Ранняя феноменология
Ранняя феноменология относится к ранней фазе феноменологического движения, с 1890-х годов до Второй мировой войны . Фигурами, связанными с ранней феноменологией, являются Эдмунд Гуссерль и его последователи и ученики, особенно члены Геттингенского и Мюнхенского кружков , а также ряд других учеников Карла Штумпфа и Теодора Липпса , и исключает более позднюю экзистенциальную феноменологию, вдохновленную Мартином. Хайдеггер . [1] : 168–173 Раннюю феноменологию можно разделить на два теоретических лагеря: реалистическую феноменологию и трансцендентальную или конститутивную феноменологию. [2]
другие редакторы « Ежегодника философии и феноменологических исследований» — Мориц Гейгер , Александр Пфандер , Адольф Рейнах и Макс Шелер . Наряду с Гуссерлем, отцами ранней феноменологии обычно считаются [3]
Конец ранней феноменологии отмечен рядом исторических событий, включая смерть Гуссерля в 1938 году, усиление влияния Хайдеггера и начало Второй мировой войны, которая привела к рассеянию и гибели ряда ранних феноменологов. . [4] Конец ранней фазы феноменологического движения, возглавляемого Гуссерлем, предвещается разногласиями между Гуссерлем и Хайдеггером относительно в Британской энциклопедии . статьи «Феноменологии» [5]
Феноменология до логических исследований
[ редактировать ]Гуссерля Хотя «Логические исследования» считаются основополагающим текстом феноменологии , они не являются первыми. Ученик Теодора Липпса Александр Пфендер опубликовал в 1900 году свою «Феноменологию волос: психологический анализ» , основанную на его диссертации 1899 года, которая представляла собой работу по феноменологии, задуманную как описательная психология. [6] В 1890-е годы феноменология Гуссерля находилась на стадии своего развития. Истоки феноменологии Гуссерля можно проследить до его неопубликованного эссе «Интенциональные объекты» , датированного еще 1894 годом. [7]
Логические расследования (1900/01) и Мюнхенское вторжение
[ редактировать ]Незадолго до своего назначения профессором Геттингенского университета в 1901 году Гуссерль опубликовал первое издание своих «Логических исследований» . В первом томе этой работы, « Пролегомены к чистой логике» , Гуссерль представляет свою ставшую знаменитой полемику против логического психологизма — попытки свести законы логики к психологическим законам. Термин «феноменология» появляется только один раз в первом издании тома I, в сноске к разделу 57. [8] Во втором томе представлена феноменология Гуссерля, которую он характеризует одновременно как науку о сущностях и как описательную психологию, призванную служить основой для радикальной критики знания. Обрисовывая феноменологический проект « Логических исследований» , Гуссерль пишет:
нас интересуют [здесь] дискуссии самого общего рода, которые охватывают более широкую сферу объективной теории познания и, тесно связанную с этой последней, чисто описательную феноменологию опыта мышления и познания. Эту сферу мы должны исследовать, готовясь к гносеологической критике и разъяснению чистой логики: поэтому все наши исследования будут проходить внутри нее. Чистая феноменология представляет собой область нейтральных исследований, в которой берут начало несколько наук. С одной стороны, это вспомогательное средство психологии, понимаемой как эмпирическая наука. Она анализирует и описывает (особенно как феноменология мышления и познания) опыт представления, суждения и знания... С другой стороны, феноменология обнажает «источники», из которых «вытекают» основные понятия и идеальные законы чистой логики. и к которому их следует еще раз проследить, чтобы придать им всю «ясность и отчетливость», необходимые для понимания и эпистемологической критики чистой логики. [9]
Именно на первых страницах второго тома Гуссерль произносит свой знаменитый боевой клич: «Назад к самим вещам».
Наша великая задача теперь состоит в том, чтобы довести идеи логики, логические понятия и законы до гносеологической ясности и определенности. Здесь должен начаться феноменологический анализ. Логические понятия, как действительные мыслительные единства, должны иметь свое начало в интуиции: они должны возникнуть из идейной интуиции, основанной на определенном опыте, и должны допускать неопределенное подтверждение и признание своей самотождественности при повторном исполнении. такой абстракции. Другими словами: мы совершенно не можем довольствоваться «простыми словами», т. е. чисто символическим пониманием слов; значений, внушенных только отдаленными, смутными, недостоверными интуициями — если вообще какими-либо интуициями — недостаточно. Мы должны вернуться к «самим вещам». Мы хотим сделать самоочевидным в полноценных интуициях, что то, что здесь дано в действительно реализованных абстракциях, есть то, что действительно и истинно обозначают значения слов в нашем выражении закона. [10]
« Логические исследования» получили широкое внимание в Европе, и студенты стали приезжать в Геттинген специально, чтобы учиться у Гуссерля. Особое значение имел прием « Логических исследований» Психологической ассоциацией Мюнхенского университета . В своей книге Гуссерль критиковал психолога Теодора Липпса . Ряд учеников Липпса согласились с критикой Гуссерля и были привлечены его феноменологией. Начиная с Иоганна Даубера , многие ученики Липпса покинули Мюнхен и направились в Гёттинген, чтобы учиться у Гуссерля. Это событие часто называют мюнхенским вторжением в Геттинген. [11] и считается отправной точкой собственно феноменологического движения. Летом 1907 года бывший мюнхенский студент Теодор Конрад основал в Геттингене студенческую группу, повторяющую ту, в которой он был в Мюнхене , с явной целью изучения феноменологии. [12] В то время в Геттингене с Гуссерлем работало несколько студентов, известных как его Уршулер . [13] и вместе с ними Конрад сформировал Гёттингенский кружок. В 1909 году Адольф Рейнах занял должность приват-доцента в Геттингене, а вскоре после этого в 1910 году последовал Макс Шелер, потерявший должность преподавателя в Мюнхене. Примерно в это же время к молодой группе феноменологов присоединились Александр Койре, Жан Геринг, Эдит Стайн и Роман Ингарден.
Идеи I и дебаты о реализме и идеализме
[ редактировать ]В то время как феноменология, представленная в «Логических исследованиях», процветала как в Геттингене, так и в Мюнхене, Гуссерль двигался к концепции феноменологии как формы трансцендентального идеализма . В 1905 году Гуссерль отправился на летние каникулы в Зеефельд , где его посетили Пфендер и Дауберт. [14] В рукописях этого времени мы обнаруживаем появление феноменологической редукции и первые шаги Гуссерля к трансцендентальному идеализму. Вскоре после отпуска Добер написал рукопись, разделенную на две части: одну по трансцендентальной философии, а другую по феноменологии. [15] По возвращении в Геттинген Гуссерль начал серьезно перечитывать Канта и в 1907 году обнародовал свою новую концепцию феноменологии в серии из пяти лекций под названием « Идея феноменологии» . [16] Отказ от описательной психологии и реалистической феноменологии, намеченный в « Логических исследованиях» , завершился публикацией « Идеи, относящиеся к чистой феноменологии и феноменологической философии» в первом издании « Ярбуха» .
Многие из учеников Гуссерля, особенно те, с которыми он был вместе с Рейнахом, сопротивлялись повороту к идеализму. Феноменологи, оставшиеся с Липпсом в Мюнхене, защищали реалистическую феноменологию в противовес Гуссерлю.
Уршулер
[ редактировать ]- Уильям Эрнест Хокинг
- Генрих Хофманн
- Дэвид Кац
- Теодор Лессинг
- Дитрих Манке
- Карл Нейгауз
- Уильям Шапп
Мюнхенский кружок
[ редактировать ]- Максимилиан Бек
- Теодор Конрад
- Хедвиг Конрад-Мартиус
- Йоханнес Добер
- Мориц Гейгер
- Дитрих фон Хильдебранд
- Александр Пфаендер
- Адольф Рейнах
- Макс Шелер
Геттингенский круг
[ редактировать ]- Уинтроп Пикард Белл
- Зигфрид Гамбургер
- Жан Геринг
- Роман Ингарден
- Фриц Кауфманн
- Александр Койре
- Ганс Липпс
- Густав Шпет
- Курт Ставенхаген
- Эдит Стейн
- Альфред фон Сибель
Неортодоксальный студент
[ редактировать ]- Дитрих Генрих Керлер
- Пол Фердинанд Линке
Студент из Фрайбурга
[ редактировать ]- Дорион Кэрнс
- Теодор Стемс
- Ойген Финк
- Арон Гурвич
- Эммануэль Левинас
- Герда Вальтер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шпигельберг, Герберт . Феноменологическое движение, том 1 (2-е изд.). Спрингер. стр. 168–173 .
- ^ Моран, Дермот; Эмбри, Лестер (2004). Феноменология: критические концепции в философии . Рутледж. п. 5. ISBN 0415310393 .
- ^ Шпигельберг, Герберт (1972). Феноменология в психологии и психиатрии: историческое введение . Издательство Северо-Западного университета. стр. 13–18 . ISBN 0810106248 .
- ^ Райнер Зепп, Ганс (2007). Феноменология 2005, том 1 . стр. 17–18. ISBN 978-9738863330 .
- ^ Кроуэлл, Стивен (март 1990 г.). «Гуссерль, Хайдеггер и трансцендентальная философия: еще один взгляд на статью в Британской энциклопедии». Философия и феноменологические исследования . 50 (3): 501–518. дои : 10.2307/2108161 . JSTOR 2108161 .
- ^ Пфаендер, Александр (1967). Феноменология воли и мотивации . Издательство Северо-Западного университета. стр. XXIV – XXV.
- ^ Моран, Дермот. Эдмунд Гуссерль: основатель феноменологии . п. 21. ISBN 0745621228 .
- ^ Гуссерль, Эдмунд (1900). Логические исследования, Часть 1 (1-е изд.). Лейпциг: Verlag Von Veit & Comp. п. 212.
Однако, чтобы не быть совершенно неправильно понятым, я должен сразу добавить, что я исключаю описательную феноменологию внутреннего опыта, лежащую в основе эмпирической психологии, и, совсем иначе, критику познания. Это станет ясно во второй части настоящей работы.
- ^ Гуссерль, Эдмунд (1901). Логические исследования. Часть 2 . Холл: Макс Нимейер. п. 4.
- ^ Гуссерль, Эдмунд (1901). Логические исследования. Часть 2 . Холл: Макс Нимейер. п. 7.
- ^ Маллиган, Кевин. Речевой акт и Захверхальт: Райнах и основы реалистической феноменологии . п. 8. ISBN 9024734274 .
- ^ Шуман, Карл (1977). Гуссерлевская хроника . Мартинус Нийхофф. п. 103 . ISBN 978-90-247-1972-3 .
- ^ Шпигельберг, Герберт. Феноменологическое движение, том 1 (2-е изд.). п. 169.
- ^ Шуман, Карл (1977). Гуссерлевская хроника . п. 91 . ISBN 978-90-247-1972-3 .
- ^ Хэмрик, Уильям (1985). Феноменология в теории и практике: Очерки Герберта Шпигельберга . Спрингер. п. 8. ISBN 9024729262 .
- ^ Моран, Дермот (2005). Эдмунд Гуссерль: основатель феноменологии . п. 26 . ISBN 0745621228 .
Библиография
[ редактировать ]- Йозеф Зайферт и Шейх Мбаке Гуйе (редакторы), Антология реалистической феноменологии , 2009.
- Герберт Шпигельберг, Феноменологическое движение: историческое введение , 1982 г.
- Гельмут Кун и Эдерхард Аве-Лаллеман (ред.), Мюнхенская феноменология , Phenomenologica 65, 1976.
- Бруно Леклерк, Себастьян Ришар, Дени Серон (редакторы), Объекты и псевдообъекты: онтологическая пустыня и джунгли от Брентано до Карнапа , 2014.
- Кимберли Бальтцер-Джарай, «Введение», Quaestiones Disputatae: Избранные статьи по ранней феноменологии Мюнхена и Геттингена, 3:1 (2012)
- Марвин Фарбер , «Основание феноменологии: Эдмунд Гуссерль и поиск строгой философской науки» , 1943.
- Робин Роллингер, Австрийская феноменология: Брентано, Гуссерль, Мейнонг и другие о разуме и объекте . Франкфурт: Онтос Верлаг, 2008.
- Барри Смит , « Реалистическая феноменология », в Л. Эмбри (ред.), Энциклопедия феноменологии , Дордрехт/Бостон/Лондон: Kluwer, 1997, стр. 586–590 .