Джейкоб Фабер

Якоб Фабер или Якоб Фабер , также известный как « Мастер ЕСЛИ » из-за монограммы на его гравюрах, был формшнайдером («резчиком») гравюр по дереву и металлу , гравером , дизайнером декоративных гравюр (алфавитов, бордюров и т. д.) и издатель. Фабер работал в период 1516–1550 годов в Базеле в Швейцарии, а затем во Франции. [ 1 ]
Якоб Фабер — это немецкая форма того, что, предположительно, было его настоящим именем, Жак Лефевр, распространенное французское имя — эквивалент Джона Смита — разделяемое несколькими другими фигурами, активными в аналогичных кругах в тот период; основные из них упомянуты ниже. Фабер был особенно известен благодаря многочисленным металлическим рамкам титульного листа и книжным иллюстрациям, которые он сделал по эскизам Ганса Гольбейна Младшего в Базеле в 1520-х годах.
Жизнь
[ редактировать ]
Фабер родился во Франции или Лотарингии , [ 2 ] последняя информация взята из ссылки в письме Эразма 1524 года. [ 3 ] Возможно, после обучения в Париже, [ 4 ] он находился в Базеле в Швейцарии, работая на Иоганна Фробена , и оставался там до возвращения во Францию в 1524 году. к марту 1516 года [ 5 ] в Париж и, возможно, позже в Лион, где его использовали местные издатели в 1540-х годах. [ 6 ] Он был связан с крупными деятелями Реформации и, возможно, сам стал гугенотом , что согласилось бы с переездом в Лион, в отличие от Парижа, города с сильным присутствием гугенотов. Это может быть «Жак Лефевр, dit le Tailleur d'histoires» («называемый вырезателем историй»), обвиняемый в ереси в Париже в 1534–1535 годах. [ 7 ] но в отличие от 17 других на тот момент не казнен. [ 8 ] Судя по всему, он прожил примерно до 1550 года. [ 9 ]
«Предприимчивый» и подвижный Фабер брал на себя самые разные роли. [ 10 ] но все они, по сути, работали в сфере книгоиздания; почти все его изображения предназначены для книг. Он сам создавал иллюстрации во всех трех техниках, которые тогда использовались для книжной иллюстрации: гравюра на дереве, гравюра и гравюра на металле, но, похоже, всегда использовал рисунки художников, за исключением, возможно, декоративных работ. Он был основным производителем металлических гравюр для крупного издателя Иоганна Фробена в Базеле. По словам Питера Паршалла, он выступал в качестве посредника для крупных издателей и «в конечном итоге действовал как независимый агент, заказывая и продавая блоки и пластины с французскими и швейцарскими издателями». [ 11 ] В этом качестве он работал с Гансом Гольбейном , Гансом Лютцельбургером и другими. [ 12 ] Он «также находился в тесном контакте с крупными деятелями реформационного движения». [ 13 ]
Его привычка подписываться только своими инициалами привела к тому, что его личность канула в безвестность, пока его снова не идентифицировали в середине 19 века и, в конечном итоге, не признали главным интерпретатором рисунков Гольбейна-младшего в области металлических гравюр, хотя и когда он был оставлен на свое усмотрение. собственных устройств, его способности как дизайнера были посредственными — «несчастные вещи», по словам Кэмпбелла Доджсона, хранителя гравюр Британского музея . [ 14 ]
Металлогравюры
[ редактировать ]
Самая ранняя известная металлическая гравюра, созданная в Базеле, взята из книги, напечатанной Фробеном в 1518 году, когда Фабер уже два года работал на Фробена; весьма вероятно, что это будет Фабер, который, во всяком случае, вскоре стал главным резчиком Фробена по металлу. [ 15 ] Между 1520 и 1523 годами Фабер выполнял гравюры по металлу по эскизам Ганса Гольбейна Младшего , сначала эксклюзивно. Его ранняя техника была относительно грубой: в ней использовались длинные параллельные линии штриховки для теней, которые мало учитывали объемы фигур и пространства. Однако его работа быстро улучшилась, предположительно по двум причинам. Во-первых, Гольбейн, который сам заметно продвинулся в освоении гравюры, вероятно, проявил более личный интерес к исполнению Фабера, после того как сначала просто передал свои эскизы, оставив стиль на усмотрение закройщика. Во-вторых, опытный лесоруб Ганс Лютцельбургер прибыл в Базель в 1522 году, привезя с собой технические и художественные стандарты, которые, возможно, стимулировали собственную работу Фабера. Лютцельбургер обладал техникой, способной впервые отдать должное очень подробным и сложным замыслам Гольбейна. [ 16 ]
В металлической гравюре Фабера « Рамка титульного листа с детьми и пожилой парой» использовалась более короткая и разнообразная штриховка, чем в его самой ранней работе, что привело к большей округлости форм. Его прогресс продолжился в « Рамке титульного листа с Танталом» , где различались текстуры поверхности. Фабер также начал более продуманно размещать свет и тени, добиваясь улучшенных визуальных и пространственных эффектов. Его обостренное представление о пространстве проявилось в его «Рамке титульного листа с греческими и римскими философами и авторами древности» в 1522 году и достигло пика в последней металлической гравюре, которую он выполнил для Гольбейна в Базеле, « Рамка титульного листа с Христом как ходатаем перед Богом Отцом». , «Четыре символа евангелистов» и «Миссия апостолов» , 1523 год. Металлическая гравюра короля Генриха VIII на совете , который когда-то считался после Гольбейна, подписана «IF» использовалось в английских книгах, впервые появившись в 1548 году в хронике Холла и впоследствии использованное в «Книге мучеников» Фокса . [ 17 ]
Фабер и другие мастера по металлу, возможно, в свою очередь повлияли на Лютцельбургера, побуждая его к дальнейшему совершенствованию своей техники. Гравюра на металле имела преимущество перед гравюрой на дереве при мелкой штриховке, поскольку тонкие линии печати между бороздками на дереве иногда ломались, портя отпечаток. Лютцельбургер ответил собственными техническими достижениями, добившись большей утонченности в гравюре на дереве. Этот период стал периодом революции во всех аспектах гравюры в Базеле. [ 18 ]
Другие Джейкоб Фаберс в эпоху Северного Возрождения
[ редактировать ]Имя Якоб или Якоб Фабер может означать несколько человек, особенно в контексте Северного Возрождения , когда одновременно действовали как минимум три фигуры, известные под этим именем.
- Жак Лефевр д'Этапль (около 1455-1536) французский гуманист и теолог эпохи Возрождения, прозванный «Этаплем», чтобы избежать путаницы с другими, и часто упоминаемый гибридным немецко-латинским именем «Якоб» или «Якоб Фабер Стапуленсис». ". [ 19 ] У него были иногда напряженные отношения с Эразмом, чья работа в области библейского перевода и богословия во многом соответствовала его собственной. [ 20 ]
- Жак Лефевр/Якоб Фабер из Девентера (1473-после 1517), нидерландский гуманист эпохи Возрождения, друг и корреспондент Эразма и Жака Лефевра д'Этапля. Большую часть своей жизни он проработал школьным учителем. [ 21 ]
- Якоб Фабер, алхимик, работавший в Богемии в 1585 году. [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Список имен артистов Союза Гетти ;
- ^ Британский музей
- ^ Доджсон, 282. Эразм жил в доме Фробена, когда был в Базеле.
- ^ Битенхольц и немецкая запись
- ^ или 1525 или 1526, по Битенхольцу и немецкой записи.
- ^ Доджсон
- ^ Битенхольц и немецкая запись
- ^ Паршалл, 216, Доджсон, 282, см. также Битенхольц и немецкую запись.
- ^ Хинд
- ^ свидетельства о его путешествиях см. в статье о Битенхольце и Дойчере.
- ^ Паршалл, 216
- ^ Майкл, Эрика (1997). Ганс Гольбейн Младший: Руководство к исследованию . ISBN 9780815303893 .
- ^ Паршалл, 216
- ^ Доджсон, 1943: 285.
- ^ Доджсон, Паршалл
- ^ Рюмелин, 127–129.
- ↑ В недавних научных работах о Гольбейне он не упоминается, и от атрибуции, похоже, отказались.
- ^ Рюмелин, 129.
- ^ Граттан-Гиннесс, Айвор ; Сопутствующая энциклопедия истории и философии математических наук , с. 178, JHU Press, 2003, ISBN 0-8018-7396-7 , ISBN 978-0-8018-7396-6
- ^ Книги Google, глава 1, с. 19 и далее, Линдберг, Картер. Богословы Реформации: введение в теологию раннего Нового времени , Blackwell Publishing, 2002, ISBN 0-631-21839-4 , ISBN 978-0-631-21839-5 , подробно анализирует их отношения.
- ^ У Битенхольца и Дойчера есть биографическая запись, а в Интернете есть еще одна краткая биография .
- ^ Книги Google
Ссылки
[ редактировать ]- Битенхольц, Питер Г. и Дойчер, Томас Брайан, ред.: Современники Эразма: Биографический реестр Возрождения и Реформации , University of Toronto Press, 2003, ISBN 0-8020-8577-6 , ISBN 978-0-8020-8577-1 Текст онлайн-книг Google
- Доджсон, Кэмпбелл, Граверы по металлу по Гольбейну , The Burlington Magazine , Vol. 83, № 488, Номер Гольбейна (ноябрь 1943 г.), стр. 282–285. ДЖСТОР
- Паршалл, Питер, в: Дэвид Ландау и Питер Паршалл, The Renaissance Print , Йель, 1996, ISBN 0-300-06883-2
- Рюмелин, Кристиан, «Ганс Гольбейн и гравюра», в книге « Ганс Гольбейн Младший: Базельские годы, 1515–1532», Кристиан Мюллер; Стефан Кемпердик; Мэриан Эйнсворт; и др. , Мюнхен: Престель, 2006, ISBN 978-3-7913-3580-3 , 124–32.