Jump to content

Литовская народная музыка

Литовская народная музыка относится к балтийской музыкальной ветви, связанной с неолитической культурой шнуровой посуды . На территории Литвы встречаются две музыкальные культуры: струнная ( канклю ) и духовых инструментов культура . Эти инструментальные культуры, вероятно, сформировали вокальные традиции. Литовская народная музыка архаична, в основном используется в ритуальных целях и содержит элементы языческой веры.

Вокальная музыка

[ редактировать ]
Первая литовская песня, записанная вместе с мелодией литовским инженером Фридериком Геткантом (Фридрихас - Бриджюс Гедкантас) в 1634 году.

В Литве существуют три старинных стиля пения, связанные с этнографическими регионами: одноголосие , многоголосие гомофония , гетерофония и полифония . Монофония чаще всего встречается в южной ( Дзукия ), юго-западной ( Сувалкия ) и восточной ( Аукштайтия ) частях Литвы. Многоголосая гомофония, распространенная по всей Литве, является наиболее архаичной в Жемайтии . Традиционная вокальная музыка пользуется большим уважением в мировом масштабе: литовские песенные праздники и многоголосные песни-сутартине включены в ЮНЕСКО репрезентативный список шедевров устного и нематериального наследия человечества .

Договорные (многоголосные песни)

[ редактировать ]
Литовский фольклорный ансамбль Kūlgrinda танцует под народную песню в Вильнюсе.

Сутартинес (от слова sutarti — быть в соответствии, в согласии, в единственном числе sutartinė ) — уникальные образцы народной музыки. Они представляют собой древнюю форму двух- и трехголосного полифония , основанную на древнейших принципах многоголосной вокальной музыки: гетерофонии , параллелизма , канона , хоккета и свободной имитации . Большая часть репертуара сутартине была записана в XIX и XX веках, но источники XVI века показывают, что они имели большое значение наряду с монофоническими песнями. В настоящее время сутартине как жанр среди населения почти вымерли, но их поддерживают многие литовские фольклорные ансамбли.

Тематика и функции сутартине охватывают все основные жанры литовской народной песни. Мелодии сутартине несложные, содержат от двух до пяти звуков . Мелодии симметричны, состоят из двух частей равной длины; ритмы обычно синкопированы , а четко сформулированные припевы придают им драйвовый характер.

Сутартинес можно разделить на три группы в зависимости от практики исполнения и функций:

  • Двейнес («двойки») поют два певца или две группы певцов.
  • Trejinės («тройки») исполняются тремя певцами по строгому канону.
  • Keturinės («четверки») поют две пары певцов.

Сутартинес – это локальное явление, встречающееся в северо-западной части Литвы. Их пели женщины, а мужчины исполняли инструментальные версии на канклесах (псалтериях), валторнах и скудучаях (пан-дудочках). Богатая и тематически разнообразная поэзия сутартине свидетельствует об их важности в общественной жизни. Сутартине пели на праздниках, собраниях, свадьбах и при выполнении различных работ. Поэтический язык, хотя и не сложен, но очень нагляден, выразителен и звучен. Ритмы четкие и акцентированные. Танцевальные сутартине юмористичны и энергичны, несмотря на то, что движения танца довольно сдержанны и медленны. Одной из важнейших характеристик сутартине является большое разнообразие вокалов используемых в припевах ( содауто, лилио, ратилио, тонарилио, дауно, кадуйо, чуто и др.).

Свадебные песни

[ редактировать ]

Развивались различные вокальные и инструментальные формы: лирические, сатирические, застольные и застольные песни, музыкальные диалоги, свадебные причитания , игры, танцы и марши.

Военно-исторические песни времени

[ редактировать ]

В хрониках и исторических документах 13—16 вв. имеются первые источники о песнях, рассказывающих о подвиге павших в боях с тевтонцами . В более поздних песнях упоминаются шведы , часто встречаются упоминания о Риге и Кирхольмской битве ; в песнях, собранных в начале 19 в., упоминаются сражения с татарами . песни о восстаниях и революциях, а также песни антисоветского партизанского сопротивления 1945-1952 годов и песни о депортации К историческим песням военного времени также относятся .

Календарный цикл и обрядовые песни

[ редактировать ]

Их пели в установленное время года при совершении соответствующих ритуалов. Есть песни Масленицы и Великого поста , пасхальные распевные песни и пасхальные песни, называемые лалавимай. Адвентистские . песни отражают настроение уравновешенности и размышлений Рождественские песни содержат такие слова, как kaleda, lėliu kaleda; oi kalėda kalėdzieka , а адвентистские песни содержат такие слова, как leliumoj, aleliuma, aleliuma rūta, aleliuma loda и другие. Существует несколько типичных мелодических характеристик, связанных с рождественскими ритуальными песнями, таких как узкий диапазон, трехтактные фразы, танцевальные ритмы, контролируемый медленный темп и тональная структура, основанная на фригийских , миксолидийских или эоловых тетрахордах . Полифонические песни Иванова праздника обычно называют kupolinės, которые включают в себя припевы и вокалы, такие как kupolėle kupolio, kupolio kupolėlio или kupole rože .

Рабочие песни

[ редактировать ]

Рабочие песни сильно различаются по функциям и возрасту. Есть несколько очень старых примеров, которые сохранили свою прямую связь с ритмом и процессом предстоящей работы. Более поздние рабочие песни больше поют о чувствах, переживаниях и стремлениях человека. Старые рабочие песни более точно отражают различные этапы предстоящей работы. Они классифицируются в зависимости от их назначения на ферме, дома и так далее.

  • Пастушьи песни . Пастушеские песни поют дети, а ночные - взрослые. Пастушеские песни отражают реальный уход за животными, социальное положение детей, а также отсылки к древним верованиям. Ралиавимаи или трели также представляют собой мелодии речитативного типа, отличающиеся вокальным ralio , предназначенным для успокоения животных. Ралиавимаи не имеют установленной поэтической или музыкальной формы и представляют собой свободные речитативы, объединенные припевами. Некоторые трели заканчиваются продолжительным завыванием на основе мажорной или минорной терции .
  • Песни о сенокосе . Припевы распространены в песнях о сенокосе. Чаще всего используется вокалист валио , отсюда — валиавимас , термин, обозначающий пение песен на сенокосе. Вокабул поется медленно и широко, напоминая просторные поля и настроение сезона сенокоса. Мелодии более раннего происхождения похожи на другие ранние рабочие песни, в то время как более современные песни о сенокосе имеют более широкий ладовой диапазон и более сложны по структуре. Большинство из них мажорны и гомофонны.
  • Песня об уборке ржи . Уборка . ржи — центральный этап сельскохозяйственного цикла Настроение заунывное и грустное, преобладающие темы в них — любовь и брак. Часто обсуждаются семейные отношения между родителями и детьми, при этом особое внимание уделяется нелегкой судьбе невестки в патриархальной семье. Песни о уборке ржи имеют общую ритмическую и тональную структуру, что свидетельствует об их древности. Их уникальный мелодический стиль определяется тесной связью с ритуалом и функцией произведения. Модально минорной - тональный строй некоторых из этих песен вращается вокруг терции , а другие построены на мажорном тетрахорде .
  • Песни об уборке овса, выдергивании льна и гречихи и сборе конопли . В песнях о сборе овса поются о мальчике и служанке, о любви и браке, а также о рабочем процессе: севе , бороновании , культивации, жатве , связывании, штабелировании, транспортировке, обмолоте , помоле и даже еде. Помимо однозвучных песен о сборе овса в Дзукии, существует немало сутартине из северной Аукштайтии, которые напрямую связаны с выращиванием овса.
  • Миллинговые песни . Жанр можно определить по характерным припевам и вокалам, таким как zizui malui или malu malu . Они напоминают гул жерновов и ритм помола. «Миллинг» сделали женщины, а тексты песен посвящены женской жизни и семейным отношениям, а также самой работе. Мелодичные песни имеют медленный темп, сложены, мелодический ритм меняется мало.
  • Прядут и плетут песни . В песнях о прядении основной темой является само прядение, прядильщик и прялка , а в песнях о ткачестве упоминается процесс ткачества, ткач, ткацкий станок, тонкое полотно. Некоторые прядильные песни веселы и юмористичны, а другие напоминают мелодичные песни, оплакивающие тяжелую участь женщины и ее тоску по дому и родителям. Тексты описывают процесс работы, а припевы имитируют жужжание прялки. Есть также уникальные вращающиеся сутартине, характеризующиеся четкими и строгими ритмами.
  • Отмывание песен . Иногда припев имитирует звуки жука и мангла инструментов для стирки. В песнях часто гиперболизируются образы диковинных требований свекрови, например, использовать море вместо жука, небо вместо катка и верхушки деревьев для сушки.
  • Рыболовные и охотничьи песни . Рыбацкие песни повествуют о море, заливе, рыбаке, его лодке, сети и часто упоминают приморские топонимы, например, Клайпеда или Русне . Эмоции влюбленных молодых людей часто изображаются способами, присущими только рыбацким песням. Монофонические мелодии типичны для певческих традиций приморских регионов Литвы. Охотничьи мотивы очень ярко выражены в охотничьих песнях.
  • о сборе ягод и грибов Песня . Это уникальные песни. В песнях о сборе ягод описываются молодые девушки, собирающие ягоды, встречи с мальчиками и их разговоры. Песни о грибах могут быть юмористическими, освещающими процесс сбора и приготовления грибов, описывающими «войну» грибов или их «свадьбы».

Инструментальная музыка

[ редактировать ]
Вайгува — литовский фольклорный ансамбль.

Рателиские хороводы издавна были очень важной частью литовской народной культуры, традиционно исполнялись без инструментального сопровождения . Однако с 19-го века скрипка, басетель , ламзделиай танцы стали сопровождать и канклес, в то время как современные группы также включают в себя бандонеон, аккордеон, концертину, мандолину , кларнет , корнет , гитару и губную гармошку . В советское время танцевальные ансамбли использовали коробчатые канкле и модифицированный кларнет, называемый бирбинес ; хотя советские ансамбли якобы были народными, они были модернизированы и санированы и использовали гармонизированные и денатурированные формы традиционных стилей. [1]

В число наиболее важных литовских ансамблей популярной народной музыки входили Skriaudžių kanklės , образованный в 1906 году, и Lietuva . Такие ансамбли основывались на традиционной музыке, но были модернизированы, чтобы понравиться массам; В начале 20 века также распространились традиционные музыкальные пьесы, такие как «Свадьба в Купишкенай» . [1]

Танцоры в национальных костюмах

Некоторые из наиболее известных современных сельских ансамблей: Марцинконис (Варенский район), Жюрай (Варенский район), Кальвяй-Лиепонис (Тракайский район), Луоке (Тельшяйский район), Линкава (Линкува, Пакруойский район), Шедувяй (Шедува, Радвилишкисский район). , Ужушиляй (Биржайский район), Лаздиняй-Адутишкис (Швенчёнисский район). Некоторые из наиболее известных городских фольклорных групп: Ратилио , Ла , Йеварас , Поринге ( Вильнюс ), Куполе ( Каунас ), Верпета ( Кайшядорис ), Мегува ( Паланга ), Инсула ( Тельшяй ), Гастаута ( Рокишкис ), Купкемис ( Купишкис ), Лаванда ( Утена ), Судувяй ( Вилкавишкис ). Детские фольклорные коллективы: Чючюрукс ( Тельшяй ), Кукутис (Молетай), Чирулис ( Рокишкис ), Антазаве ( Зарасайский р-н) [1] .

Инструменты

[ редактировать ]

Духовые инструменты: «Аэрофоны составляют самую богатую и разнообразную группу традиционных литовских инструментов» в трех категориях: флейты, трости и валторны. [2]

Струнные инструменты:

Перкуссия:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Кроншоу, стр. 22 – 23
  2. ^ «Инструментальная музыка: Духовые инструменты (Аэрофоны)» . www.lnkc.lt. Литовский национальный культурный центр / Литовский национальный культурный центр . Проверено 3 марта 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f132c77206c422ae78349fd7cacc2ce__1710373380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/ce/9f132c77206c422ae78349fd7cacc2ce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lithuanian folk music - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)