Обязательный
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Ферц . или ферс — это сказочная шахматная фигура , которая может перемещаться на одно поле по диагонали [1] Он использовался в ортодоксальных шахматах и в шахматной форме Шатранджа , прежде чем был заменен ферзем .
История и номенклатура
[ редактировать ]Ферц — очень старая фигура, появляющаяся в чатуранге и шатрандже , предках всех вариантов шахмат ; он также использовался в таких играх, как шахматы Тамерлана . Ферц был стандартной шахматной фигурой до тех пор, пока примерно в 15 веке не были разработаны современные ходы ферзя и слона , когда ферц был заменен первым.
Ферц также появляется в некоторых крупных исторических вариантах сёги , например, в дай сёги под названием кошачий меч (猫刄 мёдзин ). В тайском варианте шахмат, макрук , ферц из шатранджа сохраняется как «Мет», как в качестве стартовой фигуры, так и в качестве единственного варианта продвижения пешки. Таким образом, большая часть теории эндшпиля шатранджа справедлива и для макрука.
Первоначально это произведение называлось мантри ( санскритское слово «министр» или «советник»), что персами было переведено как « фарзин» или «фарзин» ( فرزین ), что означает «советник» или «мудрец». Это слово было сокращено до «ferz» , а оно стало «firz» или «fers» в средневековой Европе . Позже его название было изменено на королева , но когда это имя стало использоваться для обозначения современной шахматной королевы, прежнее имя ферц или ферс стало использоваться в шахматных задачах . в современных восточнославянских языках Однако ферц ( ферзь ) — нынешнее имя шахматной королевы.
Ценить
[ редактировать ]Ферц сам по себе стоит примерно полрыцаря . Король , и три ферза могут поставить мат голому королю если не все три ферза находятся на поле одного цвета; король и два ферза на полях разного цвета могут поставить в тупик голого короля, [2] но не легко, и они не могут поставить мат. Эндшпиль ладья против Ферца – это победа ладьи. Несмотря на цветовую маркировку , ферц является самым сильным из основных прыгунов на начальном этапе игры, даже сильнее, чем вазир , из-за его большей подвижности вперед. Вазир и ферц могут поставить мат голому королю только в том случае, если голый король находится значительно ближе к углу, имеющему тот же цвет, что и у ферца. В то время как конь и вазирь обычно могут поставить мат голому королю, конь и ферц могут сделать это только в том случае, если голый король находится значительно близко к углу, который имеет цвет поля того же цвета, что и у ферца. Визирь лучше, чем ферц, в большинстве эндшпилей из-за его способности ограничивать поля, соседние с клетками, которые были закрыты последними.
Символ
[ редактировать ]И белые, и черные символы ферца были предварительно приняты для будущей версии стандарта Unicode в блоке «Шахматные символы» : [3] [4]
U+1FA54 БЕЛЫЙ ШАХМАТНЫЙ ФЕРЦ
U+1FA56 ЧЕРНЫЕ ШАХМАТЫ ФЕРЗ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Piececlopedia: Ферц на страницах шахматного варианта
- ^ Вариант шахмат 60 , стр. 92–94.
- ^ Бала, Гэвин Джаред; Миллер, Кирк (22 декабря 2023 г.). «Запрос Unicode для шатранджа символов » (PDF) . unicode.org . Юникод . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Юникод. «Предлагаемые новые персонажи: Трубопровод» . unicode.org . Консорциум Юникод . Проверено 4 февраля 2024 г.
Библиография
- Дикинс, Энтони (1971) [Исправленный реп. 1969 г., 2-е изд., The Q Press, Ричмонд, Суррей, Англия]. Путеводитель по сказочным шахматам . Нью-Йорк: Dover Publications Inc. ISBN 0-486-22687-5 .