Стратегия сёги
Сёги , как и западные шахматы , можно разделить на дебют , миттельшпиль и эндшпиль, каждый из которых требует своей стратегии. Дебют состоит из организации защиты и выбора позиции для атаки, середина игры состоит из попыток прорвать оборону противника, сохраняя при этом свою собственную, а эндшпиль начинается, когда защита одной стороны скомпрометирована.
Тактика
[ редактировать ]Многие базовые тактики (手筋 тэсудзи ) сёги аналогичны шахматным тактикам , включая вилки, булавки, удаление защитника и другие приемы, все из которых считаются очень сильными при эффективном использовании.
Однако другие тактики, особенно с использованием выпавших фигур, не имеют аналогов в западных шахматах.
Относительная стоимость штуки
[ редактировать ]Можно считать, что предметы сёги имеют разную оценку: некоторые предметы обычно более ценны , чем другие, при прочих равных условиях. (Ср. ценность фигуры в западных шахматах .)
Выделяют три основные группы оценки: [1]
- король, который имеет абсолютное значение, поскольку в случае мата игра проиграна
- две основные (наиболее подвижные) фигуры (大駒 oogoma ): ладья, слон
- второстепенные фигуры (小駒 когома ): пешка, копье, конь, серебро, золото.
Незначительные части можно дополнительно сгруппировать в следующую иерархию оценки:
- золото > серебро > (конь, копье) > пешка
Иногда относительные части формализуются с помощью конкретных числовых значений. Это особенно часто встречается в явных формализациях, встречающихся в компьютерных сёги . Например, Рейер Гримберген использует следующие относительные значения в формализации анализа достоинств перемещения : [2]
Кусок | Ценить | |
---|---|---|
Аюму | пешка | 1 |
благовония, кацура | копейщик | 3 |
серебро, золото | серебро, золото | 5 |
рог | епископ | 8 |
летать | ладья | 9 |
лошадь | назначен епископом | 12 |
дракон | продвинутая ладья | 13 |
Гримберген отмечает, что, в отличие от западных шахмат, оценка фигур сёги не стандартизирована, поскольку разные игроки расходятся во мнениях относительно точных значений.
Другая формализация, использованная программой YSS 7.0 1997 года, имела следующие относительные значения: [3]
Кусок | Ценить | Часть в руке | Ценить | Продвигаемая часть | Ценить | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Аюму | пешка | 1.00 | Ручная часть Аюму | пешка в руке | 1.15 | и | продвинутая пешка | 4.20 |
ароматный | копье | 4.30 | Ручка для благовоний | копье в руке | 4.80 | абрикос | повышенное копье | 6.30 |
Гуй | рыцарь | 4.50 | Кацура Текома | рыцарь в руке | 5.10 | Кей | повышенный рыцарь | 6.40 |
серебро | серебро | 6.40 | серебряные пешки | серебро в руке | 7.20 | Полный | повышенное серебро | 6.70 |
золото | золото | 6.90 | золотые монеты | золото в руке | 7.80 | – | – | – |
рог | епископ | 8.90 | угловой элемент | епископ в руке | 11.10 | лошадь | назначен епископом | 11.50 |
летать | ладья | 10.40 | Летающие кусочки | ладья в руке | 12.70 | дракон | продвинутая ладья | 13.00 |
Кодзи Танигава , Ясумицу Сато (Англичанин) и Ларри Кауфман предлагают следующие ценности: [4] [5] [6]
Кусок | Танигава (1982) | Танигава (NHK, 2006) | Сато | Кауфман | Продвигаемая часть | Танигава (1982) | Танигава (NHK, 2006) | Сато | Кауфман |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Аюму | 1 | 1 | 1 | 1 | и | 12 | 6 | 11 | 10 |
ароматный | 5 | 3 | 6 | 4 | абрикос | 10 | 6 | 11 | 9 |
Гуй | 6 | 4 | 6 | 5 | Кей | 10 | 6 | 11 | 9 |
серебро | 8 | 5 | 10 | 7 | серебро | 9 | 6 | 11 | 8 |
золото | 9 | 6 | 11 | 8 | – | – | – | – | – |
рог | 13 | 8 | 17 | 11 | лошадь | 15 | 10 | 20 | 15 |
летать | 15 | 10 | 19 | 13 | дракон | 17 | 12 | 22 | 17 |
В двух из этих схем оценки повышенная пешка, копье и конь имеют более высокую ценность, чем золото, хотя при повышении они движутся так же, как золото. Причина этого в том, что они вернутся к своим меньшим значениям при захвате противником, тогда как захваченное золото дает противнику относительно более ценную фигуру.
Кауфман, например, отмечает, что обмен превращенной пешки на настоящее золото часто является хорошей тактикой материальной выгоды, поскольку игрок с превращенной пешкой теряет только два очка, а его противник теряет семь.
Относительные оценки штук используются для приблизительной оценки обмена штук. Например, если есть возможность отобрать у противника два золота, отдав ладью и пешку, по схеме Кауфмана, это выглядит как выгодная сделка (при прочих равных условиях):
- (золото + золото) > (ладья + пешка)
- (8 + 8) > (13 + 1)
Однако это не было бы хорошей разменой, если бы ладья была превращена:
- (золото + золото) < (дракон + пешка)
- (8 + 8) < (17 + 1)
Замки
[ редактировать ]
Золотая крепость ☖ фигуры в руке: –
☗ фигуры в руках: – |
Полагать ☖ фигуры в руке: –
☗ фигуры в руках: –
|
9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
Аюму | Аюму | Аюму | Аюму | 7 | |||||
золото | серебро | ароматный | 8 | ||||||
золото | Гуй | мяч | 9 |
В сёги сильные оборонительные укрепления, защищающие короля, известны как замки. Существует множество типов и вариаций замков, которые можно использовать, но важно понимать, какие из них полезны в текущей ситуации и как компенсировать ее слабые места. Ниже перечислены три часто используемых замка.
годах . Многие считали, что замок-крепость является самой сильной оборонительной позицией в сёги в 1980-х [7] Хотя существует множество вариантов, наиболее распространенной структурой крепости является Золотая крепость. В открытии «Крепость» , в котором оба игрока принимают замки-крепости, имеется сильно защищенный король; хорошо укрепленная пешечная линия; а слон, ладья и пешка поддерживают последующую атаку серебром или конем ладьи. Известно, что сломить противника лобовой атакой очень сложно, хотя сбоку она слабее. Обычно он используется против дебюта статической ладьи , который предполагает продвижение ладейной пешки. Однако противник может с такой же легкостью использовать эту защиту, не давая ни одной из сторон преимущества. Замок-крепость также можно использовать против противников с разменом слонов и дальней ладьей, а также существует вариант крепости, построенный на правой стороне доски для использования в позициях с двойной ладьей.
Оборонительная позиция, которая считается более простой для новичков, но по-прежнему популярна среди профессионалов, — это замок Мино . Король находится в безопасном положении, а три генерала хорошо поддерживают друг друга. Это часто используется, когда игрок выбирает дебют с дальней ладьей, а не дебют со статической ладьей. [8] Тем не менее, это также относительно распространенный вариант Мино со Статической ладьей, построенный на левой стороне доски для использования против противников со Статической ладьей или Дальней ладьей.
Третий распространенный замок, часто используемый в профессиональных сёги, - это замок «Медведь в норе», который на английском языке обычно называют замком «Медведь в норе» . Игрок, использующий стратегию «Двигающаяся ладья», использует «Медведя в норе» с правой стороны. В результате король окажется на угловом поле, откуда стартовало копье, под защитой двух золотых генералов и одного серебряного. Таким образом, король не может быть легко остановлен конем или дальней фигурой. [9]
Сабаки
[ редактировать ]Японское существительное сабаки (捌き; глагольная форма: 捌く sabaku ) — художественный термин, используемый в сёги. [10] [11] Этот термин был заимствован на английский язык вместо перевода.
Его значение зависит от контекста.
В дебюте сабаки обычно просто означает хорошее развитие фигур для подготовки к миттельшпилю.
Однако в миттельшпиле это имеет более тонкий смысл: развитие фигур – особенно основных фигур (ладья и слон) – таким образом, чтобы они полностью активировались, а их атакующие линии были очищены для наступательных целей. В дебюте сёги развитие фигур часто приводит к тому, что фигуры собираются вместе в тесных конфигурациях. Достичь сабаки — значит изменить конфигурацию, убрав определенные мешающие фигуры посредством обмена фигур , чтобы атакующие фигуры доминировали на доске с вновь полученной свободой передвижения. Что касается основных фигур, то это обычно делается путем очистки диагоналей слона, а также рядов и вертикалей ладьи. Хотя этот термин связан с освобождением фигур в стесненных позициях, он не означает выход из стесненной позиции при успешной защите. Скорее этот термин относится к развитию атаки.
Термин сабаки , используемый в го, имеет совсем другое значение.
В западных шахматах подобную концепцию иногда называют освобождающим ходом или маневром (например, прорывом пешки ). Однако в сёги концепция сабаки часто включает в себя несколько ходов и несколько фигур. (См. шахматные термины «брейк» и «блокированная позиция» . )
Сабаки, пример 1
[ редактировать ]
Стесненное положение ☖ фигуры в руке: –
☗ фигуры в руках: – |
|
Для простого примера: [12] на соседних диаграммах ладья, расположенная на центральной вертикали (как в дебюте центральной ладьи ), заблокирована пешками, а ее потенциальное движение ограничено серебром обоих игроков. Чтобы добиться сабаки, начинается атака центрального ряда 1. П-55. Белые берут пешку с последующими взятиями обоими серебрянками (1...Пx55, 2. Лx55 Sx55, 3. Лx55). После окончательного взятия белого серебра черной ладьей у ладьи теперь есть свободные пути атаки (вся средняя и центральная вертикаль), включая доступ к зоне продвижения белых, где ладья может превратиться в дракона. Обратите внимание, что центральные пешки и серебро были просто обменяны с доски и переданы в руки, в этом простом примере от этого обмена не было никакой существенной выгоды или убытка. Другие примеры могут включать жертвоприношения фигур для достижения сабаки.
Открытие
[ редактировать ]Открытие сёги обычно происходит медленнее, чем открытие шахмат, из-за большей доски и менее подвижных фигур. Но поскольку быстрое нападение оставляет домашнюю территорию игрока открытой для атак сразу после обмена фигурами, цель дебюта состоит в том, чтобы создать защиту короля, обычно путем перемещения короля в сторону в замке с тремя генералами. . [13] Оставлять короля на исходном поле (居玉 igyoku или «сидящий король») может быть особенно опасной позицией. [7] [14]
9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
ароматный | Гуй | золото | золото | серебро | Гуй | 1 | |||
летать | серебро | король | ароматный | 2 | |||||
Аюму | Аюму | Аюму | Аюму | рог | Аюму | Аюму | 3 | ||
Аюму | Аюму | 4 | |||||||
Аюму | 5 | ||||||||
Аюму | Аюму | Аюму | Аюму | Аюму | 6 | ||||
Аюму | Аюму | рог | серебро | Аюму | Аюму | 7 | |||
летать | серебро | 8 | |||||||
ароматный | Гуй | золото | мяч | золото | Гуй | ароматный | 9 |
Оба игрока могут переместить ладейную пешку вперед (P-26) или, что чаще, продвинуть пешку выше и правее слона (P-76). Первое известно как дебют ладьи , а второе - дебюта слона.
При открытии слона обычно происходит обмен слонов, когда один захватывает другого. Это позволяет каждому игроку ввести в игру своего только что захваченного слона в любом месте доски, хотя необходимо проявлять осторожность, чтобы избежать слабостей в защите, которые могут привести к выпадению слона. Однако обменивать слонов невыгодно, если у вашего противника лучшая оборонительная установка или больше линий атаки. Более того, размен слона означает потерю темпа , поэтому не рекомендуется без веской причины.
Многие распространенные дебютные атаки включают продвижение серебра и, в идеале, пешек, защищенных другими фигурами. Поскольку серебряные фигуры имеют больше возможностей для отступления, а золотые лучше защищают свои стороны, серебряные фигуры обычно считаются лучшими в качестве атакующих фигур, а золотые - в качестве защитных фигур. Обычной практикой является защита короля тремя генералами, двумя золотыми и серебряными медалями.
Поскольку защита очень важна, а фигуры в сёги движутся относительно медленно, дебютная игра в сёги обычно длится гораздо дольше, чем в международных шахматах. [7] обычно с дюжиной или более ходов для укрепления обороны перед первой атакой.
На протяжении многих десятилетий японские профессиональные игроки изобрели различные дзёсэки , которые определяют движения и последовательности, которые считаются лучшими для конкретной ситуации. Он также охватывает множество вариаций сложной стратегии, включая альтернативные варианты и определенные последствия, которые могут повлечь за собой некоторые действия. [15]
Дебюты также классифицируются как дебюты со статической ладьей, когда нападение поддерживается ладьей в ее исходной позиции, и дебюты с дальней ладьей, когда ладья перемещается в центр или влево от доски, чтобы поддержать там атаку, обычно с идеей позволяя противнику атаковать, одновременно организуя лучшую защиту и стремясь к контратаке. [16] Однако, как самая сильная фигура на доске, ладья приглашает к атаке, и в большинстве случаев, особенно для более слабых игроков, хорошей идеей будет держать короля подальше от ладьи. [7] Соответственно, классификация статических и дальних ладей соответствует развитию замков: позиции статических ладей, как правило, имеют замки на левой стороне доски, а позиции дальней ладьи, как правило, имеют крепости на правой стороне.
Средняя игра
[ редактировать ]Профессиональные игроки в сёги гораздо больше, чем шахматисты, склонны оценивать ход игры, то есть последовательность ходов, ведущих к текущей позиции и ее вероятному развитию. [17]
Поскольку пешки атакуют в лоб и не могут защитить друг друга, они, как правило, теряются в начале игры, предоставляя боеприпасы для таких атак. Если выбросить пешку в тыл врага, повысить ее до токина (золотого генерала) и поставить вторую пешку сразу за токином , чтобы они защищали друг друга, происходит сильная атака; он угрожает всей защите противника, но не представляет для него особой пользы, если атака не удалась и фигуры захвачены.
Игроки, воспитанные на международных шахматах, часто плохо используют дропы. [7] но уронить - это полдела. Если у игрока на руках больше пары захваченных фигур, вполне вероятно, что атаки сбрасыванием упускаются из виду. Однако разумно держать пешку в руках и часто менять фигуры, если необходимо, чтобы получить ее. [18] По сравнению с международными шахматистами, игроки в сёги с большей вероятностью пожертвуют фигурами, даже мощными, если полученный захват можно вернуть в игру для определенной цели. [19]
Атакующие фигуры могут легко оказаться в ловушке в тылу врага, поскольку противник часто может бросить пешку на защищенное поле, чтобы отрезать линию отступления. По этой причине ладьи, которые могут отступать только в одном направлении, обычно держат на безопасном расстоянии в начале игры и используют для поддержки атак более слабых фигур. Однако, как только игра началась, повышенная ладья становится особенно опасной фигурой в тылу врага.
Продвижение пешки-копья может открыть сторону доски для атаки. Следовательно, когда игрок впервые продвигает пешку-копье, противник обычно, хотя и не обязательно, отвечает продвижением пешки противника, чтобы избежать осложнений в дальнейшей игре. Это также позволяет королю сбежать, если на него нападут сбоку.
Финал
[ редактировать ]Крах обороны одной из сторон знаменует собой начало эндшпиля. Как только игрок прорвал линию противника, король противника может быть легко пойман в ловушку своими фигурами. Обычная защитная тактика последнего отчаяния — открыть пешечную линию, чтобы дать возможность королю уйти. Королям труднее поставить мат в открытом положении, особенно если у противника в игре не так много дальних фигур (ладья, слон, копье).
В эндшпиле все сводится к гонке за то, кто первым сможет поставить мат противнику. Техника, известная как подсчет скорости, играет важную роль в эндшпиле. Подсчитав количество ходов до мата (при условии, что противник не сможет сделать ход) как для черных, так и для белых, это поможет повлиять на решения о том, атаковать или защищаться. Простая ошибка может кардинально изменить ход игры. Среди этого есть много других деликатных факторов, на которые следует обратить внимание в финале, включая жертвенные атаки и ловушки.
Игра в эндшпиле усиливается за счет тренировки цумэ сёги и проблем с матом на грани .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хоскинг 1997 , с. 30, Часть 1, Глава 5: Введение в стратегию и тактику сёги: Относительные основные и второстепенные части.
- ^ Гримберген, Рейер (2001). «Генерация правдоподобных ходов с использованием анализа достоинств хода с пороговыми значениями в сёги». В Марсленде, Тони; Фрэнк, Ян (ред.). Компьютер и игры . Спрингер. стр. 315–345 . ISBN 3-540-43080-6 .
- ^ Ямамото, Масахито; Сузуки, Кейджи; Охучи, Адзума (2001). «Приобретение функции оценки сёги путем обучения самостоятельной игре». Международные сделки в области операционных исследований . 8 (3): 305–315. дои : 10.1111/1475-3995.00267 .
- ^ Танигава 1982 .
- ^ NHK Курс сёги , 2006.
- ^ Кауфман, Ларри. «Серия «Инвалидность: Введение» . Гандикаповые игры Ларри Кауфмана .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фэйрберн, 1984 год .
- ^ Хоскинг 1997 , стр. 49–50, Часть 1, Глава 8: Замки.
- ^ Хоскинг 1997 , с. 53–54, Часть 1, Глава 8: Замки.
- ^ Фэйрберн (1986: 107–108)
- ^ (Шесть 1983: 10)
- ↑ Кубо Тошиаки и Исао Наката , октябрь 2015 г., «Тайна суда сёги», 10, 57.
- ^ Гримберген и Ролласон 2003 , с. 175, Карты доски для дебютной и средней игры в сёги .
- ^ Хоскинг 1997 , с. 42, Часть 1, Глава 7: Баланс между атакой и защитой.
- ^ Хоскинг 1997 , с. 29, Часть 1, Глава 5: Введение в стратегию и тактику сёги.
- ^ Хоскинг 1997 , стр. 43–45, Часть 1, Глава 7: Баланс между атакой и защитой.
- ^ Ито, Такеши; Мацубара, Хитоши; Гримберген, Рейджер (2004) «Сёги но Нинчи Кагакутеки Кенкю (2) Цуги но Итте Джиккен кара но Косацу». Когнитивное научное исследование сёги (2) Соображения по поводу эксперимента со следующим ходом [Когнитивный подход к процессам игры в сёги (2) - некоторые результаты тестовых экспериментов по следующему ходу]. [Труды Японского общества обработки информации] на японском языке). ( Японское общество обработки информации Япония : 1481–1492 ISSN 0387-5806 .
- ^ Хоскинг 1997 , с. 34, Часть 1, Глава 5: Введение в стратегию и тактику сёги: «Поэтому пешка играет жизненно важную роль как в атаке, так и в защите. Отсутствие пешки в руке (фугире), в то время как у противника есть хотя бы одна пешка в руке, стороны, это явно недостаток и может быть очень серьезным недостатком».
- ^ Хоскинг 1997 , с. 23, Часть 1, Глава 4: Сравнение сёги с шахматами.
Библиография
[ редактировать ]- Аоно, Теруичи (2009) [Впервые опубликовано в 1983 году]. Лучшие движения для лучших сёги . Перевод Фэйрберна, Джона (2-е изд.). Иши Пресс. ISBN 978-4-87187-999-6 .
- Фэйрберн, Джон (1986). Сёги для начинающих (2-е изд.). Иши Пресс . ISBN 978-4-8718-720-10 .
- Гримберген, Рейер; Ролласон, Джефф (2003). «Настольные карты и лазание по холмам для дебютной и средней игры в сёги» . В Шеффере, Джонатан; Мюллер, Мартин; Бьёрнссон, Ингви (ред.). Компьютеры и игры: Третья международная конференция, CG 2002, Эдмонтон, Канада, 25–27 июля 2002 г., Пересмотренные статьи . Конспекты лекций по информатике. Том. 2883. Шпрингер-Верлаг . стр. 171–187. дои : 10.1007/978-3-540-40031-8_12 . ISBN 978-3-540-20545-6 . ISSN 0302-9743 – через Google Книги .
- Хоскинг, Тони (1996). Искусство сёги . Фонд Сёги. ISBN 978-0-95310-890-9 .
- Леггетт, Тревор (1993). Японские шахматы: игра сёги . Издательство Таттл .
- «Кёкуменпедия» аспектпедия [Кёкуменпедия]. Кёкуменпедия (на японском языке). Команда ISCube. 2016 г .: Многие сёги-игры (профессиональные, онлайн-игры, AI) имеют древовидную структуру решений с пользовательскими комментариями и ссылками, а также некоторыми вступительными классификациями.
- Нисио, Акира (2014). «Ладья 4-й вертикали против статической ладьи (1)» . Открытие сёги .
- Танигава, Кодзи [на японском языке] (1982). Как победить в сёги (на японском языке ISBN ). 978-4-26210-301-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аоно, Теруичи (1983). Руководство по дебютам сёги: раскройте секреты дзёсэки Ключ к сёги Джоджи: японско-английский сборник вопросов по Джоджи Фэйрберна, Джона Шанхайтана. Перевод 4-381-00598-8 .
- Хабу, Ёсихару (2000). Слова Хабу . Перевод Такахаши, Ямато [на японский] ; Хоскинг, Тони. Фонд Сёги. ISBN 978-0-95310-892-3 .
- Ходжес, Джордж, изд. (январь 1976 г. - ноябрь 1987 г.). «Сёги». Всего опубликовано 70 выпусков, выходящих раз в два месяца. Ассоциация сёги.
{{cite magazine}}
: Для журнала Cite требуется|magazine=
( помощь ) - Хоскинг, Тони (2006). Классический сёги . Фонд Сёги. ISBN 978-0-95310-893-0 .
- Смотри, Мадока (2011). Хосеки с первого взгляда Перевод Кавасаки, Томохидэ. Мне комфортно. ISBN 978-4-9052-2501-0 .
- Смотри, Мадока (2013). Сабаки с первого взгляда Перевод Кавасаки, Томохидэ. Мне комфортно. ISBN 978-4-9052-2510-2 .
- Смотри, Мадока (2014). Окончание атаки с первого взгляда . Перевод Кавасаки, Томохидэ. Мне комфортно. ISBN 978-4-9052-2513-3 .
- Танигава, Кодзи [на японском языке] ). ( 1988 Финальная техника скорости света [ Техника эндшпиля с молниеносной скоростью ] (на японском языке). Японская ассоциация сёги. ISBN 978-4-81970-204-1 .
- Ебису, Майлз (2016). Подробное руководство по сёги на английском языке: Как играть в японские шахматы . Лабораторное издательство.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Открытие сёги · стратегический блог профессионала с 6 даном Акиры Нисио
- ShogiBase для любителей сёги · любительские игры с комментариями профессиональных игроков
- Как защищаться в сёги · частичный перевод « Сёги-но Укеката» Ясухару Оямы .
- Техника эндшпиля со скоростью молнии · Перевод Техники эндшпиля со скоростью молнии косоку но сюбандзюцу автора Lifetime Мэйдзин , Кодзи Танигава .
- Хижина Сёги
- Записи профессиональных игр сёги Рейера Гримбергена с комментариями за 1997–2013 гг.
- Крошечный словарь пословиц сёги · Перевод Сёги Какугэн Маме Дзитен Масахико Урано
- Клуб Рико Сёги
- Видео HIDETCHI на YouTube:
- Как играть в сёги: Урок 14: Принципы дебюта
- Упражнения сеги · Плейлист с различными тактиками, стратегиями атаки и матовыми задачами.