Jump to content

Масса. Поставь лингву

Язык Missa Pange — это музыкальная постановка Ординария мессы франко -фламандского композитора Жоскена де Пре , датируемая, вероятно, примерно 1515 годом, ближе к концу его жизни. Скорее всего, это его последняя месса. Это расширенная фантазия на тему гимна Pange Lingua и одна из самых известных постановок мессы Жоскена.

Язык Мисса Панге считается последней мессой Жоскена. [ 1 ] Он не был доступен Оттавиано Петруччи для его сборника месс Жоскена 1514 года, третьего и последнего из набора; кроме того, месса содержит ссылки на другие поздние работы, такие как Missa de Beata Virgine и Missa Sine nomine . Официально он не был опубликован до 1539 года Гансом Оттом в Нюрнберге , хотя рукописные источники, датируемые прижизненным Жоскеном, содержат это произведение. [ 2 ] Знаменитый переписчик Пьер Аламир включил его в начало одного из двух своих сборников месс Жоскена. [ 3 ]

Гимном, на котором основана месса, является знаменитая Pange Lingua Gloriosi Фомы Аквинского , которая используется для вечерни Тела Христова , а также поется во время почитания Святого Причастия . [ 4 ] Месса — последняя из четырех, написанных Жоскеном на основе равнинной песни (остальные — это Missa Gaudeamus , относительно раннее произведение, Missa Ave maris stella и Missa de Beata Virgine ; все они в той или иной мере включают восхваление Дева Мария). [ 5 ] Гимн во фригийском стиле состоит из шести музыкальных фраз по 10, 10, 8, 8, 8 и 9 нот соответственно, что соответствует шести строкам гимна. Работа четко организована: почти весь мелодический материал взят из исходного гимна, а также из нескольких второстепенных мотивов , которые появляются ближе к началу мессы. Таким образом, лингва Missa Pange считается одним из лучших примеров массы перефразирования . [ 6 ]

Как и большинство музыкальных настроек Mass Ordinary, он состоит из шести частей:

  1. Кирие
  2. Глория
  3. Я считаю
  4. Святой
  5. Благословенный
  6. Агнус Деи

Большинство частей начинаются с буквальных цитат из гимна Pange lingua , но вся мелодия появляется только ближе к концу, в последнем разделе Agnus Dei, когда superius ( самый высокий голос) поет ее полностью, в длинные ноты, как будто Жокен снова перешел к стилю cantus-firmus середины XV века. На этом месте издатель 1539 года даже добавил текст гимна под примечаниями. [ 7 ]

Жоскен часто использует имитацию в массах, а также объединяет голоса; действительно, есть много отрывков, в которых поют только два голоса, что создает контраст с более полной текстурой, окружающей их. Хотя части начинаются с цитат из оригинала, по ходу движения Жоскен обращается с мелодией Pange lingua настолько свободно, что слышны лишь намеки на нее. [ 8 ] Несколько отрывков в гомофонии поразительны, и не более, чем установка «et incarnatus est» в Символе веры: здесь текст «...он воплотился от Святого Духа от Девы Марии...» установлен на полная мелодия оригинального гимна, содержащая слова «Пой, о мой язык, тайну божественного тела». [ 9 ]

Вместо того, чтобы быть суммой его предыдущих техник, как это можно увидеть в последних работах Гийома Дюфе , месса Жоскена синтезирует несколько контрапунктических тенденций конца 15-го и начала 16-го веков в новый тип стиля, который должен был стать преобладающим. Композиционная манера франко-фламандских композиторов первой половины XVI века. [ 3 ] [ 10 ]

Жоскеном Основываясь на фугальной трактовке третьей строки гимна Pange Lingua в Kyrie Missa Pange Lingua , тема «Do-Re-Fa-Mi-Re-Do» стала одной из самых известных в истории музыки. Саймон Лоэ , [ 11 ] Микеланджело Росси , [ 12 ] Франсуа Робердей , [ 13 ] Иоганн Каспар Фердинанд Фишер , [ 14 ] Иоганн Якоб Фробергер , [ 15 ] [ 16 ] Иоганн Каспар Керлл , [ 17 ] Иоганн Себастьян Бах , [ 18 ] и Иоганн Фукс написал на эту тему фуги, а также обширные разработки последнего в Gradus ad Parnassum. [ 19 ] сделал его известным каждому начинающему композитору, в том числе Вольфгангу Амадею Моцарту , который использовал его первые четыре ноты в качестве фугальной темы для последней части своей Симфонии № 41, Симфонии Юпитера . [ 20 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Планчарт, с. 130
  2. ^ Планчарт, стр.132.
  3. ^ Jump up to: а б Ноубл, Гроув
  4. ^ Планчарт, стр.132
  5. ^ Планчарт, с. 91
  6. ^ Глисон, стр.xx
  7. ^ Планчарт, с. 149
  8. ^ Риз, с. 244
  9. ^ Планчарт, с. 142
  10. ^ Планчарт, с. 150
  11. ^ Фуга Undecima, CEKM 25, стр.23
  12. ^ Стих пятый тон II, CEKM 15, с. 51
  13. ^ Фуга 12ме., Heugel LP 44 стр. 68
  14. ^ Фуга E из Ariadne Musica
  15. ^ FbWV 202, FbWV 404
  16. ^ Рампа
  17. ^ Песня 4, DM 1204 с. 12
  18. ^ БВВ 878
  19. ^ Перевод Мизлера, таблицы XXIII, XXIV, XXVII, XXIX, XXX
  20. ^ Кленц с. 169: «Эта последовательность нот, хорошо известная изучающим контрапункт как навязанный cantus Firmus, представляет собой одну из самых гномичных групп тонов, когда-либо созданных западной музыкой».
  • Джереми Ноубл : "Josquin des Prez", 12, Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 25 марта 2007 г.), (доступ по подписке)
  • Алехандро Энрике Планшар , «Мессы на Plainsong Cantus Firmi», в издании Роберта Шерра, The Josquin Companion. Издательство Оксфордского университета, 1999. ISBN   0-19-816335-5
  • Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана. Франжипани Пресс, 1986. ISBN   0-89917-034-X
  • Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN   0-393-09530-4
  • Гюстав Риз (биография) и Джереми Ноубл (произведения), «Жоскен Деспре», Говард Майер Браун, «Месса», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN   1-56159-174-2
  • Зигберт Рампе: Предисловие к «Фробергеру, Новому изданию полного собрания сочинений I», Кассель и др. 2002, с. XX и XLI (FbWV 202).
  • Уильям Кленц: Per Aspera ad Astra, или Лестница к Юпитеру ; Музыкальный обзор Том. 30 №. 3, август 1969 г., стр. 169–210.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b076f53b4546621dbfab98d1955eb7a3__1704859680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/a3/b076f53b4546621dbfab98d1955eb7a3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Missa Pange lingua - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)