Мото Хаджио
Мото Хаджио | |
---|---|
Мото Хаджио | |
![]() Хаджио в 2008 году | |
Рожденный | Омута, Фукуока , Япония | 12 мая 1949 г.
Занятие | Художник манги |
Годы активности | 1969 – настоящее время |
Заметная работа | |
Заголовок | Человек культурных заслуг |
Награды | |
Подпись | |
![]() |
Мото Хаджио ( 萩尾 望都 , Хагио Мото , родился 12 мая 1949 года) — японский художник манги . Признанная за ее вклад в сёдзё -мангу ( мангу, предназначенную для молодых и подростковых женщин), Хагио считается самым значительным художником среди населения и одним из самых влиятельных художников манги всех времён, её называют «богом сёдзё -манги» ( 少女漫画の神様 , сёдзё манга но ками-сама ) критиков.
Хаджио дебютировала как художница манги в 1969 году в издательстве Kodansha, а затем переехала в Сёгакукан в 1971 году, где она смогла публиковать свои более радикальные и нетрадиционные работы, которые были отвергнуты другими издателями. Ее первые сериализации в Shogakukan — вампирское фэнтези «Клан По» , сёнэн-ай (мужской роман) драма «Сердце Томаса» и научно-фантастический триллер « Они были одиннадцать » — были среди первых произведений сёдзё -манги, получивших признание критиков. и коммерческий успех. Впоследствии Хагио стала центральной фигурой в Year 24 Group , группе женщин-художников манги, которые значительно повлияли на сёдзё -мангу в 1970-х годах, представив новые эстетические стили и расширив категорию за счет включения новых жанров. С 1980-х годов Хаджио рисовал в основном мангу, ориентированную на взрослых, в журнале манги Petit Flower и его преемнике Flowers , в частности Marginal , A Cruel God Reigns и Nanohana .
Хотя Хаджио в основном работает в жанрах научной фантастики, фэнтези и сёнэн-ай , ее манга исследует широкий спектр тем и сюжетов, включая комедию, историческую драму, а также социальные и экологические проблемы. Она была отмечена многочисленными наградами как в Японии, так и за рубежом, включая Орден Восходящего Солнца , Почетную медаль и награду как Человек за культурные заслуги .
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Мото Хаджио родился 12 мая 1949 года в Омуте, Фукуока . [1] Отец Хаджио, второй из четырех братьев и сестер, работал докером, а мать была домохозяйкой. Из-за работы ее отца семья Хаджио часто переезжала между Омутой и Суитой в префектуре Осака . [2] Хаджио начала рисовать в раннем возрасте в свободное время и посещала частные уроки рисования со своей старшей сестрой. [3] На третьем году обучения в начальной школе она начала читать мангу , которую приобрела в каши-хон ( магазинах по прокату книг ) и в школьной библиотеке. [1] [4] Ее родители не одобряли ее интерес к иллюстрациям и манге, которые, по словам Хаджио, они рассматривали как «что-то для детей, недостаточно взрослых, чтобы читать», и «препятствие для учебы»; это станет основным фактором, способствующим тому, что отношения с ее родителями станут натянутыми на всю жизнь. [3]
В детстве Хагио читала и находилась под влиянием произведений художников манги Осаму Тэдзука , Сётаро Исиномори , Хидеко Мизуно и Масако Ватанабэ , а также художественной литературы японских авторов, таких как Кендзи Миядзава , и западных авторов научной фантастики и фэнтези, таких как Исаак. Азимов , Артур Кларк и Роберт Хайнлайн . [3] [4] Она начала серьезно задумываться о профессиональной карьере в области манги после прочтения манги Тэдзуки « Синсенгуми» в 1965 году. [5] а в 1967 году начал отправлять рукописи манги в различные издательства, включая Kodansha , Shueisha и собственный журнал манги Тэдзуки COM . [2]
В старшем классе средней школы Хагио познакомилась с художницей манги Макико Хирата , которая также жила в Омуте и делала профессиональную карьеру в Коданся, еще учась в старшей школе. После окончания учебы Хирата переехала в Токио и предложила познакомить Хаджио со своим редактором, на что Хаджио согласился. [3] Хаджио дебютировала как художница манги в журнале манги Nakayoshi издательства Kodansha с рассказами «Лулу и Мими» в августе 1969 года и «Сутеки на Махо» в сентябре 1969 года. [3] Хагио начал работать на Накаёси под руководством нового редактора, но боролся с редакционными ограничениями журнала: Накаёши публиковал в основном спортивную мангу для детей, в то время как Хагио предпочитал писать научно-фантастические и фэнтезийные рассказы, ориентированные на взрослые темы и предметный материал. Следующие четыре ее рукописи, представленные Накаёси, были впоследствии отклонены, а редакторы поручили ей писать рассказы, которые были бы «более интересными и веселыми». [6] В 1970 году Хагио опубликовал одноразовые (из одной главы) манги-рассказы «Cool Cat» и «Bakuhatsu Gaisha» в журнале «Nakayoshi» . [7]
Прорыв и группа «24 года»
[ редактировать ]Вскоре после своего дебюта Хаджио начала переписку с Нори Масуямой , поклонницей Хаджио, которая узнала о ее работах через Накаёши . Масуяма подарил Хаджио копию романа Демиан» « Германа Гессе , автора, чьи романы сильно повлияли на Хаджио и существенно повлияли на ее мангу. [6] В то же время редактор Хагио поручил ей помогать художнику манги Кейко Такэмия , чьи работы были опубликованы в Nakayoshi , COM и Margaret . Два художника подружились, и Такемия предложил им вместе переехать в квартиру в Токио; Хаджио, которая все еще жила со своими родителями в Омуте и не была уверена в своем будущем как художница манги, сначала отказалась от ее приглашения. [7] Вскоре после этого Такемия познакомил Хагио с Джунья Ямамото , редактором Shogakukan и главным редактором журнала манги Bessatsu Shōjo Comic . Ямамото согласился опубликовать ранее отклоненные рукописи Хаджио, а Хагио принял предложение Такемии переехать в Токио. [7]
В 1971 году Хагио и Такемия переехали в арендованный дом в Оизумигакуэнчо , Нерима , Токио, расположенный недалеко от дома Нори Масуямы. Вместе три женщины решили создать жилое пространство по образцу XIX французских литературных салонов , получившее прозвище «Салон Оидзуми». Салон Оидзуми был направлен на улучшение качества и репутации сёдзё -манги, которая в то время была отвергнута критиками как публикующая легкомысленные рассказы для маленьких детей. [8] [9] многочисленные художники сёдзё Салон Оидзуми посетили , в том числе Сио Сато , Ясуко Саката , Юкико Кай , Акико Хацу , Нанаэ Сасая , Минеко Ямада , Айко Ито , Мичи Тарасава и Мисако Начи . [10] Эту группу художников стали называть Группой 24-го года . [а] Группа Year 24 внесла значительный вклад в развитие сёдзё- манги, представив новые эстетические стили и расширив демографический состав, включив в него элементы научной фантастики , исторической фантастики , приключенческой фантастики и однополых романов: как мужчин, так и мужчин ( сёнэн-ай и яой). ) и женский-женский ( юрий ). [12] В этот период Хаджио опубликовал -ай одноразовый сёнэн «Ноябрьская гимназия» в 1971 году, за которым последовало вампирское фэнтези «Клан По» в 1972 году. [13] причем последняя серия стала первым крупным критическим и коммерческим успехом Хаджио. «Клан По» также был первой серией, опубликованной Shogakukan как танкобон (сборник); [1] Первое танкобонское издание «Клана По» было распродано первоначальным тиражом в 30 000 экземпляров за три дня, что на тот момент было беспрецедентным объемом продаж для серии сёдзё-манги, которая не была адаптирована в аниме . [14]
После поездки Хагио, Масуямы и Ямагиси в Европу в 1973 году Такемия объявила, что салон Оидзуми закроется, поскольку она предпочитает продолжать свою карьеру в одиночку. [15] Десятилетия спустя и Хаджио, и Такемия рассказали, что в 1973 году у пары произошла ссора, которая до сих пор не примирилась; Такемия написала в своих мемуарах о чувстве ревности и комплексе неполноценности по отношению к Хаджио, в то время как Хагио написала, что их отношения были натянуты из-за обвинений критиков в том, что она заимствовала плагиат своих работ сёнэн-ай Такемии. [16] Тем не менее, инновации, внесенные в сёдзё- мангу группой Year 24, внесли значительный вклад в развитие демографической группы, доведя ее до того, что критики назвали « золотым веком ». [8] [9]
Карьера художника манги
[ редактировать ]После критического и коммерческого успеха «Версальской розы» члена группы 24 года Риёко Икеды редактор Hagio Джунья Ямамото попросил ее создать серию аналогичной длины и сложности для публикации в журнале манги Shukan Shōjo Comic . Результатом стала серия « Сердце Томаса» , длинная сериализованная версия более ранней книги Хаджио «Ноябрьская гимназия» , сериализация которой началась в журнале в 1974 году. [17] Хотя поначалу сериал был плохо принят читателями, к концу выпуска « Сердце Томаса» стало одним из самых популярных сериалов в Shukan Shōjo Comic . [17] Критический и коммерческий успех «Клана По» и «Сердца Томаса» освободил Хаджио от большинства редакционных ограничений и позволил ей опубликовать ранее отвергнутые произведения научной фантастики , жанра, который в то время считался неподходящим для женской аудитории и поэтому был запрещен. фактически отсутствует в сёдзё- манге. [7] [18]
«Они были одиннадцатью» , первая опубликованная серия научно-фантастической манги Хаджио, начала выпускаться в Bessatsu Shōjo Comic в 1975 году. [19] Хагио начала зарекомендовать себя как писатель-фантаст и отошла от ограничений журналов сёдзё , опубликовав манга-адаптацию писателя-фантаста Рю Мицусэ романа «Хякуоку-но-Хиру в Сэн'оку-но-Ёру» в сёнэн -манге (манге для мальчиков) . ) журнала Weekly Shōnen Champion в 1977 году. [19] За этим последовало несколько манга-адаптаций произведений Рэя Брэдбери, опубликованных в виде одноразовой антологии U wa Uchuusen no U , начиная с 1977 года. [18] Джин-но Санкаку в 1980 году и различные кадры в научно-фантастическом журнале SF Magazine . В этот период Хагио действительно создавал научно-фантастические произведения для журналов сёдзё , в частности Star Red для Shukan Shōjo Comic с 1978 по 1979 год. [19]
В 1980 году Ямамото стал редактором-основателем Petit Flower , нового журнала в Сёгакукане, который публиковал мангу, ориентированную на взрослую женскую аудиторию. Хаджио перешла в журнал, где ей был предоставлен полный редакционный контроль над выпускаемой ею мангой. [1] В последующие десятилетия Хаджио опубликовал множество работ в журнале Petit Flower и его преемнике Flowers , которые отличаются зрелыми темами и сюжетным материалом. Известные работы включают криминальный триллер «Сетка» в 1980 году, постапокалиптический научно-фантастический сериал « Маргинал» с 1985 по 1987 год, полуавтобиографическую «Девушку-игуану» в 1992 году и «Царство жестокого бога» с 1993 по 2001 год. Работы Хаджио в этот период, как правило, не пользовались успехом. под влиянием развития современной сёдзё -манги, такой как эротическая манга таких художников, как Кёко Оказаки , и дзёсэй манга или таких художников, как Эрика Сакурадзава . [1]
Хаджио начал преподавать мангу в качестве приглашенного профессора в Университете искусств и дизайна Джошиби в 2011 году. [20] В том же году ядерная катастрофа на Фукусиме произошла ; с публикацией своей серии манги «Нанохана » Хагио стала одной из первых художников манги после Котобуки Сириагари, которая обратилась к катастрофе непосредственно в своих работах; Известность Хаджио как художника объясняется тем, что он повлиял на других художников манги, которые помогли им решить проблему катастрофы в своих работах. [13] [21] Чтобы отметить пятнадцатилетие « Цветов» в 2016 году, Хаджио запустил возрождение «Клана По» в журнале, опубликовав новые главы почти через сорок лет после завершения оригинальной серии. [22]
Стиль и влияния
[ редактировать ]
Когда ее спросили о визуальном влиянии, Хаджио ответила, что на нее повлияли Шотаро Исиномори макеты страниц , одежда Хидеко Мизуно и Масако Яширо . глаза [3]
В начале 1970-х Хагио и ее коллеги по группе 24 класса внесли значительный вклад в становление сёдзё -манги как отдельной категории манги. [23] повторяя вклад, внесенный в эту категорию в 1950-х и 1960-х годах такими художниками, как Макото Такахаси, для создания «визуальной грамматики сёдзё -манги». [24] Главным среди этих разработок было использование внутреннего монолога , который был написан вне речевых выносок и разбросан по странице. Эти монологи позволяют исследовать внутреннюю сущность и эмоции персонажей и служат компенсацией отсутствия повествования от третьего лица в манге. [24]
В частности, в манге Хаджио внутренние монологи часто сопровождаются символическими мотивами , которые выходят за пределы границ панелей и перекрываются, напоминая монтаж или коллаж, создавая трехмерный эффект. [24] Эти мотивы часто состоят из декоративных элементов (цветов, облаков, экранонов и т. д.). [25] но также часто это линии, блестки и звукоподражания , которые усиливают «исследование внутреннего мира» персонажей. [26] Хаджио также использует портреты главных героев в полный рост (техника, разработанная Макото Такахаси), а также наложенные крупные планы этих персонажей, чтобы отметить важность персонажа в повествовании. [25] Хаджио также использует мизансцену и освещение, характеризующееся сильным контрастом тени и света, что придает ее работам театральный эффект. [26] [27]
Когда Хаджио начала создавать мангу для взрослой аудитории, начиная с Mesh в 1980 году, она приняла более реалистичный стиль. В частности, она изменила форму тела своих персонажей, которые до этого демонстрировали типичный стиль сёдзё , головы которых были пропорционально больше, чем остальная часть их тел. [28] Она также постепенно меняла макеты своих страниц, особенно в 2000-е годы, чтобы сделать свой стиль более доступным для новой читательской аудитории. [21]
Темы и мотивы
[ редактировать ]Хаджио в основном является автором работ в жанрах научной фантастики, фэнтези и детской любви , хотя ее работы исследуют широкий спектр тем и сюжетов. Это особенно верно в отношении ее рассказов, в которых отражены самые разные темы и жанры, включая комедию, историческую драму, а также социальные и экологические проблемы. Хотя ее работы ориентированы в первую очередь на женскую аудиторию, она привлекает и мужскую аудиторию. [1]
Дисфункциональные семьи
[ редактировать ]
У Хаджио уже давно были сложные отношения с родителями, которые не одобряли ее карьеру художника манги даже после того, как она добилась критического и коммерческого успеха; только в 2010 году, когда Хаджио исполнился 61 год, ее мать приняла ее профессию. [27] Эти натянутые отношения в сочетании с собственным интересом Хаджио к семейной психологии оказали значительное влияние на ее мангу. [1] Семьи и семейные драмы повторяются как общие мотивы в манге Хаджио, особенно близнецы , которые вдохновлены детской фантазией Хаджио о сестре-близнеце, чтобы ее мать обращала на нее больше внимания. [1] и матери, которых обычно изображают неспособными любить своих детей и которые часто умирают. [30]
Первоначально Хаджио рассматривал мангу как возможность изобразить «что-то прекрасное», а не «уродливую» реальность. Следовательно, она избегала современной японской обстановки в своих ранних работах, вместо этого предпочитая европейскую или потустороннюю научно-фантастическую обстановку. [29] Тем не менее, эти ранние работы посвящены дисфункциональным семейным отношениям, таким как ее одноразовая Бьянка (1970), «готический заговор мести» ребенка против своих родителей и старших авторитетных фигур. [31] Ее одноразовый фильм «Девушка-игуана» 1992 года стал поворотным моментом как в ее жизни, так и в карьере. В этой полуавтобиографической истории мать воспринимает свою дочь как игуану и отвергает ее; дочь усваивает это отвержение и, в свою очередь, убеждается, что она игуана. Хаджио описала процесс написания рассказа как средство примирения со своей семьей, и после его публикации ей стало легче писать произведения, действие которых происходит в современной Японии. [29] Семейная драма, тем не менее, остается общей темой в ее произведениях, что выражено в рассказах, затрагивающих темы отказа от детей, инцестуального изнасилования и абортов. [1]
Бисёнэн и сёнэн-ай
[ редактировать ]
В произведениях Хаджио главными героями обычно являются мужчины, а не женщины, особенно бисёнэн ( букв. «Красивые мальчики», термин, обозначающий красивых и андрогинных молодых людей). Она описала «чувство освобождения». [33] это происходит благодаря написанию мужских персонажей, поскольку они позволяют ей свободно выражать мысли и концепции, в отличие от главных героев-женщин, которые сталкиваются с ограничениями патриархального общества. [33] [34] Хагио впервые познакомила главных героев бисёнэн со своими произведениями в «Ноябрьской гимназии» в 1971 году. Действие сериала происходит в школе-интернате для мальчиков, хотя в раннем наброске истории местом действия была школа-интернат для девочек, чтобы соответствовать условностям сёдзё - манга того времени, в результате чего возникла история жанра S. класса Недовольный проектом, Хаджио изменил главных героев на бисёнен ; это совместило историю с зарождавшимся тогда жанром сёнэн-ай , предшественником любви современных мальчиков (мужская романтическая манга). [34]
Бисёнэн . в произведениях Хаджио одновременно несексуальны и андрогинны: социально мужественны, физически андрогинны и психологически женственны [35] Значение гендерной двусмысленности рассматривалось критиками по-разному: с необычной точки зрения ученый-манга Джеймс Велкер как выражение сублимированной лесбийской идентичности, [33] а с феминистской точки зрения социолога Тизуко Уэно это попытка вырваться из патриархальной дихотомии путем создания «третьего пола». [34]
Феминистская научная фантастика
[ редактировать ]Научно-фантастические произведения Хаджио изображают типичные для жанра темы и сюжеты, такие как клонирование человека и путешествия во времени , но также используют способность жанра изображать миры, в которых гендерные различия и дисбаланс сил отличаются от таковых в реальном мире. Научно-фантастическая манга Хаджио часто исследует темы, касающиеся места женщины в обществе, материнства и гендерной изменчивости , черпая особое вдохновение из работ Урсулы К. Ле Гуин . [36]
Яркие примеры включают «Они были одиннадцать» , в котором изображены персонажи, принадлежащие к расе, где люди асексуальны при рождении и чей пол определяется в зрелом возрасте; [37] Star Red , изображающая главного героя, рожденного мужским персонажем. [38] и Маргинальный , действие которого происходит в обществе, в котором большинство стало мужским благодаря использованию сексуальной биологической инженерии . [39] Эта феминистская научная фантастика , в которой персонажи стирают различия между полом и гендером, бросает вызов понятиям дуализма и полового диморфизма. [39] утверждает, Социолог Тизуко Уэно что он представляет собой эволюцию феминистского использования жанра любви мальчиков для исследования этих тем. [34] Он также вдохновил на создание работ других Рэйко художников-фантастов сёдзё, таких как Симидзу и Саки Хиватари . [1]
Работает
[ редактировать ]Манга
[ редактировать ]Ниже приводится список сериализованных и одноразовых манга Хаджио. Сериализации относятся к произведениям, состоящим из нескольких глав, которые обычно позже публикуются в виде сборников ( танкобон ), а одноразовые относятся к произведениям, состоящим из одной главы, которые иногда позже собираются в антологии . Названия произведений, не получивших официального англоязычного перевода или не имеющих английского названия, указаны с использованием латинизации Хепберна . Все даты и издатели взяты из The 50th Anniversary of The Poe Clan and the World of Moto Hagio, если не указано иное. [40]
Сериалы
[ редактировать ]Начинать | Конец | Английский / Название Хепберн | Оригинальное название | Издатель |
---|---|---|---|---|
1971 | 1974 | Сейрей Кари | « Охота за духами » | Сёгакукан |
1972 | подарок [б] | Клан По | Семья По | Сёгакукан |
1972 | 1976 | Тотемо Сиавасэ Мото-тян | «Очень счастлива, Мото -чан» | Сёгакукан |
1974 | 1974 | Сердце Томаса | сердце Томы | Сёгакукан |
1975 | 1975 | Коно ко Уримасу | Эта девушка идет! («Я продам тебе эту девушку!») | Сёгакукан |
1975 | 1975 | Аройсу | Алоис («Алоис») | Хакусенша |
1975 | 1975 | Им было одиннадцать | Есть 11 человек! | Сёгакукан |
1975 | 1976 | Акагге-но Итоко | « Рыжий кузен» | Шуэйша |
1976 | 1976 | Американский пирог | американский пирог | Акита Шотен |
1976 | 1976 | Европа Мигихидари | « Европа правая и левая» | Акита Шотен |
1977 | 1977 | Сёдзё Роман | Девушка Роман (Сёдзё Роман) | Акита Шотен |
1977 | 1978 | Брэдбери Кессаку-сен Генсаку | шедевр « Брэдбери » Оригинальный | Шуэйша |
1977 | 1978 | Десять миллиардов дней и сто миллиардов ночей | Десять миллиардов дней и сто миллиардов ночей | Сёгакукан |
1978 | 1979 | Звездный Красный | звезда красная | Сёгакукан |
1979 | 1979 | Ужасные дети | страшные дети | Сёгакукан |
1980 | 1983 | Сетка | сетка | Сёгакукан |
1980 | 1982 | Джин но Санкаку | « Серебряный треугольник» | Хаякава |
1981 | 1984 | А, Премьер | АА' | Акита Шотен, Сёгакукан |
1982 | 1982 | Мозаика Расен | ' Мозаика Расен' | Акита Шотен |
1985 | 1985 | Сарай или хижина | ' Ваза с розами' | Сёгакукан |
1985 | 1987 | Маргинальный | маргинальный | Сёгакукан |
1988 | 1988 | Канзен Ханзай Феари | « Идеальная криминальная фея » | Сёгакукан |
1988 | 1989 | Фурава Фесутибару | « Фестиваль цветов » | Сёгакукан |
1988 | 1991 | Уми но Ария | ' Ария моря' | Кадокава Шотен |
1980 | 1990 | Рома и но Мичи | ' Дорога в Рим ' | Сёгакукан |
1991 | 1992 | Каншашира Дзуноотоко | « Неблагодарный человек » | Сёгакукан |
1992 | 2001 | Царствует жестокий Бог | управляемый жестоким богом | Сёгакукан |
1992 | 1994 | Абунай Ока но Ие | « Дом на Опасном холме» | Кадокава Шотен |
2002 | 2005 | Другой мир Барбара | Барбара, другой мир | Сёгакукан |
2006 | 2007 | Абуназака Отель | Абунасака ОТЕЛЬ | Шуэйша |
2006 | 2012 | Где угодно, только не здесь | Не здесь★где-то | Сёгакукан |
2008 | 2012 | Маленький Лео | Лео-кун | Сёгакукан |
2009 | 2010 | Хисикава-сан — Неко | «Мистер Хисикава и его кот » | Коданша |
2011 | 2012 | Поддерживается | Наноха | Сёгакукан |
2013 | 2020 | Королева Марго | королева Марго | Шуэйша |
2013 | 2015 | Прочь | прочь | Сёгакукан |
Одиночные выстрелы
[ редактировать ]Год | Английский / Название Хепберн | Японское название | Опубликовано в |
---|---|---|---|
1969 | Лулу обращается к Мими | «Лулу и Мими » | Накаёси |
Сутеки на Махо | « Чудесное волшебство » | Накаёси | |
1970 | Куру Кьятто | «Крутой кот » | Накаёси |
Бакухацу Гайша | « Компания- пустышка » | Накаёси | |
Бьянка | ビアンカ (BiankaБьянка | Друг Сёдзё | |
Карта Карта Карта | ' Торт Торт Торт' | Накаёси | |
1971 | Девушка на крыльце с щенком | Девушка и собачка на крыльце ( Pōchi de Shōjo ga Koinu to ) | С |
Белль Майку-но Оханаси | « История Белль и Майка » | Сёдзё Комикс | |
Юки но Ко | « Снежное дитя » | Сёдзё Комикс | |
То но Ару Ие | « Дом с башней» | Сёдзё Комикс | |
Дженифер но Кои но Оайте Ва | «Кто парень Дженнифер ?» | Накаёси | |
Ханайоме или Хиротта Отоко | « Человек, который принес невесту» | Сёдзё Комикс | |
Катаппо-но Фуру Гуцу | « Изношенная обувь» | Накаёси | |
Кавайсо на Мама | « Бедная мама » | Сёдзё Комикс | |
Сейрей-гари | « Охота за духами » | Сёдзё Комикс | |
Четырнадцать | ' Модлин ' | Сёдзё Комикс | |
Сайо-но ну Юката | «Юката, сшитая Сайо» | Сёдзё Комикс | |
Кеннет Оджисан в Футаго | « Дядя Кеннет и близнецы» | Сёдзё Комикс | |
Мо Хитоцу но Кои | « Другая любовь » | Сёдзё Комикс | |
Джу-гатсу но Сёдзё-тачи | « Девочки в октябре» | С | |
Осеннее путешествие | Осеннее путешествие ( Аки но Таби ) | Сёдзё Комикс | |
Ноябрьская гимназия | Гимназия в ноябре ( Jūichigatsu no Gimunajiumu ) | Сёдзё Комикс | |
Широки Мори Сирои Сёнэн но Фуэ | "Флейта белого мальчика белого леса " | Сёдзё Комикс | |
Сирои Тори ни Натта Сёдзё | « Девушка, которая стала белой птицей» | Сёдзё Комикс | |
Сара-Хилл-но Сейя | «Священная ночь на Сейлор -Хилл » | Сёдзё Комикс | |
1972 | Асоби-дама | «Игрушечный мяч » | Сёдзё Комикс |
Кейто-дама ни Джаренайде | «Не играй с клубком пряжи » | Сёдзё Комикс | |
Мицукуни-но Мусуме | « Дочь Мицукуни » | Сёдзё Комикс | |
Гомен Асобасэ! | 'Мне жаль !' | Сёдзё Комикс | |
Сан-гатсу Усаги га Шудан Де | « Мартовские зайцы в компании» | Сёдзё Комикс | |
Ёсей-но Комори | туфелька « Сказочная » | Сёдзё Комикс | |
Року-гацу-но Коэ | «Голос июня » | Сёдзё Комикс | |
Мамаредо-чан | Мармелад-тян («Мармелад-чан») | Сёдзё Комикс | |
Мой | Миа | Сёдзё Комикс | |
1973 | Сенбон-ме но Пин | « Тысячный значок » | Сёдзё Комикс |
Кьябецу-батаке-но Исан Созокунин | « Наследник капустного поля» | Сёдзё Комикс | |
Давай, Кезира Сера | « О боже, Que Sera, Sera» | Сёдзё Комикс | |
1974 | Хавадо-сан-но Синбун Кококу | «Реклама Говарда в газете» | Сёдзё Комикс |
Единорог но Юме | единорога Мечта « » | Сёдзё Комикс | |
Манга Азбука | Манга Азбука | Сёдзё Комикс | |
Пушикятто Пушикятто | "Кошечка- кошечка " | Сёдзё Комикс | |
1975 | Онсицу | ' Теплица ' | Семнадцать |
Суторито | «Космическая улица » | Сёдзё Комикс | |
Нарушать | Виолита | Джотомо | |
1976 | Хана Хикари-но Нака | ' В цветах и свете ' | Сёдзё Комикс |
У озера | На берегу озера | Клубничные поля | |
1977 | Онсицу | « Лес без теней » | Большой комикс, оригинал |
Женат, десять лет спустя | Мари десятого курса | Большой комикс, оригинал | |
Морской | морской | Семнадцать | |
1978 | Горуден Райракку | ' Золотая сирень' | Сёдзё Комикс |
Хидарикики-но Идзан | « Левша Изан» | Сан-Франциско Фантазия | |
1979 | Ханабана ни Суму Кодомо | ' Дети, живущие в цветах ' | Принцесса |
Куколка | Куколка | Семь комиксов | |
1980 | Гесшоку | « Лунное затмение» | Вампирелла |
В Рагини | Рагини | Журнал СФ | |
Посетитель | посетитель | Маленький цветок | |
Пьяный сон | мечтать | Королевская сага | |
Кинъё но Йору но Шукай | « Пятничное вечернее собрание » | Журнал СФ | |
1983 | Широ | ' Замок ' | Маленький цветок |
4/4 (Четыре кварты) | 4/4 Проклятие Каракатицы | Маленький цветок | |
1984 | Хансин: Полубог | полубог | Маленький цветок |
Подставка для яиц | подставка для яиц | Маленький цветок | |
Найз о | « Ложный король» | Маленький цветок | |
Травяная красота | травяная красота | Букет | |
Тенси но Гитай | « Ангел- мимик» | Маленький цветок | |
Веревка | Лодка | Маленький цветок | |
1985 | Замедлять | замедлять | Маленький цветок |
Сарай или хижина | Ваза с розами ("Корабль") | Маленький цветок | |
Юджин К | друг К | Грейпфрут | |
Кими ва Уцукусии Хитоми | «У тебя красивые глаза » | Аска | |
1989 | Кайдзоку Химегими | «Пираты и принцессы » | Маленький цветок |
Аой Тори | ' Синяя птица ' | Маленький цветок | |
1990 | Манацу но йо но Вакусей (Планета) | « Планета летнего солнцестояния » | Маленький цветок |
1991 | Ротбарт | Ротбарт | Маленький цветок |
Джульетта-но Койбито | « Любовник Джульетты » | Маленький цветок | |
Катарсис | катарсис | Маленький цветок | |
1992 | Игуана Девушка | дочь игуаны | Маленький цветок |
1994 | Гого-но Хизаши | « Послеполуденное солнце» | Большое золото |
Гакко и Ику Кусури | лекарство, чтобы пойти в школу | Большое золото | |
1998 | Ребенок, который приходит домой | ребенок возвращается домой | Детская коллекция Игё 7 |
2006 | Нагагуцу о Хаита Сима Нэко | « Кот в сапогах» | Неко Мото |
2007 | Торт ко Дню Рождения | праздничный торт | Сан-Франциско Япония |
Ива | дерево | Цветы | |
2008 | Клиника Нэкомото | Клиника Нэкомото | Неко Мото 2 |
2016 | Через ворота Юры | ворота Юры | Ежемесячно во второй половине дня |
2018 | Басутей Найт | « На автобусной остановке» | Утро |
2020 | Галилей-но Учу | Галилея » « Вселенная | Магазин приложений [41] |
2021 | Кирин Кари | « Охота на Кирина » | Дайджиро Морохоши Дань уважения 50-летию [42] |
Англопереведенные произведения
[ редактировать ]- Четыре истории Сёдзё (1996, Viz Media, ISBN 1-56931-055-6 )
- Мультиавторская антология, содержащая «Они были одиннадцать» .
- А, А Прайм (1997, Viz Media , ISBN 978-1569312384 )
- Собирает A, A' , 4/4 и X+Y .
- Пьяный сон и другие истории (2010, Fantagraphics Books , ISBN 978-1-60699-377-4 )
- Коллекционирует Бьянку ; Девушка на крыльце с щенком ; Осеннее путешествие ; Мари, десять лет спустя ; Пьяный сон ; Хансин: Полубог ; Ангел Мимик ; Девушка-игуана ; Ребенок, который приходит домой ; и Ива .
- Сердце Томаса (2013, Fantagraphics Books, ISBN 978-1606995518 )
- Другой мир Барбара (Fantagraphics Books), опубликовано как:
- Другой мир Барбара Том 1 (2016, ISBN 978-1606999431 )
- Другой мир Барбара Том 2 (2017, ISBN 978-1683960232 )
- Neo Parasyte m (2017, Kodansha Comics , ISBN 978-1632366047 )
- Многоавторская антология, содержащая «Через ворота Юры» .
- Клан По (Книги по фантаграфике), опубликованные как:
- Клан По Том 1 (2019, ISBN 978-1683962083 )
- Клан По, том 2 (2022, ISBN 978-1683965725 )
- Маленький Лео (2021, Денпа , ISBN 978-1634429788 )
- Их было одиннадцать (2024, Денпа, ISBN 978-1634428156 )
Очерки и мемуары
[ редактировать ]- Омоиде о Киринуку Токи ( «Когда ты прорезаешь воспоминания ») , 1998, Андзудо. ISBN 978-4872822311
- Yumemiru Bīzu Monogatari ( , «История мечтающих бус») 2009, издательство Poplar Publishing , ISBN 978-4591114650
- Иссюн То Эйен То ( «На мгновение и вечность ») , 2011, Гэнги Шобо , ISBN 978-4901998758
- Shōjo Manga Kōgi ( Watashi no Моя лекция по сёдзё-манге) 2018, Синчоша , ISBN 978-4103996026
- Итидо Кири но Оизуми но Ханаси ( « Одноразовая история об Оидзуми») , 2021, Каваде Сёбо Синша , ISBN 978-4309029627
Другой
[ редактировать ]- Токи-но Табитито: Незнакомец во времени , дизайнер персонажей (1986, анимационный фильм) [43]
- Иллюзия Геи , дизайнер персонажей (1993, видеоигра) [44]
Прием
[ редактировать ]Влияние
[ редактировать ]Критики считают Хагио самым влиятельным художником сёдзё -манги всех времен и одним из самых влиятельных художников манги во всей среде. [1] [45] [4] и упоминается как «бог сёдзё -манги» ( 少女漫画の神様 , сёдзё манга но ками-сама ) японской прессой и критиками по образцу прозвища Осаму Тэдзуки «бог манги». [46] [47] Ей, как и другим художникам, связанным с группой Year 24 , приписывают «революционный вид» сёдзё -манги. [48] [49] и доведя ее до «золотого века», сделав сёдзё- мангу центральным элементом производства манги в 1980-х годах и впервые привлекая к этой категории читательскую аудиторию-мужчину. [50] Хагио и Кейко Такемия положили начало жанру сёнэн-ай , который развивался на протяжении 1980-х и 1990-х годов и превратился в яой , основной жанр манги. [51] Ей также приписывают создание научной фантастики как поджанра сёдзё -манги. [21] хотя влияние Хаджио на научную фантастику выходит за рамки манги и литературы благодаря ее иллюстрациям к научной фантастике и фэнтезийным романам, [18] [21] писатели-фантасты, такие как Азуса Ноа и Баку Юмемакура, называют Хагио одним из тех, кто оказал на них влияние. [52]
Награды и номинации
[ редактировать ]Премия | Год | Категория | Получатель(и) | Результат | Ссылка. |
---|---|---|---|---|---|
Премия Асахи | 2016 | Премия Асахи | — | Выиграл | [53] |
Награды Международного фестиваля комиксов в Ангулеме | 2023 | Олененок чести | — | Выиграл | [54] |
Премия Эйснера | 2011 | Лучшее издание международного материала в США — Азия | Пьяный сон и другие истории | номинирован | [55] |
2014 | Сердце Томаса | номинирован | [56] | ||
2018 | Другой мир Барбара | номинирован | [57] | ||
2020 | Клан По | номинирован | [58] | ||
2022 | Премия Уилла Эйснера в Зале славы | — | Выиграл | [59] | |
Награды Харви | 2020 | Лучшая манга | Клан По | номинирован | [60] |
Премия «Чернильница» | 2010 | Премия «Чернильница» | — | Выиграл | [61] |
Награды Иватэ в области манги | 2018 | Специальная награда | Поддерживается | Выиграл | [62] |
Премия Японской ассоциации карикатуристов | 2011 | Премия министра образования, науки и технологий | — | Выиграл | [63] |
Медаль Почета | 2012 | Фиолетовая лента | — | Выиграл | [64] |
Премия Нихон СФ Тайсё | 2006 | Главный приз | Другой мир Барбара | Выиграл | [65] |
Орден Восходящего Солнца | 2022 | 3-й класс, золотые лучи с шейной лентой | — | Выиграл | [66] |
Человек культурных заслуг | 2019 | Человек культурных заслуг | — | Выиграл | [67] |
Премия Сейун | 1980 | Лучший комикс | Звездный Красный | Выиграл | [68] |
1983 | Джин но Санкаку | Выиграл | [68] | ||
1985 | Х+Y | Выиграл | [68] | ||
Премия «Чувство пола» | 2012 | Премия за заслуги перед жизнью | Поддерживается | Выиграл | [69] |
Премия Сёгакукан в области манги | 1975 | Сёнэн (Манга для мальчиков) | Им было одиннадцать и клан По | Выиграл | [70] |
Культурная премия Тэдзуки Осаму | 1997 | Награда за выдающиеся достижения | Царствует жестокий Бог | Выиграл | [71] |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Группа была названа так потому, что ее участники родились примерно в 24 году эры Сёва (или 1949 году по григорианскому календарю ). [11]
- ^ Первоначально выпускался с 1972 по 1976 год, возрожден с 2016 года по настоящее время.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Брайент 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б Накагава 2019а .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Торн 2005г .
- ^ Перейти обратно: а б с Пинон и Лефевр 2015 .
- ^ Тамура 2019 , стр. 25–26.
- ^ Перейти обратно: а б Тамура 2019 , стр. 27–28.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сделано в 2019б .
- ^ Перейти обратно: а б Тамура 2019 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Такеучи 2010 , с. 82.
- ^ Такемия 2016 , стр. 67–72.
- ^ Хеманн 2020 , с. 10.
- ^ Мой 2004 год .
- ^ Перейти обратно: а б Току 2015 , стр. 206.
- ^ Создано в 2019f .
- ^ Создано в 2019 г.
- ^ Моррисси, Ким (18 мая 2021 г.). «Мото Хаджио публикует мемуары, посвященные ее вражде с Кейко Такэмией» . Сеть новостей аниме . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тамура 2019 , стр. 5–7.
- ^ Перейти обратно: а б с Сделано в 2019е .
- ^ Перейти обратно: а б с Выполнено в 2019г .
- ^ «Мото Хаджио становится приглашенным профессором в Университете искусств и дизайна Джошиби» . Comic Natalie (на японском языке). Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Такеучи 2018 .
- ^ «Новая работа Poe Clan Мото Хаджио теперь доступна впервые за 40 лет! Опубликовано в цветах» . Комикс Натали (на японском языке). 28 апреля 2016. Проверено 14 августа 2022 .
- ^ Шамун 2012 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б с Шамун 2012 , с. 114.
- ^ Перейти обратно: а б Шамун 2012 , с. 116.
- ^ Перейти обратно: а б Эбер 2010 , стр. 36–38.
- ^ Перейти обратно: а б Урасава 2016 .
- ^ Току 2015 , стр. 209.
- ^ Перейти обратно: а б с Кавакацу 2010 .
- ^ В 2016 году , с. 90.
- ^ Парилль, Кен (9 марта 2011 г.). Мото Хаджио « Бьянка : против культуры» . Журнал комиксов . Книги по фантаграфике .
- ^ Магера 2020 , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б с Шамун 2012 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б с д Харада 2015 , стр. 43–44.
- ^ Харада 2015 , с. 58.
- ^ Бихара 2002 .
- ^ Харада 2015 , стр. 83–86.
- ^ Фудзимото 2004 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Харада 2015 , стр. 89–90.
- ^ Хагио 2019b , стр. 184–187.
- ^ «Apple бесплатно выпускает мангу Мото Хаджио «Вселенная Галилея». Интервью о создании также доступно в App Store оригинала 6 (на японском языке). Архивировано из августа . 2020 Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ «Дань Дайджиро Моробоши», недавно нарисованная Наоки Урасавой, Мото Хагио, Юкинобу Хосино, Рёко Ямагиси и другими» . Комикс Натали , получено 2 декабря 2022 г.
- ^ «Незнакомец во времени» . ( на японском языке) Проверено 12 августа 2022 года .
- ^ Квинтет (1993). Иллюзия Гайи ( Super Nintendo Entertainment System ). Эникс .
- ^ Токухара и Току 2019 .
- ^ «Бог женской манги» Мото Хагио: 50 лет близости с еретиками» ( октября на японском языке, 1 . г. ) 2019
- ^ людей 100 лет»» . «Осаму Тэдзука, изображающий истинные намерения людей, юбилейный проект Мото Хагио « 100 (на японском языке, 27 декабря 2021 г.) Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ Шапюи 2014 .
- ^ Крокет 2020 .
- ^ Гэлбрейт 2019 .
- ^ Маклелланд и др. 2015 , с. 303.
- ^ Харада 2015 , с. 49.
- ^ Ходжкинс, Кристалин (2 января 2017 г.). « Создатель манги «Сердце Томаса» Мото Хаджио получил премию Асахи» . Сеть новостей аниме . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Мото Хаджио получает особую почетную награду на Международном фестивале комиксов в Ангулеме: «Моя жизнь стала богаче благодаря знакомству с мангой » . Натали , 29 января 2024 г. Проверено 29 января 2024 г.
- ^ Кавна, Майкл (7 апреля 2011 г.). «ПРЕМИЯ EISNER AWARDS 2011: Comic-Con объявляет номинантов…» Washington Post . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Уиллер, Эндрю (26 июля 2014 г.). «Премия Эйснера 2014: полный список победителей и номинантов» . КомиксАльянс . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Риджли, Чарли (26 апреля 2018 г.). «Объявлен полный список номинантов на премию Эйснера 2018 года» . ComicBook.com . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Макмиллан, Грэм (4 июня 2020 г.). «Номинанты Эйснера 2020 года: полный список» . Голливудский репортер . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Ходжкинс, Кристалин (23 июля 2022 г.). «Мото Хаджио введен в Зал славы Эйснера» . Сеть новостей аниме . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ Матео, Алекс (31 августа 2020 г.). «Harvey Awards номинирует «Клан По», «Путь домохозяина» и «Ателье ведьминских шляп» на лучшую мангу» . Сеть новостей аниме . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Лу, Иган (23 июля 2010 г.). «Мото Хаджио получает награду Inkpot Award от Comic-Con Int'l» . Сеть новостей аниме . Проверено 23 июля 2010 г.
- ^ «Премия Иватэ Манга/Обладатель специального приза церемонии награждения Мангаго Иватэ, памятная беседа с губернатором » . Иваничи 2021 Проверено 2 января г. .
- ^ Ходжкинс, Кристалин (10 мая 2011 г.). «40-я премия японских карикатуристов в честь Мото Хагио» . Сеть новостей аниме . Проверено 27 сентября 2019 г.
- ^ Несколько языков:
- Ко Рэнсом (27 апреля 2012 г.). «Хагио — первый создатель манги Сёдзё, получивший Пурпурную ленту Японии (обновлено)» . Сеть новостей аниме . Архивировано из оригинала 14 октября 2023 года . Проверено 14 октября 2023 г.
- Мото Хаджио получает медаль с фиолетовой лентой, став первой девушкой-художницей манги, получившей медаль с фиолетовой лентой. . Комикс Натали (на японском языке). 28 апреля 2012 года . Проверено 13 августа 2012 г.
- ^ «Список победителей премии Nihon SF Taisho» . Писатели-фантасты Японии. Архивировано из оригинала 7 августа 2011 года . Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ Матео, Алекс (11 ноября 2022 г.). «Создатель манги Мото Хаджио принят в Орден Восходящего Солнца» . Сеть новостей аниме . Проверено 11 ноября 2022 г.
- ^ Ким, Аллен (29 октября 2019 г.). « Создатель Mario Bros. Сигэру Миямото получит одну из самых высоких наград Японии» . CNN . Проверено 30 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Конференция Союза фанатов японской научной фантастики: список наград «Небьюла» (на японском языке) . Проверено 31 декабря 2007 г.
- ^ Gender Awards 2012 за выдающиеся достижения» ( «12-я премия Sense of на японском языке) , получено 2 января 2021 г.
- ^ Премия Shogakukan Manga: предыдущие победители (на японском языке). Шогакукан. Архивировано из оригинала 5 августа 2015 года . Проверено 19 августа 2007 г.
- ^ «Премия манги за выдающиеся достижения: выставка Хагио Мото Занкоку на ками га шихай суру » . Архивировано из оригинала 25 апреля 2008 года . Проверено 10 июня 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Анан, Нобуко (2016). Современный японский женский театр и изобразительное искусство: женская исполнительская эстетика . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-1-349-55706-6 .
- Бриен, Эрве (декабрь 2013 г.). «Хаджио Мото, une Artiste au Cœur du Manga Moderne» [Хаджио Мото, художник, находящийся в центре современной манги]. du9 (на французском языке) . Проверено 30 декабря 2021 г.
- Шапюи, Мариус (13 января 2014 г.). «Мото Хаджио, женщина-капитан» . Освобождение (на французском языке) . Проверено 14 августа 2022 г.
- Крокет, Полина (1 ноября 2020 г.). «От интимной истории до разоблачения, когда манга посвящена насилию в отношении женщин» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 14 августа 2022 г.
- Эбихара, Акико (2002). «Феминистские фантазии Японии: маргинальное чтение с унисекс-воспроизведением как ключевой концепцией» . Пол (36). Университет Колорадо. Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года.
- Фудзимото, Юкари (2004). «Трансгендер: женщины-гермафродиты и мужчины-андрогины». Американо-японский женский журнал (27). Перевод Флореса, Линды; Нагаике, Кадзуми; Орбо, Шаралин: 76–117. JSTOR 42771920 .
- Гэлбрейт, Патрик (2019). «В поисках альтернативы: «мужские» фанаты Сёдзё с 1970-х годов». Сёдзё в СМИ: изучение «девчачьих» практик в современной Японии . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-3-030-01485-8 .
- Хаджио, Мото (19 февраля 2012 г.). Conférence de Moto Hagio (на французском языке). Париж: Центр Помпиду .
- Хаджио, Мото (2019a). Это мир девочек: разговор о манге Сёдзё с художником Хагио Мото и редактором Фурукавой Асако . Лондон: Японский дом.
- Хагио, Мото (2019b). 50-летие клана По и мира Мото Хагио на [ японском языке]. Токио: Каваде Сёбо . ISBN 978-4-091-99063-1 .
- Харада, Казуэ (2015). Научная фантастика японских женщин: постчеловеческие тела и репрезентация пола (докторская диссертация). Вашингтонский университет в Сент-Луисе . doi : 10.7936/K7XP733R – через открытую стипендию.
- Эбер, Ксавье (2010). «Эстетика сёдзё, от иллюстрации до манги: от происхождения «больших глаз» до взорванных макетов». Манга: 10 000 изображений (на французском языке). Издания H. ISBN 978-2-9531781-4-2 .
- Хемманн, Кэтрин (2020). Культура манги и женский взгляд . Спрингер Природа . ISBN 978-3-030-18095-9 .
- Кавакацу, Мики (весна 2010 г.). «Девушка-игуана стала легендой манги» (PDF) . Новости японской книги (63). Японский фонд . Архивировано из оригинала (PDF) 17 мая 2021 года.
- Магера, Юлия Александровна (2020). «Происхождение жанров сёнэн-ай и яой -манга». Обзор российской японологии . 2 (2). дои : 10.24411/2658-6789-2019-10012 . ISSN 2658-6789 .
- Маклелланд, Марк; Нагаике, Кадзуми; Кацухико, Суганума; Велкер, Джеймс, ред. (2015). Мальчики любят мангу и не только: историю, культуру и сообщество в Японии . Университетское издательство Миссисипи . ISBN 978-1-628-46119-0 .
- Накагава, Юсуке (2019a). Первый журнал дзёсэй-манги «Funny» и дебют Мото Хагио» Мир и мужской « женской манги (на японском языке) (9) . . из оригинала от 11 декабря 2019 г.
- Накагава, Юсуке (2019b). «Рождение салона Оидзуми» Мир . мужской и женской манги (на японском языке) (10). Архивировано из оригинала 26 декабря 2019 года.
- Накагава, Юсуке (2019c). Версальская . « Клан По и роза » Gentosha Plus Мир мужской и женской манги] (на японском языке) (12. Архивировано из оригинала 26 декабря 2019 г.).
- Накагава, Юсуке (2019d). «История пути к Терре и десяти миллиардов дней и ста миллиардов ночей» [История пути к Терре и десяти миллиардов дней и ста миллиардов ночей ] Гентоша Плюс . и женская манга (на японском языке) (15). Архивировано из оригинала 26 декабря 2019 года.
- Накагава, Юсуке (2019e). за пределами «девчачьей манги» [Работы Такемии и Хагио . ]. Мир мужской/женской манги [Мир мужской манги и женской манги] (на японском языке) (16) Гентоша . . Архивировано из оригинала 11 декабря 2019 года
- Накагава, Юсуке (2019f). «Как чтение манги изменилось с появлением комиксов книжного формата Plus (на японском языке). » . Gentosha Архивировано из оригинала 11 декабря 2019 года. Проверено 15 января 2021 года .
- Пинон, Мэтью; Лефевр, Лоран (2015). «Мотоцикл Хаджио». История современной манги: 1952–2012 гг . наука ISBN 9-791-09337-622-6 .
- Шамун, Дебора (2012). «Революция в манге Сёдзё 1970-х». Страстная дружба: эстетика девичьей культуры Японии . Гонолулу: Издательство Гавайского университета . ISBN 978-0-82483-542-2 .
- Такемия, Кейко (2016). Его звали ( Гилберт ). на японском языке ISBN 9784093884358 .
- Такеучи, Кайо (2010). «Генеалогия исследований японской сёдзё-манги (комиксов для девочек)» . Американо-японский женский журнал (38): 81–112. ISSN 1059-9770 . JSTOR 42772011 . OCLC 672051402 .
- Такеучи, Михо (6 июля 2018 г.). «Обзор выставки оригинального искусства Moto Hagio SF: Игра в космосе, полет в другой мир» . Агентство по делам культуры (на японском языке) . Проверено 30 декабря 2021 г. .
- Тамура, Каору (2019). Когда женщина предает нацию: анализ книги Мото Хаджио «Сердце Фомы» (магистерская диссертация). Сент-Луис: Вашингтонский университет в Сент-Луисе . дои : 10.7936/x80c-5m69 . Архивировано из оригинала 8 февраля 2020 года . Получено 2 декабря 2020 г. - через открытую стипендию.
- Торн, Рэйчел (2005). «Интервью Мото Хаджио» . Журнал комиксов (269). Сиэтл: Книги по фантаграфике : 138. Архивировано из оригинала 9 мая 2007 года.
- Току, Масами (2004). «Сила комиксов для девочек: ценность и вклад в визуальную культуру и общество» . Исследования визуальной культуры в искусстве и образовании . Чико: Калифорнийский государственный университет, Чико . Архивировано из оригинала 14 октября 2018 года . Проверено 2 декабря 2020 г.
- Току, Масами, изд. (2015). «Профиль и интервью с Мото Хаджио». Международные взгляды на сёдзё и сёдзё-мангу: влияние женской культуры . Рутледж . стр. 205–212. ISBN 978-1-31761-075-5 .
- Токухара, Ёсико; Току, Масами (2019). «Аджио Мото». Энциклопедия научной фантастики .
- Урасава, Наоки (2016). «萩尾望都» [Мото Хаджио]. «Манга-тренировки» Наоки Урасавы (на японском языке). Картинки Хэппинет. Образовательное телевидение NHK .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мото Хаджио в Anime News Network энциклопедии
- Мото Хаджио
- 1949 рождений
- Дизайнеры аниме-персонажей
- Японские художницы комиксов
- Живые люди
- Женщины-художники манги
- Художники манги из префектуры Фукуока
- Жители Омуты, Фукуока
- Японские женщины-писатели комиксов
- Японские писательницы XX века
- Японские писатели XX века
- Японские писательницы XXI века
- Японские писатели XXI века
- Обладатели медали с пурпурной лентой
- Кавалеры Ордена Восходящего Солнца 3 степени.
- Лица культурных заслуг
- Сёнен-ай
- Лауреаты премии «Чернильница»