Jump to content

Дискурсивная психология

Дискурсивная психология ( ДП ) — это форма дискурс-анализа , которая фокусируется на психологических темах в разговорах, текстах и ​​изображениях.

В противовес трактовке дискурса в господствующей психологии как «зеркалу» для выражения людьми мыслей, намерений, мотивов и т. д., основатели ДП выступили за то, чтобы вместо этого представить его как «строительную площадку», где все подобные предположительно первичные и независимые понятия Мысли и т. д. строились из лингвистического материала, тематизировались и различными, менее прямыми способами обрабатывались и управлялись. [1] Здесь изучение психологического предполагает приверженность не внутренней жизни разума, а, скорее, письменным и устным практикам, в рамках которых люди, имплицитно или явно, обращаются к таким понятиям, как «внутренняя жизнь разума». [2] Таким образом, дискурсивная психология начинается с психологических феноменов как вещей, которые конструируются, которым уделяется внимание и которые понимаются во взаимодействии. Скажем, оценка может быть построена с использованием определенных фраз и идиом , на которые получатель отреагирует (возможно, как комплимент) и будет рассматриваться как выражение сильной позиции. В дискурсивной психологии основное внимание уделяется не психологическим вопросам, каким-то образом просачивающимся во взаимодействие; скорее, взаимодействие является основным местом, где актуальны психологические проблемы. С философской точки зрения он противостоит более традиционным когнитивистским подходам к языку . Он использует исследования естественных разговоров для критики того, как темы концептуализируются и рассматриваются в психологии.

Истоки того, что сейчас называют «дискурсивной психологией», возможно, можно отнести к концу 1980-х годов, к совместным исследовательским и аналитическим сессиям, которые проводились в рамках недавно созданной в то время Группы дискурса и риторики (DARG) Университета Лафборо . [3] Ключевой вехой стала публикация Джонатана Поттера и Маргарет Уэзерелл классического текста «Дискурс и социальная психология: за пределами отношений и поведения» в 1987 году. Чарльз Антаки в « Приложении к Times Higher Education » описал влияние этой книги:

Поттер и Уэзерелл действительно представили нам иной способ работы в социальной психологии. Ясность книги означает, что она способна повлиять на многих людей, которым не по себе традиционная социальная психология, но которых не впечатляют (или просто сбивают с толку) другие предлагаемые альтернативы. Это могло бы спасти социальную психологию от бесплодия лаборатории и ее традиционного ментализма .

Само месторождение первоначально было обозначено как DP в начале 1990-х годов Дереком Эдвардсом и Поттером из Университета Лафборо. С тех пор он был разработан и расширен рядом других, в том числе (но не ограничиваясь): Чарльзом Антаки, Малкольмом Эшмором, Фредериком Аттенборо , Бетан Бенвелл , Стивом Брауном, Карли Батлер, Дереком Эдвардсом, Алексой Хепберн , Эриком Лорье, Хедвиг те Молдер, Сью Спир , Лиз Стоко, Кристиан Тилеага, Салли Виггинс и Сью Уилкинсон . Дискурсивная психология опирается на философию сознания Гилберта Райла и позднего Людвига Витгенштейна , риторический подход Майкла Биллига , этнометодологию Гарольда Гарфинкеля , анализ разговоров Харви Сакса и социологию научного знания таких авторов, как Майк Малкей , Стив Вулгар. и Бруно Латур . Термин «дискурсивная психология» был задуман отчасти для того, чтобы указать на то, что в этой форме анализа произошел не только методологический сдвиг, но также, и в то же время, что он включал в себя довольно радикальное теоретическое переосмысление.

Дискурсивная психология проводит исследования как естественных, так и экспериментально сконструированных человеческих взаимодействий, которые предлагают новые способы понимания тем социальной и когнитивной психологии, таких как память , идентичность и отношение . Хотя дискурсивная психология придерживается иного взгляда на человеческое мышление, чем тот, который выдвигается основной психологией, работа Эдвардса и Поттера изначально была мотивирована их неудовлетворенностью тем, как психология трактовала дискурс. Во многих психологических исследованиях то, что говорят люди (испытуемые), рассматривается как окно (с разной степенью непрозрачности) в их сознание. Разговор рассматривается (а в экспериментальной психологии и анализе протоколов используется как) описание содержания мыслей людей. Напротив, дискурсивная психология рассматривает разговор как социальное действие ; то есть мы говорим то, что делаем, как средство и в ходе действий в социально значимом мире. Таким образом, меняются и вопросы, которые имеет смысл задавать. [4]

ДП в действии: иллюстрация

[ редактировать ]

ДП можно проиллюстрировать примером из исследования Эдвардса по формулированию сценариев. [5] Традиционная социальная психология рассматривает сценарии как мысленно закодированные шаблоны, направляющие действия. Дискурсивная психология фокусируется на фундаментальном вопросе о том, как строится описание, чтобы представить образ действий, следующий из стандартизированной рутины. Возьмем следующий пример из сеанса консультирования пар (здесь символы транскрипции были разработаны Гейл Джефферсон ). Советник говорит: «Как был брак до того, как вы переехали сюда». После задержки примерно в полсекунды Конни, жена, которую консультируют вместе, отвечает: «О, с самого начала, до сих пор мой брак был крепким. Крепким = У нас были споры, как и у всех остальных, но для меня не было серьезных проблем». Дискурсивных психологов могло бы заинтересовать то, как Конни изображает аргументы, которые есть у нее и ее партнера, как обычные аргументы, которые есть у каждого. Хотя ссоры можно рассматривать как проблему в браке, Конни «сценарий формулирует» их как характеристику «прочного» брака. В взаимодействиях такого рода действие и взаимодействие совершаются упорядоченно. Дискурсивная психология фокусируется на локально организованных практиках построения мира для обслуживания соответствующих видов деятельности (в данном случае управление живым вопросом о том, кто виноват и кого нужно изменить в консультировании). С дискурсивной психологической точки зрения сценарии являются неотъемлемой частью практического и морального мира ответственности.

Применение ДП: устный и текстовый подходы

[ редактировать ]

В последние несколько лет одно из направлений дискурсивной психологии сосредоточило свой аналитический взгляд на речевом взаимодействии. (но также способствовал их развитию) Как следствие, он в значительной степени опирался на принципы и практики анализа разговоров . Сосредоточив внимание на материалах, взятых из реальных ситуаций, таких как консультирование по вопросам отношений , линии помощи по защите детей , споры между соседями и семейные обеды, автор задавал такие вопросы, как: Как сторона, проводящая консультацию по вопросам отношений, представляет проблему как нечто, над чем другая сторона должна работать? ? Как офицер по защите детей, работающий на линии помощи детям, справляется с возможными конкурирующими задачами: успокоить плачущего позвонившего и одновременно собрать доказательства, достаточные для того, чтобы социальные службы могли вмешаться и помочь ребенку , подвергшемуся насилию ? И что отличает просьбу родителя к ребенку есть от приказа и, в свою очередь, от угрозы?

Хотя большинство последних исследований, ориентированных на ДП, в качестве основных данных принимают разговор во взаимодействии, нетрудно обнаружить другое направление исследований, связанных с ДП, в котором тексты рассматриваются как места для активного литературного/повествовательного управления такими вопросами, как агентность, намерение, сомнение, виновность, убеждение, предубеждение и так далее. [6] [7] Одним из основополагающих исследований такого текстового подхода было исследование Дерека Эдвардса и Кэти Макмиллан «Кто убил принцессу? Описание и вина в британской печатной прессе». [8] Сформулированный и продемонстрированный в нем «общеприменимый дискурс-аналитический подход» оказался особенно полезным для изучения медиатекстов. [9] В то время как традиционные исследования ДП исследуют ситуативное, обусловленное, риторическое использование нашего богатого психологического лексикона здравого смысла в различных формах устных данных, эта новая форма текстового ДП показывает, что и как авторы используют тот же самый лексикон, чтобы представить себя (или других) как личности и/или члены более крупных коллективов, которые являются (не)нормальными, (ир)рациональными, (не)разумными и т. д. [10] Этот подход оказался особенно продуктивным в эпоху, характеризующуюся ростом использования социальных сетей. [11] SMS-тексты, приложения для обмена фотографиями, блоги/видеоблоги, YouTube, интерактивные веб-сайты (и т. д.): никогда раньше такому количеству людей не было доступно столько возможностей для явно публичного, подотчетного интерактивного и риторически мотивированного использования психологических терминов. [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Поттер, Дж. (1996). Представление реальности . Лондон: Сейдж.
  2. ^ Эдвардс, Д., Поттер, Дж. (2005) Дискурсивная психология, психические состояния и описания, в Л. Те Молдер, Дж. Поттер (ред.) Разговор и познание. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 241–259.
  3. ^ Августинос, Марта; Тилегэ, Кристиан (2012). «Двадцать пять лет дискурсивной психологии» . Британский журнал социальной психологии . 51 (3): 405–412. дои : 10.1111/j.2044-8309.2012.02096.x . ПМИД   22554222 .
  4. ^ Эдвардс, Д; Поттер, Дж (1992). Дискурсивная психология . Лондон: Сейдж. ISBN  978-0-8039-8442-4 .
  5. ^ Эдвардс, Д. (1994) Формулировки сценария: анализ описаний событий в разговоре, Журнал языковой и социальной психологии, 13 (3): 211–247.
  6. ^ Аттенборо, Ф. (2015, в печати) Забытое наследие? К дискурсивной психологии средств массовой информации, в книге К. Тилеага, Э. Стоко (ред.) «Дискурсивная психология: классические и современные проблемы». Лондон: Рутледж.
  7. ^ Хорн, Джудит (2009). «Быть ​​​​на грани»: справиться с дилеммой настоящего суицидального поведения на онлайн-форуме». Социология здоровья и болезни . 31 (2): 170–184. дои : 10.1111/j.1467-9566.2008.01130.x . ПМИД   18983421 .
  8. ^ Макмиллан, Кэти; Эдвардс, Дерек (1999). «Кто убил принцессу? Описание и вина в британской прессе». Дискурсивные исследования . 1 (2). Публикации SAGE: 151–174. дои : 10.1177/1461445699001002002 . ISSN   1461-4456 . S2CID   145237436 .
  9. ^ «Изнасилование есть изнасилование (кроме случаев, когда это не так): СМИ, реконтекстуализация и насилие в отношении женщин». Журнал языковой агрессии и конфликтов . 2 (2): 183–203. 2014. doi : 10.1075/jlac.2.2.01att .
  10. ^ Эшмор, М. (1993). «Театр слепых». Социальные исследования науки . 23 (1): 67–106. дои : 10.1177/030631293023001003 . S2CID   143770755 .
  11. ^ Макгичан, Грант Дж.; Джеймс, Бекки; Берк, Шани (04 марта 2021 г.). « Ну, это самая нелепая вещь, которую я когда-либо слышал! Никаких оправданий». Дискурс-анализ пользователей социальных сетей, отмечающих тех, кто не прошел скрининг шейки матки» . Психология и здоровье . 36 (3): 290–306. дои : 10.1080/08870446.2020.1772258 . ISSN   0887-0446 . ПМИД   32456477 .
  12. ^ Снейдер, П.; те Молдер, Х. (2005). «Моральная логика и логическая мораль: распределение ответственности и вины в онлайн-дискурсе о веганстве». Дискурс и общество . 16 (5): 675–696. дои : 10.1177/0957926505054941 . S2CID   145163445 .

Библиография

[ редактировать ]
Классические тексты
  • Эдвардс, Д. (1997) Дискурс и познание . Лондон: Сейдж.
  • Эдвардс Д. и Поттер Дж. (1992). Дискурсивная психология (англ. ISBN   0-8039-8442-1 ) Лондон: Сейдж.
  • Поттер Дж. и Эдвардс Д. (2001). Новый справочник по языку и социальной психологии .
  • Поттер Дж. и Уэзерелл М. (1987). Дискурс и социальная психология: за пределами отношений и поведения . Лондон: Сейдж

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b366abb3acf36df096a35204eef7248__1721548560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/48/1b366abb3acf36df096a35204eef7248.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Discursive psychology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)