Масса. Поставь лингву
Язык Missa Pange — это музыкальная постановка Ординария мессы франко -фламандского композитора Жоскена де Пре , датируемая, вероятно, примерно 1515 годом, ближе к концу его жизни. Скорее всего, это его последняя месса. Это расширенная фантазия на тему гимна Pange Lingua и одна из самых известных постановок мессы Жоскена.
Фон
[ редактировать ]Язык Мисса Панге считается последней мессой Жоскена. [ 1 ] Он не был доступен Оттавиано Петруччи для его сборника месс Жоскена 1514 года, третьего и последнего из набора; кроме того, месса содержит ссылки на другие поздние работы, такие как Missa de Beata Virgine и Missa Sine nomine . Официально он не был опубликован до 1539 года Гансом Оттом в Нюрнберге , хотя рукописные источники, датируемые прижизненным Жоскеном, содержат это произведение. [ 2 ] Знаменитый переписчик Пьер Аламир включил его в начало одного из двух своих сборников месс Жоскена. [ 3 ]
Стиль
[ редактировать ]Гимном, на котором основана месса, является знаменитая Pange Lingua Gloriosi Фомы Аквинского , которая используется для вечерни Тела Христова , а также поется во время почитания Святого Причастия . [ 4 ] Месса — последняя из четырех, написанных Жоскеном на основе равнинной песни (остальные — это Missa Gaudeamus , относительно раннее произведение, Missa Ave maris stella и Missa de Beata Virgine ; все они в той или иной мере включают восхваление Дева Мария). [ 5 ] Гимн во фригийском стиле состоит из шести музыкальных фраз по 10, 10, 8, 8, 8 и 9 нот соответственно, что соответствует шести строкам гимна. Работа четко организована: почти весь мелодический материал взят из исходного гимна, а также из нескольких второстепенных мотивов , которые появляются ближе к началу мессы. Таким образом, лингва Missa Pange считается одним из лучших примеров массы перефразирования . [ 6 ]
Как и большинство музыкальных настроек Mass Ordinary, он состоит из шести частей:
Большинство частей начинаются с буквальных цитат из гимна Pange lingua , но вся мелодия появляется только ближе к концу, в последнем разделе Agnus Dei, когда superius ( самый высокий голос) поет ее полностью, в длинные ноты, как будто Жокен снова перешел к стилю cantus-firmus середины XV века. На этом месте издатель 1539 года даже добавил текст гимна под примечаниями. [ 7 ]
Жоскен часто использует имитацию в массах, а также объединяет голоса; действительно, есть много отрывков, в которых поют только два голоса, что создает контраст с более полной текстурой, окружающей их. Хотя части начинаются с цитат из оригинала, по ходу движения Жоскен обращается с мелодией Pange lingua настолько свободно, что слышны лишь намеки на нее. [ 8 ] Несколько отрывков в гомофонии поразительны, и не более, чем установка «et incarnatus est» в Символе веры: здесь текст «...он воплотился от Святого Духа от Девы Марии...» установлен на полная мелодия оригинального гимна, содержащая слова «Пой, о мой язык, тайну божественного тела». [ 9 ]
Вместо того, чтобы быть суммой его предыдущих техник, как это можно увидеть в последних работах Гийома Дюфе , месса Жоскена синтезирует несколько контрапунктических тенденций конца 15-го и начала 16-го веков в новый тип стиля, который должен был стать преобладающим. Композиционная манера франко-фламандских композиторов первой половины XVI века. [ 3 ] [ 10 ]
Влияние
[ редактировать ]Жоскеном Основываясь на фугальной трактовке третьей строки гимна Pange Lingua в Kyrie Missa Pange Lingua , тема «Do-Re-Fa-Mi-Re-Do» стала одной из самых известных в истории музыки. Саймон Лоэ , [ 11 ] Микеланджело Росси , [ 12 ] Франсуа Робердей , [ 13 ] Иоганн Каспар Фердинанд Фишер , [ 14 ] Иоганн Якоб Фробергер , [ 15 ] [ 16 ] Иоганн Каспар Керлл , [ 17 ] Иоганн Себастьян Бах , [ 18 ] и Иоганн Фукс написал на эту тему фуги, а также обширные разработки последнего в Gradus ad Parnassum. [ 19 ] сделал его известным каждому начинающему композитору, в том числе Вольфгангу Амадею Моцарту , который использовал его первые четыре ноты в качестве фугальной темы для последней части своей Симфонии № 41, Симфонии Юпитера . [ 20 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Планчарт, с. 130
- ^ Планчарт, стр.132.
- ^ Jump up to: а б Ноубл, Гроув
- ^ Планчарт, стр.132
- ^ Планчарт, с. 91
- ^ Глисон, стр.xx
- ^ Планчарт, с. 149
- ^ Риз, с. 244
- ^ Планчарт, с. 142
- ^ Планчарт, с. 150
- ^ Фуга Undecima, CEKM 25, стр.23
- ^ Стих пятый тон II, CEKM 15, с. 51
- ^ Фуга 12ме., Heugel LP 44 стр. 68
- ^ Фуга E из Ariadne Musica
- ^ FbWV 202, FbWV 404
- ^ Рампа
- ^ Песня 4, DM 1204 с. 12
- ^ БВВ 878
- ^ Перевод Мизлера, таблицы XXIII, XXIV, XXVII, XXIX, XXX
- ^ Кленц с. 169: «Эта последовательность нот, хорошо известная изучающим контрапункт как навязанный cantus Firmus, представляет собой одну из самых гномичных групп тонов, когда-либо созданных западной музыкой».
Ссылки
[ редактировать ]- Джереми Ноубл : "Josquin des Prez", 12, Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 25 марта 2007 г.), (доступ по подписке)
- Алехандро Энрике Планшар , «Мессы на Plainsong Cantus Firmi», в издании Роберта Шерра, The Josquin Companion. Издательство Оксфордского университета, 1999. ISBN 0-19-816335-5
- Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана. Франжипани Пресс, 1986. ISBN 0-89917-034-X
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Гюстав Риз (биография) и Джереми Ноубл (произведения), «Жоскен Деспре», Говард Майер Браун, «Месса», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Зигберт Рампе: Предисловие к «Фробергеру, Новому изданию полного собрания сочинений I», Кассель и др. 2002, с. XX и XLI (FbWV 202).
- Уильям Кленц: Per Aspera ad Astra, или Лестница к Юпитеру ; Музыкальный обзор Том. 30 №. 3, август 1969 г., стр. 169–210.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры этого произведения в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)