мартиус
- Людвиг Кертис
- Вольф Дорн
- Август Энделл
- Алоис Фишер
- Август Галлинджер
- Дитрих фон Хильдебранд
- Рудольф Хирш
- Эдгар Истель
- Теодор Лессинг
- Ганс фон Либих
- Отто Зельц
- Уильям Шапп
- Эдуард Шмидт
- Альфред Швеннингер
- Эльза Фойгтландер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Саличе, Алессандро (2020), «Феноменология мюнхенских и геттингенских кругов» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимой 2020 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено в 2021 г. -09-27
- ^ Перейти обратно: а б Сантис, Даниэле Де; Хопкинс, Берт К.; Майолино, Клаудио (24 августа 2020 г.). Справочник Рутледжа по феноменологии и феноменологической философии . Рутледж. ISBN 978-1-000-17058-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Роллингер, Робин Д. (2008). Австрийская феноменология: Брентано, Гуссерль, Мейнонг и другие о разуме и объекте . Франкфурт: Онтос Верлаг. стр. 16, 17.
- ^ Поли, Роберто (1997). В Itinere: Европейские города и рождение современной научной философии . Амстердам: Родопи. п. 36. ISBN 90-420-0201-8 .
- ^ Сантис, Даниэле Де; Хопкинс, Берт К.; Маджолино, Клаудио (2020). Справочник Рутледжа по феноменологии и феноменологической философии . Оксон: Рутледж. п. 21. ISBN 978-0-367-53999-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Бернет, Рудольф; Велтон, Донн; Завота, Джина (2005). Эдмунд Гуссерль: Горизонты: жизненный мир, этника, история и метафизика . Оксон: Тейлор и Фрэнсис. стр. 63–64. ISBN 0-415-34536-7 .
- ^ Гуссерль, Эдмунд (2001). Краткие логические исследования . Рутледж. стр. ххх. ISBN 0-415-24192-8 .
Источники
[ редактировать ]- Карл Шуман , «Философия и искусство в Мюнхене на рубеже веков», в « Познаньских исследованиях по философии естественных и гуманитарных наук» , Vol. 54, 1997, стр. 35–51.
- Карл Шуман и Барри Смит , « Адольф Рейнах: интеллектуальная биография », в Speech Act и Sachverhalt: Адольф Рейнах и основы реалистической феноменологии , изд. Кевин Маллиган, Springer, 1987, стр. 1–27.
- Барри Смит , « Реалистическая феноменология », в Л. Эмбри (ред.), Энциклопедия феноменологии , Дордрехт/Бостон/Лондон: Kluwer, 1997, 586–590.
- Йозеф Зайферт и Шейх Мбаке Гуйе (ред.), Антология реалистической феноменологии , Вальтер де Грюйтер, 2009.
- Герберт Шпигельберг , Феноменологическое движение (Гаага/Бостон/Лондон, 1982)
- Гельмут Кун, Эдерхард Аве-Лаллеман, Р. Гладиатор (ред.), Мюнхенская феноменология , Phenomenologica 65, 1976.