Сё сёги
Сё сёги (小将棋 «маленькие шахматы») — это форма сёги (японских шахмат) XVI века, непосредственный предшественник современной игры. В нее играли на доске 9×9 с той же расстановкой, что и в современных сёги, за исключением того, что перед королем стояла дополнительная фигура: «пьяный слон», который превратился в принца, который фактически является вторым королем. Хотя размер 9×9 не может показаться «маленьким», он был меньше, чем другие варианты сёги, распространенные в то время, а именно: тю сёги 12×12 и дай сёги 15×15 . Согласно Сё Сёги Дзусики , пьяный слон был уничтожен императором Го-Нара. [1] (годы правления 1526–1557 гг.), и предполагается, что правило отбрасывания было введено примерно в то же время, что привело к появлению сёги в том виде, в каком мы его знаем сегодня.
Правила игры
[ редактировать ]Цель
[ редактировать ]Цель игры — захватить короля и наследного принца вашего противника (если они есть) или все остальные фигуры.
Игровое оборудование
[ редактировать ]Два игрока, Черный и Белый (или 先手 sente и 後手 gote ), играют на доске, разбитой на сетку из 9 рядов (строк) и 9 файлов (столбцов). Квадраты не различаются ни по маркировке, ни по цвету.
У каждого игрока есть набор из 21 клиновидной фигуры немного разных размеров. От самого большого к самому маленькому (от самого мощного к самому малому):
- 1 король
- 1 пьяный слон
- 1 ладья
- 1 епископ
- 2 золотых генерала
- 2 серебряных генерала
- 2 рыцаря
- 2 копья
- 9 пешек
Большинство английских названий были выбраны так, чтобы соответствовать грубым эквивалентам в западных шахматах, а не как переводы японских имен.
каждого предмета написано название в виде двух кандзи На лицевой стороне . На обратной стороне некоторых фигур изображены два других персонажа, часто другого цвета (обычно красного вместо черного); эта обратная сторона перевернута, чтобы указать, что фигура была повышена во время игры. Части двух сторон не различаются по цвету, но вместо этого каждая часть имеет форму клина и обращена вперед, к противоположной стороне. Это показывает, кто контролирует фигуру во время игры.
Таблица фигур
[ редактировать ]Здесь перечислены части игры с их японским представлением:
Кусок | Кандзи | Ромадзи | абр. | Значение |
---|---|---|---|---|
Король (правящий) | король | Осё | король | королевский генерал |
Король (сложно) | нефритовый генерал | гёкусё | мяч | нефритовый генерал |
Пьяный слон | Слон | суизо | пьянство | пьяный слон |
Наследный принц | Принц | тайши | слишком | наследный принц |
ладья | мчащаяся машина | привет | летать | летающая колесница |
Повышенная ладья | Король Драконов | рюо | дракон | драконов король |
Епископ | угловая линия | какугё | рог | угловой двигатель |
Повышенный епископ | Рёма | Рюма | лошадь | дракон лошадь |
Золотой генерал | золотой генерал | кинсё | золото | золотой генерал |
Серебряный генерал | серебряный генерал | гиншо | серебро | серебряный генерал |
Повышенное серебро | в серебро | с другой стороны | Полный | повышенное серебро |
Рыцарь | Кейма | я тот | Гуй | лавровый конь |
Повышенный рыцарь | Ченг Гуй | Нарикей | Кей | продвинутый лавр |
Лэнс | ароматная машина | кёша | ароматный | благовонная колесница |
Повышенное копье | Чэнсян | Нарикё | абрикос | продвигаемые благовония |
Пешка | пехота | Фухё | Аюму | пехотинец |
Повышенная пешка | и деньги | токин | и | достигает золота |
Носители английского языка иногда называют повышенных слонов лошадьми , а продвинутых ладей - драконами по их японским именам и обычно используют японское название tokin для обозначения продвинутых пешек. Серебряных и золотых генералов обычно называют просто серебряными и золотыми .
Символы, написанные на оборотной стороне фигур для обозначения повышения в звании, могут быть написаны красными чернилами и обычно написаны курсивом. Символы на оборотной стороне фигур, которые повышаются до золотых генералов, представляют собой курсивные версии 金 «золото», которые становятся более курсивными (более сокращенными) по мере уменьшения стоимости исходной фигуры. Эти сокращенные символы имеют следующие печатные эквиваленты: 全 для повышенного серебра, 今 для повышенного рыцаря, 仝 для повышенного копья и 个 для повышенного пешки ( токин ). В другом соглашении используются сокращенные версии исходных символов с уменьшенным количеством штрихов: 圭 для повышенного рыцаря, 杏 для повышенного копья, с повышенным серебром, таким же 全, как указано выше, и と для токина .
Настраивать
[ редактировать ]
|
|
Каждая сторона размещает свои фигуры в позициях, показанных ниже, указывая на противника.
- В ранге, ближайшем к игроку:
- Король помещен в центральную шеренгу.
- Два золотых генерала размещаются рядом с королем.
- Два серебряных генерала располагаются рядом с каждым золотым генералом.
- Два рыцаря размещаются рядом с каждым серебряным генералом.
- Два копья размещаются по углам, рядом с каждым рыцарем.
То есть первый ранг равен |L|N|S|G|K|G|S|N|L| .
- На втором ряду каждый игрок размещает:
- Слон в той же вертикали, что и конь слева от игрока.
- Ладья находится на той же вертикали, что и конь справа от игрока.
- Пьяный слон в одной папке с королем.
- В третьем ряду девять пешек размещаются по одной в каждой вертикали.
Игра
[ редактировать ]Игроки делают ходы поочередно, причем первыми ходят черные. (Традиционные шахматные термины «черный» и «белый» используются для различения сторон во время обсуждения игры на английском языке, но не имеют буквального описательного значения. В японском языке сторона, ходящая первой, называется 先手 сэнте, а второй игрок называется 後手 gote.) Ход состоит из перемещения одной фигуры на доске и потенциального продвижения этой фигуры или смещения (захвата) противоположной фигуры. Каждый из этих вариантов подробно описан ниже.
Движение и захват
[ редактировать ]Противоположная фигура захватывается перемещением : то есть, если фигура перемещается на поле, занятое фигурой противника, противостоящая фигура смещается и удаляется с доски. Фигура не может переместиться на поле, занятое дружественной фигурой (то есть другой фигурой, контролируемой движущимся игроком).
Каждая фигура в игре движется по характерному шаблону. Фигуры движутся либо ортогонально (то есть вперед, назад, влево или вправо, в направлении одного из плеч знака плюс, + ), либо по диагонали (в направлении одного из плеч знака умножения, ×). ). Конь является исключением, поскольку он не движется по прямой.
Если копье или пешка, фигуры, которые не могут отступить или отойти в сторону, продвигаются по доске до тех пор, пока не перестанут двигаться, они должны продвигаться вперед.
Некоторые фигуры способны совершать несколько видов движения, причем тип движения чаще всего зависит от направления, в котором они движутся. Категории движения:
Шаговые двигатели
[ редактировать ]Некоторые фигуры перемещаются только на одну клетку за раз. (Если дружественная фигура занимает соседнее поле, движущаяся фигура не может двигаться в этом направлении; если там находится фигура противника, она может быть сдвинута и захвачена.)
Движущими силами являются король, пьяный слон, золотой генерал, серебряный генерал и по 9 пешек с каждой стороны.
Прыжок кусок
[ редактировать ]Рыцарь может прыгать ; то есть он может пройти мимо любой промежуточной фигуры, будь то друг или враг, не оказывая никакого влияния ни на одну из них.
Рядовая часть
[ редактировать ]Слон и ладья могут ходить на любое количество пустых полей по прямой, ограниченной только краем доски. Если фигура противника вмешивается, ее можно захватить, переместившись на это поле и удалив ее с доски. Фигура, находящаяся на расстоянии, должна остановиться там, где она захватывает, и не может обойти фигуру, стоящую на ее пути. Если вмешивается дружественная фигура, движущаяся фигура ограничивается расстоянием, не доходящим до промежуточной фигуры; если дружественная фигура находится рядом, она вообще не может двигаться в этом направлении.
Повышение
[ редактировать ]игрока Зона продвижения состоит из трех самых дальних рядов, на исходной линии пешек противника и за ее пределами (то есть территории противника при расстановке). Если фигура пересекает доску в зоне продвижения, включая перемещение в зону, из нее или полностью внутри нее, то этот игрок может решить переместить фигуру в конце хода. Повышение осуществляется путем переворачивания фигуры после ее перемещения, при этом раскрывается название ее повышенного ранга.
Передвижение фигуры приводит к изменению ее хода до тех пор, пока она не будет удалена с доски. Каждое произведение рекламируется следующим образом:
- Король или золотой генерал не могут повыситься, как и фигуры, которые уже повышены.
- Серебряный генерал, рыцарь, копье или пешка при повышении в должности теряют нормальное движение и получают движение золотого генерала.
- Пьяный слон, слон или ладья при повышении сохраняют нормальное движение и получают возможность ходить на одно поле в любом направлении (как король). Это означает, что слон теперь может добраться до любой клетки на доске при достаточном количестве ходов.
Если пешка, конь или копье достигают самого дальнего ранга, их необходимо повысить, поскольку в противном случае у них не будет возможности делать ход в последующие ходы.
Отдельные детали
[ редактировать ]Ниже приведены диаграммы, показывающие движение каждой фигуры. Произведения сочетаются с их продвижением. Фигуры с серым заголовком начинают игру; те, у кого синий заголовок, появляются на доске только после повышения. Забавное примечание Бетцы заключено в скобки для удобства использования.
Обозначения | |
○ | Шаги на соседний квадрат |
☆ | Прыжок на несмежное поле, минуя любую промежуточную фигуру. |
│ | Диапазоны вдоль прямой линии, пересекающие любое количество пустых квадратов. |
─ | |
╲ | |
╱ |
Король | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Шаг: Король может сделать шаг на одно поле в любом направлении, ортогональном или диагональном. Претендент забирает нефритового генерала. (К) |
|
Король не продвигается по службе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пьяный слон | Наследный принц | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг: Пьяный слон может сделать шаг на одну клетку в любом направлении, ортогональном или диагональном, кроме прямого назад. (ФфрлВ) |
|
Шаг: Наследный принц может сделать шаг на одну клетку в любом направлении, ортогональном или диагональном. (К)
Наследный принц фактически выступает в роли второго короля, и его также необходимо захватить для победы, если он присутствует. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ладья | Король Драконов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диапазон: ладья может перемещаться на любое количество свободных полей в любом из четырех ортогональных направлений. (Р) |
|
Диапазон: Король драконов может перемещать любое количество свободных клеток в любом из четырех ортогональных направлений.
Шаг: Он может переместиться на одну клетку в любом диагональном направлении. (Франция) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Епископ | Дракон Лошадь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диапазон: слон может перемещать любое количество свободных полей по любому из четырех диагональных направлений. (Б)
Поскольку он не может двигаться ортогонально, слон без повышения может достичь только половины полей на доске. |
|
Диапазон: Лошадь-дракон может перемещать любое количество свободных клеток по любому из четырех диагональных направлений.
Шаг: Он может перемещаться на одну клетку в любом ортогональном направлении. (ВБ) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Золотой генерал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг: Золотой генерал может сделать шаг на одну клетку в одном из четырех ортогональных направлений; или на одну клетку по диагонали вперед, что дает шесть возможностей. (ВФФ) |
|
Золотой генерал не продвигается по службе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Серебряный Генерал | Повышение Серебряного Генерала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг: Серебряный генерал может сделать шаг на одну клетку в одном из четырех диагональных направлений; или один квадрат прямо вперед, что дает пять возможностей. (ФфВ) |
|
Шаг: Повышенный серебряный генерал может сделать шаг на одну клетку в одном из четырех ортогональных направлений; или на одну клетку по диагонали вперед, что дает шесть возможностей. (ВФФ) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рыцарь | Повышенный рыцарь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прыжок: конь прыгает под углом, промежуточным между ортогональным и диагональным, составляющим одно поле вперед плюс одно поле по диагонали вперед, одним движением, игнорируя любую промежуточную фигуру. То есть у него есть выбор из двух пунктов назначения. (ффН)
Рыцарь, достигший двух самых дальних рангов, должен получить повышение. |
|
Шаг: повышенный рыцарь может сделать шаг на одно поле в одном из четырех ортогональных направлений; или на одну клетку по диагонали вперед, что дает шесть возможностей. (ВФФ) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лэнс | Повышенный Лэнс | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диапазон: Копье может перемещаться на любое количество свободных клеток прямо вперед. (фр)
Копье, достигшее самого дальнего ранга, должно продвигаться по службе. |
|
Шаг: продвинутое копье может сделать шаг на одну клетку в одном из четырех ортогональных направлений; или на одну клетку по диагонали вперед, что дает шесть возможностей. (ВФФ) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пешка | Токин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг: Пешка может сделать шаг на одно поле вперед. (фВ)
Пешка, достигшая самого дальнего ранга, должна сделать продвижение. |
|
Шаг: фишка может сделать шаг на одну клетку в одном из четырех ортогональных направлений; или на одну клетку по диагонали вперед, что дает шесть возможностей. (ВФФ) |
|
Шах и мат
[ редактировать ]Когда игрок делает ход так, что король или наследный принц противника может быть захвачен следующим ходом, считается, что этот ход дает шах королю или наследному принцу; Говорят, что король или наследный принц находятся под контролем . Если король или наследный принц игрока (единственный в игре) находится под шахом и ни один законный ход этого игрока не выведет короля или наследного принца из-под шаха, ход проверки также является матом и может эффективно выиграть игру.
Игроку не разрешается давать вечный чек .
Конец игры
[ редактировать ]Игрок, который захватывает короля и наследного принца противника (если они есть), выигрывает игру, как и игрок, который захватывает все остальное, оставляя «голого» (или одинокого) короля или наследного принца. На практике это случается редко, так как игрок сдается при получении мата, а в противном случае проигрыш неизбежен. [ нужна ссылка ]
Игрок, сделавший неправильный ход, немедленно проигрывает. (Это правило может быть смягчено в казуальных играх.)
Есть еще один возможный (но довольно редкий) способ завершения игры: повторение (千日手 sennichite ). Если одна и та же позиция встречается четыре раза с одним и тем же игроком, игра не считается состязанием. (Вспомним, однако, запрет на вечный чек.)
Обозначение игры
[ редактировать ]Метод, используемый в англоязычных текстах для выражения ходов сёги, был разработан Джорджем Ходжесом в 1976 году. Он основан на алгебраической системе обозначений, используемой в шахматах , но отличается в нескольких отношениях.
Типичный пример — Р-8ф . Первая буква обозначает ход фигуры: P = пешка, L = копье, N = конь, S = серебро, G = золото, B = слон, R = ладья, DE = пьяный слон, K = король. продвигаемыми произведениями добавляется + Перед . например, +P для фишки (повышенной пешки). После обозначения фигуры следует символ, обозначающий тип хода: - для обычного хода и х для взятия. Далее идет обозначение поля, на которое попадает фигура. Он состоит из числа, обозначающего файл, и строчной буквы, обозначающей ранг, причем 1a — это верхний правый угол (как видно с точки зрения Блэка), а 9i — нижний левый угол. (Этот метод обозначения квадратов основан на японской конвенции, в которой, однако, используются японские цифры вместо букв . Например, квадрат 2c обозначается на японском языке как 2三.)
Если ход дает игроку право повысить фигуру, то в конце добавляется + , чтобы указать, что повышение было принято, или =, чтобы указать, что оно было отклонено. Например, Nx7c= указывает на взятие коня на 7c без продвижения.
В тех случаях, когда приведенные выше обозначения могут быть неоднозначными, обозначение стартового поля добавляется после обозначения фигуры, чтобы было ясно, какая фигура имеется в виду.
Ходы обычно нумеруются, как в шахматах. Например, начало игры может выглядеть так:
1. P-7f P-3d 2. P-2f G-3b 3. P-2e Bx8h+ 4. Sx8h S-2b
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Казо, Жан-Луи; Ноултон, Рик (2017). Мир шахмат: его развитие и вариации на протяжении веков и цивилизаций . МакФарланд. стр. 368–9. ISBN 9781476629018 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сёги Нет
- Сё сёги на страницах Chess Variant Pages
- HaChu AI от Герберта Мюллера — играйте в сёги (или в несколько других вариантов) против своего компьютера.