Коттедж

«Шале» — комическая опера в одном действии Адольфа Адана на французское либретто Эжена Скриба и Мелесвилля по мотивам зингшпиля «Жери и Бэтели Гете » . В партитуре повторно используется материал из Адама «Римская премия кантаты Ариана на Наксосе» (1825). [ 1 ] Текст для зингшпиля ранее был положен на музыку Питером Винтером , 1790 г., Иоганном Фридрихом Райхардтом , 1801 г., и Конрадином Крейцером , 1810 г., а позже был написан Доницетти , 1836 г., Юлиусом Ритцем , 1841 г., Генрихом Штилем , 1867 г., и Ингеборг. Бронсарт , 1873 год.
История выступлений
[ редактировать ]Премьера оперы состоялась 25 сентября 1834 года в Парижской комической опере в Биржевом зале . Работа имела долгую и успешную карьеру в Комической опере; он достиг своего 500-го выступления в 1851 году, 1000-го выступления в 1873 году и 1500-го выступления в 1922 году с Мигелем Виллабеллой в роли Даниэля. [ 2 ] достигнув 1547 к 1950 году. [ 3 ]
В редком возрождении и «двойной афише одной и той же оперы разных композиторов» « Ле Шале» было исполнено перед Бетли Доницетти в тот же вечер в Городском театре Золотурн в октябре 2023 года в сезоне 2023–24. [ 4 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 25 сентября 1834 г. [ 5 ] (Дирижер: Анри Валентино [ 6 ] ) |
---|---|---|
Дэниел, молодой фермер | тенор | Жозеф-Антуан-Шарль Кудерк |
Беттли, сестра Макса | сопрано | Фелисите Прадер , урожденная Мор |
Макс, в швейцарской армии | бас-баритон | Инчинди (Жан-Франсуа Хеннекиндт) [ 7 ] |
Припев: Солдаты, юноши и девушки долины. |
Краткое содержание
[ редактировать ]Сцена представляет собой шале внутри , открытое сзади, с видом на сельскую местность и вдалеке горы Аппенцелля в Швейцарии.
После хора молодых жителей деревни входит молодой фермер Дэниел, «самый красивый молодой человек Аппенцелля», и поет о своей любви к Беттли. Жители деревни воспевают его ошибочную любовь, но в радости он приглашает всех на свадебный ужин в тот же вечер.
Дэниел читает письмо Беттли, которое она написала ему, в ответ на его любовь; Входит Беттли и рассказывает о своем брате Максе, который не участвовал в боях пятнадцать лет. Вскоре становится ясно, что Беттли не писала письмо Дэниелу (она не умеет писать), и она издевается над ним за то, что он попался на шутку своих друзей.
Дэниел в ярости, ведь он сделал все приготовления к браку, включая контракт, но Беттли категорически отказывается, говоря, что ей не нужен муж. В своем письме Беттли Макс убеждает ее выйти замуж, и Дэниел признается, что просил Макса вмешаться от его имени.
Дэниел слышит приближение войск и приглашает их в шале; Макс поет о своем счастье вернуться в свою долину « Валлон-де-л'Хелвети ». Дэниел рассказывает Максу (которого он не узнает) о своих бедах и просит записаться в армию.
Входит Беттли, и Макс и его люди требуют еды и вина. Макс скрывает свою личность от сестры и заставляет ее поверить, что в течение двух недель она окажется во власти всего полка. Дэниел возвращается со старым мечом, готовый стать солдатом, и из всех своих бумаг передает Беттли свое завещание; в дуэте она просит его остаться, пока солдаты находятся в шале; он соглашается и сворачивается калачиком, чтобы заснуть в кресле.
Макс приходит, притворяясь немного пьяным, и Беттли взывает о помощи. Дэниел просыпается, и после ссоры Макс вызывает его на дуэль. Когда Дэниел настаивает на том, что он готов к армейской жизни, Беттли, впечатленная готовностью Дэниела бороться за ее честь, пытается предотвратить дуэль, идет к его сумкам и находит свидетельство о браке, которое она быстро подписывает. Она шепчет Дэниелу, что это всего лишь уловка; без подписи ее брата это будет не законно, но Макс подкрался и подписал контракт, заявив, что обманул их обоих, чтобы заставить их быть счастливыми вместе.
Список номеров
[ редактировать ]Этот список музыкальных номеров основан на фортепианно-вокальной партитуре Талландье. [ 8 ] В более ранней фортепианно-вокальной партитуре, опубликованной Шёненбергером, отсутствует № 1 и устный диалог, а № 4 и 5 объединяются в качестве № 3. [ 9 ] Оркестровая партитура дирижера хранится в Библиотеке-музее Парижской национальной оперы (полочный номер F. 2736). [ 10 ]
- Интродукция и припев (1 и 2 сопрано, теноры, басы) « Уже на равнине »
- Эйр (Дэниел) « Она моя! Она моя подруга »
- Стихи (Беттли) « В этом скромном и простом приюте »
- Эйр (Макс) « Давай остановимся здесь! »
- Ансамбль (Макс, Беттли, теноры 1 и 2, басы) « По этой узкой тропе »
- Куплеты с хором (Макс, теноры 1 и 2, басы, солдат) « На службе Австрии »
(продолжение) Ансамбль (Беттли, Макс, теноры 1 и 2, басы) « Не смотря на себя, я дрожу » - Дуэт (Беттли, Дэниел) « Готовы оставить тех, кого любим »
- Дуэт (Макс, Дэниел) « Ты должен отдать мне свою любовницу »
- Романс (Дэниел, Беттли) « Прощай, ты, кем я так дорожил »
- Трио и Финал (Дэниел, Макс, Беттли, припев) « Поддержи мою руку »
Записи
[ редактировать ]- Пьер Джанотти (Даниэль), Жюльен Джованетти (Макс), Надин Сотеро (Беттли), Пьер Руа (солдат), Лирический ансамбль ОРТФ , Жюль Грессье (дирижер), транслируемое выступление с 1954 года. Выпущено на пластинке Unique Opera Records Corporation UORC 314 , ноябрь – декабрь 1976 г.; разговорный диалог опущен. [ 11 ] Также: Malibran CD 694 (включает дополнительные отрывки с Арманом Нарсоном, Эдмоном Тирмоном и Этьеном Бийо) и Hamburg: Line Music, 2 компакт-диска, 2008 г. [ 12 ]
- Джозеф Пейрон (Дэниел), Станислас Стаскевич (Макс), Дениз Бурсен (Беттли), ОРТФ Лирический оркестр , Альберт Вольф (дирижер) . Записано 20 ноября 1965 г.; 33 минуты 18 секунд; музыкальные отрывки без припева и диалога. Адама Также включает музыку из «Фарфаде» с Джанин Капдеру, Линой Дакари , Джозефом Пейроном, Бернаром Планти, Бернаром Деминьи и Камерным оркестром ОРТФ под управлением Роберта Бенедетти. Записано 4 сентября 1970 г.; 37 минут 35 секунд. Музыкальный диск [201942]. [ 13 ] Также на компакт-диске Gaieté lyrique, 1992, Мишель Парути (примечания), ОСЛК 29940067 .
- выпустила полную запись В 2017 году Тимпани с участием Джоди Девос (Бреттли), Себастьяна Дроя (Даниэль), Уго Рабека (Макс), а также хора и оркестра Тулонской оперы под управлением Гийома Турньера.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Форбс 1992, с. 816.
- ^ Вольф 1953, с. 43.
- ^ Список французских опер на сайте Art-Lyrique (C) - Le Chalet, доступ 17 февраля 2024 г.
- ^ Уолтон, Крис. Репортаж из Золотурна, Швейцария. Опера , январь 2024, Том 75 №1, стр104-105.
- ^ Актерский состав по Вольфу 1953, с. 43, в его состав входили «госпожа Прадер (Беттли). ММ. Кудерк (Дэниел), Ичинди (Макс)». Полные имена и написание взяты из «Индекса исполнителей» в Jowers and Cavanagh 2000, стр. 473, 483 и 493, а также из других источников, как указано.
- ^ Пужен 1880; Шуке 1889.
- ↑ Согласно мюзиклу Leguide (15 мая 1856 г.), настоящее имя тенора, известного как Инчинди, дебютировавшего в труппе в роли Макса в «Шале» 23 сентября 1834 г., было Жан-Франсуа Хеннекиндт. Он родился в Брюгге 4 марта 1798 года. «Превосходный певец, но очень холодный актер», он уже выступал в Опере и Итальянском театре в Париже.
- ^ Адам, Талландье 1890.
- ^ Адам nd [18..]?.
- ^ Уайлд и Чарльтон 2005, с. 184.
- ^ Подробнее EJS: Дискография записей Эдварда Дж. Смита . Гринвуд. 1999. с. 229. ИСБН 9780313298356 .
- ^ Шале , Малибран, CD 694, ОСЛК 632910774
- ^ Адам: Le Farfadet/Le Chalet на allmusic.com
Источники
[ редактировать ]- Адам, Адольф (nd [18..]?). Коттедж. Комическая опера в 1 действии. Слова госпожи Э. Скриб и Мелесвиль, музыка Ад. Адама (фортепиано-вокальная партитура, 139 страниц). Париж: Шёненбергер. OCLC 493629284 .
- Адам, Адольф; Талландье, Жюль, редактор (1890). Коттедж. Комическая опера в одном действии. Музыка Адольфа Адама. Полная партитура – фортепиано и вокал. (фортепианно-вокальная партитура; XVI, 244 страницы). Париж: Талландье. OCLC 608605451 , 630823887 .
- Бюлер, Франсуа (июнь 2003 г.). «Хорошо поставленная пьеса: Писец и шале Адама», РМСР.
- Бюлер, Франсуа (5 мая 2003 г.), «Шале д'Адольф Адам: когда Швейцария была экзотической темой для комической оперы», RMS.
- Шуке, Гюстав (1889). «Валентино, Анри Жюстин Арман Жозеф», т. 4, с. 214 , в «Словаре музыки и музыкантов» , 4 тома. Лондон: Макмиллан.
- Форбс, Элизабет (1992). «Шале, Ле» в Сэди, 1992, вып. 1, с. 816.
- Джоуерс, Сидни Джексон; Кавана, Джон (2000). Театральный костюм, маски, грим и парики: библиография и иконография . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-24774-0 .
- Пужен, Артур (1880). «Валентино (Анри-Жюстен-Жозеф)», стр. 597–598 , в «Универсальной биографии музыкантов и общей музыкальной библиографии» Ф.-Ж. Фетис . Дополнение и дополнение , т. 2. Париж: Фирмен-Дидот. Посмотреть в Google Книгах.
- Сэди, Стэнли , редактор (1992). Оперный словарь Нью-Гроув (4 тома). Лондон: Макмиллан. ISBN 978-1-56159-228-9 .
- Уайлд, Николь; Чарльтон, Дэвид (2005). Театр комической оперы в Париже: репертуар 1762–1972 гг . Спримонт, Бельгия: Editions Mardaga. ISBN 978-2-87009-898-1 .
- Вольф, Стефан (1953). Полвека Комической оперы (1900–1950). Париж: Андре Бонн. ОКЛК 44733987 , 2174128 , 78755097
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Le chalet : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Le Chalet Либретто , французское и немецкое либретто (вкл. построчное)