Brinkmate
Мат на грани — это ситуация, в которой неизбежная последовательность матов будет создана следующим ходом игрока.
В сёги напарник по грани известен как хисси (必至 «отчаяние, неизбежность» или 必死 «верное убийство»). Обратите внимание, что в сёги цуме определяется как строго принудительная последовательность матов с постоянными проверками. Сама последовательность мата (после мата на грани) известна как 詰め цумэ.
Brinkmate отличается от ситуации, в которой существует только угроза создания последовательности мата на следующем ходу, но ее все же можно избежать, если противник правильно защищается. Эта ситуация известна как «парень под угрозой» или, по-японски, 詰めろ цумеро («партнёр под угрозой»). Таким образом, Brinkmate — это незащищенная угроза.
Единственный способ предотвратить поражение от партнера на грани - это для защищающегося не дать своему противнику шанса фактически создать последовательность мата и вместо этого инициировать свою собственную последовательность матов (с постоянными проверками) до хода противника. (Таким образом, хороший пример высказывания: лучшая защита — это хорошее нападение . )
Некоторые товарищи по грани включают в себя цуме, которым для защиты необходимо выполнить два условия (например, два товарища находятся под угрозой). Защищающаяся сторона может дать шах и одновременно выполнить одно условие (что возможно только в играх сёги и задачах с матом на грани с двумя королями), а затем удовлетворить другое условие.
Хотя термины «мат на грани» и «мэйт по угрозе» были придуманы для перевода японских терминов в сёги, эти концепции в равной степени могут быть применены к западным шахматам и другим шахматным играм. (См.: §Западные шахматы ниже.)
В сянци « помощник по угрозе » (催殺 «для ускорения спаривания», часто сокращается как 殺) и «помощник по грани» (絕殺 «абсолютный (неоправданный) партнер по угрозе») также являются распространенными терминами.
Сёги
[ редактировать ]Пример 1
[ редактировать ]
Рис. 1. (предварительная) проблема Хиши ☖ штуки в руках: все остальное
☗ штуки в руках: 金 |
|
На рис. 1 показана классическая задача хисши (соперника по грани). [1] Здесь у черных нет возможности немедленно поставить мат белому королю или немедленно создать последовательность принудительного мата цуме. Однако черные могут создать хисши , переместив свое серебро на поле 74, то есть 1. S-74+ (рис. 2).
Рис. 4. Цуме №1 (1 ход) ☖ штуки в руках: все остальное
☗ фигуры в руках: – 2. Г*83
|
Из этой позиции черные угрожают своим следующим ходом сбросить золото в руке до 83, чтобы дать немедленный мат.
Даже если бы белые попытались лишить черных повышенного серебра ходом ...Px74 (рис. 3), это не помешало бы простому мату ходом G*83 (рис. 4).
Рис. 5. Ответ белых № 2: защищаться ☖ штуки в руках: все остальное
☗ штуки в руках: 金 1...Г*82
|
Рис. 6. Цуме №2 (3 хода) ☖ штуки в руках: все остальное
☗ фигуры в руках: – 2. Г*83
|
У белых есть два возможных способа защититься от этой угрозы.
Но поскольку это хисси , а не просто цумеро (соратник по угрозе), все попытки тщетны, как объясняется ниже. [а] Если белые попытаются защитить поле 83, сбросив защитника (например, золото) на поле 82 (рис. 5), то черные могут инициировать 3-ходовую принудительную матовую последовательность, начиная с 2. G*83 (рис. 6).
Последующие ходы — 2...Gx83, 3. +Sx83 ( цуми ).
|
Если белый король попытается бежать на поле 82 (рис. 7), то черные могут инициировать трехходовую матовую последовательность, начиная с 2. +S-83 (рис. 8).
Последующие ходы: 2...К-71, 3. G*72 ( цуми ).
В качестве альтернативы, вместо 2. +S-83, черные могли пойти P-83+ для еще одной трехходовой принудительной матовой последовательности, затем 2...K-71, 3. G*72 ( цуми ).
Пример 2
[ редактировать ]
Рис. 9. (предварительная) проблема Хиши ☖ штуки в руках: все остальное
☗ монеты в руках: серебро, серебро, золото |
Рис. 10. Хиши (ответ) ☖ штуки в руках: все остальное
☗ фигуры в руках: 銀金 1. С*52
|
На рис. 9 показана задача хисси , основанная на реальной игре в сёги. [2] [3] Здесь у черных снова нет немедленной матовой последовательности, поскольку 1. B-14 K-42, 2. G*41 K-52 и король убегает. Но черные могут создать хисши , не давая королю пойти этим путем, сбросив свое серебро на поле 52, то есть 1. S*52 (рис. 10).
Рис. 12. Цуме (3 хода) ☖ штуки в руках: все остальное
☗ штуки в руках: 銀 2. Г*43
|
У черных 8 угроз: 2. Л*41, 2, Л*43, 2. Л*43, 2. Л*22, 2. Л*21, 2. Л*23, 2. Л*23 и 2. Б-14. Невозможно защитить их всех одной фигурой, поэтому у белых есть только два хороших варианта их удаления. Один из способов — переместить короля на 42 (рис. 11). Но тогда черные могут сбросить свое золото на голову короля (2. G*43), и после 2...K-31 черные дают мат с серебром 3. S-32 на верхнем мате.
|
А если белые золотом или ладьей возьмут серебро, то путь отхода белого короля на 52 заблокирован. Следовательно, матовая последовательность такая: 2. Б-14 К-42, 3. Г*41 К-43, 4. С*54 (цуми). Без жертвы серебра на 52 белые могли уйти на 52 после 2. G*41.
Хиси против Цумеро
[ редактировать ]
Только Цумеро (не хисси) ☖ фигуры в руках: 金
☗ штуки в руках: 金 Белые для игры
|
Хиси (и цумеро) ☖ фигуры в руках: 金
☗ штуки в руках: 金 Белые для игры
|
На первой соседней диаграмме приведен пример цумеро (соперника по угрозе), который не является хисси (напарником на грани). Теперь очередь играть за белых. Хотя на следующем ходу черные могут поставить мат, сбросив свое золото на поле 82, белые могут защититься от этого, сбросив золото на поле 71, защищая поле 82. Этим ходом белые устранили угрозу цумеро черных. Если бы черные сейчас сбросили свое золото до 82, то белые просто захватили бы его и атаковали другое золото черных (то есть 1...G*71 2.G*82 Gx82).
На второй диаграмме на поле 73 стоит дополнительная пешка. Эту разницу дает черный хисси (как и цумеро ). Любая попытка защиты белых (бегство или сброс защищающейся фигуры) потерпит неудачу. На ход белых 1...G*71 будет идти 2.G*72 Gx72 3.Px72+ ( мат ). Аналогичная последовательность матов существует, если белые пытаются 1...R*32 1...G*82 и т. д. Точно так же белый король не может уйти ходом 1...K-71.
Тактика «Серебро на животе»
[ редактировать ]
Хисши ☖ штуки в руках: все остальное
☗ фигуры в руках: –
|
Последовательность мата, если белые защищают 83 ☖ штуки в руках: все остальное
☗ фигуры в руках: –
|
Серебро на животе (腹銀 харагин «живот-серебро») — основная тактика боя на грани в сёги. Эта тактика размещает серебро (путем перемещения туда или сброса) прямо по обе стороны от короля противника. На соседней диаграмме показано типичное серебро на брюхе. Здесь серебро размещено на 72 квадрате. Есть два партнера по угрозе: Sx83 (либо повышенный, либо неповышенный) и +B-71, и белые не могут защитить обоих. Например, если белые пойдут 1...R-87, то 2.+B-71 даст мат, а если белые пойдут 1...B*53, то ход 2.Sx83 (либо повышенный, либо неповышенный) станет матом.
Защита партнера по грани с двумя королями
[ редактировать ]
Пример 1 ☖ штуки в руках: все остальное
☗ штуки в руках: 金
|
защита с лошадью ☖ штуки в руках: все остальное
☗ штуки в руках: 金
|
В примере 1 нет возможности напрямую остановить мат, необходимо защитить все поля 61, 62, 81 и 82, что может сделать только дракон или лошадь. Но у белых нет ни дракона, ни коня на доске, но они могут сделать его, сделав шах на первом ходу, сбросив своего слона на 27. После того, как черные передвигают свое серебро, чтобы заблокировать шах, слон может подняться до 72 и защититься. . После этого, если черные пойдут 3. P-63+, белые могут сбросить своего второго слона на 85, раздвоив короля и превращенную пешку, а затем взять превращенную пешку (независимо от того, стоит ли черный король на 49 или 58).
Западные шахматы
[ редактировать ]Товарищи по грани ( хисши ) и товарищи по угрозе ( цумеро ) также встречаются в западных шахматах.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Исключением может быть случай, если бы у черных был король на 34, тогда белые могли бы отбросить слона на 61, чтобы проверить и одновременно защититься. Когда присутствует черный король, белые могут защищаться, преследуя короля до поля, где белые могут сделать шах и одновременно защититься.
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Фэйрберн, Джон (1986). Сёги для начинающих (2-е изд.). Иши Пресс . ISBN 978-4-8718-720-10 .
- Смотри, Мадока (2014). Окончание атаки с первого взгляда . Перевод Кавасаки, Томохидэ. Мне комфортно. ISBN 978-4-9052-2513-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хижина Сёги:
- Азбука Хиши
- Простые хисши · Задачи хисши на 1 и 3 хода
- Видео HIDETCHI на YouTube: Как играть в сёги (将棋): Урок № 31: Threatmate и Brinkmate
- Планета сёги: как привести к фундаментальному Brinkmate (обязательно посетить)