Сиротское аббатство
![]() | |
Информация о монастыре | |
---|---|
Другие имена | Аббатство-убежище Марии; Сиротский женский монастырь |
Заказ | Доминиканский Орден |
Учредил | 7 октября 1256 г. |
епархия | Римско-католическая епархия Кура |
Контролируемые церкви | 1 |
Люди | |
Основатель(и) | Рудольф IV Рапперсвиль |
Прежний | Сестра Магдалена (ODSHLT) |
Важные связанные цифры | монастырь состоит из 9 монахинь и одной мирянки (по состоянию на 2015 год). |
Сайт | |
Расположение | Везен , кантон Св. Галлен , Швейцария |
Координаты | 47 ° 08'07 "N 9 ° 05'47" E / 47,1354 ° N 9,0964 ° E |
Видимые останки | монастырский комплекс 1688/90 г. |
Публичный доступ | церковь и гостевой дом открыты для публики, частная территория и библиотека/архивы ограничены |
Другая информация | гостевой дом и предлагает временное проживание ( Kloster auf Zeit ) для женщин от 18 до 40 лет. Кроме того, монахини осуществляют пастырское окормление, содержат монастырскую лавку и пекарню по выпечке евхаристического хлеба, а также ателье по изготовлению свечей и икон. В монастыре также находится известная коллекция богословской литературы, насчитывающая около 8400 произведений. |
Визенское аббатство ( нем . Dominikanerinnenkloster Maria Zuflucht , ODSHLT) — монастырь доминиканских монахинь , расположенный в Везене в кантоне Санкт-Галлен , Швейцария . Доминиканский монастырь расположен у подножия террасного склона холма в центре города Везен, на берегу реки Мааг или Линта из Валензее . Везен, основанный в 1256 году, является старейшим доминиканским монастырем монахинь в Швейцарии. Здания и библиотека (около 8400 произведений) и соответственно архивы внесены в швейцарский реестр культурных ценностей национального и регионального значения .
История
[ редактировать ]Имя Везен впервые упоминается 28 августа 1232 года в документе, подтверждающем обмен товарами между членами знатных семей Кибурга и Рапперсвиля в деревнях Обервезин и Нидервезин , находившихся во владении Кибурга до 1264 года соответственно от Раппервиля. 1283, [1] когда умер Рудольф V, несовершеннолетний брат Элизабет фон Рапперсвиль , и феодальные владения перешли к Рудольфу фон Габсбургу .
Но ядром монашеской общины «в ден Видене» была так называемая Кло , община мирянок или бегинок , живших в этих лесах (нем. Wyden ) до основания монастыря. С быстрым распространением доминиканского ордена в Цюрихе и Куре возникли братские монастыри . [2] Везен находился посередине дороги между двумя братскими монастырями, и во время своих путешествий братья встречались со скромной общиной бегинов. Как свидетельствует самый старый документ монастыря, женщины Везена присоединились к Доминиканскому ордену 7 октября 1256 года, а Мария Цуфлухт является старейшим монастырем такого рода в Швейцарии. [2]
Сестричество в Везене впервые упоминается как «Сорорес де конгрегационе в Везене» в 1256 году. От епископа Курского община получила право на бесплатный прием послушников и даже полномочия предоставлять своим благодетелям индульгенцию . Расположенный между бывшими деревнями Обервезин и Нидервезин , в 1259 году граф Рудольф IV фон Рапперсвиль , отец графини Элизабет, пожертвовал определенные пошлины и земли «в ден Видене» для строительства их монастыря. Первоначально общину поддерживал Predigerkloster Zürich , поскольку она тесно связана с Домом Рапперсвиля . После основания монастыря монахи-доминиканцы в Куре взяли на себя пастырскую помощь в Везене. Генрих III, епископ Констанца , в 1272 году выдал разрешение на строительство часовни и призвал доминиканского священника для проведения ярмарки, таинств и пастырской заботы о женском монастыре. С разрешения епископа съезду было разрешено хоронить своих умерших членов в монастырской церкви. На Рождество, Пасху и Пятидесятницу монахиням приходилось ходить в приходскую церковь Везен. В 1288 году епископ даровал индульгенцию и освятил часовню. [3] В том же году Везен упоминается как город-крепость за пределами монастыря в Видене . [2] Среди других пожертвований монастырю была передана земля в долине Дурнахталь , запечатанная 17 июня 1353 года в Гларусе, когда Юдента Вацци упоминалась как монахиня в Везене. [4] До 1319 года монахинь заставлял, по-видимому, местный священник подчиняться правилу августинцев; обстоятельства неизвестны, но, похоже, вскоре община будет возвращена под власть доминиканцев, о чем конкретно упоминается в документе от 13 марта 1354 года: «Die gaistlich frouwe, die Priorin der Samenunge zu Wide bi Wesenne gelegen...gemeinlich prediger orden» ; [3] Предигер — широко используемое немецкое название доминиканского ордена.
После поражения дома Габсбургов при Нефельсе 9 апреля 1388 года город Везен был сожжен. В начале 15 века город был перестроен, снова как союз семьи Габсбургов, и в то время представлял собой открытое поселение на своем нынешнем месте в доминиканском монастыре, который в 15 веке назывался «Святая Верена», и « Мария Зуфлухт» (буквально «прибежище Марии» ) с 1699 года. [1] Будучи одним из немногих монастырей в Швейцарии, Везен в значительной степени был избавлен от последствий Швейцарской Реформации 1520-х годов, вероятно, не в последнюю очередь потому, что монастырь все еще вёл бедное существование, поэтому не было причин для грабежей. Тем не менее иконоборчество ненадолго подкосило монашескую жизнь, и сестры бежали в двухлетнюю ссылку. По возвращении монахини обнаружили свой монастырь оскверненным и опустошенным. Лишь во второй половине 17 века монастырь полностью восстановился. Но и некоторые пасторы города Везен неоднократно пытались подорвать преференциальные права монастыря. Однако благодаря епископской охране монашеская жизнь осталась нетронутой. [5] В жизни монашеской общины всегда царили простота и бедность, а ее история тесно связана с городком Везен. На сегодняшний день между жителями Везена и монастырем сложились хорошие отношения. [2]
Здания
[ редактировать ]Первоначально монастырь располагался extra muros civitatis , то есть за городскими стенами Везена. Но в отличие от латинского термина, город был построен вокруг монастыря после того, как Визен сгорел в 1388 году. Вероятно, первоначальная монастырская церковь была построена на территории нынешнего гостевого дома в южном крыле нынешнего комплекса зданий. Между 1688 и 1690 годами женский монастырь был перестроен, а его церковь богато украшена. Основная форма церкви также была передана монастырю в том виде, в котором он существует сегодня. Были также планы восстановить монастырь на верхнем холме под названием Гмэль , вызванный повторяющимися наводнениями, но новая конструкция устарела, когда в 19 веке был построен канал Линт. Однако в то же время был переименован монастырь, предоставляющий убежище Посвященной Марии ( Марии Зуфлухт ). Первое наводнение 1350 года было не последним. До недавнего времени община неоднократно распадалась, в частности, в XVIII веке монастырь трижды сильно пострадал от воды реки, а фундамент даже частично смыло. Не ранее, чем в начале 19 века была проведена коррекция речной системы Линт/Мааг, ее неоднократно перестраивали и обновляли. Монастырь действительно построен наполовину на каменистой почве, но в фундаменте почти всего комплекса зданий видна трещина. [5]
Церковь и гостевой дом монастыря открыты для публики, но остальные части женского монастыря являются частью частной территории ( Клаусур ) монашеской общины. [6] Здания монастыря были обновлены в 2005 году. [7] и были планы изменить дизайн его садов. [8]
Церковь
[ редактировать ]В так называемом Rätischer Reichsurbar 842/43 г. н.э. упоминается базилика в Видене , притоке аббатства Пфеферс , которая располагалась у истока ручья Лауйбах . Хотя эта церковь была заброшена, в ней было основано сестричество. Монастырская церковь была завершена в 1278 году. Но в 1350 году монастырский комплекс и церковь сильно пострадали от разрушительного разлива реки Лауйбах. Через год был освящен новый храм в честь Святой Троицы. С 1688 по 1690 год было возведено новое здание, которое уже не было открытым, а представляло собой закрытую компактную площадь, в отличие от прежней трехстворчатой церкви. В новом здании в стиле барокко были интегрированы некоторые элементы первоначального этапа строительства, а также интерьер церкви. Церковь с луковичным куполом образует западное крыло комплекса зданий квадратной формы. [5] В 1822 году был построен новый орган в хоре монастырской церкви на сумму 323 гульдена. Орган был перенесен в галерею в 1884 году, а в 1958 году заменен новым инструментом. [9] Самыми старыми из сохранившихся компонентов являются 200-летние потолочные балки. [5]
Монастырская библиотека
[ редактировать ]В библиотеке представлены произведения аскетизма, мистики и литургии. Справочная библиотека расположена на территории ограждения и поэтому обычно не открыта для публики, но принимается по согласованию с библиотекарем. Библиотека занимает две комнаты в северо-восточной части монастыря.
Источник
[ редактировать ]Во второй половине 17 века был создан небольшой библиотечный фонд, состоящий в основном из литературы по аскетизму . Продолжение и в 18 веке покупка книг происходила в узких пределах. Во время Гельветической республики и вскоре после этого из-за расквартированных французских и австрийских войск, среди прочего, произошли книжные потери. Когда в 1906 году две последние монахини доминиканского монастыря Св. Катариненталь (упраздненного в 1860 году) переехали в Везен, они также предоставили около 440 томов немецкой аскетической литературы. Это составляет основу до сих пор сохранившегося портфолио раннего Нового времени, которое было разработано по большей части в 20 веке вместе с новейшей литературой в виде файлов списков с указанием авторов и предметов. В 1973 году из библиотеки вспомогательного священникского дома редемптористов (нем. Hilfspriesterheim der Redemptoristen ) было изъято около 1000 томов, в том числе 25 произведений, изданных до 1900 года. С середины 20 века всё чаще приобреталась художественная литература. [10]
Коллекция библиотеки
[ редактировать ]Коллекция насчитывает около 8400 произведений, из них 1466 (17,5%) относятся к старому фонду. 6 гравюр появились в 16 веке, 61 в 17 веке, 350 в 18 веке и 1049 в 19 веке. 1172 работы написаны на немецком языке, 235 — на латыни, 47 — на французском, 6 — на итальянском, 4 — на английском, 1 — на иврите, а также одна — на датском языке. 93,6% (1358 наименований) принадлежат богословским наукам и лишь 6,4% (108 работ) - другим наукам. [10]
Чуть более половины богословской литературы (715 произведений или 53 %) составляют темы, связанные с аскетизмом: 237 (17,3 %) литургии, преимущественно требники , 152 (11,2 %) жития , 72 (5,3 %) нотно-песенных сборников, 53 (3,9 %) %) религиозных правил и разъяснений правил, 38 (2,8%) церковной истории и по 23 (1,7%) библейской литературы и святоотеческих писаний . Работы на темы катехизации (16 разделов) и гомилетики (11 разделов) представлены в небольшом количестве, главным образом из-за церковного статуса монахинь, а также, вероятно, из-за небольшого числа духовных дарителей-мужчин. То же самое относится и к таким теоретическим дисциплинам богословия, как экзегетика и догматическое богословие (каждая по 8 работ) и моральное богословие (2 работы). Из латинских сочинений на богословские темы приходится 233, в том числе 211 (90,5%) богослужебных произведений. [10]
Сегмент аскетизма (715 единиц) включает 701 немецкое и 12 французских произведений, каждое из которых написано на латыни и итальянском языке. Две гравюры датируются 16 веком (в том числе «Von der Gemahelschafft des Himlischen Künigs» Адама Валассара, Диллинген, 1572 г.), 35 — 17 века, 160 — 18 века и 518 — 19 века. Большинство ранних современных гравюр было частью библиотеки монастыря Святой Катарины, небольшое количество - из других монастырей, например, «Авраам а Санкта-Клара, Beschreibung der berühmbten Wallfahrt Maria Stern», Баден 1688, из аббатства Рейнау . Франц фон Салес написал 17 названий. Сочинения Терезы фон Авила (две части в одном томе, Вюрцбург, 1649 г.) были подарены фрейгером Францем фон Энценбергом, каноником в Бриксене, визенской монахине Марии Терезии Барелл. Популярными авторами являются Михаэль Линцель (14 работ), Анна Катарина Эммерих (13), Альбан Штольц (12), Мартин фон Кохем (11), Альфонс Мария Лигуори (10) и Людвиг де Понте (9). Литургия включает в себя правила и агиографическую литературу почти исключительно религиозной литературы, связанной с христианскими орденами, например, Regul deß Heiligen Vatters Augustini» (Констанц, 1722 г.) под редакцией Иоганна Штирма, «Regel und Satzungen der Schwestern Prediger = Ordens» (Аугсбург, 1735 г.). ), или «Идея святости. Beschreibung deß Lebens Dominici» (Аугсбург, 1697 г.) из доминиканского аббатства в Констанце. [10]
Медицина и травничество (16 работ) представлены «Spiegel der artzney» Лоренца Фриса (Страсбург, 1532 г.), «Das krëuterbuch Oder Herbarius» (Аугсбург, 1534 г.), «Die Neue Apothecker/Jar=Ordnung» (Вена, 1744 г.) и «Die Neue Apothecker/Jar=Ordnung» (Вена, 1744 г.). Наставления по общественному просвещению сельских жителей с целью их здоровья» (Аугсбург, 1787 г.) Огюста Тиссо и переведены на немецкий язык Гансом Каспаром Хирцелем. Среди сюжетов светской литературы преимущественно произведения художественной и эстетической литературы (25), например Карл Филипп Мориц (редактор) «Мемуары, записанные для пропаганды благородного и прекрасного» (Берлин, 1786), и «Басни Лафонтена, французские и немецкий» (Берлин, 1795 г.), опубликованный Самуэлем Генрихом Кателем. Стоит упомянуть и другие грамматики и словари (14), историческую литературу (13), а также книги для поваров и горничных (17), например, «Luzernerisches Koch=Buch» (Люцерн, 1809 г.), «Constanzer Kochbuch» (Констанц, 1827 и 1835 гг.). [10]
Каталогизация
[ редактировать ]Доступны современные общие каталоги, карточные каталоги (для старых запасов), алфавитный авторский каталог, биогеохимический каталог по материалам, а затем в алфавитном порядке по названию, тематический каталог по алфавиту лиц с полями «биография» и «агиография» по людям-ключевым словам, местонахождению. каталог и объемный каталог, частично отклоняющийся от биогеохимического каталога. Каталог магазина включает также статистические данные за ноябрь 1949 года (1630 томов) и по состоянию на 8 февраля 1979 года (4177 томов), а также существуют различные другие системы категоризации, включая каталоги акций за 1900, 1907, 1916, 1930/31, 1950 годы. , 1960 и 1973 гг. [10]
Деятельность
[ редактировать ]По состоянию на 2015 год в монастыре Везен проживают девять монахинь-доминиканок и мирянка в возрасте от 44 до 76 лет. [11] По состоянию на 2003 год община представляла собой (средний возраст 59 лет) монастырь относительно молодого возраста ; самой молодой монахине было 36 лет, самой старшей - 83. Как и во многих других монастырях, в течение десятилетий не было новых послушниц, но с 1983 по 2003 год к монашеской общине присоединились шесть женщин, и три из них стали монахинями женского монастыря Везен. От 16 до 18 монахинь были бы идеальными для монашеской жизни в Везене, но активное участие в поиске новых послушниц для монастыря противоречит позиции общины . [12]
Монашеская община предоставляет гостевой дом и предлагает временное пребывание в общине, так называемый «временный монастырь» (нем. Kloster auf Zeit ) для женщин от 18 до 40 лет. Кроме того, монахини осуществляют пастырское окормление, содержат монастырскую лавку и пекарню по выпечке евхаристического хлеба, а также ателье по изготовлению свечей и икон. [13] [14]
В аббатстве Визен находится одна из самых современных вафельных пекарен в Швейцарии, построенная в 2002 году и обошедшаяся в 200 000 швейцарских франков. Полностью автоматически жидкое жидкое тесто выливается на конфорки и выпекается в проходе в течение двух минут. Перед Рождеством и Пасхой мы испытываем наибольший спрос , поскольку в связи с большими религиозными праздниками богослужения посещает больше людей, соответственно больше спрос на вафли. Каждую неделю в Визене выпекается около 30 000 коричневых и 3 000 белых вафель. Они сделаны исключительно из муки и воды, без разрыхлителей, таких как дрожжи или разрыхлитель. Евхаристические облатки должны быть выпечены, согласно каноническому праву, из чистой пшеничной муки. Когда полностью выпеченные хлебные пластины выдерживаются несколько часов в помещении с повышенной влажностью, небольшие круглые вафли впоследствии разрезаются. Только в монастыре Визен каждый год производят около двух миллионов таких маленьких булочек. Выпечкой вафель занимаются почти исключительно несколько монастырей Швейцарии. [12]
Культурное наследие
[ редактировать ]Строительный комплекс и монастырские архивы/библиотеки внесены в швейцарский реестр культурных ценностей национального и регионального значения как объект класса B регионального значения. [15]
Литература
[ редактировать ]- Роже Саблонье : Период основания без сообщников: Политика и общество в центральной Швейцарии около 1300 года . здесь + сейчас, Баден 2008, ISBN 978-3-03919-085-0 .
- Бернхард Андерес: Путеводитель по искусству Швейцарии GSK, Том 535/536: Везен - Доминиканский монастырь и Бюлькирхе . Берн 1993, ISBN 3-85782-535-9 .
- Эрвин Югстер: Благородная территориальная политика в Восточной Швейцарии. Церковные устои в зоне напряженности между бывшей суверенной политикой репрессий . Цюрих 1991, ISBN 3-90527-868-5 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Патрик Шнитцер (10 июня 2015 г.). «Везен» (на немецком языке). ЗОЖ . Проверено 17 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д «История» (на немецком языке). Доминиканский монастырь Марии-Убежища . Проверено 17 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Альфред Эренспергер (2015). Церковная служба в Аппенцеллерланде и Сарганзерланд-Верденберге: до, во время и после Реформации примерно до 1700 года (на немецком языке). Богословское издательство Цюрих. ISBN 9783290177768 . Проверено 19 октября 2015 г.
- ^ «Перенос Альпштессена в Дурнахтале в монастырь Везен» (на немецком языке). Фонд юридических источников Швейцарской ассоциации юристов: Правовые источники города и власти Рапперсвиля (с фермами Бускирх/Йона, Кемпратен и Ваген) . Проверено 19 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Надин Рыдзик (13 июня 2014 г.). «Старейший доминиканский монастырь Швейцарии» (на немецком языке). Юго-восточная Швейцария . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ «Достопримечательности (Мариинский монастырь-убежище)» (на немецком языке). heidiland.com . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ «Клостер Мария Цуфлухт, Визен, 2005 г.» (на немецком языке). truttmann-partner.ch . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ Лаура Шверцманн. «Везен - сады монастыря-убежища Марии» (на немецком языке). hsr.ch. Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ Рудольф Брюхин. «Изготовители органов Вальпен из Рекингена (Гомс)» (PDF) (на немецком языке). doc.rero.ch. Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Справочник коллекций исторических книг в Швейцарии» (PDF) (на немецком языке). Центральная библиотека Цюриха , Олмс-Вайдман Хильдесхайм, Цюрих, Нью-Йорк. 2011 . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ «Сообщество» (на немецком языке). Доминиканский монастырь Марии-Убежища . Проверено 17 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Маркус Ронер (19 декабря 2003 г.). «Баланс работы и молитвы» (на немецком языке). tagblatt.ch . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ «Предложения» (на немецком языке). Доминиканский монастырь Марии-Убежища . Проверено 17 октября 2015 г.
- ^ «Dominikanerinnenkloster Maria Zuflucht – Wesen» (на немецком языке). dominikanerinnen.net . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ «Инвентаризация объектов Б в сомах» (PDF) . Швейцарская Конфедерация, Управление гражданской защиты. 18 февраля 2015 г. Проверено 18 сентября 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (на немецком языке)
- 1256 заведений в Европе
- Заведения XIII века в Швейцарии
- Религиозные организации, основанные в 1250-х годах.
- Христианские монастыри, основанные в 13 веке.
- Доминиканские монастыри монахинь
- Христианские монастыри Швейцарии
- Здания и сооружения в кантоне Санкт-Галлен
- Культурные ценности регионального значения в кантоне Санкт-Галлен
- Дом Рапперсвиля