Jump to content

Ранняя феноменология

Ранняя феноменология относится к ранней фазе феноменологического движения, с 1890-х годов до Второй мировой войны . Фигурами, связанными с ранней феноменологией, являются Эдмунд Гуссерль и его последователи и ученики, особенно члены Геттингенского и Мюнхенского кружков , а также ряд других учеников Карла Штумпфа и Теодора Липпса , и исключает более позднюю экзистенциальную феноменологию, вдохновленную Мартином. Хайдеггер . [1] : 168–173  Раннюю феноменологию можно разделить на два теоретических лагеря: реалистическую феноменологию и трансцендентальную или конститутивную феноменологию. [2]

другие редакторы « Ежегодника философии и феноменологических исследований» Мориц Гейгер , Александр Пфандер , Адольф Рейнах и Макс Шелер . Наряду с Гуссерлем, отцами ранней феноменологии обычно считаются [3]

Конец ранней феноменологии отмечен рядом исторических событий, включая смерть Гуссерля в 1938 году, усиление влияния Хайдеггера и начало Второй мировой войны, которая привела к рассеянию и гибели ряда ранних феноменологов. . [4] Конец ранней фазы феноменологического движения, возглавляемого Гуссерлем, предвещается разногласиями между Гуссерлем и Хайдеггером относительно в Британской энциклопедии . статьи «Феноменологии» [5]

Феноменология до логических исследований

[ редактировать ]

Гуссерля Хотя «Логические исследования» считаются основополагающим текстом феноменологии , они не являются первыми. Ученик Теодора Липпса Александр Пфендер опубликовал в 1900 году свою «Феноменологию волос: психологический анализ» , основанную на его диссертации 1899 года, которая представляла собой работу по феноменологии, задуманную как описательная психология. [6] В 1890-е годы феноменология Гуссерля находилась на стадии своего развития. Истоки феноменологии Гуссерля можно проследить до его неопубликованного эссе «Интенциональные объекты» , датированного еще 1894 годом. [7]

Логические расследования (1900/01) и Мюнхенское вторжение

[ редактировать ]

Незадолго до своего назначения профессором Геттингенского университета в 1901 году Гуссерль опубликовал первое издание своих «Логических исследований» . В первом томе этой работы, « Пролегомены к чистой логике» , Гуссерль представляет свою ставшую знаменитой полемику против логического психологизма — попытки свести законы логики к психологическим законам. Термин «феноменология» появляется только один раз в первом издании тома I, в сноске к разделу 57. [8] Во втором томе представлена ​​феноменология Гуссерля, которую он характеризует одновременно как науку о сущностях и как описательную психологию, призванную служить основой для радикальной критики знания. Обрисовывая феноменологический проект « Логических исследований» , Гуссерль пишет:

нас интересуют [здесь] дискуссии самого общего рода, которые охватывают более широкую сферу объективной теории познания и, тесно связанную с этой последней, чисто описательную феноменологию опыта мышления и познания. Эту сферу мы должны исследовать, готовясь к гносеологической критике и разъяснению чистой логики: поэтому все наши исследования будут проходить внутри нее. Чистая феноменология представляет собой область нейтральных исследований, в которой берут начало несколько наук. С одной стороны, это вспомогательное средство психологии, понимаемой как эмпирическая наука. Она анализирует и описывает (особенно как феноменология мышления и познания) опыт представления, суждения и знания... С другой стороны, феноменология обнажает «источники», из которых «вытекают» основные понятия и идеальные законы чистой логики. и к которому их следует еще раз проследить, чтобы придать им всю «ясность и отчетливость», необходимые для понимания и эпистемологической критики чистой логики. [9]

Именно на первых страницах второго тома Гуссерль произносит свой знаменитый боевой клич: «Назад к самим вещам».

Наша великая задача теперь состоит в том, чтобы довести идеи логики, логические понятия и законы до гносеологической ясности и определенности. Здесь должен начаться феноменологический анализ. Логические понятия, как действительные мыслительные единства, должны иметь свое начало в интуиции: они должны возникнуть из идейной интуиции, основанной на определенном опыте, и должны допускать неопределенное подтверждение и признание своей самотождественности при повторном исполнении. такой абстракции. Другими словами: мы совершенно не можем довольствоваться «простыми словами», т. е. чисто символическим пониманием слов; значений, внушенных только отдаленными, смутными, недостоверными интуициями — если вообще какими-либо интуициями — недостаточно. Мы должны вернуться к «самим вещам». Мы хотим сделать самоочевидным в полноценных интуициях, что то, что здесь дано в действительно реализованных абстракциях, есть то, что действительно и истинно обозначают значения слов в нашем выражении закона. [10]

« Логические исследования» получили широкое внимание в Европе, и студенты стали приезжать в Геттинген специально, чтобы учиться у Гуссерля. Особое значение имел прием « Логических исследований» Психологической ассоциацией Мюнхенского университета . В своей книге Гуссерль критиковал психолога Теодора Липпса . Ряд учеников Липпса согласились с критикой Гуссерля и были привлечены его феноменологией. Начиная с Иоганна Даубера , многие ученики Липпса покинули Мюнхен и направились в Гёттинген, чтобы учиться у Гуссерля. Это событие часто называют мюнхенским вторжением в Геттинген. [11] и считается отправной точкой собственно феноменологического движения. Летом 1907 года бывший мюнхенский студент Теодор Конрад основал в Геттингене студенческую группу, повторяющую ту, в которой он был в Мюнхене , с явной целью изучения феноменологии. [12] В то время в Геттингене с Гуссерлем работало несколько студентов, известных как его Уршулер . [13] и вместе с ними Конрад сформировал Гёттингенский кружок. В 1909 году Адольф Рейнах занял должность приват-доцента в Геттингене, а вскоре после этого в 1910 году последовал Макс Шелер, потерявший должность преподавателя в Мюнхене. Примерно в это же время к молодой группе феноменологов присоединились Александр Койре, Жан Геринг, Эдит Стайн и Роман Ингарден.

Идеи I и дебаты о реализме и идеализме

[ редактировать ]

В то время как феноменология, представленная в «Логических исследованиях», процветала как в Геттингене, так и в Мюнхене, Гуссерль двигался к концепции феноменологии как формы трансцендентального идеализма . В 1905 году Гуссерль отправился на летние каникулы в Зеефельд , где его посетили Пфендер и Дауберт. [14] В рукописях этого времени мы обнаруживаем появление феноменологической редукции и первые шаги Гуссерля к трансцендентальному идеализму. Вскоре после отпуска Добер написал рукопись, разделенную на две части: одну по трансцендентальной философии, а другую по феноменологии. [15] По возвращении в Геттинген Гуссерль начал серьезно перечитывать Канта и в 1907 году обнародовал свою новую концепцию феноменологии в серии из пяти лекций под названием « Идея феноменологии» . [16] Отказ от описательной психологии и реалистической феноменологии, намеченный в « Логических исследованиях» , завершился публикацией « Идеи, относящиеся к чистой феноменологии и феноменологической философии» в первом издании « Ярбуха» .

Многие из учеников Гуссерля, особенно те, с которыми он был вместе с Рейнахом, сопротивлялись повороту к идеализму. Феноменологи, оставшиеся с Липпсом в Мюнхене, защищали реалистическую феноменологию в противовес Гуссерлю.

Мюнхенский кружок

[ редактировать ]

Геттингенский круг

[ редактировать ]

Неортодоксальный студент

[ редактировать ]
  • Дитрих Генрих Керлер
  • Пол Фердинанд Линке

Студент из Фрайбурга

[ редактировать ]
  • Дорион Кэрнс
  • Теодор Стемс
  • Ойген Финк
  • Арон Гурвич
  • Эммануэль Левинас
  • Герда Вальтер
  1. ^ Шпигельберг, Герберт . Феноменологическое движение, том 1 (2-е изд.). Спрингер. стр. 168–173 .
  2. ^ Моран, Дермот; Эмбри, Лестер (2004). Феноменология: критические концепции в философии . Рутледж. п. 5. ISBN  0415310393 .
  3. ^ Шпигельберг, Герберт (1972). Феноменология в психологии и психиатрии: историческое введение . Издательство Северо-Западного университета. стр. 13–18 . ISBN  0810106248 .
  4. ^ Райнер Зепп, Ганс (2007). Феноменология 2005, том 1 . стр. 17–18. ISBN  978-9738863330 .
  5. ^ Кроуэлл, Стивен (март 1990 г.). «Гуссерль, Хайдеггер и трансцендентальная философия: еще один взгляд на статью в Британской энциклопедии». Философия и феноменологические исследования . 50 (3): 501–518. дои : 10.2307/2108161 . JSTOR   2108161 .
  6. ^ Пфаендер, Александр (1967). Феноменология воли и мотивации . Издательство Северо-Западного университета. стр. XXIV – XXV.
  7. ^ Моран, Дермот. Эдмунд Гуссерль: основатель феноменологии . п. 21. ISBN  0745621228 .
  8. ^ Гуссерль, Эдмунд (1900). Логические исследования, Часть 1 (1-е изд.). Лейпциг: Verlag Von Veit & Comp. п. 212. Однако, чтобы не быть совершенно неправильно понятым, я должен сразу добавить, что я исключаю описательную феноменологию внутреннего опыта, лежащую в основе эмпирической психологии, и, совсем иначе, критику познания. Это станет ясно во второй части настоящей работы.
  9. ^ Гуссерль, Эдмунд (1901). Логические исследования. Часть 2 . Холл: Макс Нимейер. п. 4.
  10. ^ Гуссерль, Эдмунд (1901). Логические исследования. Часть 2 . Холл: Макс Нимейер. п. 7.
  11. ^ Маллиган, Кевин. Речевой акт и Захверхальт: Райнах и основы реалистической феноменологии . п. 8. ISBN  9024734274 .
  12. ^ Шуман, Карл (1977). Гуссерлевская хроника . Мартинус Нийхофф. п. 103 . ISBN  978-90-247-1972-3 .
  13. ^ Шпигельберг, Герберт. Феноменологическое движение, том 1 (2-е изд.). п. 169.
  14. ^ Шуман, Карл (1977). Гуссерлевская хроника . п. 91 . ISBN  978-90-247-1972-3 .
  15. ^ Хэмрик, Уильям (1985). Феноменология в теории и практике: Очерки Герберта Шпигельберга . Спрингер. п. 8. ISBN  9024729262 .
  16. ^ Моран, Дермот (2005). Эдмунд Гуссерль: основатель феноменологии . п. 26 . ISBN  0745621228 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f40a80a44cd850a8e1269741cdc5bb00__1711490280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/00/f40a80a44cd850a8e1269741cdc5bb00.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Early phenomenology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)