Комплекс Мадонны-шлюхи
В психоаналитической литературе комплекс Мадонны-шлюхи (также называемый комплексом Мадонны-любовницы ) представляет собой неспособность поддерживать сексуальное возбуждение в рамках преданных и любовных отношений. [ 1 ] Впервые выявлено Зигмундом Фрейдом , который назвал это психической импотенцией . [ 2 ] Говорят , что это психологический комплекс , развивающийся у мужчин, которые видят в женщинах либо святых Мадонн , либо униженных шлюх . Мужчины с этим комплексом желают униженного сексуального партнера (шлюху), но не могут желать уважаемого партнера (Мадонну). [ 3 ] Фрейд писал: «Там, где такие люди любят, у них нет желания, а там, где они желают, они не могут любить». [ 4 ] Клинический психолог Уве Хартманн писал в 2009 году, что этот комплекс «все еще широко распространен среди современных пациентов». [ 3 ]
В психоанализе
[ редактировать ]Фрейд утверждал, что комплекс Мадонны и шлюхи был вызван расколом между нежным и сексуальным потоками мужского желания. [ 5 ] Страх эдипальной и кастрационной тревоги препятствует привязанности привязанности, испытываемой к прошлым инцестуозным объектам, к чувственно желанным женщинам: «Вся сфера любви у таких людей остается разделенной на два направления, персонифицированных в искусстве, как священную и светскую (или животную) любовь. ". [ 5 ] Чтобы свести к минимуму тревогу, мужчина делит женщин на две группы: женщины, которыми он может восхищаться, и женщины, которых он считает сексуально привлекательными. В то время как мужчина любит женщин первой категории, он презирает и обесценивает вторую группу. [ 6 ] Психоаналитик Ричард Тач предполагает, что Фрейд предложил по крайней мере одно альтернативное объяснение комплекса Мадонны и шлюхи:
Эта более ранняя теория основана не на эдипальной кастрационной тревоге, а на первичной ненависти мужчины к женщинам , стимулируемой ощущением ребенка, что он был вынужден испытать невыносимую фрустрацию и/или нарциссическую травму от рук своей матери . Согласно этой теории, во взрослом возрасте мальчик, ставший мужчиной, пытается отомстить за жестокое обращение посредством садистских нападений на женщин, заменяющих мать. [ 6 ]
Вполне возможно, что такой раскол может усугубиться, если больного воспитывает холодная, но чрезмерно опекающая мать. [ 7 ] отсутствие эмоционального воспитания парадоксальным образом усиливает инцестуозную связь. [ 8 ] Такой мужчина часто будет ухаживать за кем-то с материнскими качествами, надеясь удовлетворить неудовлетворенную в детстве потребность в материнской близости, только для того, чтобы вернуть подавленные чувства, окружающие прежние отношения, чтобы помешать сексуальному удовлетворению в новых. [ 5 ]
Другая теория утверждает, что комплекс Мадонна-блудница происходит из предполагаемых представлений женщин либо как мадонн, либо как шлюх в мифологии и авраамическом богословии, а не из-за отклонений в развитии отдельных мужчин. [ 9 ]
Феминистские интерпретации
[ редактировать ]Феминистская теория утверждает, что культура, написанная мужчинами (MWC), увековечивает патриархальные нормы, контролируя сексуальную автономию женщин посредством стыда, укрепления гендерных стереотипов и позволяя мужчинам сохранять власть. [ 10 ] Теория сексуальных сценариев, обсуждаемая социологами Уильямом Саймоном и Джоном Ганьоном , предполагает, что эти сценарии в основном создаются гетеросексуальными мужчинами, изображая мужчин как сексуальных преследователей, предпочитающих случайный секс, а женщин - как привратников, предпочитающих реляционный секс. [ 11 ] Это ограничивает сексуальную автономию женщин, поскольку настойчивость может привести к тому, что их позорят как шлюх и что их сочтут неподходящими партнерами. Кроме того, исследователи Эмили Кейн и Мими Шипперс утверждают, что напористая женская сексуальность угрожает мужскому социальному доминированию, поскольку мужчины могут бояться манипуляций, снижающих женскую автономию ради сохранения своей власти.
Культурные представления
[ редактировать ]
» Тициана « Священная и светская любовь (1514; священно-светское название с 1693) имеет несколько интерпретаций. Говорят, что одетая женщина была одета как невеста. [ 12 ] [ 13 ] и как куртизанка. [ 12 ] [ 14 ] Обнаженная женщина на первый взгляд кажется аллегорией мирской любви, но оценки 20-го века замечают благовония на ее руке и церковь за ней.
Джеймс Джойс широко использовал полярность Мадонны и шлюхи в своем романе «Портрет художника в молодости» . [ 15 ] Его главный герой, Стивен Дедал , видит в девушках, которыми он восхищается, башни из слоновой кости , и подавление его сексуальных чувств к ним в конечном итоге приводит его к найму проститутки. Этот смертный грех приводит к внутреннему конфликту Стивена и возможной трансформации к концу романа.

В кино Альфред Хичкок использовал комплекс Мадонны и шлюхи как важный способ изображения женщин. [ 16 ] В своем фильме «Головокружение » Ким Новак изображает двух женщин, которых герой не может примирить: блондинку, добродетельную, утонченную, подавленную «Мадонну» и темноволосую, одинокую, чувственную «падшую женщину». [ 17 ] Мартина Скорсезе В фильмах «Таксист» и «Бешеный бык» главные герои, одержимые сексуальностью, которых играет Роберт Де Ниро , демонстрируют комплекс Мадонны и шлюхи. [ 18 ] [ 19 ] Дэвида Кроненберга В фильме «Паук» также основное внимание уделяется комплексу. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Амбивалентность
- Эффект Кулиджа
- Дихотомия
- Свиньи-шовинисты
- Фрэнд зона
- Гендерные нормы в половом воспитании, основанном только на воздержании
- Любовь и ненависть (психоанализ)
- Отношения любви и ненависти
- мачизм
- марианство
- женоненавистничество
- Ни шлюхи, ни сабмиссивы
- Неофрейдизм
- Сексизм
- Расщепление (психология)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каплан, Хелен Сингер (1988). «Интимные расстройства и сексуальные панические состояния». Журнал секса и супружеской терапии . 14 (1): 3–12. дои : 10.1080/00926238808403902 . ПМИД 3398061 .
- ^ WM Бернштейн, Основная теория нейропсихоанализа (2011), с. 106
- ^ Перейти обратно: а б Хартманн, Уве (2009). «Зигмунд Фрейд и его влияние на наше понимание мужской сексуальной дисфункции». Журнал сексуальной медицины . 6 (8): 2332–2339. дои : 10.1111/j.1743-6109.2009.01332.x . ПМИД 19493285 .
- ^ Фрейд, Зигмунд (1912). «Самая распространенная форма деградации в эротической жизни». Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований . 4 : 40-50.
- ^ Перейти обратно: а б с Зигмунд Фрейд, О сексуальности (PFL 7), с. 251
- ^ Перейти обратно: а б Тач, Ричард (2010). «Убийство в уме: тираническая власть и другие точки извращенного спектра». Международный журнал психоанализа 91 (1): 141–162. два : 10.1111/j.1745-8315.2009.00220.x .
- ^ П. Сакко, Комплекс Мадонны (2011), с. 48
- ^ Невилл Симингтон, Нарциссизм (1993), с. 99
- ^ Фейнман, Кларис. Женщины в системе уголовного правосудия . Вестпорт, Коннектикут: Praeger, 1994, стр. 3–4, ISBN 978-0-275-94486-5 .
- ^ Барекет, Орли; Кахалон, Ротем; Шнабель, Нурит; Глик, Питер (2018). «Дихотомия Мадонны и шлюхи: мужчины, которые воспринимают женскую заботу и сексуальность как взаимоисключающие, одобряют патриархат и демонстрируют меньшую удовлетворенность отношениями» . Сексуальные роли . 79 (9–10): 519–532. дои : 10.1007/s11199-018-0895-7 . ISSN 0360-0025 .
- ^ APCC, Брук Браунли (11 августа 2022 г.). «Психология комплекса шлюхи Мадонны» . Современный интим . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Яффе, Дэвид, изд. (2003). Тициан . Лондон: Компания Национальной галереи/Йельский университет. п. 94. ИСБН 1-857099036 . Картина значилась под номером 10 на этой выставке, но на самом деле так и не появилась)
- ^ Браун, Беверли Луиза (2008). «Изображение идеального брака: равновесие чувств и чувствительности в священной и светской любви Тициана » . В Байере, Андреа (ред.). Искусство и любовь в Италии эпохи Возрождения . Метрополитен-музей. стр. 239–242. ISBN 978-1588393005 .
- ^ Браун, 240
- ^ Вегнер, Тейлор (2018). Гендерная производительность и формирование идентичности в портрете молодого художника . Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн. п. 118.
- ^ Гей, Волни П. (2001). Радость и объекты психоанализа: литература, вера и невроз . Серия SUNY по психоанализу и культуре. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 109. ИСБН 978-0-7914-5099-4 .
- ^ Гордон, Пол. Наберите «М», чтобы узнать «Мама: Хичкок по Фрейду» . Мэдисон, Нью-Джерси: издательство Fairleigh Dickinson University Press, 2008, стр. 89–91, ISBN 978-0-8386-4133-0 .
- ^ ТАКСИСТ - Комментарий Мартина Скорсезе и Пола Шредера , 18 минут, заархивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. , получено 11 мая 2021 г.
- ^ Эберт, Р. (1976, 7 марта). Интервью с Мартином Скорсезе | Интервью | Роджер Эберт .
- ^ «Обзор: Паук» . Журнал «Слант» . 27 ноября 2002 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрейд, Зигмунд (1957). «Особый тип выбора объекта мужчинами, страницы 165–175». Стандартное издание полного собрания психологических сочинений Зигмунда Фрейда . Том. XI. Лондон: Хогарт Пресс. стр. 179–190. ISBN 978-0-7012-0067-1 .
О всеобщей тенденции унижения в сфере любви
Барекет О., Кахалон Р., Шнабель Н. и Глик П. (2018). Дихотомия Мадонны и шлюхи: мужчины, которые воспринимают женскую заботу и сексуальность как взаимоисключающие, поддерживают патриархат и демонстрируют меньшую удовлетворенность отношениями. Сексуальные роли, 79, 519–532. https://doi.org/10.1007/s11199-018-0895-7
Кахалон Р., Барекет О., Виал А.С., Сассенхаген Н., Беккер Дж.К. и Шнабель Н. (2019). Дихотомия Мадонны и шлюхи связана с поддержкой патриархата: данные Израиля, США и Германии. Ежеквартальный журнал «Психология женщин», 43 (3), 348–367. https://doi.org/10.1177/0361684319843298
Кляйн В., Косман Э. и Кахалон Р. (2023). Девальвация женского сексуального удовольствия: роль контекста отношений и одобрение дихотомии Мадонны и шлюхи. Секс-роли, 1-15. https://doi.org/10.1007/s11199-023-01424-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с комплексом Мадонны и шлюхи, на Викискладе?