Deep Blue против Каспарова, 1996 год, игра 1
(модель)
Deep Blue – Каспаров, 1996, Партия 1 — знаменитая шахматная партия, в которой компьютер играет против человека. Это была первая партия, сыгранная в матче Deep Blue против Гарри Каспарова в 1996 году , и первый случай, когда играющий в шахматы компьютер победил действующего чемпиона мира в обычных условиях шахматного турнира (в частности, со стандартным контролем времени ; в данном случае 40 ходов за ход). два часа).
Обзор
[ редактировать ]Deep Blue — компьютер, разработанный IBM для победы над гроссмейстером Гарри Каспаровым , лучшим шахматистом в мире на тот момент по рейтингам Эло . Играя белыми, Дип Блю выиграл эту первую партию в матче 10 февраля 1996 года в Филадельфии , штат Пенсильвания . Каспаров восстановился в следующих пяти играх, выиграв три и сделав две ничьи, и уверенно обыграл машину в матче 1996 года.
Игра
[ редактировать ]Белый: Темно-синий Черный: Дебют Каспарова : Сицилийская защита, вариант Алапина ( ECO B22 )
1. е4 с5 2. с3
- Чаще всего играют 2.Nf3, но Каспаров имеет большой опыт в этом варианте, поэтому дебютная книга белых идет в другом направлении. Команда IBM определила первые ходы Deep Blue.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
2... d5 3. exd5 Фxd5 4. d4 Кf6 5. Кf3 Сg4 6. Сe2 e6 7. h3 Сh5 8. 0-0 Кc6 9. Сe3 cxd4 10. cxd4 Сb4 (диаграмма)
- Более распространенный ход здесь — Be7. Это был новый подход Каспарова, развивающий слона необычным образом . Если 11.Nc3 Qa5 12.Qb3, то игра превращается в партию, которую Каспаров ранее играл против Крамника . Достоинства нового шага обсуждаются. После этого хода компьютер оставил свою дебютную книгу и начал рассчитывать свои ходы.
11. a3 Сa5 12. Кc3 Фd6 13. Кb5 Фe7 14. Кe5 ! Сxe2 15. Фxe2 0-0 16. Лac1 Лac8 17. Сg5
17... Сb6 18. Сxf6 gxf6
- Каспаров избегает ...Qxf6 ? потому что белые получили бы материал ходом 19.Nd7, разделив ферзя и ладью. Каспарова Обратите внимание, что король теперь гораздо более уязвим.
19. Кc4!
- Черные не могут взять пешку d4 из-за Qg4+.
19... Лfd8 20. Кxb6! axb6 21. Лfd1 !? f5 22. Фe3!?
- Два сомнительных хода Deep Blue. Лучше было 21.Qg4+ Kh8 22.Rcd1, в результате чего белый ферзь и ферзевая ладья атаковали королевский фланг черных .
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
22... Фf6 (диаграмма) 23. d5!
- Такая пешки жертва характерна для стиля игры Каспарова. Каспаров прокомментировал, что он сам мог бы сыграть 23.d5 в этой позиции, поскольку это вредит пешечной структуре черных и открывает доску, а обнаженный король черных предполагает, что, вероятно, есть способ использовать результат. [1] Каспаров атаковал белую пешку d, и компьютер мудро решает продвинуть ее для атаки, а не пытаться защитить.
23... Лxd5 24. Лxd5 exd5 25. b3! Х8 ?
- Каспаров пытается подготовить контратаку, готовясь перевести ладью на линию «g» , но это не получается. Берджесс предполагает, что лучше было бы 25...Ne7 26.Rxc8+, хотя у белых все равно было бы некоторое преимущество. [2] Кин предполагает, что 25...Rd8! 26.Qxb6 Rd7 было лучшей попыткой черных, усилив проходную пешку d и ферзевый фланг . [3]
26. Фxb6 Лg8 27. Фc5
- Черные угрожали 27...Qg5 с разветвлением g2 и белой ладьей.
27... d4? 28. Кd6 f4 29. Кxb7
- Это очень материалистический шаг, типичный для компьютеров того времени; Белые захватывают пешку ради небольшого выигрыша в материале. Однако Deep Blue не обнаружила никакой угрозы мата со стороны черных, поэтому просто приобретает материал.
29... Кe5 30. Фd5
- 30.Qxd4 ?? проиграет 30...Nf3+. Если белые попробуют 30.Nd6 с идеей 31.Qxe5 выиграть коня, черные окажут решающее давление на линию "g" после 30...Nf3+ 31.Kh1 Qg6. Позже Каспаров так прокомментировал своего противника: «Моя атака в конце игры запугала бы многих игроков, заставив их совершить пару ошибок, но не эту».
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
30… f3? 31. g3 (см. схему) Кd3.
- Кажется, что черные могут уничтожить белых ходом 31...Qf4, угрожая как ...Qxc1+, так и 32.Kh2 Rxg3 !! победа. Но вместо этого белые могли сыграть 32.Rc8!! и поменяйте ситуацию черными. Каспаров, возможно, заметил это и запланировал 32...Qg5 33.h4 Rxc8!! 34.hxg5 Rc1+ 35.Kh2 Ng4+ 36.Kh3 Nxf2+ и дать мат следующим ходом, однако Deep Blue мог тогда все испортить ходом 33.Rc5. [4]
32. Лc7 Лe8??
- Каспаров допускает огромную ошибку, думая, что сможет организовать атаку на белого короля. Deep Blue понимает, что это не реальная угроза, и продолжает поглощать материал.
33. Кd6 Лe1+ 34. Крh2 Кxf2 35. Кxf7+ Крg7
- 35...Qxf7 36.Qd8+ и белые выигрывают.
36. Кg5+ Крh6 37. Лxh7+ 1–0
- После 37...Kg6 38.Qg8+ Kf5 39.Nxf3 черные не могут противостоять одновременным угрозам 40.Nxe1, 40.Rf7 и 40.Qd5+. Каспаров подал в отставку .
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Библиография
- Берджесс, Грэм , Джон Нанн и Джон Эммс . Гигантская книга величайших шахматных игр мира , 2-е изд. 2004. Нью-Йорк: Carroll and Graf Publishers, Inc. ISBN 0-7867-1411-5 .
- Ид, Джеймс. Шахматы для чайников . 1996. Фостер-Сити, Калифорния: IDG Books Worldwide, Inc. ISBN 0-7645-5003-9 .
- Рэймонд Кин (2005). Шахматные Терминаторы . Издательство Хардинг Симпол. ISBN 1-84382-171-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Уилер, Дэвид А. Deep Blue - Каспаров, 1996, Игра 1. http://www.dwheeler.com/misc/deepblue-kasparov.txt. Архивировано 7 февраля 2006 г. в Wayback Machine (в обозначениях портативных игр ).
- Игра 1 и другие игры 1996 года.
- Deep Blue открывает матч победой ( IBM.com )
- Посмотреть все игры матча против Deep Blue.