Plachutta
Плачутта шахматных - это устройство, используемое в задачах , в котором фигура жертвенно помещается в блокаду, чтобы не допустить охвата нескольких удаленных полей, необходимых противнику. противника Например, два слона , ферзя или ладьи защищают позиции через клетку пересечения, а вражеский отряд, перемещенный в эту клетку, блокирует покрытие таким образом, что даже в случае захвата предыдущая оборонительная ситуация не может быть восстановлена.
Плахутта названа в честь Йозефа Плахутты (1827–1883) и связана с рядом других проблемных тем: ее можно рассматривать как Вюрцбург-Плахутту, вызванную жертвой на критическом поле (сама Вюрцбург-Плахутта является парой вмешательств Хольцхаузена ); или его можно рассматривать как Новотны с одинаково движущимися (а не по-разному) черными фигурами (Новотный сам по себе является Гримшоу, вызванным жертвой белых на критическом поле). Его также можно сравнить с анти-Бристолем , в котором две одинаково движущиеся черные фигуры мешают друг другу по одной линии.
Примеры
[ редактировать ]1.
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Задача справа представляет собой относительно простой пример Уильяма Шинкмана, опубликованный в журнале «Белые ладьи» , 1910 год. Это мат в три хода (белые ходят первыми и должны поставить мат черным в три хода против любой защиты). Ключ ( первый ход решения) — 1.d5. Изучение начальной позиции показывает, почему это работает: белые хотели бы сыграть либо 1.Ra8, либо 1.Rg8, но первому препятствует слон черных, а второму – черный ферзь. 1.d5 преграждает путь обеим черным фигурам на эти поля, и какая бы черная фигура ни взяла пешку, она мешает другой и должна сама защищаться от обеих угроз (выражаясь шахматным жаргоном, она становится перегруженной ). Таким образом, если 1...Qxd5 белые могут сыграть 2.Ra8+ Qxa8, когда ферзь отклоняется от защиты g8, позволяя 3.Rg8#, а если 1...Bxd5 белые могут сыграть 2.Rg8+ Bxg8, отклоняя слон от защиты a8, позволяющий 3.Ra8#.
2.
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Справа — еще один относительно простой пример, но на этот раз в помехах участвуют две ладьи, а не слон и ферзь. Задача, предложенная DJ Densmore, опубликованная в Gazette-Times в 1916 году, представляет собой еще один мат из трех. Ключевым моментом является ход 1.Nb7, который мешает обеим ладьям и поэтому угрожает как 2.Rh7#, так и 2.Rb1#. Черные могут защищаться с помощью Raxb7, но это перегружает захватывающую ладью, поэтому белые могут сыграть 2.Rb1+ Rxb1 3.Rh7#. Другой захват аналогичен: 1...Rbxb7 2.Rh7+ Rxh7 3.Rb1#. Какая бы ладья ни взяла, она мешает другой и оказывается перегруженной, вынужденной защищаться от двух угроз в одиночку.
3.
[ редактировать ]Саховский Гласник , 1991 г.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Более сложный современный пример - отмеченная наградами задача Александра Н. Панкратьева и Иосипа Варги на мат-четыре справа, которая была опубликована в журнале «Саховский гласник» в 1991 году и получила 1-ю премию. Белые начинают с 1.e3, добавляя защиту d4 и угрожая 2.Rc5#. Двумя основными защитами черных являются два взятия на e3, но каждый из них допускает различное вмешательство Плачутты со стороны белых на ходу 2. Если 1...Rxe3, белые играют 2.f4!, вмешательство Плачутты в ферзя и слона: 2. ..Qxf4 позволяет 3.Nxe3+ Qxe3 4.Nxe5# и 2...Bxf4 позволяет 3.Nxe5+ Bxe5 4.Кxe3#. Если 1...Bxe3, белые играют 2.Bb3+!, вмешательство Плачутты в две черные ладьи: 2...Rbxb3 позволяет 3.Nxe3+ Rxe3 4.Nb6# и 2...Raxb3 позволяет 3.Nb6+ Rxb6 4. Кxe3#.
- 1.e3 что-нибудь еще 2. Rc5#
- 1.e3 Rxe3 2.f4 Qxf4 допускает 3.Nxe3+ Qxe3 4.Nxe5#.
- 1.e3 Rxe3 2.f4 Bxf4 допускает 3.Nxe5+ Bxe5 4.Nxe3#.
- 1.e3 Bxe3 2.Bb3+ Rbxb3 допускает 3.Nxe3+ Rxe3 4.Nb6#.
- 1.e3 Bxe3 2.Bb3+ Raxb3 позволяет 3.Nb6+ Rxb6 4.Nxe3#
4.
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Хотя термин Плачутта ограничен миром шахматных задач и не используется в более широком шахматном контексте, лежащий в его основе паттерн Плачутты иногда (хотя и редко) появляется в реальной игре. Одним из примеров является правая позиция, возникшая в игре 1914 года между Зигбертом Таррашем (белыми) и командой соперников, состоящей из Давиде Маротти (который стал чемпионом Италии в 1921 году), Э. Наполи, де Симоне и дель Джудиче. [ 2 ] В позиции, показанной на диаграмме, черный ферзь защищается от Qb7, а ладья на c8 защищается от Rxc5. Тарраш сыграл 31.Bc7!, вмешательство Плачутты, после которого черные не могут сохранить контроль над b7 и c5 (после этого хода черные фактически сдались). При 31...Rxc7 ладья перегружена, и ей приходится следить за обоими ключевыми полями: 32.Qb7+ Rxb7, и ладья отклоняется от защиты c5, позволяя 33.Rxc5#. Если вместо 31...Qxc7 перегружен ферзь: 32.Rxc5+ Qxc5 отвлекает ферзя от защиты b7, позволяя 33.Qb7+ Kxa5 34.Ra1#. [ 3 ] [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оценка игры https://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1378821.
- ^ Эдвард Винтер , Chess Note 5161 (15 сентября 2007 г.). Проверено 20 августа 2009 г.
- ^ Ж. дю Мон , Основа комбинации в шахматах , Дувр, с. 180. ISBN 0-486-23644-7 .
- ^ Джон Литтлвуд , Как играть в среднюю игру в шахматах , Коллинз, 1974, стр. 110-11.