Фундаментизм
В эпистемологии , которая сочетает в себе фундаментализм — это теория обоснования элементы двух конкурирующих теорий, касающихся бесконечного регресса , фундаментализма, склонного к произволу, и когерентизма, склонного к цикличности (проблемы, поднятые трилеммой Мюнхгаузена ).
Обзор
[ редактировать ]Фуундерентизм был разработан и защищен Сьюзен Хаак в книге «Свидетельства и исследования: на пути к реконструкции в эпистемологии» (1993). [1] [2]
В принципе, фундаментализм утверждает, что базовые убеждения в одностороннем порядке поддерживают производные убеждения, причем поддержка всегда направлена от первых ко вторым; когерентизм утверждает, что убеждения взаимно поддерживают друг друга, если они принадлежат к одному и тому же связному набору убеждений. Однако по мере совершенствования этих теорий некоторые фундаменталисты начали признавать, что даже базовые убеждения могут быть ошибочными и что производные убеждения могут взаимно поддерживать друг друга; тогда как некоторые когерентисты начали признавать, что эмпирические убеждения должны быть взвешены, чтобы отражать реалистичную степень связности или обоснованности. Таким образом, конкурирующие теории начали сближаться. Более того, те фундаменталисты, которые задавались вопросом, почему не может быть взаимной поддержки между базовыми и производными убеждениями, рисковали впасть в когерентизм. Те когерентисты, которые задавались вопросом, почему убеждениям, основанным на опыте, следует придавать больший вес, чем другим, также впадали в фундаментализм. [3] : 177–202
Хаак утверждает, что фундаментализм и когерентизм не исчерпывают эту область и что промежуточная теория более правдоподобна, чем любая из них. Можно включить значимость опыта для обоснования эмпирических убеждений, как это делает эмпириалистский фундаментализм, но не когерентизм, и в то же время, вместо того, чтобы требовать привилегированного класса базовых убеждений, допускать всеобъемлющую взаимную зависимость между убеждениями, как это делает когерентизм, но не фундаментализм. Это ключевые идеи фундаментализма. Предшественниками точки зрения Хаака является эпистемология Бертрана Рассела , в которой как эмпирические основания, так и последовательность являются компонентами обоснования. [4]
Хаак вводит аналогию с кроссвордом , чтобы понять, как может быть взаимная поддержка среди убеждений (как существует взаимная поддержка среди записей кроссвордов) без порочного круга. Аналогия между структурой доказательств и кроссвордом помогает решить и другую проблему. Разгадки кроссворда — это аналог экспериментальных данных человека, а уже заполненные пересекающиеся записи — аналог оснований для его убеждения. Она утверждает, что ее метафора оказалась особенно плодотворной в ее собственной работе и оказалась полезной для многих читателей, не только философов, но также ученых, экономистов, юристов и т. д. [5]
См. также
[ редактировать ]- Последовательность
- Диалектика
- Двойное обучение
- Энантиодромия
- Рефлексивное равновесие
- Рациональная реконструкция
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хаак, Сьюзен (1993), Evidence and Inquiry (под ред. Evidence and Research), Оксфорд, Великобритания: Блэквелл, ISBN 0-631-11851-9 , ОЛ 1398949М , 0631118519
- ^ Ауне, Б. (1996). Хаака « Свидетельства и расследования ». Философия и феноменологические исследования . 56 (3): 627–632. дои : 10.2307/2108389 . JSTOR 2108389 .
- ^ Бонжур, Л. , Эпистемология: классические проблемы и современные ответы ( Лэнхэм, Мэриленд : Rowman & Littlefield , 2010), стр. 177–202 .
- ^ Рассел, Бертран (1912). Проблемы философии .
- ^ Хаак, Сьюзен (2014). Доказательства имеют значение: наука, доказательства и истина в законе .