Jump to content

Сувалкия

Судовия
Сувалкия
Это отстой
Улицы Мариямполе.
Фронтальный вид на усадьбу Паежеряй
Шешупе возле Кудирки Науместис
Флаг Судовии
Герб Судовии.
Девиз:
единство Пусть расцветет
Карта с указанием расположения Судовии в Литве.
Расположение Судовии в Литве
Страна Литва
Столица и крупнейший город Мариямполе
Область
• Общий 5794 км 2 (2237 квадратных миль)
• Исключая Алексотаса и Панемуне 5745 км 2 (2218 квадратных миль)
• Алексотас и Панемуне 49 км 2 (19 квадратных миль)
Население
 (2021) [1]
• Общий 239,296
• Исключая Алексотаса и Панемуне
203,018
• Алексотас и Панемуне
36,278
Часовой пояс UTC2 (центральноевропейское время (GMT +2))

Сувалкия или Судовия ( литовский : Suvalkija или Sūduva ) — самый маленький из пяти культурных регионов Литвы . Неофициальная столица — Мариямполе . Жителей Сувалкии (сувалкийцы, сувалкцы) по-литовски называют сувалкечяй (множественное число) или сувалкиетис (единственное число). [2] Он расположен южнее реки Неман , на территории бывшей Вилкавишкисской епархии. [3] Исторически это новейший этнографический регион, поскольку его наиболее отличительные характеристики и отдельная региональная идентичность сформировались в 19 веке, когда эта территория входила в состав Конгресса Польши . [4] Оно никогда не было отдельным политическим образованием и даже сегодня не имеет официального статуса в административном делении Литвы . Однако она продолжает оставаться предметом исследований, посвященных литовской народной культуре XIX — начала XX веков.

Большая часть культурных различий Литвы смешалась или исчезла во время советской оккупации (1944–1990), оставаясь самой продолжительной на юго-востоке Литвы. [5] Эта концепция остается популярной среди литовцев. Опрос первокурсников и второкурсников (студентов первого и второго курсов) Каунасского проведенный университета Витаутаса Великого, в 2008 году , показал, что 80% студентов продолжают идентифицировать себя с одним из регионов. [6] Прилагаются усилия для сохранения, записи и продвижения любых оставшихся аспектов оригинальной народной культуры.

География

[ редактировать ]

Сувалкия находится в юго-западной части Литвы. Самый крупный город, полностью расположенный на территории региона, — Мариямполе , который считается столицей, хотя и не в строго политическом смысле. Второй по величине город Литвы Каунас разделен пополам рекой Неман, в результате чего южная часть города находится в этом регионе, а северная часть - в Аукштайтии .

Подразделения

[ редактировать ]
Подразделение Примечание
Мариямпольский уезд весь округ
Муниципалитет Пренайского района за исключением старосты Езнас и старшинства Стаклишкес
Муниципалитет Каунасского района Старость Запишкиса , Старость Академии , Старость Ежерелис , Старость Алшенай , Старость Рингаудай , Старость Академии , Гарлява , Старость Гарлявского края , Старость Рокай , Старость Тауракиемиса и Старость Самилаи

Демография

[ редактировать ]

Крупнейшие города (по численности населения, не считая части Каунаса в этом регионе):

В Литве к региону были применены три разных названия, что вызвало некоторую путаницу:

  • Судовия ( Судува ) происходит от древнего балтийского племени , судовцев коренных жителей региона. Термин Судовия неоднозначен, поскольку он также используется для обозначения древних населенных территорий Судовии, которые простирались намного южнее.
  • Сувалкия происходит от бывшей Сувалкской губернии (1867–1914) Конгресса Польши . [7] Город Сувалки ( литовский : Suvalkai ) входил в состав Великого княжества Литовского с 13 века по 1795 год. В состав Польши он вошел в 1919/1920 году.
  • Ужнемуне (буквально: за рекой Нямунас ) описывает географическое положение региона, но не совсем точно. Юго-западная часть Дзукии , иногда известная как Дайнава. [8] также находится на левом берегу р. [9] Эти территории стали различаться в результате радикального разного экономического развития в Сувалкии (северная часть Ужнемуне) и Дзукии (юго-восточная часть Ужнемуне). [10]

В последние годы в обществе ведутся споры о том, какое название предпочтительнее: Сувалкия или Судовия. Историки утверждают, что Судовия — это анахронизм , относящийся к землям XIII и XIV веков. [11] Один комментатор назвал попытку переименовать регион «неотрайбализмом» — искусственной попыткой найти связи с давно вымершим племенем. [12] Сторонники Судовии протестовали против использования термина, навязанного региону Российской империей, тем более что город Сувалки находится в Польше и нынешний регион не имеет к нему никакого отношения. [13] Они также утверждали, что термин «Сувалкия» является довольно недавним и искусственным политическим развитием, популяризированным советскими историками, и что более архаичное слово «Судовия» более правильно отражает исторические корни региона. [14] Суффикс -ija обычно не используется в литовском языке для образования топонимов от названий городов (единственным исключением является Вильния , используемая для описания Вильнюсского региона ). [15] Официальная петиция Совета по защите сувальской региональной этнической культуры в Комиссию литовского языка с просьбой об изменении официального названия с Сувалкия на Судовия была отклонена в 2005 году. Комиссия основывала свое решение на выводе, что Сувалкия преобладает в обоих случаях. научная литература и повседневная жизнь. [11]

Субрегионы

[ редактировать ]

Сувалкия условно разделена на две области, населенные Занавыкай (единственное число: Занавикас ) и Капсай (единственное число: Капсас ). Занавикай занимают северную Сувалкию на территории, примерно ограниченной реками Неман , Шешупе и Вишакис. [16] До 1795 года эта часть Сувалкии входила в состав Жемайтийского старшинства , а остальная часть - в состав Тракайского воеводства . [17] Шакяй считается столицей этого субрегиона, иногда называемого Занавикия. Другой важный центр находится в Велиуоне . Название Занавыкай происходит от реки Нова, притока реки Шешупе . Люди, жившие за рекой (польский: za Nawą ), стали известны как Занавыкай . Приставка за- и суффикс -ык славянские . [16] Чтобы исправить это, лингвисты предложили назвать группу Užnoviečiai или Užnoviškiai — термины, которые также означают «за рекой Нова», но следуют прецедентам литовского языка. [16] Однако это предложение не получило общественной поддержки, и термин «Занавыкай» широко используется до сих пор.

Капсаи населяют южную Сувалкию, с крупными центрами в Мариямполе и Вилкавишкисе . Этот термин не используется местными жителями для идентификации себя, а скорее термин, придуманный лингвистами; таким образом, он не получил большой популярности среди публики. Когда лингвисты классифицировали диалекты литовского языка, они выделили два основных субдиалекта в Сувалкии: один на территории, населенной Занавыкай, и другой на юге. [18] Южане произносили слово kaip ( как ) как кап . Эта отличительная особенность принесла им имя Капсай , но их также можно было назвать Тепсай, поскольку они произносили слово тайп ( да ) как теп . [19] Пересмотренная классификация диалектов, предложенная в 1965 году лингвистами Зигмасом Зинкявичюсом и Алексасом Гирденисом . [20] устраняет это различие и считает местный диалект субдиалектом западно -аукштайтского диалекта . [21] Однако между Занавыкаем и Капсаем существуют и другие культурные различия, в том числе их традиционные стили одежды.

Политическая история

[ редактировать ]
Сувальская губерния (1867–1914) — желтый цвет. Регион получил свое название от этой провинции.

Земли судовцев были включены в состав Великого княжества Литовского в 13 веке. Этот регион часто подвергался разорению тевтонских рыцарей и был оставлен большинством его жителей. После Мельнского договора 1422 года его западные границы были закреплены, и территория стала единоличной собственностью самого великого князя. [17] В 1569 году Великое княжество присоединилось к Королевству Польскому и образовало Речь Посполитую . Речь Посполитая была разделена в 1795 году, и Сувалкия, как часть большей территории на левом берегу реки Неман, была включена в состав провинции Восточная Пруссия . Это означало, что Сувалкия была отделена от собственно Литвы , которая была захвачена Российской империей . В 1807 году Сувалкия некоторое время входила в состав Варшавского герцогства , небольшого польского государства, основанного Наполеоном Бонапартом , а затем в 1815 году была включена в состав Конгресса Польши , образования, образованного в результате личного союза с Российской империей. В течение оставшейся части 19-го века и начала 20-го века Сувалкия входила в административную часть Августовской губернии , а затем Сувалкской губернии . Статистика российской переписи населения показала, что литовцы составляли небольшое большинство в северной части губернии, а поляки, сконцентрированные в Сувальщине на юге, составляли около 23% от общей численности населения губернии. [22] Литва и Польша восстановили независимость после Первой мировой войны и оспаривали свои границы в этом регионе. Губернаторство Сувалки было расколото более или менее по этническому признаку. Сувалкия с тех пор стала частью Литвы, а Сувальщина – частью Польши.

Экономическая история

[ редактировать ]

Сувалкия издавна известна как богатый сельскохозяйственный регион. Повышенный спрос на древесину вызвал переселение и вырубку лесов в регионе в 16 и 17 веках. [23] Требование привело к незаконным вторжениям в заготовку деревьев из герцогства Пруссии . Чтобы воспрепятствовать этому, великие князья литовские основали несколько приграничных деревень между Юрбаркасом и Вирбалисом . [23] Королева Бона Сфорца , которая управляла землей от имени своего мужа Сигизмунда I Старого между 1527 и 1556 годами, особенно поддерживала эти новые поселения. [17] Переселение шло и с севера, особенно по реке Неман . Там большие территории были пожалованы великим князем разным дворянам, в том числе и роду Сапег . [17] Эти поселения медленно распространялись дальше на юг и восток.

К середине 17 века темпы переселения замедлились. Спрос на древесину резко упал, и Великое княжество Литовское потеряло почти половину своего населения из-за Северных войн (1655–1661), голода и чумы. Поселенцев привлекали плодородные сельскохозяйственные угодья, которые в значительной степени были очищены от леса, а также относительная легкость крепостного права в этом районе: поскольку большая часть земли принадлежала самому великому князю, крепостным не приходилось выполнять барщину . [23] Заселение частных владений дворян на севере происходило гораздо медленнее. Еще одним важным фактором возрождения территории была близость Восточной Пруссии и ее столицы Кенигсберга . Город стал крупным торговым центром и вторым по величине экспортным направлением (после Риги , Латвия ) Великого Княжества. [23] Кудиркос Науместис был воротами региона в Пруссию. Когда Великая Северная война (1700–1721 гг.) еще больше опустошила Литву, заселение Сувалкии было почти полным. [17]

Крепостное право в Сувалкии было отменено в 1807 году Наполеоном Бонапартом: крестьяне получили личные свободы, хотя и не могли владеть землей. Ситуация изменилась только в 1861 году, когда во всей Российской империи было отменено крепостное право . После Восстания 1863 года крестьянам бесплатно была предоставлена ​​земля (им уже не нужно было выкупать землю у дворян). [24] К 1820-м годам [25] крестьяне в Сувалкии начали делить свои деревни на отдельные усадьбы (литовское: единственное число – vienkemis , множественное число – vienkemiai ). [26] Такое развитие событий является ярким показателем экономического процветания крестьян. Старая трехпольная система устарела; согласно этой системе землей управляла община, и отдельные лица не могли внедрять какие-либо технологические достижения без их одобрения. [27] Напротив, в других частях Литвы этот процесс начался только после отмены крепостного права по всей Империи в 1861 году, усилившись после Столыпинской реформы в 1906 году.

Ранняя отмена крепостного права, плодородные земли и тесные экономические связи с Восточной Пруссией способствовали относительному богатству Сувалкии. Эта ситуация привела к постоянному мнению, что его жители очень рациональны, умны и чрезвычайно бережливы, даже жадны. [28] Подобные стереотипы, применимые и к другим регионам, [29] породило множество анекдотов и розыгрышей. [30]

Сувалкия остается наименее лесистой территорией Литвы (в 2005 году леса покрывали 21,6% Мариямпольского уезда , а леса покрывают 32% территории страны в целом). [31] Третий по величине лес в Литве, Казлу Руда (587 квадратных километров или 227 квадратных миль), находится в Сувалкии, но расположен на песчаной почве, непригодной для ведения сельского хозяйства. [32] Сувалкия остается одним из важнейших сельскохозяйственных регионов Литвы, собирающим большие урожаи сахарной свеклы .

История культуры

[ редактировать ]

Первоначально регион был населен балтийским племенем судовцев ( отсюда и название «Судовия»). Тевтонские рыцари часто совершали набеги на этот регион в средние века, пытаясь завоевать и крестить языческое Великое княжество Литовское . В результате большая часть древней Судовии превратилась в малонаселенную пустыню, покрытую обширными лесами. После Грюнвальдской битвы в 1410 году, положившей конец крестовым походам против Литвы, территория медленно заселялась поселенцами из Жемайтии и Аукштайтии . Они принесли свои культуры, которые смешались с культурами оставшихся местных судовцев , и постепенно сформировалась этнологически особая культура, сочетающая в себе жемайтийские и аукштайтские элементы, а также элементы коренных народов, не встречающиеся больше нигде. [20]

Значительные изменения произошли в конце 18 - начале 19 веков. Сувалкия была отделена от Собственной Литвы. Хотя наполеоновский период был кратким, он привел к долгосрочным последствиям. Из этих последствий наиболее важными были введение Кодекса Наполеона , использование григорианского календаря и отмена крепостного права почти на 50 лет раньше, чем в остальной части Литвы. Крестьяне получили личную свободу и возможности приобретения богатства. Регион также предлагал своим жителям лучшие возможности для получения образования: Вейверяйская учительская семинария и Мариямпольская гимназия продолжали свою деятельность в то время, когда большинство учебных заведений в Литве были закрыты после Январского восстания 1863 года против Российской империи. [19] Студенты также могли посещать римско-католические семинарии в Сейнах и Каунасе . По переписи 1897 года уровень грамотности среди крестьян Сувалкайской губернии был самым высоким в Российской империи. [4] Жители Сувалкии также были одними из первых и самых многочисленных эмигрантов в США. [33]

Эти события привели к формированию нового хорошо образованного класса, который способствовал литовскому национальному возрождению во второй половине XIX века. [34] Среди многих известных деятелей региона были патриарх независимости Литвы Йонас Басанавичюс , Винцас Кудирка , автор государственного гимна Литвы , и Йонас Яблонскис , лингвист, которому часто приписывают создание стандартизированного литовского языка. Диалекты, на которых говорили в Сувалкии, стали основой современного языка. [35] Возрождение, которое ранее было сосредоточено в восточной Жемайтии, постепенно переместилось в Сувалкию благодаря деятельности этих выдающихся деятелей и лучшим экономическим условиям. [36]

Народная культура

[ редактировать ]
Карта диалектов литовского языка на основе новой классификации, предложенной Зинкявичюсом и Гирденисом. три подгруппы западно-аукштайтского диалекта Выделяются (зеленым цветом). Субдиалект Каунаса, который также охватывает Сувалкию, выделен темно-зеленым цветом.

Традиционная классификация литовских диалектов делила Сувалкийские диалекты на две части: Занавыкай, на котором говорят на севере, и Капсай, на котором говорят на юге. Эти два субдиалекта часто называют основой стандартного литовского языка. [16] Однако выявить языковые характеристики, уникальные для этих регионов, оказалось довольно сложно, поскольку эти характеристики чрезвычайно разнообразны и неравномерно распределены. [17] Пересмотренная классификация диалектов, предложенная в 1965 году, устраняет это различие и группирует занавыкайский, капсайский и центральноаукштайтский субдиалекты в единую подгруппу, названную каунасским субдиалектом западноаукштайтского диалекта . [21] Территория этого поддиалекта охватывает гораздо большую территорию, чем Сувалкия, и простирается за реку Неман .

Западно-аукштайтский диалект, в отличие от других диалектов литовского языка, сохраняет смешанные дифтонги an , am , en , em и огонековые гласные ą и ę . [20] Диалект подразделяется на каунасский и шяуляйский поддиалекты. Каунасский поддиалект, в отличие от шяуляйского поддиалекта, в большинстве случаев разделяет долгие и краткие гласные и подчеркивает окончания слов так же, как стандартный литовский. Поскольку жители Сувалкии имели тесные экономические контакты с Восточной Пруссией, они заимствовали ряд немецких слов. [20] Предпринимаются усилия по сохранению, записи и продвижению местных диалектов. В период с 2003 по 2006 год Научно-энциклопедический издательский институт опубликовал трехтомный словарь занавыкайского поддиалекта. С 1973 года муниципалитет Шакяйского района ежегодно организует День языка, чтобы способствовать сохранению субдиалекта. [37]

По градиенту с севера (Занавыкай) на юг (Капсай и Дзукия) ударный первый компонент смешанных дифтонгов ul , um , un , ur , il , im , in , ir меняется от короткого к полудлинному и долгому (от kúlt to kùlt to kulc – молотить, from pírmas to pìrmas to pyrmas – первый, от pínti to pìnti to pync – плести). [19] Капсаи склонны изменять начало слов. Если слово начинается на ei или e , его часто заменяют на ai или a ( aik вместо eik – идти, ažeras вместо ežeras – озеро). Занавыкай также модифицирует гласные, но в другую сторону ( экмуо заменяет акмуо – камень, эшис вместо ашис – ось). [16] Капсаи часто добавляют букву v к словам, которые в стандартном литовском языке начинаются с uo , u или o ( vuoga вместо uoga – ягода, voras вместо oras – воздух) и j к словам, которые начинаются с i , y или ie ( ' жилгас вместо илгас – длинный, джиева вместо иева – черемуха). [18] Занавыкас склонен сокращать слова. часто отбрасывают n От глаголов ( gyvek вместо gyvek - жить!) и усекают форму прошедшего времени глаголов ( žino вместо žinojo - он знал, galė вместо kavali - он мог, ė вместо ėjo - он шел). [16] Занавыкай также сохранил некоторые архаичные формы и правила склонения , особенно у местоименных местоимений , и спряжения , особенно у двойственных глаголов. [20]

Примеры традиционной одежды Сувалкии

Традиционная крестьянская одежда Сувалкии, состоящая из тех же основных предметов, четко отличается от одежды других частей Литвы. Поскольку регион был относительно богаче, одежда была богаче по цвету, отделке и орнаменту. Их также шили из более качественных и дорогих материалов, включая парчу , шелк, шерсть и дамаск . Региональные различия существовали даже внутри Сувалкии. Женщины Капсаи носили длинные, широкие парадные одежды с крупными узорами звезд и тюльпанов, полутемного цвета и частично в полоску. Костюм Занавыкая – один из самых декоративных по дизайну, цвету и стилю. [38]

Женщины Сувалкии носили широкие, присборенные юбки одного основного цвета (темного и насыщенного, например темно-красного, синего, фиолетового или зеленого) с вплетенными в ткань узкими разноцветными полосками. Женские блузки в Сувалкии отличаются от других регионов более широкими рукавами и более обширным декором. [39] Их фартуки были особенно богато украшены и красочны. [40] при этом капсаи располагали нашивки и другие орнаменты горизонтально, а занавыкаи предпочитали вертикальные композиции. [39] Женщины также носили богато украшенные пояса вокруг талии. На этих створках использовался более сложный орнамент, чем в других регионах, где преобладали более архаичные, но более простые геометрические формы. Из-за их относительной сложности коллекционеры народного искусства придавали этим поясам большую ценность. [40] Несколько примеров были представлены на первой художественной выставке Литвы в 1907 году. [34] Лифы сначала были идентичны дзукийским , но к середине 19 века разошлись. Лифы в Занавыкае имели короткие сборки, а лифы в Капсае были длинными и расклешенными. [39] Молодых девушек и замужних женщин можно было отличить по головным уборам. Молодые девушки в Капсае носили высокие золотые галуны , а девушки в Занавыкае носили узкие галуны, иногда заменяя их бусами. Замужние женщины носили чепчики, подобные дзукийским. [39]

Колыбель из Сувалкии выставлена ​​в музее в Румшишкес

Мужская одежда была более простой и лишь изредка украшалась скромной вышивкой . Мужчины носили кафтаны со складками сзади. Эти кафтаны, обычно сшитые из светло-серого или белого шерстяного сукна, позже были заменены пальто. [39] Рубахи, напоминающие тунику , шились из белого льняного полотна и обычно не украшались. Самой декоративной деталью мужской одежды были пояса с декоративным узором, которые они носили на талии. Мужчины также носили высокие сапоги и шляпы с прямыми полями, украшенные перьями и цветами. [39]

Как и везде, стили одежды начали быстро меняться в начале 20 века, поскольку городская культура все больше влияла на традиционную крестьянскую жизнь. Одежда стала проще, менее красочной и украшенной. Женщины стали носить разнообразные куртки, обычно одного темного цвета, а голову покрывали простыми платками, завязанными под подбородком. [39] Юбки становились все менее присборенными, исчезли цветные полоски. Прославленные фартуки и пояса были полностью утеряны. [39]

Первые понятия и модели национального костюма сформировались в Малой Литве ( Восточная Пруссия ), где литовская культурная деятельность была легальной и не подавлялась литовским запретом на прессу . После снятия запрета в 1904 году одежда из Малой Литвы пропагандировалась как лучший кандидат на национальную одежду до 1920-х годов, когда внимание переключилось на одежду из Сувалкии. [41] Сдвиг можно объяснить относительным изобилием оригинальной одежды этого региона, которая была богата украшениями и могла конкурировать с костюмами других европейских народов. Ряд выдающихся активистов, в том числе президент Литвы Казис Гринюс и его жена Йоана Гриунювене, собирали и пропагандировали сувальскую одежду, особенно фартуки и пояса. [41] В то время региональные различия не подчеркивались, и деятели культуры пытались прийти к единой модели «литовского» национального костюма на основе образцов из Сувалкии. От концепции единого представительного литовского национального костюма в 1930-е годы отказались в пользу региональных костюмов, уникальных для каждого из этнографических регионов. [41]

Музыкальные традиции Сувалкии самобытны. Канклес , возможно , самый архаичный литовский инструмент, приобрел в регионе отличительные характеристики; более богато орнаментирован, чем где-либо еще, его конец узок и имеет округлую форму. [42] Записи, сделанные в 1930-х годах и переизданные в XXI веке Институтом литовской литературы и фольклора, содержат вальсы , марши, шоттиши и краковяки . Популярные польки, исполняемые на скрипке, составляли значительную часть репертуара местных музыкантов. Записи этой эпохи монодичны ; обычно есть один певец, и музыка для интереса опирается на переменные модальные структуры, изменения темпа и тонкое украшение мелодии. [43]

В середине 19 века состав музыкальных ансамблей региона изменился. В более ранних версиях было от одного до трех канкле , скрипки и бугнаса (барабана). Более поздние ансамбли часто включали одну или две скрипки, немецкую или венскую гармонику , бугнас , а иногда и цимбалу, кларнет, коронету или бесетле (струнный бас ). Также были популярны ансамбли с участием скрипки и бугна. [44]

  1. ^ «Постоянное население на 1 июля». , osp.stat.gov.lt
  2. ^ Рывкин, Майкл; Рональд Виксман (1982). Народы СССР: Этнографический справочник . Я Шарп. п. 181. ИСБН  0-87332-506-0 .
  3. ^ «Социально-культурные организации этнографических регионов Литвы» . Жемайчяйская земля (на литовском языке). 4 . 2002. ISSN   1392-2610 . Архивировано из оригинала 27 мая 2011 года.
  4. ^ Перейти обратно: а б Кудирка, Юозас (1991). Литовцы: этнический портрет . Литовский центр народной культуры. ОСЛК   27947396 . Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года.
  5. ^ Накиене, Аусте (2006). «Проблема народности литовской музыки. Народные мелодии Юго-Восточной Литвы в граммофонных пластинках первой половины ХХ века» (PDF) . Литература (на литовском языке). 48 (5): 143–157. дои : 10.15388/Литера.2006.5.8042 . ISSN   0258-0802 .
  6. ^ Венскене, Аста (2008). «Этнографически-локальная идентичность литовской молодежи в 21 веке: географические определения и происхождение» (PDF) . Литуанистика (на литовском языке). 1 (73): 88–100. ISSN   0235-716X .
  7. ^ Урбанавичене, Даля (18 февраля 2013 г.). «Сувалкия или Судува?» (на литовском языке). alkas.lt Проверено 21 февраля 2021 г.
  8. ^ Куцкайлис, Юозас (23 октября 2003 г.). «О Дайнаве с древнейших времен» . Ворута (на литовском языке). 20 (542). ISSN   1392-0677 . Архивировано из оригинала 22 мая 2011 года.
  9. ^ Центр картографии Вильнюсского университета (1999). «Этнографические территории (по материалам материальной культуры XIX века)» (на литовском языке). База данных для бизнеса и государственного управления. Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 года . Проверено 23 мая 2008 г.
  10. ^ Шакнис, Жилвитис Бернардас (12 декабря 2002 г.). «Перспективы административно-территориального деления Литовской Республики: этнографические культурные регионы» (на литовском языке). Сейм. Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 года . Проверено 12 мая 2008 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б ЭЛТА (21 декабря 2005 г.). «Судува и судувис не изменят Сувалкии и Сувалкии» (на литовском языке). Sekunde.lt Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 12 мая 2008 г.
  12. ^ Кальниус, Питер (2007). «Противоречия движения региональной идентичности в современной Литве» (PDF) . Литуанистика (на литовском языке). 3 (71): 92–112. ISSN   0235-716X .
  13. ^ Некрошюс, Лутаурас (2007). «Соленым стоит гордиться» . Архиформа (на литовском языке) (2). ISSN   1392-4710 . Архивировано из оригинала 5 августа 2008 года.
  14. ^ Симанайтис, Эдмундас (4 ноября 2004 г.). «Судувским людям важна не только судувская культура» . Нямунас (на литовском языке). 29 (470). ISSN   0134-3149 . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года.
  15. ^ Лабутис, Витас (28 ноября 2003 г.). «Судува должна быть среди земель Литвы, а не Сувалкии» . Литература и искусство (на литовском языке). 2978 . ISSN   0233-3260 . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Симас Сузиеделис, изд. (1970-1978). «Занавика». Литовская энциклопедия . Том. VI. Бостон, Массачусетс: Юозас Капочюс. стр. 293–294. LCCN   74-114275 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Салис, Антанас (1953–1966). «Занавика». Литовская энциклопедия . Том. ХХХV. Бостон, Массачусетс: Издательство Литовской энциклопедии. стр. 34-38. LCCN   55020366 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Симас Сузиеделис, изд. (1970-1978). «Могилы». Литовская энциклопедия . Том. III. Бостон, Массачусетс: Юозас Капочюс. Мистер. 38. LCCN   74-114275 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с «Могилы». Литовская энциклопедия . Том. X. Бостон, Массачусетс: Издательство Литовской энциклопедии. 1953-1966. стр. 485–486. LCCN   55020366 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Янина Яшинскене, изд. (2005). Традиции. Иллюстрированная литовская энциклопедия (на литовском языке). Каунас: Свет. стр. 52-55. ISBN  5-430-04158-0 .
  21. ^ Перейти обратно: а б Гирденис, Алексас Станисловас (12 апреля 2006 г.). «Жемайтийцы: развитие флексивных окончаний и хронология расхождения диалектов» . Центр региональных культурных инициатив. Архивировано из оригинала 27 мая 2011 года . Проверено 1 мая 2008 г.
  22. ^ Николаев, Кристина Юдита (2005). О связи формирования национальной идентичности и Католической церкви в Литве (PDF) (на немецком языке). Тюбингенский университет Эберхарда Карлса. п. 16.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Каволиуте, Филомена (2002). «Социальные и природные факторы в формировании ландшафта нижней равнины Нямунаса» (PDF) . География (на литовском языке). 38 (1): 34–40. ISSN   1392-1096 .
  24. ^ Меркель, Александр (1989). Великий звонарь Винцас Кудирка: его личность и картина периода его жизни (на литовском языке). Чикаго: Молодежный фонд Выдунаса академического скаутского движения. Мистер. 22. ОСЛК   21441761 .
  25. ^ Васкела, Гедиминас (1998). «Земельная реформа и прогресс сельского хозяйства Литвы». Земельная реформа в Литве 1919-1940: Анализ аграрного развития Восточной и Центральной Европы в ХХ веке. тенденции в III-IV десятилетиях (на литовском языке). Вильнюс: Литовский институт истории . стр. 239–295. ISBN  9986-780-17-9 . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года.
  26. ^ Пурвинас, Мартинас (30 января 2004 г.). «Критерии выбора этнографических деревень» (на литовском языке). Сейм. Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 года . Проверено 12 мая 2008 г.
  27. ^ Васкела, Гедиминас (1998). «Эволюция аграрных отношений». Земельная реформа в Литве 1919-1940: Анализ аграрного развития Восточной и Центральной Европы в ХХ веке. тенденции в III-IV десятилетиях (на литовском языке). Вильнюс: Литовский институт истории . ISBN  9986-780-17-9 . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года.
  28. ^ Майкельсон, Анника (10 декабря 2005 г.). «Сувалкия (к западу от реки Нямунас)» . Культура и природная география Юго-Восточной Балтийского моря . ВиртуаалиАМК . Проверено 12 мая 2008 г.
  29. ^ Муктупавелс, Валдис . «Немного юмора» . Музыка в Латвии. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 12 мая 2008 г.
  30. ^ «Судува (Сувалкия)» . Государственный департамент туризма Литвы. 2004. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 1 мая 2008 г.
  31. ^ «Лесные ресурсы». Литовский статистический ежегодник лесного хозяйства 2005 . Государственная лесоустроительная служба. 2005. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года.
  32. ^ Вайтекунас, Стасис; Елена Валанчене (2004). География Литвы (на литовском языке). Альма литера. стр. 105, 115–116. ISBN  9955-08-534-7 .
  33. ^ Будрецкий, Альгирдас (апрель 1979 г.). «Первые литовцы в Бостоне» . Эхо (на литовском языке). 4 . ISSN   0002-208X . Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года.
  34. ^ Перейти обратно: а б Язерскас, Валентинас (21 июня 2007 г.). «О Сувалкийском (Судувском) крае» (на литовском языке). Сейм . Проверено 1 мая 2008 г.
  35. ^ Стражас, А.С. (осень 1996 г.). «Литва 1863–1893: царская русификация и начало современного литовского национального движения» . Литуан . 42 (3). ISSN   0024-5089 . Архивировано из оригинала 6 января 2011 года.
  36. ^ Сталиунас, Дариус (2007). Становление русскими: смысл и практика русификации в Литве и Белоруссии после 1863 года . Родопи. п. 398. ИСБН  978-90-420-2267-6 .
  37. ^ Казакявичюс, Казис (17 июня 2006 г.). «Занавыки берегут родной язык» . Литовские новости (на литовском языке). 137 (11474). Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года.
  38. ^ Симас Сузиеделис, изд. (1970-1978). Национальные костюмы. Литовская энциклопедия . Том. IV. Бостон, Массачусетс: Юозас Капочюс. Мистер. 30. LCCN   74-114275 .
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Юркувене, Тереза. «Одежда Сувалкии» . Антология литовской этнокультуры . Литовский центр народной культуры. Архивировано из оригинала 2 февраля 2011 года . Проверено 1 мая 2008 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б Велтерс, Линда (1999). Народная одежда в Европе и Анатолии: представления о защите и плодородии . Издательство Берг. стр. 214–215. ISBN  1-85973-287-9 .
  41. ^ Перейти обратно: а б с Юркувене, Тереза ​​(2001). «Национальный костюм Сувалкии в первые десятилетия ХХ века» (PDF) . Менотира (на литовском языке). 2 (23): 77–79. ISSN   1392-1002 .
  42. ^ Лунис, Арунас. «Инструментальная музыка – струнные инструменты (хордофоны)» . Антология литовской этнокультуры . Литовский центр народной культуры. Архивировано из оригинала 12 июня 2011 года . Проверено 13 мая 2008 г.
  43. ^ «Песни и музыка Сувалкии» . Институт литовской литературы и фольклора. Архивировано из оригинала 28 марта 2008 года . Проверено 13 мая 2008 г.
  44. ^ Лунис, Арунас. «Инструментальная музыка – Инструментальные ансамбли» . Антология литовской этнокультуры . Литовский центр народной культуры. Архивировано из оригинала 11 декабря 2010 года . Проверено 13 мая 2008 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Тоторайтис, Йонас (2003). История Судувы Сувалкии (на литовском языке). Мариямполе: Час пик. ISBN  9986-875-87-0 .
  • Швамбатите, Янина; Чепайтене, Гедре (2003–2006). Разговорный словарь Занавика (на литовском языке). Вильнюс: Институт издательства науки и энциклопедий. ISBN  5-420-01504-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5cb13d3ae0095f7dc3a6546867066c93__1722148800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/93/5cb13d3ae0095f7dc3a6546867066c93.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Suvalkija - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)