Jump to content

Brinkmate

(Перенаправлено с Хиши )

Мат на грани — это ситуация, в которой неизбежная последовательность матов будет создана следующим ходом игрока.

В сёги напарник по грани известен как хисси (必至 «отчаяние, неизбежность» или 必死 «верное убийство»). Обратите внимание, что в сёги цуме определяется как строго принудительная последовательность матов с постоянными проверками. Сама последовательность мата (после мата на грани) известна как 詰め цумэ.

Brinkmate отличается от ситуации, в которой существует только угроза создания последовательности мата на следующем ходу, но ее все же можно избежать, если противник правильно защищается. Эта ситуация известна как «парень под угрозой» или, по-японски, 詰めろ цумеро («партнёр под угрозой»). Таким образом, Brinkmate — это незащищенная угроза.

Единственный способ предотвратить поражение от партнера на грани - это для защищающегося не дать своему противнику шанса фактически создать последовательность мата и вместо этого инициировать свою собственную последовательность матов (с постоянными проверками) до хода противника. (Таким образом, хороший пример высказывания: лучшая защита — это хорошее нападение . )

Некоторые товарищи по грани включают в себя цуме, которым для защиты необходимо выполнить два условия (например, два товарища находятся под угрозой). Защищающаяся сторона может дать шах и одновременно выполнить одно условие (что возможно только в играх сёги и задачах с матом на грани с двумя королями), а затем удовлетворить другое условие.

Хотя термины «мат на грани» и «мэйт по угрозе» были придуманы для перевода японских терминов в сёги, эти концепции в равной степени могут быть применены к западным шахматам и другим шахматным играм. (См.: §Западные шахматы ниже.)

В сянци « помощник по угрозе » (催殺 «для ускорения спаривания», часто сокращается как 殺) и «помощник по грани» (絕殺 «абсолютный (неоправданный) партнер по угрозе») также являются распространенными терминами.

На рис. 1 показана классическая задача хисши (соперника по грани). [1] Здесь у черных нет возможности немедленно поставить мат белому королю или немедленно создать последовательность принудительного мата цуме. Однако черные могут создать хисши , переместив свое серебро на поле 74, то есть 1. S-74+ (рис. 2).

Из этой позиции черные угрожают своим следующим ходом сбросить золото в руке до 83, чтобы дать немедленный мат.

Даже если бы белые попытались лишить черных повышенного серебра ходом ...Px74 (рис. 3), это не помешало бы простому мату ходом G*83 (рис. 4).

У белых есть два возможных способа защититься от этой угрозы.

Но поскольку это хисси , а не просто цумеро (соратник по угрозе), все попытки тщетны, как объясняется ниже. [а] Если белые попытаются защитить поле 83, сбросив защитника (например, золото) на поле 82 (рис. 5), то черные могут инициировать 3-ходовую принудительную матовую последовательность, начиная с 2. G*83 (рис. 6).

Последующие ходы — 2...Gx83, 3. +Sx83 ( цуми ).

Если белый король попытается бежать на поле 82 (рис. 7), то черные могут инициировать трехходовую матовую последовательность, начиная с 2. +S-83 (рис. 8).

Последующие ходы: 2...К-71, 3. G*72 ( цуми ).

В качестве альтернативы, вместо 2. +S-83, черные могли пойти P-83+ для еще одной трехходовой принудительной матовой последовательности, затем 2...K-71, 3. G*72 ( цуми ).

На рис. 9 показана задача хисси , основанная на реальной игре в сёги. [2] [3] Здесь у черных снова нет немедленной матовой последовательности, поскольку 1. B-14 K-42, 2. G*41 K-52 и король убегает. Но черные могут создать хисши , не давая королю пойти этим путем, сбросив свое серебро на поле 52, то есть 1. S*52 (рис. 10).

У черных 8 угроз: 2. Л*41, 2, Л*43, 2. Л*43, 2. Л*22, 2. Л*21, 2. Л*23, 2. Л*23 и 2. Б-14. Невозможно защитить их всех одной фигурой, поэтому у белых есть только два хороших варианта их удаления. Один из способов — переместить короля на 42 (рис. 11). Но тогда черные могут сбросить свое золото на голову короля (2. G*43), и после 2...K-31 черные дают мат с серебром 3. S-32 на верхнем мате.

А если белые золотом или ладьей возьмут серебро, то путь отхода белого короля на 52 заблокирован. Следовательно, матовая последовательность такая: 2. Б-14 К-42, 3. Г*41 К-43, 4. С*54 (цуми). Без жертвы серебра на 52 белые могли уйти на 52 после 2. G*41.

Хиси против Цумеро

[ редактировать ]

На первой соседней диаграмме приведен пример цумеро (соперника по угрозе), который не является хисси (напарником на грани). Теперь очередь играть за белых. Хотя на следующем ходу черные могут поставить мат, сбросив свое золото на поле 82, белые могут защититься от этого, сбросив золото на поле 71, защищая поле 82. Этим ходом белые устранили угрозу цумеро черных. Если бы черные сейчас сбросили свое золото до 82, то белые просто захватили бы его и атаковали другое золото черных (то есть 1...G*71 2.G*82 Gx82).

На второй диаграмме на поле 73 стоит дополнительная пешка. Эту разницу дает черный хисси (как и цумеро ). Любая попытка защиты белых (бегство или сброс защищающейся фигуры) потерпит неудачу. На ход белых 1...G*71 будет идти 2.G*72 Gx72 3.Px72+ ( мат ). Аналогичная последовательность матов существует, если белые пытаются 1...R*32 1...G*82 и т. д. Точно так же белый король не может уйти ходом 1...K-71.

Тактика «Серебро на животе»

[ редактировать ]

Серебро на животе (腹銀 харагин «живот-серебро») — основная тактика боя на грани в сёги. Эта тактика размещает серебро (путем перемещения туда или сброса) прямо по обе стороны от короля противника. На соседней диаграмме показано типичное серебро на брюхе. Здесь серебро размещено на 72 квадрате. Есть два партнера по угрозе: Sx83 (либо повышенный, либо неповышенный) и +B-71, и белые не могут защитить обоих. Например, если белые пойдут 1...R-87, то 2.+B-71 даст мат, а если белые пойдут 1...B*53, то ход 2.Sx83 (либо повышенный, либо неповышенный) станет матом.

Защита партнера по грани с двумя королями

[ редактировать ]

В примере 1 нет возможности напрямую остановить мат, необходимо защитить все поля 61, 62, 81 и 82, что может сделать только дракон или лошадь. Но у белых нет ни дракона, ни коня на доске, но они могут сделать его, сделав шах на первом ходу, сбросив своего слона на 27. После того, как черные передвигают свое серебро, чтобы заблокировать шах, слон может подняться до 72 и защититься. . После этого, если черные пойдут 3. P-63+, белые могут сбросить своего второго слона на 85, раздвоив короля и превращенную пешку, а затем взять превращенную пешку (независимо от того, стоит ли черный король на 49 или 58).

Западные шахматы

[ редактировать ]

Товарищи по грани ( хисши ) и товарищи по угрозе ( цумеро ) также встречаются в западных шахматах.

Позиция после Qh6!
а б с д и ж г час
8
f8 черная ладья
g8 черный король
f7 черная пешка
h7 черная пешка
f6 белая пешка
g6 черная пешка
h6 белая королева
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
У черных нет возможности предотвратить Qg7#. Эта позиция является граничной ( хисши ).
Позиция после Qf7!
а б с д и ж г час
8
f8 белый рыцарь
h8 черный король
f7 белый ферзь
h7 черная пешка
f6 черный рыцарь
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Несмотря на то, что какой бы ход ни был сделан, мат будет, это не мат на грани, потому что это даже не угрожающий мат ( цумеро ). Однако черные находятся в цугцванге и должны сделать ход либо конем, допуская Qxh7#, либо пешкой h, допуская Ng6#.
Позиция после ...Qa3?
а б с д и ж г час
8
g8 черный слон
h8 черный король
e7 черная ладья
g7 черная пешка
h7 черная пешка
f6 черная пешка
h5 белая пешка
h4 белый рыцарь
а3 черная королева
b3 белая пешка
c3 черная пешка
d3 белая пешка
e3 черная пешка
а2 белая пешка
c2 белая пешка
e2 белая пешка
b1 белый король
c1 белый рыцарь
d1 белая королева
e1 белая ладья
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
У белых нет возможности избежать ...Qb2#, но белые могут сыграть 1. Кg6+ hxg6 2. hxg6+ Сh7 3. Лxh7+ Крg8 4. Лh8+ Крxh8 5. Лh1+ Крg8 6. Лh8+ Крxh8 7. Фh1+ Крg8 8. Фh7+ Крf8 9. Qh8#
Позиция после Qh6
а б с д и ж г час
8
g8 черный король
h8 черный рыцарь
f7 черная пешка
h7 черная пешка
f6 белая пешка
g6 черная пешка
h6 белая королева
g5 белая пешка
h3 белая пешка
f2 черная королева
h1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Это соперник на грани, но у черных есть Qf1+ и Qf2+, чтобы добиться повторной ничьей . Он также может сыграть Qh2+, Qg1+ или Qg2+, чтобы создать патовую ситуацию .
Позиция после Qh6
а б с д и ж г час
8
e8 черная ладья
g8 черный король
f7 черная пешка
h7 черная пешка
f6 белая пешка
g6 черная пешка
h6 белая королева
c5 черный слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Это цумеро, а не хисси. ...Bf8 останавливает Qg7#.
Позиция после Qh6!
а б с д и ж г час
8
f8 черная ладья
g8 черный король
f7 черная пешка
h7 черная пешка
f6 белая пешка
g6 черная пешка
h6 белая королева
c5 черный слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Это цумеро и хисси. Черные не могут сыграть ...Bf8, чтобы защитить Qg7#, потому что там их ладья. ...Bd4 не помогает.
Brinkmate в 1
а б с д и ж г час
8
f8 черная ладья
g8 черный король
d7 черная королева
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
f6 белый слон
g6 черный рыцарь
f5 белый конь
f4 белый ферзь
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
1. Фh6! товарищ по краю. Если 1... gxh6, то 2. Кxh6 дает мат.
Brinkmate в 2
а б с д и ж г час
8
f8 черная ладья
g8 черный король
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
f6 белая пешка
f4 белый ферзь
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
1. Фg5! g6 2. Фh6 мат.
Brinkmate в 3
а б с д и ж г час
8
f8 черная ладья
g8 черный король
a7 черная королева
f7 черная пешка
h7 черная пешка
d6 белый рыцарь
f6 белая пешка
g6 черная пешка
c5 черная пешка
e5 белая пешка
а4 белая пешка
f4 белая ладья
g4 белая пешка
e3 белая королева
f3 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
1. Лb4!! Крh8 2. Фh6 Лg8 3. Лb8! товарищ по краю.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Исключением может быть случай, если бы у черных был король на 34, тогда белые могли бы отбросить слона на 61, чтобы проверить и одновременно защититься. Когда присутствует черный король, белые могут защищаться, преследуя короля до поля, где белые могут сделать шах и одновременно защититься.
  1. ^ Фэйрберн 1986 , с. 29–30.
  2. ^ «Знаменитые игры сёги: ХАБУ против КАТО (9 января 1989 г.)» . Ютуб .
  3. ^ «[Сёги] Дзэндзи Ханю против Като 123 Комментарий: Нагай Хидеаки и Йонага Кунио_bilibili_bilibili» .

Библиография

[ редактировать ]
  • Фэйрберн, Джон (1986). Сёги для начинающих (2-е изд.). Иши Пресс . ISBN  978-4-8718-720-10 .
  • Смотри, Мадока (2014). Окончание атаки с первого взгляда . Перевод Кавасаки, Томохидэ. Мне комфортно. ISBN  978-4-9052-2513-3 .
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 490643ed1ef280e5ca9ac71825a3795b__1702533540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/5b/490643ed1ef280e5ca9ac71825a3795b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Brinkmate - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)