Литовская народная музыка
Литовская народная музыка относится к балтийской музыкальной ветви, связанной с неолитической культурой шнуровой посуды . На территории Литвы встречаются две музыкальные культуры: струнная ( канклю ) и духовых инструментов культура . Эти инструментальные культуры, вероятно, сформировали вокальные традиции. Литовская народная музыка архаична, в основном используется в ритуальных целях и содержит элементы языческой веры.
Вокальная музыка
[ редактировать ]В Литве существуют три старинных стиля пения, связанные с этнографическими регионами: одноголосие , многоголосие гомофония , гетерофония и полифония . Монофония чаще всего встречается в южной ( Дзукия ), юго-западной ( Сувалкия ) и восточной ( Аукштайтия ) частях Литвы. Многоголосая гомофония, распространенная по всей Литве, является наиболее архаичной в Жемайтии . Традиционная вокальная музыка пользуется большим уважением в мировом масштабе: литовские песенные праздники и многоголосные песни-сутартине включены в ЮНЕСКО репрезентативный список шедевров устного и нематериального наследия человечества .
Договорные (многоголосные песни)
[ редактировать ]Сутартинес (от слова sutarti — быть в соответствии, в согласии, в единственном числе sutartinė ) — уникальные образцы народной музыки. Они представляют собой древнюю форму двух- и трехголосного полифония , основанную на древнейших принципах многоголосной вокальной музыки: гетерофонии , параллелизма , канона , хоккета и свободной имитации . Большая часть репертуара сутартине была записана в XIX и XX веках, но источники XVI века показывают, что они имели большое значение наряду с монофоническими песнями. В настоящее время сутартине как жанр среди населения почти вымерли, но их поддерживают многие литовские фольклорные ансамбли.
Тематика и функции сутартине охватывают все основные жанры литовской народной песни. Мелодии сутартине несложные, содержат от двух до пяти звуков . Мелодии симметричны, состоят из двух частей равной длины; ритмы обычно синкопированы , а четко сформулированные припевы придают им драйвовый характер.
Сутартинес можно разделить на три группы в зависимости от практики исполнения и функций:
- Двейнес («двойки») поют два певца или две группы певцов.
- Trejinės («тройки») исполняются тремя певцами по строгому канону.
- Keturinės («четверки») поют две пары певцов.
Сутартинес – это локальное явление, встречающееся в северо-западной части Литвы. Их пели женщины, а мужчины исполняли инструментальные версии на канклесах (псалтериях), валторнах и скудучаях (пан-дудочках). Богатая и тематически разнообразная поэзия сутартине свидетельствует об их важности в общественной жизни. Сутартине пели на праздниках, собраниях, свадьбах и при выполнении различных работ. Поэтический язык, хотя и не сложен, но очень нагляден, выразителен и звучен. Ритмы четкие и акцентированные. Танцевальные сутартине юмористичны и энергичны, несмотря на то, что движения танца довольно сдержанны и медленны. Одной из важнейших характеристик сутартине является большое разнообразие вокалов используемых в припевах ( содауто, лилио, ратилио, тонарилио, дауно, кадуйо, чуто и др.).
Свадебные песни
[ редактировать ]Развивались различные вокальные и инструментальные формы: лирические, сатирические, застольные и застольные песни, музыкальные диалоги, свадебные причитания , игры, танцы и марши.
Военно-исторические песни времени
[ редактировать ]В хрониках и исторических документах 13—16 вв. имеются первые источники о песнях, рассказывающих о подвиге павших в боях с тевтонцами . В более поздних песнях упоминаются шведы , часто встречаются упоминания о Риге и Кирхольмской битве ; в песнях, собранных в начале 19 в., упоминаются сражения с татарами . песни о восстаниях и революциях, а также песни антисоветского партизанского сопротивления 1945-1952 годов и песни о депортации К историческим песням военного времени также относятся .
Календарный цикл и обрядовые песни
[ редактировать ]Их пели в установленное время года при совершении соответствующих ритуалов. Есть песни Масленицы и Великого поста , пасхальные распевные песни и пасхальные песни, называемые лалавимай. Адвентистские . песни отражают настроение уравновешенности и размышлений Рождественские песни содержат такие слова, как kaleda, lėliu kaleda; oi kalėda kalėdzieka , а адвентистские песни содержат такие слова, как leliumoj, aleliuma, aleliuma rūta, aleliuma loda и другие. Существует несколько типичных мелодических характеристик, связанных с рождественскими ритуальными песнями, таких как узкий диапазон, трехтактные фразы, танцевальные ритмы, контролируемый медленный темп и тональная структура, основанная на фригийских , миксолидийских или эоловых тетрахордах . Полифонические песни Иванова праздника обычно называют kupolinės, которые включают в себя припевы и вокалы, такие как kupolėle kupolio, kupolio kupolėlio или kupole rože .
Рабочие песни
[ редактировать ]Рабочие песни сильно различаются по функциям и возрасту. Есть несколько очень старых примеров, которые сохранили свою прямую связь с ритмом и процессом предстоящей работы. Более поздние рабочие песни больше поют о чувствах, переживаниях и стремлениях человека. Старые рабочие песни более точно отражают различные этапы предстоящей работы. Они классифицируются в зависимости от их назначения на ферме, дома и так далее.
- Пастушьи песни . Пастушеские песни поют дети, а ночные - взрослые. Пастушеские песни отражают реальный уход за животными, социальное положение детей, а также отсылки к древним верованиям. Ралиавимаи или трели также представляют собой мелодии речитативного типа, отличающиеся вокальным ralio , предназначенным для успокоения животных. Ралиавимаи не имеют установленной поэтической или музыкальной формы и представляют собой свободные речитативы, объединенные припевами. Некоторые трели заканчиваются продолжительным завыванием на основе мажорной или минорной терции .
- Песни о сенокосе . Припевы распространены в песнях о сенокосе. Чаще всего используется вокалист валио , отсюда — валиавимас , термин, обозначающий пение песен на сенокосе. Вокабул поется медленно и широко, напоминая просторные поля и настроение сезона сенокоса. Мелодии более раннего происхождения похожи на другие ранние рабочие песни, в то время как более современные песни о сенокосе имеют более широкий ладовой диапазон и более сложны по структуре. Большинство из них мажорны и гомофонны.
- Песня об уборке ржи . Уборка . ржи — центральный этап сельскохозяйственного цикла Настроение заунывное и грустное, преобладающие темы в них — любовь и брак. Часто обсуждаются семейные отношения между родителями и детьми, при этом особое внимание уделяется нелегкой судьбе невестки в патриархальной семье. Песни о уборке ржи имеют общую ритмическую и тональную структуру, что свидетельствует об их древности. Их уникальный мелодический стиль определяется тесной связью с ритуалом и функцией произведения. Модально минорной - тональный строй некоторых из этих песен вращается вокруг терции , а другие построены на мажорном тетрахорде .
- Песни об уборке овса, выдергивании льна и гречихи и сборе конопли . В песнях о сборе овса поются о мальчике и служанке, о любви и браке, а также о рабочем процессе: севе , бороновании , культивации, жатве , связывании, штабелировании, транспортировке, обмолоте , помоле и даже еде. Помимо однозвучных песен о сборе овса в Дзукии, существует немало сутартине из северной Аукштайтии, которые напрямую связаны с выращиванием овса.
- Миллинговые песни . Жанр можно определить по характерным припевам и вокалам, таким как zizui malui или malu malu . Они напоминают гул жерновов и ритм помола. «Миллинг» сделали женщины, а тексты песен посвящены женской жизни и семейным отношениям, а также самой работе. Мелодичные песни имеют медленный темп, сложены, мелодический ритм меняется мало.
- Прядут и плетут песни . В песнях о прядении основной темой является само прядение, прядильщик и прялка , а в песнях о ткачестве упоминается процесс ткачества, ткач, ткацкий станок, тонкое полотно. Некоторые прядильные песни веселы и юмористичны, а другие напоминают мелодичные песни, оплакивающие тяжелую участь женщины и ее тоску по дому и родителям. Тексты описывают процесс работы, а припевы имитируют жужжание прялки. Есть также уникальные вращающиеся сутартине, характеризующиеся четкими и строгими ритмами.
- Отмывание песен . Иногда припев имитирует звуки жука и мангла — инструментов для стирки. В песнях часто гиперболизируются образы диковинных требований свекрови, например, использовать море вместо жука, небо вместо катка и верхушки деревьев для сушки.
- Рыболовные и охотничьи песни . Рыбацкие песни повествуют о море, заливе, рыбаке, его лодке, сети и часто упоминают приморские топонимы, например, Клайпеда или Русне . Эмоции влюбленных молодых людей часто изображаются способами, присущими только рыбацким песням. Монофонические мелодии типичны для певческих традиций приморских регионов Литвы. Охотничьи мотивы очень ярко выражены в охотничьих песнях.
- о сборе ягод и грибов Песня . Это уникальные песни. В песнях о сборе ягод описываются молодые девушки, собирающие ягоды, встречи с мальчиками и их разговоры. Песни о грибах могут быть юмористическими, освещающими процесс сбора и приготовления грибов, описывающими «войну» грибов или их «свадьбы».
Инструментальная музыка
[ редактировать ]Рателиские хороводы издавна были очень важной частью литовской народной культуры, традиционно исполнялись без инструментального сопровождения . Однако с 19-го века скрипка, басетель , ламзделиай танцы стали сопровождать и канклес, в то время как современные группы также включают в себя бандонеон, аккордеон, концертину, мандолину , кларнет , корнет , гитару и губную гармошку . В советское время танцевальные ансамбли использовали коробчатые канкле и модифицированный кларнет, называемый бирбинес ; хотя советские ансамбли якобы были народными, они были модернизированы и санированы и использовали гармонизированные и денатурированные формы традиционных стилей. [1]
В число наиболее важных литовских ансамблей популярной народной музыки входили Skriaudžių kanklės , образованный в 1906 году, и Lietuva . Такие ансамбли основывались на традиционной музыке, но были модернизированы, чтобы понравиться массам; В начале 20 века также распространились традиционные музыкальные пьесы, такие как «Свадьба в Купишкенай» . [1]
Некоторые из наиболее известных современных сельских ансамблей: Марцинконис (Варенский район), Жюрай (Варенский район), Кальвяй-Лиепонис (Тракайский район), Луоке (Тельшяйский район), Линкава (Линкува, Пакруойский район), Шедувяй (Шедува, Радвилишкисский район). , Ужушиляй (Биржайский район), Лаздиняй-Адутишкис (Швенчёнисский район). Некоторые из наиболее известных городских фольклорных групп: Ратилио , Ла , Йеварас , Поринге ( Вильнюс ), Куполе ( Каунас ), Верпета ( Кайшядорис ), Мегува ( Паланга ), Инсула ( Тельшяй ), Гастаута ( Рокишкис ), Купкемис ( Купишкис ), Лаванда ( Утена ), Судувяй ( Вилкавишкис ). Детские фольклорные коллективы: Чючюрукс ( Тельшяй ), Кукутис (Молетай), Чирулис ( Рокишкис ), Антазаве ( Зарасайский р-н) [1] .
Инструменты
[ редактировать ]Духовые инструменты: «Аэрофоны составляют самую богатую и разнообразную группу традиционных литовских инструментов» в трех категориях: флейты, трости и валторны. [2]
- магазин
- вой
- бычий рог
- труба протрубит
- Лумзделис
- охотничий рог
- моллюск
- доллар
- рога и когти
- телефон Пятидесятницы
- шарфы
- свист
- свист
- тошел
- повсюду
- вилиоклис
- лающая труба
Струнные инструменты:
Перкуссия:
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кроншоу, стр. 22 – 23
- ^ «Инструментальная музыка: Духовые инструменты (Аэрофоны)» . www.lnkc.lt. Литовский национальный культурный центр / Литовский национальный культурный центр . Проверено 3 марта 2024 г.