Месса без имени (Жокен)
Номинация Missa Sine представляет собой постановку Ординария мессы композитора Возрождения эпохи Жоскена де Пре . Это произведение его зрелости, вероятно, датируемое периодом после его возвращения в Конде-сюр-л'Эско в 1504 году. Это одна из единственных месс Жоскена, не основанная на ранее существовавшем материале, как и Missa ad fugam. , это каноническая масса. [ 1 ]
Обстоятельства его составления неизвестны. Поскольку его первое появление было в третьей книге месс Жоскена Оттавиано Петруччи (Фоссомброне, 1514 г.), а затем оно также появилось в более поздних рукописных копиях, предполагается, что на момент публикации он был написан относительно недавно; кроме того, стилистические характеристики позволяют предположить, что это была поздняя работа. [ 1 ] [ 2 ] Жокен написал только две канонические мессы: Missa ad fugam и Missa sine nomine ; кажется, что они стоят на противоположных концах его карьеры, и в последней работе он, казалось, вновь обратился к некоторым композиционным проблемам, которые он решал в своих ранних работах, чтобы решить их по-другому. [ 3 ]
Как и в большинстве музыкальных сеттингов Mass Ordinary, он состоит из пяти частей:
Мелодический материал, на котором основана месса, «Sine nomine» (без названия), сочинен либо свободно, либо из источника, который не был идентифицирован. Все голоса участвуют в многочисленных канонах, а фактура зачастую полностью имитационна. [ 4 ] Движения обычно становятся более полными по текстуре с более быстрыми значениями нот по мере их продвижения, придавая каждому драматическую кривую, а некоторые заканчиваются паттернами остинато. [ 5 ]
Эта работа, вероятно, является данью уважения Иоганнесу Окегему , который, возможно, был учителем или наставником Жоскена, согласно свидетельствам нескольких писателей 16-го века, а также внутренним свидетельствам во многих сочинениях Жоскена. Масса обязана Окегему не только использованием сложных канонических техник, модальной двусмысленностью и избеганием мотивов головы для объединения разделов, но и напрямую цитирует плач, написанный Жоскеном по поводу смерти Окегема – «Нимфы де Буа» – в et incarnatus раздел Кредо, часть массы, которую Жоскен часто сохранял для своих самых ярких текстурных контрастов или эффектов. [ 6 ]
Непринужденные композиционные методы, которые Жокен использовал при написании этой мессы, предвосхитили то, что, вероятно, стало его следующей работой, Missa Pange lingua , которая представляла собой расширенную фантазию на тему равнинной песни и которая, вероятно, была его последней мессой. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Джереми Ноубл : "Josquin des Prez", 12, Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 25 марта 2007 г.), (доступ по подписке)
- М. Дженнифер Блоксам , «Мессы на полифонических песнях», в изд. Роберта Шерра, The Josquin Companion. Издательство Оксфордского университета, 1999. ISBN 0-19-816335-5
- Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана. Франжипани Пресс, 1986. ISBN 0-89917-034-X
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Гюстав Риз (биография) и Джереми Ноубл (произведения), «Жоскен Деспре», Говард Майер Браун, «Месса», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2