Дискурсивная психология
Дискурсивная психология ( ДП ) — это форма дискурс-анализа , которая фокусируется на психологических темах в разговорах, текстах и изображениях.
В противовес трактовке дискурса в господствующей психологии как «зеркалу» для выражения людьми мыслей, намерений, мотивов и т. д., основатели ДП выступили за то, чтобы вместо этого представить его как «строительную площадку», где все подобные предположительно первичные и независимые понятия Мысли и т. д. строились из лингвистического материала, тематизировались и различными, менее прямыми способами обрабатывались и управлялись. [1] Здесь изучение психологического предполагает приверженность не внутренней жизни разума, а, скорее, письменным и устным практикам, в рамках которых люди, имплицитно или явно, обращаются к таким понятиям, как «внутренняя жизнь разума». [2] Таким образом, дискурсивная психология начинается с психологических феноменов как вещей, которые конструируются, которым уделяется внимание и которые понимаются во взаимодействии. Скажем, оценка может быть построена с использованием определенных фраз и идиом , на которые получатель отреагирует (возможно, как комплимент) и будет рассматриваться как выражение сильной позиции. В дискурсивной психологии основное внимание уделяется не психологическим вопросам, каким-то образом просачивающимся во взаимодействие; скорее, взаимодействие является основным местом, где актуальны психологические проблемы. С философской точки зрения он противостоит более традиционным когнитивистским подходам к языку . Он использует исследования естественных разговоров для критики того, как темы концептуализируются и рассматриваются в психологии.
История
[ редактировать ]Истоки того, что сейчас называют «дискурсивной психологией», возможно, можно отнести к концу 1980-х годов, к совместным исследовательским и аналитическим сессиям, которые проводились в рамках недавно созданной в то время Группы дискурса и риторики (DARG) Университета Лафборо . [3] Ключевой вехой стала публикация Джонатана Поттера и Маргарет Уэзерелл классического текста «Дискурс и социальная психология: за пределами отношений и поведения» в 1987 году. Чарльз Антаки в « Приложении к Times Higher Education » описал влияние этой книги:
Поттер и Уэзерелл действительно представили нам иной способ работы в социальной психологии. Ясность книги означает, что она способна повлиять на многих людей, которым не по себе традиционная социальная психология, но которых не впечатляют (или просто сбивают с толку) другие предлагаемые альтернативы. Это могло бы спасти социальную психологию от бесплодия лаборатории и ее традиционного ментализма .
Само месторождение первоначально было обозначено как DP в начале 1990-х годов Дереком Эдвардсом и Поттером из Университета Лафборо. С тех пор он был разработан и расширен рядом других, в том числе (но не ограничиваясь): Чарльзом Антаки, Малкольмом Эшмором, Фредериком Аттенборо , Бетан Бенвелл , Стивом Брауном, Карли Батлер, Дереком Эдвардсом, Алексой Хепберн , Эриком Лорье, Хедвиг те Молдер, Сью Спир , Лиз Стоко, Кристиан Тилеага, Салли Виггинс и Сью Уилкинсон . Дискурсивная психология опирается на философию сознания Гилберта Райла и позднего Людвига Витгенштейна , риторический подход Майкла Биллига , этнометодологию Гарольда Гарфинкеля , анализ разговоров Харви Сакса и социологию научного знания таких авторов, как Майк Малкей , Стив Вулгар. и Бруно Латур . Термин «дискурсивная психология» был задуман отчасти для того, чтобы указать на то, что в этой форме анализа произошел не только методологический сдвиг, но также, и в то же время, что он включал в себя довольно радикальное теоретическое переосмысление.
Изучать
[ редактировать ]Дискурсивная психология проводит исследования как естественных, так и экспериментально сконструированных человеческих взаимодействий, которые предлагают новые способы понимания тем социальной и когнитивной психологии, таких как память , идентичность и отношение . Хотя дискурсивная психология придерживается иного взгляда на человеческое мышление, чем тот, который выдвигается основной психологией, работа Эдвардса и Поттера изначально была мотивирована их неудовлетворенностью тем, как психология трактовала дискурс. Во многих психологических исследованиях то, что говорят люди (испытуемые), рассматривается как окно (с разной степенью непрозрачности) в их сознание. Разговор рассматривается (а в экспериментальной психологии и анализе протоколов используется как) описание содержания мыслей людей. Напротив, дискурсивная психология рассматривает разговор как социальное действие ; то есть мы говорим то, что делаем, как средство и в ходе действий в социально значимом мире. Таким образом, меняются и вопросы, которые имеет смысл задавать. [4]
ДП в действии: иллюстрация
[ редактировать ]ДП можно проиллюстрировать примером из исследования Эдвардса по формулированию сценариев. [5] Традиционная социальная психология рассматривает сценарии как мысленно закодированные шаблоны, направляющие действия. Дискурсивная психология фокусируется на фундаментальном вопросе о том, как строится описание, чтобы представить образ действий, следующий из стандартизированной рутины. Возьмем следующий пример из сеанса консультирования пар (здесь символы транскрипции были разработаны Гейл Джефферсон ). Советник говорит: «Как был брак до того, как вы переехали сюда». После задержки примерно в полсекунды Конни, жена, которую консультируют вместе, отвечает: «О, с самого начала, до сих пор мой брак был крепким. Крепким = У нас были споры, как и у всех остальных, но для меня не было серьезных проблем». Дискурсивных психологов могло бы заинтересовать то, как Конни изображает аргументы, которые есть у нее и ее партнера, как обычные аргументы, которые есть у каждого. Хотя ссоры можно рассматривать как проблему в браке, Конни «сценарий формулирует» их как характеристику «прочного» брака. В взаимодействиях такого рода действие и взаимодействие совершаются упорядоченно. Дискурсивная психология фокусируется на локально организованных практиках построения мира для обслуживания соответствующих видов деятельности (в данном случае управление живым вопросом о том, кто виноват и кого нужно изменить в консультировании). С дискурсивной психологической точки зрения сценарии являются неотъемлемой частью практического и морального мира ответственности.
Применение ДП: устный и текстовый подходы
[ редактировать ]В последние несколько лет одно из направлений дискурсивной психологии сосредоточило свой аналитический взгляд на речевом взаимодействии. (но также способствовал их развитию) Как следствие, он в значительной степени опирался на принципы и практики анализа разговоров . Сосредоточив внимание на материалах, взятых из реальных ситуаций, таких как консультирование по вопросам отношений , линии помощи по защите детей , споры между соседями и семейные обеды, автор задавал такие вопросы, как: Как сторона, проводящая консультацию по вопросам отношений, представляет проблему как нечто, над чем другая сторона должна работать? ? Как офицер по защите детей, работающий на линии помощи детям, справляется с возможными конкурирующими задачами: успокоить плачущего позвонившего и одновременно собрать доказательства, достаточные для того, чтобы социальные службы могли вмешаться и помочь ребенку , подвергшемуся насилию ? И что отличает просьбу родителя к ребенку есть от приказа и, в свою очередь, от угрозы?
Хотя большинство последних исследований, ориентированных на ДП, в качестве основных данных принимают разговор во взаимодействии, нетрудно обнаружить другое направление исследований, связанных с ДП, в котором тексты рассматриваются как места для активного литературного/повествовательного управления такими вопросами, как агентность, намерение, сомнение, виновность, убеждение, предубеждение и так далее. [6] [7] Одним из основополагающих исследований такого текстового подхода было исследование Дерека Эдвардса и Кэти Макмиллан «Кто убил принцессу? Описание и вина в британской печатной прессе». [8] Сформулированный и продемонстрированный в нем «общеприменимый дискурс-аналитический подход» оказался особенно полезным для изучения медиатекстов. [9] В то время как традиционные исследования ДП исследуют ситуативное, обусловленное, риторическое использование нашего богатого психологического лексикона здравого смысла в различных формах устных данных, эта новая форма текстового ДП показывает, что и как авторы используют тот же самый лексикон, чтобы представить себя (или других) как личности и/или члены более крупных коллективов, которые являются (не)нормальными, (ир)рациональными, (не)разумными и т. д. [10] Этот подход оказался особенно продуктивным в эпоху, характеризующуюся ростом использования социальных сетей. [11] SMS-тексты, приложения для обмена фотографиями, блоги/видеоблоги, YouTube, интерактивные веб-сайты (и т. д.): никогда раньше такому количеству людей не было доступно столько возможностей для явно публичного, подотчетного интерактивного и риторически мотивированного использования психологических терминов. [12]
См. также
[ редактировать ]- Критический анализ дискурса
- Дискурсивный комплекс
- Опосредованная стилистика
- Философия обычного языка
- Посткогнитивизм
- Стилистика (направление исследования)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Поттер, Дж. (1996). Представление реальности . Лондон: Сейдж.
- ^ Эдвардс, Д., Поттер, Дж. (2005) Дискурсивная психология, психические состояния и описания, в Л. Те Молдер, Дж. Поттер (ред.) Разговор и познание. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 241–259.
- ^ Августинос, Марта; Тилегэ, Кристиан (2012). «Двадцать пять лет дискурсивной психологии» . Британский журнал социальной психологии . 51 (3): 405–412. дои : 10.1111/j.2044-8309.2012.02096.x . ПМИД 22554222 .
- ^ Эдвардс, Д; Поттер, Дж (1992). Дискурсивная психология . Лондон: Сейдж. ISBN 978-0-8039-8442-4 .
- ^ Эдвардс, Д. (1994) Формулировки сценария: анализ описаний событий в разговоре, Журнал языковой и социальной психологии, 13 (3): 211–247.
- ^ Аттенборо, Ф. (2015, в печати) Забытое наследие? К дискурсивной психологии средств массовой информации, в книге К. Тилеага, Э. Стоко (ред.) «Дискурсивная психология: классические и современные проблемы». Лондон: Рутледж.
- ^ Хорн, Джудит (2009). «Быть на грани»: справиться с дилеммой настоящего суицидального поведения на онлайн-форуме». Социология здоровья и болезни . 31 (2): 170–184. дои : 10.1111/j.1467-9566.2008.01130.x . ПМИД 18983421 .
- ^ Макмиллан, Кэти; Эдвардс, Дерек (1999). «Кто убил принцессу? Описание и вина в британской прессе». Дискурсивные исследования . 1 (2). Публикации SAGE: 151–174. дои : 10.1177/1461445699001002002 . ISSN 1461-4456 . S2CID 145237436 .
- ^ «Изнасилование есть изнасилование (кроме случаев, когда это не так): СМИ, реконтекстуализация и насилие в отношении женщин». Журнал языковой агрессии и конфликтов . 2 (2): 183–203. 2014. doi : 10.1075/jlac.2.2.01att .
- ^ Эшмор, М. (1993). «Театр слепых». Социальные исследования науки . 23 (1): 67–106. дои : 10.1177/030631293023001003 . S2CID 143770755 .
- ^ Макгичан, Грант Дж.; Джеймс, Бекки; Берк, Шани (04 марта 2021 г.). « Ну, это самая нелепая вещь, которую я когда-либо слышал! Никаких оправданий». Дискурс-анализ пользователей социальных сетей, отмечающих тех, кто не прошел скрининг шейки матки» . Психология и здоровье . 36 (3): 290–306. дои : 10.1080/08870446.2020.1772258 . ISSN 0887-0446 . ПМИД 32456477 .
- ^ Снейдер, П.; те Молдер, Х. (2005). «Моральная логика и логическая мораль: распределение ответственности и вины в онлайн-дискурсе о веганстве». Дискурс и общество . 16 (5): 675–696. дои : 10.1177/0957926505054941 . S2CID 145163445 .
Библиография
[ редактировать ]- Классические тексты
- Эдвардс, Д. (1997) Дискурс и познание . Лондон: Сейдж.
- Эдвардс Д. и Поттер Дж. (1992). Дискурсивная психология (англ. ISBN 0-8039-8442-1 ) Лондон: Сейдж.
- Поттер Дж. и Эдвардс Д. (2001). Новый справочник по языку и социальной психологии .
- Поттер Дж. и Уэзерелл М. (1987). Дискурс и социальная психология: за пределами отношений и поведения . Лондон: Сейдж
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Антаки, Чарльз; Леудар, Иван (октябрь 2001 г.). «Рекрутирование рекорда: использование точных слов оппонентов в парламентской аргументации». Текст — Междисциплинарный журнал по изучению дискурса . 21 (4): 467–488. дои : 10.1515/text.2001.008 . S2CID 145464218 .
- Аттенборо, Фредерик Т. (май 2011 г.). « Мне плевать!» Маргиналии и (текстовое) обсуждение академической идентичности студентами университетов» . Дискурс и общение . 5 (2): 99–121. дои : 10.1177/1750481310395447 . S2CID 145516751 .
- Аттенборо, Фредерик Т. (2013). «Сексизм перезагрузился… или сексизм представлен заново? Неуместная точность и британская пресса» . Феминистские медиа-исследования . 13 (4): 693–709. дои : 10.1080/14680777.2012.700524 . S2CID 141959514 .
- Аттенборо, Фредерик Т. (2015), «Часть 3: Социальные категории, идентичность и память: забытое наследие? На пути к дискурсивной психологии средств массовой информации», в Тилеаге, Кристиан; Стоко, Элизабет (ред.), Дискурсивная психология: классические и современные проблемы , Оксфорд, Нью-Йорк: Routledge , ISBN 978-0-415-72160-8 .
- Аттенборо, Фредерик Т. (2016). Дискурсивная психология и средства массовой информации . Медиа-темы. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета . (готовится к печати)
- Баттон Г., Коултер Дж., Ли Дж.Р.Э. и Шаррок В. (1995). Компьютеры, разум и поведение. Polity Press, Кембридж, Великобритания.
- Гарфинкель, Х. (1967). Исследования по этнометодологии. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, Прентис-Холл.
- Хепберн, Алекса (2004). «Плач: Примечания к описанию, транскрипции и взаимодействию». Исследования языка и социального взаимодействия . 37 (3): 251–290. CiteSeerX 10.1.1.503.6637 . дои : 10.1207/s15327973rlsi3703_1 . S2CID 144095080 .
- Хортон-Салвей, Мэри (август 2013 г.). «Гендерный синдром дефицита внимания с гиперактивностью: дискурсивный анализ газетных статей Великобритании» (PDF) . Журнал психологии здоровья . 18 (8): 1085–1099. дои : 10.1177/1359105312456326 . ПМИД 23027784 . S2CID 31190842 .
- Ламерихс, Джойс; Те Молдер, Хедвиг FM (декабрь 2003 г.). «Компьютерное общение: от когнитивной к дискурсивной модели». Новые медиа и общество . 5 (4): 451–473. дои : 10.1177/146144480354001 . S2CID 8065636 .
- Лорье, Эрик (2001). «Почему люди говорят, где они находятся во время звонков по мобильному телефону» (PDF) . Окружающая среда и планирование D: Общество и космос . 19 (4): 485–504. дои : 10.1068/d228t . hdl : 1842/2313 . S2CID 145505183 .
- Николас, Лайонел (2008). Введение в психологию . Кейптаун: UCT Press. ISBN 978-1-919895-02-4 .
- Паркер, Ян (2002). Критическая дискурсивная психология . Хаундмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-333-97381-3 .
- Снейдер, Петра; Те Молдер, Хедвиг FM (сентябрь 2005 г.). «Моральная логика и логическая мораль: распределение ответственности и вины в онлайн-дискурсе о веганстве». Дискурс и общество . 16 (5): 675–696. дои : 10.1177/0957926505054941 . S2CID 145163445 .
- Снейдер, Петра; Те Молдер, Хедвиг FM (июнь 2009 г.). «Нормализация идеологического выбора продуктов питания и практик питания. Работа над идентичностью в онлайн-дискуссиях о веганстве». Аппетит . 52 (3): 621–630. дои : 10.1016/j.appet.2009.02.012 . ПМИД 19501759 . S2CID 39180228 .
- Спир, Сьюзен А. (август 2002 г.). «Сексистский разговор: гендерные категории, ориентации участников и ирония». Журнал социолингвистики . 6 (3): 347–377. дои : 10.1111/1467-9481.00192 .
- Стоко, Элизабет; Бенвелл, Бетан (2006). Дискурс и идентичность . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0-7486-1750-0 .
- Виггинс, С. (2016). Дискурсивная психология: теория, метод и приложения . Лондон: Сейдж . (готовится к печати)