Евгения Тадолини
Евгения Тадолини | |
---|---|
![]() Портрет Йозефа Крихубера | |
Рожденный | Евгения Саворани 1809 Форли , Италия |
Умер | 11 июля 1872 г. Париж, Франция | ( 1872-07-11 )
Занятие | Оперная певица ( сопрано ) |
Евгения Тадолини ( урожденная Саворани ) (1809 — 11 июля 1872) — итальянское оперное сопрано . Восхищавшаяся красотой голоса и сценическим мастерством, она была одной из . любимых певиц Доницетти [ 1 ] Доницетти За свою карьеру она сыграла более 20 главных ролей, в том числе заглавные роли в «Линде ди Шамуни» и «Марии ди Роган» и Верди » «Альсире . Она родилась в Форли и изучала музыку там и в Болонье , прежде чем дебютировала во Флоренции в 1828 году. Она пела во всех ведущих оперных театрах Италии, а также в Париже, Вене и Лондоне, прежде чем уйти со сцены в 1852 году. Оставшиеся годы она провела сначала в Неаполе , где на протяжении многих лет была театра Сан-Карло примадонной , а затем в Париже, где умерла от брюшного тифа в возраст 63 года. С 1827 по 1834 год была замужем за итальянским композитором и учителем пения Джованни Тадолини .
Биография
[ редактировать ]
Ранние годы и первые успехи
[ редактировать ]Евгения Тадолини родилась в зажиточной семье среднего достатка в Форли . [ 3 ] Ее отец, Филиппо Саворани, высокопоставленный государственный служащий, позаботился о том, чтобы она получила хорошее для того времени образование, включая уроки музыки у Луиджи Фави и Джованни Грилли в музыкальной академии в Форли. Когда у нее начало развиваться сопрано, которое современный биограф описал как «милое, мощное, очаровательное и с идеальной интонацией », [ 4 ] ее отправили в Болонью учиться у Джованни Тадолини (1785–1872), известного композитора, дирижера и преподавателя пения.
Она и Джованни Тадолини поженились 13 апреля 1827 года. Ей было 18, а ему 42. В следующем году она дебютировала на сцене во Флоренции . Блестящий домашний дебют в Королевском театре Пармы последовал 29 декабря 1829 года, когда она спела Джульетту в первом спектакле театра Николы Ваккаи « Джульетта и Ромео» . В следующем году она появилась там в первых постановках театра двух опер Россини – в роли Аменаиды в «Танкреди» и в роли Бьянки в «Бьянке и Фаллиеро» . Муж Тадолини был близким другом и поклонником композитора, который также жил в то время в Болонье. В 1830 году она пела на вечере в доме Россини, изюминкой которого было то, что сам Россини исполнил арию из «Севильского цирюльника» . [ 5 ] Она также пела Зораиду в опере Россини «Риккардо и Зораида» в ее первом исполнении в Итальянском театре в Париже (23 октября 1830 года). Хотя репертуар Россиниан (включая Розину в «Севильском цирюльнике ») фигурировал в основном в первые годы ее карьеры, позже она спела заглавную партию в его «Армиде» для масштабного возрождения в Ла Скала в 1836 году.
К лету 1830 года Евгения и Джованни Тадолини поселились в Париже, где оба работали в Итальянском театре: она — певица в труппе, в которую входили Мария Малибран и Джудитта Паста , а он — маэстро-концертатор . Однако их брак оказался несчастливым. Пара рассталась в 1833 году и развелась в 1834 году. [ 6 ] После расставания с мужем она вернулась в Италию, где вскоре стала пользоваться большим спросом в оперных театрах этой страны, исполняя ведущие партии в Ла Скала, Ла Фениче , Королевском театре Турина , Театре Сан-Карло и других.
Героини Доницетти, Верди, Беллини и Меркаданте.
[ редактировать ]
Гаэтано Доницетти сказал о Тадолини: «Она певица, она актриса, она все». [ 7 ] Связь Тадолини с Доницетти началась в 1831 году, когда она исполнила роль Джованны Сеймур на премьере второй версии « Анны Болены» в Королевском театре в Лондоне. Она снова спела эту роль в Итальянском театре в Париже на французской премьере позже в том же году. К 1842 году она закончила петь заглавную партию в « Анне Болене» (в Театре на Кернтнерторе в Вене). В том же году она исполнила заглавную партию в мировой премьере оперы Доницетти «Линда ди Шамуни» , которую он написал специально для ее голоса. В 1843 году она исполнила главную роль в своей опере «Мария ди Роган» , снова специально написанной для ее голоса. Она продолжала петь в итальянских премьерах его «Полиуто» (в роли Паолины) и «Фавориты» (в роли Леоноры). Среди других ее заметных ролей Доницетти, которые она пела в некоторых из их первых спектаклей, - Элеонора в «Ярость на острове Сан-Доминго» (в первом исполнении в Ла Скала), заглавная роль в «Фаусте» , Пиа в «Пиа де Толомеи» , Элеонора в «Пиа де Толомей». L'esule di Roma, Ossia Il proscritto Антонина в «Белисарио» , Елена в «Марино Фальеро» , главная роль в «Марии Падилья» , Джемма в «Джемме ди Вержи» , Норина в «Дон Паскуале », Адина в «Любовном напитке» . Одно из ее первых выступлений в роли Адины состоялось в Вене в 1835 году. Когда она пела партию в возрожденном в 1842 году «Любовном напитке» в Неаполе, Доницетти сочинил для нее совершенно новую финальную кабалетту «Obblia le tue pene». [ 8 ]
Ранний поклонник Верди . [ 9 ] она исполнила главную роль Альзиры в 1845 году и пела в некоторых из самых ранних постановок четырех других его опер: Гризельда в «I Lombardi alla prima crociata» , Эльвира в «Эрнани» , Одабелла в «Аттиле » и Леди Макбет в «Макбете» . Ею, в свою очередь, восхищалась жена Верди, Джузеппина Стреппони , которая называла ее «одним из величайших талантов, которыми мы обладаем». [ 10 ] В 1844 году она пела на венской премьере « Эрнани» , после чего композитор услышал (к своему большому раздражению), что она заменила свою каватину I акта «Ernani! Ernani, involami» на каватину Гизельды «Non fu sogno» из I Lombardi alla. прима крочата . [ 11 ] Тем не менее, венская премьера имела оглушительный успех, даже без оригинальной каватины, и Верди был полон решимости сделать ее своей первой Альзирой. Он даже отложил репетиции, пока она не оправилась от рождения ребенка. Однако в 1848 году он хотел, чтобы ее заменили в роли леди Макбет для первого исполнения «Макбета» в Неаполе на том основании, что ее голос и внешность были слишком красивыми. [ 12 ] В своем часто цитируемом письме Сальвадору Каммарано , которое он хотел передать руководству театра Сан-Карло, Верди писал:
Вы знаете, как высоко я уважаю Тадолини, и она сама это знает; но я считаю, что это необходимо – в интересах всех заинтересованных сторон. Качества Тадолини слишком хороши для этой роли! Вам это может показаться абсурдом!! ... Тадолини имеет красивую и привлекательную внешность; и мне бы хотелось, чтобы леди Макбет была уродливой и злой. Тадолини поет в совершенстве; и мне бы хотелось, чтобы Леди не пела. У Тадолини потрясающий голос, чистый, ясный, мощный; и мне бы хотелось, чтобы у Леди был резкий, сдавленный и глухой голос. Голос Тадолини ангельский; Мне бы хотелось, чтобы голос Леди был дьявольским. [ 13 ]
Несмотря на призывы Верди и все усилия Каммарано, театр отказался заменить ее, поскольку в то время она была одной из его действующих звезд.
Мнение Верди о ее непригодности для таких ролей, как «Леди Макбет», было сходно с мнением, высказанным 10 годами ранее Феличе Романи , увидевшим ее в Беллини » «Страннице . Хотя он похвалил качество ее пения в спектакле и был давним поклонником Тадолини, Романи нашел ее прекрасный голос и внешность далеко не идеальными для такой роли, как Алаиде:
У нее слишком много даров для Алаиды, слишком много света в ее прекрасных глазах, слишком много очарования в улыбке для загадочной Иностранки. Голос ее полный, сладкий и приукрашенный, создан для радости, для любви, утешающей, для скорбей, переносимых с надеждой, не для терзаний и бурного сердца, не для бреда души в тоске, не для криков отчаяния. . [ 14 ] [ 15 ]
Помимо Алаиды, Тадолини исполнил несколько других героинь Беллини, в первую очередь Эльвиру в «Пуританах» , Имогену в «Пиратах» , заглавную роль в «Норме» и Амину в «Сомнамбуле» . [ 16 ] Особое восхищение вызвала ее «Амина», которую она пела в Вене, Париже и нескольких итальянских театрах. [ 17 ]
Она также была тесно связана с операми Саверио Меркаданте . Тадолини пел на мировых премьерах своих опер «Эмма д'Антиохия» , «Le Due illustri конкуренти » и «Il bravo, Ossia La Veneziana» , а также на премьере переработанной версии « Франчески Донато Оссия Corinto distrutta» , а также в некоторых из самых ранних представлений его Il giuramento и Orazi e Curiazi . Меркаданте также написал роль Леи в «Сарацинской скиаве» специально для ее голоса. Однако начало революции 1848 года в Милане прервало премьеру и привело к временному закрытию Ла Скала . [ 18 ] Другое сопрано, Карлотта Груитц, исполнила эту партию на официальной премьере позднее в том же году. [ 19 ] В конце концов Тадолини спел Лею в 1850 году на премьере переработанной версии произведения в Театре Сан-Карло .
Неаполь и Лондон
[ редактировать ]
С 1842 года Евгения Тадолини преимущественно базировалась в театре Сан-Карло в Неаполе , хотя по-прежнему выступала в других итальянских театрах и за рубежом. Она пела на мировых премьерах как минимум 12 опер в Театре Сан-Карло, большинство из которых сейчас забыты, за исключением «Альсиры » Верди и «Полиуто » Доницетти . За это время у нее также сложились отношения с неаполитанским дворянином, от которого у нее было двое детей, оба из которых умерли в детстве. [ 20 ]
Весной 1848 года она поехала в Лондон, что современная пресса часто называла ее «дебютом», хотя в 1831 году она появилась там во второстепенной роли Джованны Сеймур на лондонской премьере оперы Доницетти « Анна Болена» . На этот раз она возвращалась как признанная звезда и должна была петь заглавную партию в «Линде ди Шамуни» вместе с Симсом Ривзом в Театре Ее Величества . За неделю до открытия Линды ди Шамуни журнал The Musical World напечатал отрывок из письма политического корреспондента The Times в Италии, восхваляющего ее добродетели (от 26 марта 1848 года):
Мадам Тадолини, которая впервые появится в Лондоне, я уверен, станет большой фавориткой, поскольку обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы увлечь английскую публику. Она склонна к эмбонпойнту , но на сцене она очень красива, с опасными глазами — самым белым плечом в мире — и чувством удовольствия от своей игры, перед которым ваши зрители не смогут устоять. Голос Тадолини — чистое сопрано-меццо-сопрано в его самом богатом качестве, с интонацией, приближающейся, когда это необходимо, к контральто. Он ясен, как колокол, круглый, полный и звонкий, совершенно гибкий и способный на все те модуляции, которые набрасывает такая великая художница, как она, но которые так болезненны и трудны для более тонких голосов и менее квалифицированной науки. Примадонну я слышал в большом минусе, так как она побрезговала петь при пустом доме (от политического ажиотажа), [ 21 ] и использовала лишь половину своих способностей. Ее игра была столь же сдержанной, но внутренний дух не мог быть полностью сломлен, и иногда она разражалась серебристыми и страстными нотами и предавалась той естественной веселости песни, которая делала ее в этой сцене самой пленительной из кокеток. Если бы Тадолини знала, что у «Таймс» везде есть уши, она могла бы приложить все усилия, чтобы угодить им; но критика обладает искусством и рассудительностью, и хотя она пела меццо-голосом, [ 22 ] нетрудно было предсказать ей полный успех в Театре Ее Величества. [ 18 ]
Хотя ее прием на премьере « Линды ди Шамуни» был очень теплым, он не был тем восторженным, которого предсказывала пресса. С другой стороны, выступление Симса Ривза было охарактеризовано как «триумфальное». [ 23 ] Тадолини в то время было около 40 лет, и ее голос, возможно, уже прошел свой расцвет. Однако Уильям Эшбрук предположил, что ее относительная неуспех у британской публики может быть частично связана с ее одержимостью Дженни Линд в то время. [ 6 ] Находясь в Лондоне, она также пела Норину в «Доне Паскуале» (снова тепло, но не восторженно, принятая) и участвовала в нескольких концертах, прежде чем вернуться в Неаполь. » Верди в театре Сан-Карло Позже в том же году она пела в первом исполнении «Аттилы и на посмертной премьере «Полиуто » Доницетти .
Последние годы
[ редактировать ]
Между 1849 и 1851 годами Тадолини пел на трёх мировых премьерах в театре Сан-Карло – в партии Эльфриды в ( Пузоне «Эльфриде ди Салерно» 1849), в роли Катерины в ( Лилло «Катерине Говард» 1849) и в роли Эльфриды в Джозы опере Де . Фолько д'Арль (1851 г.). В это время она также пела в первых постановках театра « Макбет » Доницетти » Верди, «Фаворита и «Сарацена» Меркаданте . В декабре 1852 года она отважилась покинуть свой приемный город, чтобы спеть Жизельду в опере Верди «I Lombardi alla prima crociata» в Театре Метастазио в Прато . После этого она ушла со сцены и поселилась в Неаполе с единственным выжившим ребенком. Он тоже умер три года спустя во время городской эпидемии холеры 1855–1856 годов . В 1860 году Гарибальди и его войска вторглись в город. Король Франциск II и его двор бежали на север, в Гаэту . Тадолини и ее нынешний возлюбленный, молодой неаполитанский принц, бежали в Париж, где она провела оставшиеся 12 лет своей жизни. Поселившись в Париже, она написала брату:
Да здравствует Гарибальди, который привел меня сюда!... После моего ужасного несчастья я впервые чувствую себя живым. Какая жизнь ! [ 24 ]
Сначала она жила в квартире на Елисейских полях , но, опасаясь, что у нее закончатся деньги, позже переехала в менее дорогую квартиру на улице Фобур Сент-Оноре .
В июле 1872 года она заболела брюшным тифом и сначала отказалась обращаться к врачу, потому что это вернуло ей воспоминания о смерти ее детей. Евгения Тадолини умерла от болезни 11 июля 1872 года в возрасте 63 лет и была похоронена на кладбище Пер-Лашез . [ 25 ]
Роли созданы
[ редактировать ]Известно, что Евгения Тадолини пела на следующих мировых премьерах: [ 26 ]

- Аделия, Эмма Антиохийская ( Saverio Mercadante ). 9 марта 1834 года, Ла Фениче , Венеция.
- Эльвира, Два прославленных соперника (Саверио Меркаданте). 10 марта 1838 года, Ла Фениче, Венеция.
- Виолетта, Иль браво, или Венецианец (Saverio Mercadante). 9 марта 1839 года, Ла Скала , Милан.
- Линда, Линда ди Шамуни ( Гаэтано Доницетти ). 19 мая 1842 года, Кернтнертортеатр , Вена.
- Элодия, Элодия Херстолльская , ( Алессандро Курми ). 26 сентября 1842 года, Театр Сан-Карло , Неаполь.
- Лара, Лара ( Джузеппе Лилло ), 22 ноября 1842 года, Театр Сан-Карло, Неаполь.
- Роза, корсиканская подруга ( Джованни Пачини ). 10 декабря 1842 года, Театр Сан-Карло, Неаполь.
- Мария, Мария ди Роган (Гаэтано Доницетти). 5 июня 1843 г., Кернтнертортеатр, Вена.
- Альзира, Альзира ( Джузеппе Верди ). 12 августа 1845 года, Театр Сан-Карло, Неаполь.
- Эльвира, Мортедо , ( Винченцо Капечелатро ). 8 сентября 1845 года, Театр Сан-Карло, Неаполь.
- Стелла, Стелла ди Наполи (Джованни Пачини). 11 декабря 1845 года, Театр Сан-Карло, Неаполь.
- Русалка, Нормандская русалка (Пьетро Торреджани). 18 января 1846 года, Театр Сан-Карло, Неаполь.
- Амелия, Эмо (Винченцо Баттиста), 14 февраля 1846 г., Театр Сан-Карло, Неаполь.
- Бьянка, Бьянка Контарини ( Лауро Росси ). 24 февраля 1847 года, Ла Скала, Милан.
- Велледа, Велледа ( Карло Бонифорти ), 19 марта 1847 года, Ла Скала, Милан.
- Ирина, Гусмано Добрый или Осада Тарифы ( Марко Аурелио Марлиани ). 6 ноября 1847 года, Комунальный театр Болоньи , Болонья.
- Джоанна, Иоанна Фландрская (Карло Бонифорти). 8 февраля 1848 года, Ла Скала, Милан.
- Паолина, Полиуто (Гаэтано Доницетти). 30 ноября 1848 года, Театр Сан-Карло, Неаполь.
- Эльфрида, Эльфрида да Салерно ( Джузеппе Пузоне ). 23 июня 1849 года, Театр Сан-Карло, Неаполь.
- Катерина Говард, Катерина Говард (Джузеппе Лилло). 26 сентября 1849 года, Театр Сан-Карло, Неаполь.
- Эльфрида, Лисица Арльская ( Никола Хосе ). 1851, Театр Святого Карла, Неаполь.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Розенталь и Варрак (1979) , с. 488.
- ↑ Уведомление, или эпиграфия , было опубликовано от имени Марии Тадолини, сестры жениха и ее мужа Луиджи Боттригари. Оно воспроизведено у Рамбелли (1853) , с. 92
- ↑ Обратите внимание, что в некоторых источниках ее девичья фамилия написана с ошибкой как «Савонари».
- ^ Оригинальный итальянский: «учтивый, крепкий, приятный и идеально гармоничный» Регли (1860) , стр. 517.
- ^ Анон. (1830) , с. 352 .
- ^ Jump up to: а б Эшбрук (1983) , с. 641.
- ^ Гаэтано Доницетти, цитируется в Ashbrook (1983) , стр. 498
- ↑ Кабалетта не используется в стандартных версиях партитуры L'elisir d'amore , но ее музыка позже была переработана Доницетти как дуэт «O caro sposino» в «Доне Паскуале» . Паганноне (2003) , с. 45. Обратите внимание, что Кратчфилд (2009) предполагает, что ария была написана для Тадолини, когда она пела «Элизир» на его венской премьере в 1835 году.
- ^ Сэди (1988) , с. 749.
- ^ Джузеппина Стреппони, цитата из Ashbrook (1983) , стр. 641
- ^ Рескиньо (2001) , с. 510.
- ^ Розенберг (2006) . См. также Риггс (2003) , с. 192.
- ^ Джузеппе Верди, цитата из Госсетта (2007).
- ↑ Оригинальный итальянский: «У нее слишком много грации для Алайды, слишком много света в ее прекрасных глазах, слишком много очарования в ее улыбке для таинственного Незнакомца. Ее непостоянный, сладкий, цветочный голос создан для радости, для любви, которую можно утешайтесь, за скорби, успокоенные надеждой, не за терзания и бурное сердце, не за бред томящейся души, не за крики отчаяния [...] Если увенчать если бы одних заслуг Страньеры было достаточно для ее пения, Тадолини был бы коронован». Римлянам (1837) , с. 407.
- ↑ » Пьеро Антонио Копполы О экстравагантной похвале Романи за ее игру и пение в роли Нины в «La pazza per amore и Адины в «L'elisir d'amore» , двух ролях, для которых, по его мнению, она идеально подходит, см. «Romani» (1837) , стр. . 329, 385.
- ^ Касалья (2005) и Риггс (2003) , с. 170
- ^ См., например, Мартинес (1845) , стр. 242–249 и Ян (2004) , стр. 242–249. 34
- ^ Jump up to: а б Анон. (1848) , с. 306
- ^ OperaGlass , Создатели ролей Mercadante.
- ^ Росселли (1992) , с. 175.
- ↑ Корреспондент, возможно, имел в виду восстание «Пять дней Милана» , которое прервало премьеру оперы Меркаданте « Сарацена Скьява».
- ^ Автор имеет в виду mezza voce , итальянский музыкальный термин, означающий «половинный голос», то есть пение с приглушенной или умеренной громкостью.
- ^ Анон. 1848 , с. 339 .
- ↑ Письмо Евгении Тадолини своему брату, цитируемое в Росселли (1992) , с. 175.
- ^ Точная дата смерти Тадолини и ее выступления в этот период взяты из Casaglia (2005) . Остальная часть отчета о ее последних днях в Неаполе и Париже основана на Росселли (1992) , с. 175, которая, в свою очередь, основана на переписке Тадолини, хранящейся в коллекции Пианкастелли в Biblioteca Civica di Forlì, и Battaglia (1979) , стр. 151–163.
- ^ Список не обязательно является исчерпывающим и был составлен на основе Casaglia (2005) ; Анон. (1848) , с. 306 ; и OperaGlass
Источники
- Анон. (1830). Гармоникон . Том. II. Сэмюэл Ли.
- Анон. (1848). Музыкальный мир . Том. 23. Дж. Альфредо Новелло.
- Эшбрук, Уильям (1983). Доницетти и его оперы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-27663-2 .
- Батталья, Фернандо (1979). Искусство пения в Романье: оперные певцы Романьи девятнадцатого и двадцатого веков (на итальянском языке). Бонджованни. ISBN 1-135-18688-Х .
- Казалья, Герардо (2005). «Перформансы Евгении Саворани-Тадолини» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .; и как Евгения Тадолини
- Кратчфилд, Уилл (2009), Примечания к программе: L'elisir d'amore , Международный музыкальный фестиваль Карамур
- Госсетт, Филип (5 ноября 2007 г.). «Верди и его Макбет» . Афиша . Архивировано из оригинала 20 ноября 2008 года . Проверено 3 сентября 2009 г.
- Ян, Майкл [на немецком языке] (2004). Венская придворная опера с 1836 по 1848 год (на немецком языке). Издательство Яблоко.
- Мартинес, Андреа (1845). «Тадолини в Сомнамбуле» . Музей литературы и философии (на итальянском языке). 8 . Гатти и Росси: 242–249.
- OperaGlass , Создатели ролей в операх Саверио Меркаданте и Создатели ролей в операх Джованни Пачини , Стэнфордский университет. По состоянию на 3 сентября 2009 г.
- Паганноне, Джорджио (редактор), аннотированное либретто L'elisir d'amore [ постоянная мертвая ссылка ] , Фонд театра Ла Фениче, 2003 г. (на итальянском языке)
- Рамбелли, Джованни Франческо (1853). Трактат по итальянской эпиграфике (на итальянском языке). Болонская типография. п. 92.
- Регли, Франческо (1860). «Тадолини, Евгения» . Биографический словарь самых известных мелодраматических, трагических и комических поэтов и художников, педагогов, концертирующих артистов, хореографов, мимов, танцоров, сценографов, журналистов, импресарио и др. и т. д. который процветал в Италии с 1800 по 1860 годы (на итальянском языке). Э. Далмаццо. п. 517.
- Рескиньо, Эдуардо (2001). Словарь Верди (на итальянском языке). Универсальная библиотека Риццоли. ISBN 88-17-86628-8 .
- Риггс, Джеффри С. (2003). Голос Ассолюты в опере, 1797–1847 . МакФарланд. ISBN 0-7864-1401-4 .
- Романи, Феличе (1837). Разное: взято из Gazzetta Piemontese (на итальянском языке). Фавале.
- Розенберг, Джесси (14 июля 2006 г.). Позитивные оценки визуального и слухового уродства у Примадонны: эстетический парадокс . Симпозиум «Постановка женственности: искусство примадонны 1720–1920» . Университет Лидса . Архивировано из оригинала 9 июня 2011 года . Проверено 3 сентября 2009 г.
- Розенталь, Гарольд ; Варрак, Джон (1979). «Тадолини, Евгения». Краткий Оксфордский оперный словарь (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-311321-Х .
- Росселли, Джон (1992). Певцы итальянской оперы: история профессии . Издательство Кембриджского университета. стр. 152, 174–175. ISBN 0-521-42697-9 .
- Сэди, Стэнли , изд. (1988). «Тадолини, Евгения». Краткая музыкальная энциклопедия Norton/Grove . WW Нортон. ISBN 0-393-02620-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гисланцони, Антонио, Художники театра , т. 6, Г. Даэлли, 1865, с. 64 (на итальянском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Евгенией Тадолини, на Викискладе?