Jump to content

Сэмюэл Смайлс

Сэмюэл Смайлс
Портрет сэра Джорджа Рида , 1877 год.
Рожденный 23 декабря 1812 г.
Умер 16 апреля 1904 г. (91 год)
Кенсингтон , Лондон, Англия
Альма-матер Эдинбургский университет
Известный Биографии и книги самопомощи
Заметная работа Самопомощь

Сэмюэл Смайлс (23 декабря 1812 — 16 апреля 1904) — британский писатель и реформатор правительства. Хотя он проводил кампанию на чартистской платформе, он продвигал идею о том, что больший прогресс будет достигнут благодаря новым отношениям, чем новым законам. Его основная работа «Самопомощь» (1859) пропагандировала бережливость и утверждала, что бедность вызвана в основном безответственными привычками, а также нападала на материализм и правительство невмешательства . Ее называли «библией либерализма середины викторианской эпохи », и она оказала длительное влияние на британскую политическую мысль.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Смайлз родился в Хаддингтоне, Восточный Лотиан , Шотландия, в семье Джанет Уилсон из Далкита и Сэмюэля Смайлса из Хаддингтона. Он был одним из одиннадцати выживших детей. Хотя члены его семьи были строгими реформатскими пресвитерианцами , он не практиковал. Он учился в местной школе и ушел из нее в возрасте 14 лет. Он учился на врача у доктора Роберта Льюинса. [1] Такое расположение позволило Смайлзу изучать медицину в Эдинбургском университете в 1829 году. [2] Там он развил свой интерес к политике и стал решительным сторонником Джозефа Хьюма .

Его отец умер во время эпидемии холеры 1832 года , но Смайлзу удалось продолжить учебу, поскольку его поддерживала мать. Она управляла небольшим семейным универсальным магазином , веря, что «Господь усмотрит». Ее пример непрестанной работы, чтобы прокормить себя и своих девяти младших братьев и сестер, сильно повлиял на будущую жизнь Смайлза, но у него развился мягкий и терпимый взгляд на жизнь, который иногда расходился с взглядами его реформатских пресвитерианских предков. [ нужна ссылка ]

В 1838 году Смайлзу предложили стать редактором реформистской газеты « Лидс Таймс» . [3] Следующие двадцать лет он провел в городе, переехав жить на Вудхаус-Клифф в 1847 году. [4]

Карьера участника кампании

[ редактировать ]

В 1837 году он писал статьи для Edinburgh Weekly Chronicle и Leeds Times , агитируя за парламентскую реформу . [1] В ноябре 1838 года Смайлзу было предложено стать редактором « Лидс Таймс» , и он принял эту должность и занимал ее до 1842 года. [2] В мае 1840 года Смайлс стал секретарем Ассоциации парламентской реформы Лидса, организации, которая придерживалась шести целей чартизма : всеобщее избирательное право для всех мужчин старше 21 года; избирательные округа равного размера; голосование тайное ; прекращение необходимости депутатов претендовать в парламент , кроме как путем победы на выборах; оплата депутатов; и ежегодные парламенты.

Будучи редактором « Лидс Таймс» , он выступал за радикальные идеи, начиная от избирательного права женщин и заканчивая свободной торговлей и парламентской реформой. Однако к концу 1840-х годов Смайлз стал обеспокоен защитой физической силы чартистами Фергюсом О'Коннором и Джорджем Джулианом Харни , хотя он, кажется, согласился с ними, что нынешняя тактика движения не эффективна, заявив, что «простая политическая реформа не излечит многообразие зол, от которых сейчас страдает общество».

7 декабря 1843 года Сэмюэл женился на Саре Энн Холмс Диксон в Лидсе. У них было три дочери и два сына. [2]

В 1845 году он покинул газету «Лидс Таймс» и стал секретарем недавно созданной железной дороги Лидс и Тирск . Через девять лет он работал на Юго-Восточной железной дороге .

В 1850-х годах Смайлс отказался от своего интереса к парламенту и решил, что самопомощь является самым важным местом реформ. В 1859 году он опубликовал свою книгу «Самопомощь»; с иллюстрациями характера и поведения .

Смайлс писал статьи для журнала Quarterly . В статье о железных дорогах он утверждал, что железные дороги следует национализировать и поощрять пассажиров третьего класса. [5] В 1861 году Смайлс опубликовал статью в ежеквартальном журнале , переименованном в «Workers Earnings, Savings and Strikes» . Он утверждал, что бедность во многих случаях была вызвана привычной расточительностью:

Времена великого процветания, когда заработная плата самая высокая и фабрики работают полный рабочий день, - это не времена процветания механических институтов и школ, а времена, когда мытари и продавцы пива процветают и богатеют... Рабочий, зарабатывающий 50 шиллингов. до 60-х годов. неделю (выше средней зарплаты банковских клерков) довольствовался проживанием в жалком однокомнатном жилище в плохом районе, где одна комната служила гостиной, кухней и спальней для всей семьи, состоявшей из мужа, жена, четыре сына, две кошки и собака. Свидетеля спросили: Как вы думаете, эта семья не смогла получить лучшее жилье или они были небрежны? Они были неосторожны, был ответ. [6]

В 1866 году Смайлз стал президентом Национального института сбережений, но покинул его в 1871 году после изнурительного инсульта.

The Globe Permanent Benefit Building Society 493 New Cross Road Deptford SE14 Основано в 1868 году. Основано в 1878 году для взаимной выгоды инвесторов и заемщиков с одобрения покойного Сэмюэля Смайлса. В отчете к 50-летнему юбилею (1 августа 1918 г.) говорится, что он был директором-основателем и участвовал в нем в течение трех лет. Все основатели жили в Дептфорде или его окрестностях, как и десять преемников.

Сочинения

[ редактировать ]

В 1875 году его книга «Бережливость» вышла . В нем он сказал, что «богатство не претендует на какую-либо честь. Только вульгарные люди восхищаются богатством как богатством». [7] Он утверждал, что Закон о поправках к Закону о бедных 1834 года был «одним из самых ценных, которые были внесены в свод законов в наше время». [8] Он также раскритиковал политику невмешательства :

Когда вспыхивает тиф или холера, нам говорят: Никто не виноват. Этот ужасный Никто! За что ему придется ответить. Никто не причиняет больше зла, чем весь мир. Никто не фальсифицирует нашу еду. Никто нас не травит плохим напитком. Никто не снабжает нас грязной водой. Никто не разносит лихорадку в тупиках и неубранных переулках. Никто не покидает города неосушенными. Никто не заполняет тюрьмы, пенитенциарные учреждения и каторжные изоляторы. Никто не делает браконьеров, воров и пьяниц. Ни у кого нет теории — ужасной теории. Оно выражается в двух словах — Laissez faire — Не говоря уже о том. Когда люди отравляются парижским гипсом, смешанным с мукой, лекарством является «Не говоря уже о». Когда вместо хмеля используется Cocculus indicus и люди умирают преждевременно, легко сказать: «Никто этого не делал». Пусть те, кто может, узнают, когда их обманывают: Caveat emptor . Когда люди живут в грязных жилищах, оставьте их в покое. Пусть несчастье сделает свое дело; не мешайте смерти. [9]

В 1871 году он отредактировал письма, написанные его сыном Сэмюэлем Смайлсом-младшим (род. 1852), и отправил их домой во время подросткового морского путешествия (взятого ради здоровья). [10] ), а также журнал своего путешествия в Австралию и Соединенные Штаты в период с февраля 1869 по март 1871 года, который он вел, и опубликовал их в Лондоне в виде книги под названием « Путешествие мальчика вокруг света» .

В 1881 году он утверждал:

Труд утомителен, и результаты от него медленны. Некоторые люди решают жить трудом других и с того момента, как приходят к этому решению, становятся врагами общества. Нечасто бедствие толкает людей на преступление. В девяти случаях из десяти это выбор, а не необходимость. Моральная трусость проявляется как в общественной, так и в частной жизни. Снобизм не ограничивается подхалимством богатых, но так же часто проявляется в подхалиме бедных... Теперь, когда «массы» осуществляют политическую власть, существует растущая тенденция заискивать перед ними, льстить им, ничего не говорить. но ласковые слова для них. Им приписывают добродетели, которыми, как они сами знают, они не обладают. Чтобы завоевать их расположение, часто симулируют взгляды, осуществление которых, как известно, безнадежно. Народный агитатор должен угодить тому, к кому он обращается, и нашему самолюбию всегда весьма приятно услышать, что в наших страданиях виноват кто-то другой. Поэтому этим ораторам редко приходит в голову предположить, что те, к кому они обращаются, сами виноваты в своих страданиях или что они злоупотребляют средствами счастья, которые им доступны... Капиталист - это просто человек, который не тратит все то, что зарабатывается трудом. [11]

Самопомощь

[ редактировать ]

Смайлс не очень преуспел в своей карьере врача и журналиста. Он присоединился к нескольким кооперативным предприятиям, но они потерпели неудачу из-за нехватки капитала. Разочаровавшись, он отвернулся от утопизма среднего класса. В конце концов он нашел интеллектуальное убежище и национальную известность в изоляции от самопомощи. [12]

Истоки его самой известной книги « Самопомощь » лежат в речи, которую он произнес в марте 1845 года в ответ на просьбу Общества взаимного совершенствования, опубликованной под названием « Образование рабочего класса» . В нем Смайлс сказал:

Я бы не хотел, чтобы кто-нибудь здесь думал, что, поскольку я упомянул людей, которые путем самообразования поднялись от бедности до социального положения и даже богатства, это главные показатели, к которым следует стремиться. Это было бы большим заблуждением. Знание само по себе является одним из высших наслаждений. Невежественный человек проходит через мир мертвым для всех удовольствий, кроме чувств... У каждого человека есть великая миссия, которую нужно развивать, благородные способности, которые нужно развивать, и огромная судьба, которую нужно выполнить. Он должен иметь средства образования и свободно проявлять все силы своей богоподобной природы. [13]

Недавно основанное Routledge издательство отказалось от публикации «Самопомощи» в 1855 году. [14] Двадцать лет спустя Смайлз сидел рядом с Джорджем Рутледжем на обеде и спросил его: «А когда, доктор Смайлс, мы будем иметь честь опубликовать одну из ваших книг?»; Смайлс ответил, что мистер Рутледж уже имел честь отказаться от Самопомощи . [15] Хотя Джон Мюррей был готов опубликовать «Самопомощь» по системе половинной прибыли, Смайлз отверг это предложение, поскольку не хотел, чтобы книга потеряла анекдоты. В 1859 году Смайлз самостоятельно опубликовал книгу, сохранив за собой авторские права, при этом он заплатил Джону Мюррею десятипроцентную комиссию. [15] В течение года после публикации было продано 20 000 экземпляров. К моменту смерти Смайлса в 1904 году было продано более четверти миллиона копий. [16] Самопомощь «подняла [Улыбается] до статуса знаменитости: почти в мгновение ока он стал ведущим экспертом и гуру, с которым часто обращаются за консультациями». [17] Улыбки» внезапно вошли в моду, и его завалили просьбами заложить камни в фундамент, сесть для его портрета, вручить призы детям-сиротам, произнести речи с трибуны. Простой парень был рад этим приглашениям, но принять его, естественно, не мог. .У него была своя работа... его долг не лежал на какой-либо публичной платформе... Он лежал в его кабинете с его Работой». [18]

Проведение рукописи

[ редактировать ]

Смайлс намеревался опубликовать книгу под названием «Поведение » в 1896 году. Он представил ее своему издателю, но Джон Мюррей отказался публиковать книгу. В 1898 году в публикации снова было отказано.

После смерти Смайлса в 1904 году рукопись « Поведения» была найдена в его столе и по совету Джона Мюррея уничтожена. [19] Известно, что ни одна копия не существует.

Дальнейшая жизнь, смерть и потомки

[ редактировать ]

Сэру Джорджу Риду было поручено написать портрет Смайлса, завершенный в 1877 году и ныне находящийся в коллекции Национальной галереи в Лондоне . Копии его почерка можно найти в архивах Совета Восточного Лотиана. [20]

Когда в 1892 году Уильям Гладстон вернулся к власти и в качестве премьер-министра представил свой второй законопроект о самоуправлении в Ирландии , Смайлс написал своему сыну в Ольстер : «Не бунтуй. Молчи, хотя я вижу твое имя среди агитаторов». ... Ваше письмо ужасно тревожно... Гладстон пришел к власти, и нам грозит гражданская война. Это не может быть результатом хорошей государственной мудрости. Однако есть члены-либералы, которые подбадривают маньяка. Увы, увы либерализму! ... Должен ли я уведомить вас за шесть месяцев о снятии ссуды BR Co., потому что я хочу оставить те небольшие деньги, которые у меня есть, для жены и детей, а не для вооружения ольстерцев». [21] Смайлс писал Люси Смайлс в 1893 году: «Этот законопроект о самоуправлении ужасен... Я совершенно потрясен этой несчастной собакой, ошибочно названным государственным деятелем, ввергающей страну в состояние хаоса. Я не могу понять, как так много людей в этой части Британия следует за этим маньяком, как стадо овец. Он просто лопается от самомнения. Увы! Увы либерализму!» [22]

16 апреля 1904 года Сэмюэл Смайлс умер в Кенсингтоне на 92-м году жизни в Лондоне и был похоронен на Бромптонском кладбище . Сообщается, что незадолго до смерти ему предложили рыцарское звание, которое он отказался принять.

Среди внуков Смайлза - сэр Уолтер Смайлс , член парламента от Ольстерской юнионистской партии . Через эту ветвь семьи Смайлз также является прапрадедом Беара Гриллса , известного авантюриста.

Наследие

[ редактировать ]
Сэмюэл Смайлс (8116935276)

Самопомощь называли «библией либерализма середины викторианской эпохи». [23] и это почти за одну ночь подняло Смайлса до статуса знаменитости.

Депутат от либеральной партии Дж. А. Робак в 1862 году назвал «Заработок, забастовки и сбережения рабочих » Смайлса «очень замечательной книгой» и процитировал отрывки из нее в своей речи. [24]

Джордж Бернард Шоу в своих «Фабианских очерках о социализме» (1889) назвал Улыбку «этим современным Плутархом ». [25]

Американский писатель-вдохновитель Орисон Светт Марден был вдохновлен Сэмюэлом Смайлсом, прочитав книгу «Самопомощь» в юности . Десятилетия спустя он написал «Выдвижение вперед» (1894) и стал профессиональным писателем под влиянием Смайлза.

В конце девятнадцатого и начале двадцатого века наблюдался подъем нового либерализма , кейнсианской экономики и социализма, которые относились к бережливости неблагоприятно. [26] Экономисты-новолибералы Дж. А. Хобсон и А. Ф. Маммери в своей «Физиологии промышленности» (1889) утверждали, что сбережения приводили к неполной занятости капитала и рабочей силы во время торговых депрессий. Общая теория занятости, процента и денег (1936) Джона Мейнарда Кейнса попыталась заменить классическую либеральную экономику.

Строительные общества приняли идею бережливости для самосовершенствования, представленную в книге «Бережливость» . В 1897 году газета «Галифакс» напечатала «Брошюру о страданиях», в которой ветхий дом и зажиточный дом изображены рядом друг с другом под этикетками «Желание бережливости» и «Бережливость». В листовке есть такие фразы: «Мало, но часто наполняет кошелек», «Прежде чем жениться, найдите дом, в котором можно жить» и «Провидение будет процветать там, где гений будет умирать с голоду. Когда улыбка удачи воспользуется преимуществом». написано на полях. На самом деле большинство людей не могли экономить, потому что в то время банки не принимали небольшие вклады. [27] [28]

В 1905 году Уильям Бойд Карпентер , епископ Рипона , похвалил Смайлза: «Епископ сказал, что заметил в некоторых кругах небольшую тенденцию пренебрегать домашними энергиями жизни, о которых когда-то так высоко думали. Он вспомнил появление Селфа. -Помощь , Сэмюэл Смайлс, который 40 или 50 лет назад читал лекции в Лидсе, поощряя молодых людей заниматься самосовершенствованием. Его книги читались с необычайной жадностью, но там возникла школа, которая учила существованию прекрасного и действию. ничего. В этой школе пренебрегали бережливостью, мало внимания уделяли характеру и, может быть, мало внимания долгу». [29]

Депутат от лейбористской партии Дэвид Гренфелл в ходе дебатов по законопроекту о переходных выплатах (определении потребностей) утверждал, что законопроект 1932 года «дискриминировал не расточительных, бездельников и расточителей, а трудолюбивых, бережливых людей, которым приходилось заплатить суровое наказание. Министр труда наказал самопомощь. Он вылил презрение на Сэмюэля Смайлса и все его работы». [30]

Либерал Эрнест Бенн упомянул Улыбку в 1949 году, восхваляя достоинства самопомощи. [31]

В 1962 году директор Британского института менеджмента Джон Марш заявил, что молодым людям, поступающим в промышленность, необходимо чувство служения и долга; они должны быть «людьми с характером, которые знают, как вести себя хорошо, даже в периоды успеха»; они должны обладать самодисциплиной в мышлении и поведении: «Еще есть что сказать в отношении доктрины Сэмюэля Смайлса о самопомощи». [32]

Либеральный экономист Ф.А. Хайек писал в 1976 году: «Вероятно, это несчастье, что, особенно в США, популярные писатели, такие как Сэмюэл Смайлс... защищают свободное предпринимательство на том основании, что оно регулярно вознаграждает тех, кто этого заслуживает, и это не сулит ничего плохого для других». будущее рыночного порядка, кажется, стало единственной его защитой, которую понимает широкая общественность. То, что он в значительной степени стал основой самооценки бизнесмена, часто придает ему вид самодовольства, который придает ему уверенность в своей правоте. не делает его более популярным». [33]

Сочинения

[ редактировать ]

Темы самопомощи

[ редактировать ]
  • Самопомощь , 1859 г.
  • Персонаж , 1871 г.
  • Бережливость , 1875
  • Долг , 1880 г.
  • Жизнь и труд , 1887

Биографические произведения

[ редактировать ]
Включает жизни Эндрю Яррантона , Бенджамина Хантсмана , Дада Дадли , Генри Модслея , Джозефа Клемента и др.
  • Том 4 Бултон и Ватт , 1865 г.
  • Гугеноты г. : их поселения, церкви и промышленность в Англии и Ирландии , 1867
  • Гугеноты во Франции . 1870 г.
  • Жизни инженеров , новое изд. в 5 томах, 1874 г.
(включая жизни Стивенсона, Бултона и Ватта)
  • Жизнь шотландского натуралиста: Томас Эдвард , 1875 г.
  • Джордж Мур , торговец и филантроп , 1878 г.
  • Роберт Дик , пекарь из Терсо, геолог и ботаник , 1878 г.
  • Люди изобретений и промышленности , 1884 г.
Финеас Петт , Фрэнсис Петтит Смит , Джон Харрисон , Джон Ломбе , Уильям Мердок , Фредерик Кениг , Семья Уолтеров из The Times , Уильям Клоуз , Чарльз Бьянкони и главы о промышленности Ирландии , Судостроении в Белфасте , Астрономы и студенты в скромной жизни

Рост промышленной археологии и истории в Британии с 1960-х годов привел к переизданию ряда из этих изданий, а некоторые из них доступны в Интернете из таких источников, как Project Gutenberg , отмеченных ниже.

Примечания

  1. ^ Jump up to: а б «Сэмюэл Смайлс: Биография» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2013 года . Проверено 3 декабря 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Мэтью, HCG (2004), «Улыбается, Сэмюэл (1812–1904)», Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.), Oxford University Press подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
  3. ^ «Доктор Сэмюэл Смайлс (1812–1904) — Они жили в Лидсе — Общество Торесби» . www.thoresby.org.uk . Проверено 11 ноября 2022 г.
  4. ^ «3 и 4 Вудхаус Клифф (IOE01/12328/29) Архивный элемент — Коллекция изображений Англии | Историческая Англия» . historengland.org.uk . Проверено 11 ноября 2022 г.
  5. ^ Улыбки, с. 99.
  6. ^ Улыбки, с. 100.
  7. ^ Сэмюэл Смайлс, Бережливость (Лондон: Джон Мюррей, 1885), стр. 294.
  8. ^ Улыбки, Бережливость , с. 330.
  9. ^ Улыбки, Бережливость , с. 337.
  10. ^ Сэмюэл Смайлс-младший, Путешествие мальчика вокруг света (Лондон: Джон Мюррей, 1871), стр. VII.
  11. ^ Улыбки, с. 154.
  12. ^ Роберт Дж. Моррис, «Томми Смайлс и возникновение самопомощи; отступление к мелкобуржуазной утопии». Исторический журнал 24.1 (1981): 89–109 онлайн .
  13. ^ Улыбки (1956) , стр. 70–71.
  14. ^ Питер В. Синнема, «Введение», в книге Сэмюэля Смайлса, Самопомощь (Оксфорд: Oxford University Press, 2002), стр. xvi.
  15. ^ Jump up to: а б Улыбки, с. 88.
  16. ^ Синнема, с. VII.
  17. ^ Питер В. Синнема, «Введение», в книге Сэмюэля Смайлса, «Самопомощь» (Оксфорд: Oxford University Press, 2002), стр. VII.
  18. ^ Улыбки, с. 94.
  19. ^ Улыбки, с. 191, н. 4.
  20. ^ «Результаты поиска» . Центр Джона Грея . Проверено 12 марта 2020 г.
  21. ^ Улыбки, стр. 184–185.
  22. ^ Улыбки, с. 185.
  23. ^ М.Дж. Коэн и Джон Мейджор (ред.), История в цитатах (Лондон: Cassell, 2004), стр. 611.
  24. ^ «Таймс» (20 января 1862 г.), стр. 10.
  25. ^ ГБ Шоу (редактор), Фабианские эссе о социализме (Лондон: Фабианское общество, 1889), стр. 10.
  26. ^ Бриггс (1955) , с. 144
  27. ^ Текст на стене из книги «Покупка безопасности — строительные общества» , Музей на кургане, Эдинбург.
  28. ^ Хантли и Палмерс, 1868: любезно предоставлено Рединговой музейной службой.
  29. ^ The Times (21 августа 1905 г.), стр. 4.
  30. The Times (15 ноября 1932 г.), стр. 7.
  31. ^ Эрнест Бенн, Счастливые дни (Ernest Benn Limited, 1949), стр. 92–93.
  32. ^ The Times (5 января 1962 г.), стр. 6.
  33. ^ Ф.А. Хайек, Закон, законодательство и свобода. Том 2: Мираж социальной справедливости (Лондон: Routledge, 1982), с. 74.

Библиография

  • Бриггс, Аса (1955). «Сэмюэл Смайлс и Евангелие труда» . Викторианские люди. Переоценка личностей и тем. 1851–67 . Издательство Чикагского университета. стр. 116–139.
  • Черчилль, Уинстон С. (1958). Великие демократии . История англоязычных народов. Том. 4.
  • Синнема, Питер В.: «Введение», в книге Сэмюэля Смайлса, « Самопомощь» (Оксфорд: Oxford University Press, 2002).
  • Улыбается, Эйлин (1956), Сэмюэл Смайлс и его окружение , Роберт Хейл

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кристофер Клаузен, «Как присоединиться к среднему классу с помощью доктора Смайлса и миссис Битон», American Scholar , 62 (1993), стр. 403–18.
  • К. Филден, «Сэмюэл Улыбается и самопомощь», Victorian Studies , 12 (1968–69), стр. 155–76.
  • Дж. Ф. К. Харрисон, «Викторианское евангелие успеха», Victorian Studies , 1 (1957–58).
  • Джон Хантер, «Дух самопомощи - жизнь Сэмюэля Смайлса» (Шепард Уолвин, 2017).
  • Адриан Джарвис, Сэмюэл Смайлс и построение викторианских ценностей (Саттон, 1997).
  • Томас Маккей (редактор), Автобиография Сэмюэля Смайлса (Джон Мюррей, 1905).
  • Р. Дж. Моррис, «Сэмюэл Смайлс и генезис самопомощи», Исторический журнал , 24 (1981), стр. 89–109.
  • Джеффри Ричардс, «Распространение Евангелия самопомощи: Г. А. Хенти и Сэмюэл Смайлс», Journal of Popular Culture , 16 (1982), стр. 52–65.
  • Тим Трэверс, «Сэмюэл Смайлс и истоки «самопомощи»: реформа и новое просвещение», Albion , 9 (1977), стр. 161–87.
  • Владимир Трендафилов, «Истоки самопомощи: Сэмюэл Смайлс и формирующее влияние на бывшую плодотворную работу», The Victorian , 1 (2015).
  • Александр Тиррелл, . «Классовое сознание в ранней викторианской Британии: Сэмюэл Смайлс, политика Лидса и кредо самопомощи». Журнал британских исследований, том. 9, нет. 2, 1970, стр. 102–125. онлайн
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 863945a115733ba41835f0b9921e5a57__1708535280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/57/863945a115733ba41835f0b9921e5a57.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Samuel Smiles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)