Сувалкия
Судовия Сувалкия Это отстой | |
---|---|
Девиз: единство Пусть расцветет | |
Страна | Литва |
Столица и крупнейший город | Мариямполе |
Область | |
• Общий | 5794 км 2 (2237 квадратных миль) |
• Исключая Алексотаса и Панемуне | 5745 км 2 (2218 квадратных миль) |
• Алексотас и Панемуне | 49 км 2 (19 квадратных миль) |
Население (2021) [1] | |
• Общий | 239,296 |
• Исключая Алексотаса и Панемуне | 203,018 |
• Алексотас и Панемуне | 36,278 |
Часовой пояс | UTC2 (центральноевропейское время (GMT +2)) |
Сувалкия или Судовия ( литовский : Suvalkija или Sūduva ) — самый маленький из пяти культурных регионов Литвы . Неофициальная столица — Мариямполе . Жителей Сувалкии (сувалкийцы, сувалкцы) по-литовски называют сувалкечяй (множественное число) или сувалкиетис (единственное число). [2] Он расположен южнее реки Неман , на территории бывшей Вилкавишкисской епархии. [3] Исторически это новейший этнографический регион, поскольку его наиболее отличительные характеристики и отдельная региональная идентичность сформировались в 19 веке, когда эта территория входила в состав Конгресса Польши . [4] Оно никогда не было отдельным политическим образованием и даже сегодня не имеет официального статуса в административном делении Литвы . Однако она продолжает оставаться предметом исследований, посвященных литовской народной культуре XIX — начала XX веков.
Большая часть культурных различий Литвы смешалась или исчезла во время советской оккупации (1944–1990), оставаясь самой продолжительной на юго-востоке Литвы. [5] Эта концепция остается популярной среди литовцев. Опрос первокурсников и второкурсников (студентов первого и второго курсов) Каунасского проведенный университета Витаутаса Великого, в 2008 году , показал, что 80% студентов продолжают идентифицировать себя с одним из регионов. [6] Прилагаются усилия для сохранения, записи и продвижения любых оставшихся аспектов оригинальной народной культуры.
География
[ редактировать ]Сувалкия находится в юго-западной части Литвы. Самый крупный город, полностью расположенный на территории региона, — Мариямполе , который считается столицей, хотя и не в строго политическом смысле. Второй по величине город Литвы Каунас разделен пополам рекой Неман, в результате чего южная часть города находится в этом регионе, а северная часть - в Аукштайтии .
Подразделения
[ редактировать ]Подразделение | Примечание |
---|---|
Мариямпольский уезд | весь округ |
Муниципалитет Пренайского района | за исключением старосты Езнас и старшинства Стаклишкес |
Муниципалитет Каунасского района | Старость Запишкиса , Старость Академии , Старость Ежерелис , Старость Алшенай , Старость Рингаудай , Старость Академии , Гарлява , Старость Гарлявского края , Старость Рокай , Старость Тауракиемиса и Старость Самилаи |
Демография
[ редактировать ]Крупнейшие города (по численности населения, не считая части Каунаса в этом регионе):
- Мариямполе - 34 968
- Гарлява - 9873
- Вилкавишкис - 9 444
- Приена - 8,651
- Казлу Руда - 5666
- Кибартас - 4461
- Голгофа - 3766
Мы
[ редактировать ]Область
[ редактировать ]В Литве к региону были применены три разных названия, что вызвало некоторую путаницу:
- Судовия ( Судува ) происходит от древнего балтийского племени , судовцев коренных жителей региона. Термин Судовия неоднозначен, поскольку он также используется для обозначения древних населенных территорий Судовии, которые простирались намного южнее.
- Сувалкия происходит от бывшей Сувалкской губернии (1867–1914) Конгресса Польши . [7] Город Сувалки ( литовский : Suvalkai ) входил в состав Великого княжества Литовского с 13 века по 1795 год. В состав Польши он вошел в 1919/1920 году.
- Ужнемуне (буквально: за рекой Нямунас ) описывает географическое положение региона, но не совсем точно. Юго-западная часть Дзукии , иногда известная как Дайнава. [8] также находится на левом берегу р. [9] Эти территории стали различаться в результате радикального разного экономического развития в Сувалкии (северная часть Ужнемуне) и Дзукии (юго-восточная часть Ужнемуне). [10]
В последние годы в обществе ведутся споры о том, какое название предпочтительнее: Сувалкия или Судовия. Историки утверждают, что Судовия — это анахронизм , относящийся к землям XIII и XIV веков. [11] Один комментатор назвал попытку переименовать регион «неотрайбализмом» — искусственной попыткой найти связи с давно вымершим племенем. [12] Сторонники Судовии протестовали против использования термина, навязанного региону Российской империей, тем более что город Сувалки находится в Польше и нынешний регион не имеет к нему никакого отношения. [13] Они также утверждали, что термин «Сувалкия» является довольно недавним и искусственным политическим развитием, популяризированным советскими историками, и что более архаичное слово «Судовия» более правильно отражает исторические корни региона. [14] Суффикс -ija обычно не используется в литовском языке для образования топонимов от названий городов (единственным исключением является Вильния , используемая для описания Вильнюсского региона ). [15] Официальная петиция Совета по защите сувальской региональной этнической культуры в Комиссию литовского языка с просьбой об изменении официального названия с Сувалкия на Судовия была отклонена в 2005 году. Комиссия основывала свое решение на выводе, что Сувалкия преобладает в обоих случаях. научная литература и повседневная жизнь. [11]
Субрегионы
[ редактировать ]Сувалкия условно разделена на две области, населенные Занавыкай (единственное число: Занавикас ) и Капсай (единственное число: Капсас ). Занавикай занимают северную Сувалкию на территории, примерно ограниченной реками Неман , Шешупе и Вишакис. [16] До 1795 года эта часть Сувалкии входила в состав Жемайтийского старшинства , а остальная часть - в состав Тракайского воеводства . [17] Шакяй считается столицей этого субрегиона, иногда называемого Занавикия. Другой важный центр находится в Велиуоне . Название Занавыкай происходит от реки Нова, притока реки Шешупе . Люди, жившие за рекой (польский: za Nawą ), стали известны как Занавыкай . Приставка за- и суффикс -ык славянские . [16] Чтобы исправить это, лингвисты предложили назвать группу Užnoviečiai или Užnoviškiai — термины, которые также означают «за рекой Нова», но следуют прецедентам литовского языка. [16] Однако это предложение не получило общественной поддержки, и термин «Занавыкай» широко используется до сих пор.
Капсаи населяют южную Сувалкию, с крупными центрами в Мариямполе и Вилкавишкисе . Этот термин не используется местными жителями для идентификации себя, а скорее термин, придуманный лингвистами; таким образом, он не получил большой популярности среди публики. Когда лингвисты классифицировали диалекты литовского языка, они выделили два основных субдиалекта в Сувалкии: один на территории, населенной Занавыкай, и другой на юге. [18] Южане произносили слово kaip ( как ) как кап . Эта отличительная особенность принесла им имя Капсай , но их также можно было назвать Тепсай, поскольку они произносили слово тайп ( да ) как теп . [19] Пересмотренная классификация диалектов, предложенная в 1965 году лингвистами Зигмасом Зинкявичюсом и Алексасом Гирденисом . [20] устраняет это различие и считает местный диалект субдиалектом западно -аукштайтского диалекта . [21] Однако между Занавыкаем и Капсаем существуют и другие культурные различия, в том числе их традиционные стили одежды.
История
[ редактировать ]Политическая история
[ редактировать ]Земли судовцев были включены в состав Великого княжества Литовского в 13 веке. Этот регион часто подвергался разорению тевтонских рыцарей и был оставлен большинством его жителей. После Мельнского договора 1422 года его западные границы были закреплены, и территория стала единоличной собственностью самого великого князя. [17] В 1569 году Великое княжество присоединилось к Королевству Польскому и образовало Речь Посполитую . Речь Посполитая была разделена в 1795 году, и Сувалкия, как часть большей территории на левом берегу реки Неман, была включена в состав провинции Восточная Пруссия . Это означало, что Сувалкия была отделена от собственно Литвы , которая была захвачена Российской империей . В 1807 году Сувалкия некоторое время входила в состав Варшавского герцогства , небольшого польского государства, основанного Наполеоном Бонапартом , а затем в 1815 году была включена в состав Конгресса Польши , образования, образованного в результате личного союза с Российской империей. В течение оставшейся части 19-го века и начала 20-го века Сувалкия входила в административную часть Августовской губернии , а затем Сувалкской губернии . Статистика российской переписи населения показала, что литовцы составляли небольшое большинство в северной части губернии, а поляки, сконцентрированные в Сувальщине на юге, составляли около 23% от общей численности населения губернии. [22] Литва и Польша восстановили независимость после Первой мировой войны и оспаривали свои границы в этом регионе. Губернаторство Сувалки было расколото более или менее по этническому признаку. Сувалкия с тех пор стала частью Литвы, а Сувальщина – частью Польши.
Экономическая история
[ редактировать ]Сувалкия издавна известна как богатый сельскохозяйственный регион. Повышенный спрос на древесину вызвал переселение и вырубку лесов в регионе в 16 и 17 веках. [23] Требование привело к незаконным вторжениям в заготовку деревьев из герцогства Пруссии . Чтобы воспрепятствовать этому, великие князья литовские основали несколько приграничных деревень между Юрбаркасом и Вирбалисом . [23] Королева Бона Сфорца , которая управляла землей от имени своего мужа Сигизмунда I Старого между 1527 и 1556 годами, особенно поддерживала эти новые поселения. [17] Переселение шло и с севера, особенно по реке Неман . Там большие территории были пожалованы великим князем разным дворянам, в том числе и роду Сапег . [17] Эти поселения медленно распространялись дальше на юг и восток.
К середине 17 века темпы переселения замедлились. Спрос на древесину резко упал, и Великое княжество Литовское потеряло почти половину своего населения из-за Северных войн (1655–1661), голода и чумы. Поселенцев привлекали плодородные сельскохозяйственные угодья, которые в значительной степени были очищены от леса, а также относительная легкость крепостного права в этом районе: поскольку большая часть земли принадлежала самому великому князю, крепостным не приходилось выполнять барщину . [23] Заселение частных владений дворян на севере происходило гораздо медленнее. Еще одним важным фактором возрождения территории была близость Восточной Пруссии и ее столицы Кенигсберга . Город стал крупным торговым центром и вторым по величине экспортным направлением (после Риги , Латвия ) Великого Княжества. [23] Кудиркос Науместис был воротами региона в Пруссию. Когда Великая Северная война (1700–1721 гг.) еще больше опустошила Литву, заселение Сувалкии было почти полным. [17]
Крепостное право в Сувалкии было отменено в 1807 году Наполеоном Бонапартом: крестьяне получили личные свободы, хотя и не могли владеть землей. Ситуация изменилась только в 1861 году, когда во всей Российской империи было отменено крепостное право . После Восстания 1863 года крестьянам бесплатно была предоставлена земля (им уже не нужно было выкупать землю у дворян). [24] К 1820-м годам [25] крестьяне в Сувалкии начали делить свои деревни на отдельные усадьбы (литовское: единственное число – vienkemis , множественное число – vienkemiai ). [26] Такое развитие событий является ярким показателем экономического процветания крестьян. Старая трехпольная система устарела; согласно этой системе землей управляла община, и отдельные лица не могли внедрять какие-либо технологические достижения без их одобрения. [27] Напротив, в других частях Литвы этот процесс начался только после отмены крепостного права по всей Империи в 1861 году, усилившись после Столыпинской реформы в 1906 году.
Ранняя отмена крепостного права, плодородные земли и тесные экономические связи с Восточной Пруссией способствовали относительному богатству Сувалкии. Эта ситуация привела к постоянному мнению, что его жители очень рациональны, умны и чрезвычайно бережливы, даже жадны. [28] Подобные стереотипы, применимые и к другим регионам, [29] породило множество анекдотов и розыгрышей. [30]
Сувалкия остается наименее лесистой территорией Литвы (в 2005 году леса покрывали 21,6% Мариямпольского уезда , а леса покрывают 32% территории страны в целом). [31] Третий по величине лес в Литве, Казлу Руда (587 квадратных километров или 227 квадратных миль), находится в Сувалкии, но расположен на песчаной почве, непригодной для ведения сельского хозяйства. [32] Сувалкия остается одним из важнейших сельскохозяйственных регионов Литвы, собирающим большие урожаи сахарной свеклы .
История культуры
[ редактировать ]Первоначально регион был населен балтийским племенем судовцев ( отсюда и название «Судовия»). Тевтонские рыцари часто совершали набеги на этот регион в средние века, пытаясь завоевать и крестить языческое Великое княжество Литовское . В результате большая часть древней Судовии превратилась в малонаселенную пустыню, покрытую обширными лесами. После Грюнвальдской битвы в 1410 году, положившей конец крестовым походам против Литвы, территория медленно заселялась поселенцами из Жемайтии и Аукштайтии . Они принесли свои культуры, которые смешались с культурами оставшихся местных судовцев , и постепенно сформировалась этнологически особая культура, сочетающая в себе жемайтийские и аукштайтские элементы, а также элементы коренных народов, не встречающиеся больше нигде. [20]
Значительные изменения произошли в конце 18 - начале 19 веков. Сувалкия была отделена от Собственной Литвы. Хотя наполеоновский период был кратким, он привел к долгосрочным последствиям. Из этих последствий наиболее важными были введение Кодекса Наполеона , использование григорианского календаря и отмена крепостного права почти на 50 лет раньше, чем в остальной части Литвы. Крестьяне получили личную свободу и возможности приобретения богатства. Регион также предлагал своим жителям лучшие возможности для получения образования: Вейверяйская учительская семинария и Мариямпольская гимназия продолжали свою деятельность в то время, когда большинство учебных заведений в Литве были закрыты после Январского восстания 1863 года против Российской империи. [19] Студенты также могли посещать римско-католические семинарии в Сейнах и Каунасе . По переписи 1897 года уровень грамотности среди крестьян Сувалкайской губернии был самым высоким в Российской империи. [4] Жители Сувалкии также были одними из первых и самых многочисленных эмигрантов в США. [33]
Эти события привели к формированию нового хорошо образованного класса, который способствовал литовскому национальному возрождению во второй половине XIX века. [34] Среди многих известных деятелей региона были патриарх независимости Литвы Йонас Басанавичюс , Винцас Кудирка , автор государственного гимна Литвы , и Йонас Яблонскис , лингвист, которому часто приписывают создание стандартизированного литовского языка. Диалекты, на которых говорили в Сувалкии, стали основой современного языка. [35] Возрождение, которое ранее было сосредоточено в восточной Жемайтии, постепенно переместилось в Сувалкию благодаря деятельности этих выдающихся деятелей и лучшим экономическим условиям. [36]
Народная культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Традиционная классификация литовских диалектов делила Сувалкийские диалекты на две части: Занавыкай, на котором говорят на севере, и Капсай, на котором говорят на юге. Эти два субдиалекта часто называют основой стандартного литовского языка. [16] Однако выявить языковые характеристики, уникальные для этих регионов, оказалось довольно сложно, поскольку эти характеристики чрезвычайно разнообразны и неравномерно распределены. [17] Пересмотренная классификация диалектов, предложенная в 1965 году, устраняет это различие и группирует занавыкайский, капсайский и центральноаукштайтский субдиалекты в единую подгруппу, названную каунасским субдиалектом западноаукштайтского диалекта . [21] Территория этого поддиалекта охватывает гораздо большую территорию, чем Сувалкия, и простирается за реку Неман .
Западно-аукштайтский диалект, в отличие от других диалектов литовского языка, сохраняет смешанные дифтонги an , am , en , em и огонековые гласные ą и ę . [20] Диалект подразделяется на каунасский и шяуляйский поддиалекты. Каунасский поддиалект, в отличие от шяуляйского поддиалекта, в большинстве случаев разделяет долгие и краткие гласные и подчеркивает окончания слов так же, как стандартный литовский. Поскольку жители Сувалкии имели тесные экономические контакты с Восточной Пруссией, они заимствовали ряд немецких слов. [20] Предпринимаются усилия по сохранению, записи и продвижению местных диалектов. В период с 2003 по 2006 год Научно-энциклопедический издательский институт опубликовал трехтомный словарь занавыкайского поддиалекта. С 1973 года муниципалитет Шакяйского района ежегодно организует День языка, чтобы способствовать сохранению субдиалекта. [37]
По градиенту с севера (Занавыкай) на юг (Капсай и Дзукия) ударный первый компонент смешанных дифтонгов ul , um , un , ur , il , im , in , ir меняется от короткого к полудлинному и долгому (от kúlt to kùlt to kulc – молотить, from pírmas to pìrmas to pyrmas – первый, от pínti to pìnti to pync – плести). [19] Капсаи склонны изменять начало слов. Если слово начинается на ei или e , его часто заменяют на ai или a ( aik вместо eik – идти, ažeras вместо ežeras – озеро). Занавыкай также модифицирует гласные, но в другую сторону ( экмуо заменяет акмуо – камень, эшис вместо ашис – ось). [16] Капсаи часто добавляют букву v к словам, которые в стандартном литовском языке начинаются с uo , u или o ( vuoga вместо uoga – ягода, voras вместо oras – воздух) и j к словам, которые начинаются с i , y или ie ( ' жилгас вместо илгас – длинный, джиева вместо иева – черемуха). [18] Занавыкас склонен сокращать слова. часто отбрасывают n От глаголов ( gyvek вместо gyvek - жить!) и усекают форму прошедшего времени глаголов ( žino вместо žinojo - он знал, galė вместо kavali - он мог, ė вместо ėjo - он шел). [16] Занавыкай также сохранил некоторые архаичные формы и правила склонения , особенно у местоименных местоимений , и спряжения , особенно у двойственных глаголов. [20]
Одежда
[ редактировать ]Традиционная крестьянская одежда Сувалкии, состоящая из тех же основных предметов, четко отличается от одежды других частей Литвы. Поскольку регион был относительно богаче, одежда была богаче по цвету, отделке и орнаменту. Их также шили из более качественных и дорогих материалов, включая парчу , шелк, шерсть и дамаск . Региональные различия существовали даже внутри Сувалкии. Женщины Капсаи носили длинные, широкие парадные одежды с крупными узорами звезд и тюльпанов, полутемного цвета и частично в полоску. Костюм Занавыкая – один из самых декоративных по дизайну, цвету и стилю. [38]
Женщины Сувалкии носили широкие, присборенные юбки одного основного цвета (темного и насыщенного, например темно-красного, синего, фиолетового или зеленого) с вплетенными в ткань узкими разноцветными полосками. Женские блузки в Сувалкии отличаются от других регионов более широкими рукавами и более обширным декором. [39] Их фартуки были особенно богато украшены и красочны. [40] при этом капсаи располагали нашивки и другие орнаменты горизонтально, а занавыкаи предпочитали вертикальные композиции. [39] Женщины также носили богато украшенные пояса вокруг талии. На этих створках использовался более сложный орнамент, чем в других регионах, где преобладали более архаичные, но более простые геометрические формы. Из-за их относительной сложности коллекционеры народного искусства придавали этим поясам большую ценность. [40] Несколько примеров были представлены на первой художественной выставке Литвы в 1907 году. [34] Лифы сначала были идентичны дзукийским , но к середине 19 века разошлись. Лифы в Занавыкае имели короткие сборки, а лифы в Капсае были длинными и расклешенными. [39] Молодых девушек и замужних женщин можно было отличить по головным уборам. Молодые девушки в Капсае носили высокие золотые галуны , а девушки в Занавыкае носили узкие галуны, иногда заменяя их бусами. Замужние женщины носили чепчики, подобные дзукийским. [39]
Мужская одежда была более простой и лишь изредка украшалась скромной вышивкой . Мужчины носили кафтаны со складками сзади. Эти кафтаны, обычно сшитые из светло-серого или белого шерстяного сукна, позже были заменены пальто. [39] Рубахи, напоминающие тунику , шились из белого льняного полотна и обычно не украшались. Самой декоративной деталью мужской одежды были пояса с декоративным узором, которые они носили на талии. Мужчины также носили высокие сапоги и шляпы с прямыми полями, украшенные перьями и цветами. [39]
Как и везде, стили одежды начали быстро меняться в начале 20 века, поскольку городская культура все больше влияла на традиционную крестьянскую жизнь. Одежда стала проще, менее красочной и украшенной. Женщины стали носить разнообразные куртки, обычно одного темного цвета, а голову покрывали простыми платками, завязанными под подбородком. [39] Юбки становились все менее присборенными, исчезли цветные полоски. Прославленные фартуки и пояса были полностью утеряны. [39]
Первые понятия и модели национального костюма сформировались в Малой Литве ( Восточная Пруссия ), где литовская культурная деятельность была легальной и не подавлялась литовским запретом на прессу . После снятия запрета в 1904 году одежда из Малой Литвы пропагандировалась как лучший кандидат на национальную одежду до 1920-х годов, когда внимание переключилось на одежду из Сувалкии. [41] Сдвиг можно объяснить относительным изобилием оригинальной одежды этого региона, которая была богата украшениями и могла конкурировать с костюмами других европейских народов. Ряд выдающихся активистов, в том числе президент Литвы Казис Гринюс и его жена Йоана Гриунювене, собирали и пропагандировали сувальскую одежду, особенно фартуки и пояса. [41] В то время региональные различия не подчеркивались, и деятели культуры пытались прийти к единой модели «литовского» национального костюма на основе образцов из Сувалкии. От концепции единого представительного литовского национального костюма в 1930-е годы отказались в пользу региональных костюмов, уникальных для каждого из этнографических регионов. [41]
Музыка
[ редактировать ]Музыкальные традиции Сувалкии самобытны. Канклес , возможно , самый архаичный литовский инструмент, приобрел в регионе отличительные характеристики; более богато орнаментирован, чем где-либо еще, его конец узок и имеет округлую форму. [42] Записи, сделанные в 1930-х годах и переизданные в XXI веке Институтом литовской литературы и фольклора, содержат вальсы , марши, шоттиши и краковяки . Популярные польки, исполняемые на скрипке, составляли значительную часть репертуара местных музыкантов. Записи этой эпохи монодичны ; обычно есть один певец, и музыка для интереса опирается на переменные модальные структуры, изменения темпа и тонкое украшение мелодии. [43]
В середине 19 века состав музыкальных ансамблей региона изменился. В более ранних версиях было от одного до трех канкле , скрипки и бугнаса (барабана). Более поздние ансамбли часто включали одну или две скрипки, немецкую или венскую гармонику , бугнас , а иногда и цимбалу, кларнет, коронету или бесетле (струнный бас ). Также были популярны ансамбли с участием скрипки и бугна. [44]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Постоянное население на 1 июля». , osp.stat.gov.lt
- ^ Рывкин, Майкл; Рональд Виксман (1982). Народы СССР: Этнографический справочник . Я Шарп. п. 181. ИСБН 0-87332-506-0 .
- ^ «Социально-культурные организации этнографических регионов Литвы» . Жемайчяйская земля (на литовском языке). 4 . 2002. ISSN 1392-2610 . Архивировано из оригинала 27 мая 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б Кудирка, Юозас (1991). Литовцы: этнический портрет . Литовский центр народной культуры. ОСЛК 27947396 . Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года.
- ^ Накиене, Аусте (2006). «Проблема народности литовской музыки. Народные мелодии Юго-Восточной Литвы в граммофонных пластинках первой половины ХХ века» (PDF) . Литература (на литовском языке). 48 (5): 143–157. дои : 10.15388/Литера.2006.5.8042 . ISSN 0258-0802 .
- ^ Венскене, Аста (2008). «Этнографически-локальная идентичность литовской молодежи в 21 веке: географические определения и происхождение» (PDF) . Литуанистика (на литовском языке). 1 (73): 88–100. ISSN 0235-716X .
- ^ Урбанавичене, Даля (18 февраля 2013 г.). «Сувалкия или Судува?» (на литовском языке). alkas.lt Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ Куцкайлис, Юозас (23 октября 2003 г.). «О Дайнаве с древнейших времен» . Ворута (на литовском языке). 20 (542). ISSN 1392-0677 . Архивировано из оригинала 22 мая 2011 года.
- ^ Центр картографии Вильнюсского университета (1999). «Этнографические территории (по материалам материальной культуры XIX века)» (на литовском языке). База данных для бизнеса и государственного управления. Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 года . Проверено 23 мая 2008 г.
- ^ Шакнис, Жилвитис Бернардас (12 декабря 2002 г.). «Перспективы административно-территориального деления Литовской Республики: этнографические культурные регионы» (на литовском языке). Сейм. Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 года . Проверено 12 мая 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б ЭЛТА (21 декабря 2005 г.). «Судува и судувис не изменят Сувалкии и Сувалкии» (на литовском языке). Sekunde.lt Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 12 мая 2008 г.
- ^ Кальниус, Питер (2007). «Противоречия движения региональной идентичности в современной Литве» (PDF) . Литуанистика (на литовском языке). 3 (71): 92–112. ISSN 0235-716X .
- ^ Некрошюс, Лутаурас (2007). «Соленым стоит гордиться» . Архиформа (на литовском языке) (2). ISSN 1392-4710 . Архивировано из оригинала 5 августа 2008 года.
- ^ Симанайтис, Эдмундас (4 ноября 2004 г.). «Судувским людям важна не только судувская культура» . Нямунас (на литовском языке). 29 (470). ISSN 0134-3149 . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года.
- ^ Лабутис, Витас (28 ноября 2003 г.). «Судува должна быть среди земель Литвы, а не Сувалкии» . Литература и искусство (на литовском языке). 2978 . ISSN 0233-3260 . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Симас Сузиеделис, изд. (1970-1978). «Занавика». Литовская энциклопедия . Том. VI. Бостон, Массачусетс: Юозас Капочюс. стр. 293–294. LCCN 74-114275 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Салис, Антанас (1953–1966). «Занавика». Литовская энциклопедия . Том. ХХХV. Бостон, Массачусетс: Издательство Литовской энциклопедии. стр. 34-38. LCCN 55020366 .
- ^ Перейти обратно: а б Симас Сузиеделис, изд. (1970-1978). «Могилы». Литовская энциклопедия . Том. III. Бостон, Массачусетс: Юозас Капочюс. Мистер. 38. LCCN 74-114275 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Могилы». Литовская энциклопедия . Том. X. Бостон, Массачусетс: Издательство Литовской энциклопедии. 1953-1966. стр. 485–486. LCCN 55020366 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Янина Яшинскене, изд. (2005). Традиции. Иллюстрированная литовская энциклопедия (на литовском языке). Каунас: Свет. стр. 52-55. ISBN 5-430-04158-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Гирденис, Алексас Станисловас (12 апреля 2006 г.). «Жемайтийцы: развитие флексивных окончаний и хронология расхождения диалектов» . Центр региональных культурных инициатив. Архивировано из оригинала 27 мая 2011 года . Проверено 1 мая 2008 г.
- ^ Николаев, Кристина Юдита (2005). О связи формирования национальной идентичности и Католической церкви в Литве (PDF) (на немецком языке). Тюбингенский университет Эберхарда Карлса. п. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д Каволиуте, Филомена (2002). «Социальные и природные факторы в формировании ландшафта нижней равнины Нямунаса» (PDF) . География (на литовском языке). 38 (1): 34–40. ISSN 1392-1096 .
- ^ Меркель, Александр (1989). Великий звонарь Винцас Кудирка: его личность и картина периода его жизни (на литовском языке). Чикаго: Молодежный фонд Выдунаса академического скаутского движения. Мистер. 22. ОСЛК 21441761 .
- ^ Васкела, Гедиминас (1998). «Земельная реформа и прогресс сельского хозяйства Литвы». Земельная реформа в Литве 1919-1940: Анализ аграрного развития Восточной и Центральной Европы в ХХ веке. тенденции в III-IV десятилетиях (на литовском языке). Вильнюс: Литовский институт истории . стр. 239–295. ISBN 9986-780-17-9 . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года.
- ^ Пурвинас, Мартинас (30 января 2004 г.). «Критерии выбора этнографических деревень» (на литовском языке). Сейм. Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 года . Проверено 12 мая 2008 г.
- ^ Васкела, Гедиминас (1998). «Эволюция аграрных отношений». Земельная реформа в Литве 1919-1940: Анализ аграрного развития Восточной и Центральной Европы в ХХ веке. тенденции в III-IV десятилетиях (на литовском языке). Вильнюс: Литовский институт истории . ISBN 9986-780-17-9 . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года.
- ^ Майкельсон, Анника (10 декабря 2005 г.). «Сувалкия (к западу от реки Нямунас)» . Культура и природная география Юго-Восточной Балтийского моря . ВиртуаалиАМК . Проверено 12 мая 2008 г.
- ^ Муктупавелс, Валдис . «Немного юмора» . Музыка в Латвии. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 12 мая 2008 г.
- ^ «Судува (Сувалкия)» . Государственный департамент туризма Литвы. 2004. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 1 мая 2008 г.
- ^ «Лесные ресурсы». Литовский статистический ежегодник лесного хозяйства 2005 . Государственная лесоустроительная служба. 2005. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года.
- ^ Вайтекунас, Стасис; Елена Валанчене (2004). География Литвы (на литовском языке). Альма литера. стр. 105, 115–116. ISBN 9955-08-534-7 .
- ^ Будрецкий, Альгирдас (апрель 1979 г.). «Первые литовцы в Бостоне» . Эхо (на литовском языке). 4 . ISSN 0002-208X . Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б Язерскас, Валентинас (21 июня 2007 г.). «О Сувалкийском (Судувском) крае» (на литовском языке). Сейм . Проверено 1 мая 2008 г.
- ^ Стражас, А.С. (осень 1996 г.). «Литва 1863–1893: царская русификация и начало современного литовского национального движения» . Литуан . 42 (3). ISSN 0024-5089 . Архивировано из оригинала 6 января 2011 года.
- ^ Сталиунас, Дариус (2007). Становление русскими: смысл и практика русификации в Литве и Белоруссии после 1863 года . Родопи. п. 398. ИСБН 978-90-420-2267-6 .
- ^ Казакявичюс, Казис (17 июня 2006 г.). «Занавыки берегут родной язык» . Литовские новости (на литовском языке). 137 (11474). Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года.
- ^ Симас Сузиеделис, изд. (1970-1978). Национальные костюмы. Литовская энциклопедия . Том. IV. Бостон, Массачусетс: Юозас Капочюс. Мистер. 30. LCCN 74-114275 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Юркувене, Тереза. «Одежда Сувалкии» . Антология литовской этнокультуры . Литовский центр народной культуры. Архивировано из оригинала 2 февраля 2011 года . Проверено 1 мая 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Велтерс, Линда (1999). Народная одежда в Европе и Анатолии: представления о защите и плодородии . Издательство Берг. стр. 214–215. ISBN 1-85973-287-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Юркувене, Тереза (2001). «Национальный костюм Сувалкии в первые десятилетия ХХ века» (PDF) . Менотира (на литовском языке). 2 (23): 77–79. ISSN 1392-1002 .
- ^ Лунис, Арунас. «Инструментальная музыка – струнные инструменты (хордофоны)» . Антология литовской этнокультуры . Литовский центр народной культуры. Архивировано из оригинала 12 июня 2011 года . Проверено 13 мая 2008 г.
- ^ «Песни и музыка Сувалкии» . Институт литовской литературы и фольклора. Архивировано из оригинала 28 марта 2008 года . Проверено 13 мая 2008 г.
- ^ Лунис, Арунас. «Инструментальная музыка – Инструментальные ансамбли» . Антология литовской этнокультуры . Литовский центр народной культуры. Архивировано из оригинала 11 декабря 2010 года . Проверено 13 мая 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тоторайтис, Йонас (2003). История Судувы Сувалкии (на литовском языке). Мариямполе: Час пик. ISBN 9986-875-87-0 .
- Швамбатите, Янина; Чепайтене, Гедре (2003–2006). Разговорный словарь Занавика (на литовском языке). Вильнюс: Институт издательства науки и энциклопедий. ISBN 5-420-01504-8 .