Jump to content

Масса Геркулес Дукс Феррария

Missa Hercules dux Ferrariae — это декорация Ординария мессы, составленная Жоскеном де Пре и посвященная Эрколе д'Эсте I , герцогу Феррары . Музыкальный исходный материал для мессы, cantus Firmus , получен из музыкальных букв имени герцога, техника, называемая soggetto cavato .

Интерес Missa Hercules Dux Ferrariae заключается в связи Жоскена со двором Феррары . Однако нет никаких записей о явных или официальных отношениях между Жоскеном де Пре и герцогом Феррарским. Однако есть многое, что указывает на неформальные отношения.

Герцог Эрколе д'Эсте I Феррарский правил с 1471 по 1505 год. Его достижения за время правления значительны. Возрождение классической драмы при дворе открыло путь к «живой традиции светского театра, которая продолжалась на протяжении шестнадцатого века и имела важное значение для предыстории оперы». Во время своего правления архитектор Бьяджо Россетти расширил город и построил новые улицы и дворцы, сделав Феррару первым запланированным городом в Европе. Эрколе добился выгодных браков для всех своих детей с представителями других династий и поддерживал стратегический политический союз с Францией . «То, что мы можем назвать политикой культуры в Ферраре при Эрколе, частично вытекает из его тщательно рассчитанных отношений с папством, с одной стороны, и французским двором, с другой. Когда мы смотрим на развитие музыки в Ферраре в его время, Последствия этой двойной дипломатии очевидны, и становится понятно, почему Феррара, как виртуальное государство-клиент французских политических интересов в Италии , должен был подняться до уровня музыкального центра международного значения за тридцать пять лет правления Эрколе».

Герцог Эрколе страстно любил музыку, и эту страсть разделяли все его дети. Старший брат Эрколе, Леонелло , также занимался музыкой во время своего правления с 1441 по 1450 год. Вскоре после того, как Эрколе начал свое правление, он смог получить впечатляющую часовню талантливых музыкантов, и она стала одной из крупнейших часовен в Европе того времени. Он приложил чрезвычайные усилия, чтобы привлечь певцов в Феррару и удержать их на службе. Его усилия зашли так далеко, что даже удалось договориться с Папой о праве самому награждать певцов бенефициями.

Главным конкурентом герцога Эрколе в привлечении музыкантов был его друг, герцог Сфорца Миланский , у которого также была впечатляющая часовня. И, конечно же, в капелле герцога Сфорца был Жоскен. Именно из этой дружбы между двумя герцогами, скорее всего, Жоскен начал свои неформальные отношения с герцогом Феррарским. После паломничества Жоскена в Рим в августе 1484 года информации о его местонахождении нет до 1486 года. Примечательно, что герцог Антонио Сфорца посетил герцога Эрколе Феррарского в 1480 году на длительный период в 18 месяцев. Свита герцога Антонио во время визита насчитывала около 200 человек, включая, скорее всего, Жоскена.

Хотя официально это не задокументировано, вполне вероятно, что Missa Hercules Dux Ferrariae была написана в это время. Поскольку о жизни Жоскена известно так мало, его произведения трудно отнести к какой-либо хронологии. Однако некоторые ученые, такие как Патрик Мэйси, считают, что стиль масс относится к этому периоду времени; другие предполагают, что оно могло быть написано в период 1503–1504 годов, также по стилистическим причинам. [ 1 ] Более того, предшественник герцога Эрколе, герцог Борсо, стремился прославить себя путем приобретения титулов, почестей, редких рукописей и портретов, включая несколько фресок с изображением себя и своего двора. «Эрколе, очевидно, искал способ обеспечить свою мирскую славу, который мог бы конкурировать со славой Борсо , но избегал бы прямого сравнения, и это... может быть основой для прославления его имени и звания, которое беспрецедентным образом передано в «Миссе» Жоскена. Геркулес Дукс Феррара».

Отношения Жоскена со двором, похоже, продолжались до смерти герцога в 1505 году, хотя сам Жоскен уехал в 1504 году, спасаясь от вспышки чумы. Несколько документов подтверждают эту продолжающуюся связь, в том числе письмо французского двора в 1501 году герцогу, в котором обсуждаются усилия Жоскена по вербовке во Фландрии от имени герцога. В 1502 году его секретарь написал герцогу письмо, в котором он рекомендовал нанять Исаака вместо Жоскена, потому что Исаак «может лучше ладить со своими коллегами и быстрее сочиняет новые произведения. Это правда, Жоскэн сочиняет лучше, но он делает это только тогда, когда ему это подходит, а не тогда, когда об этом просят. Более того, Жокен просит 200 дукатов, а Исаак доволен 120». Герцог проигнорировал рекомендацию своего секретаря, и Жоскен приехал в Феррару в 1503 году и получил запрошенную им зарплату в 200 дукатов, что было самой большой суммой, которую когда-либо получал там мастер капеллы.

К сожалению, пребывание Жоскена при дворе Феррары было недолгим. В следующем, 1504 году, Жоскэн бежал в Конде-сюр-л'Эско во Франции от чумы, которая унесла замену Жоскена, Обрехта , всего год спустя, летом 1505 года. И снова мало что известно о жизни Жоскена в этот период. время после его ухода; однако вполне вероятно, что Жоскен служил королю Людовику XII по крайней мере до 1515 года. Он оставался в Конде до своей смерти в 1521 году.

Missa Hercules Dux Ferrariae примечательна тем, что это не только самый известный образец соггетто кавато , но и первый. Частично успех «Геркулесовой мессы» Жоскена обусловлен тем, что тон тона был заимствован из его текста. Все высоты звука прочно основаны на гексахорде C, высоты звука начинаются и заканчиваются на D (модальном финале), тесситура небольшая, и они образуют две единицы по четыре ноты в каждой с разными линейными движениями. Первое — скачкообразное колебание, второе — скачок с последующим нисходящим сопряженным движением.

Будучи премьерой soggetto cavato, «Геркулесова месса» Жоскена является жесткой по сравнению с другими произведениями Жоскена. Композиционный стиль исключительно полифоничен , в отличие от некоторых других его произведений, включающих гомофонные отрывки. Месса режиме остается в одном и том же на протяжении всего времени, и он использует cantus Firmus просто.

Однако в использовании им cantus Firmus есть некоторые интересные особенности. Cantus Firmus повторяется трижды почти в каждом разделе произведения. В каждом случае фирма cantus начинается с конечной ноты «ре» и переходит к конечной « а», а затем к конечной «ре», смещенной на октаву . Cantus Firmus присутствует почти исключительно в теноре , за четырьмя исключениями: один раз в начале мессы в Kyrie в сопрано , один раз в Sanctus в альте и дважды в superius в последней части Agnus Dei .

Жокен манипулирует cantus Firmus двумя разными способами. В последнем разделе кредо и первом разделе Agnus Dei Жоскен ретроградирует cantus Firmus. В обоих ретроградах Жокен также меняет порядок тесситуры, начиная с финала октавы, затем переходя к финалу, а затем к финалу. Другое изменение cantus Firmus происходит в последнем разделе Кредо и Осанна, где Жоскен уменьшает cantus. Хотя это и интересно, ретроградное движение и уменьшение твердого кантуса не были необычным композиционным приемом.

Единственные две части, которые исключают cantus Firmus, используют другую распространенную композиционную технику того времени - канон . Во втором разделе Sanctus Жокен сочиняет двухчастный канон для альта и баса . Бас начинает канон в финале, а альт вступает на один такт позже в финале. Другой канон встречается во втором разделе Agnus Dei. Этот трехголосный канон написан для сопрано, альта и баса, хотя тесситура баса помещает его в диапазон тенора. Этот канон начинается с альта, за которым четырьмя тактами следует сопрано, а затем аналогично бас. Канон альтов начинается в финале, тогда как сопрано и бас начинаются в финале.

За озвучку Жоскен набрал мессу на четыре голоса. Однако, поскольку тенор поет только cantus Firmus, что встречается реже, чем в половине случаев, месса на самом деле представляет собой трехголосную мессу, которая иногда переходит в четыре голоса, когда входит cantus Firmus. Однако в целях наглядности Жокен пишет заключительную часть Agnus Dei для шести голосов. Более того, как уже упоминалось выше, сопрано поет cantus Firmus дважды, а не три раза, как его поют теноры. Несомненно, это должно было еще раз подчеркнуть soggetto cavato, его значение и дань уважения герцогу Феррарскому.

  • Льюис Локвуд . «Жоскен в Ферраре: новые документы и письма», Жоскен де Пре, (Лондон: Oxford University Press, 1976), 104–106.
  • Льюис Локвуд . «Soggetto cavato», Словарь музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 2001), 620.
  • Патрик Мэйси: «Жокен де Пре», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 10 октября 2006 г.), (доступ по подписке)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мэйси
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a960a097a9da76c747ba0a895f937a61__1698738000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/61/a960a097a9da76c747ba0a895f937a61.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Missa Hercules Dux Ferrariae - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)