Натан Джуран
Натан Джуран | |
---|---|
![]() Джуран на съемках «Лэнд Рейдеров» , 1969 год. | |
Рожденный | Гурахумора , Австро-Венгерская империя (ныне Румыния) | 1 сентября 1907 г.
Умер | 23 октября 2002 г. | ( 95 лет
Занятие | Художественный руководитель фильма |
Известный | Оскар за лучшую художественную постановку 1942 года. |
Заметная работа | Насколько зеленой была моя долина |
Нафтули Герц «Натан» Юран австрийского происхождения (1 сентября 1907 — 23 октября 2002) — кинохудожник , а затем режиссёр кино и телевидения. В качестве арт-директора он получил «Оскар» за лучшую художественную постановку в 1942 году за фильм « Как зелена была моя долина » вместе с Ричардом Деем и Томасом Литтлом . Его работа над «Лезвием бритвы» в 1946 году также была номинирована на премию «Оскар». В 1950-х годах он начал режиссировать и был известен благодаря научно-фантастическим и фэнтезийным фильмам, таким как «Атака 50-футовой женщины» . Он также был братом гуру качества Джозефа М. Джурана .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Юран родился в еврейской семье в Гура Хуморулуй , Австро-Венгерская империя (ныне Румыния). [ 1 ]
В 1912 году он вместе с семьей эмигрировал в Америку, поселившись в Миннеаполисе . Он получил степень бакалавра архитектуры в Университете Миннесоты . Он также провел лето, обучаясь в Школе изящных искусств , а затем получил степень магистра архитектуры в Массачусетском технологическом институте . Он сдал экзамен на архитектора и открыл собственную контору архитектора. [ 2 ]
Художественный отдел
[ редактировать ]Поскольку строительная отрасль остановилась из-за Великой депрессии , Джуран переехал в Лос-Анджелес. Он искал работу архитектора в студии и получил работу по рисованию Бруклинского моста для RKO Radio Pictures . Ему удалось устроиться на постоянную работу рисовальщиком в художественный отдел. Он был помощником арт-директора на Качественной улице (1937).
Позже Хуаран перешел в MGM , где помогал в проектировании спальни Джульетты в «Ромео и Джульетте» (1936). Затем он присоединился к компании 20th Century Fox , помогая руководителю художественного отдела Ричарду Дэю в фильме «Как зелена была моя долина» (1941). [ 3 ]
Фоксу понравилась его работа, и он заключил с Джураном контракт. Среди его первых работ в качестве арт-директора — «Американская тетя Чарли» (1941) и «Белль Старр» (1941), а также он и Дэй получили «Оскар» за свою работу над «Вэлли» . [ 4 ]
Джуран также работал над фильмами «Я просыпаюсь с криком» (1941), «Джентльмен в сердце» (1942), «Десять джентльменов из Вест-Пойнта» (1942), «Любовь Эдгара Аллана По» (1942), «Секрет доктора Рено» (1942), «Это война для всех». (1942, короткометражка) и «Та другая женщина» (1942).
Джуран поступил на службу во флот во время Второй мировой войны в июле 1942 года и был направлен сначала в Управление стратегических служб , а затем в Разведывательный центр Королевских ВВС . [ 5 ]
После войны Джуран вернулся в «Фокс», выиграв номинацию на «Оскар» за работу над «Лезвием бритвы» (1946).
Джуран подписал семилетний контракт на должность руководителя художественного отдела Enterprise Productions . Там он снялся в фильмах «Другая любовь» (1947) и «Тело и душа» (1947). [ 6 ] Когда «Энтерпрайз» развалился, Джуран снялся в «Поцелуй кровь с моих рук» (1948) для Гарольда Хехта и «Талса» (1948) для Уолтера Вангера .
Универсальный
[ редактировать ]Затем Джуран подписал долгосрочный контракт с Universal , где он был арт-директором фильмов « Свободно для всех » (1949), «Undertow» (1949), «Winchester '73» (1950), «Депортированные» (1950), «Харви» (1950), «Яркая победа » ( 1951), «Гром на холме » (1951), «Воссоединение в Рино» (1951 ), «Пещера преступников» (1951), «Странная дверь» (1951), «Знакомьтесь с Дэнни Уилсоном» (1951), «Изгиб реки» (1952) и «Неукротимый рубеж» ( 1952). [ 3 ]
Директор
[ редактировать ]Джуран был назначен главой художественного отдела фильма «Черный замок» (1952), когда режиссер Джозеф Певни бросил учебу незадолго до съемок. Джурана попросили занять пост режиссера за две недели до съемок. [ 6 ]
Universal осталась довольна работой Джурана и подписала с ним годовой режиссерский контракт. Он снял Оди Мерфи вестерн «Оружейный дым» (1952) и Рональда Рейгана вестерн «Закон и порядок» (1953), затем сделал «Золотой клинок» (1953), «восточный» с Роком Хадсоном и «Перекати-поле» (1953) с Мерфи.
Джуран отправился в Италию в 1954 году, чтобы снять головореза « Рыцари королевы» (1954) по мотивам «Трех мушкетеров» . Затем он снял несколько эпизодов телесериала по мотивам фильма.
Джуран вернулся в Голливуд, чтобы снять независимый фильм «Highway Dragnet» (1954) по рассказу Роджера Кормана . После «Большого момента» (1954) в Paramount он вернулся в Universal, чтобы сыграть «Drums Across the River» (1954) с Мерфи. [ 7 ]
Джуран снял эпизоды « Ярости» (1954), « Перекресток» и « Моя подруга Флика» на телевидении, а также «Кривую паутину» (1955) для Сэма Кацмана в Колумбии. [ 8 ]
Научная фантастика и фэнтези
[ редактировать ]Первым научно-фантастическим фильмом Джурана стал «Смертельный богомол» (1957) на студии Universal. За этим последовал фильм «Адские кошки военно-морского флота» (1957) с Рональдом Рейганом и его женой (которая была заявлена как Нэнси Дэвис ) в главных ролях. Это был его первый фильм для продюсера Чарльза Х. Шнеера . Шнеер нанял Джурана для фильма « 20 миллионов миль до Земли» (1957) со спецэффектами Рэя Харрихаузена . Этот фильм утвердил Джурана в жанрах научной фантастики и фэнтези .
Шнеер нанял его для съемок еще одного фильма с Харрихаузеном, «Седьмое путешествие Синдбада» (1957). Это был коммерческий успех и успех у критиков. Вместо того, чтобы продолжать работу над функциями А, он, по его собственным словам, согласился на две работы «ради денег»: [ 9 ] «Мозг с планеты Арус» (1957), затем «Атака 50-футовой женщины» (1957). Оба стали культовой классикой. [ 10 ] Он был недоволен тем, как оказался Арус , и назначил ему счет «Натан Герц».
Джуран снял вестерн для Шнеера, «Добрый день для повешения» (1958) и для телевидения эпизоды « Фрэнсис Лэнгфорд представляет» , «Мир гигантов » и «Люди в космосе» (1960).
Джуран вернулся в кино с написанным им самим фильмом «Джек-убийца великанов» (1962) для продюсера Эдварда Смолла . Затем он снялся в фильме «Полет потерянного воздушного шара» (1961), который был выпущен первым, — приключении, на которое сильно повлиял Жюль Верн , соавтором сценария и режиссером которого он был. Примерно в это же время он написал рассказы для фильмов «Гроб доктора Блада» (1961), но не стал режиссером, и «Мальчик, который поймал мошенника» (1961), а также написал черновик « Сына капитана Блада» . [ 11 ]
Джурана снялся во второй съемочной группе в фильме MGM «Мятеж на награде» (1962). Шнеер нанял Джурана для постановки «Осады саксов» (1963) и «Первые люди на Луне» (1964) (по роману Герберта Уэллса с эффектами Гаррихаузена). [ 12 ] [ 13 ] Он совершил имперское приключение для Шнеера на востоке Судана (1964) и руководил вторым отрядом в фильме «Сирано и д'Артаньян» (1964).
Телевидение
[ редактировать ]Джуран обратился к телевидению в 1959 году. Он снял эпизоды « Человек по имени Шенандоа» и «Дэниел Бун» , а также эпизоды всех четырех Ирвина Аллена научно-фантастических сериалов 1960-х годов «Путешествие на дно моря» , «Затерянные в космосе » , «Туннель времени» и «Земля». из Гигантов .
Последние фильмы
[ редактировать ]Он снялся в полнометражном фильме Шнеера « Лэнд Рейдеры» (1970), вестерне, прежде чем операция по поводу рака вынудила его уйти на пенсию в 1970 году. Джуран вернулся после выхода на пенсию, чтобы снять «Мальчика, который плакал оборотнем» (1973) со своей старой «Синдбада» звездой Кервином Мэтьюзом. . Затем он вернулся к своей первой карьере - архитектуре. [ 14 ]
В 1999 году он был удостоен премии Lifetime Career Award от Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов США.
Он умер в возрасте 95 лет в Палос-Вердес, Калифорния , США.
Частичная фильмография
[ редактировать ]- Как арт-директор
- Насколько зеленой была моя долина (1942)
- Лезвие бритвы (1946)
- Как директор
- Черный замок (1952)
- Закон и порядок (1953)
- Оружейный дым (1953)
- Золотой клинок (1953)
- Перекати-поле (1953)
- Барабаны через реку (1954)
- Шоссе-драгнет (1954)
- Кривая паутина (1955)
- Смертоносный богомол (1957)
- 20 миллионов миль до Земли (1957)
- Адские кошки военно-морского флота (1957)
- Мозг с планеты Арус (1957)
- Седьмое путешествие Синдбада (1958)
- Атака 50-футовой женщины (1958)
- Хороший день для повешения (1959)
- Полет потерянного воздушного шара (1961)
- Мальчик, который поймал мошенника (1961)
- Джек-убийца гигантов (1962)
- Осада саксов (1963)
- Первые люди на Луне (1964)
- Восток Судана (1964)
- Ленд Рейдеры (1970)
- Мальчик, который кричал: оборотень (1973)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джуран, Джозеф М. (2004), Архитектор качества: автобиография доктора Джозефа М. Джурана (1-е изд.), Нью-Йорк: McGraw-Hill, стр. 354–355, ISBN 978-0-07-142610-7 , OCLC 52877405
- ^ Свайрс, апрель 1989 г., стр. 58.
- ^ Перейти обратно: а б «Интервью с Натаном Джураном» . Гильдия режиссёров Америки .
- ^ «ПРЕМИЯ АКАДЕМИИ ДЖОАН ФОНТЕЙН». Нью-Йорк Таймс . 27 февраля 1942 года. ПроКвест 106159127 .
- ^ Маклеллан, Деннис (1 ноября 2002 г.), «Натан Джуран, 95 лет; арт-директор, кинорежиссер» , The Los Angeles Times , стр. Б12
- ^ Перейти обратно: а б Свайрс, апрель 1989 г., стр. 59.
- ^ Шаллерт, Э. (28 сентября 1953 г.). «Драма». Лос-Анджелес Таймс . ПроКвест 166526938 .
- ^ Шойер, ПК (21 августа 1955 г.). «Город под названием Голливуд». Лос-Анджелес Таймс . ПроКвест 166828103 .
- ^ «Свайрс, май 1989 г., стр. 56».
- ^ «КИНО СОБЫТИЕ». Лос-Анджелес Таймс . 3 января 1958 года. ПроКвест 167205526 .
- ^ «КИНОЛЕДСКИЕ СОБЫТИЯ». Лос-Анджелес Таймс . 8 сентября 1961 года. ПроКвест 167892321 .
- ^ Вестфаль, Гэри, Биографическая энциклопедия научно-фантастических фильмов Гэри Вестфала , получено 5 апреля 2008 г.
- ^ « ФИЛЬМ «ТОМ ДЖОНС» ОТКРЫВАЕТСЯ ЗДЕСЬ 7 ОКТЯБРЯ». Нью-Йорк Таймс . 17 сентября 1963 года. ПроКвест 116532306 .
- ^ Свайрс, май 1989 г., стр. 62.
Примечания
[ редактировать ]- Свайрс, Стив (апрель 1989 г.). «Натан Джуран: Фэнтезийные путешествия Джерри-убийцы гигантов, часть первая» . Журнал Старлог . № 141. С. 56–62.
- Свайрс, Стив (май 1989 г.). «Натан Джуран: Фэнтезийные путешествия Джерри-убийцы гигантов, часть вторая» . Журнал Старлог . № 142. С. 55–59.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Натан Джуран на IMDb
- Некролог в Los Angeles Times
- Интервью с Джураном в Гильдии режиссеров Америки
- Коллекция Натана Джурана в библиотеке Маргарет Херрик
- 1907 рождений
- 2002 смертей
- Американские арт-директора
- Американский народ австрийско-еврейского происхождения
- Лауреаты премии Оскар за лучшую художественную режиссуру
- Американские режиссеры научно-фантастических фильмов
- Режиссеры фэнтези-фильмов
- Выпускники Школы архитектуры и планирования Массачусетского технологического института
- Люди из Гура Хуморулуй
- Люди из Палос-Вердес, Калифорния
- Художники из Миннеаполиса
- Австрийские евреи
- Австрийские эмигранты в США
- Выпускники Школы архитектуры Университета Миннесоты
- Моряки ВМС США
- Персонал ВМС США времен Второй мировой войны
- Сотрудники Управления стратегических служб
- Режиссеры из Калифорнии
- Американские телевизионные режиссеры