Jump to content

Комплекс неполноценности

В психологии комплекс неполноценности это постоянное чувство неполноценности, часто приводящее к убеждению, что человек в чем-то неполноценен или уступает другим. [1]

По мнению Альфреда Адлера , чувство неполноценности может быть вызвано воспитанием в детстве (например, постоянное невыгодное сравнение с братом или сестрой), физическими и умственными ограничениями или опытом более низкого социального статуса (например, неблагоприятное обращение со стороны других людей). сверстники). [2]

Комплекс неполноценности может привести к гиперкомпенсации человека разными способами. Например, человек, который чувствует себя неполноценным из-за того, что он ниже среднего роста (также известный как комплекс Наполеона ) из-за распространенного в наши дни роста, может стать чрезмерно озабоченным тем, как он выглядит в глазах других. Они могут носить специальную обувь, чтобы казаться выше, или окружать себя людьми, которые еще ниже их роста. Если это довести до крайности, это становится неврозом . [3]

Это также может привести к тому, что человек будет склонен к ярким внешним проявлениям, поведение которого варьируется от поиска внимания до чрезмерной конкуренции и агрессии в попытке компенсировать свои реальные или воображаемые недостатки. [1]

Определение

[ редактировать ]

Согласно Кембриджскому словарю психологии, «в психологии Адлера — это сочетание ошибочного убеждения человека в том, что он неспособен справиться с каким-либо аспектом жизни из-за реального или воображаемого физического или психологического недостатка, чувства депрессии». и прекращение усилий по преодолению трудностей в этой области». В другом смысле «Общий термин для обозначения личного чувства неполноценности». [4]

Понятие комплекса неполноценности было введено в психоаналитический раздел психологии Альфредом Адлером, основоположником классической адлеровской психологии . [5] параллельно тому, что Пьер Жане назвал чувством незавершенности ( sentiment d'incomplétude ). [6] Эта идея появляется во многих работах Зигмунда Фрейда , но потеряла популярность из-за более поздних достижений теории. [7] Его также иногда использовал бывший коллега Фрейда Карл Юнг . [8] (который впервые использовал термин «комплекс» в целом как обозначение группы связанных идей, соответствующих определенному образцу). [9]

Адлер считал, что многие невротические симптомы можно объяснить сверхкомпенсацией чувства неполноценности. [10] а также такие компенсирующие сверхдостижения, как ораторское искусство заикающегося Демосфена . [5]

В современной литературе предпочтительным термином является «отсутствие самооценки ». [11] [ не удалось пройти проверку ]

Комплекс неполноценности возникает, когда чувство неполноценности усиливается у человека из-за разочарования или неудачи. К группе риска развития комплекса относятся люди, которые: проявляют признаки низкой самооценки или самооценки или имеют низкий статус в группе сверстников. У них также могут проявляться симптомы, похожие на депрессию . У детей, выросших в семьях, где родители воспринимаются как люди с завышенными ожиданиями, также может развиться комплекс неполноценности.

По мнению Адлера, «Каждый (...) имеет чувство неполноценности. Но чувство неполноценности не является болезнью; оно скорее является стимулятором здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство неполноценности неадекватность подавляет личность и, далекая от того, чтобы стимулировать ее к полезной деятельности, делает ее подавленной и неспособной к развитию». [12]

Классификации

[ редактировать ]

Классическая психология Адлера проводит различие между первичным и вторичным чувством неполноценности. [ нужна ссылка ]

  • Считается, что первичное чувство неполноценности коренится в первоначальном опыте маленького ребенка, связанном со слабостью, беспомощностью и зависимостью, при котором также наблюдается недостаток родительского принятия и привязанности или реальная конституциональная слабость. [5] Затем его можно усилить сравнениями с братьями и сестрами, романтическими партнерами и взрослыми. [13] [ нужна полная цитата ]
  • Вторичное чувство неполноценности связано с опытом взрослого человека, когда он не может достичь подсознательной, обнадеживающей вымышленной конечной цели - субъективной безопасности и успеха, чтобы компенсировать чувство неполноценности. [ нужна ссылка ] Воспринимаемая дистанция от этой обнадеживающей цели приведет к негативному/депрессивному чувству, которое затем может побудить вспомнить первоначальное чувство неполноценности; эта совокупность чувств неполноценности, то есть первоначальное чувство, вызванное вторичным чувством, может восприниматься как подавляющее. Обнадеживающая цель, призванная облегчить первоначальное, первичное чувство неполноценности (которое на самом деле вызывает вторичное чувство неполноценности), является « ловушкой-22 » этой дилеммы.

Когда комплекс неполноценности проявляется в полную силу, он может повлиять на работоспособность человека, а также на его самооценку . Бессознательные психологические и эмоциональные процессы могут препятствовать способности учащегося получать и понимать новую информацию в дополнение к чрезмерной настороженности, возникающей в результате неспособности принять или понять собственное подсознательное чувство неполноценности.

В своей докторской диссертации Гай Хатт обнаружил, что у студентов, которые испытывают трудности с уроками математики, этот предмет может ассоциироваться с психологическим комплексом неполноценности, низкой мотивацией и самоэффективностью , плохими стратегиями самостоятельного обучения и чувством небезопасности или тревоги. . [14]

В популяции психиатров этот комплекс иногда перекрывается у пациентов с другими расстройствами, такими как определенные типы шизофрении , расстройства настроения и расстройства личности . Альфред Адлер назвал комплекс неполноценности одним из факторов, способствующих нездоровому поведению в детстве. [15]

Лица с повышенным чувством неполноценности имеют более высокую склонность к самосокрытию , что, в свою очередь, приводит к усилению одиночества и уменьшению счастья . [16]

Комплексы неполноценности тесно связаны с невротизмом — чертой модели личности «Большой пятёрки» . Кроме того, комплексы неполноценности демонстрируют небольшие негативные связи с добросовестностью, доброжелательностью и экстраверсией, но положительно связаны с макиавеллизмом и нарциссизмом . [17]

Комплекс превосходства

[ редактировать ]

С комплексом неполноценности связан « комплекс превосходства », психологический защитный механизм , при котором внешнее проявление превосходства человека вытесняет или скрывает его чувство неполноценности. Комплекс превосходства, отличаемый Адлером от обычного стремления к социальному признанию, приводит к вульгарному проявлению самооценки или статуса, вытекающему из скрытого чувства неполноценности, которое иногда рассматривается наблюдателями как форма обмана . [18]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Комплекс неполноценности» . Психологический словарь APA . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация . нд . Проверено 12 ноября 2020 г.
  2. ^ Хоффман, Райли (17 мая 2020 г.). «Альфред Адлер — Индивидуальная психология» . www.simplypsychology.org . Просто Психология . Проверено 21 июля 2020 г.
  3. ^ «Комплекс неполноценности» . АллейДог . Проверено 27 августа 2022 г.
  4. ^ Мацумото, Дэвид Рикки. (2009). Кембриджский словарь психологии . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 255. ИСБН  978-0-511-63499-4 . OCLC   495092218 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Грегори, РЛ; Зангвилл, О.Л., ред. (1987). Оксфордский спутник разума . Издательство Оксфордского университета. п. 368.
  6. ^ Джонс, Эрнест (1962). Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда . Основные книги. п. 399.
  7. ^ Фрейд, Зигмунд (1933). Новые вводные лекции по психоанализу . Нортон и Ко, стр. 97, 176.
  8. ^ Юнг, К.Г.; фон Франц, Мария-Луиза (1978). Человек и его символы . Пан Книги. стр. 51–52.
  9. ^ «комплекс превосходства» . Бесплатный словарь . Проверено 27 августа 2022 г.
  10. ^ «комплекс неполноценности» . Британника . Проверено 27 августа 2022 г.
  11. ^ Мориц, Штеффен; Вернер, Ронни; Коллани, Гернот фон (2006). «Переосмысление комплекса неполноценности при паранойе: исследование с использованием теста неявных ассоциаций» (PDF) . Когнитивная нейропсихиатрия . 11 (4): 402–15. дои : 10.1080/13546800444000263 . hdl : 20.500.11780/3607 . ПМИД   17354078 . S2CID   45630645 .
  12. ^ Адлер, Альфред (2013). Наука Жизни . Рутледж. стр. 96–97.
  13. ^ Мужчина, 2017
  14. ^ Пространства экспериментального обучения: герметическое трансформационное лидерство для психологической безопасности, развития сознания и депотенциализации комплекса неполноценности, связанного с математической тревогой (докторская диссертация). Университет Кейс Вестерн Резерв. 2007.
  15. ^ Адлер, А. (1930). Образование детей .
  16. ^ Акдоган, Рамазан; Чимшир, Элиф (15 октября 2019 г.). «Связь чувства неполноценности с субъективным счастьем: самосокрытие и одиночество как последовательные посредники» . Личность и индивидуальные различия . 149 : 14–20. дои : 10.1016/j.paid.2019.05.028 . S2CID   189983640 – через Elsevier.
  17. ^ Манис, Эмили (16 июня 2023 г.). «Исследование связывает комплексы неполноценности и превосходства с конкретными чертами личности» . ПсиПост . Проверено 19 января 2024 г.
  18. ^ Мосак, Гарольд Х.; Маниаччи, Майкл П. (1999). Букварь адлеровской психологии: Аналитико-поведенческая когнитивная психология Альфреда Адлера . Психология Пресс. п. 82.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 107ffd7b171b03a4eb0808bccf379ccb__1721756520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/cb/107ffd7b171b03a4eb0808bccf379ccb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Inferiority complex - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)