Спортивная манга
Часть серии о |
Аниме и манга |
---|
![]() |
![]() |
Спортивная манга ( яп . スポーツ漫画 ) — жанр японской манги и аниме , в котором основное внимание уделяется историям, связанным со спортом и другими спортивными и соревновательными занятиями. Хотя японские анимационные произведения, посвященные спорту, были выпущены еще в 1920-х годах, спортивная манга не стала отдельной категорией до начала 1950-х годов. Этот жанр приобрел известность в контексте послевоенной оккупации Японии и приобрел значительную известность во время и после летних Олимпийских игр 1964 года в Токио. Спортивная манга считается одним из самых популярных жанров манги и аниме. Считается, что она познакомила Японию с новыми видами спорта и популяризировала существующие виды спорта.
Характеристики
[ редактировать ]Повествование
[ редактировать ]Основным элементом спортивной манги является изображение конкретного вида спорта. Этот жанр включает в себя множество видов спорта как японского, так и неяпонского происхождения. [1] включая виды спорта с широкой популярностью (например бейсбол , , футбол , бокс , езда на велосипеде ), сравнительно нишевые и эзотерические виды спорта (например, уличные гонки , художественная гимнастика , настольный теннис , баскетбол на колясках ), а также другие широко соревновательные виды деятельности и занятия (например, бильярд , сёги , маджонг , иди ). [2]
Популярной формулой спортивных манга является спо-кон ( ja: sporne ) , сочетание слов «спорт» и «кондзё» ( корень , букв. «кишка» или «решимость») . [3] В этих историях герой зачастую трагического происхождения в детстве решает стать «лучшим в мире» в спорте и тренируется, чтобы повысить свои способности. [3] [4] Герой часто стремится подражать своему отцу или достичь цели, которую его отец не смог достичь. [4] Часто герой тренируется под опекой тренера или отца, который суров и неумолим в своих методах обучения; « Тренер Они » или «Тренер Дьяволов» — обычный персонаж в таких историях. [3] Другие распространенные формулы историй включают в себя персонажей- аутсайдеров , которые добиваются успеха, несмотря на ошеломляющие шансы. [5] [6] и любители, которые неожиданно обнаруживают, что они от природы одарены в спорте. [5]
Спортивная манга — популярный жанр среди молодых читателей, особенно читателей сёнэн -манги (комиксов для мальчиков). Типичная структура спортивной манги легко понятна более молодой аудитории: конфликт сублимируется в спортивное событие, кульминация возникает в результате спортивных действий, а конфликт заканчивается буквальной или метафорической финишной чертой. [6] [7] Писатель Пол Граветт отмечает, что «в конце концов, герой спортивной манги обязательно выиграет или хорошо проиграет, поэтому острые ощущения возникают от чтения того, как он преодолевает все трудности решительно и честно». [5]
Темы и стиль
[ редактировать ]
В манге! Манга! «Мир японских комиксов» Автор книги Фредерик Л. Шодт утверждает, что спортивная манга отличается от американских и европейских спортивных комиксов тем, что в ней основное внимание уделяется темам, вдохновленным бусидо , и тематическим материалам, в которых спорт используется как «метафора человеческих усилий и испытаний духа». . [8] Общие темы в спортивной манге включают дружбу и товарищество, командную работу и самоотверженность, стойкость и решимость, преодоление невзгод, а также супокон-кей (сокращение от супоцу-кондзё-кей , что буквально переводится как «сила воли в спортивном жанре»). [9]
Этот жанр также известен своими сильно стилизованными изображениями спортивных событий, такими как резкие макеты, скоростные линии , звуковые эффекты, размытые и укороченные фигуры, а также кадры в кинематографическом стиле. [5] [9] Телевизионной аниме-адаптации « Звезды гигантов » 1968 года приписывают создание многих «спецэффектов», ныне распространенных в аниме, таких как остановки времени, замедление времени, очень крупные планы и сужение экрана в моменты повышенной драмы. [10] [11]
Декомпрессия — это распространенный метод повествования, используемый в спортивной манге для усиления драматизма и напряжения, при этом отдельные игры или события часто длятся сотни страниц или несколько эпизодов. [4] [5] Например, манга Slam Dunk известна тем, что представляет четырехмесячный школьный баскетбольный сезон в течение шести лет, еженедельно выпуская истории. [9]
История
[ редактировать ]
«Олимпийские игры животных» — короткометражный анимационный фильм 1928 года режиссёра Ясудзи Мураты , который критики считают первым спортивным аниме . [12] Фильм был вдохновлен летними Олимпийскими играми 1928 года в Амстердаме. [6] и был показателем западного влияния на спорт, который впоследствии сформировал этот жанр, как, например, в последующих короткометражных анимационных фильмах «Наша игра в бейсбол» (1930), также снятых Муратой, и «Бейсбол в лесу» (1934), снятых Сиичи Харада. [6]
Хотя в Японии в западные виды спорта играют еще со времен Мэйдзи , [1] Американские войска во время оккупации Японии играли активную роль в поощрении развития таких видов спорта, как бейсбол , бокс и борьба . [3] Традиционные японские виды спорта, такие как дзюдо , каратэ и кендо, были запрещены в японских школьных программах. [13] в рамках более широких усилий по пресечению действий, которые рассматривались как пропаганда воинственности или агрессии. [5] Запрет был снят в 1950 году генералом Дугласом Макартуром , что привело к буму популярности как спорта в целом, так и спортивной манги. [5] [13]
Серия по дзюдо манги «Игагури-кун Эйити Фукуи , впервые опубликованная в журнале манги Bōken'ō в 1952 году, отмечена Фредериком Л. Шодтом как первая серия спортивной манги. [13] Бейсбол стал самым популярным видом спорта в этом жанре [8] благодаря таким играм, как Dokaben и Star of the Giants , первая из которых была продана тиражом более 48 миллионов копий. [14] Реальные спортивные события, которые можно было снять одной неподвижной камерой (например, профессиональная борьба или сумо ), стали популярными, транслируемыми по телевидению, что отговаривало создателей аниме и манги от попыток адаптировать их; Джонатан Клементс и Хелен Маккарти отмечают, что создатели осознали, что «истинный потенциал этого жанра заключается в том, чтобы показать зрителям [...] то, что они не так легко получить от живых выступлений». [6]
в Летние Олимпийские игры 1964 года Токио вызвали бум популярности спортивной манги и аниме. [1] [3] [6] [15] Золотая медаль Японии в женском волейболе на этих играх привела к увеличению популярности женского спорта в Японии и соответствующему увеличению популярности спортивной манги среди демографических групп сёдзё (манга для девочек) и дзёсэй (женская манга). Популярность серий спортивной манги сёдзё , таких как «Атака № 1 » — первого спортивного аниме для женской аудитории, — объясняется введением в жанр большего разнообразия видов спорта, включая балет и теннис . [16] [17] В 1960-е годы также наблюдался упадок мелодрамы спо-кон -рассказов в пользу комедийных рассказов и четырехпанельных комиксов . [3] а также первая аниме-адаптация спортивной манги со «Звездой гигантов» 1968 года. [10]
В 1970-х годах мерчандайзинг стал основным драйвером продаж аниме, что привело к увеличению количества таких сериалов, как Speed Racer , которые имели потенциал в качестве игрушек; бейсбол также вновь станет популярной темой для этого жанра. [18] В 1980-е годы популярность спортивной манги снизилась, поскольку научная фантастика и фэнтези . доминирующими жанрами стали [18] Большинство спортивной манги, выпущенной в 1980-е годы, были одноразовыми. [18] или только широко жестикулировал в отношении спорта; Серии манги, такие как Мицуру Адачи » « Прикосновение , впервые опубликованные в 1981 году, выдвинули на первый план романтику и пригородную обстановку, отражающую растущий средний класс Японии. [3] И наоборот, некоторые спортивные манги 1980-х годов, такие как «Капитан Цубаса», приобрели популярность благодаря потенциалу продаж за рубежом; [18] сериал был переведен для международной аудитории на испанский, португальский, французский и итальянский языки. [10]
В 1990-е годы этот жанр распространился на эзотерические виды спорта, такие как рыбалка и гонки на лодках , а в 2000-е годы возросла популярность спортивной манги с элементами фэнтези ( Eyeshield 21 ) или сосредоточенной на малоподвижных занятиях, таких как го или джин-рамми . [18] Истории спо-кон со стилизованным действием и беспорядочными главными героями вновь обрели популярность в 2010-х годах, о чем свидетельствуют такие сериалы, как «Пинг-понг» и «Баскетбол Куроко» . [19] [20] Спортивная манга оставалась популярной и в 2020-е годы, несмотря на то, что романтическая комедия , исекай и боевая манга стали доминирующими жанрами сёнэн -манги. Мо Цучия, главный редактор журнала спортивной манги Comic Bull , предположил, что этот сдвиг можно объяснить изменением вкусов читательской аудитории, сославшись на более медленный темп развития спортивной манги по сравнению с другими жанрами. [21]
Влияние
[ редактировать ]
Спортивная манга — один из самых популярных жанров манги и аниме. [13] Он был отмечен как «жизненно важная часть средства массовой информации с самых первых дней его существования». [6] и помог создать повествования в манге, в которых главные герои «борются за успех» - распространенный образ в современной сёнэн -манге. [3] Патрик Дрейзен отмечает в Anime Explosion! что спортивная манга является лучшим примером жанра манги, где герои «стремятся к совершенству», пытаясь «приложить все усилия». [1]
За исключением небольших специализированных о гольфе журналов манги Golf Comic и Golf Comic Athlete , не существует журналов манги, посвященных исключительно спортивной манге, поскольку этот жанр широко распространен в основных изданиях. [3] В 2010 году спортивная манга составила 33,3% манги в Weekly Shōnen Magazine и 10,5% манги в Weekly Shōnen Jump . [22]
Спортивной манге приписывают появление в Японии новых видов спорта и популяризацию существующих видов спорта. [9] Ассоциативный футбол стал популярен в Японии благодаря капитану Цубасе . [5] с членами сборной Японии по футболу на чемпионате мира по футболу 2002 года, назвав этот сериал одним из тех, на кого они повлияли. [5] В 2017 году канал NHK транслировал Bokura wa Manga de Tsuyokunatta (« Мы стали сильными благодаря манге» ), документальный сериал о спортсменах, которые преодолели трудности, вдохновившись спортивной мангой. [23] Олимпийский музей запланирован [а] выставка спортивной манги 2020 года в преддверии летних Олимпийских игр 2020 года в Токио, назвав этот жанр «идеальным инструментом для понимания эволюции спорта в послевоенной Японии». [25]
На игры спортивного жанра часто влияют крупные спортивные события или они выходят одновременно с крупными спортивными событиями. Яркими примерами являются «Атака завтрашнего дня» , запущенная в 1977 году с целью извлечь выгоду из победы Японии на чемпионате мира по волейболу среди женщин 1977 года ; [17] аниме-экранизация Явары! , выпуск которого был приурочен к летним Олимпийским играм 1996 года ; [18] и аниме-римейк Attacker You! , выпуск которого был приурочен к летним Олимпийским играм 2008 года . [26]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В результате пандемии COVID-19 музеи в Швейцарии были закрыты в апреле 2020 года в соответствии с Законом об эпидемиях. [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Дражен 2002 , с. 118.
- ^ Брайс и Дэвис 2010 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Томпсон 2007 , с. 346.
- ^ Jump up to: а б с Дражен 2002 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Граветт 2004 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Клементс и Маккарти, 2015 , с. 778.
- ^ Томоюки 2013 , стр. 166.
- ^ Jump up to: а б Шодт 1983 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с д Брайс и Дэвис 2010 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон 2007 , с. 347.
- ^ Дражен 2002 , с. 867.
- ^ Клементс 2013 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с д Шодт 1983 , с. 79.
- ^ Рейтинг исторических тиражей [Рейтинг тиража манги] (на японском языке). Манга Дзенкан. Архивировано из оригинала 29 октября 2018 года . Проверено 9 ноября 2014 г.
- ^ Клементс и Маккарти, 2015 , с. 264.
- ^ Шодт 1983 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Клементс и Маккарти, 2015 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Клементс и Маккарти, 2015 , с. 779.
- ^ «Десятилетие аниме: Любимый спортивный сериал» . Анимация . 22 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 5 февраля 2020 года . Проверено 5 февраля 2020 г.
- ^ «Лучшее аниме 2010-х» . Триллерист . 3 января 2020 года. Архивировано из оригинала 5 февраля 2020 года . Проверено 5 февраля 2020 г.
- ^ Абэ, Юка (1 августа 2021 г.) ``Оттеснены ``романтическими комедиями'' и ``перевоплощением в другом мире''... Тем не менее, ``спортивная манга'' сейчас в моде. " . Gendai Business (на японском языке) . Проверено 30 августа 2023 года .
- ^ Томоюки 2013 , стр. 167.
- ^ Шли, Мэтт (20 ноября 2017 г.). «Японский документальный сериал, посвященный отношениям между спортсменами и спортивной мангой» . Отаку США . Архивировано из оригинала 20 ноября 2017 года . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ «Новый коронавирус: Меры, постановление и разъяснения» . Федеральное управление общественного здравоохранения . Архивировано из оригинала 4 марта 2020 года . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ «Отпразднуйте Токио-2020 в Олимпийском музее» . Олимпийский музей . Архивировано из оригинала 5 февраля 2020 года . Проверено 5 февраля 2020 г.
- ^ Клементс и Маккарти, 2015 , с. 50.
Библиография
- Брайс, Мио; Дэвис, Джейсон (2010). «Обзор жанров манги». В Джонсон-Вудсе, Тони (ред.). Манга — антология глобальных и культурных перспектив . А&С Черный. стр. 34–61. ISBN 978-0826429384 .
- Клементс, Джонатан (2013). Аниме: История . Британский институт кино . п. 42. ИСБН 978-1844573905 .
- Клементс, Джонатан; Маккарти, Хелен (2015). Энциклопедия аниме: 3-е исправленное издание . Пресс «Каменный мост» . ISBN 978-1611720181 .
- Дражен, Патрик (2002). Аниме Взрыв! Что? Почему? & Ух ты! Японской анимации . Каменный мост Пресс. стр. 118–122. ISBN 978-1-880656-72-3 .
- Граветт, Пол (2004). Манга: Шестьдесят лет японских комиксов . Харпер Дизайн. стр. 52–55. ISBN 978-1856693912 .
- Томпсон, Джейсон (2007). Манга: Полное руководство . Книги Дель Рей. ISBN 978-0345485908 .
- Томоюки, Омотэ (2013). « Наруто как типичная еженедельная журнальная манга». В Берндте, Жаклин; Кюммерлинг-Мейбауэр, Беттина (ред.). Культурный перекресток манги . Рутледж. стр. 163–170. ISBN 978-3-7705-4832-3 .
- Шодт, Фредерик Л. (1983). Манга! Манга! Мир японских комиксов Страны США ISBN 978-1568364766 .