Jump to content

Plachutta

Плачутта шахматных - это устройство, используемое в задачах , в котором фигура жертвенно помещается в блокаду, чтобы не допустить охвата нескольких удаленных полей, необходимых противнику. противника Например, два слона , ферзя или ладьи защищают позиции через клетку пересечения, а вражеский отряд, перемещенный в эту клетку, блокирует покрытие таким образом, что даже в случае захвата предыдущая оборонительная ситуация не может быть восстановлена.

Плахутта названа в честь Йозефа Плахутты (1827–1883) и связана с рядом других проблемных тем: ее можно рассматривать как Вюрцбург-Плахутту, вызванную жертвой на критическом поле (сама Вюрцбург-Плахутта является парой вмешательств Хольцхаузена ); или его можно рассматривать как Новотны с одинаково движущимися (а не по-разному) черными фигурами (Новотный сам по себе является Гримшоу, вызванным жертвой белых на критическом поле). Его также можно сравнить с анти-Бристолем , в котором две одинаково движущиеся черные фигуры мешают друг другу по одной линии.

Уильям Шинкман , «Белые грачи» , 1910 год.
а б с д и ж г час
8
d8 черный король
h8 белый король
a7 белая ладья
d7 черная пешка
g7 белая ладья
а6 черная пешка
d6 белая пешка
d4 белая пешка
а2 черная королева
g2 черный слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и дают мат втроем.

Задача справа представляет собой относительно простой пример Уильяма Шинкмана, опубликованный в журнале «Белые ладьи» , 1910 год. Это мат в три хода (белые ходят первыми и должны поставить мат черным в три хода против любой защиты). Ключ ( первый ход решения) — 1.d5. Изучение начальной позиции показывает, почему это работает: белые хотели бы сыграть либо 1.Ra8, либо 1.Rg8, но первому препятствует слон черных, а второму – черный ферзь. 1.d5 преграждает путь обеим черным фигурам на эти поля, и какая бы черная фигура ни взяла пешку, она мешает другой и должна сама защищаться от обеих угроз (выражаясь шахматным жаргоном, она становится перегруженной ). Таким образом, если 1...Qxd5 белые могут сыграть 2.Ra8+ Qxa8, когда ферзь отклоняется от защиты g8, позволяя 3.Rg8#, а если 1...Bxd5 белые могут сыграть 2.Rg8+ Bxg8, отклоняя слон от защиты a8, позволяющий 3.Ra8#.

DJ Денсмор , Gazette-Times , 1916 г.
а б с д и ж г час
8
b8 черная ладья
g8 белый слон
a7 черная ладья
e7 белая ладья
d6 белый рыцарь
b5 белая ладья
d5 черный рыцарь
e5 белый слон
f5 черная пешка
а3 черная пешка
f3 white king
e2 белый рыцарь
h1 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и дают мат втроем.

Справа — еще один относительно простой пример, но на этот раз в помехах участвуют две ладьи, а не слон и ферзь. Задача, предложенная DJ Densmore, опубликованная в Gazette-Times в 1916 году, представляет собой еще один мат из трех. Ключевым моментом является ход 1.Nb7, который мешает обеим ладьям и поэтому угрожает как 2.Rh7#, так и 2.Rb1#. Черные могут защищаться с помощью Raxb7, но это перегружает захватывающую ладью, поэтому белые могут сыграть 2.Rb1+ Rxb1 3.Rh7#. Другой захват аналогичен: 1...Rbxb7 2.Rh7+ Rxh7 3.Rb1#. Какая бы ладья ни взяла, она мешает другой и оказывается перегруженной, вынужденной защищаться от двух угроз в одиночку.

Aleksandr N. Pankrat'ev & Josip Varga ,
Саховский Гласник , 1991 г.
а б с д и ж г час
8
d7 white knight
а6 черная пешка
d6 белая пешка
e6 белый король
h6 черный слон
a5 белый слон
d5 белая ладья
e5 черная пешка
f5 черная пешка
a4 белый слон
c4 черный король
d4 белая пешка
e4 черная пешка
а3 черная ладья
f3 белая пешка
а2 черный рыцарь
c2 белая пешка
e2 белая пешка
h2 черная королева
b1 черная ладья
d1 белый рыцарь
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и дают мат в четыре хода.

Более сложный современный пример - отмеченная наградами задача Александра Н. Панкратьева и Иосипа Варги на мат-четыре справа, которая была опубликована в журнале «Саховский гласник» в 1991 году и получила 1-ю премию. Белые начинают с 1.e3, добавляя защиту d4 и угрожая 2.Rc5#. Двумя основными защитами черных являются два взятия на e3, но каждый из них допускает различное вмешательство Плачутты со стороны белых на ходу 2. Если 1...Rxe3, белые играют 2.f4!, вмешательство Плачутты в ферзя и слона: 2. ..Qxf4 позволяет 3.Nxe3+ Qxe3 4.Nxe5# и 2...Bxf4 позволяет 3.Nxe5+ Bxe5 4.Кxe3#. Если 1...Bxe3, белые играют 2.Bb3+!, вмешательство Плачутты в две черные ладьи: 2...Rbxb3 позволяет 3.Nxe3+ Rxe3 4.Nb6# и 2...Raxb3 позволяет 3.Nb6+ Rxb6 4. Кxe3#.

  • 1.e3 что-нибудь еще 2. Rc5#
  • 1.e3 Rxe3 2.f4 Qxf4 допускает 3.Nxe3+ Qxe3 4.Nxe5#.
  • 1.e3 Rxe3 2.f4 Bxf4 допускает 3.Nxe5+ Bxe5 4.Nxe3#.
  • 1.e3 Bxe3 2.Bb3+ Rbxb3 допускает 3.Nxe3+ Rxe3 4.Nb6#.
  • 1.e3 Bxe3 2.Bb3+ Raxb3 позволяет 3.Nb6+ Rxb6 4.Nxe3#
Тарраш против союзников , Неаполь, 1914 г. [ 1 ]
а б с д и ж г час
8
c8 черная ладья
g8 черная ладья
d7 черная королева
h7 черная пешка
а6 черная пешка
h6 черный слон
а5 белая пешка
b5 черный король
c5 черная пешка
e5 белый слон
b4 черная пешка
черная пешка d4
f4 белая пешка
b3 белая пешка
d3 белая пешка
f3 белая королева
c2 белая ладья
g2 белая пешка
h2 белая пешка
c1 белая ладья
g1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Уайт (Тарраш) делает ход

Хотя термин Плачутта ограничен миром шахматных задач и не используется в более широком шахматном контексте, лежащий в его основе паттерн Плачутты иногда (хотя и редко) появляется в реальной игре. Одним из примеров является правая позиция, возникшая в игре 1914 года между Зигбертом Таррашем (белыми) и командой соперников, состоящей из Давиде Маротти (который стал чемпионом Италии в 1921 году), Э. Наполи, де Симоне и дель Джудиче. [ 2 ] В позиции, показанной на диаграмме, черный ферзь защищается от Qb7, а ладья на c8 защищается от Rxc5. Тарраш сыграл 31.Bc7!, вмешательство Плачутты, после которого черные не могут сохранить контроль над b7 и c5 (после этого хода черные фактически сдались). При 31...Rxc7 ладья перегружена, и ей приходится следить за обоими ключевыми полями: 32.Qb7+ Rxb7, и ладья отклоняется от защиты c5, позволяя 33.Rxc5#. Если вместо 31...Qxc7 перегружен ферзь: 32.Rxc5+ Qxc5 отвлекает ферзя от защиты b7, позволяя 33.Qb7+ Kxa5 34.Ra1#. [ 3 ] [ 4 ]

  1. ^ Оценка игры https://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1378821.
  2. ^ Эдвард Винтер , Chess Note 5161 (15 сентября 2007 г.). Проверено 20 августа 2009 г.
  3. ^ Ж. дю Мон , Основа комбинации в шахматах , Дувр, с. 180. ISBN   0-486-23644-7 .
  4. ^ Джон Литтлвуд , Как играть в среднюю игру в шахматах , Коллинз, 1974, стр. 110-11.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 01e19969759ed88fe359f402b49f7fc8__1692659700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/c8/01e19969759ed88fe359f402b49f7fc8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Plachutta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)