Jump to content

Liubo

Liubo
Пара керамических надгробных фигурок династии Восточная Хань (25–220 гг. н.э.), изображающих двух джентльменов, играющих в любо.
китайский Любо
Буквальный смысл шесть палочек
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyinliùbó
Wade–Gilesliu4-po2
IPA[ljôʊpwǒ]
Yue: Cantonese
Yale Romanizationluhkbok
Jyutpingluk6bok3
IPA[lʊk̚˨.pɔk̚˧]
Middle Chinese
Middle Chinese/lɨuk̚.pwɑk̚/
Old Chinese
Baxter–Sagart (2014)*kruk pˤak
Zhengzhang*ruɡ.paːɡ

Любо ( китайский : 六博 ; древнекитайский * kruk pˤak «шесть палочек») — древняя китайская настольная игра для двух игроков. Правила в значительной степени утеряны, но считается, что у каждого игрока было шесть игровых фишек, которые перемещались по точкам квадратного игрового поля, имевшего характерный симметричный рисунок. Ходы определялись броском шести палочек, выполнявших ту же функцию, что и игральные кости в других гоночных играх .

Игра была изобретена не позднее середины I тысячелетия до нашей эры и была популярна во времена династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Однако после прихода к власти династии Хань ее популярность быстро упала, возможно, из-за роста популярности игры вэйци ( го) , и о ней полностью забыли.

Знания об игре расширились в последние годы благодаря археологическим открытиям игровых досок и игрового оборудования любо в древних гробницах, а также открытиям камней с изображениями династии Хань и кубиков с изображениями игроков любо.

Фреска из гробницы династии Восточная Хань в Лояне , Хэнань, изображающая пару игроков Любо на переднем плане, игрок справа с поднятой правой рукой, как будто собирается бросить шесть метательных палок.

Неизвестно, когда возникла игра любо , хотя, согласно легенде, ее изобрел У Цао (烏曹, в словаре Шуовэнь Цзецзы начала II века н.э. назывался У Чжоу 烏胄), министром короля Цзе , последнего короля. из династии Ся , которая согласно традиционной хронологии правила 1728–1675 гг. до н.э. [1] Хотя нет никаких археологических или надежных документальных свидетельств, подтверждающих мнение о том, что любо восходит к династии Шан (1600–1046 гг. До н.э.), ранние китайские записи указывают на то, что любо уже было популярной игрой в период Воюющих царств (476–221 гг. до н.э.). ). Например, в «Записях великого историка» записана речь, произнесенная во время правления царя Ци Сюань ( годы правления 319–301 гг. до н.э.), в которой утверждается, что столица Линьцзы была настолько богата, что все ее граждане могли заниматься такой деятельностью, как как игра на музыкальных инструментах, петушиные бои, собачьи бега, игра в любо и игра в мяч . [2]

Игра любо также описана в стихотворении середины III века до нашей эры «Призыв души» («Чжао Хун» 招魂) в « Песнях Чу » :

В шахматах шесть игр.
Цао Цао разделены на две группы и продвигаются бок о бок, заставляя друг друга делать больше.
Когда ты станешь совой, ты посмотришь вокруг, и голос твой будет белым.

Затем с помощью бамбуковых кубиков и фигурок из слоновой кости начинается игра Лю Бо;
Стороны приняты; они продвигаются вместе; остро они угрожают друг другу.
Фигуры становятся королями, и счет удваивается. Крики «пять белых!» возникнуть. [3]

Обратите внимание, что строка «Pieces are kinged» переводится с 成梟 chéng xiāo «стать совой». Самые ранние любо обнаруженные доски — это пара богато украшенных каменных досок из гробницы IV века до нашей эры в комплексе царских гробниц государства Чжуншань в Пиншане в Хэбэе . [4]

Фигурки из глазурованной глиняной гробницы Восточной Хань, играющие в Любо, с шестью палочками, разложенными сбоку от игрового поля.

Наибольшей популярности игра достигла во времена династии Хань , о чем свидетельствует обнаружение множества примеров досок Любо или наборов игровых фигур Любо в качестве погребального инвентаря в гробницах с высоким статусом, относящихся к династии Хань. В некоторых ханьских гробницах также были обнаружены керамические или деревянные фигурки игроков с моделями досок Любо. [5] [6] На гравированных камнях с изображениями (畫像石) и формованных кирпичах с изображениями (畫像磚), которые широко использовались для украшения гробниц и храмов в период Восточной Хань (25–220 гг. н.э.), также часто изображаются люди, играющие в Любо, иногда как небольшая часть комплекса. сцена, изображающая множество различных действий, но иногда являющаяся центром сцены, где игроки, сопровождаемые слугами, играют в прохладе павильона. На некоторых изображениях камней и гравюрах на каменных гробах, особенно на территории современных провинций Сычуань и Юньнань , изображены два крылатых бессмертных, играющих Любо на горе, обычно как часть более крупной сцены, изображающей Королеву-Мать Запада и различных мифических животных.

После окончания династии Хань игра, похоже, потеряла свою популярность, и нет известных примеров погребальной посуды любо или изображений игры в любо позже, чем во времена династии Цзинь (266–420) . Хотя игра все еще иногда упоминается в некоторых исторических источниках и в поэзии даже во времена династии Тан (618–907), похоже, что любо в значительной степени было вытеснено игрой Го . Ко времени правления династии Юань (1271–1368) все знания об игре любо были утеряны, и только благодаря археологическим открытиям последних лет эта игра стала более известной.

Есть некоторые свидетельства того, что игра любо распространилась за пределы Китая. В Старой книге Тан упоминается, что тибетцы любили играть как в го, так и в любо . [7] но хотя древние тибетские доски го были обнаружены, ни одного примера тибетских досок любо не известно. [8] В китайской версии Махаянской Махапаринирвана-сутры также упоминается игра в несколько игр, в том числе в Любо , что некоторые считают доказательством того, что Любо был передан в Индию. Однако на сегодняшний день ни одного экземпляра досок Любо за пределами Китая обнаружено не было.

Оборудование

[ редактировать ]

Доски любо и игровое оборудование часто находят в качестве погребального инвентаря в гробницах династии Хань. Были обнаружены доски любо различных типов и размеров, изготовленные из самых разных материалов, включая дерево, лакированное дерево, керамику, камень и бронзу. Некоторые из досок представляют собой простые квадратные плиты из камня или дерева, другие поддерживаются выступами по четырем углам, а некоторые представляют собой столы на длинных ножках. Независимо от размера и формы, общей чертой всех досок Liubo является характерный узор, вырезанный или нарисованный на их поверхности:

Все раскопанные доски имеют угловые V-образные отметки по углам и L-образные отметки в центре краев, а также центральный квадрат и Т-образные выступы, а большинство досок также имеют четыре отметки (обычно круглые, но иногда декоративный узор) между угловой отметкой и центральным квадратом. Однако на некоторых досках каждая круглая отметка заменяется прямой линией, соединяющей угловую отметку с углом внутреннего квадрата, а в некоторых случаях отметка между углом и квадратом вообще отсутствует.

Лакированный стоянке набор для китайской настольной игры любо, раскопанный в гробнице № 3 на Мавандуй , Чанша , провинция Хунань, Китай, датируемый II веком до нашей эры во времена династии Западная Хань.

Во многих гробницах сохранилась только доска Любо (особенно если она сделана из камня или бронзы), и можно предположить, что все связанные с ней игровые фишки истлели, тогда как в других случаях игровые фишки (часто изготовленные из слоновой кости) сохранились, но доска Любо (часто деревянная или лаковая) сгнила. Однако в 1973 году уникальный полный набор оборудования Любо в лаковой шкатулке был обнаружен в гробнице II века до нашей эры в Мавандуи (предположительно принадлежавшей сыну маркиза Дая). В данный набор Любо входят следующие предметы (в скобках дано китайское описание предметов инвентаря погребального инвентаря, найденного в гробнице): [9]

  • 1 лакированная деревянная коробка для игр (45,0 × 45,0 × 17,0 см.) [Хироичигу]
  • 1 лакированная деревянная игровая доска (45,0 × 45,0 × 1,2 см.) [Игра 1]
  • 12 кубовидных игровых фигур из слоновой кости (4,2 × 2,2 × 2,3 см.), шесть черных и шесть белых [как и двенадцать]
  • 20 игровых фишек из слоновой кости (2,9×1,7×1,0 см.) [Как съесть двадцать]
  • 30 счетных фишек из слоновой кости в форме стержней (длиной 16,4 см) [Тридцать счетных фишек из слоновой кости в форме стержней]
  • 12 стержней из слоновой кости (длиной 22,7 см) [象□□□□ (последние четыре символа удалены)]
  • 1 нож из слоновой кости (длиной 22,0 см) [Как режущий нож]
  • 1 скребок из слоновой кости (длиной 17,2 см) [как разрезанный]
  • 1 восемнадцатигранный кубик с цифрами от «1» до «16» и символами, означающими «выигрыш» и «проигрыш» [не указан в инвентаре]
Шесть жадеитовых игровых фигурок Любо из гробницы короля Чжао Мо из Наньюэ (годы правления 137–122 гг. До н.э.)

Шесть черных и шесть белых игровых фигур являются основными игровыми фигурами, которые нужно перемещать по доске, а аналогичные наборы кубических или кубовидных игровых фигур, сделанных из слоновой кости, жадеита или горного хрусталя, были найдены в нескольких других гробницах. По крайней мере, в одном случае игровые фишки различаются не по цвету, а по гравировке тигра на фишках одного набора и гравировке дракона на фишках другого набора. [10]

Двенадцать длинных стержней представляют собой два набора из шести метательных палочек , которые игроки используют для определения своих ходов и в честь которых названа игра (Liubo = «шесть палочек»). На большинстве ханьских каменных изображений Любо изображены игроки, бросающие палки на коврик между собой (доска Любо находится сбоку от коврика), а керамические модели наборов Любо, такие как тот, который был раскопан в 1972 году в Линбао в провинции Хэнань, показывают шесть выстроенных в ряд палочек. аккуратно между двумя игроками. [11]

Наборы из тридцати счетных фишек в форме стержней также были найдены вместе с наборами Любо из других гробниц. [12]

Однако двадцать игровых фигур из слоновой кости и восемнадцатигранный кубик из набора Мавангдуи обычно не ассоциируются с досками Любо в других гробницах, и вполне возможно, что они не использовались для игры Любо, а были оборудованием для другой игры. Аналогичная восемнадцатигранная игральная кость с числами от «1» до «16», «выиграть» и «выпить» была найдена вместе с двумя наборами из двадцати медных жетонов в форме монет (на одном наборе были написаны цифры «от 1» до «). Номер 20», а другой набор, на котором написаны трехсимвольные стихотворные строки) в гробнице Хань в округе Маньчэн в провинции Хэбэй . В гробнице не было найдено ни доски любо, ни фишек игры любо, а из-за надписи «выпей» (酒來) на одной стороне кубика предполагается, что кубик и наборы жетонов использовались для игры с выпивкой. . [13]

Крупный план настольной игры с игровыми фишками из набора моделей гробницы Восточной Хань.

Точные правила игры Любо неизвестны, а некоторые из сохранившихся описаний игры противоречивы, что позволяет предположить, что в разное время и в разных местах в игру могли играть по разным правилам. Наиболее полное описание правил Любо встречается в цитате из утерянной «Книги Древнего Бо» (古博經) в комментарии Чжан Чжаня (張湛) к « Книге Лиэцзы» , написанной во времена династии Цзинь (266–266). 420) :

Метод игры: два человека сидят лицом друг к другу над доской, доска разделена на двенадцать дорожек с двумя концами и областью, называемой «водой» посередине. Используются двенадцать игровых фигур, из которых по древним правилам шесть белых и шесть черных. Также есть две «рыбки», которые кладут в воду. Бросок игральных костей осуществляется с помощью нефрита. Два игрока по очереди бросают кости и перемещают свои фишки. Когда фигура перемещается в определенное место, ее ставят дыбом и называют «совой (梟или驍)». После этого он может войти в воду и съесть рыбу, что еще называют «вытаскиванием рыбы». Каждый раз, когда игрок вытаскивает рыбу, он получает два жетона, а если он вытаскивает две рыбы подряд, он получает три жетона [за вторую рыбу]. Если игрок уже вытащил две рыбы, но не выиграл, это называется двойным вытягиванием пары рыб. Когда один игрок выигрывает шесть жетонов, игра считается выигранной.

В другом, несколько более позднем источнике, «Семейные наставления Мастера Яна» Яна Чжитуя (531–591), говорится, что существовало два варианта Любо: «Большой Бо» (大博), в который играли шестью метательными палками, и «Меньший Бо». (小博), в который играли двумя кубиками: [14]

Древний Большой Бо использовал шесть палочек, тогда как Малый Бо использовал два кубика. В настоящее время никто не умеет играть, но в те времена, когда в нее играли, использовался один кубик и двенадцать игровых фишек. В нем было очень мало навыков, и в него не стоило играть.

Большинство историков игр считают, что «Любо» была гоночной игрой , и что игроки перемещали свои шесть игровых фишек по отметкам на доске. Однако другие считают, что любо — это боевая игра, в которую играли в кости или бросали палки.

Было предпринято несколько попыток реконструировать правила игры, в первую очередь Лянь-шэн Ян , который обсуждает игру так, как, возможно, в нее играли на зеркалах TLV . [15] Ян предполагает, что фигура игрока будет начинаться с L-образной отметки и пытаться переместиться к V-образной угловой отметке в зависимости от броска клюшек. Определенные броски позволяли фигуре игрока переместиться в центр и «убить» фигуру противника, если она уже была там. Оказавшись в центре, фигура могла начать мешать фигурам противника занять поле. За каждый блок можно получить два очка. Можно также попытаться вернуть свои фигуры после того, как они заблокированы, и за это можно получить три очка. Если кому-то не удалось победить после того, как он заблокировал двух игроков, то противник наберет шесть очков и выиграет игру. Игрок, первым набравший шесть очков, выиграет игру. Жан-Луи Казо реконструировал аналогичные правила игры Любо. [16] Также была предпринята попытка реализовать эти реконструированные правила в виде компьютерной игры. [17]

было обнаружено более 1000 бамбуковых пластинок, содержащих правила Любо В 2019 году в гробнице маркиза Хайхуна . [18] [19]

Убирайся

[ редактировать ]

Вариант Любо, в котором для выполнения ходов использовались кости, назывался Чупу ( 樗蒲 ) или Уму (五木). [20] В Корее до сих пор играют в традиционную игру чопо 저포 ( ханджа : ) на доске, которая не похожа на доску любо. [21]

Связь с другими играми

[ редактировать ]

Некоторые ученые связывают Любо с другими настольными играми, и, в частности, некоторые китайские ученые полагают, что сянци (китайские шахматы) были основаны на Любо. [22] Некоторые историки полагают, что Сянци не имеет отношения к персидским шахматам , а основан на Любо, тогда как другие предполагают, что Любо перенесся из Китая в Индию во времена Восточного Цзинь (317–420 гг.), где развился в Чатурангу , который был прародителем как к персидским шахматам, так и к китайским шахматам. [23] Хотя многие персидские историки игр отвергают утверждение, что сянци или другие варианты шахмат произошли от Любо, [24] Жан-Луи Казо утверждает, что Любо можно было превратить из гоночной игры в боевую игру, и тогда она могла бы стать китайскими шахматами. [25]

Узоры Любо на других предметах

[ редактировать ]
Бронзовое зеркало династии Хань с узором TLV

Узор, обнаруженный на поверхности досок Любо, также встречается на наиболее распространенном типе бронзового зеркала династии Хань, известного по своей отличительной маркировке как зеркала TLV . Ведутся споры о том, был ли узор Любо на этих зеркалах просто декоративным, или он имел ритуальное значение, или, возможно, зеркала служили портативными игровыми досками Любо. Чжоу Чжэн отметил, что на одном зеркале TLV, датируемом периодом правления Ван Мана (9–23), есть надпись, включающая слова «Вырезано по образцу доски Любо, чтобы рассеять несчастья» (刻具博局去[祛]不羊[祥]), что предполагает, что основной целью рисунка Любо на зеркалах был ритуал, и что этот узор имел особое значение, выходящее за рамки игр. [26]

Узор Любо также иногда встречается на реверсе монет У Чжу . Такие монеты не использовались в качестве валюты, но, вероятно, были талисманами. [27]

Солнечные часы

[ редактировать ]
Ханьские каменные солнечные часы с резным узором на доске Любо.

каменные солнечные часы были обнаружены В 1897 году во Внутренней Монголии династии Хань , на которых был вырезан узор из доски Любо. [28] Единственные полные солнечные часы династии Хань в коллекции Королевского музея Онтарио также имеют вырезанный на них узор Любо. Возможно, солнечные часы были перепрофилированы в доски Любо путем вырезания узора Любо поверх исходной маркировки солнечных часов, или может быть, маркировка Любо была добавлена ​​​​для какой-то неизвестной ритуальной цели.

Гадальные доски

[ редактировать ]

В 1993 году в гробнице позднего периода Западной Хань в Иньване в уезде Дунхай провинции Цзянсу была раскопана деревянная доска со схемами гадания и предсказаниями черепах на одной стороне и диаграммой Любо и сорока пятью предсказаниями по пяти темам другой на стороне . [29] Диаграмма Любо слишком мала, чтобы ее можно было использовать для игры в Любо, и покрыта шестьюдесятью членами шестидесятилетнего цикла , которые записаны по всем линиям диаграммы Любо, подобно тому, как диаграмма черепахи на другой стороне диаграммы Любо. доска заполнена шестьюдесятью терминами. Прогнозы по диаграмме Любо начинаются с одного из девяти терминов, которые соответствуют словам загадочной мнемонической рифмы о Любо, написанной Сюй Бочаном (許博昌) во время правления императора У Хань (141–87 до н.э.); Лилиан Цзэн (Цзэн Ланьин) утверждает, что это названия определенных точек на доске (две линии знака «V», две линии знака «L», две линии знака «Т», круг или линия между углом и центральным квадратом, внешним краем центрального квадрата и внутренней частью центрального квадрата). [30]

Схематическая диаграмма гадания Любо династии Иньвань Хань, показывающая позиции шестидесяти членов шестидесятилетнего цикла (после исправлений Цзэн Ланьина) и примеры девяти позиций на доске: A = fāng 方 «квадрат»; B = lián 廉 ( pàn 畔) «край»; C = jié 楬 ( jiē 揭) «лифт»; D = дао 道 «путь»; E = чжан 張 «растягиваться»; F = 曲 ( jiϔ 究) «изгибаться»; G = 詘 ( 屈) «кривая»; H = cháng 長 ( xuán 玄) «длинный»; I = gāo 高 «высокий» (термины, использованные в рифме Сюй Бочана, даны в скобках, если они разные).

Ли Сюэцинь предположил, что доска использовалась для гадания путем сопоставления дня предсказания с соответствующим шестидесятилетним термином на диаграмме Любо, а затем считывания соответствующего прогноза в соответствии с положением шестидесятилетнего члена на диаграмме Любо. [31] Однако Лилиан Ценг отмечает, что гадание можно проводить и наоборот, ища желаемый прогноз (например, благоприятный день свадьбы), а затем все дни на доске Любо, которые были написаны в позиции, соответствующей термин, возглавляющий прогноз, будет соответствовать желаемому прогнозу.

Было высказано предположение, что размещение шестидесяти шестидесятилетних терминов в точках гадальной диаграммы Любо указывает на возможные позиции для размещения фигур при игре в Любо, и что последовательность терминов на гадальной диаграмме отражает путь, по которому следует следовать по гадальной диаграмме. доску во время игры (начиная с северо-восточного угла и заканчивая северной стороной центрального квадрата). [32]

Игроки Любо внутри модели гончарной башни Восточной Хань

Среди людей, которые играли в Любо:

  • Король Чжоу Му (годы правления 977–922 гг. До н.э.), который, согласно апокрифическим «Путешествиям короля Му», однажды сыграл в игру Любо с отшельником, которая длилась три дня. [33]
  • Герцог Мин Сун (宋湣公), который в 682 г. до н. э. вступил в спор с Наньгун Ванем 南宮萬, играя с ним в Любо, и был убит Наньгун Ванем, когда он ударил герцога доской Любо. [34]
  • Король Аньси из Вэй 魏安釐王 (годы правления 277–243 до н.э.) и его сводный брат лорд Синьлин из Вэй 信陵君 (умер в 243 г. до н.э.). Однажды, когда они вдвоем играли в Любо, пришло сообщение, что на северной границе зажглись маяки; Король Аньси хотел остановить игру и обсудить ситуацию со своими министрами, но его брат посоветовал ему не волноваться, поскольку на охоте был всего лишь король Чжао, и поэтому они продолжили игру. Король был обеспокоен и не мог сосредоточиться на игре, но после того, как игра закончилась, пришло известие, что это действительно король Чжао вышел на охоту. [35]
  • Цзин Кэ (умер в 227 г. до н.э.), неудавшийся убийца Цинь Шихуана , однажды поссорился с Лу Гоуцзяном (魯句踐) из-за игры в Любо, и ему пришлось бежать, спасая свою жизнь. [36]
  • Император Цзин Хань (годы правления 156–141 гг. До н.э.), который, когда он был наследным принцем, разозлился во время игры Любо с принцем У и бросил доску Любо в принца, убив его (см. Восстание семи государств ). [37]
  • Лян Цзи (умер в 159 г.), который согласно биографии любил играть Любо.
  • Ли Гуанъянь (761–826), уйгурский генерал, которому подарили девушку, обучавшуюся искусству «песни, танца, музыки и любо». [38]
  • Лю Минь (895–954), турок Шатуо и основатель королевства Северная Хань , в молодости любил играть в Любо и азартные игры. [39]

Конфуций не одобрял Любо. В «Аналектах» он неохотно признает, что играть в Любо и Го лучше, чем бездельничать, [40] и, согласно «Конгзи Цзяюй» ( «Семейные высказывания Конфуция» ), он заявил, что не будет играть в эту игру, поскольку она способствует развитию вредных привычек. [41]

См. также

[ редактировать ]
  • Зеркало TLV - тип бронзового зеркала, которое было популярно во времена династии Хань в Китае.
  • Мандала
  1. ^ Сюй, Шэнь . Объяснить слова/06 ( Шуовен Цзецзы , том 7) (на китайском языке из Wikisource) . Проверено 26 июня 2009 г .. Бо: Игра. Шесть палочек для еды и двенадцать палочек для еды. Цунчжу Бошэн. В древние времена У Чжоу заработал состояние.
  2. ^ Сыма, Цянь . Исторические записи/Том 069 [Записи великого историка, том 69] (на китайском языке). Wikisource (китайский Wikisource) . Проверено 26 июня 2009 г. Линлин был очень богатым и практичным, и все его жители играли на ю, барабанах и арфе, играли на арфе. , строил здания, дрался с петухами и лакеями, человек Любо Таю.
  3. ^ Хоукс, Дэвид (1985). Песни Юга: Антология древних китайских стихов Цюй Юаня и других поэтов . Хармондсворт: Книги Пингвинов. п. 229 . ISBN  0-14-044375-4 .
  4. ^ Роусон, Джессика (1996). Тайны Древнего Китая . Лондон: Издательство Британского музея. стр. 159–161. ISBN  0-7141-1472-3 .
  5. ^ Провинциальный музей Ганьсу. Брифинг о раскопках трех ханьских гробниц в Моцзуизи, Увэй [Краткий отчет о раскопках трех ханьских гробниц в Моцзуизи в Увэй]. 文物 (Культурные реликвии) (на китайском языке). 1972 (12): 9–16.
  6. ^ Провинциальный музей Хэнани. Гробница Линбао Чжанвань Хань [Гробница Хань в Чжанване в Линбао]. 文物 (Культурные реликвии) (на китайском языке). 1975 (11): 80–81.
  7. ^ Сюй, Лю. Книга Старого Тан/Том 196, часть 1 [Старая книга Тан, том 196A] (на китайском языке). Источник в китайском Wikisource . Проверено 26 июня 2009 г. Игрок в го Лу Бо играл в игру Ли и пел на барабанах, и никогда не покидал своего тела с луком и мечом.
  8. ^ Хазод, Гунтрам (2002). «Королевская резиденция Пхо бранг бьямс па ми 'гьюр глинг и история рождения Сронга Бцана Сгам По в Ргья ма» . Тибет, прошлое и настоящее: Тибетоведение I. Материалы девятого семинара IATS, 2000. Лейден: Brill. стр. 27–48. ISBN  9004127755 .
  9. ^ Сюн Чуаньсинь. Речь идет о Лу Бо, обнаруженном в гробнице № 3 династии Западная Хань в Мавандуе. [Обсуждение набора Любо, обнаруженного в гробнице № 3 Западной Хань в Мавандуе]. 文物 (Культурные реликвии) (на китайском языке). 1979 (4): 35–39.
  10. ^ Группа раскопок гробницы Дабаотай Хань (1989). Могила Дабаотай Хань в Пекине [ Гробница Хань в Дабаотае в Пекине ] (на китайском языке: Вэньу чубанше 53. ISBN) .  7-5010-0238-Х .
  11. ^ "Гончарные фигурки любоиграющие, зеленоватые" . Культурный Китай . Проверено 26 июня 2009 г.
  12. ^ Дом культуры округа Лайси. Деревянный гроб-гробница династии Западная Хань в Дайшу, уезд Лайси, провинция Шаньдун [Деревянная гробница Западной Хань в Дайшу в уезде Лайси в Шаньдуне]. 文物 (Культурные реликвии) (на китайском языке). 1980 (12): 15.
  13. ^ Научно-исследовательский институт археологии Китайской академии общественных наук (1980 г.). Отчет о раскопках гробниц династии Хань в Маньчэне [ Отчет о раскопках гробницы Хань в Маньчэне ] (на китайском языке). Пекин: Вэньу Чубанше. стр. 271–274.
  14. ^ Ян, Житуй . Наставления семьи Ян/Том 7 [Семейные наставления мастера Яна, том 7] (на китайском языке). Wikisource (китайский Wikisource) . Проверено 26 июня 2009 г. В древние времена у большого мастера было шесть палочек для еды, а у маленького мастера - две. но сегодня такого нет. По сравнению с тем, что делается в мире, с одной или двенадцатью шахматными фигурами, навыки работы с числами поверхностны и непродолжительны, и они недостаточно хороши.
  15. ^ Ян, Лянь-шэн (июнь 1952 г.). «Дополнительное примечание к древней игре Лю-по». Гарвардский журнал азиатских исследований . 15 (1): 124–139. дои : 10.2307/2718275 . JSTOR   2718275 .
  16. ^ Казо, Жан-Луи (20 января 2008 г.). «Реконструированные правила Любо» . Проверено 26 июня 2009 г.
  17. ^ «Древняя игра в Любо» . 11 апреля 2011 г. Проверено 19 апреля 2011 г.
  18. ^ «Правила проигранной игры найдены в гробнице маркиза Хайхуна» . 13 марта 2019 г. Проверено 14 марта 2019 г.
  19. ^ «Китай обнаружил бамбуковые пластинки, на которых записаны правила древней настольной игры» . 13 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 13 марта 2019 года . Проверено 15 марта 2019 г.
  20. Пять лесов Ди Цзы, Тоу Цюн и Цай Чжаня и т. д. Архивировано 15 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  21. ^ «[Традиционные игры] Играй в Джеопо» [[Традиционные игры] Играй в Джеопо]. 20 мая 2011 года . Проверено 30 сентября 2011 г.
  22. ^ «Откажитесь от персидских шахмат – вместо этого играйте в китайские шахматы! (интервью доктора Рене Граллы и профессора Дэвида Х. Ли)» . ЧессБейс. 15 июня 2005 г. Проверено 26 июня 2009 г. Профессор Ли, похоже, что историки из Китая поддерживают ваш тезис о том, что истоки шахмат находятся в Китае. Вкратце: СянЦи происходит из загадочной игры Любо; Любо превратился в ГэУ, последний превратился в Прото-СянЦи. Петр Банащак проанализировал источники, которые цитируют представители китайской школы, и считает, что все эти цитаты из прошлого могут быть отсылками к какой-то игре, но не обязательно к игре в шахматы или СянЦи.
  23. ^ «Любо – прародительница настольных игр» . Культурный Китай . Проверено 26 июня 2009 г. Согласно исследованиям современных историков настольных игр, любо на самом деле является прародителем всех боевых настольных игр сегодняшнего мира, таких как китайские шахматы, шахматы и т. д. Все эти игры произошли от любо.
  24. ^ Банащак, Питер. «Хорошо рассказанная история не обязательно является правдой, поскольку она представляет собой критическую оценку книги Дэвида Х. Ли «Генеалогия шахмат» » . Проверено 26 июня 2009 г.
  25. ^ Казо, Жан-Луи (2001). «Являются ли шахматы гибридной игрой?» (PDF) . стр. 5–8. Архивировано из оригинала (PDF) 16 декабря 2007 года . Проверено 26 июня 2009 г. Моя идея, очень умозрительная, должен признаться, заключается в том, что кто-то мог бы превратить эту гоночную игру в игру-конфронтацию, в которой с каждой стороны противостоят 6 камней в качестве солдат с идеей продвижения по службе в ходе игры и 10 рыб в качестве офицеров. ... Кроме того, чтобы разделить две стороны на поле боя, лучше всего было бы превратить центральную воду в реку посередине.
  26. ^ Чжоу Чжэн. «Зеркало правил» следует переименовать в «Зеркало Бодзю». [«Геометрические зеркала» следует называть «зеркалами с узором Любо»] 考古 (Археология) (на китайском языке). 1987 (12): 1116–1118.
  27. ^ "#54832: Китай, оберег – монета У Чжу" . База данных восточных монет Зенона . Проверено 26 июня 2009 г.
  28. ^ Сунь Цзи. токто солнечные часы [Солнечные часы Тогто]. Журнал Музея истории Китая китайском языке). ( на
  29. ^ Предварительное исследование описок гробницы династии Хань в Иньване [Предварительное расследование деревянных накладок из гробницы Хань в Иньване]. 文物 (Культурные реликвии) (на китайском языке). 1996 (10): 68–71.
  30. ^ Лилиан Ценг. Интерпретация деревянной таблички «Боючжан» в гробнице Иньвань Хань. [Попытка объяснить деревянную пластинку «гадание Любо» из гробницы Хань в Иньване]. 文物 (Культурные реликвии) (на китайском языке). 1994 (8): 62–65.
  31. ^ Ли Сюэцинь . «Бо Цзюй Чжань» и образцы правил [«Гадание на доске Любо» и геометрические узоры]. 文物 (Культурные реликвии) (на китайском языке). 1997 (1): 49–51.
  32. ^ Казо, Жан-Луи. «Любо» . Проверено 26 июня 2009 г.
  33. ^ Биография императора Му/Том 5 [Рассказ о короле Чжоу Му, том 5] (на китайском языке). Wikisource (китайский Wikisource) . Проверено 26 июня 2009 г. В тот день император вошел на север Бин, встретился с Цзин Гунбо и принял решение. три дня.
  34. ^ Сыма, Цянь . Исторические записи/Том 038 [Записи великого историка, том 38] (на китайском языке). Китайский Wikisource Проверено 26 июня 2009 г. . Осенью одиннадцатого года герцог Мин и Ван Ли из Наньгуна боролись за власть, и герцог Мин был зол и рассердился. униженный, он сказал: «Сначала я уважал Руо, но теперь Руо — пленник Лу». Ван Ли это надоело, поэтому он убил Минь Гуна в Мэнцзе.
  35. ^ Сыма, Цянь . Исторические записи/Том 077 [Записи великого историка, том 77] (на китайском языке). Wikisource (китайский Wikisource) . Проверено 26 июня 2009 г. Молодой мастер и король Вэй Бо пришли на север, чтобы поднять маяк, и сказали: «Чжао. оккупанты приходят и входят на границу». Король Вэй Шибо хотел созвать своих министров для составления плана. Молодой мастер Чжи Ван сказал: «Король Чжао охотится в поле, и он не бандит. Возвращение игры было таким же, как и раньше». Король боится, и его сердце не желает играть в азартные игры.
  36. ^ Сыма, Цянь . Исторические записи/Том 86 [Записи великого историка, том 86] (на китайском языке). Китайский Wikisource . Получено 26 июня 2009 г. Цзин Кэ отправился в Ханьдань, Лу Гоуцзянь и Цзин Кебо спорили по дороге, Лу Гоуцзянь рассердился и отругал Цзин. Ке сбежал и больше никогда не встречался.
  37. ^ Сыма, Цянь . Исторические записи/Том 106 [Записи великого историка, том 106] (на китайском языке). Источник в китайском Wikisource Проверено 26 июня 2009 г. . Во время правления Сяовэня принц Ву пришел навестить его и был вынужден пить с ним вино. Хозяева принца Ву оба были из Чу, сильные, высокомерные, знающие, сварливые и неуважительные. Наследный принц использовал свои знания, чтобы упомянуть принца Ву и убить его.
  38. ^ Сюй, Лю. Биография Глава 111 [Биографии, глава 111]. Тан Старая книга (на китайском языке ) . Книжный магазин Mengyuan (my285.com) . Проверено 26 июня 2009 г.
  39. ^ Сюэ, Цзючжэн. История пяти старых династий/Том 135 [Старая история пяти династий, том 135] (на китайском . ) языке
  40. ^ Конг, Цю . Аналекты Конфуция/Ян Хо Семнадцатый [Аналекты, гл. 17] (на китайском языке). Китайский Wikisource . Проверено 26 июня 2009 г. Конфуций сказал: «Трудно быть сытым весь день и не иметь намерения что-либо делать! Неужели никто не играет в игры? Для этого он еще мудрый человек!»
  41. ^ Семейный язык Конфуция/Том 1 [Семейные высказывания Конфуция, том 1] (на китайском языке). Источник из китайского Wikisource . Получено 26 июня 2009 г. Герцог Ай спросил Конфуция: «Я слышал, что один джентльмен не осведомлен. Это правда?» «Гун сказал: «Что это?» Он сказал: «Это две машины». «Гун сказал: «Что в этом плохого?» Конфуций сказал: «Это тоже плохой путь».
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e43b1db0c1de2e0cefd74483f2760a0f__1722660720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/0f/e43b1db0c1de2e0cefd74483f2760a0f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Liubo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)