Jump to content

Социометрический статус

Социометрический статус — это показатель, который отражает степень симпатии или неприязни кого-либо к его сверстникам как группе. Хотя есть некоторые исследования, в которых изучался социометрический статус среди взрослых, этот показатель в основном используется с детьми и подростками, чтобы сделать выводы об отношениях со сверстниками и социальной компетентности . [1] [2]

Психология развития

[ редактировать ]

В психологии развития эта система использовалась для изучения статуса детей в группах сверстников, его стабильности во времени, характеристик, которые его определяют, а также долгосрочных последствий популярности или неприятия сверстниками.

Методика

[ редактировать ]

Как правило, социометрический статус оценивается, когда сверстников просят оценить статус человека в группе сверстников. Двумя наиболее широко используемыми методами для этого являются номинирование коллег и рейтинги коллег. [3] [4] Метод рейтингов сверстников предлагает участникам оценить в числовом выражении, насколько им нравятся другие сверстники в группе. [3] Затем социометрический статус рассчитывается путем усреднения оценок. С другой стороны, метод номинации сверстников предлагает детям выбрать, кто им больше всего нравится и не нравится в группе. Затем рейтинги «нравится больше всего» и «нравится меньше всего» интерпретируются для классификации детей по социометрическим переменным. Сначала исследователи использовали только две категории: принятых и отвергнутых детей. [5] [6] Однако Койе, Додж и Коппотелли (1982) утверждали, что такая группировка не отражает истинную сложность социометрического статуса, поскольку не позволяет провести различие между двумя группами с низким статусом – активно отвергаемыми детьми и социально игнорируемыми. [5] [6] Они предложили разделить детей на 5 групп:

  • Популярные дети : дети считаются популярными, если они получили много положительных номинаций.
  • Отвергнутые дети : Дети считаются отклоненными, если они получили много отрицательных номинаций и мало положительных номинаций.
  • Заброшенные дети : Дети считаются безнадзорными, если они получили мало положительных или отрицательных номинаций. Этих детей не особенно любят или не любят сверстники, и они, как правило, остаются незамеченными.
  • Средние дети : Дети считаются средними, если они получили среднее количество как положительных, так и отрицательных номинаций.
  • Спорные дети . Дети считаются противоречивыми, если они получили много положительных и много отрицательных номинаций. Говорят, что они нравятся многим детям, но многие и не любят их.

Хотя рейтинги/номинации сверстников являются наиболее часто используемым методом оценки социометрического статуса, они часто сопровождаются оценкой учителя, наблюдениями или даже самооценкой . [7]

Описания конкретных социометрических групп

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Популярные дети, как правило, демонстрируют более высокие социальные навыки, чем другие группы, и их часто называют соратниками или лидерами. [6] Они могут легко придумать эффективные способы начать взаимодействие или разрешить конфликты со своими сверстниками, а также лучше распознавать эмоции других людей. [8] [9] Большинство исследований показывают, что они демонстрируют менее агрессивное и деструктивное поведение, чем отвергнутые или противоречивые дети, но было высказано предположение, что это не врожденная характеристика. Некоторые популярные дети обладают агрессивными или антисоциальными чертами, но их по-прежнему любят или даже уважают. [10]

Отвергнутые дети

[ редактировать ]

Отвергнутые дети хуже оценивают социальную компетентность, чем популярные дети. Хотя они подходят к своим сверстникам так же или даже больше, чем к популярным людям, их попытки контакта обычно отвергаются. [5] Большинство исследований показывают, что они демонстрируют более агрессивное поведение, чем другие группы детей, и у них, как правило, более низкие коммуникативные навыки . [5] [11] Они также хуже успевают в учебе, изо всех сил стараясь сосредоточиться на поставленных перед ними академических задачах. [5] Наконец, отвергнутые дети испытывают более высокий уровень тревоги и депрессии , чем другие социометрические группы. [11] [12]

Заброшенные дети

[ редактировать ]

Заброшенные дети, как правило, представляют собой наименее просоциальную группу, их часто называют застенчивыми. [5] Из-за этого их сверстники не особенно любят и не любят их. Однако это не означает, что они более одиноки, чем обычные дети. [13] Более того, несмотря на низкие социальные навыки, им удается превосходить других в академических достижениях, обладая более высоким уровнем мотивации и независимости. [14]

Спорные дети

[ редактировать ]

Спорные дети, сочетающие в себе характеристики популярных и отвергнутых профилей, очень нравятся одним сверстникам, но активно не нравятся другим. Они заметны, активны, напористы и чрезвычайно общительны, часто воспринимаются как лидеры. [6] В то же время их часто описывают как агрессивных и деструктивных (в основном мальчики) или высокомерных (в основном девочки). [7] Доказательства их успеваемости неубедительны: некоторые исследования описывают их как «отсталых в школе». [6] в то время как другие оценивают их работу как хорошую. [7]

Стабильность социометрического статуса

[ редактировать ]

Важно, остается ли социометрический статус стабильным во времени, поскольку он указывает на стабильность реальных отношений со сверстниками и механизмов симпатии/непатии в группе.

Как показало недавнее метаанализное исследование , стабильность социометрического статуса зависит от возраста, пола, интервала между измерениями и года публикации исследования. [4]

Чем старше дети, тем прочнее структура в группе сверстников, а значит, стабильнее их социометрические рейтинги. [4] Буковски и Ньюкомб (1985) обнаружили, что социометрический статус оставался стабильным у детей школьного возраста, даже когда происходили изменения в размере и составе группы из-за перехода из начальной в среднюю школу . [15] С другой стороны, дети дошкольного возраста, как правило, более ненадежны в своих результатах, особенно при использовании метода выдвижения ровесников. [4] [16] Однако при использовании шкалы оценок стабильность улучшается; хотя это может быть только результатом статистического артефакта . [4] [16]

Что касается пола, то большая доля мальчиков в группе коррелирует с меньшей стабильностью, но точный механизм этой связи неизвестен. [4]

Стабильность также снижается по мере увеличения интервала между точками измерения. [4]

Наконец, по мере того, как год публикации увеличивается, предпочтения детей становятся менее стабильными, в то время как их модели антипатии становятся более стабильными, по крайней мере, в США. [4] Возможное объяснение этого феномена состоит в том, что за последние десятилетия наблюдается рост уровня тревожности американских детей. Возможно, по мере того, как дети со временем становятся более тревожными, они начинают больше сосредотачиваться на том, кто им не нравится, чем на том, кто им нравится. [4]

Долгосрочные последствия

[ редактировать ]

Вопрос огромной важности — следуют ли эмоциональные или поведенческие последствия социометрического статуса ребенка за ним в подростковом или даже взрослом возрасте.

Как выясняется, агрессивные тенденции детей могут отразиться на их дальнейшей жизни, поскольку как отвергнутые, так и противоречивые мальчики (наиболее агрессивные группы) имеют более высокий шанс совершить насильственные или ненасильственные правонарушения в подростковом возрасте . [6] [17] Примечательно, что это не характерно для агрессивных девушек. [17]

Кроме того, симптомы тревоги и депрессии, с которыми часто сталкиваются отвергнутые дети, могут сохраняться в будущем, поскольку было обнаружено, что социально изолированные дети имеют больший риск развития проблем с психическим здоровьем в подростковом или взрослом возрасте. [18] [19] Утверждается, что не только неприятие сверстников играет роль в возникновении депрессии, но и депрессивные симптомы также могут привести к неприятию. [20]

Таким образом, кажется, что социальное признание играет жизненно важную роль в социальной и эмоциональной адаптации. Детям с низким социальным статусом может не хватать возможности развивать свои социальные навыки, что приводит к их еще большей изоляции в будущих взаимодействиях, и эту петлю положительной обратной связи трудно разорвать. [21] Следовательно, программы обучения социальным навыкам часто реализуются, чтобы помочь детям адаптироваться к социальной среде и предотвратить эти будущие последствия. Социометрический статус здесь является особенно полезным показателем, поскольку он используется как для выявления нуждающихся детей, так и для оценки эффективности этих программ. [5] [21]

Позитивная психология

[ редактировать ]

Хотя социально-экономические показатели статуса не соответствуют большему счастью, показатели социометрического статуса (статус по сравнению с людьми, с которыми мы встречаемся лицом к лицу ежедневно) действительно коррелируют с повышенным субъективным благополучием , помимо эффектов экстраверсии и других факторов. факторы. [22]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Эронен С. и Нурми Дж. (2001). Социометрический статус молодых людей: поведенческие корреляты, когнитивно-мотивационные предпосылки и последствия. Международный журнал поведенческого развития , 25 (3), 203–213. дои : 10.1080/01650250042000212
  2. ^ Бот, С.М., Энгельс, Р.К., Книббе, Р.А., и Меус, WH (2007). Социометрический статус и употребление алкоголя в обществе: наблюдения за моделированием и убеждением в группах сверстников молодых людей. Журнал аномальной детской психологии , 35 (6), 929–941. два : 10.1007/s10802-007-9144-1
  3. ^ Jump up to: а б Терри Р. и Койе Дж. Д. (1991). Сравнение методов определения социометрического статуса детей. Психология развития , 27 (5), 867–880. дои : 10.1037/0012-1649.27.5.867
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Цзян, XL, и Силлессен, AH (2005). Стабильность непрерывных показателей социометрического статуса: метаанализ. Обзор развития , 25 (1), 1–25. дои : 10.1016/j.dr.2004.08.008
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Додж, К.А., Кой, Дж.Д., и Бракке, Н.П. (1982). Модели поведения социально отвергнутых и пренебрегаемых подростков: роль социального подхода и агрессии. Журнал аномальной детской психологии , 10 (3), 389–409. дои : 10.1007/bf00912329
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Кой, Дж. Д., Додж, К. А., и Коппотелли, Х. (1982). Размеры и типы социального статуса: межвозрастная перспектива. Психология развития , 18 (4), 557–570. дои : 10.1037/0012-1649.18.4.557
  7. ^ Jump up to: а б с Хацихристу К. и Хопф Д. (1996). Многоперспективное сравнение групп социометрического статуса сверстников в детстве и подростковом возрасте. Развитие ребенка, 67 (3), 1085. дои : 10.2307/1131881
  8. ^ Ричард, Б.А., и Додж, К.А. (1982). Социальная дезадаптация и решение проблем у детей школьного возраста. Журнал консалтинговой и клинической психологии , 50 (2), 226–233. два : 10.1037/0022-006x.50.2.226
  9. ^ Эдвардс, Р., Манстед, А.С., и Макдональд, CJ (1984). Связь между социометрическим статусом детей и способностью распознавать выражения эмоций на лице. Европейский журнал социальной психологии , 14 (2), 235–238. два : 10.1002/ejsp.2420140212
  10. ^ Родкин, ПК, Фармер, Т.В., Перл, Р. и Ван Акер, Р. (2000). Гетерогенность популярных мальчиков: антисоциальные и просоциальные конфигурации. Психология развития , 36 (1), 14–24. дои : 10.1037/0012-1649.36.1.14
  11. ^ Jump up to: а б Ван дер Вилт Ф., Ван дер Вин К., Ван Круистум К. и Ван Оэрс Б. (2019). Почему дети становятся отвергнутыми сверстниками? Обзор исследований связи устной коммуникативной компетентности и социометрического статуса в детстве. Обзор педагогической психологии , 31 (3), 699–724. два : 10.1007/s10648-019-09479-z
  12. ^ Рейнтьес А., Камфуис Дж. Х., Принци П. и Телч М. Дж. (2010). Виктимизация сверстников и проблемы интернализации у детей: метаанализ продольных исследований. Жестокое обращение с детьми и пренебрежение ими, 34 (4), 244–252. два : 10.1016/j.chiabu.2009.07.009
  13. ^ Кэссиди Дж. И Ашер С.Р. (1992). Одиночество и отношения со сверстниками у детей раннего возраста. Развитие ребенка, 63 (2), 350. дои : 10.2307/1131484
  14. ^ Вентцель, КР, и Ашер, СР (1995). Академическая жизнь заброшенных, отвергнутых, популярных и противоречивых детей. Развитие ребенка, 66 (3), 754. дои : 10.2307/1131948
  15. ^ Буковски, В.М., и Ньюкомб, А.Ф. (1984). Стабильность и детерминанты социометрического статуса и выбора дружбы: продольная перспектива. Психология развития, 20 (5), 941–952. дои : 10.1037/0012-1649.20.5.941
  16. ^ Jump up to: а б Ашер, С.Р., Синглтон, Л.К., Тинсли, Б.Р., и Хаймел, С. (1979). Надежный социометрический показатель для детей дошкольного возраста. Психология развития, 15 (4), 443–444. дои : 10.1037/0012-1649.15.4.443
  17. ^ Jump up to: а б Бройди, Л.М., Нагин, Д.С., Трембле, Р.Э., Бейтс, Дж.Э., Брэйм, Б., Додж, К.А., Витаро, Ф. (2003). Траектории развития деструктивного поведения в детстве и подростковой преступности: межнациональное исследование в шести центрах. Психология развития, 39 (2), 222–245. дои : 10.1037/0012-1649.39.2.222
  18. ^ Принштейн, MJ, и Ла Грека, AM (2004). Неприятие сверстников в детстве и агрессия как предикторы экстернализации и рискованного для здоровья поведения девочек-подростков: 6-летнее продольное исследование. Журнал консалтинговой и клинической психологии, 72 (1), 103–112. два : 10.1037/0022-006x.72.1.103
  19. ^ Принштейн, MJ, и Эйкинс, JW (2004). Когнитивные модераторы продольной связи между неприятием сверстников и симптомами подростковой депрессии. Журнал аномальной детской психологии, 32 (2), 147–158. doi : 10.1023/b:jacp.0000019767.55592.63
  20. ^ Платт, Б., Кадош, К.К., и Лау, Дж.Й. (2013). Роль неприятия сверстников в подростковой депрессии. Депрессия и тревога, 30 (9), 809–821. два : 10.1002/da.22120
  21. ^ Jump up to: а б Оден С. и Ашер С.Р. (1977). Обучение детей социальным навыкам для установления дружбы. Развитие ребенка, 48 (2), 495. дои : 10.2307/1128645
  22. ^ Андерсон, К.; Краус, М.В.; Галинский, А.Д.; Келтнер, Д. (31 мая 2012 г.). «Эффект местной лестницы: социальный статус и субъективное благополучие». Психологическая наука . 23 (7): 764–771. дои : 10.1177/0956797611434537 . ПМИД   22653798 . S2CID   8406753 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12783acd25f8c38e8f86a49ac3fdd93e__1698346620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/3e/12783acd25f8c38e8f86a49ac3fdd93e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sociometric status - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)