Jump to content

Давайте радоваться мессе

«Мисса Гаудеамус» — музыкальная постановка Ординария мессы франко -фламандского композитора Жоскена де Пре , написанная, вероятно, в начале или середине 1480-х годов. [ 1 ] : 92  и опубликован в 1502 году. Он основан на григорианском вступлении Gaudeamus Omnes и рассчитан на четыре голоса.

Источники и атрибуция

[ редактировать ]

Число источников для этой работы относительно велико: два печатных издания, четыре репринта и семь рукописей. Месса [Missa] super Gaudeamus была впервые опубликована в Misse Josquin («Liber Primus Missarum Josquin») (Венеция, 1502 г.). [ с 1 ] Оттавиано Петруччи совместно с массами L'homme Arme. Super voces musices , La.sol.fa.re.mi , Fortuna Desperata , L'homme Arme. Sexti toni и переиздано в Риме в 1526 году. Среди первых рукописных копий мы упоминаем Кирие, скопированную Иоганном Орсо для Сикстинской капеллы в Риме и датированную между 1503 и 1512 годами. [ с 2 ] [ 1 ] : 92  Некоторые источники ошибочно приписывают мессу Окегему : Рукопись Фуггера A-Wn Cod. 11778 , [ с 3 ] вероятно, скопированная в 1520-х годах Пьером Аламиром, приписывает мессу Окегему, а также рукопись 1836 года в Лейпциге Морица Гауптмана . [ с 4 ] Фетис в своей «Универсальной биографии музыкантов » [ 2 ] под голос относительно Окегема, [ н 1 ] цитирует рукопись «Кири и Кристе мессе [ ..]» под названием «Гаудеамус», опубликованную Кизеветтером в 1834 году; [ 3 ] однако позже такое авторство было исправлено Кизеветтером в его издании 1848 года «Истории современной музыки Западной Европы» . [ 3 ]

Бытие и предыстория

[ редактировать ]

Не существует рукописных источников, датированных ранее 1502 г., и Планчарт [ 1 ] : 92  предполагает, что мессу можно датировать примерно 1480-ми годами. Из-за своего стиля это произведение, вероятно, является самым ранним среди других месс, основанных на григорианском равнинном песне, которое Жоскен начал сочинять в середине своей композиционной карьеры (остальные - Ave maris stella , De Beata Virgine , Dapacem и Pange lingua ).

Gaudeamus omnes introit, транспонированный вверх по пятой части, сообщается в версии западно-франкской традиции (ок. 1500 г.). Камбре B 12, fo 49r-v. Жоскэн следует этой версии для cantusfirmus мессы, за некоторыми заметными исключениями, более близкими к североитальянской традиции. [ 1 ] : 94 

Сравнивая четыре различные версии вступления Gaudeamus (взятые соответственно из Graduale Romanum , североитальянской традиции 15 века, североитальянской традиции 11 века и французской традиции) Планчарт [ 1 ] : 93  отмечает мотивическое сходство с североитальянскими версиями, предполагая, что композитор находился в северной Италии, когда сочинял мессу, основываясь на одном из местных источников. Приводя подобные примеры, взятые из произведений Гийома Дюфе , он также указывает, что столь сильное сходство с одним конкретным источником несмотря на другой могло указывать на то, что композиторы того времени не обязательно записывали свои cantus Firmus по памяти.

Гаудеамус , по-видимому, также является ключом к оценке литургического назначения произведения и духовного вдохновения. Интроит традиционно поется на празднике Успения Богородицы , обозначая произведение как Марианскую мессу, как Ave maris stella и De Beata Virgine. Традиционно выбор литургического cantusfirmus делает мессу специфической для группы праздников (в данном случае торжеств, посвященных Деве Марии). Однако Уиллем Элдерс [ 4 ] : 45  предложил альтернативную интерпретацию произведения: одно и то же вступление с текстовыми вариациями поется на празднованиях других святых, например, на мессе святой Агаты (оригинальная версия) и, в первую очередь, на праздновании Всех Святых .

Мотив, составленный из первых шести нот вступления, составляющих слово Gaudeamus , является наиболее узнаваемым мелодическим материалом и может быть распознан 6 раз в Kyrie, 14 в Gloria, 2 в Credo, 12 в Санктус и 27 в Агнус Деи; поскольку эти числа далеко не пропорциональны длине различных разделов, Элдерс предполагает преднамеренный нумерологический сюжет, стоящий за количеством утверждений Гаудеамуса в каждом разделе как символов, связанных с Книгой Откровения , раскрывая глубокую вдохновенность работы как история спасения. Это подтверждает тезис о том, что Месса может быть предназначена для Литургии Дня всех святых; среди чтений в этот день стоит Книга Откровения (7:2-12) и Евангелие от Матфея (5) , проповедь блаженства .

В мессе представлены разделы, написанные в разных композиционных техниках и стилях; техника cantus Firmus сосуществует с пассажами остинато, а также с более свободным контрапунктом. Вышеупомянутое вступление Gaudeamus Omnes , транспонированное вверх по квинте, цитируется практически без изменений в cantus Firmus от тенора до «Mariae Virginis» в Kyrie , полностью в Gloria и Credo . Однако заимствования из этого мелодического материала присутствуют во всех голосах, в первую очередь интонация Gaudeamus встречается во многих вариациях (Планчарт классифицирует 10 различных вариаций, [ 1 ] : 96  ) всеми голосами, участвующими в остинато-пассажах (например, Kyrie I , Et in terra , Sanctus , Osanna , Agnus III ); другие фрагменты песнопения можно услышать и другими голосами, например, в Kyrie II это используется Superius и басом, чтобы предвосхитить появление тенора на том же мотиве. [ 1 ] : 101  Обработка самого cantusfirmus не является единообразной, так как часто тенор вместо того, чтобы поддерживать другие голоса длинными нотами, следует за их ритмическими жестами (например, Christe , Kyrie II , вторая половина Gloria ). Точно так же во многих разделах упорядоченный подражательный образец по мере развития раздела перетекает в более свободный контрапункт (например, в Christe , второй раздел Credo (Et incarnatus) , Sanctus ). Повторяющийся колебательный паттерн между двумя высотами звука (например, superius, тенор в Kyrie I , superius в Gloria , тенор в Et в Spiritum ), который является еще одним отличительным мелодическим элементом многих отрывков мессы, может быть получен из аналогичной обработки таких слов, как как omnes и domino во вступлении. [ 1 ] : 95 

Это менее жесткое использование ранее существовавшего материала в дополнение к cantus Firmus предвосхищает технику перефразирования , которая будет широко принята в последнем Missa Pange lingua .

Что касается стиля мессы, Джереми Ноубл [ 5 ] говорит, что он «сочетает в себе техники cantus-firmus и остинато с энергией и изобретательностью», в то время как Планчарт [ 1 ] : 95  подчеркивает «обилие мелодических и ритмических изобретений, которые, кажется, растут, не сдерживаемые никаким рациональным планом», и соотносит свой стиль с массами Обтрехта . Тот же автор выделяет в массе две макроединицы: [ 1 ] : 108  свидетельствующие о близких композиционных процедурах: одна представляет собой группу секций Kyrie, Sanctus и Agnus, другая - Gloria и Credo; подходя к тональной классификации мессы, Планшар избегает просто классифицировать мессу как дорийский лад, транспонированный квинтой на ля, приводя примеры ее ладового богатства и сложности (типичная характеристика полифонии конца XV ​​века), например заимствования из фригийского лада в Символе веры .

Примечания

[ редактировать ]
  1. В той же работе, под голосом Жоскена, « Мисса Гаудеамус» указана среди опубликованных Петруччи в 1502 году, источники: J666.

Источники (ссылки)

[ редактировать ]
  1. ^ «Запись CMME для J666» .
  2. ^ «МС Капп. Сист. 23» .
  3. ^ "А-Вн Код 11778 №3 ф.41в-62" .
  4. ^ RISM   201001100 RISM ID No. 201001100
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Планчарт, Алехандро Энрике (2000). «Мессы на Plainsong Cantus Firmi». В Шерр, Ричард (ред.). Компаньон Жоскен . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-816335-5 .
  2. ^ Фетис, Франсуа-Жозеф (1881). «Окегем». Универсальная биография музыкантов и общая нотная библиография, 2-е издание . Полет. 6. Париж: Фирмен-Дидот.
  3. ^ Jump up to: а б Кизеветтер, Рафаэль Георг (1834). История европейско-западной музыки или наша музыка сегодня . Брейткопф и Хертель.
  4. ^ Старейшины, Виллем (1997). «Месса Жоскен Всех Святых и Книге Откровения». Символические партитуры: исследования музыки эпохи Возрождения . Академический паб «Брилл». ISBN  9789004099708 .
  5. ^ Благородно, Джереми. «Жоскен Депре, 10–13». Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 1 июня 2013 г. Проверено 5 мая 2013 г.
[ редактировать ]

Missa Gaudeamus : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (включая также запись мессы Collegium Musicum, Университет Канзаса)

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66868d3f1b15dfa9fa579646bd732807__1718031540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/07/66868d3f1b15dfa9fa579646bd732807.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Missa Gaudeamus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)