Мотив (шахматная композиция)
В шахматной композиции мотив является основным элементом хода с точки зрения того, почему фигура движется и как это способствует выполнению условия. Любой ход может содержать и часто содержит несколько мотивов. Некоторые школы композиции уделяют особое внимание мотивации в шахматных задачах, особенно стратегическая школа и словацкая школа .
Композиция, в которой показано максимальное количество вхождений определенного мотива, называется задачей , даже если термин «задача» является более общим.
Классификация мотивов
[ редактировать ]Мотивы можно классифицировать в соответствии с различными точками зрения. В обычных двуходовках это могут быть:
- Позитивные – те, кто работает над выполнением условия.
- Атака - положительные мотивы ходов белых.
- Ослабление – негативные мотивы ходов белых.
- Отрицательные – те, кто имеет тенденцию препятствовать выполнению условия.
- Оборонительно-негативные мотивы ходов черных.
- Вредно – положительные мотивы черных ходов.
Аналогичная классификация справедлива для всех прямых товарищей, самостоятельных товарищей , рефлексных товарищей и других задач с антагонистическими целями сторон, тогда как для помощников-помощников и других задач-помощи применим только положительный/отрицательный уровень.
Содержание мотивов
[ редактировать ]Основными православными мотивами являются:
- Предотвращение движения другого отряда (включая бегство короля)
- Разрешение перемещения другого юнита (включая создание стаи короля)
- Охрана какого-либо квадрата или линии
- Снятие защиты с какого-либо квадрата или линии
- Атака короля (проверка)
В сказочных шахматах возможны и другие мотивы.
Формы мотивов
[ редактировать ]Любой из вышеперечисленных мотивов может быть представлен в различных формах. В ортодоксальных шахматных задачах к этим формам относятся:
- Захват (предотвращает перемещение захваченного отряда, позволяет переместить короля на поле, ранее охраняемое захваченной фигурой)
- Открытие линии (разрешает перемещение фигур по открытой линии, защищает квадрат на открытой линии, проверяет открытие линии)
- Закрытие линии (предотвращает перемещение фигур по замкнутой линии, снимает защиту поля на закрытой линии, снимает шашки закрытием линии)
- Блокировка (предотвращает перемещение короля или любой другой фигуры на заблокированное поле)
- Разблокировка (позволяет переместить короля или любую другую фигуру на незаблокированное поле)
- Связывание (предотвращает перемещение связанной фигуры, снимает защиту с поля, ранее охраняемого связанной фигурой)
- Открепление (позволяет ходить незакрепленной фигурой, охраняет квадрат за незакрепленной фигурой)
- Жертва обмена
В сказочных шахматах возможны и другие формы мотивов, например, разрешение хода кузнечику путем создания препятствия или разрешение захвата фигуры путем патрулирования в шахматах «Патруль» .
Хотя исследования также могут содержать проблемные мотивы, они часто содержат обычные тактические мотивы.
