Давайте радоваться мессе
«Мисса Гаудеамус» — музыкальная постановка Ординария мессы франко -фламандского композитора Жоскена де Пре , написанная, вероятно, в начале или середине 1480-х годов. [ 1 ] : 92 и опубликован в 1502 году. Он основан на григорианском вступлении Gaudeamus Omnes и рассчитан на четыре голоса.
Источники и атрибуция
[ редактировать ]Число источников для этой работы относительно велико: два печатных издания, четыре репринта и семь рукописей. Месса [Missa] super Gaudeamus была впервые опубликована в Misse Josquin («Liber Primus Missarum Josquin») (Венеция, 1502 г.). [ с 1 ] Оттавиано Петруччи совместно с массами L'homme Arme. Super voces musices , La.sol.fa.re.mi , Fortuna Desperata , L'homme Arme. Sexti toni и переиздано в Риме в 1526 году. Среди первых рукописных копий мы упоминаем Кирие, скопированную Иоганном Орсо для Сикстинской капеллы в Риме и датированную между 1503 и 1512 годами. [ с 2 ] [ 1 ] : 92 Некоторые источники ошибочно приписывают мессу Окегему : Рукопись Фуггера A-Wn Cod. 11778 , [ с 3 ] вероятно, скопированная в 1520-х годах Пьером Аламиром, приписывает мессу Окегему, а также рукопись 1836 года в Лейпциге Морица Гауптмана . [ с 4 ] Фетис в своей «Универсальной биографии музыкантов » [ 2 ] под голос относительно Окегема, [ н 1 ] цитирует рукопись «Кири и Кристе мессе [ ..]» под названием «Гаудеамус», опубликованную Кизеветтером в 1834 году; [ 3 ] однако позже такое авторство было исправлено Кизеветтером в его издании 1848 года «Истории современной музыки Западной Европы» . [ 3 ]
Бытие и предыстория
[ редактировать ]Не существует рукописных источников, датированных ранее 1502 г., и Планчарт [ 1 ] : 92 предполагает, что мессу можно датировать примерно 1480-ми годами. Из-за своего стиля это произведение, вероятно, является самым ранним среди других месс, основанных на григорианском равнинном песне, которое Жоскен начал сочинять в середине своей композиционной карьеры (остальные - Ave maris stella , De Beata Virgine , Dapacem и Pange lingua ).

Сравнивая четыре различные версии вступления Gaudeamus (взятые соответственно из Graduale Romanum , североитальянской традиции 15 века, североитальянской традиции 11 века и французской традиции) Планчарт [ 1 ] : 93 отмечает мотивическое сходство с североитальянскими версиями, предполагая, что композитор находился в северной Италии, когда сочинял мессу, основываясь на одном из местных источников. Приводя подобные примеры, взятые из произведений Гийома Дюфе , он также указывает, что столь сильное сходство с одним конкретным источником несмотря на другой могло указывать на то, что композиторы того времени не обязательно записывали свои cantus Firmus по памяти.
Гаудеамус , по-видимому, также является ключом к оценке литургического назначения произведения и духовного вдохновения. Интроит традиционно поется на празднике Успения Богородицы , обозначая произведение как Марианскую мессу, как Ave maris stella и De Beata Virgine. Традиционно выбор литургического cantusfirmus делает мессу специфической для группы праздников (в данном случае торжеств, посвященных Деве Марии). Однако Уиллем Элдерс [ 4 ] : 45 предложил альтернативную интерпретацию произведения: одно и то же вступление с текстовыми вариациями поется на празднованиях других святых, например, на мессе святой Агаты (оригинальная версия) и, в первую очередь, на праздновании Всех Святых .
Мотив, составленный из первых шести нот вступления, составляющих слово Gaudeamus , является наиболее узнаваемым мелодическим материалом и может быть распознан 6 раз в Kyrie, 14 в Gloria, 2 в Credo, 12 в Санктус и 27 в Агнус Деи; поскольку эти числа далеко не пропорциональны длине различных разделов, Элдерс предполагает преднамеренный нумерологический сюжет, стоящий за количеством утверждений Гаудеамуса в каждом разделе как символов, связанных с Книгой Откровения , раскрывая глубокую вдохновенность работы как история спасения. Это подтверждает тезис о том, что Месса может быть предназначена для Литургии Дня всех святых; среди чтений в этот день стоит Книга Откровения (7:2-12) и Евангелие от Матфея (5) , проповедь блаженства .
Стиль
[ редактировать ]В мессе представлены разделы, написанные в разных композиционных техниках и стилях; техника cantus Firmus сосуществует с пассажами остинато, а также с более свободным контрапунктом. Вышеупомянутое вступление Gaudeamus Omnes , транспонированное вверх по квинте, цитируется практически без изменений в cantus Firmus от тенора до «Mariae Virginis» в Kyrie , полностью в Gloria и Credo . Однако заимствования из этого мелодического материала присутствуют во всех голосах, в первую очередь интонация Gaudeamus встречается во многих вариациях (Планчарт классифицирует 10 различных вариаций, [ 1 ] : 96 ) всеми голосами, участвующими в остинато-пассажах (например, Kyrie I , Et in terra , Sanctus , Osanna , Agnus III ); другие фрагменты песнопения можно услышать и другими голосами, например, в Kyrie II это используется Superius и басом, чтобы предвосхитить появление тенора на том же мотиве. [ 1 ] : 101 Обработка самого cantusfirmus не является единообразной, так как часто тенор вместо того, чтобы поддерживать другие голоса длинными нотами, следует за их ритмическими жестами (например, Christe , Kyrie II , вторая половина Gloria ). Точно так же во многих разделах упорядоченный подражательный образец по мере развития раздела перетекает в более свободный контрапункт (например, в Christe , второй раздел Credo (Et incarnatus) , Sanctus ). Повторяющийся колебательный паттерн между двумя высотами звука (например, superius, тенор в Kyrie I , superius в Gloria , тенор в Et в Spiritum ), который является еще одним отличительным мелодическим элементом многих отрывков мессы, может быть получен из аналогичной обработки таких слов, как как omnes и domino во вступлении. [ 1 ] : 95
Это менее жесткое использование ранее существовавшего материала в дополнение к cantus Firmus предвосхищает технику перефразирования , которая будет широко принята в последнем Missa Pange lingua .
Что касается стиля мессы, Джереми Ноубл [ 5 ] говорит, что он «сочетает в себе техники cantus-firmus и остинато с энергией и изобретательностью», в то время как Планчарт [ 1 ] : 95 подчеркивает «обилие мелодических и ритмических изобретений, которые, кажется, растут, не сдерживаемые никаким рациональным планом», и соотносит свой стиль с массами Обтрехта . Тот же автор выделяет в массе две макроединицы: [ 1 ] : 108 свидетельствующие о близких композиционных процедурах: одна представляет собой группу секций Kyrie, Sanctus и Agnus, другая - Gloria и Credo; подходя к тональной классификации мессы, Планшар избегает просто классифицировать мессу как дорийский лад, транспонированный квинтой на ля, приводя примеры ее ладового богатства и сложности (типичная характеристика полифонии конца XV века), например заимствования из фригийского лада в Символе веры .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В той же работе, под голосом Жоскена, « Мисса Гаудеамус» указана среди опубликованных Петруччи в 1502 году, источники: J666.
Источники (ссылки)
[ редактировать ]- ^ «Запись CMME для J666» .
- ^ «МС Капп. Сист. 23» .
- ^ "А-Вн Код 11778 №3 ф.41в-62" .
- ^ RISM 201001100 RISM ID No. 201001100
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Планчарт, Алехандро Энрике (2000). «Мессы на Plainsong Cantus Firmi». В Шерр, Ричард (ред.). Компаньон Жоскен . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816335-5 .
- ^ Фетис, Франсуа-Жозеф (1881). «Окегем». Универсальная биография музыкантов и общая нотная библиография, 2-е издание . Полет. 6. Париж: Фирмен-Дидот.
- ^ Jump up to: а б Кизеветтер, Рафаэль Георг (1834). История европейско-западной музыки или наша музыка сегодня . Брейткопф и Хертель.
- ^ Старейшины, Виллем (1997). «Месса Жоскен Всех Святых и Книге Откровения». Символические партитуры: исследования музыки эпохи Возрождения . Академический паб «Брилл». ISBN 9789004099708 .
- ^ Благородно, Джереми. «Жоскен Депре, 10–13». Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 1 июня 2013 г. Проверено 5 мая 2013 г.
Внешние ссылки и ресурсы
[ редактировать ]Missa Gaudeamus : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (включая также запись мессы Collegium Musicum, Университет Канзаса)