Jump to content

Реляционная агрессия

(Перенаправлено с Оскорбительных отношений )

Реляционная агрессия , альтернативная агрессия или реляционное издевательство — это тип агрессии , при которой вред причиняется путем нанесения ущерба чьим-либо отношениям или социальному статусу . [ 1 ] [ 2 ]

Хотя ее можно использовать во многих контекстах и ​​среди разных возрастных групп , реляционная агрессия, в частности, среди подростков , привлекла большое внимание.

Внимание, которое привлекла реляционная агрессия, было усилено с помощью популярных средств массовой информации, включая такие фильмы, как «Дрянные девчонки» и такие книги, как «Странная девчонка» Рэйчел Симмонс (2002), «Нестхакхен и мировая война» Эльзы Ури (1916), а также «Пчелиная королева и Wannabes Р. Уайзмана (2003).

Реляционная агрессия может иметь различные последствия на всю жизнь . Реляционная агрессия в основном наблюдалась и изучалась среди девочек после новаторского исследования психолога Ники Р. Крик . [ 2 ]

человека Сверстники становятся все более значимыми в подростковом возрасте и имеют особенно важное значение для здорового психологического развития подростка. Сверстники предоставляют множество новых поведенческих моделей и обратной связи, которые необходимы для успешного формирования идентичности и развития самоощущения. [ 3 ] [ 4 ] Взаимодействие со сверстниками поощряет положительную практику автономии и навыки независимого принятия решений. [ 5 ] Они также необходимы для здорового сексуального развития , включая развитие способности к близким дружеским отношениям и обучению соответствующему сексуальному поведению. [ 6 ] Отношения со сверстниками также очень важны для определения того, насколько подростки ценят школу, сколько усилий они вкладывают в нее и насколько хорошо они успевают в классе. [ 7 ] [ 8 ] Однако нередко подростки принимают участие в отношениях со сверстниками, которые вредны для их психологического развития. Подростки склонны образовывать различные клики и принадлежать к разным толпам в зависимости от их спортивных интересов, музыкальных и швейных предпочтений, а также культурного или этнического происхождения. [ 9 ] Такие группы различаются по своему социометрическому статусу или статусу популярности, что часто создает нездоровую динамику между группами, основанную на агрессии и виктимизации. Различные формы агрессии также могут использоваться для контроля динамики и социометрического статуса внутри группы. Иногда агрессия направлена ​​на отдельного человека, а не на какую-либо явную социальную группу. Основные причины виктимизации включают внешний вид и речь; над подростками также часто издеваются из-за инвалидности, этнической принадлежности или религии. [ 10 ] [ 11 ]

Определение

[ редактировать ]

Реляционная агрессия определяется как тип агрессии, «предназначенный для причинения вреда другим путем преднамеренного манипулирования их социальным положением и отношениями». [ 12 ] Реляционная агрессия, по мнению Дэниела Олвеуса [ 13 ] это разновидность издевательства . Издевательство в целом определяется как повторяющиеся и неспровоцированные действия, связанные с физическим или психологическим насилием, когда агрессор и жертва обладают неравной физической или психологической силой. [ 14 ] Эти ключевые условия применимы ко всем типам издевательств: словесным , физическим и реляционным. [ 13 ]

Реляционная агрессия может быть скрытой или прямой и отличается от других форм косвенной агрессии. [ 15 ] Оно может быть проактивным (спланированным и целенаправленным) или реактивным (в ответ на предполагаемые угрозы, враждебность или гнев), а также может быть, например, направленным со стороны сверстников или романтическим. [ 15 ] Несколько исследований показали существенные различия между проактивной и реактивной реляционной агрессией. Реактивная агрессия связана с тенденцией предполагать, что намерения других враждебны ( предвзятость враждебной атрибуции ). [ 15 ]

В большинстве исследований реляционной агрессии участвовали дети и подростки; изучение реляционной агрессии у взрослых представляет проблемы. [ 15 ] Реляционная агрессия является распространенным аспектом издевательств на рабочем месте и характерным поведением психопатов на рабочем месте , поэтому она является обычным явлением как среди взрослых, так и среди детей. [ 16 ]

Проявления

[ редактировать ]

К проявлениям реляционной агрессии относятся: [ 17 ]

  • Исключение других из общественной деятельности.
  • Нанесение ущерба репутации жертвы среди других путем распространения слухов и сплетен о жертве или унижения ее перед другими.
  • Отвлечение внимания и дружбы.

Психологическую манипуляцию и принуждение также можно рассматривать как тип реляционной агрессии.

Самые последние исследования были сосредоточены на киберзапугивании , которое является относительно новым, но все более популярным способом проявления как вербальной, так и реляционной агрессии из-за растущей важности различных коммуникационных и технологических устройств в современном обществе. [ 18 ] Некоторые исследования показывают, что подлость в Интернете чаще встречается среди девочек, чем среди мальчиков. [ 11 ]

Распространенность

[ редактировать ]

Многие исследования в США и Европе показывают, что по крайней мере 30% студентов сообщают, что подвергались тем или иным издевательствам. [ нужна ссылка ] Некоторые исследования указывают на еще более высокий процент виктимизации. [ 10 ] Издевательства в школах случаются во всех формах и в разном возрасте, хотя издевательства со стороны сверстников имеют наибольшую распространенность в 6–8 классах. [ 19 ] Наиболее распространенными формами издевательств являются словесные, на втором месте – реляционный или различные формы остракизма. [ 20 ]

Гендерные различия

[ редактировать ]

Хотя реляционная агрессия может использоваться представителями обоих полов, она чаще ассоциируется с девочками. [ 10 ] Результаты исследования Риверса и Смита [ 21 ] показали, что, хотя вербальная агрессия встречается с одинаковой частотой у представителей обоих полов, прямая физическая агрессия чаще встречается среди мальчиков, а косвенная агрессия чаще встречается среди девочек. В другом исследовании Болдри [ 22 ] Было обнаружено, что мальчики с большей вероятностью будут участвовать в запугивающем поведении, таком как угрозы, физический вред, неприятие и обзывательства, в то время как девочки с большей вероятностью будут использовать обзывательства, поддразнивания, слухи, отказ и отбирание личных вещей. Судя по этим данным, девочки, похоже, используют реляционную агрессию чаще, чем мальчики.

Кроме того, недавние международные исследования показывают, что оба пола склонны использовать реляционную агрессию, но девочки больше осознают это и переживают по этому поводу. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Например, исследование Хорна [ 26 ] обнаружили, что девушки чаще говорят, что исключать кого-либо из толпы на основании их принадлежности к толпе морально неправильно.

Некоторые исследования показывают, что существуют определенные последствия, когда мальчики и девочки проявляют гендерно-атипичную агрессию, поскольку девочки, которые более физически агрессивны, или мальчики, которые очень агрессивны в отношениях, более плохо адаптированы, чем их сверстники. [ 27 ]

Социометрический статус

[ редактировать ]

Социометрический статус , обычно называемый популярностью , является одним из наиболее важных предсказателей виктимизации или издевательств, поскольку различия в популярности могут быть связаны с различиями в социальной власти. Принято считать, что агрессивные подростки принадлежат к отвергнутым социальным группам. Однако некоторые исследования показывают, что они могут пользоваться популярностью среди сверстников. [ 28 ] [ 29 ] Родкин и др. (2000), [ 30 ] например, описывает два типа популярных мальчиков: «образцовые» мальчики, которые «физически и академически компетентны, дружелюбны, не застенчивы и не агрессивны». [ 17 ] Второй тип описывается как «крутой», и такие подростки «агрессивны, физически компетентны, имеют средний или ниже среднего уровень дружелюбия, академической компетентности и застенчивости». [ 17 ] Обычно наиболее популярные агрессивные подростки используют инструментальную, а не реактивную агрессию. [ 31 ] [ 32 ] Инструментальная агрессия определяется как преднамеренное и спланированное поведение, тогда как реактивная агрессия является незапланированной и импульсивной. [ 17 ] Реляционная агрессия может сыграть важную роль в поддержании статуса популярности группы среди других групп, а также конкретной динамики отношений и статуса внутри группы. Оджала и Несдейл (2004) [ 33 ] обнаружили, что и жертвы, и хулиганы обычно происходят из отвергнутых групп. Хулиганы предпочитают запугивать учащихся, которые являются членами их социальных чужих групп, похожих на их собственную группу, из-за угрозы самобытности. Следовательно, необходимость поддерживать уникальную социальную идентичность и статус может быть одной из причин издевательств. Использование реляционной агрессии для поддержания определенного социального порядка внутри группы чаще всего наблюдалось в женских группах: если какой-то член группы становится слишком популярным и это вызывает дисбаланс в группе, другие участники могут пустить слухи о чрезмерно популярной девушке, чтобы принизить ее. статус. [ 34 ] Аманда Роуз (2004) [ 35 ] утверждает, что основной целью использования реляционной агрессии в первую очередь является повышение или поддержание своего социального статуса. Многие навыки, необходимые для популярности, также необходимы для «успеха» в использовании реляционной агрессии, например, способность «читать» людей и соответствующим образом корректировать свое поведение и т. д. [ 17 ] Исследователь предполагает, что некоторые агрессивные мальчики популярны, потому что они также хорошо умеют использовать реляционную агрессию, и, следовательно, основной причиной их популярности является не физическая, а реляционная агрессия.

Различные роли участия

[ редактировать ]

Исследования показывают, что существует три типа отвергнутых или непопулярных подростков, которые с большой вероятностью будут вовлечены в издевательское поведение. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] К первому типу относятся подростки, которые чрезмерно агрессивны: склонны к дракам, вовлечению в асоциальную деятельность, часто подвергаются издевательствам; [ 39 ] ко второму типу относятся подростки замкнутые или робкие, чрезвычайно застенчивые и заторможенные, которые чаще становятся жертвами; [ 40 ] Подростки третьего агрессивно-замкнутого типа, как правило, испытывают трудности с контролем своей враждебности, но они также очень застенчивы и нервничают, завязывая дружеские отношения. [ 41 ] Последние, скорее всего, станут жертвами хулиганов. Другие студенты-свидетели также могут выбирать между несколькими ролями: жертвы-защитника, хулигана-подкрепителя или помощника и аутсайдеров.

Жертвы или непопулярные замкнутые дети чрезмерно тревожны, им не хватает социальных навыков, необходимых для установления новых контактов или участия в групповой деятельности. [ 42 ] Их неуверенность в сочетании с покорностью делают их идеальными объектами для издевательств. [ 43 ] [ 44 ] Некоторые из наиболее распространенных причин издевательств включают низкий социально-экономический статус, инвалидность и ожирение. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Исследования показывают, что по сравнению с другими подростками жертвы часто используют худшие стратегии решения проблем. [ 48 ] Они часто набирают меньше очков, чем их обидчики и защитники, в тестах на моральную компетентность и теорию разума . [ 49 ] Моральная компетентность означает способность тщательно учитывать как последствия, так и предшествующие убеждения при определении того, насколько морально правильными или неправильными являются действия человека. Жертвы, казалось, были сосредоточены в первую очередь на результатах и ​​не так хорошо справлялись с интеграцией моральных убеждений. У них возникают трудности с социальными навыками и решением социальных проблем, а также с эмоциональной регуляцией. [ 50 ] А из-за отсутствия социальной компетентности жертвы имеют низкие показатели признания и популярности среди сверстников. [ 51 ] [ 52 ] Жертвы часто слишком чувствительны к отказу, который может возникнуть в их отношениях с родителями. [ 53 ]

Хулиганы

[ редактировать ]

Хулиганы, несмотря на свою моральную компетентность, склонны к аморальному поведению по нескольким причинам, включая отсутствие морального сострадания. [ 49 ] В целом, кажется, что хулиганы обладают своего рода холодным мышлением и имеют хорошую теорию разума. У них также средний или хороший социальный интеллект. [ 49 ] Эти навыки кажутся особенно важными для инструментального использования реляционной агрессии — для достижения конкретных социальных целей. Как упоминалось ранее, хулиганы мужского и женского пола обычно получают разные оценки по социометрическим показателям. Мужчины-хулиганы часто попадают в категорию социально отвергаемых. [ 51 ] [ 52 ] в то время как женщины-хулиганы, как правило, попадают в спорную категорию. Они могут быть популярны, но не нравиться. [ 51 ]

Враждебная атрибутивная предвзятость

[ редактировать ]

Многие непопулярные агрессивные дети, похоже, проявляют враждебную атрибутивную предвзятость при анализе действий других: они с большей вероятностью интерпретируют поведение других детей как враждебное, хотя это таковым не является. [ 54 ] [ 55 ] что может привести к сохранению их агрессивного поведения.

Хулиганы-жертвы

[ редактировать ]

Жертвы-хулиганы – это люди, которые как испытали направленную на них агрессию, так и сами занимались издевательствами . Они часто предпочитают быть помощниками или подкрепителями хулиганов . [ 56 ] Наблюдение за другими жертвами может служить буфером против некоторых психологических проблем, которым подвержены эти люди (см. последствия виктимизации ниже). По сравнению со всеми другими группами, жертвы хулиганов находятся в худшем положении с точки зрения психологической адаптации и проблем. Их меньше всего любят среди сверстников. [ 10 ]

Прохожие

[ редактировать ]

Свидетель — это человек, который наблюдает предвзятое нападение на другого человека и предпочитает игнорировать его. [ 57 ] Хотя ранние исследования в основном были сосредоточены на жертвах и хулиганах, в настоящее время все больше и больше внимания уделяется ролям других учеников или свидетелей: хулиганов-подкрепителей и помощников, защитников жертв и посторонних. [ 51 ] Издевательства – это то, что происходит, когда есть аудитория, и некоторые даже предполагают, что издевательства полностью прекратились бы, если бы никто не смотрел. [ нужна ссылка ] У прохожих гораздо больше шансов помочь, если они знают жертву или если жертвой является женщина. [ 58 ]

Буллиты-подкрепители и помощники

[ редактировать ]

Подкрепляющие хулиганы и помощники обычно сами не инициируют агрессивные действия, но они поддерживают, подкрепляют и помогают хулигану. У них часто довольно обширные дружеские связи по сравнению с посторонними, жертвами и их защитниками. [ 59 ] Эти люди похожи на хулиганов по своим личным характеристикам. Женщины, подкрепляющие хулиганов, и их помощники обычно имеют низкие оценки в обществе и высокие показатели неприятия со стороны сверстников, в то время как помощники хулиганов имеют средние баллы по обоим показателям, а подкрепители хулиганов часто весьма популярны среди своих сверстников. [ 51 ] Характерной чертой, которая является общей для всех этих людей обоих полов, является низкий уровень эмпатии. [ 56 ]

Жертвы-защитники

[ редактировать ]

Потерпевшие-защитники – это лица, которые встают на защиту потерпевшего. Они обычно популярны среди своих сверстников, [ 49 ] [ 51 ] хотя иногда отвергнутые и пострадавшие подростки берут на себя роль защитника. [ 51 ] Защитники любят дружить с другими защитниками и обычно принадлежат к самой маленькой социальной сети из всех других ранее упомянутых групп. [ 51 ] Защитники обладают как развитой моральной компетентностью, так и высоким уровнем сострадания. Они также получают высокие оценки по теории интеллектуальных тестов. Они обычно очень нравственны, обладают высоким чувством ответственности и самоэффективностью. [ 49 ] Они также хороши в регулировании эмоций. [ 60 ]

Аутсайдеры

[ редактировать ]

Аутсайдеры – это подростки, которые любят держаться в стороне от конфликтных ситуаций, участвуют в распространении слухов или активно поддерживают ту или иную сторону. Обычно они дружат с другими посторонними. Как мужчины, так и женщины-аутсайдеры обычно имеют баллы ниже среднего как по социальному признанию, так и по неприятию со стороны своих сверстников. [ 51 ] В целом, лучшим предсказателем того, выберет ли подросток быть защитником или аутсайдером в конкретной ситуации, является его отношение к жертве или хулигану. [ 56 ] Иногда подросткам будет удобнее вмешаться, если они являются друзьями правонарушителя. [ 61 ] Однако, как правило, они встают на сторону хулигана или жертвы, в зависимости от того, кого они знают лучше. [ 62 ] Хулиганы с большей вероятностью будут друзьями других хулиганов, а также их подкрепителями и помощниками, в то время как жертвы дружат с другими жертвами.

Последствия виктимизации

[ редактировать ]

Любое агрессивное поведение связано с серьезными негативными последствиями. И хотя проблемы со сверстниками могут быть результатом плохих социальных навыков и дезадаптации, трудности с установлением друзей и регулярный опыт агрессии также могут быть причиной многих краткосрочных и долгосрочных негативных последствий для психического здоровья , академических и профессиональных достижений. [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ] Показано, что опыт реляционной агрессии, неприятия сверстников и непопулярности связан с различными проблемами в подростковом возрасте, которые перечислены ниже: [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ]

  • депрессия ;
  • поведенческие проблемы;
  • плохие социальные навыки ;
  • отсутствие близких отношений со сверстниками;
  • трудности в успеваемости;
  • низкая посещаемость школы;
  • подорванное чувство компетентности;
  • низкая самооценка ;
  • иногда дистресс, вызванный виктимизацией, может также привести к физическим симптомам, таким как ночное недержание мочи, боли в животе и головные боли. [ 70 ]

Некоторые негативные последствия сохраняются и во взрослом возрасте. В продольном исследовании Дэн Олвеус (2003) [ 43 ] обнаружили, что молодые люди, ставшие жертвами издевательств в подростковом возрасте, имели больше симптомов депрессии и более низкую самооценку, чем их сверстники, не ставшие жертвами. Жертвы также гораздо чаще начинают курить в более позднем возрасте. [ 71 ] Снижение академической активности из-за виктимизации может иметь некоторые долгосрочные последствия, поскольку более низкий уровень образования жертвы во взрослом возрасте приводит к снижению заработка. [ 72 ]

Различия в последствиях виктимизации для потерпевших и жертв-хулиганов

[ редактировать ]

Существуют различия в последствиях для детей, которые отвергнуты и агрессивны, также известных как жертвы хулиганов , и детей, которые отвергнуты и замкнуты, также называемых просто жертвами . Агрессивные люди часто имеют проблемы с поведением и участвуют в антисоциальной деятельности . [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ] Замкнутые дети чувствуют себя чрезвычайно одинокими, им грозит низкая самооценка, депрессия и снижение социальной компетентности. [ 76 ] [ 78 ] Агрессивные и замкнутые подростки подвергаются наибольшему риску возникновения различных психических и поведенческих проблем. [ 79 ] [ 66 ] [ 80 ]

Суицидальные мысли и попытки

[ редактировать ]

Хотя жертвы реагируют на издевательства по-разному, некоторые из наиболее распространенных способов включают поведение избегания или побега, например, отказ от посещения школы и побег из дома. Однако в некоторых крайних случаях могут иметь место попытки самоубийства. [ 81 ] По сравнению с нежертвами, жертвы демонстрируют повышенный уровень суицидальных мыслей . [ 11 ] [ 82 ] [ 83 ] и чаще совершают попытки самоубийства. [ 11 ] [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ] Исследователь Ю.С. Ким (2005 г.) [ 85 ] обнаружили, что существуют некоторые гендерные различия, поскольку пострадавшие студенты женского пола, а не студенты мужского пола, подвергались значительно большему риску суицидальных мыслей. Дальнейшие исследования показали, что повышенный риск суицидальных мыслей и попыток зависит от специфического взаимодействия между полом, частотой и типом агрессии. Было обнаружено, что реляционная или косвенная агрессия связана с депрессией и суицидальными мыслями среди обоих полов. [ 87 ] По мнению Брустайна и Кломека (2007), [ 11 ] виктимизация любой частоты увеличивала риск депрессии, идей и попыток у девочек, в то время как только частая виктимизация повышала риск депрессии и идей у ​​мужчин; тем не менее, Катлиала-Хейно и др. (1999) [ 88 ] обнаружили, что сильное мышление было связано с частой виктимизацией только среди девочек.

Экологические буферы и профилактические программы

[ редактировать ]

Некоторые подростки более устойчивы к виктимизации из-за своих личных особенностей, но есть некоторые факторы окружающей среды, такие как наличие лучшего друга или отличная поддержка семьи, которые могут снизить риск многих негативных последствий, связанных с виктимизацией. [ 89 ] Кроме того, исследования показывают, что поддержка со стороны учителей может быть важным фактором окружающей среды для более высоких академических достижений и участия в школе. Это также может улучшить общее самочувствие в классе. [ 90 ] Было обнаружено, что отношение учителей к издевательствам смягчает степень, в которой жертвы усваивают и чувствуют себя расстроенными, и выражают это, избегая школы и аналогичного поведения. [ 91 ] Тесные отношения учителя и ученика снижают воспринимаемую безопасность в классе, а более высокая воспринимаемая безопасность напрямую связана с лучшей концентрацией внимания в классе и улучшенными стратегиями преодоления трудностей. [ 92 ] Таким образом, поддерживающие друзья, семья и учителя могут стать отличным буфером для пострадавших учащихся от всех негативных последствий виктимизации. Наблюдение за преследованием других также может уменьшить некоторые вредные последствия преследования: [ 93 ] жертвы-только чувствуют себя более униженными и злыми, чем жертвы-свидетели в тот же день. Когда тебя выделяют и преследуют, это хуже, чем быть одним из многих пострадавших студентов. Это объясняет, почему в школах с этническим разнообразием пострадавшие учащиеся испытывают худшие психологические результаты, когда их этническая группа составляет большинство, потому что тогда они с большей вероятностью объяснят это своими личными недостатками, а не принадлежностью к группе. [ 94 ]

Профилактические программы

[ редактировать ]

Существует множество профилактических программ, разработанных для улучшения социальных навыков непопулярных и пострадавших подростков. Программы профилактики обычно фокусируются на одной из трех стратегий:

  1. обучение социальным навыкам, таким как самовыражение, лидерство и расспрос других о себе; [ 95 ] [ 96 ]
  2. привлечь непопулярных подростков к участию в групповых занятиях вместе с популярными подростками под наблюдением психологов;
  3. некоторые программы сосредоточены на обучении тому, как сочетать и использовать свои когнитивные и поведенческие способности, включая решение социальных проблем . [ 97 ] [ 98 ]

Было показано, что разные типы программ имеют несколько разные эффекты: первый тип, по-видимому, лучше всего улучшает способность подростка ладить с другими, в то время как второй тип улучшает самооценку подростков и их принятие другими. [ 99 ] Одним из примеров программ, использующих третий подход, является PATHS (Продвижение альтернативных стратегий мышления), обучающая навыкам, необходимым для успешного анализа социальных ситуаций, контроля своих негативных эмоций и принятия более рациональных социальных решений. Было доказано, что он успешно уменьшает поведенческие проблемы среди детей начальной школы. [ 100 ] Однако трудно предотвратить реляционную агрессию, поскольку зачастую подростки, использующие ее, оказываются более популярными среди своих сверстников. [ 35 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ МакГрат, Мэри Заболио (2006). Школьная травля: инструменты предотвращения вреда и ответственности . Таузенд-Оукс, Калифорния: Corwin Press. п. 21. ISBN   1-4129-1571-6 . Проверено 4 сентября 2008 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Мэрион К. Андервуд (2003). Социальная агрессия среди девочек (Серия Гилфорда о социальном и эмоциональном развитии) . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. ISBN   1-57230-865-6 . Проверено 4 сентября 2008 г.
  3. ^ Браун, Б.Б.; Класен, ДР; Эйхер, С.А. (1986). «Сверстники подростка также оказывают большое влияние на давление со стороны сверстников, соответствие сверстникам, склонности и самооценку поведения» . Психология развития . 22 (4): 521–530. дои : 10.1037/0012-1649.22.4.521 .
  4. ^ Браун, Б. (2004) Отношения подростков со сверстниками. В Р. Лернере и Л. Стейнберге (ред.), Справочнике по подростковой психологии . Нью-Йорк: Уайли.
  5. ^ Хилл, Дж. и Холмбек, Г. (1986) Привязанность и автономия в подростковом возрасте. В Г. Уайтхерсте (ред.), Анналы развития ребенка . Гринвич, Коннектикут: JAI Press
  6. ^ Салливан, HS (1953a) Межличностная теория психиатрии . Нью-Йорк: Нортон.
  7. ^ Эпштейн, Дж. (1983b) Влияние друзей на достижения и эмоциональные результаты. В книге Дж. Эпштейна и Н. Карвейта (ред.), «Друзья в школе» . Нью-Йорк: Академическая пресса.
  8. ^ Райан, AM (2001). «Группа сверстников как контекст развития мотивации и достижений подростков». Развитие ребенка . 72 (4): 1135–1150. дои : 10.1111/1467-8624.00338 . ПМИД   11480938 .
  9. ^ Браун, Б., и Маунтс, Н. (1989, апрель). Структуры групп сверстников в одно- и многоэтнических средних школах. Доклад, представленный на собраниях Общества исследований подросткового возраста, проводимых раз в два года, Сан-Диего.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Нансель, Тоня Р.; и др. (2001). «Запугивание среди молодежи США: распространенность и связь с психосоциальной адаптацией» . ДЖАМА . 285 (16): 2094–2100. дои : 10.1001/jama.285.16.2094 . ПМК   2435211 . ПМИД   11311098 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и Кломек, АБ; Маррокко, Ф.; Кляйнман, М.; Шонфельд, И.С.; Гулд, М.С. (2007). «Запугивание, депрессия и суицидальность у подростков» . Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 46 (1): 40–49. дои : 10.1097/01.chi.0000242237.84925.18 . ПМИД   17195728 .
  12. ^ Стейнберг, Лоуренс Д .; Рейоме, Нэнси Додж; Бьёрнсен, Кристофер А. (2001). Учебное пособие для подростков . Высшее образование МакГроу-Хилл. п. 100. ИСБН  9780072414615 . реляционная агрессия - направлена ​​на причинение вреда другим путем преднамеренного манипулирования их социальным положением и отношениями.
  13. ^ Перейти обратно: а б Олвеус, Д. (1991). Проблемы агрессора/жертвы среди школьников: основные факты и последствия школьной программы вмешательства. В DJ Pepler и KH Rubin (ред.), Развитие и лечение детской агрессии (стр. 441–448). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум
  14. ^ Олвеус, Д. (1999). Швеция. В книге П. К. Смит, Ю. Морита, Дж. Юнгер-Тас, Д. Олвеус, Р. Каталано и П. Сли (ред.), Природа школьного издевательства: межнациональная перспектива (стр. 7–27). Нью-Йорк: Рутледж.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Мюррей-Клоуз, Диана; Остров, Джейми М.; Нельсон, Дэвид А.; Крик, Ники Р.; Коккаро, Эмиль Ф. (2009). «Проактивная, реактивная и романтическая агрессия в отношениях во взрослом возрасте: измерение, прогностическая достоверность, гендерные различия и связь с перемежающимся взрывным расстройством» . Журнал психиатрических исследований . 44 (6): 393–404. doi : 10.1016/j.jpsychires.2009.09.005 . ПМЦ   2849926 . ПМИД   19822329 .
  16. ^ Смит, Сара Фрэнсис; Лилиенфельд, Скотт О. (1 марта 2013 г.). «Психопатия на рабочем месте: известное и неизвестное» . Агрессия и агрессивное поведение . 18 (2): 204–218. дои : 10.1016/j.avb.2012.11.007 . ISSN   1359-1789 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Стейнберг, Л. (2008). Подростковый возраст, 8-е изд. 101. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
  18. ^ «Центр исследования киберзапугивания – как идентифицировать, предотвратить и реагировать» .
  19. ^ Янкаускене, Р.; Карделис, К.; Сукис, С.; Карделиен, Л. (2008). «Связь между школьным издевательством и психосоциальными факторами» . Социальное поведение и личность . 36 (2): 145–162. дои : 10.2224/сбп.2008.36.2.145 .
  20. ^ Валецкене, Д. (2005). Анализ буллинга как одной из наиболее распространенных форм агрессии в школах. Прикладные исследования в области здравоохранения и социальных наук: Сандура ир Савеика, 1, 49-65.
  21. ^ Риверс, я; Смит, ПК (1994). «Типы издевательского поведения и их корреляты». Агрессивное поведение . 20 (5): 359–368. doi : 10.1002/1098-2337(1994)20:5<359::aid-ab2480200503>3.0.co;2-j .
  22. ^ Болдри, AC (1998). «Издевательства среди итальянских учащихся средних школ». Sch Psychol Int . 19 (4): 361–374. дои : 10.1177/0143034398194007 . S2CID   144994143 .
  23. ^ Французский, округ Колумбия; Янсен, Э.А.; Пидада, С. (2002). «Сообщения детей и подростков США и Индонезии об агрессии в отношениях со стороны нелюбимых сверстников». Развитие ребенка . 73 (4): 1143–1150. дои : 10.1111/1467-8624.00463 . ПМИД   12146739 .
  24. ^ Гален, БР; Андервуд, МК (1997). «Исследование развития социальной агрессии среди детей» . Психология развития . 33 (4): 589–600. дои : 10.1037/0012-1649.33.4.589 . ПМИД   9232374 .
  25. ^ Пакетт, Дж.А.; Андервуд, МК (1999). «Гендерные различия в опыте подростковой виктимизации со стороны сверстников: социальная и физическая агрессия». Merrill-Palmer Quarterly: Журнал психологии развития . 45 (2): 242–266.
  26. ^ Хорн, СС (2003). «Рассуждения подростков об исключении из социальных групп» . Психология развития . 39 (1): 71–84. дои : 10.1037/0012-1649.39.1.71 . ПМИД   12518810 .
  27. ^ Крик, Ники Р. (1997). «Участие в гендерно-нормативных и ненормативных формах агрессии: связь с социально-психологической адаптацией» . Психология развития . 33 (4): 610–617. дои : 10.1037/0012-1649.33.4.610 . ПМИД   9232376 .
  28. ^ Боукер, А.; Буковски, ВМ; Хаймель, С.; Сиппола, Л.К. (2000). «Как справиться с ежедневными неприятностями в группе сверстников в раннем подростковом возрасте: вариации в зависимости от опыта сверстников» . Журнал исследований подросткового возраста . 10 (2): 211–243. дои : 10.1207/SJRA1002_5 .
  29. ^ Буковски, ВМ; Сиппола, ЛК; Ньюкомб, А.Ф. (2000). «Вариации в моделях влечения однополых и разнополых сверстников в раннем подростковом возрасте». Психология развития . 36 (2): 147–154. дои : 10.1037/0012-1649.36.2.147 . ПМИД   10749072 .
  30. ^ Родкин, ПК; Фермер, ТВ; Перл, Р.; Ван Акер, Р. (2000). «Гетерогенность популярных мальчиков: антисоциальные и просоциальные конфигурации» . Психология развития . 36 (1): 14–24. дои : 10.1037/0012-1649.36.1.14 . ПМИД   10645741 .
  31. ^ Литтл, Т.Д.; Браунер, Дж.; Джонс, С.М.; Нок, МК; Хоули, PH (2003). «Переосмысление агрессии: типологическое исследование функций агрессии. Merrill-Palmer Quarterly» . Журнал психологии развития . 49 (3): 343–369. дои : 10.1353/mpq.2003.0014 . hdl : 1808/15797 . S2CID   3907321 .
  32. ^ Принштейн, MJ; Силлессен, AHN (2003). «Формы и функции подростковой агрессии со сверстниками, связанные с высоким уровнем статуса сверстников» . Ежеквартальный журнал Меррилл-Палмер . 49 (3): 310–342. дои : 10.1353/mpq.2003.0015 . S2CID   13690341 .
  33. ^ Оджала, К.; Несдейл, Д. (2004). «Запугивание и социальная идентичность: влияние групповых норм и угрозы самобытности на отношение к издевательствам» . Британский журнал психологии развития . 22 (1): 19–35. дои : 10.1348/026151004772901096 .
  34. ^ Мертен, Д. (1997). «Значение подлости: популярность, конкуренция и конфликты среди учениц младших классов» . Социология образования . 70 (3): 175–191. дои : 10.2307/2673207 . JSTOR   2673207 .
  35. ^ Перейти обратно: а б Роуз, Эй Джей; Свенсон, LP; Уоллер, Э.М. (2004). «Открытая и реляционная агрессия и предполагаемая популярность: различия в развитии параллельных и перспективных отношений» . Психология развития . 40 (3): 378–387. дои : 10.1037/0012-1649.40.3.378 . ПМИД   15122964 . S2CID   5324343 .
  36. ^ Бирман, КЛ; Варго, Дж. Б. (1995). «Прогнозирование продольного курса, связанного с агрессивно-отвергнутым, агрессивным (неотвергнутым) и отвергнутым (неагрессивным) статусом» . Развитие и психопатология . 7 (4): 669–682. дои : 10.1017/S0954579400006775 . S2CID   143902814 .
  37. ^ Кой, Дж.; Терри, Р.; Ленокс, К.; Лохман, Дж.; Хайман, К. (1998). « Неприятие сверстников в детстве и агрессия как предикторы устойчивых моделей подросткового расстройства»: Опечатка» . Развитие и психопатология . 10 (3): 587–588. дои : 10.1017/S095457949800176X . S2CID   247324192 .
  38. ^ Хазихристу, К.; Хопф, Д. (1996). «Многоперспективное сравнение групп социометрического статуса сверстников в детстве и подростковом возрасте» . Развитие ребенка . 67 (3): 1085–1102. дои : 10.2307/1131881 . JSTOR   1131881 . ПМИД   8706511 .
  39. ^ Паркхерст, Дженнифер Т.; Ашер, Стивен Р. (март 1992 г.). «Отвержение сверстников в средней школе: различия подгрупп в поведении, одиночестве и межличностных проблемах» . Психология развития . 28 (2): 231–241. дои : 10.1037/0012-1649.28.2.231 . ISSN   1939-0599 .
  40. ^ Хаймел, Шелли; Боукер, Энн; Вуди, Эрик (июнь 1993 г.). «Агрессивные и замкнутые непопулярные дети: различия в восприятии сверстников и самовосприятии в различных сферах» . Развитие ребенка . 64 (3): 879–896. дои : 10.2307/1131224 . JSTOR   1131224 . ПМИД   8339701 .
  41. ^ Френч, Доран К.; Конрад, Джоди; Тернер, Тамара М. (1995). «Адаптация антисоциальных и неантисоциальных отвергнутых подростков» . Развитие и психопатология . 7 (4): 857–874. дои : 10.1017/S095457940000688X . ISSN   0954-5794 . S2CID   143550957 .
  42. ^ Рубин К., ЛеМэр Л. и Лоллис С. (1990). Социальная изоляция в детстве: пути развития к неприятию сверстников. В С. Ашере и Дж. Койе (ред.), Отвержение сверстников в детстве, стр. 217–249. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  43. ^ Перейти обратно: а б Олвеус, Д., (2003) Виктимизация со стороны сверстников: предшественники и долгосрочные результаты. В К. Рубине и Дж. Асендорфе (ред.), Социальная замкнутость, заторможенность и застенчивость в детстве. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум
  44. ^ Салмивалли, К; Лаппалайнен, М; Лагерспец, К.М. (1998). «Стабильность и изменение поведения в связи с издевательствами в школах». Агрессивное поведение . 24 : 205–218. doi : 10.1002/(sici)1098-2337(1998)24:3<205::aid-ab5>3.0.co;2-j .
  45. ^ Гриффитс, LJ; Волке, Д.; Пейдж, А.С.; Хорвуд, JP; Исследовательская группа, Alspac (2006). «Ожирение и издевательства: разные последствия для мальчиков и девочек» . Архив болезней в детстве . 91 (2): 121–125. дои : 10.1136/adc.2005.072314 . ПМК   2082670 . ПМИД   16174642 .
  46. ^ Янссен, И.; Крейг, ВМ; Бойс, ВФ; Пикетт, В. (2004). «Связь между избыточным весом и ожирением с издевательствами среди детей школьного возраста». Педиатрия . 113 (5): 1187–1194. дои : 10.1542/педс.113.5.1187 . ПМИД   15121928 . S2CID   2462267 .
  47. ^ Сингер, Э (2005). «Стратегии, используемые голландскими детьми с дислексией для поддержания самооценки, когда их дразнят в школе». Журнал неспособности к обучению . 38 (5): 411–423. дои : 10.1177/00222194050380050401 . ПМИД   16329442 . S2CID   27315421 .
  48. ^ Кэссиди, Т. (2009). «Запугивание и виктимизация школьников: роль социальной идентичности, стиль решения проблем, а также семейный и школьный контекст». Социальная психология образования . 12 (1): 63–76. дои : 10.1007/s11218-008-9066-y . S2CID   145768054 .
  49. ^ Перейти обратно: а б с д и Джини, Г.; Поццоли, Т.; Хаузер, М. (2011). «Агрессоры обладают повышенной моральной компетентностью, позволяющей судить по отношению к жертвам, но им не хватает морального сострадания» . Личность и индивидуальные различия . 50 (5): 603–608. дои : 10.1016/j.paid.2010.12.002 .
  50. ^ Чемпион, К.; Вернберг, Э.; Шипман, К. (2003). «Жертвы хулиганов, не подвергающиеся издевательствам: агрессия, социальные навыки и характеристики дружбы». Журнал прикладной психологии развития . 24 (5): 535–551. дои : 10.1016/j.appdev.2003.08.003 .
  51. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Салмивалли, К.; Лагерспец, К.; Бьоркквист, К.; Остерман, К.; и др. (1996). «Запугивание как групповой процесс: роли участников и их отношение к социальному статусу внутри группы». Агрессивное поведение . 22 (1): 1–15. doi : 10.1002/(SICI)1098-2337(1996)22:1<1::AID-AB1>3.0.CO;2-T .
  52. ^ Перейти обратно: а б Бултон, MJ; Смит, ПК (1994). «Проблемы хулигана/жертвы у детей среднего школьного возраста: стабильность, самооценка компетентности, восприятие сверстниками и принятие сверстниками» . Британский журнал психологии развития . 12 (3): 315–329. дои : 10.1111/j.2044-835x.1994.tb00637.x .
  53. ^ Дауни, Г.; Леболт, А.; Ринкон, К.; Фрейтас, Ал. (1998). «Чувствительность к отвержению и детские межличностные трудности» . Развитие ребенка . 69 (4): 1074–1091. дои : 10.2307/1132363 . JSTOR   1132363 . ПМИД   9768487 .
  54. ^ Крик, Северная Каролина; Додж, Калифорния (1994). «Обзор и переформулирование механизмов обработки социальной информации в социальной адаптации детей» . Психологический вестник . 115 (1): 74–101. дои : 10.1037/0033-2909.115.1.74 .
  55. ^ Додж, Калифорния; Кой, JD (1987). «Факторы обработки социальной информации в реактивной и проактивной агрессии в группах сверстников детей» . Журнал личности и социальной психологии . 53 (6): 1146–1158. дои : 10.1037/0022-3514.53.6.1146 . ПМИД   3694454 .
  56. ^ Перейти обратно: а б с Ой, я.; Хазлер, Р.Дж. (2009). «Вклад личных и ситуативных факторов в реакцию свидетелей на издевательства в школе». Международная школьная психология . 30 (3): 291–310. дои : 10.1177/0143034309106499 . S2CID   145299446 .
  57. ^ «Советы по вмешательству свидетелей» . Американская психологическая ассоциация . Архивировано из оригинала 12 июня 2023 года . Проверено 22 августа 2023 г.
  58. ^ Беннетт, Сидни; Баньярд, Виктория Л.; Эдвардс, Кэти М. (март 2017 г.). «Влияние отношений свидетеля с жертвой и преступником на намерение помочь в ситуациях, связанных с сексуальным насилием» . Журнал межличностного насилия . 32 (5): 682–702. дои : 10.1177/0886260515586373 . ISSN   0886-2605 . ПМИД   26037814 . S2CID   19595467 .
  59. ^ Венстра, Рене; Хейтсинг, Гийс (2021). «Подходы социальных сетей к издевательствам и виктимизации» . Справочник Уайли Блэквелла по издевательствам: всесторонний международный обзор исследований и мер вмешательства . Уайли-Блэквелл. стр. 196–214. ISBN  9781118482650 .
  60. ^ Маэде, 2004 г.
  61. ^ Тисак, М.С.; Тисак, Дж. (1996). «Ожидания и суждения относительно реакции свидетелей и жертв на агрессию сверстников среди ранних подростков». Журнал подросткового возраста . 19 (4): 383–392. дои : 10.1006/jado.1996.0036 . ПМИД   9245292 .
  62. ^ Шо, Э (2005). «Роль третьих сторон в конфликтах среди колумбийских детей и подростков». Агрессивное поведение . 31 (1): 40–55. дои : 10.1002/ab.20031 .
  63. ^ Бэгвелл, К.; Ньюкомб, А.; Буковски, В. (1998). «Подростковая дружба и неприятие сверстников как предсказатели адаптации взрослых» . Развитие ребенка . 69 (1): 140–153. дои : 10.1111/j.1467-8624.1998.tb06139.x . ПМИД   9499563 .
  64. ^ Брендген, М.; Витаро, Ф.; Буковски, WM (2000). «Девиантные друзья и эмоциональная и поведенческая адаптация ранних подростков» . Журнал исследований подросткового возраста . 10 (2): 173–189. дои : 10.1207/SJRA1002_3 .
  65. ^ Бурместер, Д., и Инь, Дж., (1997) Продольное исследование влияния друзей на адаптацию подростка. Доклад представлен на двухгодичных собраниях Общества исследований развития детей, Вашингтон, округ Колумбия.
  66. ^ Перейти обратно: а б Морисон, П.; Мастен, А.С. (1991). «Репутация сверстников в среднем детстве как предиктор адаптации в подростковом возрасте: семилетнее наблюдение» . Развитие ребенка . 62 (5): 991–1007. дои : 10.2307/1131148 . JSTOR   1131148 . ПМИД   1756670 .
  67. ^ Паркер, Дж. Г.; Ашер, СР (1987). «Отношения со сверстниками и последующая личностная адаптация: подвергаются ли риску дети, которых плохо принимают?» . Психологический вестник . 102 (3): 357–389. дои : 10.1037/0033-2909.102.3.357 . ПМИД   3317467 . S2CID   36327753 .
  68. ^ Вентцель, К. (2003). «Социометрический статус и адаптация в средней школе: продольное исследование» . Журнал раннего подросткового возраста . 23 (1): 5–28. дои : 10.1177/0272431602239128 . S2CID   145493402 .
  69. ^ Паттерсон, Греция; Стулмиллер, М. (1991). «Репликация модели двойной неудачи для депрессивного настроения мальчиков». Журнал консалтинговой и клинической психологии . 59 (4): 491–498. дои : 10.1037/0022-006X.59.4.491 . ПМИД   1918551 .
  70. ^ Твемлоу, Юго-Запад; Фонаги, П.; Сакко, ФК; Бретур, младший (2006). «Учителя, которые запугивают учеников: скрытая травма» (PDF) . Международный журнал социальной психиатрии . 52 (3): 187–198. дои : 10.1177/0020764006067234 . ПМИД   16875191 . S2CID   9158504 .
  71. ^ Ниемеля, С.; Брунштейн-Кломек, А. ; Силланмяки, Л.; Хелениус, Х.; Пиха, Дж.; Кумпулайнен, К.; Сурандер, А. (2011). «Агрессивное поведение в детстве в возрасте восьми лет и употребление психоактивных веществ среди мужчин в возрасте 18 лет. Общенациональное проспективное исследование» . Аддиктивное поведение . 36 (3): 256–260. дои : 10.1016/j.addbeh.2010.10.012 . ПМИД   21146319 .
  72. ^ Макмиллан, Р.; Хаган, Дж. (2004). «Насилие при переходе к взрослой жизни: виктимизация подростков, образование и социально-экономические достижения в дальнейшей жизни». Журнал исследований подросткового возраста . 14 (2): 127–158. дои : 10.1111/j.1532-7795.2004.01402001.x .
  73. ^ Французский, округ Колумбия; Конрад, Дж.; Тернер, ТМ (1995). «Адаптация антисоциальных и неантисоциальных отвергнутых подростков» . Развитие и психопатология . 7 (4): 857–874. дои : 10.1017/S095457940000688X . S2CID   143550957 .
  74. ^ Фельдман, СС; Розенталь, ДР; Браун, Нидерланды; Каннинг, Р.Д. (1995). «Прогнозирование сексуального опыта мальчиков-подростков на основе неприятия и принятия сверстниками в детстве». Журнал исследований подросткового возраста . 5 (4): 387–411. дои : 10.1207/s15327795jra0504_1 .
  75. ^ Лэрд, РД; Петтит, Г.С.; Додж, Калифорния; Бейтс, Дж. Э. (2005). «Отношения со сверстниками, предшествующие правонарушительному поведению в позднем подростковом возрасте: есть ли доказательства демографических групповых различий в процессах развития?» . Развитие и психопатология . 17 (1): 127–144. дои : 10.1017/S0954579405050078 . ПМЦ   2747367 . ПМИД   15971763 .
  76. ^ Перейти обратно: а б Рубин, К.Х.; Чен, X.; Макдугалл, П.; Боукер, А.; и др. (1995). «Продольный проект Ватерлоо: прогнозирование интернализации и экстернализации проблем в подростковом возрасте» . Развитие и психопатология . 7 (4): 751–764. дои : 10.1017/S0954579400006829 . S2CID   145332799 .
  77. ^ Андервуд, МК; Куперсмидт, Дж.Б.; Кой, Джей Ди (1996). «Социометрический статус сверстников в детстве и агрессия как предикторы деторождения в подростковом возрасте». Журнал исследований подросткового возраста . 6 (2): 201–223.
  78. ^ Хоза, Б.; Молина, BSG; Буковски, ВМ; Сиппола, ЛК; и др. (1995). «Переменные сверстников как предсказатели адаптации в более позднем детстве» . Развитие и психопатология . 7 (4): 787–802. дои : 10.1017/S0954579400006842 . S2CID   145168405 .
  79. ^ Паркхерст, Джей Ти; Ашер, СР (1992). «Отвержение сверстников в средней школе: различия подгрупп в поведении, одиночестве и межличностных проблемах» . Психология развития . 28 (2): 231–241. дои : 10.1037/0012-1649.28.2.231 .
  80. ^ Рубин К., ЛеМэр Л. и Лоллис С. (1990). Социальная изоляция в детстве: пути развития к неприятию сверстников. В С. Ашере и Дж. Койе (ред.), Отвержение сверстников в детстве, стр. 217–249. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  81. ^ Батче, генеральный директор; Кнофф, Х.М. (1994). «Хулиганы и их жертвы: понимание широко распространенной проблемы в школах» . Обзор школьной психологии . 23 (2): 165–174. дои : 10.1080/02796015.1994.12085704 .
  82. ^ Холт, МК; Финкельхор, Д.; Кантор, ГК (2007). «Множественный опыт виктимизации городских учеников начальной школы: связи с психосоциальным функционированием и успеваемостью» . Жестокое обращение с детьми и пренебрежение ими . 31 (5): 503–515. дои : 10.1016/j.chiabu.2006.12.006 . ПМИД   17537507 .
  83. ^ Ригби, К.; Сли, П. (1999). «Суицидальные мысли среди школьников-подростков, участие в проблемах хулигана и жертвы и воспринимаемая социальная поддержка». Суицид и опасное для жизни поведение . 29 (2): 119–130. дои : 10.1111/j.1943-278X.1999.tb01050.x . ПМИД   10407965 . S2CID   23921083 .
  84. ^ Айзенберг, М.Э., Ноймарк-Штайнер, Д., и Стори, М. (2003). Ассоциации поддразнивания на основе веса и эмоционального благополучия среди подростков. Архив педиатрии и подростковой медицины, Î51, 733-738.
  85. ^ Перейти обратно: а б Ким, Ю.С., Ко, Ю.Дж. и Левенталь, Б. (2005). Школьное издевательство и суицидальный риск среди корейских учащихся средних школ. Педиатрия , ИИС, .Н57-363.
  86. ^ Миллс, К; Герен, С.; Линч, Э.; Дейли, Л.; Эйцпатрик, К. (2004). «Взаимосвязь между издевательствами, депрессией и суицидальными мыслями/поведением у ирландских подростков». Ирландский журнал психологической медицины . 21 (4): 112–116. дои : 10.1017/s0790966700008521 . ПМИД   30308740 . S2CID   52964828 .
  87. ^ ван дер Валь, МФ; де Вит, Калифорния; Хирасинг, Р.А. (2003). «Психосоциальное здоровье молодых жертв и правонарушителей прямого и косвенного издевательства» . Педиатрия . 111 (6): 1312–1317. дои : 10.1542/педс.111.6.1312 . hdl : 2066/63227 . ПМИД   12777546 . S2CID   38699945 .
  88. ^ Кальтиала-Хейно, Р.; Римпела, М; Марттунен, М; Римпела, А; Рантанен, П. (1999). «Запугивание, депрессия и суицидальные мысли у финских подростков: школьный опрос» . БМЖ . 319 (7206): 348–351. дои : 10.1136/bmj.319.7206.348 . ПМК   28187 . ПМИД   10435954 .
  89. ^ Ходжес, ЕВА; Бойвен, М.; Витаро, Ф.; Буковски, WM (1999). «Сила дружбы: защита от нарастающего цикла виктимизации со стороны сверстников» . Психология развития . 35 (1): 94–101. дои : 10.1037/0012-1649.35.1.94 . ПМИД   9923467 . S2CID   31909937 .
  90. ^ Брюстер, AB; Боуэн, Г.Л. (2004). «Поддержка учителей и вовлечение в школу латиноамериканских учащихся средних и старших классов, подвергающихся риску неуспеха в школе» . Журнал социальной работы с детьми и подростками . 21 (1): 47–67. дои : 10.1023/b:casw.0000012348.83939.6b . S2CID   144622726 .
  91. ^ Фласполер, доктор медицинских наук; Эльфстрем, Дж.Л.; Вандерзи, КЛ; Раковина, ОН; Бирчмайер, З. (2009). «Поддержи меня: влияние поддержки сверстников и учителей на смягчение воздействия издевательств на качество жизни» . Психология в школе . 46 (7): 636–649. дои : 10.1002/pits.20404 .
  92. ^ Бултон, MJ; Дюк, Э.; Холман, Г.; Лакстон, Э.; Николас, Б.; Спеллс, Р.; Вудмэнси, Х. (2009). «Связи между издевательствами, восприятием безопасности в классе и на игровой площадке, а также отношениями с учителем среди учеников начальной школы». Образовательные исследования . 35 (3): 255–267. дои : 10.1080/03055690802648580 . S2CID   144466590 .
  93. ^ Нишина, А.; Ювонен, Дж. (2005). «Ежедневные отчеты о свидетелях и переживаниях преследования со стороны сверстников в средней школе». Развитие ребенка . 76 (2): 435–450. дои : 10.1111/j.1467-8624.2005.00855.x . ПМИД   15784092 .
  94. ^ Грэм, С.; Беллмор, А.; Нишина, А.; Ювонен, Дж. (2009). « Это должно быть я»: Этнический контекст и причины виктимизации со стороны сверстников» . Журнал молодежи и подросткового возраста . 38 (4): 487–499. дои : 10.1007/s10964-008-9386-4 . ПМИД   19636723 .
  95. ^ Келли, Дж., и де Армаа, А. (1989). Социальные отношения в подростковом возрасте: развитие навыков и обучение. В книге Дж. Уорелла и Ф. Даннера (ред.), Подросток как лицо, принимающее решения. Сан-Диего: Академическая пресса.
  96. ^ Репински Д. и Лефферт Н. (1994, февраль). Отношения подростков с друзьями: последствия психообразовательного вмешательства. Доклад, представленный на собраниях Общества исследований подросткового возраста, проводимых раз в два года, Сан-Диего.
  97. ^ Куше, Калифорния и Гринберг, МТ (1994, 2011, 2012). Учебная программа PATHS. Саут-Дирфилд, Массачусетс: Channing-Bete Co.
  98. ^ Вайсберг, Р.П.; Каплан, М.; Харвуд, РЛ (1991). «Продвижение компетентных молодых людей в среде повышения компетентности: системный взгляд на первичную профилактику» . Журнал консалтинговой и клинической психологии . 59 (6): 830–841. дои : 10.1037/0022-006X.59.6.830 . ПМИД   1774368 .
  99. ^ Бирман, КЛ; Фурман, В. (1984). «Влияние обучения социальным навыкам и участия сверстников на социальную адаптацию доподростков» . Развитие ребенка . 55 (1): 151–162. дои : 10.2307/1129841 . JSTOR   1129841 . ПМИД   6705617 .
  100. ^ Проблемы поведения, Группа профилактических исследований (1999). «Первоначальное воздействие ускоренного исследования по профилактике проблем с поведением, II: Эффекты в классе» . Журнал консалтинговой и клинической психологии . 67 (5): 648–657. дои : 10.1037/0022-006X.67.5.648 . ПМК   2761630 . ПМИД   10535231 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Купковиц, Джейми, Реляционная агрессия у девочек (2008)
  • Рэндалл, Кэй и Боуэн, Эллисон А., «Дрянные девчонки: 101» 1 2 творческих стратегии работы с реляционной агрессией (2007)

Академические статьи

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 54c6c18f5ac42c6c0688c222b372ecf8__1714710960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/f8/54c6c18f5ac42c6c0688c222b372ecf8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Relational aggression - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)