Jump to content

Доказательная игра

Доказательная игра это разновидность ретроградного анализа шахматной задачи . Решатель должен построить игру, начиная с начальной шахматной позиции, которая заканчивается заданной позицией (таким образом доказывая, что эта позиция достижима) после указанного количества ходов. Игра с доказательством называется игрой с кратчайшим доказательством, если более короткого решения не существует. В этом случае задача состоит в том, чтобы просто построить максимально короткую игру, заканчивающуюся данной позицией.

При публикации игры с кратчайшими доказательствами обычно представляют решателю диаграмму - конечную позицию, которую необходимо достичь - и заголовок, например «SPG в 9.0». «SPG» здесь является сокращением от «игра с кратчайшим доказательством», а «9,0» указывает, сколько ходов необходимо сделать, чтобы достичь позиции; 9,0 означает, что позиция достигнута после девятого хода черных, 7,5 будет означать, что позиция достигнута после семи с половиной ходов (то есть после восьмого хода белых) и так далее. Иногда подпись может быть более подробной, например: «Позиция после седьмого хода белых. Как прошла игра?».

Большинство опубликованных SPG будут иметь только одно решение: не только ходы в решении должны быть уникальными, но и их порядок также должен быть уникальным. Они могут представлять собой серьезную проблему для решателя, особенно потому, что предположения, которые можно сделать, взглянув на исходное положение, часто оказываются неверными. Например, фигура, которая, по-видимому, стоит на своем начальном поле, на самом деле может оказаться превращенной пешкой (это известно как тема Пронкина ). Существуют некоторые игры с доказательствами, которые имеют более одного решения, и тогда количество решений указывается в условии. Большинство САУ имеют решение от шести до тридцати ходов, хотя придуманы примеры с уникальными решениями длиной более пятидесяти ходов.

Ряд композиторов шахматных задач специализировались на САУ, одним из наиболее ярких примеров является Мишель Кайо , который много сделал для популяризации этого жанра в 1970-х и 1980-х годах.

Примеры проблем

[ редактировать ]
Эрнест Клемент Мортимер
(версия А. Фролкина),
Игры с кратчайшими доказательствами , 1991 г.
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
b8 черный рыцарь
c8 черный слон
d8 черная королева
e8 черный король
f8 черный слон
h8 черная ладья
а7 черная пешка
b7 черная пешка
c7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
d2 белая пешка
e2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
b1 белый рыцарь
c1 белый слон
d1 белая королева
e1 белый король
f1 белый слон
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Самая короткая игра-доказательство в версии 4.0 .
Мишель Кайо ,
Проблемблад , май/июнь 1999 г.
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
c8 черный слон
d8 черная королева
e8 черный король
f8 черный слон
g8 черный рыцарь
а7 черная пешка
b7 черная пешка
d7 черная пешка
e7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h5 черная пешка
а2 белая пешка
e2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
b1 белый рыцарь
c1 белый слон
d1 белая королева
e1 белый король
f1 белый слон
g1 белый рыцарь
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 7-го хода белых. Как прошла игра? (2 решения)

Справа приведен относительно простой пример. Это версия задачи Эрнеста Клемента Мортимера, предложенная Андреем Фролкиным, опубликованная в журнале Shortest Proof Games (1991). Это САУ версии 4.0. Естественно предположить, что решение будет состоять в том, что белый конь покинет g1, захватит пешки d7 и e7 и коня g8, а затем будет захвачен сам, но на самом деле решение несет в себе элемент парадокса, довольно распространенный в САУ: конь, начавший на b8, был взят, а конь, находящийся сейчас на этом поле, пришел с g8. Решение (единственный возможный способ достичь позиции после четырех ходов): 1. Кf3 e5 2. Кxe5 Кe7 3. Кxd7 Кec6 4. Кxb8 Кxb8.

Более сложную доказательственную игру с большим количеством решений можно увидеть на второй диаграмме. Решения: 1. b4 h5 2. b5 Rh6 3. b6 Rc6 4. bxc7 Rxc2 5. cxb8=Q Rxd2 6. Qd6 Rxd1 7. Qxd1 и 3. ... Rd6 4. bxc7 Rxd2 5. cxb8=B Rxc2 6. Сbf4 Лxc1 7. Сxc1, показывая тему Пронкина в обоих решениях (в первом решении с ферзем, во втором решении со слоном).

Вариации

[ редактировать ]

Существует несколько модификаций САУ. Задача может содержать условие, подобное «Найти игру с матом 8.b7-b8=N», что просто означает, что игра должна быть построена, начиная с начальной позиции и заканчивая заданным номером хода данным ходом. Или это может быть односторонняя доказательственная игра , в которой ходы делают только белые (это аналог SPG ходу серии в других типах шахматных задач). Также может быть указан альтернативный набор правил (например, цирковые шахматы или проигрышные шахматы ), или . традиционная фигура может быть заменена сказочной фигурой

Задача типа САУ состоит в том, чтобы найти кратчайшую игру, в которой соответствующие ходы белых и черных являются зеркальным отражением друг друга. Возможные решения: 1. d4 d5 2. Фd3 Фd6 3. Фh3 Фh6 4. Фxc8#, 1. d4 d5 2. Фd3 Фd6 3. Фf5 Фf4 4. Фxc8# и 1. c4 c5 2. Фa4 Фa5 3. Фc6 Фc3 4. Фxc8#.

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Герд Уилтс и Андрей Фролкин, Shortest Proof Games (1991) – опубликовано в Германии, но написано на английском языке. Включает 170 примеров.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cd1e9c4b826b4b769b22e023d4e84587__1635347640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/87/cd1e9c4b826b4b769b22e023d4e84587.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Proof game - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)