Масса Геркулес Дукс Феррария
Missa Hercules dux Ferrariae — это декорация Ординария мессы, составленная Жоскеном де Пре и посвященная Эрколе д'Эсте I , герцогу Феррары . Музыкальный исходный материал для мессы, cantus Firmus , получен из музыкальных букв имени герцога, техника, называемая soggetto cavato .
История
[ редактировать ]Интерес Missa Hercules Dux Ferrariae заключается в связи Жоскена со двором Феррары . Однако нет никаких записей о явных или официальных отношениях между Жоскеном де Пре и герцогом Феррарским. Однако есть многое, что указывает на неформальные отношения.
Герцог Эрколе д'Эсте I Феррарский правил с 1471 по 1505 год. Его достижения за время правления значительны. Возрождение классической драмы при дворе открыло путь к «живой традиции светского театра, которая продолжалась на протяжении шестнадцатого века и имела важное значение для предыстории оперы». Во время своего правления архитектор Бьяджо Россетти расширил город и построил новые улицы и дворцы, сделав Феррару первым запланированным городом в Европе. Эрколе добился выгодных браков для всех своих детей с представителями других династий и поддерживал стратегический политический союз с Францией . «То, что мы можем назвать политикой культуры в Ферраре при Эрколе, частично вытекает из его тщательно рассчитанных отношений с папством, с одной стороны, и французским двором, с другой. Когда мы смотрим на развитие музыки в Ферраре в его время, Последствия этой двойной дипломатии очевидны, и становится понятно, почему Феррара, как виртуальное государство-клиент французских политических интересов в Италии , должен был подняться до уровня музыкального центра международного значения за тридцать пять лет правления Эрколе».
Герцог Эрколе страстно любил музыку, и эту страсть разделяли все его дети. Старший брат Эрколе, Леонелло , также занимался музыкой во время своего правления с 1441 по 1450 год. Вскоре после того, как Эрколе начал свое правление, он смог получить впечатляющую часовню талантливых музыкантов, и она стала одной из крупнейших часовен в Европе того времени. Он приложил чрезвычайные усилия, чтобы привлечь певцов в Феррару и удержать их на службе. Его усилия зашли так далеко, что даже удалось договориться с Папой о праве самому награждать певцов бенефициями.
Главным конкурентом герцога Эрколе в привлечении музыкантов был его друг, герцог Сфорца Миланский , у которого также была впечатляющая часовня. И, конечно же, в капелле герцога Сфорца был Жоскен. Именно из этой дружбы между двумя герцогами, скорее всего, Жоскен начал свои неформальные отношения с герцогом Феррарским. После паломничества Жоскена в Рим в августе 1484 года информации о его местонахождении нет до 1486 года. Примечательно, что герцог Антонио Сфорца посетил герцога Эрколе Феррарского в 1480 году на длительный период в 18 месяцев. Свита герцога Антонио во время визита насчитывала около 200 человек, включая, скорее всего, Жоскена.
Хотя официально это не задокументировано, вполне вероятно, что Missa Hercules Dux Ferrariae была написана в это время. Поскольку о жизни Жоскена известно так мало, его произведения трудно отнести к какой-либо хронологии. Однако некоторые ученые, такие как Патрик Мэйси, считают, что стиль масс относится к этому периоду времени; другие предполагают, что оно могло быть написано в период 1503–1504 годов, также по стилистическим причинам. [ 1 ] Более того, предшественник герцога Эрколе, герцог Борсо, стремился прославить себя путем приобретения титулов, почестей, редких рукописей и портретов, включая несколько фресок с изображением себя и своего двора. «Эрколе, очевидно, искал способ обеспечить свою мирскую славу, который мог бы конкурировать со славой Борсо , но избегал бы прямого сравнения, и это... может быть основой для прославления его имени и звания, которое беспрецедентным образом передано в «Миссе» Жоскена. Геркулес Дукс Феррара».
Отношения Жоскена со двором, похоже, продолжались до смерти герцога в 1505 году, хотя сам Жоскен уехал в 1504 году, спасаясь от вспышки чумы. Несколько документов подтверждают эту продолжающуюся связь, в том числе письмо французского двора в 1501 году герцогу, в котором обсуждаются усилия Жоскена по вербовке во Фландрии от имени герцога. В 1502 году его секретарь написал герцогу письмо, в котором он рекомендовал нанять Исаака вместо Жоскена, потому что Исаак «может лучше ладить со своими коллегами и быстрее сочиняет новые произведения. Это правда, Жоскэн сочиняет лучше, но он делает это только тогда, когда ему это подходит, а не тогда, когда об этом просят. Более того, Жокен просит 200 дукатов, а Исаак доволен 120». Герцог проигнорировал рекомендацию своего секретаря, и Жоскен приехал в Феррару в 1503 году и получил запрошенную им зарплату в 200 дукатов, что было самой большой суммой, которую когда-либо получал там мастер капеллы.
К сожалению, пребывание Жоскена при дворе Феррары было недолгим. В следующем, 1504 году, Жоскэн бежал в Конде-сюр-л'Эско во Франции от чумы, которая унесла замену Жоскена, Обрехта , всего год спустя, летом 1505 года. И снова мало что известно о жизни Жоскена в этот период. время после его ухода; однако вполне вероятно, что Жоскен служил королю Людовику XII по крайней мере до 1515 года. Он оставался в Конде до своей смерти в 1521 году.
Музыка
[ редактировать ]Missa Hercules Dux Ferrariae примечательна тем, что это не только самый известный образец соггетто кавато , но и первый. Частично успех «Геркулесовой мессы» Жоскена обусловлен тем, что тон тона был заимствован из его текста. Все высоты звука прочно основаны на гексахорде C, высоты звука начинаются и заканчиваются на D (модальном финале), тесситура небольшая, и они образуют две единицы по четыре ноты в каждой с разными линейными движениями. Первое — скачкообразное колебание, второе — скачок с последующим нисходящим сопряженным движением.
Будучи премьерой soggetto cavato, «Геркулесова месса» Жоскена является жесткой по сравнению с другими произведениями Жоскена. Композиционный стиль исключительно полифоничен , в отличие от некоторых других его произведений, включающих гомофонные отрывки. Месса режиме остается в одном и том же на протяжении всего времени, и он использует cantus Firmus просто.
Однако в использовании им cantus Firmus есть некоторые интересные особенности. Cantus Firmus повторяется трижды почти в каждом разделе произведения. В каждом случае фирма cantus начинается с конечной ноты «ре» и переходит к конечной « а», а затем к конечной «ре», смещенной на октаву . Cantus Firmus присутствует почти исключительно в теноре , за четырьмя исключениями: один раз в начале мессы в Kyrie в сопрано , один раз в Sanctus в альте и дважды в superius в последней части Agnus Dei .
Жокен манипулирует cantus Firmus двумя разными способами. В последнем разделе кредо и первом разделе Agnus Dei Жоскен ретроградирует cantus Firmus. В обоих ретроградах Жокен также меняет порядок тесситуры, начиная с финала октавы, затем переходя к финалу, а затем к финалу. Другое изменение cantus Firmus происходит в последнем разделе Кредо и Осанна, где Жоскен уменьшает cantus. Хотя это и интересно, ретроградное движение и уменьшение твердого кантуса не были необычным композиционным приемом.
Единственные две части, которые исключают cantus Firmus, используют другую распространенную композиционную технику того времени - канон . Во втором разделе Sanctus Жокен сочиняет двухчастный канон для альта и баса . Бас начинает канон в финале, а альт вступает на один такт позже в финале. Другой канон встречается во втором разделе Agnus Dei. Этот трехголосный канон написан для сопрано, альта и баса, хотя тесситура баса помещает его в диапазон тенора. Этот канон начинается с альта, за которым четырьмя тактами следует сопрано, а затем аналогично бас. Канон альтов начинается в финале, тогда как сопрано и бас начинаются в финале.
За озвучку Жоскен набрал мессу на четыре голоса. Однако, поскольку тенор поет только cantus Firmus, что встречается реже, чем в половине случаев, месса на самом деле представляет собой трехголосную мессу, которая иногда переходит в четыре голоса, когда входит cantus Firmus. Однако в целях наглядности Жокен пишет заключительную часть Agnus Dei для шести голосов. Более того, как уже упоминалось выше, сопрано поет cantus Firmus дважды, а не три раза, как его поют теноры. Несомненно, это должно было еще раз подчеркнуть soggetto cavato, его значение и дань уважения герцогу Феррарскому.
Ссылки
[ редактировать ]- Льюис Локвуд . «Жоскен в Ферраре: новые документы и письма», Жоскен де Пре, (Лондон: Oxford University Press, 1976), 104–106.
- Льюис Локвуд . «Soggetto cavato», Словарь музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 2001), 620.
- Патрик Мэйси: «Жокен де Пре», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 10 октября 2006 г.), (доступ по подписке)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мэйси