Окисаки сёги
Окисаки сёги (御妃将棋 shōgi «Королева сёги») — современный вариант сёги okisaki (японских шахмат). Он был разработан Масаюки Накаячи ок. 1996 г. по предложению немецкого шахматиста Ральфа Блокхауса.
Окисаки сёги похож на стандартные сёги, но в него играют на доске 10х10. Есть десять пешек и ферзь, который ходит как ферзь в западных шахматах. Кони ходят также, как в западных шахматах.
Правила игры
[ редактировать ]Игровое оборудование
[ редактировать ]Два игрока, Черный и Белый (или 先手 sente и 後手 gote ), играют на доске, разбитой на сетку из 10 рядов (строк) по 10 файлов (столбцов). Квадраты не различаются ни по маркировке, ни по цвету.
У каждого игрока есть набор из 22 клиновидных фигур немного разного размера. От самого большого к самому маленькому (от самого мощного к самому малому):
- 1 король
- 1 королева
- 1 ладья
- 1 епископ
- 2 золотых генерала
- 2 серебряных генерала
- 2 рыцаря
- 2 копья
- 10 пешек
Таблица фигур
[ редактировать ]Здесь перечислены части игры с их японским представлением:
Кусок | Кандзи | Ромадзи | абр. | Значение |
---|---|---|---|---|
Король (правящий) | король | Осё | король | королевский генерал |
Король (сложно) | нефритовый генерал | гёкусё | мяч | нефритовый генерал |
Королева | наложница генерала | хисё или окисаки | наложница | принцесса |
ладья | мчащаяся машина | привет | летать | летающая колесница |
Повышенная ладья | Король Драконов | рюо | дракон | драконов король |
Епископ | угловая линия | какугё | рог | угловой двигатель |
Повышенный епископ | Рёма | Рюма | лошадь | дракон лошадь |
Золотой генерал | золотой генерал | кинсё | золото | золотой генерал |
Серебряный генерал | серебряный генерал | гиншо | серебро | серебряный генерал |
Повышенное серебро | в серебро | с другой стороны | Полный | повышенное серебро |
Рыцарь | Сейф | чома | Прыжок | прыгающая лошадь |
Повышенный рыцарь | Успешный прыжок | Наричо | сейчас | повышенный джемпер |
Лэнс | ароматная машина | кёша | ароматный | благовонная колесница |
Повышенное копье | Чэнсян | Нарикё | Ты | продвигаемые благовония |
Пешка | пехота | Фухё | Аюму | пехотинец |
Повышенная пешка | и деньги | токин | индивидуальный | достигает золота |
Носители английского языка иногда называют повышенных слонов лошадьми , а продвинутых ладей - драконами по их японским именам и обычно используют японское название tokin для обозначения продвинутых пешек. Серебряных и золотых генералов обычно называют просто серебряными и золотыми .
Символы, написанные на оборотной стороне фигур для обозначения повышения в звании, могут быть написаны красными чернилами и обычно написаны курсивом. Символы на оборотной стороне фигур, которые повышаются до золотых генералов, представляют собой курсивные версии 金 «золото», которые становятся более курсивными (более сокращенными) по мере уменьшения стоимости исходной фигуры. Другое соглашение предполагает сокращенные версии исходных символов с уменьшенным количеством штрихов. Для этой статьи была принята первая версия, поскольку сокращенная версия 跳 неизвестна (эта часть не встречается в стандартных сёги).
Настраивать
[ редактировать ]
|
|
Движение и захват
[ редактировать ]Ходы фигур такие же, как в стандартных сёги, за исключением ферзя (妃将 или 妃 хишо или окисаки «принцесса») и коней (跳馬 или 跳 тёма ), которые движутся, как в западных шахматах, и копья, которое может двигаться прямо вперед. или назад (стандартные рыцари сёги и копья могут двигаться только вперед). Противостоящая фигура захватывается смещением : то есть, если фигура перемещается на поле, занятое противостоящей фигурой, противостоящая фигура смещается и удаляется с доски. Фигура не может переместиться на поле, занятое дружественной фигурой (то есть другой фигурой, контролируемой движущимся игроком).
Каждая фигура в игре движется по характерному шаблону. Фигуры движутся либо ортогонально (то есть вперед, назад, влево или вправо, в направлении одного из плеч знака плюс, + ), либо по диагонали (в направлении одного из плеч знака умножения, ×). ). Конь является исключением, поскольку он не движется по прямой.
Если пешка, которая не может отступить или отойти в сторону, продвигается по доске до тех пор, пока не перестанет двигаться, она должна сделать ход.
Некоторые фигуры способны совершать несколько видов движения, причем тип движения чаще всего зависит от направления, в котором они движутся. Категории движения:
Шаговые двигатели
[ редактировать ]Некоторые фигуры перемещаются только на одну клетку за раз. (Если дружественная фигура занимает соседнее поле, движущаяся фигура не может двигаться в этом направлении; если там находится фигура противника, она может быть сдвинута и захвачена.)
Движущими силами являются король, золотой генерал, серебряный генерал и десять пешек с каждой стороны.
Прыжок кусок
[ редактировать ]Конь может прыгать , то есть он может пройти через любую фигуру, будь то свою или врага, не оказывая никакого влияния ни на одну из них.
Рядовая часть
[ редактировать ]Слон, ладья и ферзь могут перемещаться на любое количество пустых полей по прямой, ограниченной только краем доски. Если фигура противника вмешивается, ее можно захватить, переместившись на это поле и удалив ее с доски. Фигура, находящаяся на расстоянии, должна остановиться там, где она захватывает, и не может обойти фигуру, стоящую на ее пути. Если вмешивается дружественная фигура, движущаяся фигура ограничивается расстоянием, не доходящим до промежуточной фигуры; если дружественная фигура находится рядом, она вообще не может двигаться в этом направлении.
Повышение
[ редактировать ]игрока Зона продвижения состоит из трех самых дальних рядов, на исходной линии пешек противника и за ее пределами (то есть территории противника при расстановке). Если фигура пересекает доску в зоне продвижения, включая перемещение в зону, из нее или полностью внутри нее, то этот игрок может решить переместить фигуру в конце хода. Повышение осуществляется путем переворачивания фигуры после ее перемещения, при этом раскрывается название ее повышенного ранга.
Передвижение фигуры приводит к изменению ее хода до тех пор, пока она не будет удалена с доски. Каждое произведение рекламируется следующим образом:
- Король, ферзь или золотой генерал не могут повышаться, как и фигуры, которые уже повышены.
- Серебряный генерал, рыцарь, копье или пешка при повышении в должности теряют нормальное движение и получают движение золотого генерала.
- Слон или ладья при повышении сохраняют свое обычное движение и получают возможность ходить на одно поле в любом направлении (как король). Это означает, что слон теперь может добраться до любой клетки на доске при достаточном количестве ходов.
Если пешка достигает самой дальней позиции, ее необходимо повысить, поскольку в противном случае у нее не будет возможности сделать ход в последующих ходах. Поскольку они могут отступить, правила стандартных сёги, требующие повышения рыцарей и копий в последних рядах, не применяются к сёги окисаки.
Капли
[ редактировать ]Захваченные фигуры остаются в руке и могут быть возвращены в игру под контролем захватившего игрока. В любой ход вместо перемещения фигуры по доске игрок может выбрать фигуру в руке и поместить ее непередвинутой стороной вверх и лицом к противоположной стороне - на любое пустое поле. В этом случае фигура становится одной из активных фигур этого игрока на доске и может быть перемещена соответствующим образом. Это называется уронить кусок или просто капнуть . Падение считается полным ходом.
Выпадение не может захватить фигуру, а попадание в зону повышения не приводит к немедленному повышению. Однако захват и/или продвижение могут происходить обычным образом при последующих ходах фигуры.
Пешку нельзя бросить на самую дальнюю горизонталь, так как в последующих ходах у нее не будет разрешенных ходов. Поскольку они могут отступить, ограничения стандартных сёги на удаление рыцарей из последних двух рангов и копий из последнего ранга не распространяются на сёги окисаки.
При сбросе пешек, как и в стандартных сёги, есть два дополнительных ограничения:
- Нифу ( яп . 二歩 ): пешку нельзя бросить в файл (столбец), содержащий другую неповышенную пешку того же игрока (повышенные пешки не учитываются). Таким образом, игрок с неповышенной пешкой на каждой вертикали не может никуда бросить пешку. По этой причине принято жертвовать пешку, чтобы получить гибкость при выпадении.
- Учифузумэ ( японский : 打ち歩詰め ): нельзя сбросить пешку, чтобы немедленно поставить мат . (Хотя другие фигуры могут быть сброшены, чтобы дать немедленный мат.) Однако пешку можно сбросить, чтобы дать немедленный шах .
Возможность выпадения окисаки сёги придает игре тактическое богатство и сложность, поскольку ни одна фигура никогда не выходит из игры полностью.
Отдельные детали
[ редактировать ]Ниже приведены диаграммы, показывающие движение каждой фигуры. Произведения сочетаются с их продвижением. Фигуры с серым заголовком начинают игру; те, у кого синий заголовок, появляются на доске только после повышения. Забавное примечание Бетцы заключено в скобки для удобства использования.
Обозначения | |
○ | Шаги на соседний квадрат |
☆ | Прыжок на несмежное поле, минуя любую промежуточную фигуру. |
│ | Диапазоны вдоль прямой линии, пересекающие любое количество пустых квадратов. |
─ | |
╲ | |
╱ |
Король | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Шаг: Король может сделать шаг на одно поле в любом направлении, ортогональном или диагональном. Претендент ходит первым. (К) |
|
Король не продвигается по службе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Королева | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диапазон: Ферзь может перемещать любое количество свободных полей по любому из восьми ортогональных или диагональных направлений. (К) |
|
Королева не продвигается по службе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ладья | Король Драконов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диапазон: ладья может перемещаться на любое количество свободных полей в любом из четырех ортогональных направлений. (Р) |
|
Диапазон: Король драконов может перемещать любое количество свободных клеток в любом из четырех ортогональных направлений.
Шаг: Он может переместиться на одну клетку в любом диагональном направлении. (Франция) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Епископ | Дракон Лошадь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диапазон: слон может перемещать любое количество свободных полей по любому из четырех диагональных направлений. (Б)
Поскольку он не может двигаться ортогонально, слон без повышения может достичь только половины полей на доске. |
|
Диапазон: Лошадь-дракон может перемещать любое количество свободных клеток по любому из четырех диагональных направлений.
Шаг: Он может перемещаться на одну клетку в любом ортогональном направлении. (ВБ) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Золотой генерал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг: Золотой генерал может сделать шаг на одну клетку в одном из четырех ортогональных направлений; или на одну клетку по диагонали вперед, что дает шесть возможностей. (ВФФ) |
|
Золотой генерал не продвигается по службе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Серебряный Генерал | Повышение Серебряного Генерала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг: Серебряный генерал может сделать шаг на одну клетку в одном из четырех диагональных направлений; или один квадрат прямо вперед, что дает пять возможностей. (ФфВ) |
|
Шаг: Повышенный серебряный генерал может сделать шаг на одну клетку в одном из четырех ортогональных направлений; или на одну клетку по диагонали вперед, что дает шесть возможностей. (ВФФ) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рыцарь | Повышенный рыцарь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прыжок: конь прыгает под углом, промежуточным между ортогональным и диагональным, что составляет одно пересечение ортогонально плюс одно пересечение по диагонали, одним движением, игнорируя любую промежуточную фигуру. То есть у него есть выбор из восьми направлений. (Н) |
|
Шаг: повышенный рыцарь может сделать шаг на одно поле в одном из четырех ортогональных направлений; или на одну клетку по диагонали вперед, что дает шесть возможностей. (ВФФ) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лэнс | Повышенный Лэнс | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диапазон: Копье может перемещаться на любое количество свободных клеток вперед или назад. (фбР)
Это движение обратной колесницы в тю сёги . |
|
Шаг: продвинутое копье может сделать шаг на одну клетку в одном из четырех ортогональных направлений; или на одну клетку по диагонали вперед, что дает шесть возможностей. (ВФФ) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пешка | Токин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг: Пешка может сделать шаг на одно поле вперед. (фВ)
Пешка, достигшая самого дальнего ранга, должна сделать продвижение. |
|
Шаг: фишка может сделать шаг на одну клетку в одном из четырех ортогональных направлений; или на одну клетку по диагонали вперед, что дает шесть возможностей. (ВФФ) |
|
Конец игры
[ редактировать ]Игрок, захвативший короля или все остальные фигуры противника. [ нужна ссылка ] выигрывает игру (если только игрок, обнажённый, немедленно не последует за этим обнажёнием, обнажая своего противника, и в этом случае это будет ничья). На практике это случается редко, так как игрок сдается при получении мата, а в противном случае проигрыш неизбежен.
Игрок, сделавший неправильный ход, немедленно проигрывает. (Это правило может быть смягчено в казуальных играх.)
Есть два других возможных (но довольно редких) способа завершения игры: повторение (сенничитэ сенничитэ ) и тупик (чисоги дзисёги ).
Если одна и та же позиция встречается четыре раза с одним и тем же игроком, игра не считается состязанием. Однако, если это результат вечного шаха , проверяющий игрок проигрывает. Чтобы позиция считалась одинаковой, и позиция на доске, и фигуры в руке должны быть идентичными.
Игра заходит в тупик, если оба короля продвинулись в свои соответствующие зоны повышения, и ни один из игроков не может надеяться дать мат другому или получить какой-либо дополнительный материал.
Обозначение игры
[ редактировать ]Метод, используемый в англоязычных текстах для выражения ходов сёги, был разработан Джорджем Ходжесом в 1976 году. Он основан на алгебраической системе обозначений, используемой в шахматах , но отличается в нескольких отношениях.
Типичный пример — П-8г . Первая буква обозначает ход фигуры: P = пешка, L = копье, N = конь, S = серебро, G = золото, B = слон, R = ладья, Q = ферзь, K = король. продвигаемыми произведениями добавляется + Перед . например, +P для фишки (повышенной пешки). После обозначения фигуры следует символ, обозначающий тип хода: - для обычного хода и х для взятия. Далее идет обозначение поля, на которое попадает фигура. Он состоит из числа, обозначающего файл, и строчной буквы, обозначающей ранг, причем 1a — это верхний правый угол (как видно с точки зрения Блэка), а 10j — нижний левый угол. (Этот метод обозначения квадратов основан на японской конвенции, в которой, однако, используются японские цифры вместо букв . Например, квадрат 2c обозначается на японском языке как 2三.)
Если ход дает игроку право повысить фигуру, то в конце добавляется + , чтобы указать, что повышение было принято, или =, чтобы указать, что оно было отклонено. Например, Nx7c= указывает на взятие коня на 7c без продвижения.
В тех случаях, когда приведенные выше обозначения могут быть неоднозначными, обозначение стартового поля добавляется после обозначения фигуры, чтобы было ясно, какая фигура имеется в виду.
Ходы обычно нумеруются, как в шахматах.